Оценка сфер развития ребенка
Фамилия, Имя ребенка _____________________________ Возраст: ____лет______мес
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребенка Вашей группы. Это поможет Вам и другим специалистам ДОУ организовать эффективное развитие и помощь ребенку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить (обвести кружочком в соответствующей графе) только одно из трех значений: “0”, “1” или “2”, что характеризует выраженность данного показателя поведения или развития на текущий момент.
Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение “0”; если показатель отмечается, но не постоянно – “1”; показатель характерен для ребенка и проявляется часто – “2”. Будьте внимательны, не пропускайте утверждений.
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка и наблюдается часто
I.
Поведение ребенка
1.
Импульсивен, двигательно расторможен. Нуждается в многократном повторении инструкций и постоянном контроле взрослого
1
2
2.
С трудом подчиняется правилам, не реагирует на замечания, много и часто возбужден неусидчив, на занятиях неусидчив.
1
2
3.
Тормозим. Не сразу включается в работу, долго «раскачивается», постоянно нуждается в организующей помощи взрослого.
1
2
4.
Неуверен в своих силах. Боязлив, тревожен и робок. Часто плачет.
1
2
II.
Темповые характеристики деятельности
Сумма по I гр:
5.
Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми
1
2
6.
Темп деятельности неравномерен. Быстро устает, теряет интерес, бросает занятия.
1
2
7.
На занятиях невнимателен, много отвлекается, не успевает за другими детьми, допускает много ошибок.
1
2
8.
Пытается делать все быстро, но работает хаотично, выполняет задания непродуктивно.
1
2
III.
Познавательное развитие
Сумма по II гр:
9.
Имеет низкую познавательную активность (затрудняется в ответах на простые вопросы и выполнения простых заданий)
1
2
10.
Постоянно нуждается в дополнительной помощи при выполнении заданий, объяснениях и показе.
1
2
11.
Объем представлений об окружающем мире недостаточен по сравнению со сверстниками
1
2
12.
Познавательное развитие своеобразно, имеет обширные знания в отдельных «узких» областях.
1
2
IY.
Речевое развитие
Сумма по III гр:
13.
Речевое развитие в целом явно недостаточно по сравнению со сверстниками
1
2
14.
Словарный запас беден, имеются выраженные нарушения грамматического строя речи
1
2
15.
Речевое развитие опережающее, говорит «как взрослый», может «пофилософствовать».
1
2
16.
Малоразговорчив. старается говорить односложно, предпочитает жесты
1
2
Сумма по IY гр:
№
пп.
Анализируемый показатель
Незначителен или
отсутствует
Отмечается, но не постоянно
Характерен для ребенка, наблюдается часто
Y.
Развитие навыков самообслуживания и опрятности
17.
Навыки опрятности сформированы недостаточно
1
2
18.
Навыки самообслуживания сформированы недостаточно
1
2
19.
Не «вписывается» в режимные моменты группы
1
2
20.
При сформированных навыках самообслуживания может ничего не делать сам.
1
2
YI.
Игра и общение со сверстниками и взрослыми
Сумма по Y гр:
21.
Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен как со сверстниками, так и со взрослыми. Игра может быть стереотипной
1
2
22.
Конфликтует с детьми, много дерется, злится
1
2
23.
Не умеет самостоятельно поддержать игру, постоянно требуется включение взрослого в игру. Не понимает сущности игры
1
2
24.
Чрезмерно общителен, ко всем «пристает», не чувствует, когда дети не хотят с ним играть.
1
2
YII.
Эмоциональные особенности
Сумма по YI гр:
25.
Фон настроения повышен, многоречив, «всюду лезет».
1
2
26.
Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные «вспышки»), может быть эмоционально неадекватен.
1
2
27.
Настроение снижено, плаксив, упрям, может проявлять негативизм
1
2
28.
Агрессивен по отношению к детям и/или взрослым
1
2
YIII
Моторное развитие
Сумма по YII гр:
29.
Нарушена общая координация. Неуклюжий, неловкий
1
2
30.
Развитие графической деятельности (рисунок) не соответствует возрасту
1
2
31.
Неуспешен на занятиях ручной деятельности.
1
2
32.
В основном все делает левой рукой
1
2
Сумма по YIII гр:
Дата __________________ Воспитатель ______________ ____________
Источник
Важным этапом при домашнем обучении ребенка до 6 лет является своевременная и качественная оценка освоенных умений и знаний ребенком в определенном возрасте.
Количество и качество усвоенного материала, системность при подаче нового материала являются неотъемлемой частью такого обучения.
Для упрощения данной оценки для каждого возраста есть усредненные показатели, которые возможно применить для конкретного малыша для проведения анализа его развития.
Такая оценка знаний преимущественно проводиться раз в год в период после дня рождения ребенка. Весь процесс проходит в игровой форме и представляет собой предложение ребенку выполнить то или иное задание, ответить на вопрос.
Что проверять для оценки уровня развития дошколенка
Специальные упражнения, тесты преподносятся ребенку в дошкольном периоде для оценки его навыков и знаний. Должны соответствовать одному из направлений обучающей деятельности или же быть комплексными, позволяющими решать ряд задач.
Направления знаний, признанные обязательными в дошкольном периоде
- познание окружающего мира;
- раскрытие творческого потенциала через рисование;
- развитие речи;
- занятия направленные на развитие мелкой моторики;
- основы математики;
- подготовка руки к письму.
Каждое из направлений должно быть задействовано на каждом из этапов жизни ребенка и входить в ежедневные занятия в той или иной мере.
Итоговая ежегодная оценка
Знания и умения проверяются на базе того материала, который был внедрен и усвоен в прошедший этап с применением техник, которые знакомы ребенку. Такой подход позволит достичь наилучшего результата.
Так, благотворное влияние работы с пластичными материалами, раскрывая творческий потенциал, положительно влияет на мелкую моторику, а задания связанные с рисованием карандашами позволяет решать некоторые задачи подготовки руки к письму.
Особенность дошкольного периода у детей
Особенностью дошкольного периода у детей является его творческая составляющая. Она позволяет постигать большое количество нового материала, через простейшие формы общения с миром.
Самым важным для данного периода является речь. Все обучение строится через общение с ребенком посредством слов и обращений. Уже с пеленок малыш должен купаться в речи взрослого, направленной на него. При этом взрослые должны поддерживать и хвалить все малейшие успехи ребенка в освоении окружающего мира.
Опираясь на усредненные данные о знаниях и умениях освоенных в разном возрасте, родитель или взрослый занимающийся обучением, могут составить индивидуальный план развития конкретного ребенка, учитывая его психологические и физические особенности.
Так, важно иметь понимание о том, какой вид преподнесения новой информации наиболее подходит конкретному ребенку. Какая из многочисленных форм повторения усвоенных знаний вызывает интерес. На какую область знаний необходимо обратить особое внимание.
Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет
Содержание: Речевое развитие детей в 4-5 лет Общение, коммуникационные навыки Развитие логических связей, мышления Знакомство с математикой Кругозор детей 4-5 лет Период…
Что должны знать и уметь дети 2-3 лет
Развитие детей после первого года идет разными темпами, что напрямую связано с заложенными данными и усердием родителей. Для каждого ребенка характерен свой…
Источник
Евгения Занина
Система оценки индивидуального развития детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Солнышко»
г. Выкса, ул. Чкалова, здание 32 «А», тел. 8(83177)6-26-63
Система оценки
индивидуального развития детей.
Подгоотовила:
ст. воспитатель
Занина Е. В.
2016г.
В МБДОУ детский сад № 24 реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», под редакцией Л. А. Парамоновой.
В целях оптимизации процедуры оценки успешности освоения программы и индивидуального развития детей, переработанная в соответствии с ФГОС Программа «Истоки» предлагает проведение трехуровневой оценки (мониторинга).
Работа реализуется следующим образом.
Экспресс-оценка развития детей – проводится без заполнения специальных бланков и опирается на интегральные показатели развития ребенка, а также комплексную характеристику личностного развития (базисные характеристики) ребенка на конец каждого психологического возраста, которые представлены в основной образовательной программе ДОУ в разделе «Планируемые результаты освоения программы».
Соотнесение реальных проявлений ребенка в его поведении и деятельности с этой «идеальной» картинкой дает педагогу представление о том, насколько успешен ребенок в освоении программы.
На этом этапе общей (экспресс) оценки важно, что она производится комплексно, а не аналитически (по каждому параметру отдельно); последний способ применяется на следующем этапе педагогической диагностики.
Результаты экспресс-диагностики.
– При отсутствии отклонений в развитии ребенка нет объективных показаний к проведению педагогической диагностики. Образовательная работа в соответствии с планом и с учетом особенностей ребенка.
– Если обнаруживает несоответствие уровня развития интегральным показателям соответствующего возраста – рекомендуется проведение педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика.
В случае несоответствия развития ребенка интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности, а также иных случаях, когда педагог считает, что ребенку показано более детальное обследование с целью разработки индивидуального маршрута его развития, рекомендуется проведение педагогической диагностики (мониторинга) с опорой на индивидуальные карты развития соответствующего возраста.
Оценка индивидуального развития детейв рамках педагогической диагностики проводится 2 раза в год: декабрь и май.
Основными методами, используемыми при проведении оценки индивидуального развития,являются: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Цель диагностики – определить, сформирован ли у ребенка тот или иной показатель, и при этом не имеет принципиального значения, сформирован ли он на среднем или высоком уровне.
Поэтому используемая система оценкиимеет соответствующую градацию:
«достаточный» ставится, когда исследуемый показатель сформирован и соответственно наблюдается (проявляется) в самостоятельной деятельности;
«уровень, близкий к достаточному» ставится, когда тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво (то проявляется, то нет, или проявляется в совместной деятельности). Как правило, это связано с проявлением индивидуального темпа развития отдельных детей, а вовсе не с отставанием в развитии.
Оценки «достаточный уровень» и «уровень, близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и не требуют проведения дальнейшей специальной диагностической работы; образовательная деятельность по соответствующим направлениям программы должна строится в соответствии с планом;
«недостаточный уровень» ставится, если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка – ни в самостоятельной, ни в совместной со взрослым, ни в условиях специально созданных ситуаций, провоцирующих его проявление.
Данные педагогической диагностики обрабатываются, анализируются и заносятся в карту развития.
Результаты оценки по картам индивидуального развитияинтерпретируются следующим образом:
На начало учебного года
Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 70%, «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Возрастное развитие опережает норму. Рекомендуется индивидуальная работа с включением программного материала следующего года. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка.
Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 70%, уровень «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Возрастное развитие несколько опережает норму. Рекомендуется обогащение содержания психолого-педагогической работы, проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка
Если на начало учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует в любом количестве,- делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется работа в соответствии с образовательными задачами данной возрастной группы.
На конец учебного года
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Возрастное развитие ребенка соответствует норме
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Процесс возрастного развития происходит успешно»
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая,- делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется индивидуальная работа с воспитателем по отдельным направлениям развития, обнаруживающим «недостаточный» уровень, возможно, работа с педагогом-психологом, учителем-логопедом
Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая,- делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не в полной мере соответствуют возрастным нормативам. Следует обратить особое внимание на работу по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы.
Если на конец учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует более чес в четырех случаях,то делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не соответствует возрастным нормативам. Необходима усиленная (по возможности индивидуальная)работа по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования.
После проведения педагогической диагностики, результаты оценки индивидуального развития детей переносятся в сводные карты развития.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
– индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательного маршрута)
– оптимизации работы с группой детей
В связи с отсутствием в детском саду ставки психолога, третий уровень оценки (мониторинга) «Психологическая диагностика» не проводится.
Источник
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)
1) Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (ФГОС ДО)
2) Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п.4.2.) Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации.
3) При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). (ФГОС ДО, раздел 3, п )
4) Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3, п )
5) Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики. Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития
6) Методы педагогической диагностики Наблюдение (основной) Педагогическая свободная беседа Анализ продуктов детской деятельности Проблемная ситуация Дидактическое задание (педагогический тест)
7) При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи) (ФГОС ДО, раздел 3, п ). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
8) Методы психологической диагностики:
Тест
Наблюдение
Диагностическая беседа
Опрос
Анализ продуктов детской деятельности
Проективный метод
Эксперимент
9) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке (режимные моменты, прогулка, образовательная деятельность). Психологическая диагностика обычно проводится в кабинете психолога, в новой или не совсем привычной для ребенка обстановке. Регистрация результатов педагогической диагностики не является стандартной, педагог сам создает или выбирает удобную для использования в своей работе форму (дневниковые записи, карты развития и т.п.). Все данные и результаты психологической диагностики фиксируются в протоколах по определенной форме.
10) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Основную цель психологической диагностики можно сформулировать как отнесение развития ребенка к условно нормативному или отклоняющемуся и определение типа (варианта) его развития. Т.е. психологическая диагностика направлена на выявление проблем и их коррекцию. Педагогическая диагностика подходит к исследованию объекта не ради его изучения, а прежде всего ради его преобразования. Т.е. педагогическая диагностика направлена на развитие.
11) Отличия педагогической диагностики от психодиагностики Педагогическая диагностика развития ребенка складывается из множества частных оценок, она длительна по времени. Процедура психологической диагностики может носить однократный характер и ограничиваться несколькими часами. Цель психологической диагностики – количественный (баллы и уровни) и качественный анализ полученных данных. Цель педагогической диагностики исключительно качественный анализ, т.е. содержательная характеристика наблюдаемого явления.
12) Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. В связи с этим возникают вопросы: – если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? – как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?
13) Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы. Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
14) Ребенок дошкольного возраста не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах. Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение. Ребенок дошкольного возраста – во многом еще потенциален, то есть, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер
15) Как это сделать? По ФГОСТ ДО в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступают результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения. Таким образом, согласно Стандарту ДО, верным будет оценка вектора личностного развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.
16) Частота проведения оценки индивидуального развития дошкольника определяется педагогом самостоятельно. Важно чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п ) для гармоничной социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров
17) Перенос акцента на социализацию меняет представление о результатах ДО. В первую очередь, социализация предполагает развитие в дошкольном возрасте мотивационно – ценностной сферы. У дошкольников это проявляется в любознательности, в стремлении познания и осознания мира, (часто в виде вопросов «когда?», «почему?», «где?», «зачем?» и т.п.), в потребности фантазирования и творчества (инициативность), которые воплощаются в игровой, изобразительной и других видах детской деятельности
18) Во вторых, социализация предполагает развитие у дошкольников потребности в мотивации достижений. У ребёнка в дошкольном возрасте присутствует гордость за свои достижения. По данным психолого-педагогических исследований, к младшему школьному возрасту потребность в мотивации достижения часто растворяется в поучениях взрослого, который старается оценить ребёнка с точки зрения «правильности – неправильности». Поэтому Стандарт ДО призывает поощрять инициативность и любознательность дошкольников – как средство формирования волевого целеполагания, чувства веры в себя и в свои возможности.
19) Ещё один важнейший момент, связанный с социализацией – это развитие у ребёнка способности сотрудничать. В свете идей ФГОС ДО освоение этих норм в дошкольном возрасте осуществляется не в процессе обучения, а в процессе реальной совместной деятельности, через разнообразные ее виды, где дети договариваются о сотрудничестве, сопереживают неудачам и радуются успехам сверстников, учитывают интересы и чувства других, разрешают конфликты, подчиняются принятым правилам и социальным нормам – тем самым осваивают систему базовых ценностей культуры и морально-этические нормы общества
20) Важным блоком социализации является блок формирования жизненных навыков. Жизненные навыки – это умение детей в новой нестандартной ситуации, не бояться, находить собственные решения, ориентируясь на тот социальный опыт, который получен в процессе воспитания в детском саду и семье.
21) Ключевой принцип Стандарта: поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, как важного этапа в общем развитии человека. (ФГОС ДО, раздел 1, п.1.2) Таким образом, в свете идей ФГОС ДО, главное назначение и смысл педагогической диагностики: в переходе от диагностики отбора к диагностике развития; в поиске наиболее оптимального пути развития двуединого процесса: социализации ребенка и развития его индивидуальности
Источник