Оценка развития ребенка раннего возраста

Оценка развития ребенка раннего возраста thumbnail

Методические рекомендации

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста

Контроль за развитием детей является важной составляющей частью системы оздоровительно – воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Контроль осуществляется с целью определения уровня развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильной организации медико-воспитательной работы, создания условий для эмоционального комфорта и развития детей.

В результате отслеживания нервно-психического развития возможно определить первоначальные отклонения в развитии ребенка, своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для воспитанника индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной. Схема имеет методологическую основу, опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).

На 2-м году жизни рекомендуется проводить оценку развития понимания, активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры, действий с предметами, навыков самообслуживания.

На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.

Основным методом оценки развития детей является наблюдение.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях.

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (2 года 6 месяцев)

I. Речь

Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? – 3 балла.

Говорит односложные предложения – 2 балла.

Говорит отдельными словами – 1 балл.

II. Сенсорное развитие

По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов – 3 балла.

С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов – 2 балла.

Не умеет подбирать предметы – 1 балла.

III. Моторные навыки

Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди – 3 балла.

Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых – 2 балла.

Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди – 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий – 3 балла.

С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий – 2 балла.

Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия – 1 балл.

V. Конструктивные умения

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их – 3 балла.

С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их – 2 балла.

Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) – 1 балла.

VI. Изобразительные умения

Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями – 3 балла.

С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями – 2 балла.

Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями – 1 балла.

VII. Навыки самообслуживания

Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке – 3 балла.

С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно- 2 балла.

Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого – 1 балл.

Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

15-21 баллов – Зона полного развития;

8-14 баллов – Зона неполного (недостаточного) развития;

1-7 баллов – Зона недоразвития.

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (3 года)

I. Речь

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия – 3 балла.

Воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас – 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас – 1 балл.

II. Сенсорное развитие

Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве – 3 балла.

С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве – 2 балла.

Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве – 1 балл.

III. Моторные навыки

Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его – 3 балла.

Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его – 2 балла.

Хаотичное бросание малых и больших мячей – 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры – 3 балла.

Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками – 2 балла.

Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода – 1 балл.

V. Конструктивные умения

Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их – 3 балла.

С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их – 2 балла.

Делает простые сюжетные постройки, называет их – 1 балла.

VI. Изобразительные умения

Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их – 3 балла.

С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их – 2 балла.

Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их – 1 балл.

VII. Навыки самообслуживания

Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком – 3 балла.

С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию – 2 балла.

С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком – 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов – Зона полного развития;

6-9 баллов – Зона неполного (недостаточного) развития;

1-5 баллов – Зона недоразвития.

Применение приведенных выше схем дает возможность педагогам отследить особенности развития детей раннего возраста, определить отклонения в развитии ребенка и своевременно скорректировать воспитательную работу.

Источник

Контроль за развитием детей – составляющая часть системы оздоровительно – воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.

В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в его развитии и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).

На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.

На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.

Основным методом оценки развития детей является наблюдение.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях города Владимира, работающих по программе “Сообщество”.

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (1 год 3 месяца)

I. Речь

1. Восприятие речи

Запас понимаемых слов довольно, широкий – 3 балла.

Запас понимаемых слов достаточный, выполняет простые словесные поручения – 2 балла.

Небольшой запас понимаемых слов – 1 балл.

2. Активная речь

Произносит 10-20 слов – 3 балла.

Произносит 5-10 слов – 2 балл.

Пользуется отдельными облегченными словами 1

II. Сенсорное развитие

Хорошо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см – 3 балла.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов ( типа кубиков) – 2 балла.

Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов – 1 балл.

III. Моторные навыки

Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится – 3 балла.

Ходит с частыми присаживаниями, меняет положение тела – 2 балла.

Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в ходьбе), меняет положение тела – 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Хорошо воспроизводит в игре действия с предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из 3-5 колец) – 3 балла.

Воспроизводит в игре действия с предметами – 2 балла.

Не воспроизводит в игре действия с предметами. Манипулирует ими – 1 балл.

V. Навыки самообслуживания

Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки одеваться – 3 балла.

Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью взрослых – 2 балла.

Не умеет есть самостоятельно – 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов – Зона адаптации;

6-9 баллов – Зона неполной адаптации;

1-5 баллов – Зона дезадаптации.

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (1 год 6 месяцев)

I. Речь

1. Восприятие речи

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи – 3 балла.

Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи – 2 балла.

Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи – 1 балл.

2. Активная речь

Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер – 3 балла.

Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов – 2 балла.

Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов – 1 балл.

II. Сенсорное развитие

Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) – 3 балла.

Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов – 2 балла.

Плохо ориентируется в контрастных формах предметов – 1 балл.

III. Моторные навыки

Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой – 3 балла.

Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой – 2 балла.

С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой – 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки – 3 балл.

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия – 2 балла.

Манипулирует предметами – 1 балл.

V. Навыки самообслуживания

Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду – 3 балла.

Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду – 2 балла.

Не умеет есть жидкую пищу ложкой – 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10 – 15 баллов – Зона адаптации;

6- 9 баллов – Зона неполной адаптации;

1 – 5 баллов – Зона недоразвития.

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (2 года)

I. Речь

1. Восприятие речи

Легко понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; легко понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке – 3 балла.

Частично понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; частично понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке – 2 балла.

Не понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; не понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке – 1 балл.

2. Активная речь

Начинает употреблять простые 3-4 словесные предложения – 3 балла.

Начинает употреблять простые 2-3 словесные предложения – 2 балла.

Употребляет в основном облегченные слова – 1 балл.

II. Сенсорное развитие

Самостоятельно умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов), постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого (использует 4 основных цвета) – 3 балла.

Умеет различать предметы по величине (2-3 предмета), постепенно уменьшающихся; умет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого – 2 балла.

Только с помощью взрослого умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, прямоугольные) и по цвету – 1 балл.

III. Моторные навыки

Хорошо выполняет действия:

а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от пола), наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см – 3 балла.

Выполняет действия при поддержке взрослого:

проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола) наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см – 2 балла.

С трудом выполняет вышеуказанные действия – 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Самостоятельно воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) – 3 балла.

Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные действия, не связанные сюжетом – 2 балла.

Воспроизводит отдельные игровые действия по образцу взрослого – 1 балл.

V. Навыки самообслуживания

Самостоятельно частично раздевается и одевается – 3 балла.

С помощью взрослого частично раздевается и одевается – 2 балла.

Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и раздевании – 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов – Зона полного развития;

6-9 баллов – Зона неполного (недостаточного ) развития;

1-5 баллов – Зона недоразвития.

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (2 года 6 месяцев)

I. Речь

Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? – 3 балла.

Говорит односложные предложения – 2 балла.

Говорит отдельными словами – 1 балл.

II. Сенсорное развитие

По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов – 3 балла.

С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов – 2 балла.

Не умеет подбирать предметы – 1 балла.

III. Моторные навыки

Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди – 3 балла.

Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых – 2 балла.

Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди – 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий – 3 балла.

С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий – 2 балла.

Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия – 1 балл.

V. Конструктивные умения

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их – 3 балла.

С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их – 2 балла.

Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) – 1 балла.

VI. Изобразительные умения

Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями – 3 балла.

С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями – 2 балла.

Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями – 1 балла.

VII. Навыки самообслуживания

Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке – 3 балла.

С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно- 2 балла.

Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого – 1 балл.

Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

15-21 баллов – Зона полного развития;

8-14 баллов – Зона неполного (недостаточного) развития;

1-7 баллов – Зона недоразвития.

Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (3 года)

I. Речь

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия – 3 балла.

Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас – 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас – 1 балл.

II. Сенсорное развитие

Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве – 3 балла.

С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве – 2 балла.

Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве – 1 балл.

III. Моторные навыки

Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его – 3 балла.

Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его – 2 балла.

Хаотичное бросание малых и больших мячей – 1 балл.

IV. Игра и действия с предметами

Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры – 3 балла.

Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками – 2 балла.

Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода – 1 балл.

V. Конструктивные умения

Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их – 3 балла.

С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их – 2 балла.

Делает простые сюжетные постройки, называет их – 1 балла.

VI. Изобразительные умения

Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их – 3 балла.

С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их – 2 балла.

Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их – 1 балл.

VII. Навыки самообслуживания

Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком – 3 балла.

С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию – 2 балла.

С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком – 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов – Зона полного развития;

6-9 баллов – Зона неполного (недостаточного) развития;

1-5 баллов – Зона недоразвития.

Источник