Оценка развития ребенка по шкале kid расшифровка результатов

Оценка развития ребенка по шкале kid расшифровка результатов thumbnail

Главная Обследование по шкалам KID / RCDI

Характеристика шкал

Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни.

Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется – достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы.

Способ оценки

Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей.

Цели применения:

  1. Проведение простого общедоступного обследования больших групп детей и выявление детей, отстающих в развитии.
  2. Разработка программ раннего вмешательства с учетом выявленного возраста развития ребенка по (“профиля развития”).
  3. Прослеживание динамики развития детей, отстающих в какой-либо области, за которыми велось регулярное наблюдение.

Основные принципы, на которых построены обе шкалы, аналогичны. Единственное различие между ними – это возрастной диапазон применения.

Рекомендуется применять шкалы KID и RCDI-2000 в паре: последовательно – для того чтобы проследить развитие ребенка, и одновременно – для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет либо для тех детей, развитие которых в отдельных областях соответствует этому диапазону.

Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев, а также тех детей, чей биологический возраст больше указанного, но возраст развития не превышает 16 месяцев.

Описание

Шкала KID – это русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). KID Scale разработана группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер. К настоящему времени KID Scale является распространенной методикой оценки развития детей в ряде стран Западной и Восточной Европы (Испания, Нидерланды, Венгрия, Чехия и др.)

Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 252 пунктов.

Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей:

когнитивная – 52 пункта, 

движения – 78 пунктов, 

язык – 38 пунктов, 

самообслуживание – 39 пунктов, 

социальная – 51 пункт. 

Все 252 пункта в совокупности называются полной шкалой.

Результат применения

Результатом применения шкалы KID является оценка возраста развития младенца в каждой из областей (“профиль развития”) и степени его отставания от типично развивающихся сверстников (определяется по полной шкале).

ШКАЛА RCDI

Назначение

Шкала предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев.

Описание

Шкала RCDI – это адаптированный к условиям России (Санкт-Петербурга) вариант Шкалы оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Г. Айртоном (Миннеаполис, США).

Шкала представляет собой вопросник, состоящий из 216 пунктов.

Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям):

социальная – 40 пунктов, 

самообслуживание – 40 пунктов, 

крупные движения – 30 пунктов, 

тонкие движения – 30 пунктов, 

развитие речи – 41 пункт, 

понимание языка – 40 пунктов. 

Результат применения

Результатом применения шкалы RCDI является оценка возраста развития ребенка и степени его отставания от типично развивающихся сверстников в каждой из областей.

Скачать анкету KID/RCDI

Перед первичным приемом в КЦЛП родителям необходимо заполнить анкету KID или RCDI. 

Для детей в возрасте от 2 до 16 используется шкала KID, для детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. – шкала RCDI.

Прежде чем заполнить анкету, следует скачать вопросник. Чтобы открыть файл с вопросником, необходима программа Adobe Reader. 

Существует два способа заполнения анкеты. 

В первом случае, вы скачиваете анкету, распечатываете ее, заполняете ее ручкой и приносите заполненную анкету на первичный прием.

Внимание! Кроме Adobe Reader существуют другие программы, работающие с файлами формата .pdf, но при заполнении с их помощью анкеты могут возникнуть проблемы.

Пожалуйста, используйте для заполнения анкеты именно программу Adobe Reader! Если она отсутствует у вас на компьютере, ее легко можно установить по ссылке.

24 Декабря – 2020
22 Декабря – 2020

Источник

Уважаемые родители! Если специалист Центра рекомендовал Вам для проведения оценки развития ребенка заполнить тест, анкету или вопросник, Вы можете здесь его скачать и заполнить.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” перед скачиванием и заполнением бланка любой из оценок Вам необходимо заполнить и предоставить в Центре Согласие на обработку персональных данных.

Скачать Согласие на обработку персональных данных

Для скачивания текста Вам нужна программа Adobe Reader. Если она отсутствует у Вас на компьютере, ее легко можно установить по ссылке.

  1. Шкала KID-R – для оценки развития ребенка в возрасте до 16 месяцев.
  2. Шкала RCDI-2000 – для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет.

Шкала KID-R – для оценки развития ребенка в возрасте до 16 месяцев

Существует два способа заполнения шкалы:

  1. В первом случае Вы скачиваете шкалу, распечатываете ее, заполняете все поля ручкой и приносите, когда идете на прием к специалисту.
  2. Во втором случае Вы скачиваете шкалу на свой компьютер, открываете ее с помощью программы Adobe Reader, заполняете все поля и результат посылаете по электронному адресу: ZSRP-sunnyhands@yandex.ru. В сопроводительном письме пожалуйста напишите:
    – в теме письма: «шкала KID-R»,
    – в тексте письма укажите: фамилию и имя ребенка, дату и время приема, к какому специалисту Вы записаны.

Скачать Инструкцию для родителей по заполнению бланков и вопросник

Скачать Анкету KID и ответный лист

Шкала RCDI-2000 – для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет

Существует два способа заполнения шкалы:

  1. В первом случае Вы скачиваете шкалу, распечатываете ее, заполняете все поля ручкой и приносите, когда идете на прием к специалисту.
  2. Во втором случае Вы скачиваете шкалу на свой компьютер, открываете ее с помощью программы Adobe Reader, заполняете все поля и результат посылаете по электронному адресу ZSRP-sunnyhands@yandex.ru. В сопроводительном письме пожалуйста напишите:
    – в теме письма: «шкала RCDI-2000»,
    – в тексте письма укажите: фамилию и имя ребенка, дату и время приема, к какому специалисту Вы записаны.
Читайте также:  Возрастные особенности физического развития ребенка от рождения до 7 лет

Скачать Инструкцию для родителей по заполнению бланков и вопросник

Скачать Анкету RSCDI и ответный лист

Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев»

Основная информация

  • Категория методики: оценка уровня развития детей раннего возраста.
  • Возрастной диапазон: 2 месяца – 3 года 6 месяцев.
  • Форма проведения: индивидуальная, заполнение родителями ребенка вопросника на основе наблюдения за поведением ребенка в естественной жизненной ситуации.
  • Форма обработки: компьютерная.
  • Время введения информации и обработки данных: 10-12 минут.

История создания.

Диагностическая методика «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет» является адаптированным вариантом двух диагностических шкал:

  • Шкала KID – Кентская шкала оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale), разработанная группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Жанет Рейтер.
  • Шкала RCDI – шкала оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Гарольдом Айртоном (Миннеаполис, США).

Обе шкалы обладают достаточной надежностью и валидностью, информация об этом представлена в научных статьях. Авторы обеих шкал передали директору Института раннего вмешательства права на перевод, адаптацию, стандартизацию и распространение шкал. Сотрудники Института раннего вмешательства в течение 6 лет (1994-2000) осуществляли работу по адаптации шкал для русскоязычных специалистов и созданию на их основе компьютерной диагностической методики «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет».

В настоящий момент АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» обладает исключительными правами на данную методику (ст. 1259 ГК РФ).

Цели использования:

  1. Скрининговая оценка развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев для определения нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи.
  2. Углубленная оценка уровня развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по основным сферам: познание, общение и речь, крупная и мелкая моторика, самообслуживание, социальное взаимодействие.
  3. Построение профиля развития ребенка.
  4. Оценка функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях.
  5. Определение зоны ближайшего развития ребенка для построения Индивидуальной программы ранней помощи.
  6. Отслеживание динамики развития ребенка и эффективности Индивидуальной программы ранней помощи.

Описание методики:

Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» содержит два вопросника:

  • для детей в возрасте от 2 до 16 месяцев
  • для детей в возрасте от 16 месяцев до 3 лет 6 месяцев.

Выбор вопросника для первичной оценки развития ребенка обуславливается его возрастом. Информацию, необходимую для определения уровня развития ребенка, предоставляют родители, наблюдая за поведением ребенка в естественной жизненной ситуации, отвечая на утверждения вопросника, и занося ответы в ответный лист.

Для отслеживания динамики развития детей, которые длительно получают услуги в рамках Индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП), применяются оба вопросника последовательно. Родители заполняют вопросник каждые три месяца, и программа выстраивает сравнительные диаграммы, которые помогают специалистам корректировать цели ИПРП.

Для обработки полученной информации используется компьютерная программа, которая содержит стандартизированные нормативы развития детей. Программа автоматически, после введения информации, позволяет получить данные о развитии ребенка.

Компьютерная программа автоматически формирует базу данных детей, прошедших оценку развития.

Использование Диагностической методики специалистами Подразделения ранней помощи соответствует принципам семейноцентрированности, междисциплинарности, функциональности, обучению ребенка в естественной среде.

Источник

Оценка развития детей с 2-х до 16-ти месяцев по русифицированной шкале KID

Прежде всего, распечатайте ответные листы >>>

Инструкция для родителей по заполнению бланков

Шкала используется для оценки уровня развития малышей в возрасте от 2-х до16-ти месяцев. Младенцев до 2-х месяцев еще рано оценивать по шкале KID, для оценки их неврологического развития предлагаем провести проверку безусловных рефлексов (см фильм «Развитие ребенка» >>>.

Заполнять бланки – Анкету и Ответный лист – должен человек, который общается с ребенком большую часть времени и практически ежедневно: как правило, мать, бабушка или отец, а также домашняя няня или воспитатель в доме ребенка. Никаких специальных знаний не требуется: достаточно правильно понимать инструкцию и вопросы.

Заполнение Анкеты

В Анкете заполняются графы “фамилия-имя”, “дата рождения”, “дата заполнения”, “адрес”, “телефон”, “на какой неделе родился”, “число детей в семье”, “возраст родителей”; в остальных случаях нужно из перечисленных вариантов ответа выбрать подходящий и обвести кружком его код (номер).

Фамилия и имя должны быть четко написаны, лучше печатными буквами, иначе в случае повторного тестирования ребенок может “потеряться”.

Даты необходимо заполнять по форме: (число месяца)/(номер месяца)/(две последние цифры года); например, 17 февраля 1996 г нужно записать в виде: 17/02/96.
Пожалуйста, очень внимательно проверьте, правильно ли Вы написали дату рождения и дату заполнения теста! При любой ошибке в датах результаты теста будут неверными.
Не забывайте указать, на какой неделе родился ребенок (нормально – на 40-й). Это важно и учитывается при определении отставания в развитии, поскольку нормально развивающийся недоношенный ребенок может несколько отставать от своих доношенных сверстников – на самом деле он младше их.

Возраст родителей указывайте в годах; не пишите вместо возраста год рождения.
Если основной воспитатель ребенка – бабушка или няня, ее возраст и образование нужно указать в соответствующей табличке; если же основным воспитателем указаны только мать или отец, то только их возраст и образование должны быть указаны в табличке, а столбец “воспитатель” не заполняйте.

Заполнение Ответного листа

Внимательно прочтите каждый пункт в приводимом ниже Вопроснике, найдите на обороте Анкеты – листке.

“Ответы по шкале KID” – номер этого пункта (число от 1 до 252 , выделенное жирным шрифтом) и обведите одну из цифр 1 2 3 справа от найденного номера, руководствуясь следующим правилом:

=> обведите цифру 1, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок начал выполнять в течение последнего месяца (то, что ребенок впервые сделал или сказал при Вас, хотя бы однократно, в течение последнего месяца);

=> обведите цифру 2, если пункт описывает действие, которое Ваш ребенок уже выполнял месяц назад или ранее (независимо от того, продолжает ли он это делать или перестал потому, что перерос);

=> обведите цифру 3, если пункт описывает действие, не совершаемое Вашим ребенком до сих пор потому что он не дорос, не может его выполнить или только пробует.

Читайте также:  Центр естественного развития и здоровья ребенка на маяковской

Если ребенок – инвалид, то подразумевается выполнение действия с помощью специального инвалидного устройства, которым он обычно пользуется.
Не оставляйте пункты без ответа: оператор, обрабатывающий ответы, не сможет лучше Вас выбрать наиболее точный вариант. Даже если на большом протяжении Вопросника сплошь идут слишком трудные для Вашего ребенка пункты, нужно на каждый из них обвести код ответа 3.

Четко обводите коды ответов, не допуская двойных (двусмысленных) обводок. Нечаянную ошибку исправьте так, чтобы был ясен окончательный вариант. Следите, чтобы номер обведеннного ответа всегда соответствовал номеру пункта в Вопроснике.

ВОПРОСНИК

1 Питается от груди или из бутылки

2 Стаскивает шапочку со своей головы

3 Берет пищу с ложки

4 Играет в прятки (в “ку-ку”: “прячет” лицо за ладонями)

5 Плачет, когда отбирают игрушку
6 С удовольствием открывает и закрывает крышку коробочки
7 Подражает покашливанию, мычанию, цоканью, другим звукам
8 Берет маленькие предметы двумя пальцами

9 Может самостоятельно сесть, даже если до этого лежал(а) на животе
10 Подпрыгивает, если поддерживать подмышки
11 Может самостоятельно сесть, если перед этим стоял(а)
12 Помогает одеванию, просовывая руки в рукава

13 Смотрит на людей и успокаивается (затихает)
14 Тянется к знакомому человеку
15 Может один(одна) играть с игрушками в течение 15 минут
16 Трясет погремушкой, если ее вложить в руку

17 Черкает карандашом по собственной инициативе
18 Преодолевает препятствия, чтобы достать нужную вещь
19 Произносит звуки “ммм” или “ссс”
20 Машет ручкой “пока-пока” в подходящий момент

21 Держит свою бутылочку, снова берет ее, если выпустит из рук
22 Может начать ползти, если перед этим сидел(а)
23 Обхватывает бутылочку руками, когда сосет из нее
24 Пытается привлечь внимание взрослого лепетом и улыбками

25 Дает игрушку, если вы протянете за ней руку
26 Избегает предметов, которые могут причинить боль
27 Берет предметы и рассматривает их
28 “Разговаривает” на своем языке (“гулит”)

29 Четко произносит одно слово
30 Хлопает в ладоши, когда попросят
31 Сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку
32 Пытается заполучить игрушку, находящуюся вне пределов досягаемости

33 Проглатывает жидкость, не поперхнувшись
34 Предпочитает есть самостоятельно
35 Пытается привлечь внимание взрослого тем, что тянется к нему и протягивает руки
36 Протягивает взрослому игрушку, но не отдает ее

37 Ищет игрушку, которую спрятали на его(ее) глазах
38 Интересуется фотографиями (рассматривает, когда показывают)
39 Подражает знакомым действиям матери
40 Пользуется голосом для выражения эмоций (не только плачет)

41 Имитирует “ма-ма” или “да-да”
42 Раскрывает кулак, если к нему прикасаются игрушкой
43 Пальцем тычет в предметы, или толкает их, или трет, или катает
44 Становится ногами на пол, если держать в стоячем положении

45 Приподнимает грудь с кровати, когда лежит на животе
46 Тянет предметы в рот
47 Глотает мягкую (протертую) пищу
48 Приходит в возбуждение (радуется), когда взрослый берет на руки

49 Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их подбирал
50 Реагирует на звук колокольчика или погремушки
51 Сразу же замечает предмет, помещенный перед ним(ней)
52 Играет с куклами

53 Хнычет или плачет, когда ругают
54 Называет маму “ма-ма” (осмысленно)
55 Пытается схватить расположенные рядом маленькие предметы
56 Рвет бумагу двумя руками

57 Стоит, если поддерживать подмышки
58 Делает движения ползания
59 Может самостоятельно поднести бутылочку ко рту
60 Выказывает ревность

61 Двигается под музыку
62 Улыбается при звуке погремушки или колокольчика
63 Роняет и поднимает игрушки
64 Катает мячик со взрослым

65 Уберет тряпочку, если ею закрыть его(ее) лицо
66 Реагирует, услышав свое имя
67 Произносит по крайней мере два разных звука
68 Держит игрушку

69 Устойчиво держит голову, когда тянут за руки, чтобы принял(а) сидячее положение
70 Открывает рот при виде бутылки или груди
71 Ест новую пищу без капризов, когда ее предлагают в первый раз
72 Понимает “пока-пока” (“до свидания”)

73 Похоже, что понимает смысл слов “вверх” и “вниз”
74 Следит глазами за движением рук
75 Изменяет положение тела, чтобы лучше видеть что-то
76 Улыбается, услышав свое имя

77 Отчетливо произносит три или четыре слова
78 Указывает на предмет, который хочет
79 Опускает разные предметы в коробки и бутылки
80 Свободно вертит головой, когда сидит или когда держат в вертикальном положении

81 Сидит на корточках
82 Перелезает через препятствия
83 Ест размятую твердую обычную пищу, когда ею кормят
84 Издает звуки во время кормления и купания

85 Любит купаться в ванне и брызгаться
86 Сопротивляется, когда взрослый или ребенок пытается отобрать игрушку
87 Поднимает подбородок, лежа на животе
88 Интересуется своим отражением в зеркале

89 Заглядывает за угол, когда что-нибудь потерялось
90 Останавливается, когда вы говорите “нельзя”
91 Произносит звуки, похожие на “ма-ма”, “ба-ба”, “ла-ла”
92 Пытается повторять слова

93 Реагирует на “иди ко мне”, поднимая ручки
94 Тянется за игрушкой, которую близко поднесли
95 Вытаскивает игрушки из коробки
96 Поднимает голову, когда лежит на спине

97 Подтягивается и встает, держась за край кроватки
98 Выдвигает ящики шкафчика
99 Жует пищу
100 Ест обычную твердую пищу

101 Лепечет, когда с ним(ней) заговаривают
102 Радуется, когда его(ее) подкидывают, возятся с ним(ней)
103 Поворачивается, услышав свое имя
104 Намеренно не слушается

105 Улыбается отражению в зеркале
106 Передвигается, чтобы достать предмет, до которого не дотянуться
107 Останавливается, когда вы кричите “нельзя”
108 Быстро поворачивает голову на знакомый голос

109 Берет предметы одной рукой
110 Одновременно играет с двумя или более предметами
111 Сидит у вас на коленях
112 Быстро ползает на четвереньках

113 Узнает бутылку и тянется за нею
114 Держит, кусает и жует пирожок или печенье
115 Одним людям улыбается, а другим – нет
116 Имитирует игру в “ладушки-ладушки”

117 Открывает рот, когда приближается ложка
118 Издает звуки, когда с ним(ней) говорят
119 Останавливается, услышав свое имя
120 Держит предмет двумя руками

121 Помогает переворачивать страницы в книжке
122 Стоит, держась за мебель
123 Переворачивается со спины на бок
124 Пытается открыть дверь

Читайте также:  Упражнения для развития воображения ребенка

125 Кладет кусочки пищи в рот
126 Обнимает маму и показывает свою любовь к ней
127 Находит частично спрятанные предметы
128 Узнает материнский голос

129 Тянется за всем, что попадает в поле зрения
130 Похоже, что понимает “пока-пока” (“до свидания”)
131 Издает звуки то громкие, то тихие
132 Переворачивает страницы книжки, по две-три сразу

133 Сидит с некоторой поддержкой, при этом держит голову
134 Стоит, если держат за обе руки
135 Легко перекатывается со спины на живот
136 Может осторожно положить игрушку

137 Улыбается
138 Играет один с игрушками
139 Огорчается, если оставляют одного(одну) в комнате
140 Громко хохочет, когда щекочут

141 Обнимает отца и показывает, что любит его
142 Внимательно смотрит на предметы и успокаивается (затихает)
143 Реагирует на игру в прятки (“ку-ку”)
144 Имитирует действия взрослых через большой интервал времени после того, как они произошли

145 Повторяет слова, когда попросят
146 Трясет погремушкой
147 Пытается приподняться и сесть, когда держат за руку
148 Перекатывается с живота на спину

149 Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет
150 Пытается взять пищу ложкой
151 Узнает наиболее знакомых взрослых
152 Машет рукой “пока-пока”, когда скажут

153 Обнимает куклу или медведя и показывает любовь к ним
154 Бросает игрушки и смотрит, как они падают
155 Протягивает игрушку матери, если она попросит
156 Может копировать звуки

157 Сидя, катает мячик
158 Самостоятельно стоит
159 Может переворачиваться (со спины на бок, с бока на живот и т. п.), когда оставляют лежать на полу
160 Трогает свои ноги руками

161 Берет ложку за ручку
162 Проглатывает пищу, не поперхнувшись, не подавившись, не закашлявшись
163 Машет ручкой “пока-пока” в нужное время и без просьбы взрослого
164 Ощупывает лицо, волосы, бусы или одежду взрослого

165 Целует взрослого, когда попросят
166 Копирует простые действия
167 Сидит, опираясь на руки
168 Выполняет простые указания, например, “иди ко мне”

169 Многократно повторяет одни и те же звуки
170 Хохочет
171 Берет одной рукой две маленькие игрушки
172 Сидит самостоятельно в течение нескольких секунд

173 Устойчиво стоит самостоятельно
174 Забирается на стулья или мебель для того, чтобы достать нужную вещь
175 Наклоняется и подбирает игрушку с пола
176 Держит ложку и доносит пищу до рта

177 Обсасывает и мусолит во рту печенье и сухари
178 Различно реагирует на посторонних людей и на знакомых
179 Улыбается своему отражению в зеркале
180 Подражает другому ребенку

181 Вздрагивает от неожиданных голосов или шумов
182 Издает звуки, когда взрослый улыбается или щекочет
183 Ходит, держась за мебель
184 Ползет вверх по лестнице

185 Улыбается, если взрослый делает смешную гримасу
186 Играет своими руками
187 Улыбается при виде любимой игрушки
188 Играет одновременно с двумя игрушками

189 Качает головой в знак отрицания
190 Подбирает маленькие предметы размером с горошину
191 Бросает мяч
192 Сидит самостоятельно в течение долгого времени

193 Ходит, если держат за обе руки для равновесия
194 Держит чашку и пьет из нее
195 Стаскивает носки
196 Пьет из чашки, которую держит взрослый

197 Держит в течение секунды вложенную в руку ложку
198 Смеется, если взрослый делает смешную гримасу
199 Тянется к отражению в зеркале и похлопывает его
200 Играет своими ногами

201 Тянется за игрушками, которые расположены довольно близко, но нельзя их прямо схватить
202 Бросает одну из двух игрушек, которые держит, чтобы взять третью
203 Улыбается при виде новой игрушки
204 С удовольствием смотрит в окно

205 Лепечет, когда находится один(одна) в кроватке
206 Распознает названия знакомых предметов
207 Перекладывает предметы из одной руки в другую
208 Стоя, кидает мяч

209 Ходит, когда держат за одну руку
210 Сидя, наклоняется вперед, чтобы достать нужный предмет
211 Трет глаза
212 Пьет из чашки, которую держит взрослый, не расплескивая питье

213 Пытается ходить по дому за мамой
214 Помнит, где в доме хранятся некоторые вещи
215 Сжимает куклу или игрушку, чтобы они издали звук
216 Хнычет или плачет

217 Держит одновременно два предмета, по одному в каждой руке
218 Черкает карандашом, если показать, как это делается
219 Сидит самостоятельно и играет с игрушками
220 Проходит несколько шагов без помощи взрослого

221 Переворачивается и приподнимается, чтобы сесть
222 Отворачивает голову, когда пытаются вытереть нос
223 Пытается поднять к своим волосам гребенку или щетку
224 Пытается привлечь внимание взрослого хныканием или плачем

225 Подражает выражению лица взрослого
226 Наклоняется и ищет упавший предмет
227 Использует корзинку, сумку или ящик для того, чтобы переносить вещи
228 Достает и носит знакомые предметы

229 Достает предмет одной рукой
230 Может без помощи взрослого сесть, если лежал(а) перед этим на спине
231 Хорошо ходит самостоятельно
232 Держит предмет величиной с куклу

233 Играет с губкой или с игрушками в ванне
234 Ест бутерброд, разрезанный на четыре части
235 Смотрит телевизор
236 Пытается дотронуться до движущихся предметов

237 Визжит
238 Стучит игрушками по столу или по полу
239 Когда сидит, может лечь на спину без посторонней помощи
240 Поднимается с полу, ни за что не держась, и самостоятельно идет

241 Встает самостоятельно из сидячего положения
242 Когда сидит, поворачивается в сторону или назад, чтобы взять нужный предмет
243 Удерживает пищу во рту
244 Просовывает ноги в штаны

245 Старается схватить движущийся предмет
246 Разворачивает завернутую или прикрытую чем-нибудь игрушку
247 Может ходить боком
248 Поднимает ноги, когда меняют подгузник

249 Любит вынимать предметы из ящика (коробки) и класть их обратно
250 Поднимает чашку двумя руками
251 Пытается мыться губкой в ванне
252 С помощью взрослого зачерпывает небольшое количество пищи ложечкой

Источник