Оценка развития ребенка до 3 лет жизни

Возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет
Возраст | Факторы психического развития |
1 г. 3 мес. (15 мес.) | 1.Произносит 20 и более слов 2.Выполняет два поручения 3.Держит карандаш и оставляет им след на бумаге 4. Держит ложку во время еды 5.Ставит один кубик на другой 6.Ходит сам, но часто падает |
1 г. 6 мес. (18 мес.) | 1.Стремится связать 2 слова в предложение 2.Хочет делать все самостоятельно 3.Черкает карандашом целенаправленно и старательно 4. Пробует самостоятельно есть 5.После наблюдения повторяет указанное действие с игрушкой 6.Ходит стабильно, редко падает |
1 г. 9 мес. (21 мес.) | 1.Называет 5 изображений на рисунке 2.Ищет помощи у взрослых 3.Черкает карандашом в рамках листа 4.Самостоятельно ест 5.Бросает мяч в ящик 6.Пробует бегать |
2 года (24 мес.) | 1.Задает первые вопросы 2.Общается с детьми 3.Черкает вертикальные и горизонтальные линии 4.Регулирует отправление физиологических потребностей 5.Пробует ловить брошенный мяч 6.Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой |
2 г. 6 мес. (30 мес.) | 1.Задает различные вопросы 2.Может связно рассказывать 3.Умеет чертить кривую замкнутую линию 4.Регулярно сообщает о физиологической потребности 5.Растегивает 3 пуговицы 6.Бегает значительно лучше |
3 года (36 мес.) | 1.Может связно рассказывать 2.В игре входит в роль 3.Рисует шар, яблоко и другие предметы 4.Сам раздевается и одевается 5.Ставит 10 кубиков один на другой 6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры |
Определение коэффициента психического развития
детей от 1 года до 3 лет (в баллах)
С 1 года до 3 лет оценка психического развития детей может производиться 1 раз в квартал по шести основным показателям: речь, общение, культурно- гигиенические навыки, рисование, действия с предметами и моторика. С этой целью используется возрастная шкала оценки психического развития детей от 1 года до 3 лет. Все 6 показателей характеризуются особенностями своего развития в том или ином возрасте.
Исходя из таблицы, следует определить реальный возраст развития каждой функции. Для этого родителей или воспитателей, близко общающихся с ребенком просят отметить (обвести) те умения и навыки, которые уже сформированы у ребенка. При обработки результатов выбирается максимальный возрастной показатель по каждому из 6 параметров. Результаты покажут равномерность или неравномерность психического развития. Например, моторные навыки могут соответствовать по возрасту развития 30 месяцам ( расстегивает 3 пуговицы), речи- 36 месяцам( может связно рассказывать), а общения 24 месяцам ( общается с детьми) и т.д.
Результаты в месяцах по каждому из показателей складываются и делятся на 6, таким образом, определяется ВПР- реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям. Далее по формуле рассчитывается коэффициент психического развития:
КР= ВПР х 100%
КВ
Где ВПР – реальный возраст психического развития ребенка в месяцах, соответствующий всем 6 показателям;
КВ. – календарный возраст в месяцах от рождения ребенка до даты обследования;
КР – коэффициент психического развития.
Полученный результат сравнивается с данными возрастной нормы:
Высокое развитие………………………………………….110 – 120
Нормальное развитие………………………………………107 – 90
Слабое развитие…………………………………………….87 – 80
Критический уровень развития……………………………77 – 70
Дебильность…………………………………………………67 и ниже
Источник
ольга кравцова
Возрастные нормы развития детей от года до 3-х лет
Правильный уход, сбалансированное питание и посильные двигательные нагрузки необходимы для полноценного физического развития ребенка. Но интеллект тоже должен развиваться. Для формирования познавательных интересов и накопления знаний о мире нужно создать развивающую среду: вся окружающая обстановка должна вызывать у малыша желание каждый день совершать маленькие открытия. Поэтому выбор игрушек, спортивных комплексов, развивающих пособий должен быть продуманным и взвешенным.
Конечно, дети развиваются по-разному, в соответствии со своими “биологическими” часами. Но, тем не менее, существуют объективные параметры развития детей раннего возраста, на которые стоит ориентироваться. Внимательно ознакомьтесь с данными, приведенными ниже. Ваш малыш немного отстает? Ничего страшного. Воспользуйтесь самой простой рекомендацией – играйте! Правильно подобранные игрушки (соответствующие возрасту и развитию) стимулируют формирование всех необходимых навыков. Необходимо учитывать, что малыш уже умеет делать и чему вы хотите его научить.
Игра – это самый оптимальный и самый приятный способ обучения и развития.
Крупная моторика
1-1,5 года. Ходит самостоятельно. Бьет ногой по мячу. Бегает уверенно, не падая, огибая углы и делая резкие остановки. Вскарабкивается и садится на “взрослый” стул. Лазает по сооружениям на детской площадке.
1,5-2 года. Свободно поднимается и спускается по лестнице, ставя ноги поочередно на каждую ступеньку. Самостоятельно влезает по лестнице на горку и съезжать с нее. Сохраняет равновесие и координацию в подвижных играх (бег, лазанье, прыжки).
2-2,5 года. Прыгает со ступенек двумя ногами вместе. Играет в мяч с другими детьми, бросает мяч и ловит, по крайней мере, в половине случаев. Стоит на одной ноге несколько секунд без поддержки. Из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы.
2,5-3 года. Ездит на трехколесном велосипеде, нажимая на педали. Уверенно стоит на одной ноге без поддержки. На бегу перепрыгивает через препятствия. Делает кувырок вперед.
Мелкая моторика
1-1,5 года. Предпочитает действовать ведущей рукой. Чертит каракули мелком или карандашом. Перелистывает страницы детской книжки (по одной). Отвинчивает и завинчивает крышки банок и бутылок.
1,5-2 года. Чертит каракули круговыми движениями. Строит башни из пяти и более кубиков. Держит мелок несколькими пальцами,почти как взрослый.
2-2,5 года. Пытается резать или режет маленькими ножницами. Строит башни из восьми и более кубиков. Рисует или срисовывает вертикальные или горизонтальные линии. Делает постройки из кубиков, такие как простой дом, мост или машину.
2,5-3 года. Рисует или срисовывает полный круг, две пересекающиеся линии. Кладет на место отдельные фрагменты в складной картинке.
Социальное развитие
1-1,5 года. Просит содействия в чем-либо. Начинает помогать в домашних делах. Играет вместе с другими детьми.
1,5-2 года. Иногда говорит “нет”, если пристают. Обычно правильно реагируют на замечания. Проявляет привязанность к другим детям. Хочет спать с куклой, игрушечным медведем и т. д. Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить.
2-2,5 года. Выражает жалобы словами. Здоровается (“Привет” и т. п.)Говорит “Посмотри”, когда хочет привлечь внимание к своим занятиям. Играет в активные игры с другими детьми. Предлагает свою помощь другим.
2,5-3 года. Извиняется, сделав что-нибудь нехорошее. Обычно выполняет специальные указания во время групповых игр и ждет своей очереди.
Развитие речи
1-1,5 года. Говорит не менее двух слов, помимо “мама” и “папа”. Отвечает на вопросы: “Как говорит собачка, киска?”. Употребляет по крайней мере пять слов для обозначения разных предметов.
1,5-2 года. Называет несколько знакомых предметов в книжке с картинками. употребляет не менее десяти слов. Правильно отвечает “да” или “нет” в ответ на прстые вопросы. Если предмет не нравится, говорит о нем: «Плохой», «Кака» и т. п.
2-2,5 года. Просит: “Еще”, “Еще один”. Использует отрицание “не” в выражениях: “не надо”, “не буду” и т. п. Употребляет по крайней мере одно из следующих слов:”я”, “ты”, “он”, “она”, “оно”, “мне”.Говорит предложениями из двух, трех и более слов. Рассказывает, какое действие изображено на картинке. Говорит о своих вещах: “мой”, “моя”, “мое”. Употребляет глаголы в прошедшем времени. (“Мячик упал”).
2,5-3 года. Задает вопросы, начинающиеся со слов “что”, “где”, “почему”,”когда”, “как”. Использует существительные не только в именительном падеже. Употребляет слова во множественном числе (окончания -и или -ы, глаголы в будущем времени.
Понимание речи
1-1,5 года. По просьбе взрослых показывает минимум три части тела: нос, рот, руки или ноги. Знает предлоги “на” и “с”. Выполняет указания, состоящие из двух частей, например: “Пойди к себе в комнату и принеси мне. ” Понимает значение по крайней мере трех из предлогов: “в”, “на”, “под”, “у”, “возле”.
1,5-2 года. Понимает, что значит “вверх” и “вниз”, “один” (дает по просьбе именно один предмет, “все”. Должен правильно определять по названию хотя бы один цвет.
2-2,5 года. Проговаривает свое имя. Показывает или называет больший из предметов. Понимает не менее шести слов, указывающих положение предметов: “в”, “над”, “на”, “под”, “у”, “возле»,«сверху», «снизу”, “выше”, “ниже”. Правильно определяет пол других детей (мальчик или девочка).
2,5-3 года. Использует слова “хороший” и “плохой”. Отвечает на вопросы:”Что делают с печеньем?. шапкой?. чашкой?” Знает свой возраст. Правильно употребляет слова “быстро”, “быстрый”, “медленно”, “медленный”. Говорит о будущем – что должно произойти.
Самообслуживание
1-1,5 года. Снимает туфли и носки. Пользуется маленьким ведерком или емкостью для переноски вещей. Открывая дверь, поворачивает ручку и тянет. Вытирает пролитую жидкость тряпкой или губкой. Подает маме или папе пустую тарелку.
1,5-2 года. Самостоятельно снимает расстегнутую рубашку или блузку. Расстегивает молнии. Моет и вытирает руки. Ест вилкой и ложкой, почти не проливая.
2-2,5 года. Сам умывает лицо и чистит зубы. Наливает жидкость в чашку не проливая.
2,5-3 года. Надевает рубашку или блузку самостоятельно. Моется в ванне почти без помощи. Правильно надевает туфли (правую – на правую ногу, левую – на левую).
Источник
6ðX™ð±2Ë=íZÞý%·§û¯ì>žÚ]§-¨£?°ÏÖáëü·O‰ô!ýÇ{¬NP¯aþ’-úìäÿ¹i%òÿü*ìÇŸÐÞ?î#õ ú±ú‰ú©ú™ú¹úõõ˿Ѯ´øþ:”ú#yýOZú0õ_ÚÚôNÌZwþò¶eK[-,^ÔrêÂÍM õµóçÍ3{VUepzÅ´ò©S&OšX6¡tü¸’â¢Â±c£O5rD~Þða¹9²ûgefôöõr”8ì¶X‹9Æd4èuªÂYÿb_Iµ'”YÒeúÆÏi_ 5’8ªC¸J¾[&ä©ÖŠy¾[2€”•PÉÀ±’ÜîÅFe÷÷û«¼zc’¯Ê:¨éIšÖej‰X$¼^Ôð’7yB¼ÚS*9¹£¸ºíuZÌ…¾ÂsvÖi¶@Z BY¾ÖNž5škBÉ*Ñ©0S¬xlHÍ(®©M-¯,.ry½Ušjm……!£Ö-gè3»ÐÓÙÿᎋºì¬¶Úo÷Õ×Ì©©5¨Ô¡wt¬9ü¡¾¾¢PßUï&cÈ ¡þ¾¢â߇ÆÊ¦{ é3ì>OÇ-÷ü軞šˆÇaÿ’ )†xlš/5CßÐCŒÏë}¹°+Àj’µ-WRÚÃj]aÈñW…”j’ó°ÌqEN»Ì9V½ÚçKUù>99Ô^ëÉîÙ×¾3ð|OHͬ®kÓÐá+*¢y›^ Aj”c-ò5ÕÄ1 å•¡_k(Á7- Àák° ¢R«©J(±êºHPNq’è-§¸£ºˆ:(Úò•WîbCºßéêqm†²*ÑPb!%³¸£²¾1ä®vÕc6z*]ÞP ÓWå«l¨«ä³‡ú¾ƒÇyµ’jµ0¶”JËÂb䯔§Rq©Ubµàð”àÃ7v2ìX.-)Vtì(O%w1YO‰”ê;í ¡fŽYª¨Z8Þåò’ýH-‘>é3B¦Ú²Ãq¬Oôœì•êë)n(:¡ƒßiTé`¤µïï§”æ”ò`Ô0‰å/³Ôœø4£¹Ä*&{Blª§Ò×à«òa¦Vб‰¹ÖÖ·¬ÂWV>«R[íÈ.™þåçQ*ļÈ- ¥{°Äï’˪¥ÇiécÉñ’e-ÊlŸèWGG}’S3ÄVvurMè/¬ MñWùBµ~ŸWô3»§‰Y½Ó«qVKî|%5>ÝSÒQÓÕÝ^ÛÑt´W7À¹èð•Öwø**G¹´ÎO«ãZ%žÏÊxÙô±hJac;}|Cyg€o¨˜U¹ËΘgÃôʰ•Âê±U½’W¹ËÃX@ó*Â+œ”á ÑÒ4$LZy×® cíZ®Nshéº.Î4ŸIú8«ëRÈg§ej àÍW×¥£œ€,ƒÏD¾v*)mBŽ]äìfŠ¸Ï‰L²N&&8`ÖL˜€U‰U0¥Â†g7ÊÆp¶ÝÊc¹«mNÓÜ]¼½3&àÚ¥µ4-R²%…¯ý˜=ÅNhÏ£ 8«r»•¡}í%Æ Ã.LnÆÂû¤ØS/ößêªæŽê*=X”ö*¾yˆûF³â¬!³¯alÈâ+üÂ_@~ƒð±óy”Çb‹ ÛQíC Ɖ©d.NgMMzºº»§WzŸu¬òâ,ÍfU†büx¹é3& Ü8j¸Ç…ÚëjD?X°RÔ5f”ÖUáÊQ¤4ƒb”- D‰VGœ7TªÃ^«ñin”ŽöªP•_ñ¾ÁZðÁY7g¬ƒ¾±ŠJò¸Äêh’ŒVô¼Î‡¬ºjí’ œezY˜]äi@Ì×e6h0»”™LKͰĚC1Ð ¾…¶1GŸa¬ª¢Îk©õ’x¶=dA2O˜ÊH̲JE_ð½]EÍ”w±i¾Ó:E§µ-ŒÈÅf”ÖàíFõ-ðøòde”‘-H{Ék#·bÞºº·úÎðž`ˆâí’ösíÂAeU’;B³ýÙýM'{c5wG‡)öû+Ð|™b±æT2êÄ[,6œ¶ßDÉÀEGÅññzê«D)tyªË~°?¡xMkwØGʤh1;BMßM6K-à2˜1€îŠˆµØ+]¡ìLYD¬ˆ§Ãc÷ð‰ò8j,Ò±cí]’M{§²› -Tw”tˆ+j]MdÚ”O -ö§IœŽÍƒ†ÄpBíS=ÕUžjMyy¥×ëÂi{qOõÕˆWÁTÏÔYÚU¥¦Clq†›J•+dÄ‹©±¦ÁçÅ$$”;è£.rl˜«£Ã×ÒÎm £ùL»RAønõûjĺQÜ ´º%è®6;¢5W±g¹nm.1q}µâ£®CÐçVû1ŽŽøO~Bð¼=t™u3ªñªo$¶Ô5.¤0 ¥”U…†¨`L†(HG@ôf’¿s®1ã¸Gû^â§Â&UôlZehª,¢’!-úCJR2Åàù´Y•2N©”»ÓÀ®r‰Úž2½2²
ŒªÁ£½C”ç«3ƒo˜zâ»iNÈY6m¶‹Lù*’/©9š¿3FS¡T~~üj”_ÿ¼üøEðà‡À’ ïaA¦S^gCé€zLÕ·û=;-qfA}ΔGYP,®ô(û ònC‹œy”óvÄ$ó XÔµRœ+Å9R´Kq¶gI±FŠÕRœ)Å*)Îât)VJqš+¤X.E›K¥h•b‰‹¥X$E‹§J±PŠR4KÑ$E£ RÔKQ’E5RTK1_ŠyRÌ•b޳¥˜%E••RÌ”b†A)¦KQ!Å4)Ê¥˜*Å)&K1IЉR”I1AŠR)ÆK1NŠ)Š¥(‘¢PбRŒ'” E£¥8EŠQRŒ”b”ùRäI1ŠaRäJ1TŠ!R-b¥È’b€ÙRô-Â/E?)úJ’%E)2¥È¢·>)zIá•Â#…[Št)Ò¤è)…KŠT)R¤H-“IŠD)œR$HÑCŠx)RØ¥°I’E¬V),R˜¥ˆ’Â$…Q ƒz)tR¨R(Rp)XDðn)ŽJqDŠo¥øFŠÃR|-ÅWRüUŠCR|)ÅRüEŠÏ¥øLŠO¥øDŠ¥8(ÅGR|(ÅŸ¥ø@Š÷¥ø”ïIñG)Þ•âRü^ŠR¼#ÅÛR¼%Å›R¼!ÅëR¼&Åï¤xUŠW¤xYŠßJ±_Š-¤xQФx^Šç¤Ø’ųR¤Ø#ÅýRì-b-]Rì”â>)î•b‡Û¥KÑ)EHŠ{¤¸[Š»¤¸SŠmRüJŠ_Jq‡[¥Ø”ÅíRÜ&ÅRÜ”ÅÍRl-â&)n”â)®-â:)~!Å&)®•â)®-â*)®”â ).-â2).•â).-b£Iq¡R Å)ÖK±NŠó¥×.¯=^{¸¼öpyíáòÚÃ嵇Ëk-×.¯=^{¸¼öpyíáòÚÃ嵇Ëk-×.¯=|™òþÃåý‡Ëû-÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòþÃåý‡Ëû-÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòþÃåý‡Ëû-÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòþÃåý‡Ëû-÷.ï?Þ¸¼ÿpyÿáòÚÃ嵇Ëk-·.o;Þv¸¼ípyÛáò¶Ãåm‡ËÛ-·^¸]ˆ.å¼púh7îÌát’èJNj§ÔÙDg…Ó 5″ZMt&Ñ*¢3Âic@§‡Ó A+‰N#ZAyË)ÕF´ŒœKÃicADKˆS’ED-D§†{ƒ- j&j”j÷,5Pªž¨Ž¨-¨†¨šh>ÑÍ”ª”ª$šI4ƒ(H4¨’hQ9ÑT¢)D”‰&M$*#šv•’J‰Æ‡]@ãˆJ®2PqØ5TDTH4-òÆP½ QÕMt Ñ(*9’hUÏ’Ê#N4Œ(-J4″ZL4ˆh 5-C4€êeõ’òõ#êK”EÔ‡šÎ$Ê 6{ùˆzQÓ^”Õs¥¥õ$r¥†S’ƒRˆ’éS@ID‰ät%³QÅY)ÏBd&Š¡”ÈN™ Ò‡SÊA:”•œ ¥8ÓˆwÕŠð#”ú-è¢Ã”÷5¥¾”ú+Ñ!¢/ÃÉÓA_””+@¡ÔçDŸ}JyŸPêc¢ƒDQÞ‡D&çDïý‰è=*òGJ½K©?Pê÷DˆÞ¡¼·‰Þ”ç›Do½Nôù¥^%z%œ4ôr8iè·DûÉùÑ‹D/=OEž#ÚGÎg‰ž!zšè)*ò¢’ÉùÑãDí%ú5•|”R=Lôå=Hô 9÷ÝO´›hQ•ÜI©ûˆî%ÚA´=œX ‡gƒ:‰BD÷ÝMtÑDÛˆ~ND¼æ¿¤Vî ÚJy[ˆn’ºèV¢[ˆn&ÚLt5v#µrÑõ”wÑ/ˆ6]K®¡ÔÕDW]IyWP+-]Fy-]Bt1ÑF¢‹¨ä…”ê º€hÑz¢uag èü°³tÑÚ°³t.Ñ9agÔv”ó³ÃÎa ³ˆÖPõÕTïL¢Uag=èª~:ÑJ¢ÓˆV-‘j£¦-Qõ¥Dagh 5¶˜J.”j!:•h!Ѫ×LÔD=k¤ê DõT²Ž¨-¨†¨šh>ÑôêÙ¢Ù4èYÔt=¨’h&uw=(HL’ª šFTN€¦†Ä¦”ÄöžNXšNÈM¤”eD ¸ðRJ’GÎ’pÂY âpÂzPQ8álPa8¡46_C * ŽÇûŸB©QaGh$ш°Cl|¢¼°chxØQ vÌåRÞP¢!aGÐ`*9(ìvˆ³™C4€ªgÓúù©±~D}©±,¢>D™Da‡˜¥ÞD>j³µé¥Æõ$r¥¥”ísAÉaû”Hä$J êAOTÁNNQQ,’•JZ¨¤™œ1D&”#’Jê©¤Žœ*’BĉX ÛVë8j«s±Õ»¿…þ8| ßWðý8| |ÿ_€Ï’÷ÒŸŸ áÿøyFúà}àOÀ{qMî?Æ5»ßþ ü8 ß;à··€7’~ü:ðð;àÕØSݯÄr¿þml‹{l¦û%àEèbýîçç€}Ⱦgb¹Ÿ†~ ú7ÐOÆ.t?»Àýxl³û±Ø&÷^Ôý5Ú{xt?ŒÏ‡€¬KÝ{¬ËÜ÷[ÛÜ»ËÝ»€.`’ü÷÷”oò¶Ã:på÷Ý-Uî»,«ÝwZÖ¸·YÎrÿ ø%p°ØÜnÉvß¾¸uno¶œê¾ úFè€ë¡¯C[¿@[›ÐÖµð] \ \Žz-¡½KÍ”Ý-˜§¸/67¹7šow_dÞê>_ÍpŸ§æ¹×ò×ÏÚ¶&hYÃ-kkÊÖœ¹fÛš××â æÕÁUÁ3· žkTÎŒ ž¶mEP·”aÅòê+ø¶¼h¸’+l…}…g…j]lÛ¶,È-M]Ö¾,´L72´ìe [ÆÍ]Ýo_æJ/V/‹µ-, . ¶n[ܸ(¸×lÞÖlÌ«6l«ÖåÕkòªƒóóæçm›œ”7+8{Û¬`U^ep&ÊÏÈ›n›¬È+NÛVœ’798þIyeÁ‰ÛÊ’òÆK·ŽË+ c𬧽§§§j˜Ü=a.>v +àzÇõ©KÇ!×Ã.5Þ-êNUúÚRxᔾ$åì”KRT[òsÉJ ¹oÿ[ÒsIo’}’¤ëHê; “%Ú=‰ªSŒ-qÒôŠˆåjcu’ú2KlNnsºJñ’N¾Ž©ÜÃ9ãvjB™Üé.Qàâ-êôŒóKÙtY-‰M+™¦Îñ ¡Œ ñ(Ÿ2l±à¬Ù•œ_¥ý^B(Aüb‰->ãF-6¶,”VQV7oN[Uj:Ðt·ÐEªüóÚV´ù+§0Ç;ŽOªó!ûsvÅfã6[·M ØÐy[œ;NÝqj nÐð[¬;Vݱjb 1¾>Ö©ÓKl·E X¦X”€¥ °$`ÉXò߯¹]Œ”žì_>óÚ-ûµo¤ªø ‘ô¯øn[Ž´øZ¡¥™ÿGŠæ·Á-Kçò¯õŸnü§îÀÏßè·yÆt+ç±ze-p.pМ œ¬Vg«€3€Ó•ÀiÀ `9Ð,Z%Àb`М , Í@Ð4 õ@PÔ ÕÀ|`0˜ÌfU@%0˜é@0 (¦S€ÉÀ$`”PL JñÀ8 (Š€B`,0 Àhà`0äyÀp`† ƒAÀ@ dý?Ðèd}€L è ø€^€ð n Hz. H’$ p @ p vÀı€° f 0FÀ èݘn|ª€p€±z? ¾¾____ >>>>>> Þþ¼üxøð{à ðð6ðð&ðð:ðð;àUààeà·À~à%àEààyà9`ð,ðð4ððàIà àqà1`/ðkàQààaà!àAà`p?°Øt;û€{Àv t!àànà.àN`ð+à-ÀÀV`p;pp+pp3°¸ ¸¸¸¸ø° ¸¸¸¸ ¸¸¸¸¸¸¸Ø\t €õÀ:à|V?¦ãüsœŽóÏqþ9Î?Çùç8ÿçŸãüsœŽóÏqþ9Î?Çùç8ÿçŸãüsœ¾@àˆ1€#pÄ ŽÀ8b Gàˆ1€#pÄ ŽÀ8b Gàˆ1€#pÄ ŽÀ8b Gàˆ1€#pÄ ŽÀ8b Çùç8ÿçŸãìsœ}޳Ïqö9Î>ÇÙç8ûgŸãìsœýŸ:ÿÌê§îÀÏÜX[Û 3aÉóç1ÆŒ72vôŠïüÕÈT¶µ±v|cÙì!ö:«ek¡6±Ílû%±GØoØ+ÿÈŸÊü=C¿ˆYÕÌÀz0Ö}¸ûàÑ-@->îÏHõÐyŽ{ºíÝŸäûøèÝö£]†xfÖêÆ*/Âû~¤û0^¹Hwie=´M«ñ™ñÆ£÷ÝzÒ”³Yl6›Ãæ²jVƒñ׳f¶ 3s*ka‹Øb-µyMølDj>J!¼húx©%¬XÆ-³ì4|µB·ER”o©-^ÁVâëtv[ÅÎd«ÙšÈçJͳ9«´ôéÀYìl¬Ì9ìMI&ÏZv;«¶žm`ühê’cªƒ]È.Â:_Ì.ùA½ñ;©Kñu»ûáJv»š]‹}q»þ$ï5šÿìFvöŒÈ» ž›4%r÷°ÇÙ½ìnv»O›Ë:Ì͈œ-Fm[1«1µ’ô˜æoå±Ù:cc눌ôtøÏ=¡Æi’y%×¢$µBë ZYsÒLŠ1>>”J]¥ÿ¸÷ÄYù1¯œëO˜™ë´”P'{H_ÍnÀ ¼ŸbV…ºšÔMš>Ñã±²›µôì6v;Öb«¦$”gôVvÎö¯Ø6v’¾ŽëñÝì.måB¬”…Ùv¶+yÛɺ4ÿå}Ÿ{Ä>æÙÅv³û±Cd#Ò
Источник
Первый год жизни ребенка по-другому называется грудным возрастом. После его окончания ребенок вступает в период раннего детства, который длится до трех лет. Этот период называют еще преддошкольным. В чем заключаются особенности ребенка в возрастной категории от 1 года до 3 лет? Как развивается малыш? На что обратить внимание родителям?
Особенности физического развития
Дети от 1 года до 3 лет уже не растут так быстро, как на первом году жизни. Средний рост годовалого мальчика равен 74-78 см. За второй году жизни ребенок вырастает примерно на 10 см. То есть, за месяц он вырастает меньше, чем на 1 см. В среднем рост мальчика, которому уже исполнилось 2 года, составляет 84-89 см. За третий год жизни ребенок тоже вырастает примерно на 10 см. Рост трехлетнего мальчика составляет примерно 93-99 см. Показатели среднего роста девочек данной возрастной категории отличаются всего на 1 см в меньшую сторону от такового у мальчиков.
Если рост меньше или больше среднего на 4-5 см, то это является поводом для обследования у врача. Нужно выяснить, имеет ли малыш просто индивидуальную особенность, или же его высокий (низкий) рост обусловлен каким-либо заболеванием.
Как обстоят дела с весом? Годовалый мальчик весит примерно 10-12 кг. В два года его вес в среднем составляет 12-14 кг. В три года – 13,5-16 кг. То, есть за год ребенок прибавляет в весе примерно 1,5-2 кг. Вес девочек отличается от среднего веса мальчиков примерно на 0,5-1 кг в меньшую сторону. Когда нужно бить тревогу? Обсудить ситуацию с врачом нужно в том случае, если вес больше или меньше средневозрастных значений на 2 кг и более.
Врачи обращают внимание не только на показатели роста и веса, но и оценивают гармоничность развития. То есть, соответствует ли вес росту. Еще оценивается окружность головы и окружность груди.
Навыки малышей в периоде раннего детства
Практически все родители переживают, правильно ли развивается у них ребенок. Некоторые сравнивают своего ребенка со сверстниками. Но правильнее оценивать нервно-психическое развитие ребенка по основным критериям, которые разработаны врачами и педагогами. Эти критерии касаются речевого и сенсорного развития, характера игровой деятельности, движений и бытовых навыков.
- Что умеет делать годовалый малыш?
Развитие ребенка в 1 год отличается следующими особенностями: ребенок хорошо ходит, легко меняет положение тела (присаживается, наклоняется, поворачивается и др.), учится бегать, самостоятельно ест ложкой густую пищу. Появляются простые сюжетные игры: построить башенку, покормить куклу, закатить машинку в гараж. У него быстро расширяется словарный запас. В игре ребенок проявляет много эмоций.
К полутора годам он ориентируется в основных цветах и формах. Густую пищу ложкой ест уже хорошо, учится есть жидкую пищу. Малыш пользуется в игре простыми словами, выполняет просьбы взрослого, обращается к нему с простыми просьбами сам. Малыш любит играть, он учится строить простые постройки. С небольшой помощью взрослого кое-что умеет снимать с себя из одежды.
- Что умеет делать двухлетний малыш?
К двум годам ребенок уже хорошо и умело двигается, умеет перешагивать через препятствия, умеет аккуратно есть и частично одеваться. Он достаточно много говорит, строит более сложные предложения, задает вопросы и отвечает на них, хорошо понимает рассказ взрослого о разных событиях. Все чаще малыш играет в сюжетные игры, действия в играх последовательные и логичные. Большая часть игр строится на подражании, но уже появляются и собственные фантазии.
К 2,5 годам ребенок строит еще более сложные фразы, неплохо разбирается в разных цветах и формах, начинает играть в ролевые игры. Большую часть одежды ребенок может одеть самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Он все чаще и настойчивее выражает свое мнение.
- Чему научился трехлетка?
Возраст ребенка 3 года часто называют критическим. Малыш в 3 года умеет уже многое, он хочет стать самостоятельным и показать свое «Я». Ребенок уже достаточно много говорит. С ним можно построить интересный диалог. Многие дети в 3 года рассказывают стихи и простые сказки, с радостью поют песенки для мамы и папы, пусть и на «своем языке». Часто задают вопросы: «Где? Как? Почему? Зачем?». Они очень интересуются окружающим миром, любят играть.
В возрасте трех лет уже достаточно большое количество детей посещает детский сад. Круг общения ребенка расширяется, он учится взаимодействовать не только с семьей, но и с другими людьми разного возраста.
Особенности речевого развития
Речь ребенка в периоде раннего детства становится богаче с каждым днем. К году ребенок говорит примерно 10-14 простых слов. К 1,5 годам он умеет говорить простые предложения из 2 слов. К 2-2,5 годам ребенок употребляет местоимения, обращается по имени к окружающим. На третьем году жизни активно развивается фразовая речь.
Речь у всех детей развивается индивидуально. Бывает такое, что в 3 года один ребенок еще очень мало говорит, а его ровесник уже вовсю читает стихи. Но уже спустя 1,5-2 года словарный запас обоих детей уравнивается, и далее речь развивается у них примерно одинаково. Чтобы понять, если ли задержка речевого развития, и нужно ли как-то помочь ребенку, необходимо регулярно показывать ребенка неврологу и педиатру. При необходимости они направят малыша к логопеду.
Стоит обратить внимание, что дети очень много подражают взрослым и другим детям. Чтобы речь ребенка была правильной, разговаривать с ним нужно четкими словами, правильно строить фразы, не допускать «сюсюкания». Для активного развития фразовой речи нужно употреблять в речи больше глаголов, которые ребенок будет запоминать и впоследствии повторять.
Что оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка?
- Общение с ребенком посредством обычной речи;
- Ежедневное чтение ярких книг по возрасту ребенка;
- Пальчиковые игры;
- Игры на мелкую моторику под присмотром взрослых (мозаика, пазлы);
- Развивающие мультики для детей;
- Песенки для детей, которые можно разучить и вместе петь.
Полезно ли раннее развитие детей? Некоторые родители стремятся научить ребенка читать уже в 2-3 года, интенсивно изучают с ним иностранные языки, отдают на несколько кружков, в день дают ребенку слишком много новой информации. Однако специалисты считают, что столь раннее развитие не полезно для неокрепшей детской психики. В периоде раннего детства для детей гораздо важнее родительская любовь, прогулки и обычные игры.
В дополнительных кружках малыш 1-3 лет не нуждается. Если родители все же приняли решение поводить ребенка на развивающие занятия, то это должно очень нравиться ребенку. Занятия против воли не принесут никакой пользы.
Распорядок дня в периоде раннего детства
Чтобы ребенок рос здоровым и спокойным, очень важно создать правильный режим дня и следовать ему. Сон играет важное значение для здоровья ребенка. Стоит укладывать спать ребенка вечером не позже 20.30 – 21.00. Колыбельные песни для ребенка или сказки на ночь являются отличным ритуалом для засыпания и настраивают кроху на здоровый сон.
Полезны для малышей зарядка или утренняя гимнастика. Ее лучше всего проводить после утреннего туалета. Гимнастику можно делать под песни для детей. Занятия с ребенком зарядкой стоит проводить в игровой форме. Дети любят подражать взрослым, и этим можно воспользоваться, делая гимнастику. Полезны наклоны, приседания, ходьба на носочках и на пяточках, простые игры с мячом и обручем.
После зарядки пора приступать к завтраку. Развивающие занятия с детьми лучше всего проводить в первой половине дня (между завтраком и прогулкой). Впоследствии в детском саду воспитатели придерживаются такого же распорядка. В это время можно порисовать, почитать, позаниматься с конструкторами или кубиками, поиграть в ролевые и другие игры.
Примерно в 10.00-11.00 рекомендуется идти с ребенком на прогулку. Прогулкам с ребенком нужно уделять много времени. Дети после 1 года активно осваивают ходьбу, бег, ползание по лестницам. Полезны игры на детской площадке, которая подходит под возраст ребенка (невысокие горки, удобные безопасные качели, песочница). Зимой можно кататься вместе с малышом на санках на пологих спусках.
После прогулки стоит приступить к обеду. Затем наступает время послеобеденного сна. В возрасте с 1 до 2 лет у многих детей еще сохраняется два дневных сна. После 2-х лет дети обычно спят днем 1 раз после обеда.
После дневного сна ребенку можно предложить полдник. При хорошей погоде можно снова отправиться на прогулку. Если прогулка не планируется, то можно почитать, поиграть в любые игры, включить развивающий мультик для детей. После ужина в вечернее время игры должны быть спокойными, чтобы ребенок не разбаловался перед ночным сном. В противном случае его будет сложно уложить.
Особенности ухода за малышами
Уход за малышом в возрасте от 1 до 3 лет совсем несложен. Ежедневное купание, как с грудничками, уже не требуется, но легкий душ все же не будет лишним, потому что дети в этом возрасте достаточно часто пачкаются, много ползают по полу. С мылом мыть ребенка (или со специальным детским гелем) стоит 1-2 раза в неделю, в остальное время просто водой. Волосы мыть рекомендуется раз в 7-10 дней с детским шампунем.
В ежедневный уход за ребенком обязательно должна быть включена чистка зубов дважды в день с детской зубной пастой. В периоде раннего детства зубы должны чистить ребенку родители. Конечно, малышам часто хочется сделать все самостоятельно. Ему можно это позволить, но качество чистки будет низким. Поэтому после малыша зубы должен ему почистить кто-то из родителей.
Умываться ребенку следует утром и вечером перед сном, а также днем по мере необходимости. Расчесывать волосы стоит неколючей расческой или детской массажной щеткой. Ногти постригают ребенку по мере необходимости индивидуальными маникюрными ножницами.
Как правильно нужно кормить малыша?
После года ребенок переводится постепенно на общий стол. Что подразумевает под собой общий стол? Это значит, что ребенку не нужно отдельно готовить, и он вполне может есть те же блюда, что и остальные члены семьи. Однако эта пища должна быть здоровая. Стоит отдать предпочтение варке, тушению, запеканию. Пищу не стоит сильно солить и добавлять много приправ. Еда должна быть неострая, сбалансированная по основным питательным ингредиентам, по витаминам и минералам.
Меню ребенка в 1-3 года обязательно должно содержать следующие продукты: зерновые каши, супы (желательно на овощном или на втором мясном бульоне), рыбу, мясо, птицу, молочные продукты, макароны из твердых сортов пшеницы, фрукты, овощи, ягоды. С годовалого возраста можно давать пить фруктовые соки. Полезны компоты, морсы, разрешается некрепкий чай. Из сладостей разрешается натуральный мармелад, пастила, зефир, детский шоколад в небольшом количестве.
Какие продукты стоит максимально ограничить? Ограничить стоит те блюда, которые не несут питательной ценности и могут навредить ребенку. К таковым относятся сладости и кондитерские изделия, колбасы и сосиски, консервы, полуфабрикаты промышленного производства, соленья и маринады.
Что можно подарить ребенку на праздник?
Все дети очень любят подарки и сюрпризы. Родственники и друзья тоже любят баловать малышей. В детских магазинах разбегаются глаза от изобилия товаров, но так хочется выбрать для ребенка действительно полезный подарок.
Какие подарки детям в возрасте от 1 до 3 лет наиболее актуальны?
- Конструкторы из крупных деталей;
- Развивающие игры для детей 1-3 лет;
- Игрушки для сюжетных игр (куклы, животные, машинки, сказочные герои, коляски);
- Наборы для ролевых игр (наборы резиновых или пластиковых продуктов, набор доктора, набор парикмахера, кукольная посуда, мебель и др.);
- Музыкальные игрушки и книжки, которые поют песни для детей;
- Книги (лучше всего толстые, картонные, с яркими иллюстрациями);
- Товары для творчества (цветные карандаши, водные раскраски, пластилин, пальчиковые краски и др.);
- Развивающие игры (крупные пазлы, кубики, лото для малышей, развивающие картинки по разным тематикам).
При выборе подарка обязательно стоит внимательно изучать этикетку. Если игрушка не предназначена для детей до 3-х лет, то от покупки стоит воздержаться. Она может содержать в себе мелкие детали или иметь острые края, что опасно для маленьких детей.
Пройдите тестВаш ребенок оптимист или пессимист? Оптимисты и пессимисты по-разному оценивают одну и ту же ситуацию и перспективы. К чему более склонен ваш ребенок?
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник