Оценка раннего речевого развития ребенка
Методика для обследования речевого развития ребенка раннего возраста
Исследование уровня развития речи у детей раннего возраста строится на системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития детей охватывает все стороны речи.
В основе исследования положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста:
· выявление уровня восприятия речи и понимания речи взрослого,
· выявление объема активного и пассивного словаря,
· обследование произносительной стороны речи (произношение гласных и согласных звуков, слоговая структура),
· обследование грамматического строя речи (сформированность фразовой речи; использование предлогов).
Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применяли методики, разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной.
Обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого.
1. «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка, кукла).
1 ситуация. Проверяется, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 ситуация. Взрослый просит ребенка указывать на называемый предмет.
3 ситуация. Взрослый предлагает ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 ситуация. Взрослый просит ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5 ситуация. Взрослый просит ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Взрослый предлагает произвести с предметом определенные действия (положить чашку на стол). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.
7 Ситуация. Взрослый предлагает ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания взрослый повторяет несколько раз.
Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:
1 раз – 2 балла,
2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания),
более 2 раз – 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.
2. «Найди игрушку».
Цель: выявить уровень понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности взрослый наблюдает за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки; берет ли в руки; вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку; понимает ли обращенную к нему речь.
Все данные заносятся в таблицу, где отмечаются все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определяет количество набранных ребенком баллов:
5 баллов – в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
3-4 балла – 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Средний уровень.
0-2 балла – 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи. Низкий уровень.
Обследование объема пассивного и активного словарного запаса.
Обследование словарного запаса проводится у детей раннего возраста или у детей старшего возраста, когда логопед в предварительной беседе с ребенком, родителем или педагогом выявил недоразвитие лексико-грамматической стороны речи или жалобы на его проявление.
В ходе обследования словарного запаса решаются следующие задачи:
– определить количественный и качественный состав активного и пассивного словаря;
– выявить уровень владения значением лексических единиц;
– выявить характер лексических ошибок;
– наметить рациональные пути формирования и (или) совершенствования лексической стороны речи ребенка.
Материал для обследования – конкретная повседневная лексика. Ребенку предъявляются предметные картинки. При обследовании активного словаря ставиться вопрос «Что это?», пассивного – задание «Покажи, где…»
1. «Кто это?».
Цель: выявить объем пассивного и активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал условно разделяют на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов:
1 балл – наличие правильного ответа,
0 баллов – неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря:
10 баллов – высокий уровень объема словаря,
7-9 баллов – средний уровень,
2-6 балла – низкий уровень,
0-1 балла – очень низкий уровень.
2. «Называние предмета по его описанию».
Цель: выявить объем пассивного и активного словаря
Инструкция: «Отгадай, что это (кто это)».
Ответы: кошка, птица, собака, корова, белка, чашка, зайка.
Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
1 раз – 2 балла,
2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.
3. «Понимание сходных по звучанию слов».
Цель: выявить понимание сходных по звучанию слов.
Материал: предметные картинки.
Взрослый показывает ребенку картинку и просит отгадать, что на ней нарисовано. Например, предлагается картинка «молоток».
Инструкция: «Отгадай, что это: молоток или молоко?».
Список картинок: молоток, сабля, маска, деревья, дрова, ворона, врач, осы, крыша, туча, куст. Пары слов: «молоко – молоток», «крыша – крыса», «каска – маска», «деревня – деревья», «дрова – трава», «ворона – ворота», «врач – грач», «осы – усы», «крыша – крышка», «туча – куча», «куст – кость».
Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:
1 раз – 2 балла,
2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.
Если ребенок набрал от 16-22 баллов, то это высокий уровень понимания сходных по звучанию слов. От 15 до 8 баллов – средний уровень, от 7 до 0 баллов – низкий уровень.
- «Лексическая сочетаемость слов».
Цель: подбор слов-синонимов.
Материал: игрушки.
Ребенку необходимо сравнить предметы (большой и маленький шар, высокая и низкая кукла, толстый и худой мишка, твердый-мягкий, холодный-горячий).
Все данные заносятся в таблицу, где отмечается число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
1 раз – 2 балла,
2 раза – 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания), более 2 раз – 0 баллов.
Если ребенок набрал от 5 до 10 баллов, то это высокий уровень понимания речи. От 4 до 2 – средний уровень, от 1 до 0 – низкий уровень.
Источник
Возраст малыша от нуля до трех лет – это период интенсивного физического, психического и речевого развития. Особое внимание со стороны родителей должно быть уделено формированию речевых навыков ребенка. Даже незначительное упущение в этом возрасте может иметь негативные последствия в дальнейшем общем развитии и быть причиной сложностей при обучении.
Каждый ребенок индивидуален в развитии своих физических и речевых навыков. Тем не менее, есть определенные усредненные нормы формирования речи малыша, которые могут служить ориентиром для родителей.
На втором году жизни ребенок проявляет интенсивную физическую активность. Он уверенно держится на ногах, подбирает, наклоняясь, предметы с пола, умеет ударить ногой мяч, начинает бегать вприпрыжку, совершает первые прыжки. У ребенка формируется указательный жест, который принадлежит к важным показателям психического развития.
Для формирования речи огромное значение имеет развитие моторики, которая включает крупную моторику, тонкую и мелкую моторику руки, артикуляционную и лицевую моторики. Наиболее важным для своевременного формирования речи является мелкая моторика руки. Под этим явлением подразумевают умение совершать разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Развитие мелкой моторики начинается с формирования хватательных движений, когда малыш учится брать и удерживать в руках игрушки и другие небольшие предметы. На втором году жизни мелкую моторику формируют при помощи игр. Малыша учат хлопать в ладони, сжимать и разжимать пальчики, играют с ним в потешки, такие как «Идет коза рогатая». В дальнейшем руку тренируют такими активными занятиями как игра с кубиками, собирание пирамидки, нанизывание бусинок, катание машинки, действия с лопаткой, рисование пальчиковыми красками.
В три года ребенок уже может лепить несложные фигурки из пластилина, собирать конструктор, рисовать фломастерами, вырезать из бумаги.
Если от года до полутора лет ребенок проявляет большую физическую активность, то, что называется «всюду лезет», то после полутора лет в его развитии наблюдается формирование личности и характера.
Для психического развития этого возраста характерны:
- активное манипулирование игрушками и другими предметами;
- начало освоения сюжетной игры, с подражанием действиям взрослых;
- восприятие себя как отдельной личности;
- эмоциональная привязанность к родителям и другим членам семьи;
- умение различать пол человека;
- проявление самостоятельности, особенно в одевании, принятии пищи, пользовании горшком;
- проявление негативизма, что может проявляться в повышенной раздражительности, капризности, непослушании.
Такие волевые качества как стремление к самостоятельности, игнорирование чрезмерных запретов со стороны взрослых также являются показателями психологического развития ребенка, что служит главным показателем личностного роста и готовности к развитию речи.
Задача родителей заключается в активном стимулировании ребенка в процессе формированию речевых навыков.
Нормы речевого развития ребенка от 0 до 3 лет
Формирование речи ребенка начинается с первых минут его жизни. Новорожденный младенец на первом месяце уже положительно реагирует на ласковый голос и речь матери.
Ко второму-третьему месяцу младенец начинает издавать звуки, такие как -аааа, -ооо, -уууу. Это начальный этап формирования лепета.
Лепет, то есть проговаривание отдельных слогов, характерен для малышей в возрасте от трех до девяти месяцев. Это могут быть отдельные звуки и слоги, такие как -ба-ба-ба, -ма-ма, -агу-гу.
Первые слова ребенок начинает произносить в возрасте 9-12 месяцев. Обычно это слова «мама», «баба», «дай», «на» и подобные, состоящие из простых для произношения звуков -а, -б, -у, -о, -б, -м. В речи ребенка появляются звукоподражающие слова, такие как «ав», «му-му», «тик-так».
Первый год жизни ребенка является подготовительным на этапе формирования речи. Второй и третий годы жизни – это ранний этап формирования речи.
Речь ребенка от 12 до 18 месяцев
В этом возрасте малыш овладевает произношением всех гласных и большинства согласных. Главный способ формирования речи в этом возрасте – это имитация и подражание взрослому. Ребенок, как эхо, воспроизводит многие слова, которые слышит от взрослых, а также пытается повторить их по просьбе родителей.
Большинство слов, которые появляются в словарном запасе ребенка – это названия окружающих его предметов. К полутора годам запас расширяется глаголами, например «взял», «поехал», «дал». Количество активных слов, употребляемых в речи, составляет от 7 до 30-40.
Речь ребенка от полутора до двух лет
Полтора года (18 месяцев) – это начало активного формирования речи. В этом возрасте многие дети разговаривают на «своем» языке, имитируя собственные слова. Такой эффект возникает из-за нечеткого произношения отдельных звуков или проглатывания отдельных слогов.
Словарный запас расширяется глаголами, появляются первые оценочные прилагательные «хороший», «плохой». К концу второго года жизни ребенок активно употребляет словосочетания и строит предложения из двух-трех слов, в его речи появляются предлоги. К концу второго года словарь малыша включает 50-200 слов.
В 2 года ребенок осваивает большинство звуков, в том числе и более сложных для произношения, таких как -г, -ш, -ж, -в, -й. Большинство детей еще не могут четко произносить звук -р, многие не выговаривают звук -л.
Таким образом, к двум годам ребенок умеет:
- выполнять различные просьбы;
- пользоваться словарным запасом из 50-200 слов;
- использовать в речи слова в различных падежах;
- называть предметы (животных, сказочных персонажей) на картинках;
- произносить свое имя, имена членов семьи;
- задавать простые вопросы;
- пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-четырех слов;
- выражать просьбы;
- употреблять слова «да», «нет», «еще»;
- согласовывать формы подлежащего и сказуемого в предложении (например, «машина поехала» «папа пришел»).
Если в начале второго года жизни речь ребенка состоит главным образом из имен существительных, к двум годам он уже умеет употреблять почти все части речи – глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, междометия и другие. Сложности могут возникать с местоимениями, многие дети еще называют себя в третьем лице.
Речь ребенка на третьем году жизни
На третьем году жизни продолжается расширение словарного запаса. К трем годам он составляет около 1500 слов. На первое место у ребенка выходит умение принимать участие в сюжетно-ролевых играх, предусматривающих перевоплощение и «примерку» на себя ролей мамы, врача, полицейского, героя мультфильма.
Ребенок правильно выговаривает большинство звуков, у него начинают получаться сложные звуки, такие как -р, -л, -ч, -ж. Он строит предложения из четырех-пяти предложений, активно задает вопросы, начинающиеся со слова «почему», обладает способностью обобщать группы предметов (одежда, посуда, животные, цвета).
К трем годам дети могут рассказать о себе простыми словами, высказывать оценочные суждения и даже рассуждать на разные темы. Грамматические ошибки, например при употреблении неправильных падежных форм, встречаются все реже и реже.
Три года – это благоприятный период для чтения и простого пересказа сказок. Ребенок легко запоминает стишки, рифмовки. Их воспроизведение способствует развитию долговременной памяти, улучшает концентрацию внимания, укрепляет артикуляционный аппарат.
Таким образом, на третьем году жизни происходит активное формирование речевых навыков, завершается процесс усвоения звуков, расширяется словарный запас, подходит к завершению ранний этап развития речи как основы для дальнейшего обучения чтению и письму.
Задержка речевого развития
В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.
Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.
Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка:
- отсутствие указательного жеста после полутора лет;
- неумение показать предметы по просьбе родителей;
- использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
- отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
- скудный словарный запас;
- механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
- невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
- отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.
Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.
Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом. Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание.
Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:
- патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
- родовые травмы;
- неврологические заболевания;
- врожденные патологии центральной нервной системы;
- аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
- генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
- тяжелые психологические травмы;
- опухоли головного мозга;
- нарушения слуха.
Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства. Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью.
Куда обращаться при задержке речевого развития
В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.
Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.
Когда нужны занятия с логопедом
В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.
Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.
Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки -р или -ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.
Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.
Ошибки родителей, тормозящие речевое развитие
Быстрое и правильное развитие речи у детей стимулируют родители. К сожалению, многие из них совершают ошибки, тормозящие речевое развитие малышей. Выделим наиболее распространенные из них.
1. Искажение собственной речи
Когда малыш начинает произносить первые слова, родители обычно испытывают радость и умиление. В порыве нежных чувств они нарочно искажают правильную речь, обращаясь к ребенку. Когда малыш окружен сюсюканием, он лишается возможности слышать и имитировать правильную речь.
2. Игнорирование нечеткой речи ребенка
Многие родители считают, что со временем ребенок «перерастет», поэтому мало обращают внимания на неправильную или нечеткую речь малыша. Конечно, все дети проходят этап нечеткого произношения слов, но если после трех лет, малыш все еще имеет проблемы, его речь понятна только самым близким, ситуация требует немедленной коррекции у специалистов.
3. Слишком быстрая и сложная речь взрослого
При обращении к малышу взрослый должен добиваться четкой речи, с выражениями и грамматическими конструкциями, доступными ребенку. Слишком быстрый разговор также отрицательно сказывается на развитии малыша, когда, пытаясь имитировать родителей, он не может полноценно воспроизвести слова и фразы.
4. Завышенные требования к ребенку
Есть родители, которые близко к сердцу принимают нормы речевого развития и если их малыш не «укладывается», начинают ставить перед ним повышенные требования. Постоянные окрики и упреки ничего, кроме вреда, не принесут. Если вы считаете, что ребенок значительно отстает от нормы, лучше сразу обратиться к специалистам, которые определят тяжесть проблемы.
Как стимулировать речевое развитие ребенка
Нередко современные родители много времени уделяют заработку материальных благ, оставляя ребенка один на один с электронным гаджетом. Только чуткое и внимательное отношение к собственному ребенку будет стимулировать его речевое развитие.
Специалисты разработали рекомендации по созданию условий, способствующих успешному формированию речи.
1. Создание благоприятной речевой среды
Речевую среду создают регулярное чтение книг вместе с ребенком, участие в совместных сюжетных играх, заучивание стишков и рифмовок, проговаривание скороговорок, стимулирование ребенка к обозначению различных предметов и совершаемых действий. Большое значение имеет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, когда родители спокойно и весело разговаривают друг с другом.
2. Проговаривание действий на раннем этапе с целью расширения словаря
Занимаясь повседневными делами в доме, совершая прогулки, посещая магазины и другие общественные места, нужно проговаривать (комментировать) совершаемые действия.
Пример проговаривания на прогулке
«Смотри, как солнышко светит. Идем гулять». «Вот дерево, смотри, какие красивые листочки». «Слушай, как поют птички». «Вот собачка пришла. Красивая собачка. Как говорит? Правильно, ав-ав». «Зайдем в магазин, купим хлеб и молоко».
Пример проговаривания во время игры
«Давай построим из кубиков дом». «Возьми красный и синий кубики». «А какие кубики нужны для крыши? Давай возьмем коричневые». «Какой будет дом: большой или маленький?» «Я поставила красный кубик, а ты теперь поставь синий».
Другие рекомендации для ускорения формирования речи ребенка:
- следите за тем, чтобы речевые задания отвечали возрастным особенностям и возможностям малыша;
- разговаривайте с ребенком спокойно, четко, внятно и неторопливо;
- указывая ошибки, нельзя смеяться или насмехаться над ними, исправлять неточности нужно максимально тактично;
- исключайте сюсюкание;
- объясняйте ребенку значение неизвестных ему слов;
- задавайте вопросы, даже если малыш еще не может на них ответить;
- используйте мимику и жесты;
- рассказывайте истории;
- разучивайте с ребенком песенки, пение развивает артикуляционный аппарат;
- предлагайте ребенку речевые игры: «Выбери правильное слово», «Найди по цвету», «Назови ласково».
Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, основа которого закладывается на этапе до трех лет. В дальнейшем у ребенка расширяется словарный запас и усложняются грамматические структуры, развиваются навыки монологической и диалогической речи.
Источник