Оценка пропорциональности развития ребенка формулы

Оценка пропорциональности развития ребенка
Оценка пропорциональности развития ребенка
.
Преподаватель МОМК 2 Коломенский филиал:
Зверева Галина Николаевна
Как же связана педиатрия и математика
Как же связана педиатрия и математика
Педиатрия тесно связана с математикой, ведь с математики начинается все.
Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес.
Родители тоже не забывают о математике. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, они постоянно используют математические расчеты. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить, сколько ребенок должен весить при определенном росте, какое должно быть давление, какой рацион питания применять
Физическое развитие детей Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость…
Физическое развитие детей
Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность.
Пропорциональность развития При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом
Пропорциональность развития
При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.
Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела.
Антропометрические индексы 1. Индекс
Антропометрические индексы
1. Индекс Тура:
– новорожденный – окружность головы (Ог) больше окружности груди (Огр.) на 2 см
– в возрасте 2 – 4 месяца – окружность головы равна окружности груди (Ог = Огр.)
– в возрасте 1 года – Ог меньше Огр. на 2 см
– после 1 года – Огр. – Ог = п или 2п (п – число лет)
Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста – дети до 1 года + 13,5 до 10 см – дети 2- 3 лет + 9 до…
2. Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста
– дети до 1 года + 13,5 до 10 см
– дети 2- 3 лет + 9 до + 6 см
– дети 4 – 7 лет + 4 до + 2 см
– дети 8 – 15 лет + 1 до – 3 см 111111111111111111111111111Ф.Ф.Эрисман
Индекс упитанности (индекс Л.И
3. Индекс упитанности (индекс Л.И. Чулицкой):
3 окружности плеча + окр. бедра + окружность голени – рост
Абсолютные значения составляют:
– дети до 1 года + 20 – 25 см
– дети 2 – 3 лет + 20 см
Для анализа упитанности у детей раннего возраста можно использовать вспомогательные индексы Чулицкой – индексы пропорциональности:
3 окружности плеча = окружность груди = окружность бедра + окружность голени. Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно, исхуданий нет. Эти индексы чувствительны, т.к. жир исчезает сначала с туловища, затем с бедер и голеней.
Массо-ростовой индекс (Кетле 1)
4. Массо-ростовой индекс (Кетле 1)
Масса тела в г
Длина тела в см
Используется у новорожденных. Отражает состояние питания ребенка во внутриутробном периоде.
В норме величина индекса колеблется от 55,5 до 60 -70.
Его снижение свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.
Избыточный вес – это фактор риска возникновения сахарного диабета
5. Избыточный вес – это
фактор риска возникновения сахарного диабета. Каждый человек должен знать для себя нормальную массу тела, связанную с его ростом, и стремиться к этому нормативу. По международным стандартам ВОЗ этот показатель принято называть индекс массы тела (ИМТ), который высчитывается следующим образом:
Масса тела (кг) / (рост человека (м))2
Нормальным индексом массы тела считается, если цифровой показатель будет от 18,5 до 24,9. Показатели ИМТ выше 25 означают наличие избыточного веса или ожирения:
Нормы для детей:
8 лет – 16,2 11 лет – 17,9 14 лет – 20,2
9 лет – 16,6 12 лет – 18,8 15 лет – 20,6
10 лет-17,2 13 лет – 19,6 16 лет – 21,3
Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты
Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты. Схематическое изображение длинников тела
Филиппинский тест» Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени
«Филиппинский тест»
Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении мочки левого уха. Рука и кисть плотно прилегают к голове. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ Признаками нормотрофии являются (по
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ
Признаками нормотрофии являются (по Г.Н. Сперанскому):
1. Нормальный вес, рост, размеры тела и правильное их нарастание.
2. Чистая нежно-розовая бархатистая кожа, хороший тургор тканей, хорошая окраска слизистых оболочек, умеренно упругие мышцы, правильно развитый скелет.
3. Хороший аппетит при относительной неразборчивости к пище, нормальное переваривание и усвоение пищи, нормальный стул.
4. Отсутствие патологических отклонений при объективном исследовании внутренних органов.
5. Хорошая сопротивляемость инфекциям.
6. Правильное нервно-психическое развитие (статические функции, развитие условных рефлексов, речи, психики, спокойный, глубокий сон, живое выражение глаз, хорошее настроение).
Определение паспортного возраста ребёнка :
1. Определение паспортного возраста ребёнка:Дата измерения – Дата рождения = Паспортный возраст ребенка
2. Измерение массы тела:Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.Взвешивание лучше проводить в утренние часы.Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.
Измерение длины тела и роста:
Измерение длины тела и роста:
Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.
Ребёнка следует положить так, чтобы:
-голова упиралась в стационарную перегородку
-ноги были выпрямлены
– пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.
Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой
Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.
Измерение окружности головы :
Измерение окружности головы:
Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.
Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности – наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.
Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Накладывают ленту по линии над бровями, затем – над ушами, сзади- по самой широкой части головы.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.
Измерение окружности груди : Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту
Измерение окружности груди:
Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.
В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади – подлопаточной.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты
Расчет прибавки роста и массы Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек
Расчет прибавки роста и массы
Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек. Но могут быть незначительные колебания как в сторону уменьшения так и в сторону увеличения массы тела у грудных детей. В первые дни после рождения масса ребенка уменьшается примерно на 150-200г. Это падение массы тела, как правило, закономерно и не считается патологическим, а называется физиологической убылью массы тела. Снижение массы продолжается 3-4 дня, затем начинается увеличение. Ориентировочно рассчитывают массу тела ребенка в первые 6 месяцев по формуле: М= Мр+ 800*п, где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни.
Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле:
Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле: М=Мр+800*6+400*(п-6), где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни ребенка.
Массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле:М=10 + 2*п, где 10- средний вес ребенка в 1 год, 2- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.
Массу тела ребенка после 10 лет можно рассчитать по формуле: М=30 + 4*(п-10),где 30- средний вес ребенка в 10 лет, 4- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.
Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т
Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т.е. сопоставление этих величин дает представление об особенности физического развития ребенка. Длина тела доношенного ребенка в среднем равна 50см (50,2см – длина тела девочек и 50,7см длина тела у мальчиков). В течении 1-х дней жизни длина ребенка несколько уменьшается, т.к. выравнивается деформация черепа, возникшая в результате акта родов. Длина тела интенсивно увеличивается в грудном возрасте. За 1-й год жизни длина тела увеличивается на 25см (в 1 ½ раза).
Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет:
Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет:
В 1-ю четверть (0-3 месяца) по 3 см за каждый месяц,
В 2-ю четверть (3-6 месяцев) по 2,5 см за каждый месяц,
В 3-ю четверть (6-9 месяцев) по 1,5 см за каждый месяц,
В 4-ю четверть (9-12 месяцев) по 1,0 см за каждый месяц.
Рост ребенка после первого года жизни можно вычислить по формуле:
Х = 75 + 6*п,где 75- средний рост ребенка в 1 год, 6- среднегодовая прибавка, п- возраст ребенка.
Оценка пропорциональности развития ребенка
Расчет питания детей до 10 дней 1)
Расчет питания детей до 10 дней
1) Формула Зайцевой: 2 % от массы тела при рождении х п ( где п – количество дней).
2) Формула Финкельштейна: (если масса тела при рождении 3200 или меньше)= п х 70, если масса тела при рождении больше 3200 = 80хп
3) Формула Тура: пх10, где п – количество дней
Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней 1)
Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней
1) Объемный метод:
от 2 до 6 недель 1/5 от массы тела
от 6 недель до 4 месяцев 1/6 от массы тела
от 4 до 6 месяцев 1/7 массы тела
от 6 до 9 месяцев 1/8 массы тела.
2) Расчет по Шкарину: 8 недель ребенок получает 800мл; на каждую неделю, недостающую до 8 на 50 мл меньше, на каждый последующий месяц на 50 мл больше.
3) Расчет калорийный:
Iчетверть 120 ккал
IIчетверть 115 ккал
IIIчетверть 110 ккал
IYчетверть 100 ккал
В заключении: Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы
В заключении:
Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы. Каждый врач должен отметить для себя значение математики. И понять, что не только в работе, но и в повседневной жизни эти знания важны и намного упрощают жизнь.
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Источник
В практической работе педиатра часто возникает необходимость в быстрой (хотя бы приблизительной) оценке соответствия длины тела (роста) и массы тела нормальным допустимым значениям. Для этого предлагаются следующие упрощенные формулы:
Приблизительная длина тела (см)
ü Грудной ребенок – 50 + 2х м (для мальчиков и девочек)
ü От 1 до 7 лет – 75 + 7 х п ( для мальчиков) и 75 + 7 х (п-1) для девочек
ü От 8 до 12 лет – 75 + 6 х п ( для мальчиков) и 75 + 6 х (п-1) для девочек
Примечание:
50 – условная длина тела новорожденного
м – число месяцев
75 – условная длина тела ребенка 1 года
п – число лет
Приблизительная масса тела (кг)
ü Доношенный грудной ребенок – 3 + 600 х м
ü В возрасте 2-11 лет – 10,5 + 2 х п
ü В возрасте 12-15 лет – 5 + п-20
Примечание:
3 – условная масса тела доношенного грудного ребенка
м – число месяцев
10,5 – масса тела годовалого ребенка
п – число лет
Получаемые при таком расчете значения могут отклоняться от 50-й центили до 2 см по длине тела и до 2 кг по массе тела, но они укладываются в диапазон 35-75 центилей, т.е. нормальных вариаций.
Формулы для определения параметров физического развития (из педиатрии Нельсона)
возраст | Длина тела (см) | Масса тела (г или кг) |
1 – 6 месяцев | 50 + 3В | 3300(3500) + 800 х В |
7 – 12 месяцев | 64 + В | 5800(6000) + 400 х В |
2 – 5 лет | – | 2В + 9 |
2 – 8 лет | 74 + 7В | – |
5 – 12 лет | – | 3В + 4 |
8 -15 лет | 90 + 5В | – |
I2 -16 лет | – | 5В – 20 |
*В – возраст
Оценка физического развития коллективов
При изучении физического развития коллективов или одного коллектива детей и подростков за определенный период могут быть использованы как
Ø результаты индивидуальных оценок
· например, доля детей в частях, %, имеющих определенную характеристику показателей физического развития.
· разделение детей по группам физического развития скрининг-тестами, так и
Ø сравнение средних показателей физического развития путем расчета критерия t Стьюдента и определения достоверности различий:.
Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента | |
Алгоритм работы: ü получение фактического материала; ü статистическая обработка вариационных рядов (по каждому показателю расчет средней арифметической Х и ее ошибки X±m); ü расчет критерия t Стьюдента: Х1 – Х2 t=————— √ m1² – m2² где Х1 – Х2 – среднеарифметические взвешенные; m1 и m2 – погрешности среднеарифметических значений. | Оценка Ø Полученный критерий оценивают следующим образом: * § если t>3, то различия средних значений достоверны, § если t < 3 – различия их не достоверны. *При более строгом подходе используют специальные таблицы. |
Пример.
Условие:
В городе А проводится динамическое наблюдение за физическим развитием школьников. У девочек 12 лет установлены следующие показатели :
2002 2007
Рост, см 145,2±0,52 146,1 ±0,64
Масса, кг 35,3±0,46 37,4+0,47
Окружность груди, см 69,0±0,45 69,6±0,51
Необходимо определить достоверность выявленных различий.
Решение:
t роста = 146,1 – 145,2 = 0,9 = 1,01;
√ 0,64² + 0,52² 0,82
t массы = 37,4 − 35,3 = 2,1 = 3,18;
√ 0,47² + 0,46² 0,66
T окружности груди = 69,6 − 69,0 = 0,6 = 0,88
√0,51² + 0,45² 0,68
Таким образом, лишь t массы >3.
Следовательно, за указанный отрезок времени у 12-летних девочек произошло достоверное увеличение массы.
Необходимо выяснить причины (питание, заболевания).
Ø Перспективны методы картографирования для анализа географической изменчивости показателей роста и развития детей подростков; расчет -скоров. Следует отметить, что привлечение многомерных методов и новейших компьютерных технологий даст возможность более детальной оценки и выявления разнообразных закономерностей.
Структура и содержание занятия
Занятие проводится в аудитории кафедры, демонстрируются приборы, инструменты и наглядные пособия для определения показателей физического развития.
Практическая работа – решение ситуационных задач по оценке физического развития по вышеприведенным алгоритмам
§ регрессионным методом
§ центильным методом
§ с использованием скрининг – тестов
§ комплексным методом
Контролирующие вопросы
1. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков.
2. Закономерности роста и развития детского организма и их практическое значение
3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
5. Анатомо-физиологические особенности подростков.
6. Соматометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
7. Физиометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
8. Соматоскопические показатели физического развития. Правила оценки.
9. Возрастная периодизация.
10. Понятие «физическое развитие» и его медико-гигиеническое значение
11. Факторы, влияющие на физическое развитие детей и подростков.
12. Методы оценки физического развития (регрессионный, центильный, комплексная оценка, скрининг-тесты): технология применения, сравнительная характеристика.
13. Методики оценки физического развития детского коллектива.
14. Биологический возраст – понятие, критерии, значение в оценке физического развития детей.
Приложения- вставить
Приложение 1 – регрессия (Поляков) – см. «Шкала регрессии»
Приложение 2 -центильные таблицы – см. «сканер»
Приложение 3 – Скрининг – см. «сканер»
Приложение 4 – показатели биологического развития – см. «шкалы регрессии» и сканер
Источник
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Оценка физического развития имеет особенно большое значение в детском возрасте. Для оценки физического развития кроме изменения роста и массы тела, необходимо определение окружности головы, груди, пропорций тела ребенка и вычисление ряда индексов. Сравнение полученных данных со стандартными величинами для данного возраста или результатами эмпирических формул позволяет дать объективную оценку физического развития данного ребенка. Длина тела детей до 1 года (рост) измеряется в положении лежа специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесена сантиметровая шкала, у ее начала имеется неподвижная поперечная планка, а в конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале. Порядок измерения. Ребенок укладывается на спину таким образом, чтобы голова плотно прикасалась к поперечной неподвижной планке ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной вертикальной плоскости. Помощник или мать плотно фиксируют головку. Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени ребенка. Правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая их до прямого угла. Расстояние между подвижной и неподвижной планками и будет соответствовать длине тела (росту) ребенка. Измерение роста после 3 лет производится в положении стоя ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 метра 10 сантиметров шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленную вертикально на деревянной площадке размером 75´50 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы делений в сантиметрах: одна (справа) для роста стоя, другая (слева) – сидя. По ней скользит планшетка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя. Порядок измерения: ребенок становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, в естественном, выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положение, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания. Измерение детей младшего возраста – от 1 года до 3 лет – производится тем же ростомером, только вместо нижней площадки пользуются откидной скамейкой, и отсчет ведут по шкале слева, используя шкалу для роста сидя. Установка головы и тела та же, что и при измерении старших детей. Для оценки пропорциональности ребенка одновременно с измерением роста определяется средняя точка тела. Для этого рост делится пополам и проводится условная линия на уровне цифры половинного роста. Средняя точка тела у новорожденных находится на уровне пупка, у детей 6 лет – на середине между пупком и симфизом, у детей 12 лет и старше – на симфизе. Определяется ребенка (расстояние между макушкой головы и наиболее выдающейся части подбородка) и проверяется соотношение между высотой головы и ростом. Полученные результаты измерения роста (длины тела) сравниваются с возрастными нормативами, приведенными в таблицах. В практической работе можно пользоваться и ориентировочными методами расчета. В среднем длина тела новорожденного ребенка составляет 50 – 52 см, причем у мальчиков она обычно на 2 см больше, чем у девочек. Ориентировочно прирост за каждый месяц первого года жизни составляет: в I квартале 3 см; во II квартале 2,5 см; в III квартале 2,0 cм; в IV квартале 1,0-1,5 см. Таким образом, общий прирост за первый год жизни составляет 25-27 см, т.е. рост ребенка за первый год жизни увеличивается на 50%. В среднем к концу первого года жизни рост ребенка достигает 75-77 см. После года ребенок растет менее интенсивно. Рост ребенка в 4 года в среднем равен 100 см, что является исходным для ориентировочных расчетов. Поэтому рост детей старше года рассчитывается по формулам: · Рост ребенка до 4 лет = 100 см – 8 см ´ (4- n) · Рост ребенка после 4 лет = 100 см + 6 см ´ (n-4), где n – число лет Рост ребенка отражает сложные пластические процессы, происходящие в организме, и поэтому имеет особенно важное значение. Определение массы тела детей с момента рождения до 2 летпроизводится на чашечных весах с максимально допускаемой нагрузкой до 20 кг. Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя – в сотых долях килограмма. Точность измерения до 10 граммов. У коромысла есть противовес. В случае если весы не уравновешены, нужно осторожно повернуть шайбу на противовесе к себе или от себя, ориентируясь на указатель равновесия. Техника взвешивания: вначале взвешивается пеленка. Она кладется на лоток весов так, чтобы края пеленки не свешивались с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головкой и плечевым поясом, ножки на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую часть лотка ягодицами, размещая ножки в узкой части. Помещать ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытом коромысле, стоя не сбоку, а прямо со стороны коромысла весов. Показания массы тела снимаются с той стороны гири, где имеются насечки (или вырезка), нижнюю гирю необходимо помещать только в имеющиеся на нижней шкале гнезда (насечки). После записи результатов взвешивания гири становятся на ноль. Для определения массы тела ребенка необходимо из показаний весов вычесть массу пеленки. Определение массы тела после 2 лет производится на рычажных весах типа Фербенкс. Во время взвешивания раздетый ребенок должен встать неподвижно на середину площадки весов. Коромысло весов состоит из двух шкал, точность взвешивания до 50 граммов. Взвешивание должно производиться утром натощак и желательно после мочеиспускания и дефекации. Масса ребенка при рождении в среднем составляет 3500 г для мальчиков и 3300 г для девочек (колебания в пределах 3000-4000 г). В течение первых 4 дней у новорожденных происходит уменьшение исходной массы тела в среднем на 6-8% – отмечается так называемая физиологическая потеря массы. Максимального уменьшения масса достигает обычно на третьи сутки жизни. Снижение массы более чем на 10%, считается патологическим и свидетельствует о заболевании ребенка или нарушении ухода за ним. Последующее увеличение массы тела происходит у новорожденных неодинаково. У 20-25% детей восстановление первоначальной массы тела происходит к 7-8 дню жизни (идеальный тип весовой кривой, тип Бюдена), у 75-80% – к 11-12 дню (замедленный тип, тип Писса). У недоношенных и новорожденных с большой массой при рождении (4000 г и более) первоначальная масса тела восстанавливается значительно медленнее. После восстановления первоначальной массы тела она продолжает нарастать. За первый месяц жизни ребенок прибавляет к массе при рождении в среднем 600 г. В дальнейшем в течение первого полугодия жизни ежемесячная прибавка массы составляет 800 г, а во втором полугодии – 400 г. Как правило, к 6 месяцам здоровый доношенный ребенок имеет массу 8000-8400 г, а к концу года – 10-10,5 кг. Таким образом, массу тела ребенка на первом году жизни можно рассчитать по формулам: · Масса ребенка до 6 месяцев = Mр + 600 + 800 ´ (n – 1), где Mр – масса ребенка при рождении, n – возраст ребенка в месяцах. · Масса ребенка после 6 мес = M + 400 ´ (n – 6) где M – масса ребенка в 6 месяцев, n – возраст ребенка в месяцах. После года темпы нарастания массы заметно ослабевают. Ориентировочный расчет массы тела у детей в возрасте от 2 до 10 лет производится по формуле: · M = 10 + 2n, где n – возраст ребенка в годах. Средняя масса тела ребенка в 10 лет составляет 30 кг. В дальнейшем ежегодная прибавка массы у детей составляет 4 кг. Поэтому масса тела у детей старше 10 летопределяется по формуле: · M = 30 + 4 ´ (n – 10), где n – возраст ребенка в годах. При оценке физического развития большое значение имеет соотношение между ростом и массой: В возрасте 6 мес росту 65 см соответствует масса тела 8000 г. На каждый недостающий 1 см роста следует вычесть из массы 300 г; на каждый лишний 1 см роста следует прибавить 250 г. В возрасте 7-8 лет росту 125 см соответствует масса 25 кг. На каждые недостающие 5 см следует вычесть из массы 2 кг; на каждые лишние 5 см следует прибавить 3 кг. Поперечные размеры ребенка (окружность головы, грудной клетки и др.) в разные возрастные периоды также увеличиваются неравномерно. Измерение окружностей производится с помощью сантиметровой ленты. Окружность головы измеряют наложением ленты, проводя ее сзади по затылочной точке, а спереди – по глабелле. Наложение осуществляется в направлении от правой височной области до левой и результат считают надо лбом. У новорожденного окружность головы в среднем составляет 34-38 см, у ребенка 6-месячного возраста – 43 см, в 5 лет – 50 см. Ориентировочный расчет окружности головы у детей проводят по формулам: · до 6 месяцев окружность головы = 43 – 1,5 ´ (6 – n), · после 6 мес окружность головы = 43 + 0,5 ´ (n – 6), где n – возраст ребенка в месяцах; · у ребенка 1-5 лет окружность головы = 50 – 1,0 ´ (5 – n), · после 5 лет окружность головы = 50 + 0,6 ´ (n – 5), где n – возраст ребенка в годах. Окружность груди. В момент измерения ребенок первого года жизни лежит на спине или сидит, ребенок более старшего возраста должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в стороны руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке (нижний край околососкового кружка). У девочек пубертатного периода с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. У детей старшего возраста окружность груди измеряется трижды: при спокойном дыхании, а также на высоте вдоха и высоте выдоха. Сначала измеряется основной показатель – окружность груди при спокойном дыхании, затем – на максимальном вдохе и после – на максимальном выдохе. Все измерения производят при одномоментном наложении ленты. Разность окружностей грудной клетки при максимальном вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Окружность грудной клетки – очень важный показатель. Его величина тесно коррелирует с функциональными показателями дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При рождении окружность грудной клетки составляет 32-34 см, т.е. на 2 см меньше, чем окружность головы. В дальнейшем окружность грудной клетки увеличивается более интенсивно, чем окружность головы, поэтому к 4 мес они становятся одинаковыми. К 6 мес окружность грудной клетки составляет 45 см, а к 10 годам – 63 см. Для определения окружности грудной клетки используют следующие формулы: · до 6 мес окружность грудной клетки = 45 – 2,0 ´ (6 – n), · после 6 мес окружность грудной клетки = 45 + 0,5 ´ (n – 6), где n – возраст ребенка в месяцах; · у ребенка 1-10 лет окружн.грудной клетки = 63 – 1,5 ´ (10- n), · после 10 лет окружность грудной клетки = 63 + 3,0 ´ (n – 10), где n – возраст ребенка в годах. Окружность плеча измеряется дважды: при напряженных мышцах и при расслабленной мускулатуре руки (только у детей старшего возраста). Вначале руку ребенка в супинированном положении сгибают до горизонтального уровня предплечья и накладывают сантиметровую ленту в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы, затем ребенка просят сжать кулак и с максимальной силой согнуть руку в локтевом суставе – производится первое измерение, после этого не снимая ленты производится второе измерение – при свободно опущенной руке. Это измерение является основным, используемым при расчетах. По разности окружностей, измеренных в напряженном и расслабленном состоянии руки можно судить о развитии двуглавой мышцы плеча. Окружность бедра измеряется при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч (у маленьких детей измерение проводится в положении лежа). Окружность голени измеряется наложением ленты в области наибольшего развития икроножной мышцы. Окружность плеча, бедра и голени измеряется преимущественно детям первых 3 лет жизни. На основании результатов, полученных при измерении ребенка, определяются антропометрические индексы, которые отражают взаимосвязь между линейными размерами отдельных частей тела, указывают на особенности конституции и дополняют характеристику физического развития ребенка. Масса-ростовой индекс – отношение массы при рождении к длине тела при рождении. При нормотрофии индекс должен превышать 60, если же величина индекса меньше 60, то это свидетельствует о состоянии врожденной гипотрофии. Индекс Л.И.Чулицкой (упитанности) вычисляется по следующей формуле: ИЧ = 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – рост (в см). Для детей первого года он равен 20-25, для детей 2-3 лет – 20, в 6-7 лет – 10-15 см, к 8 годам – 6 см. Снижение величины индекса свидетельствует о недостаточной упитанности ребенка. Индекс Л.И.Чулицкой (пропорциональности) оценивает пропорциональность развития у детей до 3 лет: 3 окружности плеча = окружность груди = окружность бедра + окружность голени. Индекс Ф.Ф.Эрисмана характеризует степень развития грудной клетки и частично – упитанность ребенка. Его вычисляют по формуле: ИЭ = окружность груди – ½ роста (в см). Нормальная величина у детей до года составляет от +13,5 до +10; для 2-3 лет – от +9 до +6; для 6-7 лет – от +4 до +2; для детей 8-15 лет от +2 до -3. Чем лучше физически развит ребенок, тем позже индекс Ф.Ф.Эрисмана становится равен нулю. Желательно, чтобы у детей до 15 лет величина индекса оставалась величиной положительной. NB! Индекс Эрисмана до 3 лет при пропорциональном развитии ребенка составляет половину индекса Чулицкой (упитанности). Индекс А.Ф.Турахарактеризует соотношение окружностей головы и грудной клетки: в возрасте от 1 до 7 лет окружности грудной клетки на столько сантиметров превышает окружность головы, сколько лет ребенку. Наступающие при первом ростовом сдвиге изменения пропорций тела оказывают влияние на результаты, например, «филиппинского теста». При этом тесте правую руку ребенка при строго вертикально? |