Оценка полового развития ребенка

Показания:
– оценка нормального физического развития;
– оценка состояния эндокринной системы у детей;
– определение врожденных аномалии строения органов половой системы.
Противопоказания. Психологический стресс.
Необходимое оборудование:
– сантиметровая лента;
– весы;
– при определении гормонального статуса – лабораторные принадлежности (пробирки, шприцы, штативы, реактивы и т.д.).
Техника проведения: у девочек половое созревание анализируется в зависимости от степени развития молочных желез (Ма), волосяного покрова на лобке (Р), в подмышечных впадинах (АХ), а также наступлением менструации (Ме) и обозначается половой формулой.
У мальчиков оценивается оволосение подмышечной впадины, оволосение лобка, рост щитовидного хряща, изменение тембра голоса, оволосение лица.
Оценка результатов по Таннеру у девочек.
В соответствии с выраженностью развития молочные железы (Ма), лобковое (Р) и подмышечное (АХ) оволосение оценивается следующим образом:
Ма 0 – молочная железа не увеличена, сосок маленький, не пигментирован;
Ма 1 – набухание околососкового кружка, увеличение его диаметра, пигментация соска не выражена;
Ма 2 – молочная железа конической формы, околососковый круг не пигментирован, сосок не возвышается;
Ма 3 – юношеская грудь, округлой формы, околососковый кружок пигментирован, сосок возвышается;
Ма 4 – зрелая грудь округлой формы.
Ро, Ахо – волосы на лобке и в подмышечных впадинах отсутствуют;
Р1 Ах1 – единичные прямые волосы;
Р2 Ах2 – более густые и длинные волосы, расположенные в центральной части этих областей;
Р3 Ах3 – весь треугольник лобка и половых губ и подмышечная впадина покрыта густыми, вьющимися волосами.
Мео – нет менструации;
Ме1 – менархе в год обследования;
Ме2 – нерегулярные менструации;
Ме3 – регулярные менструации.
У мальчиков:
РоАхо – нет волос на лобке и в подмышечных впадинах;
Р1Ах1 – единичные волосы;
Р2Ах2 – редкие волосы в центральном участке;
Р3Ах3 – густые волосы, неравномерно распределенные;
Р4Ах4 – густые вьющиеся волосы;
Р5 – густые вьющиеся волосы, распространены на внутренней поверхности бедер и по направлению к пупку.
L о – отсутствие роста щитовидного хряща;
L 1 – начинающееся выпячивание хряща;
L 5 – отчетливое выпячивание (кадык).
Vо – детский голос;
V 1 – мутация (ломка) голоса;
V 2 – мужской тембр.
Fо – нет оволосения лица;
F1 – начинающееся оволосение над верхней губой;
F 2 – жесткие волосы над верхней губой и появление волос на подбородке;
F 3 – присоединение роста бакенбардов;
F 4-5 – слияние роста волос на лице (всех зон).
Для комплексной оценки полового развития девочек и мальчиков наряду с определением степени по Таннеру применяется методика суммирования баллов по Тумиловичу.
У девочек в зависимости от развития:
коэффициент для молочных желез – 7,2 б;
для оволосения лобка – 1,8 б;
для подмышечного оволосения – 2,4 б;
для оценки менструального цикла – 12,6 б.
У мальчиковв зависимости от развития:
коэффициент для оволосения подмышечной впадины – 10 б;
для оволосения лобка – 16,5 б;
для роста щитовидного хряща – 1,8 б;
для тембра голоса – 2,1 б;
для оволосения лица – 24 б.
Чем выше балл, тем более развит ребенок в половом отношении.
При осмотре органов половой системы можно определить следующие отклонения:
– гипоспадия;
– эписпадия;
– гипоплазия полового члена;
– фимоз, парафимоз;
– крипторхизм;
– водянка яичка;
– агенезия, гипоплазия или гипертрофия клитора;
– сращение малых или больших половых губ;
– заращение девственной плевы;
– расщепление клитора;
– аплазия половых губ и девственной плевы;
– гинекомастия.
При нормальном строении половых органов при осмотре можно обнаружить отставание или опережение сроков полового созревания.
При резком отклонении от нормального развития необходимо эндокринологическое обследование.
Источник
Максимальная изменчивость размеров и пропорций тела, развития мускулатуры, жироотложения и пубертатный период диктует необходимость учета характера полового развития при оценке антропометрических данных.
Половое созревание начинается у мальчиков в среднем в 11,5 – 12 лет, у девочек в 10 – 10,5 лет. Первыми признаками полового созревания являются увеличение гонад (яичек, яичников) и повышение уровня половых гормонов( андрогенов, эстрогенов). Под влиянием половых гормонов происходит увеличение размеров внутренних и наружных половых органов (матка, трубы, влагалище, большие и малые половые губы у девочек, рост полового члена, мошонки, предстательной железы, придатков семенников у мальчиков). Появляются и формируются вторичные половые признаки (половое оволосение, пубертатная гинекомастия у мальчиков, рост молочных желез у девочек, а также изменение пропорций тела, перераспределение жира, повышенная сальность кожи, юношеские угри). Одновременно происходит формирование фолликулов в яичниках у девочек и дифференцировка сперматозоидов в семенниках у мальчиков, что проявляется началом менструаций у девочек и поллюций у мальчиков. Половое созревание продолжается в среднем около 5 – 6 лет и проходит ряд стадий. Оценка стадий полового развития по Таннеру у мальчиков предусматривает оценку степени выраженности развития наружных половых органов, гонад, лобкового и подмышечного оволосения, оволосения на лице. У девочек – размеры молочных желез и состояния соска, лобковое и подмышечное оволосение, становление менструального цикла.
Оценка стадий полового созревания по Таннеру:
Для мальчиков:
Стадия 1. Отмечается ускорение роста и прибавки массы тела, увеличение жироотложения, начало увеличения яичек без оволосения лобка и роста полового члена.
Стадия 2.Продолжение ускорения роста тела, увеличение мошонки и яичек с начальным оволосением лобка, увеличение размеров ореолы и её потемнение.
Стадия 3. Увеличение половых органов с ростом полового члена в длину, оволосение лобка стадии, появление волос на лице у углов верхней губы, рост ширины плеч относительно ширины таза, существенное увеличение мышечной массы, ломка голоса, преходящая гинекомастия.
Стадия 4. Появление волос в подмышечных впадинах, развитие половых органов стадии, оволосение лобка IV стадии, волосы на лице преимущественно в области верхней губы, низкий тембр голоса, первые эякуляции.
Стадия 5. Половые органы и оволосение лобка по взрослому типу (стадия V), распространение волос на лице, как у взрослого, торможение роста, исчезновение гинекомастии, телосложение зрелого мужчины.
Для девочек:
Стадия 1. Нет увеличения грудных желез и роста волос на лобке, наружные половые органы детского типа, начало роста яичников, рН влагалища 6,0 – 7,0.
Стадия 11. Развитие молочной железы до стадии «бутона» (II стадия), затем начало оволосения лобка (Ш стадия ), ускорение роста тела, преимущественное расширение бёдер, увеличение накопления жировой ткани.
Стадия III. Молочная железа и оволосение лобка соответственно III стадии, увеличение влагалища с утолщением и отложением гликогена в его клетках. Снижение рН влагалища до 4 – 5 и появление во влагалищной слизи палочек Дедерлейна. Максимальное ускорение роста.
Стадия IV. Появление оволосения в подмышечных впадинах, начало менструаций, оволосение лобка и развитие молочной железы соответственно IV стадии. Продолжение увеличения яичников.
Стадия V. Молочные железы и оволосение лобка соответствует V стадии. Уменьшение скорости роста, возникновение регулярных овуляций.
Используется также характеристика полового развития детей на основании оценки развития вторичных половых признаков в баллах с учетом стадий развития.
Состояние полового развития обозначают общей формулой, например: Ах2 Р3Ма3Ме3.
Раннее половое созревание девочки считается до 8 – 8,5 лет.
Позднее – отсутствие каких-либо признаков у девочек 13 лет и старше, отсутствие менструаций в 15 лет и старше. Срок менархе, как и появление других половых признаков зависит от многих факторов. Необходимо учитывать влияние наследственности, климато – географических особенностей, социально – экономических условий, в том числе питания и степени урбанизации.
Тестовый контроль:
Источник
Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков — в 9-10 лет.
Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:
1. Развитие молочных желез (Ma — mammae):
Мао — детский сосок Ma1 (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи
Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи
Ма3 (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса
Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.
2. Появление волос на лобке (Р — pubis):
Ро — отсутствие волос
PI — единичные короткие волосы
Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные
Р3— волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка
Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.
3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):
АО — отсутствие волос
AI — единичные волосы
А2 — волосы более густые на центральном участке впадины
Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.
Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:
1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос; P1 — отдельные прямые волоски; Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница горизонтальная; Р3 — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку; Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.
2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски; А2 — волосы курчавые, но редкие; Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.
ПР развитие определяется по степени выраженности следующих показателей: Ма — молочные железы, Р — оволосение на лобке, Ах — оволосение подмышечной впадины, Me — возраст первой менструации и характер менструальной функции.
Признаки полового развития оцениваются в баллах: Ма — 0—4; Р – 0-3; Ах — 0-3; Me – 0-3.
Примечания:
1 . Отставание в темпах развития на 2 года и отсутствие менструации в 15 лет следует рассматривать как задержку полового развития
2 . Появление вторичных половых признаков до 7 лет и первой маточного кровотечения до 8 лет следует рассматривать как преждевременное половое созревание.
Чтобы оценить своевременность появления вторичных половых признаков у девочек, можно воспользоваться следующей формулой:
Ма + Р + Ах + Ме
Ма – развитие молочных желез в баллах
Р – состояние оволосения лобка в баллах
Ах – состояние оволосения подмышечных впадин в баллах
Ме –оценка выраженности менструальной функции в баллах
Таблица 15. Оценка развития молочных желез у девочек в баллах
Признак | Количество баллов | Характеристика |
Ма 0 | Молочная железа не увеличена, сосок маленький, непигментированный | |
Ма 1 | 1,2 | Набухание околососкового кольца, увеличение его диаметра, пигментация соска не выражена |
Ма 2 | 2,4 | Молочная железа конической формы, околососковые кольца не пигментированные, сосок не повышен |
Ма 3 | 3,6 | Юношеская грудь округлой формы, околососковые кольца пигментированные, сосок повышается |
Ма 4 | 4,8 | Зрелая грудь округлой формы |
Таблица для оценки состояния оволосения лобка и подмышечных впадин в баллах
Признак | Количество баллов | Характеристика |
Р 0 Ах 0 | Волосы на лобке и в подмышечных участках отсутствуют | |
Р 1 Ах 1 | 0,3-0,4 | Одиночные прямые волоски |
Р 2 Ах 2 | 0,6-0,8 | Волосы более густые и длинные, размещается в центральной части лобка и подмышечных участков |
Р 3 Ах 3 | 0,9-1,9 | Волосы на всем треугольнике лобка и больших половых губах густые, вьются; подмышечные участки все покрыты волосами |
Таблица для оценки выраженности менструальной функции в баллах
Признак | Количество баллов | Характеристика |
Е 0 | Менструации отсутствуют | |
Ме 1 | 2,1 | Первая менструация в момент обследования |
Ме 2 | 4,2 | Менструации нерегулярные |
Ме 3 | 6,3 | Регулярные менструации |
Как оценить степень полового развития у девочек?
Оцените развитие молочных желез, состояние оволосения и выраженность менструальной функции в баллах, сложите баллы. Ориентируйтесь на таблицу, в которой представлены 3 варианта нормального физиологического течения полового развития девочек ( табл. 15)
- Первый столбец – с относительно ранним началом полового развития, когда менархе наступает в 11 лет,
- Второй столбец со средним началом полового развития – менархе наступает в 13 лет,
- Третий столбец – с относительно поздним началом полового развития – менархе наступает в 14,5 и более лет.
Баллы полового развития | Календарный возраст | Календарный возраст | Календарный возраст |
1. | 2. | 3. | |
1,2 | 8 лет | 10 лет | 12 лет |
2,7 | 9 лет | 11 лет | 13 лет |
4,6 | 10 лет | 12 лет | 14 лет |
7,1 | 11 лет | 13 лет | 15 лет |
11,6 | 12 лет | 14 лет | 16 лет |
12,0 | 13 лет | 15 лет | 17 лет |
Отставание в темпах развития – меньшее количество баллов в данном календарном возрасте , чем в третьем столбце. Преждевременное половое созревание – большее количество баллов в данном календарном возрасте , чем в первом столбце.
Примерные стандарты полового созревания девочек по возрастам:
10—12 лет Ро Ах0 Ма, — Р2 Ах2 Ма2,
13—14 лет Р2 Ах2 Ма2 Me, — Р,Ах3Ма5Ме,
15— 16 лет Р, Ах3Ма, Ме3.
Половое развитие у мальчиков происходит постепенно и начинается с исчезновения подкожного жира в мошонке, появления ее пигментации и многочисленных мелких складок. Яички увеличиваются и опускаются на дно мошонки, начинается рост полового члена.- Оволосение лобка вначале имеет женский тип, а с 16-17 лет переходит к мужскому. Появляются волосы в аксиллярных областях, пушок на верхней губе, щеках и подбородке постепенно заменяется стержневыми волосами. Изменяются размеры предстательной железы, начинает расти ткань молочной железы, соски приобретают коническую форму (юношеская гинекомастия), становятся больше, пигментируются околососковые кружки; спонтанная регрессия пубертатной гинекомастии наступает в течение нескольких месяцев, и лишь в редких случаях нагрубание сохраняется более 2 лет. Увеличивается гортань, происходит мутация голоса, часто появляются угри. Параллельно усиливаются процессы сперматогенеза, хотя полноценная репродуктивная функция формируется значительно позже – к 16-17 годам. Ростовой скачок (около 28 см) начинается в середине пубертатного периода и завершается в его конечной стадии.
Общее определение степени полового созревания обычно предполагает выделение четырех степеней полового созревания:
I степень – единичные короткие волосы на лобке и в подмышечной области, у девочек сосок поднимается над околососковым кружком;
II степень – волосы более густые и длинные, расположены в центральной части лобка и в подмышечных впадинах, у девочек околососковый кружок поднят и вместе с соком образует конус, у мальчиков появляется растительность на лице, «ломается» голос;
III степень – волосы длинные, густые, вьющиеся, занимают треугольник лобка и всю подмышечную впадину, у девочек молочная железа поднята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, появляются менструации, у мальчиков более густая растительность на лице, голос низкий;
IV степень – волосы густые, занимают всю область лобка и подмышечных впадин, у юношей переходят на бедра и вдоль белой линии живота, густая растительность на лице, у девочек молочная железа сформирована, менструации установились.
В практической деятельности используется также упрощенный вариант оценки степени полового созревания по унифицированной методике.
ИММУНОПРОФИЛАКТИКА
Источник
Для оценки полового
развития в нашей стране используют
стандартные таблицы полового созревания,
по которым данные половой формулы
ребенка, учитывающие наличие и выраженность
вторичных половых признаков, сравнивают
со средневозрастными показателями
(табл. 17, 18).
Таблица 17
Стандарты полового
развития девочек (Максимова М.В.)
Возраст | Половые | |
от | до | |
10 | Ma0 | Ma2 |
11 | Ma1 | Ma2 |
12 | Ma1 | Ma3 |
13 | Ma2 | Ma3 |
14 | Ma3 | Ma3 |
15 | Ma3 | Ma3 |
Таблица 18
Стандарты полового
созревания мальчиков (Максимова М.В.)
Возраст | Половые | |
от | до | |
12 | V0 | V1 |
13 | V1 | V2 |
14 | V1 | V2 |
15 | V1 | V2 |
16 | V2 | V2 |
17 | V2 | V2 |
Следует отметить,
что оценка полового созревания мальчиков
с использованием стандартизированных
таблиц, без учета состояния гениталий,
является ориентировочной и не совсем
корректной, поскольку в этом случае не
акцентируют внимания на основных
андрогензависимых признаках, являющихся
определяющими в становлении репродуктивной
функции.
В настоящее время
широкое повсеместное распространение
получила система оценки стадии пубертата,
рекомендованная J.
Tanner
(1985)
Пример оценки
полового развития:
1. Иванов Н., 12 лет.
Половая формула V0
P0
L0
Ax0
F0
Заключение: половое
развитие соответствует возрасту.
2. Иванова К., 13 лет.
Половая формула Ma3
P3
Ax3
Me3
Заключение: половое
развитие ускоренное.
Если показатели
биологического развития отстают от
календарного возраста или опережают
его, то это свидетельствует или о задержке
(ретардации) или об ускорении (акселерации)
темпов биологического развития.
Акселерация
– ускорение возрастного развития путем
сдвига морфогенеза на более ранние
стадии онтогенеза.
Термин “акселерация”
предложен немецким врачом Кохом в 1935
году для обозначения процесса ускорения
возрастного развития, в том числе
наступление половой зрелости как
большинства детей на протяжении
последнего столетия, так и отдельных
детей внутри любой возрастной группы
в настоящее время.
В качестве основных
проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев,
Г. С. Грачева (1979) рассматривали:
большую длину
и массу тела новорожденных в настоящее
время по сравнению с аналогичными
величинами новорожденных 20—30-х годов
нашего века; в настоящее время рост
годовалых детей в среднем на 4—5 см,
а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50
лет назадболее раннее
прорезывание первых зубов, смена их
на постоянные происходит на 1—2 года
раньше, чем у детей прошлого столетия;более раннее
увеличение длины и массы тела детей
дошкольного и школьного возраста,
причем, чем старше ребенок, тем в
большей степени он отличается по
размерам тела от детей прошлого
столетия;увеличение длины
тела у нынешнего поколения на 8—10 см
по сравнению с предшествующим;более раннее
появление ядер окостенения у мальчиков
и девочек, а в целом окостенение
скелета у девочек заканчивается на
3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше,
чем в 20— 30-е годы нашего столетия;половое развитие
мальчиков и девочек заканчивается
на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX
века, за каждые 10 лет наступление
менструации у девочек ускоряется на
4—6 месяцев.
По поводу причин
акселерации существует много различных
теорий, пытающихся объяснить столь
сложный феномен действием одного
какого-нибудь определенного фактора:
питания, некоторых витаминов, солнечных
лучей, климатических условий, возрастающего
объема информации, условий жизни в
больших городах, браков между людьми
различных национальностей и рас.
Большинство ученых все же считают, что
эти явления обусловлены комплексом
генетических и внешних факторов, среди
которых ведущее значение имеют
социально-экономические условия
сегодняшнего дня.
На основании учета
соотношений антропометрических
показателей и уровня биологической
зрелости выделяются гармонический
и дисгармонический
типы акселерации. К первому относятся
дети, у которых показатели антропометрии
и биологической зрелости выше средних
для детей их возраста. При дисгармоничном
типе выделяют усиленный рост тела в
длину без одновременного ускорения
полового развития или раннее половое
созревание без усиленного роста в длину.
У детей второй группы часто отмечается
астенизация телосложения.
Важно отметить,
что истинная акселерация сопровождается
увеличением продолжительности жизни
и репродуктивного периода взрослого
населения. Ускоренное же развитие детей
(дисгармоничная акселерация с
доминированием роста тела в длину может
быть обусловлена и белковым перекормом,
стимулирующим активность ферментов,
но способствующим формированию такой
патологии, как язвенная, гипертоническая,
ишемическая болезни и др.
Ускоренному
физическому развитию противопоставлено
явление ретардации. Ретардация
(децелерация) – замедление биологического
развития организма, по мнению специалистов
не является отклонением от нормы, а
обусловлено изменчивостью индивидуальных
темпов роста. К концу пубертатного
возраста ретарданты, как правило,
догоняют своих сверстников по календарнему
возрасту.
Приложение 1
Ориентировочная
карта (алгоритм)
по
оценке физического развития детей.
Ф.
И. ребенка:_________________ Возраст:______ Дата
рождения:_________Данные
анамнеза: масса _____________, рост ___________
(при рождении)Индекс
Кеттле: _____ / _____ = _________ m
/ рост = 60 – 70 % (N)Темпы
нарастания массы и роста:
____________________________________________________________________
Как
оценивает мать рост и массу тела в
настоящее время по сравнению с другими
детьми:________
________________________________________________Какой
по счету стоит на физкультуре:
________________________________Сроки
и порядок прорезывания зубов:
____________________________________________________________________
(По
возрасту, молочные, смена зубов)
Половое
созревание (формула)
____________________________________________________________________
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник