Оценка нпр ребенка на 1 году
Контроль за развитием детей – составляющая часть системы оздоровительно – воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.
В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в его развитии и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.
Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).
На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.
На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.
Основным методом оценки развития детей является наблюдение.
При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.
Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.
“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях города Владимира, работающих по программе “Сообщество”.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (1 год 3 месяца)
I. Речь
1. Восприятие речи
Запас понимаемых слов довольно, широкий – 3 балла.
Запас понимаемых слов достаточный, выполняет простые словесные поручения – 2 балла.
Небольшой запас понимаемых слов – 1 балл.
2. Активная речь
Произносит 10-20 слов – 3 балла.
Произносит 5-10 слов – 2 балл.
Пользуется отдельными облегченными словами 1
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см – 3 балла.
Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов ( типа кубиков) – 2 балла.
Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов – 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится – 3 балла.
Ходит с частыми присаживаниями, меняет положение тела – 2 балла.
Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в ходьбе), меняет положение тела – 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Хорошо воспроизводит в игре действия с предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из 3-5 колец) – 3 балла.
Воспроизводит в игре действия с предметами – 2 балла.
Не воспроизводит в игре действия с предметами. Манипулирует ими – 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки одеваться – 3 балла.
Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью взрослых – 2 балла.
Не умеет есть самостоятельно – 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10-15 баллов – Зона адаптации;
6-9 баллов – Зона неполной адаптации;
1-5 баллов – Зона дезадаптации.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (1 год 6 месяцев)
I. Речь
1. Восприятие речи
Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи – 3 балла.
Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи – 2 балла.
Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи – 1 балл.
2. Активная речь
Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер – 3 балла.
Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов – 2 балла.
Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов – 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) – 3 балла.
Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов – 2 балла.
Плохо ориентируется в контрастных формах предметов – 1 балл.
III. Моторные навыки
Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой – 3 балла.
Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой – 2 балла.
С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой – 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки – 3 балл.
Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия – 2 балла.
Манипулирует предметами – 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду – 3 балла.
Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду – 2 балла.
Не умеет есть жидкую пищу ложкой – 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10 – 15 баллов – Зона адаптации;
6- 9 баллов – Зона неполной адаптации;
1 – 5 баллов – Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (2 года)
I. Речь
1. Восприятие речи
Легко понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; легко понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке – 3 балла.
Частично понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; частично понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке – 2 балла.
Не понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; не понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке – 1 балл.
2. Активная речь
Начинает употреблять простые 3-4 словесные предложения – 3 балла.
Начинает употреблять простые 2-3 словесные предложения – 2 балла.
Употребляет в основном облегченные слова – 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов), постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого (использует 4 основных цвета) – 3 балла.
Умеет различать предметы по величине (2-3 предмета), постепенно уменьшающихся; умет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого – 2 балла.
Только с помощью взрослого умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, прямоугольные) и по цвету – 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от пола), наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см – 3 балла.
Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола) наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см – 2 балла.
С трудом выполняет вышеуказанные действия – 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) – 3 балла.
Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные действия, не связанные сюжетом – 2 балла.
Воспроизводит отдельные игровые действия по образцу взрослого – 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно частично раздевается и одевается – 3 балла.
С помощью взрослого частично раздевается и одевается – 2 балла.
Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и раздевании – 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10-15 баллов – Зона полного развития;
6-9 баллов – Зона неполного (недостаточного ) развития;
1-5 баллов – Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (2 года 6 месяцев)
I. Речь
Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? – 3 балла.
Говорит односложные предложения – 2 балла.
Говорит отдельными словами – 1 балл.
II. Сенсорное развитие
По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов – 3 балла.
С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов – 2 балла.
Не умеет подбирать предметы – 1 балла.
III. Моторные навыки
Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди – 3 балла.
Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых – 2 балла.
Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди – 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий – 3 балла.
С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий – 2 балла.
Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия – 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их – 3 балла.
С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их – 2 балла.
Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) – 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями – 3 балла.
С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями – 2 балла.
Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями – 1 балла.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке – 3 балла.
С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно- 2 балла.
Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого – 1 балл.
Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
15-21 баллов – Зона полного развития;
8-14 баллов – Зона неполного (недостаточного) развития;
1-7 баллов – Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (3 года)
I. Речь
Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия – 3 балла.
Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас – 2 балла.
Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас – 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве – 3 балла.
С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве – 2 балла.
Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве – 1 балл.
III. Моторные навыки
Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его – 3 балла.
Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его – 2 балла.
Хаотичное бросание малых и больших мячей – 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры – 3 балла.
Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками – 2 балла.
Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода – 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их – 3 балла.
С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их – 2 балла.
Делает простые сюжетные постройки, называет их – 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их – 3 балла.
С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их – 2 балла.
Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их – 1 балл.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком – 3 балла.
С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию – 2 балла.
С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком – 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10-15 баллов – Зона полного развития;
6-9 баллов – Зона неполного (недостаточного) развития;
1-5 баллов – Зона недоразвития.
Источник
Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае – не пугаться.
- Причины такого отставания могут быть различными:
- – если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в развитии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
- – малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
- – если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
- – задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в порядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
Важно помнить, что “скорость” развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
Можно выделить некие нормы развития ребенка до года
10 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Слуховые ориентировочные реакции:
вздрагивает и моргает при резком звуке.
20 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховые ориентировочные реакции:
плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
1 месяц жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
Слуховые ориентировочные реакции:
появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Эмоции и социальное поведение:
вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Движения общие:
лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
Активная речь:
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
Слуховые ориентировочные реакции:
Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
Движения общие:
лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
удерживает всей кистью вложенную погремушку.
Активная речь:
повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
Зри тельные ориентировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение:
отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами:
случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
Движения общие:
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
4 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
узнает маму или близкого человека (радуется).
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами:
рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Движения общие:
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Речь активная:
гулит.
Навыки и умения:
во время кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку.
5 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами:
берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
Движения общие:
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
Речь активная:
подолгу певуче гулит.
Навыки и умения:
ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
по разному реагирует на свое и чужое.
Движения руки и действия с предметами:
уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
Движения общие:
переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Речь активная:
произносит отдельные слоги (начало лепета).
Навыки и умения:
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев
Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
Движения общие:
хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
Речь активная:
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
Навыки и умения:
пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Движения руки и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
Движения общие:
сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
Речь активная:
громко, четко и повторно произносит различные : слоги.
Навыки и умения:
ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
Слуховые ориентировочные реакции:
совершает плясовые движения под музыку.
Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
Движения общие:
переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
Понимание речи:
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
Речь активная:
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
Навыки и умения:
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами:
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
Движения общие:
идет вперед с поддержкой за обе руки.
Понимание речи:
по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
Речь активная:
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
11 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
Движения руки и действия с предметами:
овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
Движения общие:
стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
Понимание речи:
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
12 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
Эмоции и социальное поведение:
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
Движения общие:
ходит самостоятельно (без опоры).
Понимание речи:
понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
Речь активная:
подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
Навыки и умения:
самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
«Пособие по уходу за малышом»
Источник