Оценка гармоничности физического развития ребенка

Оценка гармоничности физического развития ребенка thumbnail

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Оценка гармоничности физического развития ребенка

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

σ

Источник

, ( ) .

:

0-2

3

4-7

. . , ( ) .

:

3-10 – ,

11-16 – ,

11-13 –

14-16 –

17-24 – ,

2.8 . :

2008 . ( ) , ; , , ( , 6 , 6 , ).

4 : /, /, /, /. , ( ), ( 1-15)2.9

12.

A3.
, / .
.
.
, , .
A3. .
,
. .
, . .
A3.
, . , .
. .
, . .
A3. .
. , , , .
. .
. ,
,
, ,
. . , .
. , .
, .
A3
,
,
, ,
– . .
Me
.
, , ,
.
, , ,
, .
A3,
, , . , ,
: , , , . –
, , .
, . . , , , .
, . ,
, . ,
. –
,
, .
, ,
: , , ,
, : -, -, -, –
,
, , , ,
, ,
: , , , .
,
. ,
, , ,
. ,
8-10 ,
: , ,

: ; A3, , ; , , ; , , -; ; ; ; ; .

13.

11 31 61 922 6
3
3
, ,
1
: , , .
1 9,
,
3
,
15-20
2
15

: ; ; ; ; ; .

, , .

14.

22 634
2 6
? ?
: , , , , ,
: .
,
,
,
,
20
?, ?
-, .
,
30

: ; , ; , ; , ; ; ; ; ; ; .

, , .

15.

345
4, ,
, , ,
15-20,
;
,
, , ; , ,
, “”, , ;
, , ; ; ,
?, ?, ?
, , ,
,
– –
10 40
;
10 , , ,
, ,
, ,
, , ,
, ,

16.

456
5,
, , ;
30 20
,
, ,
,
, , ..
,
,
,
40-50
,
,
,
,

17.

567
6,
,
,
,
: , , ,
, ,
,
4-5 ,
2-4 , ,
,
S
,
, ,
, ,

17.

678
7, , ,
, , ,
, ,
, ,
,
,
10,
, : ,
– ,
, , ,
, ,

18.

53 – 8
74 – 11
21,5 – 3
42,5 – 5,5
53,5 – 6,5
65,5 – 8
75 – 9
85,5 – 10,5
96 – 11
9,56,5 12,5
10,58 13
11,759 14

4 .

– , .

– , 1 3 . , . . . , , , , .

– , 3 12 . .

– (12-14 ). , , . . . .

. .

2 : 2-3,5 12-15 .

– – . . – , , . . (. 19-)

19. (. . , . . )

1 – 1/2 .: -, – . .
23 .-, -, -, – . .
4 .: .—- . .
78 1/2 .: (-, — . .).
8 1/29 1/2 .: .
9 1/218 .: -, -, -, -, -, – () . . : – (), – (), – () . . , .
1820 .(, !), (-! -! . .), .
2022 ..
2224 .300 . 18 24 : ?
3, . . , , .
45. . . : ?.

Источник

2.1. Оценка физического развития

Физическое развитие, обусловленное ростовыми и дифференцировочными процессами, является критерием оценки состояния здоровья растущего организма, поэтому отклонение от физиологической траектории развития основных показателей физического развития может служить признаком неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды (Сетко Н.П., Булычева Е.В., 2008). Многочисленными исследователями доказан научный факт тесной взаимосвязи между физическим развитием и критическими факторами среды обитания, при условии их постоянного, комплексного и интенсивного воздействия, что характерно для образовательной среды (Анторопова М.В. с соавт., 1999; Ковалева Г.А., Лукьянов А.В., 2001; Максимова Т.М., Белов В.Б., Лукшина Н.П., 2004; Кучма В.Р., 2005; Денисов А.П., Спинов В.И., Стороженко А.Е., 2008). Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. В связи с этим, антропометрические данные могут быть использованы в качестве индикаторов оценки здоровья и диагностических критериев при распознавании различных отклонений.

В настоящее время под физическим развитием рассматривается комплекс морфофункциональных особенностей организма, характеризующий определенный этап биологического развития (Кучма В.Р., 2003).

Основными показателями физического развития являются соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы), соматоскопические (жироотложение степень развития подкожно-жировой клетчатки, распределение; степень развития мускулатуры, половое развитие) и физиометрические (жизненная емкость легких, артериальное давление, мышечная сила рук).

При измерении показателей физического развития необходимо соблюдать следующие правила:

1. Измерения должны проводиться на обнаженных детях в утренние часы в комфортных условиях.

2. Для измерения должны использоваться только общепринятый инструментарий с высокой точностью измерения.

3. Необходимо соблюдать основные правила техники измерения.

На протяжении всей истории оценки физического развития специалистами проводилось отдельное измерение всех показателей, на основании чего центильным методом «вручную» давалось заключение об уровне развития и степени гармоничности физического развития. Для того чтобы правильно пользоваться центильными таблицами, необходимо определить точный возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе. Существенно облегчает данную задачу предложенная А.А. Барановым и Л.А. Щеплягиной (2006) специальная таблица для установления календарного возраста (табл. 1).

Таблица 1

Определение календарного возраста на момент обследования

Месяц рождения

Месяц обследования

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

I

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

+8

+9

+10

+11

II

-1

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

+8

+9

+10

III

-2

-1

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

+8

+9

IV

-3

-2

-1

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

+8

V

-4

-3

-2

-1

+1

+2

+3

+4

+5

+6

+7

VI

-5

-4

-3

-2

-1

+1

+2

+3

+4

+5

+6

VII

-6

-5

-4

-3

-2

-1

+1

+2

+3

+4

+5

VIII

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

+1

+2

+3

+4

IX

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

+1

+2

+3

X

-9

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

+1

+2

XI

-10

-9

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

+1

XII

-11

-10

-9

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

При ее использовании из года обследования нужно вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц рождения) и вертикальной (месяц обследования) строк.

Пример: Ребенок родился 12.05.2000 г., обследование проводилось 17.02.2008 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 8 лет. На пересечении горизонтальной (V) и вертикальной (II) строк таблицы находим цифру «-3», значит, до 8 лет недостает 3 месяцев (12 – 3 = 11) – возраст ребенка на момент обследования 7 лет 11 месяцев.

После определения точного возраста детей и подростков проводят возрастную группировку (табл. 2).

Таблица 2

Возраст, лет

Возрастные границы

7

от

6 лет 9 мес.

до

7 лет 5 мес. 29 дн.

8

от

7 лет 6 мес.

до

8 лет 5 мес. 29 дн.

9

от

8 лет 6 мес.

до

9 лет 5 мес. 29 дн.

10

от

9 лет 6 мес.

до

10 лет 5 мес. 29 дн.

11

от

10 лет 6 мес.

до

11 лет 5 мес. 29 дн.

12

от

11 лет 6 мес.

до

12 лет 5 мес. 29 дн.

13

от

12 лет 6 мес.

до

13 лет 5 мес. 29 дн.

14

от

13 лет 6 мес.

до

14 лет 5 мес. 29 дн.

15

от

14 лет 6 мес.

до

15 лет 5 мес. 29 дн.

16

от

15 лет 6 мес.

до

16 лет 5 мес. 29 дн.

17

от

16 лет 6 мес.

до

17 лет 5 мес. 29 дн.

Сущность центильного метода заключается в распределении показателей физического развития, функционального состояния основных систем организма по так называемым центильным коридорам. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда, который охватывает весь диапазон колебаний признака. Указанный ряд делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности, размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли, или процента (центиля), детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до

75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена семью фиксированными центилями: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями (табл. 3) образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров).

Таблица 3

Центильная вероятность (центили)

3%

10 %

25 %

50 %

75 %

90 %

97 %

Центильные интервалы

1

2

3

4

5

6

7

Выделяют семь неодинаковых по величине центильных интервалов (коридоров).

«Коридор» 1 очень низких величин встречается у здоровых детей редко, лишь в 3 % случаев. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и по показаниям обследование.

«Коридор» 2 (3-10-й центиль) – интервал низких величин, встречается у 7 % здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.

«Коридор» 3 (10-25-й центиль) – интервал величин ниже среднего, свойственных для 15 % детей и подростков.

«Коридор» 4 (25-75-й центиль) – интервал средних величин, свойственных 50 % здоровых детей.

«Коридор» 5 (75-90-й центиль) – интервал величин выше среднего, свойственных 15 % детей.

«Коридор» 6 (90-97-й центиль) – интервал высоких величин, встречается у 7 % здоровых детей.

«Коридор» 7 (от 97-го центиля) – интервал очень высоких величин, свойственных не более 3 % детей и подростков.

Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.

Гармоничное физическое развитие в зависимости от оценки показателей подразделяется на следующие уровни: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое, очень низкое.

При дисгармоничности физического развития необходимо установить за счет какого показателя. Так, если значения массы тела находится в четвертом коридоре, а рост в седьмом, то дисгармоничность обусловлена очень высоким ростом; если рост находиться в 5 коридоре, а масса тела в 7, то дисгармоничность обусловлена очень высокой массой тела.

Дети с дисгармоничным физическим развитием относятся к группе риска и должны быть обследованы педиатром для выяснения и коррекции причин отклонений. Дети с резко дисгармоничным физическим развитием нуждаются в консультации эндокринолога.

Безусловно, в условиях массовых скриннинговых профилактических осмотров метод приобретает особую трудоёмкость в хронологическом плане и риска ошибок вследствие человеческого фактора. В связи с этим, в настоящее время появились ряд аппаратно-программных комплексов, позволяющих на основании показателей физического развития, измеренных приборами, входящих в комплекс, автоматически дать заключение о степени развития и гармоничности физического развития.

В качестве инструментария оценки физического развития нами рекомендуется использовать Комплекс медицинский диагностический «Здоровый ребенок» ОАО «Тулиновский приборостроительный завод» «ТВЕС». КМД «Здоровый ребенок» предназначен для автоматизированного ведения мониторинга физического развития и физической подготовки детей до 18 лет. Это компьютерная система, состоящая из электронных приборов: весы, ростомер, рулетка, динамометр, калипер, тонометр, компьютер, термопринтер. Комплекс дает возможность ведения базы данных как на индивидуальном уровне по каждому ребенку, так и обобщение результатов коллектива (класса, группы и т.п.). КМД автоматически накапливает показания вышеуказанных приборов, сравнивает их с заложенными в его память медицинскими нормами и печатает на специальной липкой этикетке заключение о физическом развитии ребенка, для удобства внесения данных в паспорт здоровья школьника. Так же комплекс оценивает физическую подготовленность, делит осбледуемых детей и подростков по физкультурным группам. КМД при введении в программное обеспечение вручную патологии школьников по МКБ 10 (Международная классификация болезней) может оценить комплексное состояние здоровья ребенка или подростка, которое формируется в специальном отчете с возможностью вывода его на печать в формате А4, в котором же программа распределяет детей и подростков по группам здоровья. Помимо этого комплекс формирует статистические отчеты в начале и конце учебного года. Если говорить о здоровье конкретного ребенка, то на протяжении всего периода обучения комплекс выдает динамику его развития в цифрах и в графиках. Согласно опыту сотрудников кафедры гигиены и эпидемиологии при проведении оценки физического здоровья на КМД, нужно отметить, что с технической стороны обслуживание комплекса и работа на нем не вызывает трудностей. Он экономит занимаемую площадь, время проведения осмотра, освобождает от ручной записи данных. Комплекс комплектуется компьютером, поэтому особенно удобен при эксплуатации, так как не требует никаких программных и системных настроек. Компьютер уже встроен в корпус комплекса, подключен к приборам функционально и программно проверен.

Источник