Оценка физического развития ребенка гигиена
Методы оценки физического развития детей и подростков
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:
1) гетероморфность и гетерохронность развития;
2) наличие полового диморфизма и акселерации;
3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.
Кроме того, при разработке шкал для оценки показателей физического развития необходимо учитывать и особенности статистического распределения этих показателей. Поэтому к методам оценки физического развития должны предъявляться следующие требования:
1) учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма;
2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития;
3) учет возможностей асимметрии распределения показателей;
4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.
Существуют различные способы индивидуальной и групповой оценки физического развития детского населения.
Рассмотрим методы индивидуальной оценки физического развития.
Метод сигмальных отклонений
Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.
Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Кроме того, использование методов параметрической статистики для оценки антропометрических показателей, имеющих асимметрию в распределении (масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) может привести к искажению результатов.
Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал
Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении. Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод центильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.
Метод шкал регрессии
Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков – при обратной связи, т. е. при увеличении или уменьшении длины тела на 1 см масса тела и окружность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии (Ry/x). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки.
Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием. Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятый каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.
Однако использование метода параметрической статистики может привести к искажению результатов при оценке признаков, имеющих асимметрию в распределении. Кроме того, масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела и не учитывается влияние широтных размеров.
Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме
Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа.
На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавок длины тела за последний год, уровню оссификации скелета («костный возраст»), срокам вторичной дентитации (сроки прорезывания и смены молочных зубов на постоянные), изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. Для этого используют таблицы, в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам. Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному), опережение или отставание от него. При этом учитывают изменение информативности показателей биологического возраста в зависимости от возраста ребенка.
В возрасте до 1 года наиболее информативными показателями являются длина тела, прибавка длины тела за последний год, а также «костный возраст» (сроки появления ядер окостенения скелета верхних и нижних конечностей).
В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, погодовые прибавки, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно («зубной возраст»). В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях телосложения (отношение окружности головы к длине тела, «Филиппинский тест»).
В среднем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела, прибавка длины тела, количество постоянных зубов, в старшем школьном возрасте – прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек.
При определении количества постоянных зубов учитываются зубы всех степеней прорезывания – от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полного сформировавшегося зуба.
При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове.
«Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.
Отношение окружности головы к длине тела: коэффициент ОГ/ДТ ? 100% – определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.
Для установления степени полового развития определяется: у девочек – развитие волос в подмышечной области (Axillaris-Ax), развитие волос на лобке (Pubis-P), развитие молочных желез (Mammae-Ma), время появления первой менструации (Menarche-Me); у мальчиков – развитие волос в подмышечной области, развитие волос на лобке, мутация голоса (Vocalis-V), оволосение лица (Facialis-F), развитие кадыка (Larings-L).
На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве дополнительного критерия для дифференциации превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии – для оценки массы тела и окружности грудной клетки, центильные шкалы – для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук и таблицы толщины кожно-жировых складок.
Сначала учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окружности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Степень повышения и снижения фактического показателя выражают в величине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.
Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оцениваются сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы.
Средними считаются показатели, находящиеся в диапазоне от 25 до 75 центиля, ниже среднего – показатели, чьи значения ниже 25 центиля, выше среднего – выше 75 центиля.
Морфофункциональное состояние может определяться как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоническое.
Гармоничным, нормальным следует считать состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных в пределах одной частной сигмы регрессии (± 1 ***R= сигма), а функциональные показатели находятся в пределах 25—75 центилей или превышают их. К гармонично развитым должны быть отнесены индивидуумы, у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на 1 **** R за счет развития мускулатуры: толщина ни одной из кожно-жировых складок не превышает средних показателей; функциональные показатели в пределах 25—75 центилей или выше.
Дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1—2 ***** R и более должных на 1,1—2 **** R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.
Резко дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 2,1 ***** R и более должных на 2,1 **** R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.
Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение содержит вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.
ЛЕКЦИЯ № 15. Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиеныwww
В системе мероприятий по формированию и обеспечению здорового образа жизни в современных условиях большое значение приобретает личная гигиена каждого человека. Личная гигиена является частью общей гигиены. Если общая гигиена направлена на укрепление здоровья всего населения или здоровье популяции, то личная гигиена направлена на укрепление индивидуального здоровья. Однако личная гигиена имеет и общественное значение. Несоблюдение требований личной гигиены в повседневной жизни может оказывать неблагоприятное влияние и на здоровье окружающих (пассивное курение, распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов и т. д.).
В сферу личной гигиены входят гигиена тела и полости рта, физическая культура, закаливание, предупреждение вредных привычек, гигиена половой жизни, отдыха и сна, индивидуального питания, гигиена умственного труда, гигиена одежды и обуви и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
18. Методы изучения физического развития
Для получения точных результатов при оценке физического развития необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, с
22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация
Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные
8. Цент ильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются
50. Методы оценки физического развития детей и подростков
Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях
51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)
На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве
ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки
Показатели физического развития
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия
5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.
Комплексные методы оценки нутриционного статуса
Как следует из вышеизложенного, не существует отдельных маркеров, которые позволяют выявить наличие и степень белково-энергетической недостаточности. По рекомендациям Европейского общества парентерального и
Способы оценки правильного развития недоношенного ребенка и близнецов
Вы можете использовать два нижеприведенных способа для того, чтобы проверить, отстает ли ваш недоношенный ребенок в развитии от доношенного ребенка так, как это ему положено в норме, или имеется
Методика исследования физического развития детей
Антропометрическое обследование и определение степени физического развития по его оценочным таблицам (стандартам) входит в обязанности среднего медицинского работника и воспитателя, а их интерпретация – в обязанности
Методика оценки физического развития детей
В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их
Метеозависимость у детей и подростков
До недавнего времени существовало мнение, что метеопатия развивается только у взрослых людей, а дети на перемену погоды не реагируют. Но не так давно было установлено, что реакция на изменение условий окружающей среды характерна и
Приложение 2 Показатели физического и нервно-психического развития детей. Календарь профилактических прививок
1. Календарь профилактических прививок (из приказа Минздрава России от 18.12.1997 г. № 375)
2. Физическое развитие детей Центильные шкалы распределения детей по
Приблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни
Игнатьева Татьяна, Назирбекова Ирина
Возраст: (от первого вдоха до 28 дней) – новорождённый. Физические параметры: рост 46–55 см; вес 2600–4500 г.Психомоторное развитие: флексорная поза.
Приложений 1
Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска
В условиях глубокого демографического кризиса необходимо уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Показатели физического развития – один из основных параметров
Источник
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
ГОУ ВПО Новосибирский медицинский университет
Кафедра общей гигиены, гигиены детей и подростков
Гигиена детей и подростков
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Часть 1; для практических занятий)
Издание второе переработанное
Новосибирск – 2009 г.
Учебно-методическое пособие составлено профессорско-преподавательским коллективом кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков – доценты В.Н.Семенова, В.Г. Рябухин, В.М.Шаропуто, проф. Крашенинина Г.И., ст. преп. Мишина С.В., асс. Федянина Н.С. …….
Под редакцией доцента, кандидата медицинских наук Семеновой В.Н.
Рецензенты:
Рассмотрено и утверждено
Методическое пособие предназначено для студентов педиатрического факультета и составлено в соответствии с типовой и рабочей программами образовательного стандарта по специальности 060103 »педиатрия».
Данное пособие может быть использовано и в подготовке студентов других факультетов (лечебный, стоматологический, высшего сестринского образования) в объеме программ и учебных планов соответствующих специальностей.
Выражаем искреннюю признательность сотрудникам кафедры, принимавшим участие в разработке первого варианта пособия – доценту, канд.мед.наук М.Г.Михальченко, доценту,
Гигиена детей и подростков |
П Р Е Д И С Л О В И Е
Освоение методологии управления здоровьем на базе системного подхода к оценке как показателей здоровья, так и факторов, его формирующих, – важный элемент в системе подготовки будущих врачей, особенно педиатров. Это чрезвычайно необходимо в условиях многофакторного загрязнения объектов среды, которое обуславливает высокий риск неблагоприятных изменений в состоянии здоровья населения.
Среди всех возрастных групп населения дети занимают особое место, так как организм находится в стадии роста и развития и наиболее чувствителен к любым воздействиям. Поэтому различные возрастно-половые группы детей и подростков становятся объектами изучения, наблюдения и анализа состояния здоровья во взаимосвязи со средой обитания. Неслучайно, изучение здоровья и физического развития детей и подростков входит в перечень показателей, анализируемых в системе социально-гигиенического мониторинга. Кроме того, значительная часть детей находится в образовательных учреждениях, что облегчает систему сбора и оценки данных.
Годы обучения и воспитания в разнообразных современных образовательных учреждениях вносят существенный вклад в здоровье детей. Многие попытки реформировать школьное образование чаще всего негативно отражаются на состоянии здоровья.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу и озабоченность как медицинских работников, так и педагогов, организаторов образования, всех тех, кого волнует будущее России.
Гигиена детей и подростков _ профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на формирование и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.
Медицинское обслуживание детей и подростков, направленное на обеспечение оптимального физического и психического здоровья и развития, включает в себя активное динамическое медицинское наблюдение за развитием, контроль за организацией воспитательной, учебной работы, физического воспитания, закаливания, соблюдением режима в детских и подростковых учреждениях с медико-гигиенических позиций, организацию лечебно-профилактических мероприятий, распространение санитарных знаний среди персонала и родителей.
Методическое пособие посвящено этим актуальным вопросам и ориентировано на использование студентами как при подготовке к занятиям, так и для выполнения самостоятельных заданий на практических занятиях.
В 1 том сборника включены методические разработки по 10-ти темам практических занятий, предусмотренных учебными программами по циклу гигиены детей и подростков и квалификационными характеристиками по специальности «врач-педиатр» и «врач общей практики».
Тема 1 – Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков.
Тема 2 – Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
Тема 3 – Оценка готовности детей для поступления в школу.
Тема 4 – Гигиена образовательной деятельности.
Тема 5 – Организация и гигиеническая оценка питания в детских учреждениях.
Тема 6 – Медицинский контроль за физическим воспитанием
Тема 7 – Организация закаливания детей и подростков.
Тема 8 – Медицинское обеспечение, вопросы профориентации и врачебно-профессиональной консультации подростков.
Тема 9 – Гигиеническая экспертиза проекта детской больницы.
Тема 10, 11– Анализ лечебно-профилактических, учебно-воспитательных и социально-бытовых факторов, определяющих уровень здоровья курируемых детей (учебно-исследовательская работа студента).
Тема 12 – Итоговое занятие по разделу «Гигиена детей и подростков».
Методические разработки по каждой теме предусматривают наличие следующих сведений:
Ø Наименование темы
Ø Цель занятия. Умения и навыки
Ø Основные положения темы
Ø Задание для практической деятельности. Работа, выполняемая на занятиях самостоятельно, должна быть отражена в рабочей тетради – протоколы результатов исследований, заключение, гигиенические рекомендации. При необходимости приводятся выписки из методических разработок, рисунки и схемы.
Ø Контролирующие материалы представлены вопросами для самоподготовки.
Ø Приложения
Ø Список основной, дополнительной и справочной литературы для всех тем приведен в конце пособия.
В первом томе сборника имеется ряд приложений:
Ø Система медико-санитарного обслуживания детей и подростков.
Ø Периоды и этапы профилактических осмотров детей и подростков.
Ø Организация противоэпидемической работы в детских учреждениях.
Ø Заболеваемость детей в Новосибирской области.
Ø Распределение детских учреждений по группам санэпидблагополучия.
Ø Перечень документов по гигиене и охране здоровья детей и подростков.
Ø Тестовые задания для контроля знаний по разделу «Гигиена детей и подростков».
Входные компетенции:
Для успешного усвоения курса гигиены детей и подростков необходим исходный уровень знаний, приобретенных в процессе изучения фундаментальных медико-биологических наук и основ клинических дисциплин.
Так, качественная и количественная характеристика факторов окружающей среды невозможна без знания физики, химии, биологии и микробиологии. Необходимо знание основ структурного функционирования организма, основных закономерностей формирования ответных реакций, что требует знаний нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, пропедевтики. Гигиена детей и подростков – дисциплина, которая интегрирует гигиенические знания и опыт санитарно-эпидемиологической службы. Поэтому, естественно, необходимы знания других разделов гигиены (гигиены окружающей среды, гигиены труда, гигиены питания, экологии). Проблема охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения многопланова, в ее реализации участвуют разные специалисты и учреждения. Отсюда вытекает необходимость знания основ психологии, возрастной психологии, педагогики, социальной медицины, социологии медицины, организации здравоохранения.
Студент должен
Иметь представление о:
Ø основах взаимодействия организма с факторами окружающей среды
Знать:
Ø Свойства и методологию изучения и оценки факторов окружающей среды
Ø Основные механизмы формирования патологических изменений в организме
Ø Основные направления профилактики.
Уметь:
Ø Составить анамнез
Ø Анализировать данные разнообразных исследований (микробиологических, клинико-биохимических, физиологических, гигиенических и т. п. )
Ø Работать с литературой
После изучения курса гигиены детей и подростков будущий педиатр должен:
Иметь представление о: |
ü сложности механизмов взаимодействия организма с факторами окружающей среды; ü современных тенденциях формирования здоровья различных детских контингентов, ü разнообразии форм, методов и средств профилактики заболеваний неинфекционной и инфекционной природы. |
Знать: |
ü Гигиенические аспекты работы врача-педиатра в различных детских образовательных и медицинских учреждениях. ü Роль факторов среды обитания в формировании здоровья подрастающего поколения. ü Методы изучения и оценки физического развития, состояния здоровья и заболеваемости детей и подростков. ü Гигиенические требования к детским дошкольным и школьным учреждениям, режиму дня, учебно-воспитательному процессу, оборудованию и мебели. ü Организацию медицинского контроля за физическим и трудовым воспитанием, закаливанием, питанием. ü Организацию и проведение профессиональной ориентации и врачебно-профессиональной консультации ü Гигиенические требования, предъявляемые к детской одежде, обуви, школьно-письменным принадлежностям ü Гигиенические основы здорового образа жизни. ü Систему и методы организации медицинского обслуживания детей и подростков. |
Уметь: |
ü Определить возрастную группу ребенка, основные соматометрические, соматоскопические и физиометрические показатели. ü Оценить физическое развитие индивидуума и коллективов. ü Обосновать группу здоровья. ü Оценить готовность ребенка к обучению в школе. ü Оценить условия пребывания в образовательных учреждениях дошкольного типа. ü Оценить режим и условия обучения школьников. ü Составить обоснованные гигиенические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья. ü Определить группу для занятий физическим воспитанием, провести гигиеническую оценку организации различных форм физвоспитания. ü Проводить врачебно-профессиональную консультацию, решать вопросы профпригодности и профотбора. ü Оценить степень закаленности, разработать рекомендации по проведению закаливающих процедур для детей разного возраста и состояния здоровья. ü Использовать знания об анатомо-физиологических особенностях при организации питания, физического и трудового воспитания, закаливания. Владеть: ü Методами оценки физического развития и биологической зрелости детей и подростков. ü Методами оценки функциональной готовности детей к поступлению в школу. ü Методами определения групп здоровья, физического воспитания и закаливания. |
Тема 1. Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков
Цель занятия:
Ø Показать роль факторов среды для обеспечения процессов роста и развития.
Ø Закрепить теоретические знания студентов о значимости и показателях физического развития детей и подростков
Ø Освоить технологию оценки физического развития индивидуумов
Ø Освоить методики оценки физического развития коллективов
Ø
Умения и навыки:
Уметь
Ø определить возраст детей,
Ø провести измерения основных антропометрических показателей,
Ø оценить различными методами уровень и гармоничность физического развития ребенка,
Ø разработать гигиенические рекомендации для обеспечения гармоничного развития.
Основные положения темы
Источник