Оценка физического развития новорожденного ребенка

Общепризнано, что физическое развитие является информативным показателем уровня здоровья населения.
Существует прямая корреляция между заболеваемостью и смертностью детей и массой их тела. Чем меньше масса тела ребёнка, тем в большей степени он подвержен инфекционным заболеваниям, чаще страдает анемией и нарушениями психического и моторного развития. Значительное превышение показателей физического развития относительно нормы также неблагоприятно влияет на организм ребёнка и может быть проявлением тяжёлых эндокринных, генетических расстройств; такие дети также чаще болеют. В большинстве случаев отклонение от нормального темпа увеличения длины и массы тела является первым признаком заболеваний. Необходимо проанализировать подобную ситуацию и обследовать ребёнка.
Таким образом, физическое развитие является одной из главных характеристик здоровья, за которым требуется особый контроль в критические периоды жизни, и особенно на первом году жизни, когда происходит наиболее интенсивный рост и развитие ребёнка.
До сих пор в оценке физического развития нет единого подхода. В последние годы всё шире используют нормативные таблицы и графические кривые, которые позволяют унифицировать методику оценки важнейших антропометрических показателей.
Определение физического развития и методы его оценки
Физическое развитие – это совокупность антропометрических показателей, которые характеризуют здоровье организма, его выносливость и сопротивляемость.
К антропометрическим показателям относят массу и длину тела, окружность головы и груди. При обследовании ребёнка обязательным считается измерение массы тела, длины тела и окружности головы. Параметр окружности груди имеет второстепенное значение. Измерение окружности груди целесообразно проводить только у особой группы детей с избыточным приростом окружности головы, сопоставлять их между собой и оценивать в динамике.
Под термином «физическое развитие» понимается процесс увеличения длины тела, массы, развития отдельных частей тела и биологического созревания ребёнка в различные периоды времени.
В настоящее время для оценки физического развития рекомендуют использовать центильный метод. Он прост в работе, так как исключает необходимость расчётов. Центильные таблицы (графики) позволяют сравнить индивидуальные антропометрические показатели со стандартными – табличными (графическими), получаемыми при массовых обследованиях (по 100 человек каждого возраста). Данные 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97-го обследуемого вносят в таблицы, в которых по вертикали откладывают показатели массы тела (или длины тела, или окружности головы, или окружности груди), а по горизонтали – возраст ребёнка. В табл. и на рис. сохраняют указанный порядок – его называют процент, или перцентиль, или просто центиль (обозначается символом Р: Р25, Р75 и т.д.).
Таблица. Оценка антропометрических показателей ребёнка с помощью центильных графиков
Центильные величины массы тела: а – мальчики; б – девочки
Центильные величины длины тела а – мальчики; б – девочки
Центильные величины окружности головы а – мальчики; б – девочки
Центильные величины окружности груди а – мальчики; б – девочки
Таким образом, если антропометрический показатель ребёнка между кривыми Р25 – Р50 – Р75, то это соответствует средней норме для данного возраста, если между кривыми Р25 – Р10 и Р75 – Р90, то ниже и выше средней нормы, но всё-таки в пределах нормальных колебаний. Величины антропометрических показателей ниже Р10 и выше Р90 следует рассматривать как низкие и высокие.
Кривая физического развития при нормальном развитии ребёнка должна быть достаточно плавной и равномерно прибывающей, поэтому любое изменение (особенно резкое замедление), скорее всего, обусловлено каким-то неблагополучием. Это может быть соматическое заболевание, нарушение питания или психосоциальные проблемы. Однако у ребёнка может быть и достаточно большой диапазон колебаний нормальных ежемесячных изменений параметров.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному и тому же центильному интервалу. Большая разница в центильных показателях, когда они находятся в пределах разных интервалов, свидетельствует о негармоничном развитии ребёнка.
Например, отдельно каждый антропометрический показатель может соответствовать норме: масса тела соответствует 25 центилям, длина тела соответствует 50-75 центилям. Однако разрыв в значении этих показателей более одного интервала. В таком случае физическое развитие ребёнка следует считать соответствующим возрасту (средним показателям), но негармоничным – дефицит массы тела относительно длины тела (роста).
Если ребёнок доношенный, здоровый, то в 28 дней жизни (1 мес) его физическое развитие можно определять, используя центильные графики. Оценка недоношенных детей производится по иным графикам физического развития, в соответствии с их гестационным возрастом, и не может быть проведена по графикам для доношенных детей.
Оценка физического развития может быть статичной и мониторинговой.
Статичная оценка. Фиксируются данные антропометрических измерений в конкретный момент времени. Например, во время визита матери с ребёнком к медицинскому работнику можно измерить массу и длину тела, окружность головы ребёнка, определить центильные значения и соответствие их между собой. Это позволит приблизительно судить о норме или отклонениях от нормы в физическом развитии данного ребёнка в текущий момент времени. Эта оценка имеет относительное значение.
Мониторинговая оценка. Определение показателей массы тела, длины тела, окружности головы и их соответствия в динамике, т.е. за оп- ределённый промежуток времени. Это позволяет оценить физическое развитие и его гармоничность в процессе роста ребёнка. Данные мониторинга являются более важной характеристикой развития, нежели статичные показатели. Оценка антропометрических показателей в результате мониторинга имеет абсолютное диагностическое значение при определении нормы или патологии физического развития ребёнка.
Например, при статичной оценке все показатели могут соответствовать норме. Однако при мониторинге может быть выявлено постоянное снижение значений показателей, центильная кривая может иметь отрицательную динамику (снижаться), что говорит о возможном неблагополучии и необходимости обязательного специального обследования ребёнка.
Измерение антропометрических показателей
Массу тела определяют путём взвешивания новорождённого.
В настоящее время широко используются электронные медицинские весы. Весы устанавливаются на неподвижной поверхности и включаются в сеть. Для проверки весов следует нажать рукой, с небольшим усилием в центр лотка – на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить лоток – на индикаторе появятся нули. Далее медицинская сестра должна вымыть и просушить руки, положить пелёнку на лоток весов – на индикаторе высветится её вес. Сбросить вес пелёнки в память весов, нажав кнопку «Т» – на индикаторе появятся нули. После этого приступить к взвешиванию ребёнка: раздеть его, уложить на лоток. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы тела ребенка, которое фиксируется на дисплее в течение 30-40 с. После этого снять ребёнка с весов (весы автоматически устанавливаются на ноль).
Если взвешивание производится на механических весах, то при подготовке к процедуре взвешивания ребёнка проводится проверка регулировки весов (при закрытом затворе гири устанавливаются на ноль; открывают затвор и уравновешивают весы вращением противовеса). При взвешивании ребёнка весы уравновешиваются передвижением гирь, определяющих килограммы и граммы веса.
Рост измеряют в сантиметрах, от макушки до пяток, в положении ребёнка на спине с выпрямленными по возможности в коленных суставах ногами и согнутыми под прямым углом стопами на ростомере или на пеленальном столике с сантиметровой лентой.
Горизонтальный ростомер устанавливается на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». Медицинская сестра моет и высушивает руки, стелет на ростомер пелёнку, укладывает на неё ребенка головой к неподвижной планке. Ноги малыша выпрямляет легким нажатием на колени, придвигает к стопам подвижную планку ростомера.
При определении окружности головы сантиметровая лента проходит через надбровные дуги и затылочный бугор, окружности груди – под нижними углами лопаток и нижней третью ареолы грудных желёз.
Оценка физического развития при рождении ребёнка
Оценка физического развития новорождённых в момент рождения включает:
– определение массы тела, длины тела, окружности головы и груди, пропорциональности телосложения и сопоставление их с показателями, соответствующими/долженствующими гестационному возрасту (ГВ) ребёнка;
– зрелость новорождённого оценивают по совокупности клинико-функциональных показателей. Оценка морфофункциональной зрелости может быть произведена только в течение первых 7 дней жизни, по специальным таблицам зрелости; включает в себя оценку состояния кожных покровов, развития волосяного покрова, молочных желез и половых органов, формы ушных раковин, положения тела и позы ребёнка.
Гестационным возрастом (ГВ) ребёнка считают срок беременности, при котором он родился.
В настоящее время живорождённым считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 28 нед, соответственно этому ГВ определяют начиная с 28-й недели беременности. При переходе России на учёт живорождения с 22-й недели беременности ГВ будут исчислять с этого срока беременности. Таким образом, при недоношенной беременности ГВ будет равен 22-37нед.
При оценке физического развития ребёнка при его рождении в центильных графиках по вертикали откладывают показатели массы тела, длины тела, окружности головы или груди ребёнка, а по горизонтали – его ГВ.
Наряду с отдельными параметрами физического развития оценивается пропорциональность телосложения ребёнка, т.е. соотношение отдельных частей тела. Особенностями внешних пропорций ребёнка при рождении являются:
– относительно большая голова с преобладанием мозгового отдела над лицевым;
– короткая шея;
– укороченная грудная клетка, суженная в верхней и расширенная в нижней половине;
– длинный выступающий живот;
– относительно короткие нижние конечности.
Чем меньше ГВ ребёнка, тем очевиднее эти особенности телосложения.
На основании дифференцированной оценки состояния физического развития новорождённых выделяют следующие клинические формы нарушения роста и развития:
– дети с большой массой тела;
– дети с малой массой тела (с врождённой/внутриутробной или пренатальной гипотрофией);
– дети с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР) – маленькие относительно срока гестации.
Как правило, дети с крупной массой тела при рождении – это дети с массой более 4000 г.
Врождённая (внутриутробная) гипотрофия – это острое или хроническое нарушение питания плода, сопровождающееся отставанием физического развития, нарушением функционального состояния ЦНС, метаболическими расстройствами и сниженной иммунологической реактивностью. Внутриутробная гипотрофия может быть самостоятельной патологией и может сопровождать различные заболевания плода и новорождённого. Дети с внутриутробной гипотрофией могут быть недоношенными, доношенными и переношенными.
Дети с ЗВУР (маленькие к сроку гестации) – это дети, не соответствующие по физическому развитию гестационному возрасту.
Первоначальная потеря массы тела – явление, которое наблюдается у всех новорождённых сразу после рождения. Это связано с вытеснением жидкости из дыхательных путей при становлении лёгочного типа дыхания, испарением околоплодных вод с кожи, потерей «первородного стула» – мекония. В норме ребёнок может безболезненно для себя потерять не более 10% массы тела. Лучше – около 5%. Чтобы ребёнок как можно меньше потерял в весе, необходимо, чтобы
он с первых минут жизни находился около мамы и по первому требованию его прикладывали к груди. Пусть маме кажется, что у неё нет молока, однако ребёнку важны даже несколько капель молозива для получения необходимой энергии и формирования правильного обмена веществ. Если ребёнок теряет больше 10% первоначальной массы тела, необходимо искать причину – болезнь, неправильное или недостаточное питание. Однако в любом случае требуются лечебные мероприятия.
Оценка должна быть проведена в роддоме и при первом посещении новорождённого медработником на дому.
Оценка физического развития новорождённого в течение первого месяца жизни
В возрасте месяца проводится очередная оценка физического развития с использованием центильных графиков, основанная на величине изменений антропометрических данных.
В таблицах представлены диапазоны колебаний массы тела, длины тела и окружности головы доношенных детей, которые совпадают с диапазоном 25-75 центилей и считаются нормальными.
Таблица Масса тела
К нарушениям физического развития ребёнка на первом месяце жизни относят постнатальную (приобретённую) гипотрофию – дефицит массы тела относительно длины тела и постнатальную паратрофию – превышение массы над длиной тела.
Постнатальная гипотрофия может быть:
– первичная – как правило, алиментарная гипотрофия, вызванная дефицитом молока у матери или нерациональным искусственным вскармливанием младенца, а также состояниями непереносимости молока вследствие ферментопатии;
– вторичная – развивается вследствие острых и хронических заболеваний ребёнка, врождённых пороков развития (пилоростеноз, стеноз кишечника), иммунодефицитных заболеваний, тяжёлой патологии ЦНС.
Важными клиническими признаками гипотрофии являются симптомы пониженного питания:
– истончение подкожного жирового слоя;
– уменьшение толщины кожной складки, окружности бедра и плеча;
– снижение тургора тканей;
– увеличение количества кожных складок на конечностях, шее, появление их на лице, ягодицах, вокруг суставов;
– чёткие очертания рёбер и других костных выступов. Симптомы пониженного питания обусловливают отчётливые
диспропорции в телосложении у новорождённых: дети выглядят худыми, длинными, с относительно большой головой.
Характерным для детей с внутриутробной гипотрофией является снижение неспецифических факторов защиты, что обусловливает высокую частоту у них инфекционно-воспалительных заболеваний.
При недостаточной прибавке массы тела на первом месяце жизни, при отсутствии угрожающих симптомов в виде постоянных, нарастающих по частоте и объёму срыгиваний и рвот необходимо провести консультацию по вскармливанию, проверить, правильно ли мать прикладывает ребёнка к груди и эффективность сосания.
Оценка окружности и формы головы
Измерение окружности головы у ребёнка первого года жизни имеет особое значение. В первое полугодие средняя прибавка окружности головы составляет 1-1,5 см. Показатели окружности головы также должны оцениваться по центильным таблицам.
Окружность головы у новорождённого превышает окружность грудной клетки на 1-2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить развитие гидроцефалии. Увеличение окружности головы не может быть единственным признаком гидроцефалии. В этом случае обычно есть и другие признаки, свойственные для данной патологии.
Если же окружность головы меньше окружности грудной клетки, то необходимо исключить микроцефалию.
Голова может быть разной формы, что не является патологией, а лишь особенностью ребёнка.
Консультирование при нарушении физического развития
Недостаточная прибавка или снижение массы тела относительно возраста может свидетельствовать об острой инфекционной, хирургической патологии (пилоростеноз). При отсутствии этих заболеваний следует провести консультирование матери по питанию.
При чрезмерной прибавке веса необходимо исключить эндокринную патологию, в частности гипергликемию и гипотиреоз. При их отсутствии паратрофию считают конституциональной, т.е. ребёнку не показано ограничение питательных веществ, уменьшение кратности и продолжительности грудных кормлений и т.д.
Детям с конституциональной паратрофией требуются:
– контроль уровня гемоглобина и профилактика анемии;
– контроль уровня кальция и профилактика витамин D-зависимого рахита.
Сестринский уход за новорожденным в амбулаторно-поликлинических условиях.Под ред. Д.И. Зелинской. 2010г.
Источник
Первый месяц жизни ребенка – период новорожденности – самое сложное и трудное дня него время. В свою очередь, наиболее ответственный этап этого месяца – первая неделя, а в ней – первые часы жизни. Период новорожденности – это время наиболее интенсивного приспособления ребенка к условиям внешней среды. Сразу же, с первой минуты, здесь все для него непривычно: другой способ дыхания, питания, другая температура, множество новых раздражителей. Благополучная адаптация на первом году жизни во многом определяет состояние здоровья ребенка не только на протяжении последующих месяцев, но и многих лет жизни.
У детей, рожденных здоровыми матерями в физиологических родах, период адаптации, как правило, протекает относительно гладко, однако таких малышей сейчас рождается не более 30% процентов. Подавляющее большинство новорожденных относится к «группе риска». Это означает, что они нуждаются в тщательном, иногда длительном наблюдении врач и особо внимательном материнском уходе. При этих условиях они полностью осваиваются в новой среде и приобретают все шансы расти здоровыми. Сразу после рождения ребенка взвешивают, измеряют его рост, окружности головы и груди. Это очень важные критерии его физического развития. Помимо показателей физического развития новорожденного, принято оценивать и степень его зрелости к моменту рождения. Зрелый малыш – это ребенок готовый к внеутробной жизни.
Существуют внешние критерии зрелости:
- Достаточное развитие подкожной клетчатки;
- Эластичная розовая кожа;
- Плотные кости;
- Телосложение, характерное для доношенного ребенка.
Но еще более важна функциональная зрелость ребенка- готовность всех его органов и систем к внеутробному существованию. О ней судят, в частности, по тому, насколько выражены у ребенка самые важные врожденные рефлексы, насколько устойчивы ритмы сердцебиения и дыхания, достаточна ли двигательная активность, готовность к перевариванию пищи и т.д.
Для определения состояния новорожденных, а также для оценки их физического развития существуют специальные критерии. В родильных домах обычно пользуются шкалой Апгар, по которой основные показатели состояния ребенка оценивается в баллах. Максимально возможный балл – 10, но это редкость, чаще бывают 9-8 баллов, что тоже вполне хорошо. Не надо огорчаться, если ребенок получил меньшую оценку. При хорошем уходе и, если необходимо, лечении, он свое наверстает!
Хорошими показателями веса (массы) и роста (длины тела) для мальчиков считаются 3500-3700г и 50-52 см, для девочек- 3200-3400 ги 48-50 см.
Окружность головы у здорового новорожденного обычно составляет от 34-до36 сми на 2-2,5 смпревышает окружность груди.
У преждевременно родившихся детей показатели физического развития зависят от степени их недоношенности.
Переходные состояния
Первый месяц – это время появления так называемых «переходных состояний», то есть ситуаций как бы на грани здоровья и болезни.
- В первые дни жизни происходит потеря массы тела, которые врачи называют физиологической, то есть естественной. Ее основная причина в том, что организм новорожденного использует запасы пищевых веществ, полученных еще внутриутробно, то есть расходует свои «внутренние резервы». В норме такая потеря веса после рождения не превышает 3-5% массы тела. К 10 дню жизни ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, а затем вес тела увеличивается. Если малыш потерял более 200-250 ги не восстановил потерю к 10-12 дню жизни, – его надо обязательно показать врачу.
- Часто тревожит родителей то, что кожа ребенка вдруг приобретает желтушный (иктеричный) оттенок. Если желтуха выражена очень слабо, появилась на третий день жизни или позже, не нарушает состояния ребенка и исчезает к 7-10 дню, то это – «физиологическая желтуха». Оснований для тревоги нет, так как это явление обусловлено временной незрелостью ферментной системы печени. Но если желтуха – даже слабая – затягивается на более длительный срок, вопрос о необходимости обследования ребенка (иногда в стационаре) должен решать врач.
- Половой криз – одно из переходных состояний у новорожденного. Проявляется он увеличением грудных желез и отечностью наружных половых органов у мальчиков и у девочек. Иногда из грудных желез выделяется похожая на молоко жидкость, а у девочек появляются слизистые или кровянистые выделения из половой щели. Это – реакция организма на освобождение его от материнских гормонов.
- Припухлость грудных желез обычно не требует лечения. Если она выражена значительно, можно наложить согревающую ватно-марлевую повязку. При наличии выделений из половых органов у девочки ее необходимо особенно тщательно подмывать слабо-розовым раствором марганцовокислого калия («марганцовки») или слабым настоем ромашки – несколько раз в день и обязательно – после стула (дефекации). Девочку всегда подмывают, направляя струю воды спереди назад.
- К переходным состояниям относят также транзиторное, то есть быстро проходящее и незначительное, изменение (повышение или понижение) температуры, покраснение кожи, появление белых бугорков («милий») на носу. Все это довольно скоро проходит само собой и не причиняет ребенку заметного беспокойства.
Пупочная ранка
Один из важнейших процессов у новорожденных – отторжение пуповинного остатка и заживление пупочной ранки. После накладывания при рождении металлической или пластмассовой скобки у здорового ребенка происходит спонтанное отпадение остатка пуповины на 3~5 сутки жизни.
Обычно к моменту выписки ребенка домой (на 4-6 сутки) пупочная ранка покрыта кровянистой корочкой. Уход за этой ранкой – один из важнейших моментов гигиены новорожденного ребенка. Обрабатывать корочку надо два раза в день (утром и вечером, после купания) спиртсодержащим антисептиком (например, 2% раствором бриллиантовой зелени или 1% раствором хлорофиллипта).
Обычно корочка с пупочной ранки отпадает к 12-14 дню жизни ребенка. Если корочка сохраняется к концу 3-й недели или если после ее отпадения вновь появляются выделения из ранки – нужен совет врача.
Корочки на голове
Корочки на голове малыша являются минимальным проявлением пищевой аллергии. Как только ребенку будут подобраны правильный гигиенический режим и питание, корочки пройдут сами. Категорически нельзя счесывать корочки расческой, это может травмировать нежную кожу ребенка. Можно намазать голову малыша стерильным растительным маслом, подождать и, когда корочки размягчатся, осторожно удалить их ватным тампоном или мягкой губкой во время мытья головы.
Купание
Основная гигиеническая процедура для грудного ребенка – ежедневное купание, которое, помимо гигиенических целей, обеспечивает еще и мягкое закаливание.
Для купания новорожденного вам потребуется:
- Специальная детская ванночка (пластмассовая или металлическая);
- Кувшин для ополаскивания;
- Термометр для воды;
- Махровая варежка для намыливания.
Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Температура воды должна быть комфортной – 36_37°С. Сам процесс купания по времени занимает 5-7 минут. Важно промыть все складочки (рукой, намыленной детским мылом). Махровой намыленной рукавичкой тельце и головку ребенка достаточно мыть один – два раза в неделю.
Пока не отпала корочка с пупочной ранки, в воду добавляют 5% раствор марганцовокислого калия (до слабо-розового цвета). Если у ребенка есть опрелости, сыпь, раздражение кожи, полезно добавлять в воду настой ромашки, отвар дубовой коры. После купания и осторожного обсушивания на пеленальном столике складки кожи смазывают детским кремом, косметическим или стерильным растительным маслом, припудривают детской присыпкой.
Помимо вечернего купания, ребенку необходим утренний туалет – перед вторым кормлением, в 8.30-9.30 утра. Лицо и ручки ребенка при этом умывают ваткой с теплой (35-36°С) кипяченой водой, затем обсушивают марлевой (или одноразовой бумажной) салфеткой. Глазки промывают кипяченой водой – от виска к носу, каждый глаз – отдельной стерильной ваткой. Носовые ходы очищают ватными фитильками, слегка смоченными стерильным растительным маслом. Завершается утренний туалет ребенка смазыванием складок (после подмывания) детским кремом или маслом.
И девочек, и мальчиков необходимо подмывать после дефекации, затем осторожно обсушивать чистой пеленкой область половых органов и смазывать ее 2-3 раза в день – детским кремом или нейтральным маслом (стерильным вазелином или растительным). Можно использовать присыпку.
Косметические средства для ухода за кожей новорожденных
Кожа детей грудного возраста отличается характерными особенностями: у нее тонкий поверхностный слой, густая сосудистая сеть, неразвитые выводящие протоки потовых желез. Кроме того, у детей первых 6 месяцев жизни в коже отсутствуют эластичные волокна, которые формируются только к 2 годам. Их отсутствие компенсируется большим количеством влаги, которая обеспечивает защиту кожи от механических повреждений.
Проницаемость кожи у детей первых 2~3 лет жизни значительно выше, чем у взрослых, поэтому многие наружные лекарственные средства не применяются во избежание токсического действия на организм. Установлено, что проницаемость кожи значительно меняется при ее воспалении. Вещества, в норме не проникающие через кожу, свободно «проходят» через нее при любых повреждениях. Проницаемость кожи увеличивается и с повышением ее влажности.
Обилие в коже капилляров, своеобразное строение сосудистой стенки у новорожденных позволяют микробам легко проникать через нее. Загрязнение кожи сказывается на общем состоянии ребенка. Новорожденный остро воспринимает раздражение кожи, что часто является причиной беспокойства, нарушения сна и аппетита. Дети, предрасположенные к аллергии, реагируют на все компоненты применяемой косметики, что обусловливает жесткость отбора средств для ухода за кожей.
Таким образом, кожа грудного ребенка нуждается в дополнительной защите, которую может обеспечить только специальная косметика.
Детская косметика – это особый вид косметической продукции, предназначенной для ежедневного ухода за тонкой и чувствительной кожей ребенка, ее защиты от различных неблагоприятных факторов. Действие этой косметики направлено на сохранение естественного защитного слоя кожи и профилактику кожных заболеваний.
Главное требование, предъявляемое к детской косметической продукции, – это безопасность. При использовании средств для взрослых, ребенок подвергается риску развития контактного дерматита вследствие раздражения кожи химическими компонентами.
В уходе за малышом рекомендуется использовать средства одной косметической линии, так как они дополняют и усиливают действие друг друга.
Эффективность применения любого средства зависит от локализации воспаления, его характера, глубины и распространенности. Общее правило гласит: чем острее воспаление кожи, тем более щадящим должно быть действие косметики.
По глубине воздействия современные средства можно распределить в порядке возрастания так: присыпки, примочки, взбалтываемые средства, мази, компрессы, кремы, пластыри.
В уходе за ребенком часто используются присыпки – порошкообразные вещества, подсушивающие и обезжиривающие кожу, предохраняющие от опрелостей и раздражения особо чувствительные ее места.
Применяя присыпку, необходимо соблюдать некоторые правила. Присыпка обычно используется после купания или подмывания ребенка для удаления излишка влаги из складочек кожи. Нельзя наносить это средство непосредственно на кожу. Небольшое количество присыпки наносится на ватный тампон или на ладонь, затем припудривается кожа ребенка. Излишек присыпки необходимо удалять с поверхности кожи. Не следует применять это средство вместе с маслами или кремами.
В уходе за новорожденным существенное место занимают жировые компоненты, питающие и смягчающие кожу. Известно, что жиры и растворенные в них вещества хорошо проникают через кожу, поэтому жирные вещества входят в состав косметических средств, в том числе детских. Жир, нанесенный на кожу, усиливает ее кровоснабжение, ускоряет рассасывание уплотнений, восстанавливает эластичность. Во избежание раздражающего действия применяемые жиры как животного, так и растительного происхождения должны быть химически нейтральны. В косметических линиях обычно преобладает такая лекарственная форма, как крем. Как правило, он содержит, наряду с высококачественным животным жиром и растительным маслом, водную фазу, представляя собой эмульсию, в которой частицы воды находятся в масле, и наоборот. Действие такого состава на кожу зависит от пропорции масла и воды. Смесь типа «масло в воде» поглощает и испаряет воду, поэтому она, охлаждая кожу, устраняет воспалительные проявления. Такие кремы хорошо переносятся, смягчают и питают кожу.
Кремы типа «вода в масле» обладают менее выраженным охлаждающим эффектом, не сушат, но хорошо питают кожу, восстанавливая ее свойства. Использовать эти кремы целесообразно при поверхностных воспалительных процессах, протекающих с сухостью кожи.
Косметические масла целесообразно использовать для удаления загрязнения с поверхности кожи ребенка либо, при необходимости, для массажа. Не следует использовать косметические масла для увлажнения кожи – для этого лучше применять специальные увлажняющие кремы и молочко. Не следует использовать жирные средства при воспалении и опрелости.
При выборе косметического средства всегда лучше проконсультироваться с врачом.
Цветки ромашки содержат эфирное масло, в состав которого входит более 40 органических компонентов и множество микроэлементов. Они применяются в качестве спазмолитического, противовоспалительного и антисептического средства.
Череда обладает высоким содержанием аскорбиновой кислоты, дубильных веществ и применяется в дерматологии в качестве противоаллергического и противовоспалительного средства, а также при гнойничковых заболеваниях кожи.
Основное действие календулы – бактерицидное, противовоспалительное, ранозаживляющее. Она также обладает противогрибковой и даже противовирусной активностью.
Зародыши пшеницы – мощный стимулятор роста и деления клеток. Высокое содержание крахмала и витаминов в них оказывает защитное, ранозаживляющее и смягчающее действие.
Одноразовые подгузники
В последние годы большое распространение во всем мире получили одноразовые подгузники. По мнению большинства врачей, их использование является положительным фактором. Надо только почаще менять их, так как влага ослабляет кожу, делает ее более уязвимой, а чем дольше выделения ребенка соприкасаются с кожей, тем больше вероятность ее повреждения.
Распространенное мнение, что в первые две недели нужно пользоваться только марлевыми подгузниками, неверно. В них кожа может оставаться влажной, а новорожденный еще не умеет дать понять, что ему неудобно или неприятно. Одноразовыми подгузниками можно пользоваться с первых дней жизни малыша.
Как правильно сменить подгузник
Подгузники надо менять, когда они мокрые или грязные.
Для этого надо приготовить: чистый одноразовый подгузник, немного воды и ваты, салфетку, детский лосьон или масло. Могут пригодиться не содержащие алкоголь детские влажные салфетки. Все должно быть приготовлено заранее. Нельзя оставлять малыша без присмотра на столике для пеленания!
Для смены подгузника надо:
- Положить малыша на безопасную, ровную поверхность. Расстегнуть и развернуть использованный подгузник, осторожно приподнять малыша за ножки одной рукой, а другой – снять старый подгузник.
- Перед тем как надеть новый подгузник, вымыть кожу малыша мягким мылом, сполоснуть водой, насухо промокнуть салфеткой и, если это рекомендовано врачом, нанести лечебный крем или мазь, содержащую цинк.
- Подложить чистый подгузник под попку малыша. Опустить ножки ребенка. Надеть подгузник. Закрепить его, наклеив многоразовые застежки на цветную полоску спереди подгузника. Многоразовые застежки можно откреплять и закреплять несколько раз, регулируя прилегание подгузника.
Меняя ребенку подгузник, следует обратить внимание на характер стула. У новорожденного ребенка в первые 3 дня жизни отходит первородный кал -меконий (зеленовато-коричневого цвета). В последующие дни при грудном вскармливании стул приобретает золотисто-желтый цвет, кисловатый запах, консистенция его обычно сметанообразная. При грудном вскармливании стул обычно бывает 5-7 раз в сутки, при смешанном и искусственном – реже и обычно – более густой консистенции.
Педиатры рекомендуют менять малышу подгузник перед кормлением, перед сном, перед прогулкой, после стула.
Источник