Обследования речи ребенка 4 года

Протокол логопедического обследования (4—5 лет)

Дата обследования_______________ Возраст на момент обследования________________

Ф.И.ребенка______________________________________________

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

Беседа: Как тебя зовут?________________ Сколько тебе лет?________________

С кем ты пришел в детский сад?_____________________________

Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________

Рассказывание стихотворного текста

(не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, расска­зывает) ______________________________

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукоподража­ния, лепетнаяречь, речь отдельными словами, фразовая речь)____________________________________

Темп________________________ Голос_______________________

Разборчивость__________________ Дыхание__________________

II. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Пересказ текста из нескольких предложений (с опорой на картинку)

Внимательно послушай рассказ, а потом повтори.

Таня и кукла.

Мама подарила Тане большую куклу. Таня очень любила куклу. Шила ей платья, ходила с ней гулять. Вечером пела песенки____________________________________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3 шт.)

Рассмотри картинки. Разложи их по порядку: что было снача­ла, а что потом? Составь рассказ.       

3. Понимание значения текстов (с опорой па картинку) Внимательно послушай рассказ.

Мишка.

Маленькому Ване два года. Дедушка купил Ване мишку. Миш­ка был большой плюшевый. У Вани была тележка, и в ней он катал мишку.

Сколько лет Ване?____________Кто купил Ване мишку?________________

Какой был мишка у Вани?_____________На чем катал Ваня мишку?_______________       

Ш. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(по картинкам)

Употребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

Категория числа существи­тельных (в Им.п.):

стол – столы

кот – коты

окно – окна

дом – дома

кукла – куклы

2) Категория падежа существи­тельных (в ед.ч.):

Без чего стол (петух, машина)?

Кому девочка дает корм?

Кого нарисовал мальчик?

Чем работает мальчик?

О чем мечтает девочка?

3) Предложно-падежные кон­струкции (с реальными предме­тами): в

на

за

под

из

с (со) из-под

Куда спрятал (поставил)?

О тку 0 а взял?

Спрячь (поставь) игрушку…

Возьми игрушку…

4) Существитель­ные с уменьшительно-­ласкательными суффиксами:

Стол — столик

Чашка — чашечка

Сумка – сумочка

Ведро – ведёрко

Назови ласково

5) Категория числа глаголов:

стоит – стоят

бежит – бегут

плывёт – плывут

смеётся – смеются

6) Категория рода глаголов:

Девочку зовут Саша, и мальчика зовут Саша.

Покажи где …

Саша упал – Саша упала

Саша взял куртку

Саша взяла куртку

Саша нарисовал картинку

Саша нарисовала картинку

Употребление не обследуется

7) Глаголы с различными при­ставками:

Наливает

Выливает

Поливает

Залетает

Вылетает

8) Названия детенышей живот­ных:

У кошки

У лисы – …

У утки

У слона

9) Понимание синтаксических конструкций:

Покажи, где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?

Покажи, где кошка ловит мыш­ку, а где мышка ловит кошку?

Покажи, где девочка везёт мишку, а где мишка везёт девочку?

IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.

1. Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).

Назови эти предметы. Назови их одним словом.

Кукла             машинка          мячик             игрушки

Рубашка         платье                шорты         одежда_

Ботинки            тапки                             туфли        обувь  _

Тарелка           кружка _               ложка       посуда

 2.Части тела и части предметов (по картинкам и реальным предметам).

Назови части. Тела человека: ноги              руки               голова 

глаза             волосы               уши   

Стула: сиденье           ножки             спинка

Машины:        кабина            колёса              кузов

3. Словарь действий (по картинкам).

Что делает?

Играет           рисует            поливает                                

Моет           танцует            катается

Кормит           прыгает         

4. Словарь признаков (по картинкам).

Лимон (какой?)____________________________________________________________________  

Лиса (какая?)  ____________________________________________________________________    

Шуба (какая?)            ____________________________________________________________________    

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: Кот                    вода       стук           мост         

Спина           банка     фантик            крыльцо

Самолёт         молоток          бабочка          пуговица         полотенце      матрёшка      

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Назови картинку (при затруднении в самостоятельном называ­нии картинок используется отраженное повторение слов):

Читайте также:  Невралгия у ребенка 4 года

Собака

Усы

Автобус

С

Сети

Апельсин

Гусь

С’

Зонт

Коза

3

Зебра

Газета

3’

Цветы

Пуговица

Индеец

ц

ттт

Машина

ш

Шахматы

Душ

Жираф

Ножницы

ж

Чайник

Бабочка

Ключ

ч

Щетка

Овощи

Плащ

щ

Рыба

Корова

Помидор

р

Репа

Веревка

Дверь

Р’

Лук

Белка

Дятел

л

Лев

Телефон

Л’

Яблоко

Майка

Платье

й

VII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

 Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Повтори слоги:

Да-та_________та-да            ________пa-ка           _________ка-па__________

ма-на_______на-ма_________па-ба___________ба-па____________   

 Дифференциация оппозиционных звуков (с опорой на картинки).

Покажи, где кит, а где кот                    Покажи, где миска, а где киска   

Покажи, где коса, а где коза                 Покажи, где мишка, а где мышка                                  

Покажи, где дом, а где дым                  Покажи, где уточка, а где удочка           

Покажи, где Марина, а где малина 

VIII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

Губы__________зубы          _________прикус___________язык            _________уздечка_____________

твёрдое и мягкое небо_________________________________________________________

Мимические движения (по подражанию):

Движение оскаливания____________надувание щек        ______________

Наморщивание_____________нахмуривание       

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

губы: улыбочка_________трубочка__________оскал      _________бублик______трубочка – улыбочка     

язык: лопаточка_________иголочка_____________

высунуть язык на нижнюю губу_________высунуть язык на верхнюю губу      ___________

горка___________парус__________часики___________качели_________     

«цоканье»___________кончиком обвести губы________________

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте__________________________           

Учитель-логопед_____________________________________________________________

Источник

Марина Лобастова
Обследование речевого развития ребёнка 4–5 лет

Задание на понимание ребёнком обращённой к нему речи.

1. Назови картинку. Выясняется понимание функционального

назначения предметов, изображённых на картинках.

Оборудование: картинки (шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт,

ножницы).

«Что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять?

Если ручки замёрзнут, что наденешь на них?

Что нужно взрослому, чтобы пришить пуговицу?

Что нужно человеку, чтобы лучше видеть?

Чем будешь резать бумагу?

Что возьмёшь на улицу, если пойдёт дождь?»

2. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком ед. и мн. числа

имени сущ.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

3. Покажи картинку. Выясняется понимание ребёнком уменьшительно-

ласкательной формы существительных.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.

Отмечается: понимание обращённой речи – в полном объёме, на

бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации.

Задания на проверку сформированности фонематического слуха.

1. Покажи картинку. Выясняется умение ребёнка дифференцировать слова,

близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки (коза – коса, уточка – удочка и т. д.).

2. Будь внимательным. Проверяется умение выделять определённый

гласный из звукового ряда.

Оборудование: экран.

Ребёнку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук а (у, и).

Взрослый за экраном произносит ряд звуков,например: а, м, у, с, а, п, и, а, у, о, ы, у и т. д.

3. Игра «Эхо». Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение

воспроизвести слоговые ряды в заданной

последовательности.

Взрослый произносит слоговые ряды и просит их повторить:

па-ба ___ та-да___ ка-га ___

Отмечается: фонематический слух – сформирован, недостаточен,

не сформирован.

Задания на выявление уровня развития словарного запаса.

1.Обобщение предметов по темам:

Игрушки

Посуда

Одежда

Обувь

2. Скажи наоборот. Выявляется умение употреблять слова, обозначающие

признаки предметов.

Взрослый предлагает закончить фразу:

«Слон большой, а комар …. (маленький).

У девочки волосы длинные, а у мальчика …. (короткие).

Дерево высокое, а куст …. (низкий).

Лев смелый, а заяц … (трусливый).

Дедушка старый, а внук …. (молодой).

Отмечается: словарный запас – достаточный, соответствует возрастной

норме; в пределах обихода; беден; резко ограничен.

Задание на проверку уровня развития слоговой структуры речи.

Повтори. Проверяется умение повторить слова, сохраняя правильность

слоговой структуры.

Стук ___ Фантик ___ Помидоры___

Посуда ___ Капуста___ Тропинка___

Кастрюля ___ Черепаха ___

Корабль ___ Тюльпан ___

Отмечается:

– Слоговая структура не нарушена.

– Негрубые дефекты слоговой структуры.

Читайте также:  Детские поздравления с днем рождения ребенку 4 года

– Нарушение слоговой структуры слов:

* парафазии (замены звуков, слогов);

* элизии (пропуски звуков, слогов);

* итерации (добавление);

* персеверации (циклическое повторение);

* перестановки звуков, слогов;

* антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

Задание на обследование уровня развития активной речи.

Перескажи. Проверяется уровень развития связной речи.

Взрослый предлагает послушать рассказ и пересказать его: «У дома была лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серые».

Отмечается: соответствует возрастной норме, в стадии формирования,

требует развития, не сформирована.

Задания на проверку состояния сформированности грамматического строя речи.

1. Проверяется умение употреблять имена сущ. в Им. п. мн. числа.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Предлагают рассмотреть и назвать картинки.

Охотник ___ Гнездо ___ Колесо ___

2. Скажи со словом много. Проверяется умение употреблять имена сущ. во

мн. числе в Р. п.

Дом ___ Книга ___

3. Подбери слово. Проверяется умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род.

Кошка пушистая и котёнок у неё (какой). ….;

лиса рыжая и лисёнок у неё (какой) …. ;

зайчиха серая и зайчонок у неё (какой) …;

собака чёрная и щенок у неё (какой) … .

4. Назови ласково. Проверяется сформированность умения образовывать

имена сущ. с уменьшительно-ласкательным

суффиксом.

Оборудование: картинки с изображением большого и маленького

предметов.

«Назови предметы ласково».

Стул –

Стакан –

Замок –

Цветок –

Подушка –

Шапка –

Отмечается: грамматический строй – сформирован; сформирован

недостаточно; не сформирован.

Логопедическое заключение.

Источник

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

Читайте также:  Асат повышен у ребенка 4 года

Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

  1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
  2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
  3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
  4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох — подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).

Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха — количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.

Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.

Проверка неречевых психических функций

К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

  • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
  • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
  • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

Анкета сбора данных анамнеза

В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

  • характер протекания беременности;
  • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
  • травмы во время родов;
  • травмы в течение 3-х лет жизни;
  • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

Логопедическое обследование неречевого ребенка

Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».

Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»

Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам — 5-7 слов).

Изучение невербальных компонентов коммуникации

В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений — кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.

Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.

Невербальные компоненты коммуникации

Логопедическое обследование — важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

Источник