Обследование звукопроизношения у ребенка 3 года

Наталья Образцова
Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Формирование звукопроизношения обычно заканчивается к пяти, пяти с половиной годам. К этому возрасту ребенок должен все звуки родного языка произносить правильно, т. е. правильно использовать их в собственной речи и не смешивать между собой.

Самым простым способом обследования звукопроизношения является такой: ребенку показывают картинки и просят их назвать. В словах звукдолжен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова. Потом просят ребенка придумать короткую фразу с этим словом. Если ему трудно – помогают. Если нужные картинки подобрать не удалось, то просто просят ребенка повторить слова с разными звуками.

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л’, р, р,, j, заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’, звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т,, д,, н,).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное, или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное, или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

— искаженное произношение звука.

— отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его

— замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

— фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;

— фонетические нарушения звуков л и л’ называются ламбдацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;

— фонетические нарушения звуков р и р’ называются ротацизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;

— фонетические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;

— фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют —их называют:

— дефекты озвончения;

— дефекты смягчения.

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др., надо четко знать эти разновидности, а также выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).

Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения.

Проводя индивидуальное обследование, логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования. В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования. Там педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата, затем записывает состояние звукопроизношения

Рассмотрим подробнее процедуру обследования звукопроизношения:

1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Проверяются следующие группы звуков:

– гласные А, О, У, Э, И, Ы;

– свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ);

– сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ);

– глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В) в твёрдом и мягком звучании (П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ);

– мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т. е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, С-Ш (замена); Ч-ТЬ и т. д.

Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов, предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.

При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой» артикуляции (например, Т и Д – передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ – полумягким).

2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.

3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей:

1. “Волшебный колпачок”. На игровом поле находятся “лунки”, где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

2. “Вертолина”. Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

3. “Веселый рыболов”. В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки “вылавливает” картинки и называет их.

4. “Кто самый внимательный”. На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5. “Волшебная ромашка”. На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, “открывая” лепестки, называет соответствующие картинки.

6. “Загадочный сундучок”. В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

7. “Украсим нашу елку”. На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

8. Игра “Наоборот”. Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

9. “Найди свою пару”. На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10. “Собери осенний букет”. В группе “растет дерево”, на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается,логопед произносит: “Листья падают, летят, наступает листопад”. Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, – М., -1999.

2. Л. Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. – М. ,1995.

3. Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. – М., 1998

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

5. Грибова, О. Е. Технологии организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

6. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

Источник

Приветствую Вас, дорогие мои читатели на канале по развитию речи. Сегодня мы с Вами поговорим об обследовании детей. Расскажу Вам в каком возрасте и какое обследование я провожу.

Сегодня мы с Вами рассмотрим обследование, которое я провожу с детьми в возрасте трех лет.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

Перед тем, как начать обследование ребенка, собираю у родителей анамнез. Затем, приступаю к самому обследованию.

1. В начале обследования знакомимся с ребенком. Спрашиваем, как его зовут, сколько ему лет. (Все обследование провожу в игровой форме).

2. Обследуем зрительно-пространственный гнозис и праксис.

  • Ориентировка в пространстве: прошу малыша сказать/показать предметы, которые находятся ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ.
  • Ориентировка в схеме тела: “Покажи, где у тебя глазки, покажи руку, ногу, ухо. А где у тебя носик?”

Одновременно смотрю, понимает ли он мою обращенную речь.

3. Следующее, что я проверяю-это ручная моторика.

Прошу ребенка показать, как “здороваются” его пальчики-для ведущей руки.

Так же, прошу, что бы ребенок поочередно сгибал и разгибал пальцы левой и правой рук.

“Обследование речи ребенка в 3 года”.

4. Звукослоговая структура слова. (Предлагаю малышу различные слова на данный возраст и смотрим, наблюдаются ли перестановки звуков, слогов, пропуски звуков/слогов и др.).

Например: Кот, дом; Вода, нога; Батоны, бананы; Стук, спина; Фантик, мост; Банка, тропинка.

5. Состояние фонематического восприятия.

  • Играем с малышом в “попугайчика”. Я называю отдельные слоги, а он за мной их повторяет.

Например: ПА-БА; КА-ГА; ВА-КА;НА-НЯ; БА-МА.

P.s. При проверке фонематического слуха, прикрывать себе рот рукой, что бы малыш не смог прочитать по артикуляции губ слоги.

  • Далее, проверив слоги, переходим к словам. Перед малышом выкладываю картинки слов, которые буду ему произносить, а он мне показывает, что он услышал.

Например: ДОМ-ДЫМ; МИШКА-МЫШКА; УТОЧКА-УДОЧКА.

Даю малышу собаку(игрушку) и говорю ему: “Когда услышишь в слове звук Р, показывай мне собаку”.

Например: ДОМ, РАК, ВОДА, РЫБА, БАНКА, ТРУБА.

P.s. Ребенок сам слова эти не повторяет, а только слушает ушками. Перед началом упражнений, покажите пример, что бы Ваш ребенок понимал, что от него хотят.

“Эмоции детей”.

6. Цвет и форма. Проверяю у ребенка основные цвета и формы фигур.

7. Состояние звукопроизношение . (Проверяю, какие звуки у ребенка нарушены, или на каком этапе автоматизации (слогов, слов, словосочетаний, фраз)).

8. Обследую состояние словообразования. Прошу назвать предметы ласково, например: “Смотри, у меня БОЛЬШОЙ стол, а у тебя МАЛЕНЬКИЙ … (столик), у меня большая ЧАШКА, а тебя маленькая ЧАШЕЧКА”.

9. В конце обследования проверяю связную речь ребенка. Подбираю рассказ на его возраст, читаю рассказ, далее мы разбираем данный рассказ, читаю еще раз и малыш пересказывает сам.

Если Вам было интересно, то мы с Вами продолжим знакомиться с диагностикой детей на другие возраста.

Оставляйте в комментариях Ваши мнения. Если дома пробовали проводить диагностику, делитесь, какие у Вас результаты.

Так же читайте: Какие вопросы могут услышать родители на диагностике своего малыша?

Спасибо Вам, за то, что читаете канал, а чтобы не пропускать наши новые статьи подпишитесь на канал по развитию речи! А так же поддерживайте нашу статью лайкам.

Источник

           Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

  • понимание речи;
  • сформированность фонематического слуха;
  • предметный и глагольный словарь;
  • слоговая структура слов;
  • уровень развития активной речи;
  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

СЕРИЯ  1

Задания направлены на понимание ребенком обращен­ной к нему речи.

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, миш­ка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе рас­кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока­жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит­кой, зонт, ножницы.

      Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти­нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори­ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч­ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за

Оборудование: машинка,  коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить следующие действия:   «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко­робку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи­тельного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

    Методика обследования: перед ребенком попарно рас­кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связан­ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус­воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан­ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче­ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают­ся состояние фонематического слуха, готовность артику­ляционного аппарата к произнесению звуков и произно­шение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформирован­ности фонематического слуха.

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу­ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

    Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст­рукцией и возможность произнести звукоподражание.

  1. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

   Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш­ка, сабля и цапля, уши и усы)»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уров­ня развития предметного и глагольного словаря.

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред­метного словаря по темам: «Игрушки»,  «Одежда»,  «Наше тело»

Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.

      Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло­гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, зна­комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо­ет, танцует, катается, кормит, прыгает.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки с изображением различных действий и от­ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де­вочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло­гом, звукоподражанием, словом.

  1. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. По­сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про­износить слова различной слоговой структуры. Слова да­ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо­ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба­тон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

     Методика обследования: взрослый показывает картин­ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло­ва различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития ак­тивной речи.

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.  Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки – зайка, мишка.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы­вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега­ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон­стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола­пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей­ствий,   часто   встречающихся   в   жизни   детей:   мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве­ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч­ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга­ет со скакалкой.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес­ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во­просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло­вом, фразой, грамматически правильно строить предложе­ния, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состоя­ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

И н н е р в а ц и я    м и м и ч е с к о й    м у с к у л а т у р ы:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза­тельно в игровой форме.

С т р о е н и е    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от­крытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Д в и ж е н и я    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

уточнение возможности движений губами:

  • раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
  • выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
  • округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

  • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы­чок);
  • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
  • пощелкай язычком (лошадка поскакала);
  • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится тре­буемое движение по словесной инструкции или по пока­зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко­му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх­ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре­бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь­ных движений, насильственных движений, саливация. Су­щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе­ния, застревания на одном движении. С этой целью мож­но использовать следующие упражнения:

«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поце­луй его);

«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыб­нись ему);

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – по­тяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – по­кажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра­фировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обраща­ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс­ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: сь, зь, ль.

Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла­чет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)»  и т. д.

Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го­лоса.

В случае затруднений прибегают к отраженному про­изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана­лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе­ния звуков. Методика предъявления изолированных зву­ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.

                                      СХЕМА ПРОТОКОЛА

   ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

СЕРИЯ  1

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ

Покажи, где зайчик _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми матрешку ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми машинку _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ

Покажи,  что ты наденешь  на голову,  когда пойдешь гулять __________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?     ______________________________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________

Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ

Спрячь машинку в коробку______________________________________________________

Поставь машинку на коробку______________________________________________________

Спрячь машинку под коробку____________________________________________________

Поставь машинку за коробку _____________________________________________________

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ

Покажи, где шар и шары ________________________________________________________

Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________

Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________

Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________

Покажи, где стул и стулья________________________________________________________

СЕРИЯ 2

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ

Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________

Скажи, как мычит корова _______________________________________________________

Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________

Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________

  1. ДАЙ КАРТИНКУ

Покажи, где коса и коза __________________________________________________________

Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________

Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________

Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________

СЕРИЯ 3

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ

Игрушки _____________________________________________________________________

Предметы_____________________________________________________________________

Части тела______________________________________________________________________

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ

Что делает мальчик? ____________________________________________________________

Что делает девочка? ____________________________________________________________

Что делает мама? _______________________________________________________________

Что делают дети?_______________________________________________________________

  1. СКАЖИ КАКОЙ

Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________

Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________

СЕРИЯ 4

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ

Пила, рыба, часы_______________________________________________________________

Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________

Мяч, лук, нож _________________________________________________________________

Диван, лимон, батон ____________________________________________________________

Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________

СЕРИЯ 5

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ

Назови, что делает зайка ________________________________________________________

Назови, что делает мишка _______________________________________________________

  1. РАССКАЖИ СТИШОК

«Зайка» ______________________________________________________________________

«Мишка косолапый» ___________________________________________________________

  1. РАССКАЖИ

Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________

Девочка рисует________________________________________________________________

Девочка поливает цветы _________________________________________________________

Мама купает малыша ___________________________________________________________

Мальчик кормит голубей ________________________________________________________

Девочка танцует________________________________________________________________

Мальчик катается на коньках ______________________________________________________

СЕРИЯ 6

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания __________________________________________________________

надувание щек _________________________________________________________________

наморщивание_________________________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы _________________________________________________________________________

зубы _________________________________________________________________________

прикус _______________________________________________________________________

язык _________________________________________________________________________

уздечка _______________________________________________________________________

твердое и мягкое небо_____________________________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________________________

округлить губы________________________________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________

высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________

пощелкать язычком_____________________________________________________________

«часики» ______________________________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте________________________________________

«улыбка» – «трубочка» _________________________________________________________

«трубочка» – «улыбка» _________________________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу______________

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу _____________

«улыбка» _____________________________________________________________________

«показать язычок киске» ________________________________________________________

Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________

Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________

Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________

Как гудит поезд? _______________________________________________________________

Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________

Как кричит лошадка? ___________________________________________________________

Заключение: ___________________________________________________________________

Рекомендации:       

Источник