Обследование ребенка с проблемами развития

Глава 3 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Дополнительная

Основная

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. — 1971. — № 6.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А.Стребелевой. — М., 1998.

Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. и др. Возрастно-психо-логический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.

Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: Методы и средства: Проблемы специальной психологии в образовании. — М., 1998.

Ульенкова У.В., Лебедева О. С. Л.С.Выготский и современная служба практической психологии. — Нижний Новгород, 2000.

Ульенкава У. В., Лебедева О. С. Ораганизация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.

Один из основных принципов диагностики нарушенного развития — комплексный подход — означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка всеми необходимыми специалистами (врачами, дефектологами, психологами) и охватывает не только познавательную деятельность, но поведение, эмоции, волю, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Следовательно, изучение ребенка включает как медицинское, так и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование проводится врачами (педиатром: или терапевтом, невропатологом, детским психиатром, офтальмологом, отоларингологом, при необходимости — аудиологом). Психолого-педагогическое изучение ребенка осуществляют педагог-дефектолог и психолог.

Медицинское обследование, как правило, начинается с изучения данных анамнеза.

Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

В семейном анамнезе анализируются сведения о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. Фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственных вредностей и длительность работы с ними. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Личный анамнез ребенка учитывает, как протекала у матери беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и других вредностей. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме.

Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.

Фиксируются случаи судорожных и других пароксизмальных состояний; отмечается, в каком возрасте они возникли, описывается характер припадков и эпилептических эквивалентов, их распределение во времени, характер преди постприпадочных состояний, отмечается противосудорожное лечение, его регулярность и эффективность.

При обследовании ребенка от рождения до 1 года врач-педиатр обращает внимание на следующие диагностические показатели, отмечая их в своих записях:

– характер роста, вес, особенности развития перцептивных и локомоторных функций;

– особенности сна, аппетита, длительность вскармливания грудью;

– динамика эмоционального и интеллектуального развития;

– преобладающее настроение, наличие вялости или возбудимости;

– воспитывается ли ребенок дома или в яслях.

При обследовании ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет фиксируются особенности его развития, их соответствие возрастным показателям. Отмечается состояние вегетативной сферы: особенности сна, аппетита, переносимость жары и т.д. Фиксируется наличие энуреза, его частота, связь с психогенной ситуацией. При описании развития моторики характеризуется степень подвижности ребенка, наличие вялости или двигательной расторможенности. Фиксируется наличие или отсутствие навыков опрятности и самообслуживания.

В процессе медицинского обследования ребенка устанавливается наличие врожденных и приобретенных пороков развития.

Исследуется состояние полости рта (миндалин, носоглотки), желудочно-кишечного тракта, дыхательной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, измеряется артериальное давление, устанавливается наличие или отсутствие аллергических явлений.

При неврологическом обследовании врач-невропатолог обращает внимание на особенности формы лица и черепа, размеры черепа, врожденные или приобретенные пороки и дисплазии, гидроцефальные стигмы. Затем исследуются черепно-мозговые нервы. Описывается тонус жевательной мускулатуры, состояние слюноотделительной функции, ширина и симметричность глазных щелей, оскал зубов, движения бровей и век, лба, сохранность актов глотания, движения языка, наличие его тремора и т.д.

Далее обследуется состояние двигательной сферы: объем движений, их точность, плавность, тонус мышц, их сила. Отмечается наличие атрофии, спастических явлений, дистонии, гипотонии, параличей, парезов, гиперкинезов. Определяется координация движений, фиксируются патологические особенности походки.

Исследуются различные виды чувствительности, описываются менингиальные симптомы. При исследовании состояния рефлекторной сферы определяется равномерность, живость и симметричность сухожильных рефлексов, описываются патологические рефлексы. Фиксируется наличие и характер энуреза.

В беседе выясняется состояние вегетативной сферы: переносимость жары, холода, изменение аппетита, ощущение сердцебиений, наличие немотивированного субфибрилитета или склонность к субнормальной температуре.

Итог осмотра ребенка врачом-невропатологом — неврологический диагноз. Необходимо отметить, что ценные дополнительные сведения могут быть получены при использовании краниографии и ЭЭГ, ЭхоЭГ.

С помощью краниографии устанавливаются врожденные дефекты костей черепа, раннее расхождение/заращение черепных швов. Метод помогает диагностировать органические поражения головного мозга, выявить указания на возможное повышение внутричерепного давления (усиление рисунка пальцевых вдавлений).

Электроэнцефалография (ЭЭГ) регистрирует биотоки мозга. Функционирование головного мозга сопровождается биоэлектрическими процессами. При возбуждении в нервных клетках тканей мозга возникает разность потенциалов, которая регистрируется и измеряется при помощи высокочувствительных аппаратов — электроэнцефалографов, усиливающих и записывающих биопотенциалы головного мозга.

При визуальном анализе ЭЭГ обращают внимание на наличие волн, различающихся по частоте колебаний, амплитуде, форме, регулярности, выраженности реакции на внешние раздражения.

Формирование ЭЭГ, характерной для взрослого, происходит постепенно; в связи с этим правильная оценка ЭЭГ-показателей возможна с обязательным учетом возраста ребенка.

Специфических изменений ЭЭГ, характерных только для определенного патологического процесса, не существует. Тем не менее, ряд патологических паттернов чаще наблюдается при некоторых нервно-психических состояниях (эпилепсия, резидуально-органи-ческие поражения). ЭЭГ-данные должны сопоставляться с результатами клинического исследования, которое имеет решающее значение для установления диагноза.

Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) — ультразвуковой метод исследования. Используется, в частности, для получения сведений о степени расширения III желудочка мозга, что позволяет косвенным образом судить о возможном повышении внутричерепного давления.

При установлении влияния на развитие ребенка того или иного дефекта очень важны данные о состоянии анализаторов.

Офтальмологическое обследование включает определение остроты зрения, состояние глазного дна; исследуются поля зрения, цветовое зрение, глазодвигательные функции. Исследование глазного дна позволяет косвенно судить о состоянии сосудистой системы мозга, изменениях мозговой гемодинамики; отек соска зрительного нерва свидетельствует о повышении внутричерепного давления (внутричерепной гипертензии). В условиях повышенного внутричерепного давления вены глазного дна расширяются, становятся извитыми; калибр вен превышает калибр артерий.

Отоларингологическое обследование — врач выясняет способность ребенка воспринимать на слух речь шепотную и разговорной громкости. Затем определяется максимальное расстояние, с которого ребенок может воспринять на слух и воспроизвести произносимые врачом слова и фразы. Если во время обследования возникает подозрение, что у ребенка имеют место нарушения слуха, необходимо направить его на консультацию к аудиологу, который определяет необходимость аудиологического исследования.

Психическое состояние оценивается детским психиатром (психоневрологом). Прежде всего отмечаются особенности внешнего вида и поведения ребенка: выразительность, адекватность мимики, особенности позы, движений, походки, гиподинамия либо двигательное беспокойство, расторможенность. Анализируются отношение к беседе, ориентировка в месте, во времени и собственной личности.

Особенности интеллектуального развития ребенка подробно исследуются в процессе психологического, педагогического и логопедического обследования. Тем не менее в беседе с ребенком врач фиксирует особенности его внимания, некоторые особенно-

39 сти памяти, мышления, речи. Описываются особенности эмоциональной сферы ребенка, его настроения: безразличие, холодность, эмоциональная вялость либо раздражительность, дурашливость и т. п. Фиксируется наличие эмоциональной лабильности, истощае-мости, склонности к аффектам, наличие тоски, страхов, навязчивых переживаний. В беседе выявляются особенности сферы инстинктов и влечений: наличие повышенной сексуальности, чрезмерное влечение к еде либо отказ от пищи, склонность к бродяжничеству и т. п. В процессе беседы иногда могут быть выявлены и психотические расстройства: нарушение сознания, галлюцинации, бред.

На основании клинического изучения ребенка врач-психиатр (психоневролог) формулирует психиатрический диагноз.

Как мы уже указывали, медицинское обследование ребенка и установление клинического диагноза выполняется врачами, но педагог и психолог должны знать полученные данные. Материалы врачебных заключений не только помогут специалистам образовательных учреждений выбрать правильную тактику психолого-педагогического изучения ребенка, но и определят содержание коррекционно-педагогического воздействия в условиях того учреждения, где ребенок будет находиться.

Для того чтобы сделать образовательно-воспитательный процесс максимально эффективным, необходимы не только сведения о здоровье ребенка, его физическом развитии, но и знание таких индивидуальных особенностей, как задатки и способности, интересы и склонности и т.д., т.е. психологическое и педагогическое изучение детей. Только при этом условии можно добиться полноценного развития ребенка и своевременно оказывать ему необходимую помощь на каждом возрастном этапе. Безусловно, педагогическое и психологическое изучение тесно связаны и их трудно разделить — это единый процесс. И тем не менее, чтобы сориентировать специалистов в отдельных проблемах, от которых в большей мере зависит успешность обучения и формирование личности, мы кратко рассматриваем каждый из них в отдельности.

Источник

Психолого-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии.

Психолого-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы.

Сведения о соматическом состоянии ребёнка, о состоянии его нервной системы, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия.

Логопедическое обследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребёнка. Это позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребёнка.

Психолого-педагогическое обследование предполагает выявление потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития». Сформулированный Л.С. Выготским принцип «сверху вниз» ставит в центр внимания «завтрашний день развития», в качестве основного содержания коррекционной работы считает создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребёнка.

Диагностика основных компонентов обучаемости: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении поставленных задач позволяет не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, но и выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.

Обследованию предшествует знакомство педагога с данными анамнеза относительно развития ребёнка, начиная с первых месяцев жизни. Известно, что различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии,

так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к отставанию в развитии. При оценке анамнеза важно обратить  внимание на наследственную патологию в семье.

Наблюдая свободную игру и деятельность ребёнка нужно обратить внимание на особенности поведения ребёнка, развития его моторики и речи, отметить устойчивость походки, специфику манипулятивной деятельности рук, наличие насильственных движений, оценив ведущую руку.

Особое внимание следует обратить на особенности эмоционально-волевой сферы, контактность. При этом отмечают как быстро ребёнок устанавливает контакт со взрослым, смотрит ли ему в лицо, насколько адекватны его мимика, жесты, поведение.

Обращается также внимание на повышенную истощаемость и пресыщаемость ребёнка  в процессе спонтанной игровой деятельности, оцениваются реакции на одобрение и замечание.

При любых нарушениях речи необходимо выяснить, знает ли ребёнок о своём дефекте, как на него реагирует, испытывает ли трудности в общении с окружающими, охотно ли вступает в контакт, как ведёт себя дома (коммуникабельный, ласковый, замкнутый, беспокойный, конфликтный). Важно также знать умеет ли ребёнок играть, насколько он при этом усидчив, целенаправлен, может ли организовать творческую игру.

Задачей обследования детей является оценка качественных особенностей структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. Для решения этой задачи большое значение имеет метод «педагогического анализа», при котором ведущее значение придаётся качественному анализу самого процесса выполнения задания и выяснения причин, определяющих трудность его выполнения.

Так ребёнок может не владеть устной речью, или не вступать в речевой контакт за счёт негативизма; в силу двигательных расстройств  он может и не иметь никакой возможности для манипулирования с предметами; он может иметь трудности контакта за счёт выраженности эмоционально-поведенческих расстройств различного генеза.

С помощью специально подобранных методик, по чётко разработанному плану проводится оценка восприятия, памяти, функции активного внимания, всех видах гнозиса, пространственных представлений, произвольной регуляции  деятельности, всех видов мышления: наглядно-образного, действенного, словесно-логического, речевой функции.

При оценки уровня сформированности познавательной деятельности выявляется объём знаний и представлений об окружающем с учётом возраста. Отмечает уровень понимания обращённой речи. Обследуется возможность ребёнка действовать по подражанию и по образцу. Особенно важное значение придаётся оценке сформированности функции обобщения, обследуется возможность группировки предметов по цвету, форме, величине.

При выполнении тех или иных заданий педагог оказывает ребёнку определённую помощь и отмечает, принимает ли он эту помощь и переносит ли он усвоенный способ действия в новые задания. Важное значение имеет дифференциация видов помощи, оказываемой ребёнку. Так эта помощь может иметь лишь стимулирующий характер, либо требуется дополнительное объяснение, введение наглядности, непосредственное участие педагогов в выполении задания.

Психолого-педагогическое обследование включает оценку сформированности связной речи, её коммуникативной функции, возможности изменения формы существительного мужского и женского рода в пределах всех падежей единственного и множественного числа; возможности изменения глаголов по числам и лицам; оценку звукопроизношения и фонематического анализа. Важное значения имеет оценка различных форм монологической речи (пересказ, рассказ по картине, серии картин, рассказ-описание).

Важное значение имеет оценка развития мышления. Мыслительная деятельность представляет собой целостный процесс, включающий операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации. Важно оценить степень сформированности всех этих операций. Ребёнку предлагаются задания разбора и складывания пирамидки, задания с досками Сегена, «почтовый ящик» и др. Следующая серия заданий направлена на оценку вербально-логических форм мышления. Эти методики включают задания на сличение и различение понятий, вербальные аналогии и классификацию предметов. Кроме того предлагаются задания на исключения предметов, оценку понимания сюжетных картин, понимания рассказа со скрытым смыслом.

Таким образом на основе психолого-педагогической диагностики проводится дифференциация различных форм ЗПР, оцениваются интеллектуальные возможности детей с нарушениями речи, с детским аутизмом и др.

Учитель-логопед ГОУ детского сада компенсирующего вида №763 Давидюк Ирина Ананьевна.

Источник