Обследование ребенка 4 года

Обследование ребенка 4 года thumbnail

Схема обследования ребенка 4 лет

Фамилия, имя ребенка

_______________________________________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________________

Домашний адрес

Двуязычие_______________________________________________________________________________

Решением от        протокол №_____________________________________________

принят в ПМПК группу_______________ на срок_______________________________________________

______

Заключение ПМПК_______________________________________________________________________

Особенности раннего развития ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х мес)_____________________________________________________________

Лепет в (в норме: с 4—6 мес)______________________________________________________________

Первые слова (в норме: около года) ________________________________________________________

Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает вконтакт, избирательно, проявляет негативизм)

_______________________________________________________________________________________Адекватность эмоциональных реакций_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Исследование неречевых психических функций

Исследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)        __________________________________________________________________________________________________________________________

Определение направления звука___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
Круг ________________________________ Треугольник ___________________________________

Квадрат ______________________________ Шар __________________________________________

Овал _________________________________ Куб __________________________________________

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в схеме собственного тела: показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из частей:2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование состояния моторной сферы

Состояние общей моторики

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние ручной моторики

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________

Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка —заполняется после проведения тестовых упражнений)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Исследование состояния импрессивной речи

В полном объеме

Выполняет простые речевые инструкции

На бытовом уровне

Не понимает обращенной речи

Объем пассивного словаря (соответствует возрасту, ниже возрастных требований, бедный, на бытовом уровне, ограничен)______________________________________________________________________________

Состояние фонематического восприятия

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

кот — кит        _____________________________

дом — дым        _____________________________

уточка — удочка____________________________________________________________________

киска — миска        __________________________________________________________________

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам)

коса — коза        __________________________

мишка — миска        __________________________

кочка — кошка        __________________________

малина — Марина        __________________________

Исследование состояния экспрессивной речи

Активный словарь

Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам

Игрушки:        __________________________

Посуда:         __________________________

Одежда:        __________________________

Обувь:         __________________________

Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

Ноги        спинка стула        __________________________

руки        сиденье стула        __________________________

голова        ножки стула        __________________________

глаза        кузов машины        __________________________

уши        колеса машины        __________________________

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке

Мяч, кукла, машинка______________________________________________________________

Рубашка, платье, шорты____________________________________________________________

Тапки, туфли, ботинки_____________________________________________________________

ГЛАГОЛЫ  (ответить на вопросы по картинкам):
Что делает мальчик? (ест) _______________________________________________________

Что делает девочка? (спит) ______________________________________________________

Что делают дети? (играют) ______________________________________________________

Что делает птица? (летит) _______________________________________________________

Что делают рыбки? (плавают) ___________________________________________________

Что делают машины? (едут) _____________________________________________________

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки

Мяч какой? (круглый)        _______ ____________________

Платок какой? (квадратный)        ________________________________

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии)

Стол — столы____________________________________________________________________

Кот        _______________________________________________________________        

Дом         _____________        ___________________________

Кукла____________________________________________________________________________

Рука________________________________________________________________________________

Употребление имен существительных в косвенных падежах

Что есть у мальчика? (мяч)        ___________________________

Чего нет у мальчика? (мяча)        ___________________________

Кому нужен  мяч? (девочке)        ___________________________

Что ты видишь на картинке? (машину)        ___________________________

Чем ты будешь рисовать? (карандашом)        ___________________________

О ком думает девочка? (о кукле)        ___________________________

Употребление  предложно-падежных конструкций  (ответить на вопросы по картинкам)

Где стоит ваза? (на столе)        __________________________

Где лежат фрукты? (в корзине)        __________________________

У кого мячик? (у мальчика)        __________________________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными

Два кота        _________________________

Пять котов        __________________________

Две машины        __________________________

Пять машин____________________________________________________

Образование   существительных  с   уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам)

Стол — столик        __________________________

Чашка — чашечка         __________________________

Сумка — сумочка        __________________________

Ведро —- ведерочко        __________________________

Образование названий детенышей животных

У кошки — котенок        __________________________

У лисы        _________________________

У утки         __________________________

У слонихи ______________________________________________________________________ Состояние связной речи Пересказ текста из нескольких предложений
Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Исследование фонетической стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность)

Кот        __________________________

Вода        __________________________

Стук        __________________________

Мост        __________________________

Спина        __________________________

Банка        __________________________

Фантик        __________________________

Ступенька        __________________________

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, смешения)

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] _______________________________________________________________________________________

Согласные [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’]________________________________________________________

[в], [ф], [в’], [ф’1_________________________________________________________________________

[Д], [т], [н], [д’], [T’] [н’]__________________________________________________________________

[г], [к], [х], [г’], [к’], [х’]___________________________________________________________________

[й]        _____________________________________________________________________

[с], [з’], [ц], [С], [з’]______________________________________________________________________

[ш], [ж]        _________________________________________

[ч], [Щ]        _________________________________________

[л], [л’]        _________________________________________

[р], [р’]_

___________________________ _____________________

Состояние дыхательной и голосовой функций

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Особенности динамической стороны речи

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

•    Повторение слогов с оппозиционными звуками.

4        года

ба-па_____         па-ба____________________________________________________

га-ка          ка-га____________________________________________________

да-та          та-да____________________________________________________

ма-ба         ба-ма____________________________________________________

ва-ка          ка-ва____________________________________________________

ня-на            на-ня____________________________________________________

Логопедическое заключение (4 года) ____

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации

Дата______________________                         Логопед__________________________________        

Источник

Главная →
Педиатрия

Профилактический осмотр в 3-4 года

Во время как профилактического осмотра ребенка в 3-4 года важна ранняя диагностика нарушений развития, которая позволит приостановить их дальнейшее прогрессирование или своевременно начать лечение. Однако следует знать, что развитие каждого человека происходит по-разному, его физическая, психическая и духовная зрелость зависит от множества факторов, как наследственных, так и внешних. Кроме того, развитие конкретного человека не является равномерным, оно то ускоряется, то замедляется. Поэтому нельзя какую-либо стадию развития строго относить к конкретному возрасту. Важно также выделить функции, развитие которых следует оценивать по-разному в силу их неодинакового профиля.

Прием пищи

Во время осмотра огромное внимание обращают на:

  • моторику, т.е. способность выполнять определенные движения;
  • развитие речи;
  • состояние всех органов (например, легких, сердца);
  • рост и вес тела; кровяное давление;
  • ощущения (зрение, слух).

Родители могут очень помочь врачу, внимательно наблюдая за своим ребенком, и рассказывая врачу обо всем, что для них выглядит ненормальным или необычным.

В первую очередь врач поинтересуется, хорошо ли малыш кушает, нормально ли спит, регулярно ли опорожняется, умеет ли соблюдать чистоту.

Врач взвесит ребенка, измерит его рост. Эти обследования несложны. Обычно рост ребенка в 3-4 года – 92-112 см, вес – 12-20 кг. В каждой стране увеличение роста и веса обуславливают как генетические факторы, так и питание, культура. Увеличение роста и веса оценивается по специальным таблицам или кривым, созданным по данным физического роста многих детей страны.

Читайте также:  Мама и ребенок 4 года игры

Врач выслушает работу сердца и легких ребенка, методом ощупывания обследует печень, а также другие его органы. Кроме того, назначит лабораторные исследования мочи и крови (общий анализ крови). Врач может спросить у ребенка его имя и фамилию, посмотрит, умеет ли он самостоятельно одеться, обуться.

Профилактический осмотр в 5 лет

В сущности во время профилактического осмотра в 5 лет внимание обращают на те же процессы, что и во время ранее проводимых осмотров. Важно, чтобы врач диагностировал бы возможные нарушения и начал бы их коррекцию или лечение до того, как ребенок начнет ходить в школу.

Очень важно, чтобы в этот период жизни ребенок не замкнулся бы в себе, не отгородился бы от окружающих, активно общался бы со своими сверстниками. Самая подходящая среда для развития пятилетнего малыша – детский сад, где он может играть без ограничений, учиться, развиваться физически. Однако даже самый хороший детский сад не способен заменить воспитания в семье.

Какие навыки должны присутствовать?

  • Проверяя здоровье ребенка у врача, как правило, очень мало времени, поэтому он может дать лишь приблизительную оценку поведения ребенка во время игры или его социального поведения. Таким образом, забота о своевременном диагнозе и лечении нарушений поведения лежит на плечах родителей.
  • Необходимо обратить особое внимание на общение детей этого возраста с другими детьми. Дети начинают играть, распределяя между собой роли.
  • В пять с половиной лет ребенок должен уметь рассказывать о своих впечатлениях и переживаниях.
  • Если оценивая эти аспекты в развитии своего ребенка вы заметите что-либо необычное, посоветуйтесь с врачом.

Советы родителям

  • Не потеряйте карточку медицинских осмотров ребенка, особенно если вы храните ее дома.
  • Не отчаивайтесь, если во время осмотра врач установил некоторые отклонения от нормы – это еще не означает, что здоровье ребенка нарушено. Помните, что многие нарушения, характерные для детского возраста, с годами проходят сами по себе.

Другие статьи по теме:

Профилактический осмотр ребенка в возрасте 4-6 месяцев

Профилактический осмотр ребенка в 1-2 года

Источник

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Ф. И. О. ___

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

Мама (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Папа (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Анамнез:

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие:

Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___

___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

___

Зрение ___ Слух ___

1.Вводная беседа:

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой – маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

___ ___ ___

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

– Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

– Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

– Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

– Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

– язык- (массивный, маленький, короткий)

– уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Ослик кричит- ИА-ИА-ИА

Как голос подает?

Собака___ Кошка___

Корова___ Петух___

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Кукла___

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Чайник ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Стул___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Машина___

Колеса___Кабина___ Кузов___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

(покажи где)

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных:

(покажи где)

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи:

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Активный словарь.

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)

Игрушки___ Посуда___

Одежда___ Обувь___

Глаголы (назвать действия по картинкам)

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Цвет:

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Величина:

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___

Вкус:

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Грамматический строй.

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? – красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

Читайте также:  Ирригоскопия ребенку 4 года

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

«Кот лакает молоко»___

___

10. Заключение логопеда: ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

Источник

           Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

  • понимание речи;
  • сформированность фонематического слуха;
  • предметный и глагольный словарь;
  • слоговая структура слов;
  • уровень развития активной речи;
  • состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

СЕРИЯ  1

Задания направлены на понимание ребенком обращен­ной к нему речи.

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, миш­ка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе рас­кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока­жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит­кой, зонт, ножницы.

      Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти­нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори­ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч­ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за

Оборудование: машинка,  коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выпол­нить следующие действия:   «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко­робку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи­тельного.

Оборудование: картинки с изображением одного и не­скольких предметов.

    Методика обследования: перед ребенком попарно рас­кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связан­ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус­воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан­ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче­ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают­ся состояние фонематического слуха, готовность артику­ляционного аппарата к произнесению звуков и произно­шение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформирован­ности фонематического слуха.

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу­ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

    Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст­рукцией и возможность произнести звукоподражание.

  1. ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

   Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш­ка, сабля и цапля, уши и усы)»

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст­рукцией.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уров­ня развития предметного и глагольного словаря.

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред­метного словаря по темам: «Игрушки»,  «Одежда»,  «Наше тело»

Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.

      Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло­гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

  1. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, зна­комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо­ет, танцует, катается, кормит, прыгает.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки с изображением различных действий и от­ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де­вочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло­гом, звукоподражанием, словом.

  1. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. По­сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.

  1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про­износить слова различной слоговой структуры. Слова да­ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от­крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени­ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо­ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба­тон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.

     Методика обследования: взрослый показывает картин­ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло­ва различной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития ак­тивной речи.

  1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.  Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки – зайка, мишка.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы­вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега­ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон­стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Читайте также:  Вертолет для ребенка 4 года

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола­пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.

Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподража­ния, лепет, слова, фразовая речь.

  1. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей­ствий,   часто   встречающихся   в   жизни   детей:   мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве­ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч­ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга­ет со скакалкой.

     Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес­ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во­просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло­вом, фразой, грамматически правильно строить предложе­ния, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состоя­ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.

Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.

И н н е р в а ц и я    м и м и ч е с к о й    м у с к у л а т у р ы:

движение оскаливания (улыбнись Петрушке);

надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);

наморщивание (удивись, увидев Петрушку);

нахмуривание (рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза­тельно в игровой форме.

С т р о е н и е    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);

прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от­крытый боковой);

язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);

уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);

твердое и мягкое небо (аномалии строения).

Д в и ж е н и я    а р т и к у л я ц и о н н о г о    а п п а р а т а:

уточнение возможности движений губами:

  • раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
  • выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
  • округлить губки («баранка»);

уточнение возможности движений языком:

  • высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы­чок);
  • высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
  • пощелкай язычком (лошадка поскакала);
  • «часики»;

упражнение для выявления подвижности мягкого неба:

произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится тре­буемое движение по словесной инструкции или по пока­зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко­му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх­ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре­бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь­ных движений, насильственных движений, саливация. Су­щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе­ния, застревания на одном движении. С этой целью мож­но использовать следующие упражнения:

«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поце­луй его);

«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыб­нись ему);

высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – по­тяни его к носику);

высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – по­кажи его Петрушке).

Выясняется возможность удержания определенной позы:

«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра­фировать);

«покажи язычок киске».

При обследовании артикуляционного аппарата обраща­ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс­ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.

При обследовании произношения отдельных звуков де­тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:

гласные: а, и, у, о;

согласные:  м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

йотированные: я, ю, е, ё;

мягкие согласные: сь, зь, ль.

Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла­чет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)»  и т. д.

Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го­лоса.

В случае затруднений прибегают к отраженному про­изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана­лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе­ния звуков. Методика предъявления изолированных зву­ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.

Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.

                                      СХЕМА ПРОТОКОЛА

   ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

СЕРИЯ  1

  1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ

Покажи, где зайчик _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми матрешку ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Возьми машинку _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ

Покажи,  что ты наденешь  на голову,  когда пойдешь гулять __________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?     ______________________________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________

Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________

  1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ

Спрячь машинку в коробку______________________________________________________

Поставь машинку на коробку______________________________________________________

Спрячь машинку под коробку____________________________________________________

Поставь машинку за коробку _____________________________________________________

  1. НАЙДИ КАРТИНКУ

Покажи, где шар и шары ________________________________________________________

Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________

Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________

Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________

Покажи, где стул и стулья________________________________________________________

СЕРИЯ 2

  1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ

Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________

Скажи, как мычит корова _______________________________________________________

Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________

Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________

  1. ДАЙ КАРТИНКУ

Покажи, где коса и коза __________________________________________________________

Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________

Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________

Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________

Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________

СЕРИЯ 3

  1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ

Игрушки _____________________________________________________________________

Предметы_____________________________________________________________________

Части тела__________________________________________