Обследование развития ребенка дефектологом

Карта первичного обследования учителя – дефектолога
(старшая группа)
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________________________________________
Дата поступления в группу__________________________________________________________________________
Заключение ПМПК_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Заключение логопеда детского сада___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Критичность в оценке своей деятельности.
Понимание эмоционального смысла картинок, текстов.
2. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
Сведения ребенка о себе и своей семье
Как тебя зовут?
А фамилия?
Ты девочка или мальчик?
Сколько тебе лет?
Кем ты будешь, когда вырастешь большой?
Где ты живешь?
С кем ты живешь?
Как зовут твою маму?
А папу?
Какие у тебя есть игрушки?
Ты сюда пришел или приехал?
Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения.
Где и кем работает твоя мама?
Где и кем работает папа?
Кто водит машину?
Кто учит детей?
Что делает на работе врач?
Парикмахер?
Продавец?
Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.
Какого цвета эта палочка?
Красный
Желтый
Оранжевый
Синий
Зеленый
Белый
Черный
Покажи палочку ___________ цвета.
Красный
Желтый
Оранжевый
Синий
Зеленый
Белый
Черный
Представления о явлениях природы
Какое сейчас время года?
Как ты догадался?
Предлагаются картинки времен года.
Это какое время года? (зима)
А это? (лето).
Где весна? Где осень?
Покажи и назови каждое время года на этих картинках?
Когда можно кататься на санках: зимой или летом?
Когда можно купаться в реке?
Почему?
Способность ориентироваться в пространстве.
Покажи, что находится от тебя слева?
Справа?
Вверху?
Внизу?
Впереди?
Сзади?
По картинкам:
Где мишка идет вверх?
Вниз?
Куда идет мишка?
Где мальчик наклонился вперед?
Куда наклонился этот мальчик?
Лево – право на себе
Покажи правый глаз?
Левое ухо? и т.д.
Включение в ряд /матрешка шестиместная/.
Убежала матрешка от подружек, найди ее место.
Конструктивная деятельность:
Из 5 – 6 элементов по образцу сделай как у меня.
б) Сюжетная разрезная картинка из 4 – 5 частей.
Разрезали картинку, чтобы тебе было интересно ее сложить, как было.
/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность/
3.Обследование знакомых родовых понятий
Назови одним словом:
Мишка, машина, юля, кукла.
Носки, платье варежки, шуба.
Сапоги, тапочки, туфли, валенки.
Тарелка, ложка, чашка, сковорода.
Шкаф, стол, стул, тумбочка.
Роза, одуванчик, ромашка, астра.
Голубь, ворона, утка, гусь.
Автобус, трамвай, самолет.
Конкретизация понятий:
Назови, какие знаешь:
Какие знаешь игрушки?
Одежду?
Обувь?
Посуду?
Мебель?
Цветы?
Транспорт?
4.Обследование мышления.
Серия картин из 2 – 3 частей.
Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось.
Отметь правильность установления последовательности картинок (а),
умение их объяснять (б).
Исключение 4-й лишней картинки.
Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет?
Почему?
Ответь на вопросы по рассказу типа:
Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».
Почему Тане так сказал папа?
Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, вязла зонт и ушла.
Почему Саша проснулся невеселый?
Какая погода была на улице?
5. Исследование памяти
Расскажи стихотворение, какое помнишь.
Посмотри картинки (3 – 5), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.
Что изменилось?
Чего не стало?
Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (3-5).
6. Исследование элементарных математических представлений.
Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.
Посчитай, сколько всего?
Выделение из множества в пределе 5.
Взять пять палочек.
Сколько взял?
Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.
Понимание соотношений: меньше – больше.
Где грибков больше?
Меньше?
Чего больше, елочек или грибков?
Меньше?
Сделай одинаково.
Как по-другому можно сделать?
Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?
Каким?
Счетные операции /в пределах 5/.
2 + 1
4 – 1
3 + 1
5 – 1
Решение задач.
Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?
Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?
На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один. Сколько воробьев стало?
Их стало больше или меньше?
Геометрические фигуры:
Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Назови, что это /круг, квадрат, треугольник, прямоугольник /.
7. Исследование речи.
Понимание речи
а) Понимание инструкций их 2-х частей
Возьми меня за руку и встань со стула
Инструкций из 3-х частей
Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш
б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных
Покажи рукой картинку
Покажи фломастером ручку
Покажи картинкой ручку
Покажи ручкой фломастер
в) Понимание лексического значения отдельных фраз
Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?
Сад позади дома. Что впереди?
г) Понимание текста.
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Где спала кошка?
Как она спала?
Кто сел возле кошки?
Что мы скажем птичке?
8. Связная речь.
Составление рассказа по сюжетной картинке:
Рассмотри картинку и расскажи:
Кто нарисован?
Что делают и почему?
9. Состояние словаря
Знание частей тела:
Что это?
Шея
Лоб
Бровь
Ресницы
Ладонь
Плечи
Колени
Локти
Ногти
Покажи, где у тебя?
Шея
Лоб
Бровь
Ресницы
Ладонь
Плечи
Колени
Локти
Ногти
Части предметов.
Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым
У чайника (дно, крышка, носик, ручка)
У стула (спинка, сиденье, ножки)
У машины (колеса, кузов, кабинка)
Детеныши животных
Как называют детенышей кошки?
собаки?
коровы?
козы?
зайца?
лисы?
медведя? Покажи.
Качественный словарь.
Что можно сказать о платье?
Какое оно может быть?
платье (какое?)
лимон (какой?)
лиса (какая?)
ножницы (какие?)
карандаш (какой?)
Глагольный словарь.
Что умеет делать рыба?
птица?
конь?
собака?
бабочка?
змея?
10. Грамматический строй речи.
Множественное число существительных
Покажи и назови:
один – лист, а много – листья
один – глаз, а много – …
ухо,
стул,
окно,
ведро,
мост,
утенок
Предложно-падежная форма:
Куда я положила карандаш?
Откуда я взяла карандаш?
в,
из,
на,
за,
под,
с
Уменьшительно-ласкательная форма
Скажи ласково:
юбка
елка
заяц
шкаф
Лена
Женя
Саша
Володя
11. Фонематическое восприятие
Хлопни в ладоши, когда услышишь комариную песенку: “Зззззз………”
з, т, с, ш, з, ж, з.
Хлопни, когда услышишь слог ШО:
шо, ща, со, ши, жи, шо, зо.
Покажи картинку:
шар – шарф
зуб – суп
уточка – удочка
Марина – малина
шишки – мышки
катушка – подушка
Раздели картинки со звуками с-з на две группы
(коляска, арбузы, ваза, сосиски, смородина, козлики)
Повтори:
та – да
ка – га
па – ба
та – то – ту
та – та – та
кот – год – кот
том – дом – том
удочка – уточка
12. Слоговая структура
портфель,
крокодил,
черепаха,
балалайка
Повтори:
градусник
милиционер
клубника
телевизор
велосипед
9. Состояние мелкой моторики.
Сделай, как я (пальчиковая гимнастика).
Деревья,
грибок
зайчик и т.д.
Покатай пальчиками палочку.
Нарисуй, как падают листья.
Заключение дефектолога по результатам обследования:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План коррекционной работы на _____________________________учебный год.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений Презентацию подготовила учитель-дефектолог МБОУ СОШ№4 Вернер Валентина Валерьевна
2 слайд
Описание слайда:
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу, говорлив, замкнут, сдержан, не соблюдает субординацию, не понимает цели обследования, не адекватно реагирует на предлагаемые задания. Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный. Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется. Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватная :на одобрение не реагирует, равнодушен к нему. Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло. Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
3 слайд
Описание слайда:
Развитие общей моторики Не верная формулировка Не соответствует возрастной норме Варианты формулировок при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы; Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо; Недоразвитие мелких мышц руки ; Затруднены графомоторные навыки; Манипулятивная функция рук: резко ограничена (манипулировать не может), ограничена; недостаточная мелкая моторика, сохранная; согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор; нарушение координации движений
4 слайд
Описание слайда:
Понимание инструкции воспринятой на слух испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование; удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания; самостоятельно прочитанную инструкцию навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может, понимает сразу требуется повторное чтение задает уточняющие вопросы, затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом не понимает
5 слайд
Описание слайда:
Обучаемость восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь) нуждается во всех видах помощи; нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. Ждет помощи. Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого; к помощи восприимчив; способность переноса на аналогичные задания перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками; требуется время на закрепление навыка; перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем; задания по аналогии выполняет медленно
6 слайд
Описание слайда:
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций Не верная формулировка низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности снижен самоконтроль Варианты формулировок Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые) игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
7 слайд
Описание слайда:
Темп работы высокий средний снижен из за слабой организованности не стабилен
8 слайд
Описание слайда:
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) крайне низкая, низкая, снижена , достаточная, средняя, высокая, часто отвлекается, интеллектуальную нагрузку выдерживает /не выдерживает/ быстрая истощаемость
9 слайд
Описание слайда:
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация Не верная формулировка низкий уровень, ограничен, не соответствует возрасту Варианты формулировок не понимает смысл житейских ситуаций, не знает свое полное имя (фамилию, имя, отчество), полные имена родителей, не понимает близкородственные связи, не понимает понятия старший, младший. Не называет адрес проживания, Забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названий птиц, животных. не знает виды транспорта и не знает правила безопасного поведения в транспорте. Не знает правила безопасного поведения на улице. Дает краткие сведения о себе и окружающих. Отвечает на вопросы о наличии друзей, увлечений. Ответы краткие, односложные.
10 слайд
Описание слайда:
Сформированность пространственно-временных представлений Не верная формулировка не сформированы Варианты формулировок не знает части суток, их последовательность не ориентируется в понятиях: прошлое, настоящее, будущее время. Время по часам не понимает, Времена года: не знает, путает, узнает на картинках; их последовательность устанавливает /верно/ неверно. Месяцы, их сезонную отнесенность не знает, путает. Дни недели не знает, путает.
11 слайд
Описание слайда:
Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) Не верная формулировка Снижена скорость и дифференцирован-ность зрительного восприятия, недоразвитие слухо-моторной координации, узкое, фрагментарное Варианты формулировок восприятие цвета: представление о цвете отсутствует; сличает цвета; узнает и называет основные цвета; называет оттенки цветов восприятие величины: представление о величине отсутствует; соотносит предметы по величине; дифференцирует предметы по величине; называет сам величину предмета восприятие формы: нет представления о форме; соотносит предметы по форме; различает геометрические формы; называет (плоскостные объёмные) геометрические формы. Хорошо с трудом различает перечеркнутые, наложенные изображения. Лево – право не дифференцирует; путает; задания на определение лево-право выполняет медленно, после подсказки или показа
12 слайд
Описание слайда:
Особенности внимания Не верная формулировка низко продуктивное рассеянное нестойкое поверхностное Варианты формулировок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость) недостаточно устойчивое, затруднено переключение с одного вида деятельности на другую требуется время для переключения не может распределять внимание на два объекта (вида деятельности). быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; достаточно устойчивое; длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
13 слайд
Описание слайда:
Особенности памяти снижен объем слухоречевой памяти, наличие привнесений, снижена прочность запоминания, неточность воспроизведения и быстрое забывание, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания Зрительная /слуховая/ память наиболее сохранна
14 слайд
Описание слайда:
Особенности мышления Мышление конкретное. Обобщение ситуативное или функциональное. Классификацию, обобщение, сравнение предметов производит по размеру, форме, цвету. обобщение по родовой категории (четвертый лишний в вербальном и не вербальном вариантах) не производит /производит только в простых вариантах/ . Причинно-следственные связи не устанавливает /устанавливает руководствуясь конкретными ассоциациями/. Последовательность событий устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает /устанавливает с ошибками, скрытый смысл понимает частично /, не устанавливает, скрытый смысл не понимает
15 слайд
Описание слайда:
Особенности мышления уровень развития наглядных форм мышления наглядно-действенное наглядно-образное предметно-манипулятивное сформированность предпосылок словесно-логического мышления уровень развития ниже возрастной нормы не сформировано Недостаточность словесно-логических операций.
16 слайд
Описание слайда:
Особенности конструктивной деятельности действует по подражанию, по образцу, по представлению; испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора; ошибается в определении правильного пространственного расположения частей; недостаточно руководствуется образцом.
17 слайд
Описание слайда:
Общая характеристика речевого развития Не верная формулировка Системное недоразвитие речи Эхолалии Варианты формулировок речь невнятная, нарушение произношения, словарь беден, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связанного высказывания, присутствие слов-паразитов, повторяет за педагогом слова, окончания слов, вопросы
18 слайд
Описание слайда:
Уровень готовности к обучению Цель обучения не осознает, желание учиться на низком уровне. Ребенок не замотивирован в приобретении новых знаний и получении положительных отметок. Учебная мотивация сформирована
19 слайд
Описание слайда:
Сформированность предпосылок учебной деятельности (умение организовать свою деятельность, степень интереса к заданию, характеристика познавательной активности, умение действовать по инструкции, работать в соответствии с образцом, способность принимать и удерживать учебную задачу) Несформированность мотивации к обучению; преобладает мотивация к взаимодействию со взрослым в игровой ситуации; способен удерживать учебную задачу лишь кратковременно; слабо выражена способность к волевому усилию; деятельность хаотична; самоконтроль снижен; не использует рациональные способы действий; в случае не удачи не прибегает к другому варианту решения; Затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются наличием выраженного аутистического спектра /социальной и педагогической запущенностью/, /синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/.
20 слайд
Описание слайда:
Заключение Стойкое нарушение познавательной деятельности. Специфические трудности формирования учебных навыков. Наблюдается дефицитарность интеллектуального развития; Прогноз обучения ребенка по общеобразовательной программе неблагоприятен.
21 слайд
Описание слайда:
Планируемые мероприятия специалиста динамическое наблюдение за развитием учащегося дефектологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса по индивидуальному плану /в группе/
22 слайд