Обследование интеллектуального развития ребенка
Мониторинг определения уровня интеллектуального развития детей 6-7 лет.
«Графический диктант» Д. Б. Эльконина. Тест для исследования ориентации в пространстве.
Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».
«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
0 баллов – отсутствие сходства.
За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
0-3 баллов – низкий;
3-6 баллов – ниже среднего;
7-10 баллов – средний;
11-13 баллов – выше среднего;
14-16 баллов – высокий.
Корректурная проба (Тест Бурдона)
Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.Стимульный материал
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:К = 2С / П, гдеС – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Расшифровка показателей:
Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, гдеА – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Расшифровка показателей:
Результат | Значение |
0-2 | Очень высокая устойчивость |
3-4 | Высокая |
5-6 | Средняя |
7-8 | Низкая |
9-10 | Очень низкая |
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:С = (So / S) * 100, гдеSo – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Расшифровка показателей:
Результат в % | Расшифровка |
0-20 | Очень высокая переключаемость |
21-40 | Высокая |
41-60 | Средняя |
61-80 | Низкая |
81-100 | Очень низкая |
Тест “Лабиринты-2009. Форма В”
Название теста. Тест “Лабиринты-2009. Форма В”
Предназначение. Этот тест предназначен для оценки уровня развития визуально-моторной интеграции. Тест относится к невербальным психодиагностическим методикам на интеллектуальные способности. Уровень развития визуально-моторной интеграции является одной из важных характеристик наглядно-действенного мышления. Данный тест поможет оценить и уровень беглости наглядно-действенного мышления, и объём внимания.
Методику можно применять в практике работы школьного психолога для уточнения характера проблем, связанных с вниманием. Стимульный материал методики хорошо подходит и для упражнений по развитию внимания и визуально-моторной интеграции.
В комплекте с другими методиками “Лабиринты” можно применять в профориентации, профотборе. Уровень развития визуально-моторной интеграции высоко коррелируется с уровнем технического интеллекта.
Достоинством методики является то, что её можно применять как в индивидуальной работе, так и групповой. Стимульный материал представляет из себя двенадцать лабиринтов разной сложности. У входа в лабиринт нарисован колобок. В самом лабиринте имеется несколько точек, обозначенных буквами “А”, “Б”, “В” и т.д. Количество букв всегда чётное (2, 4, 6 и т.д.). До половины букв колобок может “добраться”. До другой половины нет. Испытуемый должен, не делая никаких пометок на самом лабиринте, определить буквы, до которых колобок может “добраться”. Эти буквы заносятся им лично или психологом в бланк ответов. Буквы заносятся в произвольном порядке (необязательно в алфавитном).
Методика не предполагает наличие ограничений во времени.
Всего методика “Лабиринты-2009” имеет четыре формы (А, Б, В и Г). Данная — форма В.
Оцениваемые качества. Визуально-моторная интеграция . Объём внимания
Возрастная категория. 7+
Инструкция
Испытуемому выдаётся стимульный материал и бланки ответов. Необходимо следить за качеством стимульного материала: на нём не должны присутствовать какие-либо пометки, оставшиеся от предыдущих тестирований, качество распечатки должно быть достаточно высоким. Предлагается следующая инструкция.
Инструкция. Перед тобой имеется двенадцать лабиринтов. Одни лабиринты лёгкие, другие сложные. В каждом лабиринте скрыто несколько букв. У входа в каждый лабиринт стоит Колобок. До некоторых букв Колобок может добраться, а до некоторых не может, потому что ему мешают стены. Помоги найти Колобку как можно больше букв. Для каждого лабиринта напиши буквы, до которых Колобок может дойти. Сильно не торопись, но и долго не сиди над каждым лабиринтом. Если какой-то лабиринт не получается пройти, то переходи к следующему. Если хочешь, то потом можешь опять вернуться к этому лабиринту. Успехов!
Задания
Лабиринт 1
Лабиринт 2
Лабиринт 3
Лабиринт 4
Лабиринт 5
Лабиринт 6
Лабиринт 7
Лабиринт 8
Лабиринт 9
Лабиринт 10
Лабиринт 11
Лабиринт 12
Бланк ответов
1) ________________
2) ________________
3) ________________
4) ________________
5) ________________
6) ________________
7) ________________
8) ________________
9) ________________
10) ________________
11) ________________
12) ________________
Обработка результатов
Сверьте ответы испытуемого со следующим ключом.
КЛЮЧ
1) Б
2) А
3) Б
4) А
5) Б Г
6) А В
7) А Б Д
8) А Д Е
9) Б Е Ж З
10) Б Г Д Ж
11) А Д Е И К
12) Б В Г Д Л М
Порядок букв в каждом задании не имеет значения. За каждое верно решённое задание начисляется два балла. За неверно решённое — ноль баллов. Если испытуемый не послушался и делал пометки непосредственно на стимульном материале, тогда в случае верного решения начисляется лишь один балл. Таким образом, максимальное количество баллов составляет 24.
Ниже приводится таблица примерных нормативов для разных возрастов.
Возраст | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
7 – 10 лет | 0 – 4 | 5 – 10 | 11 – 24 |
11 – 14 лет | 0 – 9 | 10 – 15 | 16 – 24 |
15+ лет | 0 – 13 | 14 – 20 | 21 – 24 |
Методика “Раздели на группы”
Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики – оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание:
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».
На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Стимульный материал к методике «Раздели на группы».
Оценка результатов
10 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. , Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
8-9 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.
6-7 баллов – ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
4-5 баллов – за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.
2-3 балла – за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.
0-1 балл – за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Проверка зрительной памяти дошкольников (методика Векслера)
Данная методика позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Детям дают 4 рисунка:
На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Результаты диагностики:
1. Две перекрещенные линии и два флажка – 1 балл;
правильно расположенные флажки – 1 балл;
правильный угол пересечения линий – 1 балл;
максимальная оценка этого задания – 3 балла.
2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями – 1 балл;
четыре маленьких квадрата в большом .- 1 балл;
две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата – 1 балл;
четыре точки в квадратах – 1 балл;
точность в пропорциях – 1 балл;
максимальная оценка этого задания – 5 баллов.
3. Большой прямоугольник с маленьким в нем – 1 балл;
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл;
маленький прямоугольник точно размещен в большом – 1 балл.) Максимальная оценка – 3 балла.
4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю – 1 балл;
центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно – 1 балл;
фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного угла – 1 балл.
Максимальная оценка – 3 балла.
Максимальный результат – 14 баллов.
Итоги:
• хорошей зрительной памяти свидетельствует результат – 10 и выше баллов,
• средней зрительной памяти свидетельствует результат – 9 – 6 баллов,
• низкой зрительной памяти свидетельствует результат – 5 – 0 баллов.
Источник
Статья:
Овладение предметными действиями достигается здоровым малышом к концу третьего года жизни. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью значительно позже начинает правильно использовать окружающие его предметы. Круг доступных ему предметных действий ограничен, как правило, предметами, наиболее часто встречающимися в обиходе.
Способность к подражанию
Интересна способность ребенка к подражанию действиям других. Подражание может быть осмысленным и механическим. Если ребенок подражает механически, то он переносит в свою деятельность только сами элементы действий, но не стремиться к созданию заданного построения, не умеет целесообразно подобрать материал для конструкции.
При осмысленном подражании дети стремятся создать заданную конструкцию, правильно подбирают строительный материал. Произвольные конструкции здорового ребенка всегда содержат определенный творческий замысел. Ребенок с проблемами в развитии чаще всего хаотически нагромождает кубики или строит примитивные «домики», чем был заранее обучен.
Графические умения тоже имеют свои особенности. Рисование в логопедии часто используется как психологическая база речи. у детей с интеллектуальной недостаточностью графические навыки развиты крайне слабо.
Направления психолого-педагогического обследования
Обследование интеллектуальных возможностей ребенка включает в себя выяснение запаса простых понятий: количества, цвета, размера, тождества, формы, а также знакомство ребенка с предметами, изображенными на картинках, действиями с этими предметами, понимание смысла сюжетных картин.
Понятие цвета
У здоровых детей, не страдающих нарушениями зрения формируется к 2,5-3 годам. У детей, отстающих в развитии, понятие цвета приходит значительно позже, после многократного повторения и закрепления связей между названием и предметом того же цвета.
Для определения наличия понятия цвета используют цветные палочки, цветные полоски и цветные кубики. Вначале проводят испытание по сличению цвета; при умении правильно сличать цвета ребенок правильно раскладывает цветные кубики на соответствующие по цвету полоски бумаги или счетные палочки. Если испытуемый знаком с названием цветов, то он выполняет это задание по речевой инструкции. Проблемный ребенок, обычно, беспорядочно манипулирует со всеми лежащими перед ним цветными предметами, палочками, цветной бумагой.
Понятие количества и счета
Здоровый ребенок к трем годам имеет четкое понятие количества и может пересчитать предметы до трех, а к 4 годам – до 6 и 10. Ребенок с отклонениями в развитии приобретает эти понятия значительно позже; у них трудно формируются представления «много» и «мало», пересчитывание предметов им также недоступно, после длительного обучения они могут прикладывать свои пальцы к предметам. Совершают они подобные действия очень старательно и сосредоточенно, если степень интеллектуального снижения у них не груба, но эти действия таких детей совершенно не относятся к пересчитыванию предметов и к счету вообще.
Понятие размера («большой» – «маленький»)
Формируется у детей одним из первых, достаточно четко уже к двум годам. У проблемного ребенка оно, хотя также возникает одним из первых, но значительно позже и долго остается недостаточно четким.
Понятие тождества, основанное на сличении двух одинаковых картинок или предметов, формируется в норме к 2-2,5 годам; у детей, отстающих в развитии, – значительно позже и только после длительного педагогического обучения.
Различение формы
К 4 годам большинство здоровых детей способны дифференцировать объемные и плоские фигуры, а сличение форм возникает у них много раньше. Следует отметить, что дети охотно и заинтересованно выполняют эти задания в эксперименте. Различение форм у особых детей носит примитивный характер, они после длительного обучения способны различить хорошо известные им фигуры, например, шар и кубик, но обычно не различают их от плоских форм – круга и квадрата.
Значение картинок
Маленькие дети к двум годам способны точно узнавать изображенные на картинках знакомые им предметы, к 4-5 годам они группируют картинки по тому или иному признаю»’, охотно поясняя принцип своей группировки. Для проблемного ребенка это задание чрезвычайно затруднено.
Раскрытие смысла сюжетных картинок
Здоровый ребенок к 2-2,5 годам при предъявлении сюжетной картинки заинтересованно разглядывает картинку и отвечает фразой, понимая смысл картинки. При нарушениях в развитии даже в школьном возрасте ребенок ограничивается простым перечислением изображенных на картинке предметов.
Складывание разрезных картинок
Здоровые дети к трем годам быстро складывают картинки из двух частей, большее количество деталей, обычно, смущает их, но они легко принимают помощь; попытки комбинирования деталей разрезных картинок всегда носят целесообразный характер.
Попытки сложить разрезную картинку особого ребенка носят хаотический и нелепый характер, только после длительного обучения они способны выполнить задание. При этом на картинке должно быть яркое и четкое изображение только одного предмета, знакомого ребенку.
Речевое развитие
Показатели нормального речевого развития у детей со сниженным интеллектом не соответствуют возрасту. Страдают фонетические и фонематические стороны речи, нарушен лексико-грамматический строй, связная речь недостаточно развита. Зачастую нарушены просодические компоненты: речевое дыхание, голосовые возможности, интонационные качества речи. Нередки такие нарушения речи, как тахилалия и брадилалия.
Отличие здорового ребенка от ребенка со сниженным интеллектом
Вообще, особые дети отличаются от своих здоровых сверстников не только меньшим объемом знаний и умений, но и характером деятельности: они не проявляют инициативы, творчества, их внимание часто носит «полевой» характер, они нуждаются в организации их деятельности, стимуляции, они инертны, трудно «переключаются» на выполнение нового задания, не интересуются результатом выполнения задания, не могут правильно реализовать полученную помощь при выполнении аналогичного задания, они продолжают инертно повторять свои ошибки при каждом следующем упражнении. Постановка звуков у таких детей затруднена из-за низкого уровня самоконтроля и слабости формирования и автоматизации новых навыков.
Таким образом, диагностика интеллектуального развития показывает, что при организации адекватного воспитания и обучения каждого ребенка с тем или иным дефектом необходимо учитывать уровень интеллектуального развития и темп обучения каждого ребенка. Однако, при этом нельзя забывать главной задачи – уважения к личности самого ребенка и воспитания у него всех необходимых нравственных качеств – ведь ему предстоит долгая жизнь в обществе!
В заключение необходимо еще раз отметить, что для организации адекватного воспитания и обучения детей, имеющих различные интеллектуальные и физические проблемы, с целью достижения возможно полной социальной адаптации ребенка со сложным дефектом необходима организация единой, комплексной работы врача, психолога и педагога-дефектолога соответствующей специальности. Обязательно в том процессе включение родителей ребенка. Безусловно, эта целенаправленная, совместная длительная работа должна быть социально обеспечена и поддержана.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник