Общие вопросы развития ребенка

ГлавнаяРазвитие ребенкаОбщие вопросы
Общие вопросы
Старшая группа в ДОУ – это важный переходный этап в жизни ребенка. Организм претерпевает серьезные изменения, у малыша появляются новые интересы и нужды. В том [далее …]
Общие вопросы
Попытки вычленить и дать характеристику отдельным фазам взросления человека предпринимались еще философами и педагогами в Древней Греции. И на сегодняшний день существует множество периодизаций от [далее …]
Общие вопросы
Педагоги всего мира уже не первое десятилетие стремятся к тому, чтобы добиться максимальной эффективности от процесса обучения, сделать его естественным и простым для ребенка. Большой [далее …]
Общие вопросы
Физическое развитие в семье и ДОУ – это основополагающий фактор поддержания здоровья в любом возрасте. Начиная с рождения малыша, взрослые уделяют много времени гимнастике и [далее …]
Общие вопросы
Проблемой воздействия музыки на психофизическое и эмоциональное состояние человека занимаются давно. Исследования в области психоакустики очень востребованы психологами, врачами, профессиональными тренерами, маркетологами и, конечно же, [далее …]
Общие вопросы
«Вся задача воспитания – заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить свою работу» Д. Рескин Еще [далее …]
Общие вопросы
Экологическое воспитание детей в ДОУ помогает развитию грамотного, осторожного отношения к среде обитания, окружающим объектам живой и неживой природы. Внимание к природным процессам, понимание экологических [далее …]
Общие вопросы
Полноценное развитие личности невозможно без физического воспитания, которое должно прививаться с младенческого возраста. В период с 1 года до 7 лет закладывается основа для ведения [далее …]
Общие вопросы
Развитие и становление личности во многом зависит от того, как с малышом общается взрослый человек, какие знания и умения он ему передает. Воспитание и развитие [далее …]
Общие вопросы
Экологическое воспитание – это относительно новое направление, подразумевающее формирование у дошкольников сознательно бережного отношения к окружающему миру. Главная цель программы по экологическому воспитанию дошкольников – [далее …]
Общие вопросы
Старший дошкольный период считается существенной вехой становления здоровья ребенка, образования у него физической сноровки и ловкости. Ребята в таком возрасте обладают уже изрядными способностями, превосходно [далее …]
Общие вопросы
Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста – тема, интересующая многих молодых родителей (опекунов). Воспитывая ребенка, важно не упустить тот момент, когда он начинает общаться с [далее …]
Общие вопросы
Слуховое восприятие ребенка формируется на ранних сроках, еще во внутриутробном периоде, и является основным инструментом познания мира. В дальнейшем, по мере развития остальных органов чувств, [далее …]
© 2021 “Only mama”. Все права защищены. Копирование материалов разрешено только с письменного согласия владельца сайта.
Источник
1. Феномен детства в культурно-историческом аспекте.
2. Основные понятия и общие вопросы детского развития.
а.) Представления о движущих силах, условиях и факторах развития.
б.) Понятие сензитивного периода развития.
3. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка.
Л и т е р а т у р а :
1. Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1980, Т.1
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М: Просвещение, 1991
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979
6. Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2- М.: Мир, 1992
7. Кон И.С. Ребёнок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988
* * *
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения.
Однако для этого периода жизни человека характерно обилие парадоксов и противоречий, давно ставших предметом изучения.
В животном мире мы видим, что, как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам её регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. Однако в момент рождения у ребёнка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения.
Детство – период, продолжающийся от новорождённости до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребёнка полноценным членом общества.
За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребёнок практически не изменился. При этом продолжительность периода детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни, так как она находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
На основе изучения этнографических материалов Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребёнок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности.
Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определённым социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историкомФилиппом Ариесом, исследовавшим главным образом детство европейского ребёнка из высших слоёв общества.
Ф. Ариес утверждает, что историко-этнографические сведения о детстве в ранние периоды становления человечества весьма скудны. До ХIII века искусство вообще не обращалось к детям, художники даже не пытались их рисовать. Детские образы в живописи ХIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые.
Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. В средневековой Германии, например, слово “ребёнок” было синонимом понятия “дурак”.
Преодоление равнодушия к детям, если судить по живописи, происходит не раньше XVII века, когда появляются портреты влиятельных людей и царственных особ в детском возрасте.
В Средние века, как только ребёнок вырастал из пелёнок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения.
Только в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда, причём для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.
Раннее детство впервые появляется внутри семьи, где оно связано со специфическим общением – “нежением” и “балованием” маленького ребёнка. Однако в эпоху Нового Времени возникает новая концепция детства.
Научные тексты XVI и XVII веков уже содержат комментарии относительно детской психологии. С XVIII века функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не семья, а школа. Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал “класс”. Ребёнок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс.
Следующий возрастной уровень Ф. Ариес связывает с новой формой жизни – институтом военной службы и воинской повинности. Это подростковый или юношеский возраст.
Детство, по словам Д.Б. Эльконина, возникает тогда, когда ребёнка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребёнок ещё не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается.
* * *
По определению Л.С. Выготского, психическое развитие есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.
Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нём филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens.
Успешность реализации этой программы во многом зависит от условий существования индивида, своеобразие которых способствует либо препятствует развитию тех или иных качеств или свойств психики. Под условиями здесь подразумевается воздействие широкого спектра внешних факторов, влияющих на процесс развития (например, физиологические: качество пищи, влияние особенностей характерного для данной местности климата и т.п.; социально-психологические: особенности социального окружения, дефицит или чрезмерность коммуникативных взаимодействий и т.п.)
Взаимодействие средовых и унаследованных факторов развития определяет индивидуальные особенности субъекта.
Практически все факторы среды, в которой развивается индивид, оказывают на него своё влияние, от радикального до ничтожно малого, так как в силу имеющихся индивидуальных особенностей каждый индивид реагирует на те или иные факторы по-разному.
Л.С.Выготский подчёркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии.
В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности (гуморальными и нервными, кортико-регулятивными и кортикальными, первосигнальными и второсигнальными), разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма.
Одним из существенных проявлений внутренних противоречий онтогенетической эволюции следует считать неравномерность и гетерохронность развития различных систем и их регуляторов.
Подобно тому, как начало индивида – долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности – долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.
Становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последовательности усвоения ролей и смены позиций ребёнка в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.
По А.Н. Леонтьеву, условия развития – это морфофизиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены в движение деятельностью субъекта. Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности также не врождены, они формируются, причём первая потребность – потребность в общении со взрослым. На её основе ребёнок вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.
По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение.
* * *
Одним из ключевых понятий возрастной психологии является понятие сензитивного периода развития.
Возрастная сензитивность (от лат. Sensus – чувство, ощущение) – присущее определённому возрастному периоду оптимальное сочетание условий дляразвития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.
Например, применительно к речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми-девяти лет.
Этот факт весьма красноречиво иллюстрируется примерами “современных Маугли”, т.е. детей, в раннем возрасте утративших контакт с человеческим обществом. Истории известно довольно много примеров, когда утратившие родителей или потерянные в джунглях маленькие дети оказывались принятыми и выкормленными самками животных (волков, обезьян и пр.) и в более позднем возрасте были возвращены в мир людей. Если это происходило в возрасте более пяти- восьми лет, то формирование речи у них было крайне затруднено, отставание в социально-коммуникативном плане приобретало необратимый характер.
В 1976 году в Индии один крестьянин обнаружил на лесной тропе трёх волчат и ребёнка. Они играли, не обращая ни на кого внимания. Как только они заметили человека, бросились наутёк. Волчатам удалось убежать, а ребёнка поймали, привели в деревню, поместили в одной семье и назвали Балу, что переводится на русский язык как “медведь”.
Источник
Сама пробовала перед школой задать эти вопросы дочке, когда она собиралась в 1 класс. Очень пригодилось.
Все, на что она не смогла ответить, я ей объяснила сама и она все знала.
Очень пригодилось – делюсь и с вами, дорогие наши пользователи.
И не расстраивайтесь, если он многого не знает. Это нормально. Они ведь еще такие маленькие и у них все впереди. Слишком многого от них хотят в наше время.))
Просто просим перечислить ребенка что-либо или ответить на вопрос. Поехали!
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ – поезд, такси, автобус, трамвай, трактор, грузовик, мотоцикл, велосипед, троллейбус…
ПОДЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ – метро.
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ – автобус, троллейбус, самолёт, такси, трамвай, метро, теплоход…
ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ – ракета, планёр, парашют, самолёт, вертолёт, дирижабль, дельтаплан…
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ – поезд, метро, трамвай, паровоз, дрезина, электровоз…
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ – плот, яхта, баржа, каноэ, катер, танкер, шлюпка, байдарка, парусник, теплоход, мотолодка, катамаран…
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА – танк, истребитель, бомбардировщик…
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА – трактор, комбайн, сеялка…
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА – экскаватор, бульдозер, каток, подъёмный кран, грейдер…
ЧАСТИ САМОЛЁТА – шасси, салон, крылья, хвост, фюзеляж (корпус самолёта), иллюминатор…
ВИДЫ СПОРТА – бег, бокс, футбол, шахматы, борьба, карате, волейбол, плавание, гимнастика, баскетбол…
ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА – хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон…
СПОРТСМЕНЫ – бегун, боксёр, лыжник, пловец, хоккеист, футболист, шахматист, гимнастка, конькобежец, велосипедист, баскетболист…
ИГРЫ – лото, кегли, нарды, шашки, домино, жмурки, теннис, футбол, хоккей, бильярд, бадминтон…
СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ – мяч, диск, ядро, копьё, брусья, лыжи, шашки…
ОДЕЖДА – плащ, шуба, юбка, блузка, брюки, жилет, халат, шорты, джинсы, куртка, пальто, пижама, пиджак, платье, свитер, джемпер, рубашка, сарафан, дублёнка, футболка, комбинезон, пуховик…
ДЕМИСЕЗОННАЯ ОДЕЖДА – пальто, плащ, комбинезон, куртка, дождевик…
ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА – шуба, зимнее пальто, дублёнка…
ДОМАШНЯЯ ОДЕЖДА – пижама, халат…
ЛЕТНЯЯ ОДЕЖДА – юбка, блузка, брюки, шорты, джинсы, платье, сарафан…
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ – кепка, берет, шапка, шляпа, шлем, каска, панама, ушанка, платок, косынка, пилотка, тюбетейка…
ОБУВЬ – боты, туфли, ботинки, сапоги, валенки, пинетки, тапочки, босоножки, полуботинки…
СПОРТИВНАЯ ОБУВЬ – кеды, чешки, кроссовки…
СУМКИ – сумка, визитка, чемодан, портфель, ридикюль…
ПАРФЮМЕРИЯ И КОСМЕТИКА – шампунь, крем, лак, мыло, помада, тени, духи…
ПОСУДА – блюдце, ваза, миска, кувшин, чайник, тарелка, кастрюля, маслёнка, кофейник, солонка, соусник, чашка, сахарница, сковорода…
ЧАЙНАЯ ПОСУДА – заварочный чайник, сахарница, чайная чашка, блюдце, чайная ложка, десертный нож..
КОФЕЙНАЯ ПОСУДА – кофейник, сахарница, кофейная чашка, блюдце, молочник, кофейная ложка…
КУХОННАЯ ПОСУДА – кастрюля, чайник, сковорода, половник, дуршлаг…
СТОЛОВАЯ ПОСУДА – тарелка глубокая, тарелка мелкая, ложка, вилка, супница, нож, соусник, солонка,..
ГДЕ ЧТО НАХОДИТСЯ?
Посуда- … (в кухне)
Одежда – … (в гардеробе)
Сахар – … (в сахарнице)
Масло – … (в маслёнке)
Соль-…{в солонке)
Молоко-… (в молочнике)
Соус – … (в соуснице)
Хлеб – … {в хлебнице)
Фрукты – … (в вазе)
Вафли-…(в сухарнице)
МЕБЕЛЬ – стол, стул, диван, комод, полка, книжный шкаф, кресло, кровать, сервант, стеллаж, табурет, гардероб, тумбочка, этажерка, шифоньер…
КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ – кухонные полки, табурет, стол, буфет…
МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ-диван, кресло…
ЧАСЫ – будильник, куранты, ходики, часы с кукушкой…
ДЕТАЛИ ЧАСОВ – стрелки, циферблат, маятник, кукушка, батарейка…
КОГДА ЧТО БЫВАЕТ?
Когда загораются звёзды?
Когда поёт соловей? Когда закат солнца?
Когда восход солнца?
Когда солнце в зените?
Когда мы завтракаем?
Когда мы обедаем?
Когда мы ужинаем?
Когда мы ложимся спать?
Когда мы встаём?
ПОГОДА – солнечная, пасмурная, дождливая…
ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ
В какое время года снегопад?
В какое время года листопад?
В какое время года ледоход?
В какое время года половодье?
В какое время года идёт дождь?
В какое время года бывает гроза?
В какое время года появляются листья на деревьях?
В какое время года птицы вьют гнёзда?
В какое время года появляются птенцы?
В какое время года день равен ночи?
В какое время года можно увидеть росу?
В какое время года бывает град?
В какое время года бывает иней?
В какое время года появляются подснежники?
В какое время года птицы улетают на юг?
В какое время года у клестов появляются птенцы?
В какое время года у медведицы рождаются медвежата?
В какое время года бегут ручьи?
В какое время года появляются комары?
В какое время года река покрыта льдом?
В какое время года у животных линька?
В какое время года желтеют листья?
В какое время года бывает сенокос?
В какое время года сеют озимые?
В какое время года собирают урожай?
В какое время года сажают семена?
В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?
СКАЖИ КОРОТКО
Остаться на зиму (зимовать)
Остаться на ночь(заночевать)
Мелкий дождь (дождик)
Капля дождя (дождинка)
Место, где проводят зиму (зимовье)
ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ – кекс, торт, батон, пряники, булка, вафли, калач, кулич, лаваш, пирог, пицца, пышка, рулет, сдоба, сушки, бублики, пончики, сухари, баранки, печенье, ватрушка…
КОНФЕТЫ – ирис, леденцы, шоколадные конфеты, карамель…
ПИРОЖНЫЕ – безе, эклер, песочное пирожное, бисквит, суфле, наполеон, картошка…
КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ – зефир, халва, конфеты, пастила, помадка, шоколад, мармелад…
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ – сыр, кефир, масло, брынза, йогурт, молоко, сливки, творог, ряженка, сметана, мороженое…
МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ – рагу, фарш, сало, гуляш, шашлык, ветчина, колбаса, фрикадельки, котлеты, сосиски, тефтели, сардельки…
СУХИЕ ФРУКТЫ Из винограда – изюм.
Из абрикосов – урюк, курага.
Из сливы – чернослив.
ОРЕХИ – фундук, грецкий, миндаль, фисташки, кедровый, бразильский, кешью…
ПРИГОТОВЛЕНЫ ИЗ…
Котлеты из мяса – мясные.
Котлеты из курицы – куриные.
Котлеты из рыбы – рыбные.
Котлеты из капусты – капустные.
Котлеты из моркови – морковные.
Котлеты из свёклы – свекольные.
Котлеты из риса – рисовые.
СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ:
Дорога, путь
Прохлада, свежесть, холодок
Птичка, птаха, пичужка, пичуга
Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм
Родина, отечество, отчизна
Холод, мороз, стужа;
Дети, детвора, ребята;
Восторг, восхищение, радость;
Друг, приятель, товарищ;
Враг, противник, неприятель, недруг;
Праздник, торжество;
Страх, боязнь, испуг, ужас, паника;
Лентяй, лодырь, ленивец;
Шалун, проказник, баловник;
Волшебник, кудесник, маг, чародей. Аккуратный, опрятный, чистый.
Быстрый, проворный, резвый.
Печальный, грустный, унылый, тоскливый.
Душистый, ароматный, пахучий.
Мокрый, сырой, влажный.
Старый, ветхий (о вещах), дряхлый.
Страшный, ужасный, чудовищный.
Красивый, прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный.
Вкусный, аппетитный, лакомый.
Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий.
Холодный, морозный, ледяной.
Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный.
Грустный, печальный, скучный.
Вежливый, почтительный, воспитанный, любезный, тактичный.
Верный, надёжный, преданный.
Робкий, несмелый, пугливый, трусливый.
Догадливый, смышлёный, сообразительный, понятливый, находчивый.
Глупый, неразумный, несмышлёный.
Умный, неглупый, мудрый, разумный.
Чуткий, отзывчивый, участливый, сердечный.
Сильный, мощный, могучий.
Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный. Бояться, пугаться, робеть.
Сказать, молвить, произнести.
Смеркаться, темнеть, вечереть.
Видеть, наблюдать, замечать.
Грустить, печалиться, унывать.
(Дождь) моросит, накрапывает, идёт, льёт.
Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать.
Сердиться, дуться, злиться.
Блестеть, сиять, сверкать.
ЧТО ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ
Что делают из муки? (хлеб)
Что делают из молока? (сметану, сливки, сыр,творог, кефир, ряженку, йогурт)
Что делают из шерсти овец и коз? (нитки, одеяла)
Что делают из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)
Что делают из песка? (стекло)
Что делают из глины? (посуду, кирпич)
Что делают из металла? (инструменты, посуду)
Что делают из нефти? (бензин)
Что делают из хлопка? (ткани, вату)
Что делают из древесины? (мебель)
Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)
ОБЪЯСНИ
Баклуши бить – бездельничать.
После дождичка в четверг – никогда.
Задать головомойку (баню), намылить шею, голову – сильно отругать.
Волк в овечьей шкуре – злой человек, прикидывающийся добрым, кротким, безобидным.
Витать в облаках – фантазировать невесть о чём.
Душа в пятки ушла – человек перетрусил, испугался.
Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.
Из мухи делать слона – превращать мелкий факт в целое событие.
На краю земли – где-то очень далеко.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства.
Ни зги не видно – так темно, что ничего не видно.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.
Работать засучив рукава – работать горячо, со старанием.
СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ
БОЛЬШОЙ – большущий – огромный – огромнейший – гигантский – крупный – громадный -громоздкий – великанский.
МАЛЕНЬКИЙ – малюсенький – небольшой -крохотный – крошечный – махонький – миниатюрный – словно игрушечный.
ВЫСОКИЙ – высоченный – рослый – длинный – длиннющий – долговязый.
НИЗКИЙ – низенький – низкорослый – коротыш – невысокий.
ШИРОКИЙ – широченный – просторный – вместительный – глубокий – толстый.
УЗКИЙ – узенький – тесный – мелкий – тонкий.
ИЗМЕНИ ПО ЧИСЛАМ
День – дни
Метро – метро
Верёвка – верёвки
Флаги – флаг
Мост – мосты
Глаза – глаз
Ручей – ручьи
Какао – какао
Тучи – туча
Почка – почки
Кол – колья
Друг – друзья
Пальто – пальто
Пол – полы
Коньки – конёк
Воробей – воробьи
Какаду – какаду
Ветка – ветки
Луг – луга
Скворечник – скворечники
Брат – братья
Цыплёнок – цыплята
Ухо – уши
Кофе – кофе
Просьба – просьбы
Пианино – пианино
Брюки – брюки
Шахматы – шахматы
Сыры – сыр
Стул – стулья
Шашка – шашки
Стрекоза – стрекозы
Чернила – чернила
Звенья – звено
Сын – сыновья
Жильцы – жилец
Туманы – туман
Лыжи – лыжа
Карандаши – карандаш
Ягнёнок – ягнята
Полено – поленья
Барсуки – барсук
Муравей – муравьи
Шорты – шорты
Ножницы – ножницы
Огонёк – огоньки
Хлопья – хлопья
СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ:
КРАСНЫЙ – малиновый, алый, бордовый, вишнёвый, кирпичный, румяный, розовый, розоватый, персиковый.
ОРАНЖЕВЫЙ – рыжий, апельсиновый, абрикосовый, медный.
ЖЁЛТЫЙ – канареечный, соломенный, яичный, лимонный, песочный.
ЗЕЛЁНЫЙ – зеленоватый, травяной, салатный, болотный.
ГОЛУБОЙ – голубоватый, бирюзовый, лазурный, небесный, морской волны.
СИНИЙ – синеватый, васильковый.
ФИОЛЕТОВЫЙ – сиреневый, лиловый, фиалковый, сизый.
БЕЛЫЙ – белоснежный, молочный, цвета топлёного молока.
ЧЁРНЫЙ – черноватый, смоляной, угольный.
СЕРЫЙ – стальной, пепельный, мышиный,
КОРИЧНЕВЫЙ – шоколадный, кофейный, кремовый, каштановый, бурый, бежевый, кофе с молоком.
СДЕЛАНО ИЗ …
Шапка из меха-меховая.
Сковорода из чугуна – чугунная.
Посуда из дерева – деревянная.
Монета из золота-золотая.
Венок из цветков – цветочный.
Кувшин из глины – глиняный.
Стол из пластмассы – пластмассовый.
Подсвечник из меди – медный.
Платок из шерсти – шерстяной.
Блузка из шёлка – шёлковая.
КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?
Что бывает гладкое, а что шероховатое?
Что бывает круглое, а что плоское?
Что бывает длинное, а что короткое?
Что бывает толстое, а что тонкое?
Что бывает прямое, а что кривое?
Что бывает острое, а что тупое?
Что бывает жидкое, а что густое?
Что бывает упругое, а что ломкое?
Что бывает твёрдое, а что мягкое?
Что бывает прочное, а что хрупкое?
_____________
СКАЖИ НАОБОРОТ…
Родина, отчизна – чужбина
восток – запад; север – юг
восход – закат
зима – лето
грязь – чистота
свет – тьма, темнота
день – ночь
жара – холод
мир – война, ссора
правда – ложь
город – село, деревня
добро – зло
польза – вред
богач – бедняк
друг – враг
радость – грусть, печаль
лентяй – труженик
трудный – лёгкий
аккуратный – неряшливый
жесткий – мягкий
правдивый – лживый
робкий – смелый
храбрый – трусливый
ловкий – неуклюжий
здоровый – больной
белый – чёрный
быстрый – медленный
высокий – низкий
горький – сладкий
полезный – вредный
весёлый – грустный
глубокий – мелкий
острый – тупой
гладкий – шершавый
горячий – холодный
мокрый – сухой
яркий – тусклый
сытый – голодный
тонкий – толстый
широкий – узкий
ясный – пасмурный, ненастный
новый – старый
близкий – далёкий
большой – маленький
частый – редкий
ложиться – вставать
греть – охлаждать
помогать – мешать
смеяться – плакать
удаляться – приближаться
говорить – молчать
трудиться – бездельничать
мёрзнуть – согреваться
ЧТО С ЧЕМ ДЕЛАЮТ?
Песок сыплют, а воду…
Котлеты жарят, а суп …
Стол накрывают, а постель…
Цветы водой поливают, а огонь…
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …
Верёвка толста, но канат …
Ясень крепок, но дуб …
Малина сладка, но мёд…
Сосна горит жарко, а берёза…
Молоко жидко, а вода …
Озеро глубоко, а море…
___________
ЧАСТЬ – ЦЕЛОЕ
Стержень – ручка.
Вершина – гора
Страница – книга, тетрадь.
Грифель – карандаш.
Клавиши – рояль, пианино.
Вершина – гора.
Книга – библиотека.
Руль – машина, велосипед.
Паста – тюбик.
Ноготь – палец.
Колесо – машина, велосипед.
Стрелка – часы.
Палец – рука.
Волосы – голова.
Крыша – дом.
ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА – голова, шея, туловище, грудь, живот, руки, ноги…
ЛИЦО – лоб, брови, глаза, нос, щёки, рот…
РОТ- губы, зубы, язык…
РУКА – плечо, локоть, пальцы…
ПАЛЬЦЫ – большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
НОГА- бедро, колено, стопа…
СРАВНИ…
Берёза высока, но сосна ещё…
Железо тяжело, но свинец ещё …
Волк хитёр, но лиса ещё …
Серебро дорого, но золото ещё …
Медь тверда, но железо …
Нитки тонки, но волос…
_______
ОКЕАНЫ – Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.
МАТЕРИКИ – Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
ЧАСТИ СВЕТА – Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.
МОРЯ – Чёрное, Балтийское, Красное, Белое, Охотское и др.
ГОРОДА – Москва, Киев, Одесса, Тверь, Кострома, Сочи, Санкт-Петербург, Новгород и др.
ГОСУДАРСТВА – Россия, Болгария, Китай, Латвия, Украина, Япония, США, Канада и др.
РЕКИ – Волга, Ока, Енисей, Дон, Нева и др.
ОЗЁРА- Селигер, Байкал, Балхаш, Виктория и др.
Стол можно сломать, а стакан …
Воду можно разлить, а горох …
Сено косят, а волосы…
Нитки прядут, а холст…
Платье шьют, а шарф …
Источник