Общие суждения о развитии ребенка
Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.
Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.
Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.
Этапы развития ребенка.
Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.
Основные этапы развития ребенка.
Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год – это время так называемых основ – важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:
- реагирование на окружающую среду;
- поднимание головы и корпуса;
- захват;
- вращение;
- лепетание;
- ползание;
- самостоятельно сидите;
- вставать на ножки;
- реагировать на свое имя;
- первые шажки.
Этапы развития ребенка на первом году жизни.
Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.
1 месяц жизни ребенка.
В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.
2 месяц жизни ребенка.
На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.
3 месяц жизни ребенка.
На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему – первые беседы начинаются.
4-й месяц жизни ребенка.
Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.
5 месяц жизни ребенка.
На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги – мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».
6 месяц жизни ребенка.
Полгода – очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.
7 месяц жизни ребенка.
Первые попытки сесть – веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину – так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.
8 месяц жизни ребенка.
Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.
9 месяцев жизни ребенка.
В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается – он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.
10 месяц жизни ребенка.
Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .
11 месяцев жизни ребенка.
До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.
12 месяц жизни ребенка.
Первый день рождения ребенка – очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.
Небольшой шаг, большое дело!
Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.
Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.
Источник
Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
На чтение 10 мин. Просмотров 1.4k. Опубликовано 07.05.2020 Обновлено 19.05.2020
Жан Вильям Фриц Пиаже — психолог, выдающийся швейцарский ученый-исследователь, доктор философии, появившийся на свет в августе 1896 года в швейцарском городе Невшатель, стал известен благодаря работами по изучению психологии детей, созданию теории когнитивного развития. Основал Женевскую школу генетической психологии, позже развил свой подход в науку о природе познания -генетическую эпистемологию. Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.
Жан Пиаже: краткая биография
В 11 лет Жан опубликовал свой первый труд о редких птицах – воробьях-альбиносах. В дальнейшем продолжив обучение, стремительно строит научную карьеру – не достигнув и 20 лет он уже считался отличным учёным, изучающим моллюсков.
В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском институте, также он некое время учился в Цюрихском институте. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, так как считал, что это всего лишь мысли подростка. Ещё в это время он начинал увлекаться психоанализом, в то время это было довольно популярное направление психологической мысли.
После того как Пиаже получил учёную степень, он переехал из Швейцарии в Париж, где преподавал в школе для мальчиков, директором которой являлся Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Жан обнаружил, что маленькие дети часто дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Впрочем он фокусировался не столько на неверных ответах, сколько на том, что дети делают одинаковые ошибки, которые не характерны людям постарше.
Это наблюдение привело Жана к теории, что мысли и когнитивные процессы, присущие детям, сильно отличаются от таковых, которые характерны взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающая, что люди, которые находятся в одной стадии собственного развития, проявляют похожие общие формы познавательных способностей.
В 1921 году Пиаже снова вернулся в Швейцарию и стал директором Института Руссо в Женеве.
В 1955 году Жан Пиаже руководит Международным центром генетической эпистемологии в составе Женевского института, который был создан по инициативе известного ученного. На руководящем посту центра, Пиаже находился до конца своей жизни.
Анализируя путь Жана Пиаже в науке, последователи Женевской школы генетической психологии, основанной им, все вместе утверждают, что ученый совершил революцию в фундаментальных исследованиях психологии детей, наполнив теорией прежде малоизученный объем, и сформировал базу для экспериментальных исследований на несколько поколений вперед.
За всю свою жизнь он издал более шестидесяти книг и сотен научных статей. Темы его исследовании:
- речь и мышления ребенка;
- психология интеллекта;
- экспериментальная психология;
- моральные суждения ребенка;
- генетическая эпистемология;
- суждения и рассуждения ребенка;
- избранные психологические труды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие мышления у детей дошкольного возраста«
Теория психического развития Ж.Пиаже: основные понятия
Жан Пиаже: психическое развитие ребенка, основные понятия.
Схема — исходный материал для развития интеллекта ребенка. Данное понятие описывает как умственные, так и физические действия, которые связаны с пониманием и познанием окружающего нас мира.
Ассимиляция— введение новой информации в прежде существовавшие схемы.
Данный процесс носит немного субъективный характер, потому что мы пытаемся несколько изменить новый опыт или приобретённую информацию для того, чтобы подогнать её под уже сформированные убеждения.
Аккомодация — преобразование схемы действий.
Аккомодация включает в себя само преобразование уже существующих схем или идей в результате появления новой информации или новых впечатлений. Во время данного процесса могут быть разработаны абсолютно новые схемы.
Уравновешивание- нахождение баланса между ассимиляцией и аккомодацией.
Интеллект – механизм адаптации к окружающей действительности.
Центрация – сосредоточенность сознания ребенка на одной стороне ситуации.
Эгоцентрическая речь – речь, в которой не учитывается позиция собеседника.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие восприятия у дошкольников«
Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже
Стадии развития интеллекта ребенка по Пиаже от 0 до 2 лет
Сенсомоторная стадия (0-2 года)
Данный этап развития младенца подразумевается пониманием окружающего нас мира через действия, например: рассматривание, хватание, кусание, сосание и.т.д.
Также в этот период наблюдается прогресс развития врождённых рефлексов.
Маленькие дети на данном этапе повторяют события экспериментируя со своим телом, например: ударяя игрушку они создают шум, выбрасывают игрушки и.т.п.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста«
Дооперационная стадия (2-7 лет)
В этом возрасте дети начинают строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников, начинают участвовать в учебном процессе вне дома.
Так же в этом возрасте дети проявляют стремление к знаниям, становятся любопытными, именно поэтому они так часто задают вопрос «почему?». В этом возрасте им свойственно говорить о себе в 3 лице. Приписывать человеческие чувства и мысли неодушевленным предметам.
В этом возрасте у детей увеличивается словарный запас, но несмотря на это, их мышление на данной стадии является интуитивным, статическим и лишенным логики.
Стадия конкретных операций (7-11 лет)
В данном периоде дети начинают использовать логическое мышление, они могут выполнять задания более сложного уровня, используя при этом логические и математические операции.
Несмотря на то, что они совершили значительный прорыв по отношению к предыдущему периоду, на данной стадии они могут применять логику пока ещё с определенными ограничениями, они всё ещё используют абстрактное мышление.
Стадия формальных операций (после 12 лет)
На этой стадии применение логического мышления возможно при любых обстоятельствах, дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах, могут вспоминать прошлое и строить планы на будущее.
Также на этой стадии у ребёнка формируются полноценные интеллектуальные способности взрослого.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Развитие воображения у детей дошкольного возраста«
Как детское мышление связано с речью
Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Пиаже считает, что язык не полностью объясняет мысль, поскольку структуры, которые его характеризуют, коренятся в действии и сенсомоторных механизмах глубже, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем сложнее становятся мыслительные структуры, тем более необходим язык для завершения его обработки. Следовательно, язык является необходимым, но не достаточным условием для построения логических операций.
Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже
Трудность осознания
Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.
Неспособность к логике
Это неспособность понимать относительность точки зрения. Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).
Неспособность к синтезу
Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.
Синкретизм
Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.
Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.
Предпричинность
Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.
Узость поля наблюдения
Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.
Трансдукция
Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.
В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.
Нечувствительность к противоречию
Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.
Эти противоречия делятся на две разновидности:
Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.
Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.
Интеллектуальный реализм
Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.
Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках
Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.
У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.
Эгоцентризм и децентрация по Пиаже
Жан Пиаже: психическое развитие ребенка.Благодаря клиническому методу Пиаже установил, что эгоцентризм — это своеобразие детской логики, детских представлений и детской речи. На некоторых этапах ребенок рассматривает предметы так, как он их видит, не видя их внутренние отношения. Солнце следует за ним. Пиаже назвал это реализмом. Дети до определенного возраста не могут отличить субъективный мир от объективного. Реализм бывает интеллектуальный и моральный. Ветви дерева делают ветер-это интеллектуальный реализм, а моральный – не учитывает внутренние намерения. Детские представления развиваются от реализма к объективности.
Децентрация — более совершенная позиция. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризуется познанием на всех уровнях развития. Он назвал этот процесс законом развития. Для того, чтобы переход произошел, нужен специальный инструмент. Он полагал, что это было прогрессивно развивающееся самосознание, развитие самопознания возникает в результате социальных взаимодействий. Чтобы осознать свое Я, нужно освободиться от принуждения.
Критика основных положений теории Пиаже
Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Подвергается критике само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка или, по крайней мере, его выраженность, «глубина».
Некоторые исследователи утверждают, что задачи Пиаже трудны для ребенка, т.к они бессмысленны, эмоционально безразличны. Или то, что дети делают ошибки не из-за отсутствия логических структур, а потому, что плохо понимают формулировку вопросов, не умеют их запоминать, и по-своему интерпретируют не только задачу как таковую, но и всю экспериментальную ситуацию в целом.
Работы Пиаже отличаются превосходной логикой, а также изобретательностью экспериментирования. Более того, непосредственно в его работах выполнен междисциплинарный подход.Пиаже верил в будущее психологии, которая должна стать центром не только наук о человеке, но и центром всех других наук. Он видел будущее психологии в ее собственном развитии и оплодотворении ее междисциплинарными связями, которые, в свою очередь открыли бы новые горизонты для других наук.
Автор статьи: Жирухина Я.В.
Источник