Общие особенности развития ребенка оставшегося без попечения родителей

Общие особенности развития ребенка оставшегося без попечения родителей thumbnail

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения

Развитие каждого ребенка зависит от множества факторов: наследственных, врожденных и приобретенных особенностей, окружающей среды. Но есть ряд факторов, которые имеют особое значение, когда мы говорим о развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Развитие ребенка – обширная и популярная тема, волнующая и родителей, и специалистов разных областей знаний. О развитии детей написано огромное количество статей и книг. В них говорится о периодах развития и о факторах, на него влияющих, к которым относятся, прежде всего, наследственные и врожденные особенности, а также окружающая среда. Все они без исключения одинаково значимы для развития каждого ребенка. Но существует несколько факторов, которые оказывают особенное влияние на детей, по той или иной причине оставшихся без попечения родителей.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей

К таким факторам, прежде всего, можно отнести: импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.

Период формирования образа родителя (импритинг) у ребенка составляет первые 5 часов его жизни. Это означает, что совместное пребывание ребенка и матери в этот момент является прочной основой формирования будущих отношений, при которых ребенок будет следовать указаниям родителей. В обычной ситуации формирование образа родителя происходит само собой. В ситуации, когда совместное пребывание матери и ребенка невозможно, или мать сама отказывается от него, естественного импритинга не происходит, в результате чего в будущем взрослым придется приложить немало усилий, чтобы стать авторитетной для ребенка фигурой.

Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми. У детей, оставшихся без попечения родителей, эта эмоциональная связь бывает нарушена и поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение раннего периода, во взрослой жизни они часто оказываются неспособны испытывать глубокую привязанность и завязывать с другими людьми любящие, продолжительные отношения.

Третьим фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей: на уровне ощущений (сенсорном), на уровне формирования картины внешнего мира (когнитивном), на уровне установления эмоциональных связей (эмоциональном) и на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями (социальном). Достаточное количество стимулов на каждом из этих уровней способствует развитию ребенка, но этого лишены дети в домах ребенка.

Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда он постоянно чувствует заботу и поддержку близких. Всего этого лишены дети, воспитывающиеся в детском доме или в условиях пренебрежения их основными нуждами. Они более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств (с ними меньше общаются, играют и занимаются), обрабатывая которые, мозг развивается. Поэтому почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, отсутствие мотивации к обучению, формальное усвоение знаний, неспособность использовать их при решении задач, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

В силу недостаточного интеллектуального развития дети, воспитывающиеся в учреждениях, довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными. Так же у большинства оторванных от родителей детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, ухудшается эмоциональная регуляция.

Другой проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию.

Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, воспитывающиеся в семьях, естественным образом идентифицируют себя с родителями, чувствуют свою принадлежность к роду, семейной истории. И это позволяет им формировать одобряемые обществом модели поведения, выполнять положительные социальные роли: ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они. Они не имеют положительной модели выстраивания отношений в семье, а значит и не знают, как можно эффективно взаимодействовать с окружающими.

Читайте также:  Задержка речи и задержка развития ребенка

Все эти факторы важно учитывать в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, понимать особенности их развития. Но при этом также важно помнить, что развитие каждого ребенка – процесс уникальный. И во многом от ближайших взрослых зависит то, как успешно это развитие будет происходить.

Евгения Сонина

Источник

Екатерина Римлянская
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Особенности развития в дошкольном возрасте

Проблемы детского сада

Каждому человеку, не зависимо от его возрастного этапа нужна семья, ее отсутствие невосполнимо не чем. Дети,которые растут вне семьи: домах малютки, приютах, интернатах – идут по особому пути развития.Сам путь является непростым и формирует:

• Специфический характер

• Специфическое поведение

• Специфические качества личности

Все это отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует появлению в нем сильных качеств для дальнейшей успешной социализации. Учитывая такую важность семьи в жизни ребенка, Правительство РФ приняло законы, позволяющие вмещать детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.

Безусловно, тяжело вырвать ребенка из среды «детского дома» и посадить в условия благоприятной семейной системы, но как только происходит вмещение ребенка под опеку, чудесного исцеления травмированной души не происходит, ребенок выделяется поведением и внешним видом. Про таких детей нельзя сказать, что они хуже, чем обычные дети- они просто другие. Так в чем же заключается их разница?

Основной травмирующей причиной является снижение материнской любви для одних и полное ее отсутствие для других, именуемой «Депривация», в следствии которой в раннем возрасте не наступает удовлетворение потребностей. Испытывая материнскую (семейную) депривацию «детдомовцы» получают задержки в развитии:

Эмоциональном – недостаток впечатлений. В обзор малыша попадает потолок и изредка игрушки, только после того как ребенок сможет усаживаться самостоятельно и вставать, он сможет оглядываться по сторонам интерьера. А эмоции радости, любви, настоящей печали- сохраняются в неизвестности из-за отсутствия в жизни материнских рук.

Физическом – такого рода активность сведена до минимума или вообще не поощряется, пространство ограничено. Такие дети до трех лет имеют слаборазвитые мышцы, а единственная активность заключается в сосании пальцев и махании рук.

Интеллектуальном – оторванность от внешнего мира не позволяет расширить кругозор, не возможность сменить обстановку прививает страх общения с другими людьми. Встречаются случаи когда выходя за стены детских учреждений, у детей происходит испуг от механических, электрических приборов; ярких вещей.

Я не хочу утверждать, что в детских домах издеваются над сиротами, или пускают их на самотек серости, не проявляя к ним интерес. Все это объяснимо количеством детей и работников. Воспитатели просто не могут уделить внимание всем детям одновременно, деля его на всех одинаково мало. С точностью было б все по-другому, не попади малыш в детский дом: родители и куча родственников у которых можно было изучать эмоции, сидеть на руках и смотреть в окно.

Реальность такова что даже слезы для сирот теряют ценность, так как остаются незамеченными ни кем.

Дети, перенесшие депривацию в детстве, продолжают испытывать недоверие к миру и на протяжении всей жизни, базисное доверие остается несформированным.

«Есть 8 стадий жизненного цикла, Базисное доверие –формируется на первой стадии, путем общения с матерью, проще говоря «мама рядом значит все в порядке». Тут и начинается пустота, «мамы нет», как бы не шло развитие остальных стадий, западание доверия будет всегда».

Рассмотрим момент, когда в жизни малыша случается чудо, наконец, пусть с небольшим опозданием, приходит приемная «мама»… и начинается другая жизнь с большим количеством событий, где детский сад открывает двери.

Период адаптации к садику будет непростым, так как за небольшой промежуток времени это будет не первая адаптация к новым условиям, причем ребенку в этом возрасте еще труднее запомнить все навалившиеся правила и лица.Он как будто попадает в космос: все вокруг новое, незнакомое и в общем потоке дети с несформированной привязанностью, теряют маму, не понимают кто она из общего количества теть. Дети по своему опыту знают, как выглядит детское учреждение, и ступая на порог детского сада в головке ребенка возникает картина,знакомая до боли: много детей, узкие коридоры, комнаты с типовыми игрушками, запах еды, одинаковые тарелки, общий туалет, качели за окном, тети в белых халата». Как вы думаете на что это похоже? Конечно это воспоминание о сером и недавно минувшем. О чем ребенок думает входя в детский сад?. «заберут ли меня?»; «Какая теперь мама меня возьмет?».

Читайте также:  Меню ребенок в 1 год и 1 месяц развитие

Не стоит удивляться если территория сада будет вызывать у малыша слезы.

В таком случае стоит облегчить привыкание воспитателя к особенностям нового ребенка, основная задача родителя: не быть замкнутым рассказать о нелегкой судьбе ребенка и его появлении в семье. После разговора работникам станет понятнее как выстраивать работу с новичком и где уделить больше внимания.

Дети с неразборчивой привязанностью (сироты) могут подходить к любым взрослым пришедшими за своими детьми, обниматься с ними и усаживаться к ним на руки. Конечно этот факт не будет означать что дома малыша обижают,не дают ласки и тепла: все это есть, но конкуренция за «родительство» будет сохраняться в условиях двойной адаптации длительный срок. Воспитатель группы на прямую в восприятии таких детей является мамой.

Странное поведение таких малышей еще не все что может ожидать педагога, новые условия размоют все имеющиеся навыки (ненадолго проявится стресс): драчливость, отказ от еды, потеря сна, энурез, непредсказуемое справление нужды, крайняя заторможенность.

Общие особенности детей дошкольного возраста (в следствии депривации):

— Имеет плохой аппетит

— Малый вес

— Плохой сон

— Ряд заболеваний

— Менее капризны и плаксивы

— Менее разговорчивы (ОНР)

— Редко выходят на контакт по своей инициативе с другими ребятами.

Не стоит торопиться готовить такого малыша к школе, обучение не будет успешным, по причине не заполненного умения играть – ведь это является ведущей деятельностью до 7 лет. В данном случае сложно назвать игровую деятельность – ведущей, ведь было лишь ее частичное присутствие. Школьная зрелость не наступает.

«Школьная зрелость– процесс созревания мозговых структур, которые отвечают за возможность обучаться в школе, признаком которой является способность детей выстраивать игровой сюжет.

И здесь можно вспомнить нахождение в кроватке лежа, глаза в потолок…. и серые игрушки детского дома, что все это даст возможность вывода о умении играть.»

Интеллектуальные особенности детей- сирот:

Неспособность на длительное время сосредоточится на своих действиях, переключается на попадающиеся предметы.

Использование увлеченного предмета в абсурдных неприемлемых целях.

Способность выполнения действий, одобряемых взрослым, но не иметь личного целеполагания.

Способность к сотрудничеству со сверстниками не наблюдается.

Вовремя чтения ему книги, не проявляет познавательной активности, не задает вопросов.

Через 5-7 минут беседы отвлекается.

Боязнь самостоятельных действий.

Отсутствие бережливости вещи

Безусловно тяжело уделять ребенку внимание при наполняемости групп детского сада. К взаимодействию целесообразнее будет позвать узких специалистов, где на индивидуальных занятиях у ребенка будут восполняться пробелы – такая работа принесет свои плоды, поможет малютке вступить на тропу «первоклассника».

Встречаясь с такого рода проблемами, родители и педагоги дошкольных учреждений испытывают разочарование. Главное помнить, что это ребенок, которому нужно помочь, не ждать чудес, а добросовестно работать в нужном направлении, не оскорблять и не сравнивать его с другими детьми, только с его вчерашними достижениями и его сегодняшними, не забывая о поощрении. Используйте в учебной деятельности упражнения по развитиюпонятийного мышления:Задачи на классификацию: «Четвертый лишний», «Матрица» «Лабиринт».Такие занятия могут научить детей: геометрическим фигурам, размерам, цветам, признакам, обобщению и не будут грустно и навязчиво выглядеть, сохраняя игровой момент. Рисование- это особый путь познания человека и окружающего мира – рисунок дает возможность наглядно закреплять информацию и ощущать ребенку свое тело. А если родители принимают в дар его творение, это еще больше стимулирует малыша к труду.

Отставание малыша, оставшегося без попечения родителей, от общей группы в детском саду, будет заметно только на первых парах, потому что в начале своего жизненного пути он был занят выживанием, а не развитием и познанием мира.

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003

2. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 1991

3. Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПБ,-М., 2003.

4. Прихожан А. М. Толстых Н. Н.Психология сиротства: научный контекст, исследование проблемы 2005

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация “Особенности развития и поведения ребенка оставшегося без попечения родителей. Диспропорции развития. Раздел 3,4”

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителе...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителе

Описание слайда:

Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития. КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Служба по устройству детей в семью Руководитель Службы: Рыбина В.М.

Читайте также:  Развитие ребенка моторики воз

2 слайд

Детям воспитывающимся вне семьи, без попечения родителей- характерны специфич

Описание слайда:

Детям воспитывающимся вне семьи, без попечения родителей- характерны специфические комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье. проблемы интеллектуального развития воспитанников проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников проблемы совместной деятельности и общения детей со сверстниками проблемы половой идентификации воспитанников интернатных учреждений проблемы нравственного развития личности воспитанников проблемы социализации детей-сирот

3 слайд

Проблемы интеллектуального развития воспитанников ослабление или несформирова

Описание слайда:

Проблемы интеллектуального развития воспитанников ослабление или несформированность недоразвитие познавательных процессов неустойчивость внимания слабая память слабое развитие мышления низкая эрудиция

4 слайд

Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников нарушение социального в

Описание слайда:

Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников нарушение социального взаимодействия неуверенность в себе низкая самоорганизованность нарушения целеустремлённости недостаточное развитие самостоятельности неадекватная самооценка отсутвие тенденции к сотрудничеству

5 слайд

Проблемы совместной деятельности и общения детей со сверстниками контакты со

Описание слайда:

Проблемы совместной деятельности и общения детей со сверстниками контакты со сверстниками бедны игра носит процессуальный характер неспособность к конструктивному решению проблем притязательность реализуется через физическую силу нарушение в формировании структуры самосознания

6 слайд

Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений смутное п

Описание слайда:

Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений смутное представление о будущей половой роли в семье отсутствие знаний о различиях полов равнодушное отношение к своему внешнему виду неадекватное психосексуальное развитие психологическая незащищенность личности в целом иждивенческая позиция сексуальные отклонения

7 слайд

Проблемы нравственного развития личности воспитанников недостаточное понимани

Описание слайда:

Проблемы нравственного развития личности воспитанников недостаточное понимание или неприятие моральных норм отсутствие способности к сопереживанию сниженная эмпатия низкая моральная устойчивость сниженная социальная ответственность

8 слайд

Проблемы социализации детей-сирот Социализация- комплекс затруднений ребёнка

Описание слайда:

Проблемы социализации детей-сирот Социализация- комплекс затруднений ребёнка при овладении той или иной социальной ролью. ложное представление о своей социальной роли не решаются задачи адаптации нарушения эмоционально-волевой сферы нарушение социального взаимодействия сниженная самоорганизованность ослабление «силы личности»

9 слайд

Диспропорции развития ребёнка Умственная отсталость – состояние, обусловленно

Описание слайда:

Диспропорции развития ребёнка Умственная отсталость – состояние, обусловленное врождённым или рано приобретённым недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование личности. Умственная отсталость – характеризуется выраженным снижением интеллектуальных способностей: коммуникация, самостоятельность, социальные навыки, самообслуживание, использование общественных ресурсов, поддержание личной безопастности.

10 слайд

Задержка психического развития Задержка психического развития (ЗПР)- нарушени

Описание слайда:

Задержка психического развития Задержка психического развития (ЗПР)- нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) от стают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР конституционального происхождения – эмоционально-волевая сфера ребёнка находится лишь на более ранней возрастной ступени развития.

11 слайд

ЗПР соматогенного происхождения – обусловлен влиянием различных тяжёлых сомат

Описание слайда:

ЗПР соматогенного происхождения – обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). Сопровождается невротическими наслоениями: неуверенность боязливость соматогенный инфантилизм капризность

12 слайд

ЗПР психогенного происхождения – связан с неблагоприятными условиями воспита

Описание слайда:

ЗПР психогенного происхождения – связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в двух основных случаях: – недостаточная опека, безнадзорность; – гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»;

13 слайд

ЗПР церебрально-органического происхождения – проявление психической неустойч

Описание слайда:

ЗПР церебрально-органического происхождения – проявление психической неустойчивости и психической тормозимости. Причины ЗПР выделяют следующие: Биологические: патология беременности недоношенность асфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних стадиях развития генетическая обусловленность

14 слайд

Причины ЗПР выделяют следующие: Социальные : длительное ограничение жизнедеят

Описание слайда:

Причины ЗПР выделяют следующие: Социальные : длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка;

15 слайд

Жестокое обращение с детьми Жестокое обращение с ребёнком представляет собой

Описание слайда:

Жестокое обращение с детьми Жестокое обращение с ребёнком представляет собой любую форму физического или психического издевательства. Виды жестокого обращения: пренебрежение основными нуждами ребёнка ( моральная жестокость) физическое насилие эмоциональное (психологическое) насилие сексуальное насилие

16 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Общие особенности развития ребенка оставшегося без попечения родителей

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Общие особенности развития ребенка оставшегося без попечения родителей

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Общие особенности развития ребенка оставшегося без попечения родителей

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация “Особенности развития и поведения ребенка оставшегося без попечения родителей. Диспропорции развития”. В данной презентации говорится о психическом развитии ребенка в соответствии с периодизацией развития детей. Виды жестокого обращения с детьми. Диспропорции развития детей и их отличия. Данное пособие предложено для специалистов Служб по устройству детей в семью.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-194524

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник