Общение с отстающим в развитии ребенком

Общение с отстающим в развитии ребенком thumbnail

«Как общаться с ребёнком, имеющим нарушения в развития»

  • Для общения с ребёнком используйте утреннее время, нежно разбудите его, шепните на ушко ласковое слово, чтобы у него улучшилось настроение и он проснулся бодрым и весёлым.
  • Разговаривайте с ребёнком по дороге в детский сад, расспросите о его планах, что-то посоветуйте и т. д.
  • Вечером после трудового дня, когда вы устали для общения, проведите с ребёнком время в спокойной семейной обстановке, устанавливайте с ним контакт с помощью взгляда, улыбки, ласкового приветствия.

Помните: ребёнок от рождения наделён способностью общаться со взрослым, всегда отвечайте на желание малыша пообщаться с родителями.

У детей с нарушениями в развитии, так же как и у здоровых малышей, возникает желание общаться с родителями и другими взрослыми, но гораздо медленнее и позднее, чем у ребёнка в норме.

  • Создавайте специальные игровые ситуации, в процессе которых у ребёнка возникают ответные голосовые реакции, взаимодействие родителя с малышом.
  • Обучайте ребёнка первоначальным знаниям и умениям, необходимым для овладение речью, а в дальнейшем – для обмена информацией.

Основой вашего общения с особым ребёнком должна стать игра, так как это наиболее привлекательный вид детской деятельности в дошкольном возрасте. Именно игра позволяет ребёнку раскрыться, побуждает его к общению с участниками игры.

  • Систематически играйте с ребёнком, озвучивайте при этом всё, что делаете, чем занимаетесь. Это благоприятно воздействует на атмосферу общения, создаёт у малыша комфортное состояние.
  • Рассматривайте и читайте книжки с картинками, объясняйте ему связь изображений с прочитанным текстом.
  • Способствуйте развитию общения с особым ребёнком, используя для этого разные приёмы и способы, вызывающие его ответные реакции.
  • При общении обязательно называйте малыша по имени.
  • Поощряйте любую попытку что-то вам сказать, обратиться за помощью; побуждайте желание ребёнка общаться с другими членами семьи.
  • Старайтесь расширять круг общения ребёнка со взрослыми, разнообразить средства их взаимодействия; передавайте ему свою радостную, положительную энергетику.
  • Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребёнка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.
  • Приобщении с ребёнком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:
  • разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;
  • при разговоре повернитесь к ребёнку лицом и смотрите ему в глаза;
  • не перебивайте малыша на полуслове, выслушайте его до конца;
  • постарайтесь быть внимательным заинтересованным слушателем, не отвлекайтесь во время разговора с ребёнком на домашние дела;
  • не разглашайте детские секреты, которые ребёнок вам доверяет.

Обращайте внимание ребёнка на правильность произношения звуков и слов при разговоре; контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребёнка к речевой деятельности. Общение особого ребёнка со взрослым способствует появлению у него предпосылок для возникновения звуков, слов, речи.

Только при систематическом общении с проблемным ребёнком можно получить положительный результат: научить его правильно произносить звуки, определённые слова, фразы, а в дальнейшем пользоваться речью.

Источник

Публикуем краткий конспект вебинар-лекции о правилах общения с особенными людьми, прочитанной Анной Львовной Битовой 4 октября в Лаборатории социального предпринимательства.

Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка

Часто представление о том, что ребенок – особенный и требует особого подхода, находится, главным образом, в голове у родителей.

Например, существуют примеры, как ребенок с синдромом Дауна прекрасно пошел в обычный детский сад. Конечно, с девочкой для этого специально занимались, и некоторое отставание в развитии от сверстников нормы у нее есть, но сейчас достаточно много обычных детей имеют похожие инфантильные особенности.

Обычные дети, если они не накручены родительскими страхами, как правило с «особенными» друзьями общаются спокойно и способны принять особенности за привычки.

«Да, у Маши все время высунут язык. А я, например, иногда палец сосу».

Родители, помогите окружающим сориентироваться

Часто окружающие не понимают, что ребенок с особенностями, либо не знают, как с ним общаться, и пугаются. Ситуации, которые при этом возникают, могут быть комичными и не очень.

Например, одной из мам Центра лечебной педагогики однажды серьезно выговорила тетя из троллейбуса, с которой не захотел поговорить «невежливый» мальчик пяти лет. На самом деле ребенок просто не говорил.

Ситуация, когда девочка с расстройством аутичного спектра очень громко пыталась выйти из троллейбуса, не понимая, что он движется, сопровождалась гораздо большим волнением пассажиров.

В конце концов, чтобы не объясняться со всеми и везде, родители сделали визитки: «Мой ребенок с особенностями. Он остро переживает то, что вы почти не слышите – шум улицы, свист ветра, крики. Мир недобр к нему, но вы можете быть добры».

Не боимся необычной мимики

Нужно понимать, что слабослышащий человек или человек с ментальными нарушениями воспринимает мир иначе, и его мимика может быть отлична от людей нормы. Даже в обычных условиях ему легче испугаться, он может устать или дать понять, что не хочет с вами общаться. Поэтому он может вести себя внешне непривычно – даже закричать или укусить.

Главное – преодолеть барьер коммуникации

То есть, найти способ общения, который понимали бы оба собеседника. Если желание общаться велико, способ пообщаться обычно находится. Кстати, преодолевать такие барьеры приходится иногда и обычным людям.

Однажды Анна Битова оказалась во Франции и отстала от переводчика. По счастью, у француза, который ей встретился, была с собой большая стопка карточек с картинками!

Четыре главных правила общения

1. Уважайте личные границы собеседника. Перед началом разговора убедитесь, что человек вообще хочет с вами общаться.

2. Перед началом каждого действия предупредите, что вы хотите сделать: «Сейчас я возьму тебя на руки», «сейчас мы будем кушать». «Сейчас я на пять минут выйду, но потом вернусь». (Кстати, это правило действует и при общении с детьми нормы).

3. Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть человека на коляске, надо спросить его разрешения. Кстати, разрешения погладить ребенка тоже надо спросить. Да, в том числе, у самого ребенка.

4. Не обсуждайте ребенка при всех и при нем самом в третьем лице. (Тоже действует и для детей с особенностями, и для детей нормы).

Хитрости, облегчающие общение:

При общении с плохо слышащими и плохо понимающими речь могут помочь:

— членораздельная речь,

— короткие предложения,

— картинки,

— утрированные четкие жесты,

— утрированная театральная интонация,

— взгляд в глаза (человек при этом может не слышать и читать по губам, взгляд позволяет ему удерживать внимание).

Не торопитесь и всегда дождитесь ответной реакции.

При общении с плохо держащими взгляд или внимание на собеседнике:

— можно надеть что-то яркое – шляпу, серьги;

— сделать яркий макияж;

— надеть звенящие длинные серьги или колокольчик на шею.

Обладатели целого ряда диагнозов – например, аутисты – в глаза смотреть не любят, зато прекрасно общаются при помощи картинок или фотографий, очень любят чертить пиктограммы.

Поймите специфические интересы собеседника

Для успешного общения с «особенным ребенком» важно выяснить, что он любит. Часто у людей с ментальными нарушениями существует «излюбленная тема», на которую они готовы общаться часами. При этом на все другое они часто не реагируют вообще.

Подобные специфические интересы раздражают. Но их надо не запрещать, а использовать.

Например, в истории Центра были любитель покемонов, любитель небоскребов и любитель метро. Первому поставили мелкую моторику с помощью прописи из имен покемонов. Последнего готовили к школе, изучая окружающий мир с помощью игры: «На одной платформе станции метро «Ботанический сад» мы выращиваем фрукты, а на другой – овощи». Еще был любитель бус, с которым, в конце концов, удалось договориться до расписания: час – занимаемся, час – играем в бусы.

Вообще из специфического интереса нужно делать маленькое счастье. Например, если ребенок склонен везде искать вещи красного цвета, можно вместе покупать одежду разных оттенков и т.д.

При этом есть вероятность, что через какое-то время специфический интерес у ребенка изменится на другой, палитра интересов расширится.

Источник

Общение с отстающим в развитии ребенком

Добрый день, дорогие родители! Эта статью я написала для вас. Она родилась из моего собственного опыта работы с детьми, имеющими речевые расстройства и/или задержку психического развития, и их родителями. Сначала мне бы хотелось вкратце определиться с используемой мной терминологией. Под речевыми нарушениями я подразумеваю темповые задержки развития импрессивной и экспрессивной речи. Импрессивная речь – это способность понимать то, что вы говорите ребенку, то есть его способность понимать слова. А экспрессивная речь – это способность говорить самостоятельно, используя свой собственный словарный запас. Вы наверняка знаете, что существуют нормативные сроки речевого развития ребенка.  В возрасте до года мы можем также говорить о предречевом развитии ребенка. То есть о развитии его двигательных функций. Именно от своевременного развития моторики зависит и последующее развитие речи. Но уже на первом году вы можете самостоятельно оценить, как развивается речь вашего малыша. Нормативные сроки:

– агуканье с – 1 месяца;

– гуление (произнесение звуков нараспев) – со 2-3 месяца;

– лепет (произнесение повторяющихся слогов без использования их для обращения к взрослому, «та-та-та», «ба-ба-ба», «дя-дя-дя») с 6-8 месяцев;

– первые простейшие слова, адресованные к конкретному  лицу (например «мама», «дай», «на», «да») к 1 году жизни;

– формирование первых коротких фраз из 2 – в период с 1,5 до 2 лет;

– речь развернутыми предложениями из 3-4 и более слов – к 3 годам.

Темповой задержкой речевого развития я называю отставание формирования словаря ребенка от стандартных вышеописанных сроков. Темповые задержки речи обычно явление нестойкое. К началу школьного возраста, как правило, отстающие детки догоняют своих сверстников и далее развиваются абсолютно нормально. К задержкам же психического развития я отношу не только темповую задержку развития речи, но и задержку формирования других психических функций, таких как внимание, память, игровая деятельность, мышление, эмоциональность, волевые характеристики, навыки опрятности, навыки самообслуживания.

Но речь здесь пойдет не о постановке правильного диагноза. Если у вашего ребенка есть похожие трудности, то правильный диагноз вы сможете узнать, проконсультировавшись с логопедом, детским психологом или психиатром. Я же хочу вам рассказать о том, как общаться с вашим малышом, если диагноз уже известен, лечение начато, занятия с психологом и логопедом идут полным ходом, а вам все-таки не удается построить диалог с ребенком.

В первую очередь, на что бы мне хотелось обратить ваше внимание, убедитесь в том, что в общении с ребенком вы последовательны и строите свою речь грамотно. Желательно избавиться от «жаргонизмов», «бытовых выражений», уменьшительно-ласкательных слов, детского искажения своей взрослой речи. Последний вариант довольно часто используют родители, ориентируясь на своего, еще плохо говорящего ребенка, и считая, что так он лучше будет их понимать. Называйте предметы правильно. Не повторяйте за ребенком его звукоподражательные и звуковые искажения. Например, «капа» вместо пока, «ляля» вместо «кукла», «киса» вместо «кошка/кот», «абака» вместо «собака», «бибика» вместо «машина» и так далее.

Старайтесь использовать в своей речи единичные инструкции. Например, вместо фразы «Убери свои игрушки, зови папу и идите обедать!», скажите сначала – «Убери свои игрушки» и дождитесь, пока ребенок выполнит эту просьбу. Затем озвучьте следующую. Дети с запаздывающим развитием часто не воспринимают множественных инструкций. Это может быть связано как с дефицитом внимания, или памяти, так и с собственно задержкой речевого развития.

Используйте в своей речи полные предложения, не обрывая их. Скажите: «Артем, убери свою одежду в шкаф!» – вместо того, чтобы сказать – «Убери все на место!». Во-первых, ВСЕ это что именно? А во-вторых, куда убрать? Где у этого «всего» «место»?

Старайтесь говорить громко и четко. Для ребенка с нарушениями речи важно слышать правильную речь, ибо он произносит неправильно не, потому что не хочет, а потому что не умеет, потому не знает, как правильно. Будьте для него примером для подражания!

Также очень важно не говорить намеками. Для многих маленьких детей, а особенно детей с нарушениями развития, фразы, построенные в виде намека, непонятны.

Например, ребенок разбросал по квартире игрушки. Его мама, негодуя от повторяющегося неправильного поведения, может сказать: «Ты что не понимаешь, что ты натворил? Ты специально это делаешь? Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?». Или другие подобные варианты. Во-первых, ребенок может не понимать, на что разозлилась мама. Он может не знать что тот поступок, который он совершил неправильный или плохой. Просто потому, что ему об этом не рассказали. Расскажите своему ребенку, что правильно, а что нет, используя конкретные примеры вместо общих фраз. Во-вторых, данные обороты речи являются сложными и рассчитаны на нормальный, развитый интеллект и наличие формальной логики. Кстати, говоря, формальная логика у нормально развивающихся детей начинает формироваться с 7 лет и заканчивает свое развитие к 13 годам!!! Поэтому, речь взрослого, построенную в виде намеков, способен полностью понять только взрослый. Здесь, родители могут мне возразить, мол, понимают они такие наши фразы. И тут кроется самый главный секрет. Да, дети понимают……., но не смысл фразы, а ее эмоциональную загруженность. Эмоции взрослых дети научаются воспринимать гораздо раньше, чем у них появляется речь. И ребенок улавливает интонацию голоса, позу, выражение лица родителей, их жесты и понимает, что они злятся, расстраиваются или тревожатся. Но они не понимают ПОЧЕМУ?

Вместо намека скажите ребенку по-простому: «Ты не убрал сегодня свои игрушки! Я очень расстроилась из-за этого. Пожалуйста, сложи свои игрушки в ящик прямо сейчас!» (как вариант через 10 минут, полчаса). Если ребенку меньше 4 лет, то лучше и вовсе ограничиться только второй частью фразы («Пожалуйста, сложи свои игрушки в ящик прямо сейчас!»).

А теперь давайте проанализируем вышеприведенные мною, неправильные фразы, представив, что ребенок все-таки понял их смысл.

– «Ты что не понимаешь, что ты натворил?» – в данном предложении содержится вопрос о том, понимает ли оппонент последствия своих поступков. И логичным ответом на это фразу было бы «да, я понимаю» или «нет, не понимаю, я ничего плохого не сделал».

 – «Ты специально это делаешь?» предполагает также два ответа «да, специально» и «нет, это вышло случайно».

А фраза «Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?» просто гениальна. Ответ подразумевает под собой знание тактики передвижения по дому таким образом, чтобы не наступить на мелкие детали от Лего, не споткнуться о грузовик и не врезаться в плюшевого медведя приличных размеров. Любой развитый и шаловливый ребенок в ответ расскажет вам, КАК именно нужно передвигаться. Или ответом его может быть «никак, там, где лежат мои игрушки, ходить нельзя!».

Но разве, родители, задавая эти вопросы, хотят получить подобные ответы? Или они хотят, чтобы ребенок изменил свое поведение? И что произошло бы с любым родителем в результате таких ответов? Правильно, злость, крики, швыряние плюшевым медведем и вызов на помощь тяжелой артиллерии (папы, бабушки, дедушки и т.д.).  Так не проще ли было бы сказать ребенку, ЧТО он сделал не  так и КАК ему следует поступить?

Есть и еще один вопрос? Если эта конструкция из 3 вышеперечисленных вопросов («Ты что не понимаешь, что ты натворил? Ты специально это делаешь? Как нам ходить, когда твои игрушки разбросаны по всей квартире?») подразумевает один ответ, то на какой из них ребенок должен ответить в первую очередь?

Эти фразы взяты мною из реальной жизни семьи, которая пришла ко мне на психотерапию с вопросом «как правильно общаться с ребенком?» Эта семья получила свои ответы, и им удалось наладить контакт со своим шалуном. Этим случаем я делюсь с вами в качестве примера.

К сожалению, дети, развивающиеся с отставанием, хорошо прочитывая ваши эмоции и не понимая смысл ваших требований, могут стать нервозными, капризными, начать испытывать страхи и замыкаться в себе. Постарайтесь не допустить этого. Будьте понятными для своих детей.

Читайте мои статьи, подписывайтесь на канал! Здесь вы найдете еще много интересных и полезных публикаций!

Источник

Часто поведение чужих детей вызывает у нас раздражение, а реакция их родителей – недоумение. Но непослушание и плач – не всегда признаки плохого воспитания. Возможно, перед вами особый ребенок. Как вести себя, если по соседству с вами оказался малыш с аутизмом или синдромом Дауна?

К сожалению, детей с теми или иными особенностями развития рождается все больше. К счастью, от них перестают отказываться родители, их все меньше прячут в специальных учреждениях и все чаще вспоминают об их интересах. И разговоры о том, что им нет места среди нас, остаются в прошлом.

Мы можем встретиться на детской площадке, в больнице, в очередях, в путешествиях, в доме своих друзей, а порой они рождаются в наших семьях. Проблема в том, что мы слишком мало знаем об этих людях и действительно не умеем с ними общаться.

Особый этикет

Есть некоторые правила для общения с необычными собеседниками:

  • Если вы встретились взглядами, улыбнитесь ребенку и его родителям. Не отводите взгляд виновато. Будьте естественны, это такие же люди, как и вы.
  • Соблюдайте дистанцию. Не нужно с ходу обниматься и брать чужого малыша на руки. Если сам ребенок не пытается наладить с вами тактильный контакт, не проявляйте инициативу.
  • Будьте спокойны, говорите ровно, не повышая голоса и избегая чрезмерной жестикуляции. Используйте простые, понятные, короткие предложения с четким смыслом.
  • Не говорите с «грудничковой интонацией», не сюсюкайте. Вы можете недооценить уровень развития и обидеть маленького собеседника.
  • Если вы хотите помочь, спросите у родителей разрешения. Ваши безобидные, на первый взгляд, действия могут напугать или расстроить малыша.
  • Если ребенок шумит, не может усидеть на месте, громко плачет, не запугивайте и не стыдите. Родители лучше знают, как успокоить свое чадо.
  • Будьте терпеливы. Ваше раздражение дети заметят еще раньше, чем вы его осознаете. И это только усложнит взаимопонимание.

Эти правила подойдут и для самых обыкновенных детишек. Но если перед вами дети с ограниченными возможностями или нарушениями развития, крайне важно вести себя корректно.

Особый подход

Распознать деток с синдромом Дауна довольно просто из-за их узнаваемой внешности. Если вы не встречались с ними прежде, вас наверняка удивит их непосредственность. Они могут обнять вас, взять за руку и пойти с вами дальше, будто вы старые друзья. Такие дети очень общительны, любят малышей и животных.

Они сканируют наши эмоции лучше Пола Экмана и любят внимание и общение. Спросите их о делах, настроении, любимых занятиях и друзьях – они с удовольствием расскажут вам о своей жизни.

Дети с аутизмом не имеют каких-то особенных черт лица, но их отстраненность бывает заметна невооруженным глазом. Проблемы с речью, избегание контактов, повторяющиеся движения – все это присуще людям с расстройствами аутистического спектра. Ребенок словно заперт внутри себя, он живет в собственном мире.

Такие дети очень чувствительны и ранимы. Это тот случай, когда не только протянутая рука, но и ваш пристальный взгляд могут вызвать у ребенка испуг, дискомфорт и бурный протест. Если вы видите, что малыш, сидящий напротив, отворачивается – не нужно продолжать разглядывать его. Будьте готовы к прямолинейности и неудобным замечаниям. Они не хотят вас обидеть – они просто не умеют врать и всегда говорят то, что думают.

Дети с ограниченными физическими возможностями, с ДЦП с сохранным интеллектом чаще всего отличаются ранимостью из-за своего недуга, но их умственные способности не хуже средних, а иногда и выше. Самое главное – не разглядывайте их, но и не отворачивайтесь. А еще старайтесь, чтобы при разговоре ваши глаза были на одном уровне. Присядьте перед коляской, а не нависайте над собеседником.

Часто внимание посторонних привлекают и детки с гиперактивностью. Веселые, смышленые, но слишком неудобные и громкие для общественных мест. На вид они обычные хулиганы, а на деле таким детям очень сложно контролировать себя и долго сидеть на месте. Если вы начнете ругать их, они не порадуют вас послушанием, скорее разойдутся еще сильнее. А вот отвлечь их от пробежки по вагону интересной историей, смешным фокусом или более спокойной, но увлекательной игрой можно. Опять же с одобрения мамы и папы.

Особые родители

Нужно понимать, что в нашей стране воспитание «других» детей связано с большими трудностями. Наше общество все еще не толерантно. Пока человек лично не столкнулся с подобной проблемой, кажется, в том, что ребенок «не такой», виновны исключительно пьянки или прочие «грехи» родителей. А ведь это не так. И несмотря на раннюю диагностику, многие узнают о каких-либо аномалиях в развитии ребенка уже после его рождения.

Семьям с такими детишками действительно сложно. Их жизнь связана с большими физическими, эмоциональными и финансовыми затратами. Хотя некоторые родители чувствуют себя счастливее тех, у кого здоровые дети. Жизненные сложности помогают открывать в себе новые ресурсы и отделять важное от незначительного. В любом случае при общении с родителями требуется деликатность.

  • Не нужно жалеть и сочувствовать. Они любят своего ребенка не меньше, чем вы любите своего. И они рады, что он с ними.
  • Не спешите давать советы, если вы не профессионал в этом направлении. Каждый родитель хочет лучшего для своего дитяти и делает все, что в его силах, чтобы развивать его и заботиться о его здоровье.
  • В тоже время вы можете предложить помощь с коляской, багажом, занять чем-то внимание ребенка (если родители одобрят это), а иногда и успокоить окружающих, ведущих себя недоброжелательно.
  • Было бы невежественно желать выздоровления таким деткам. Это не простуда, поддающаяся полному излечению. В таких случаях предполагается только коррекция. Так что будьте внимательнее к своим словам, даже если таким образом вы хотите поддержать.
  • Если родители ребенка запрещают вам что-либо делать (совершенно безобидное, на ваш взгляд), немедленно перестаньте. И не спорьте! Не нужно протягивать угощения, настойчиво знакомиться и гладить по голове! Только папа и мама знают, что хорошо и что плохо. Ваше неумелое поведение может обернуться большой проблемой для ребенка и для того, кто его сопровождает.

«Мам, а почему он в коляске?»

Постарайтесь доступным языком объяснить своему ребенку, что все мы разные. Есть дети со светлыми волосами, есть с темными, большие и маленькие, тихие и шумные, некоторые из них неразговорчивые, а другие слишком болтливые, некоторые не могут ходить, кто-то не видит или выглядит не совсем обычно. Эти дети такие же добрые и хорошие, с ними тоже можно дружить, и ни в коем случае нельзя обижать их только потому, что они не похожи на нас.

Можно привести такой пример: «Представь, что ты оказался в Африке, и вокруг только темнокожие кудрявые детки. Никто не хочет дружить с тобой, и все обзывают “белой вороной”, а то и палками поколотить пытаются. Как бы ты чувствовал себя? Так и этот ребенок. Он чувствует то же, что и ты. Не забывай этого».

Регулярные занятия с родителями, реабилитологами, педагогами, а также доброжелательное отношение окружающих могут принести хорошие результаты. В этой особенной среде встречаются очень талантливые люди. Пусть для ребенка поход в общественное место или поездка в транспорте станет не очередным стрессом, а площадкой для общения и развития.

Источник