Общение ребенком 2 года

Общение ребенком 2 года thumbnail

Когда ребенок достигает двухлетнего возраста, то родители малыша должны особое внимание обратить на развитие индивидуальности и личности. Общаться с окружающими, постигать мир и приобретать полезные навыки ребенок сможет только тогда, когда родители начнут с ним проводить активные занятия. Основная цель данных занятий — это развивать у малыша основные психологические функции, такие как: память, мышления и моторика.

Развиваем чувства

Самое главное это научить ребенка развивать свою речь, постепенно расширяя словарный запас, развивать мышление и тренировать моторную функцию. Некоторые психологи советуют основные занятия с ребенком на развитие мышления, памяти и моторики. И на все это должны быть направлены такие действия:

  • Развитие чувств.
  • Развитие математического мышления.
  • Тренировка и развитие моторики.
  • Развитие речи и расширение словарного запаса.
  • Развитие творческого мышления.

Развитие памяти и творческого мышления

Для того чтобы развить память и речь надо с малышом читать книги и смотреть картинки. Начать лучше с простых сказок, в которых обычно есть повторяющиеся фразы. Малыш должен проговаривать вместе с вами все фразы вслух. Когда смотрите на картинку, то озвучивайте ее, говорите, что на ней изображено и предложите ребенку повторить за вами.

Если ребенку исполнилось два года, то самое время начать изучать цвета. Это отличный возраст для того, чтобы ребенок начал ориентироваться в цветовой гамме самостоятельно. Учить с ребенком цвета можно сколько угодно и как угодно. Просто покажите ему любой предмет и назовите цвет. Все это надо повторить несколько раз. Потом малышу надо дать возможность самому назвать увиденный цвет.

Для того чтобы развить творческое мышление и моторику, ребенок должен учиться рисовать. Благодаря этому малыш сможет ориентироваться в формах предметов, цветах, которые его окружают, и тогда он будет рисовать осмысленно. Для того чтобы ребенку было очень интересно, купите яркие и цветные карандаши или фломастеры. Тогда ваше чадо будет радовать вас яркими и детскими рисунками.

Музыка нужна, для того чтобы развивать чувства. Для ребенка надо включать песни или обычные мелодии. Тогда они будут вызывать у него разнообразные эмоции и чувства. Можно посмотреть музыкальные мультики или фильмы, прослушать много детских песен и так далее. Если вы хорошо поете, то можно и петь своему ребенку.

Как справиться с истериками

Раз в неделю, в среднем, от ребенка этого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой считаются истерики, что проходят до 2-3 раз в неделю. Тут же все зависит от темперамента и интенсивности развития малыша. Однако, если вы видите слезы более 2-3 раз в день, то ребенок может проходить критический период или же переживать длительный стресс. А вот без истерик и раздражений дети в возрасте двух лет могут быть будущими флегматиками.

Когда ребенок начинает плакать, то самое главное – сдерживать эмоциональное сопротивление, гнев и раздражение. Если ваш ребенок, например, не хочет идти домой или перестать смотреть мультики, то самое главное, что надо сделать, это не подключаться к эмоции малыша. Не стоит говорить на повышенных тонах, сердиться или кричать.

Далее, спокойным голосом и на доступном ребенку языке объясните то, что с ним происходит. Попробуйте привести самые обычные аргументы, почему надо сделать то или другое. Конечно, такая мера не даст мгновенного результата. А плач и крик только усилятся в первые минуты. Тут же сработает накопительный и долговременный эффект. Данный метод поведения уже через месяц способен действовать безоговорочно и быстро.

Сверстники

У ребенка начинает появляться устойчивый интерес к ровесникам к двум или трем годам. Также ему становятся интересны игры и меняется поведение. Малыш кого-то выделяет из группы детей, а после называет их своими друзьями. В данном возрасте может быть полезным посещать занятия, на которых дети находятся вместе с родителями. Это поможет достичь максимально развивающий эффект, так как возраст отделения от мамы еще не наступил.

Чаще всего дети в это время играют не вместе, а около друг друга, поглядывая с большим интересом в сторону одногодок. Данная стадия считается первой совместной игрой. Родители могут комментировать действия других детей своему малышу и рассказывать, что они делают. Благодаря этому малыш начнет разбираться в поведении или отношении остальных деток.

Что умеют делать дети в два года

Не стоит думать, что двухлетний малыш не способен на что-либо, кроме как кушать еду и плакать. Как только ребенку исполняется два или три года, то он может водить ручкой или фломастером по бумаге. Конечно, фигуры получаются бессмысленные. Однако, мы же не ждем увидеть в нем Пикассо. Дети в данном возрасте уже спокойно могут использовать воображение в играх или слушать любимые сказки по множеству раз. Также малыши любят играть в простой конструктор, складывать пазлы из 2-3 деталей.

Источник

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой автономную личность.

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него — эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности — исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

  • Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
  • Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями. Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.

Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:

  • не любят повторений в обучении;
  • воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
  • несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
  • мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
  • любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
  • они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.

Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

Источник

Ната Высоцкая
Особенности общения ребенка 2–3 лет со сверстниками

Высоцкая Наталья Валерьевна, воспитатель ГБДОУ №4 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга.

Как быстро летит время и вот уже позади младенческий возраст, когда ребенок тянулся только к матери, которая составляла для него центр вселенной. По мере взросления, в раннем возрасте ребенок начинает все ярче проявлять интерес к своим сверстникам. На детской площадке или в гостях дети устанавливают первые контакты друг с другом. Но пока лишь эти контакты кратковременны, спонтанны. Лишь к двум годам между детьми возникает взаимодействие, которое можно назвать общением.

Общение между детьми третьего года жизни имеет свои особенности. Совместная игра малышей строится на подражании действиям сверстника без использования игрушек,а также на демонстрации друг другу своих умений: малыши падают, кувыркаются, кричат, прыгают друг перед другом, как обезьянки, хохочут, внимательно наблюдая за реакцией на свое поведение партнера. Взаимодействуя таким образом друг с другом, малыши учатся подражанию, развивая в себе новые умения и яркие положительные эмоции. Дети с огромной радостью и восторгом отражают, как в зеркале действия друг друга. Но как легко расстроить малыша, если он вдруг заметит в руках другого ребенка игрушку, особенно такую, какой он еще и в руках не держал. Все свое внимание ребенок переключает на нее, и, конечно, между детьми возникает ссора. Малыш еще не способен самостоятельно урегулировать конфликт, как-то договориться со сверстником. У него “горят глаза”, ему хочется обследовать игрушку. Такая потребность в действиях с предметами оказывается для детей важней, чем общение с другими детьми.

Взрослые, наблюдая за поведением детей, часто недооценивают значение детского баловства для психического развития ребенка. Опасаясь, что малыши перевозбудятся или в совместных играх-подражаниях причинят вред друг другу, часто стараются прекратить такого рода взаимодействие между детьми. Но неоднократные наблюдения за кажущимся внешне бесцельным характером подобного общения показывают, что оно вносит огромный вклад в психическое развитие ребенка. Оно является одним из источников развития у малышей познавательной активности. Дети, контактируя между собой, учатся сопереживать, радоваться; находить способы самовыражения через игру, раскрывать свои способности и силы. Ребенку очень важно, чтобы его принимали в среде сверстников и чувствовать свою значимость для других. Это способствует формированию адекватного представления ребенка о себе.

Контакты с ровесниками играют важную роль в социальном развитии ребенка. В ходе совместных, эмоционально окрашенных сюжетных игр дети испытывают яркие впечатления, положительные эмоции. Они учатся жить в коллективе, ладить и взаимодействовать друг с другом, уступать и согласовывать свои действия с другими детьми. Жить в нашем, постоянно меняющемся мире дело непростое. Одно из важных качеств современного человека-это научиться владеть своими эмоциями, не выплескивать свой гнев на окружающих, каковы бы ни были обстоятельства. Как говорил великий Ф.Честерфилд: ” Знания могут придать человеку вес, но только воспитанность может придать ему блеск”.

Мы, взрослые, должны помогать нашим детям налаживать положительные взаимоотношения друг с другом, развивать в них позитивные навыки общения. Если у родителей правильный подход к воспитанию ребенка, то малыш охотно стремится на игровую площадку, достаточно легко адаптируется к группе сверстников в детском саду, умеет играть дружно, не отбирая игрушки и не ссорясь с другими детьми.

Со временем контакты между детьми усложняются, становятся более содержательными. Дети проявляют все больший интерес к ролевым играм, их действия становятся более согласованными. Задача взрослых-поддерживать детскую инициативность и включать их в разнообразные формы взаимодействия, грамотно руководя ими.

Источник