Общение ребенка 3 года с другими детьми
Самая точная и очень понятная информация о дружбе и настоящих друзьях – в советских детских песнях.
Однако первые и главные знания о дружбе ребенок получает с пеленок, в своей семье
Родители не часто задумываются об этом, думают, что малыш сам научится дружить, когда подрастет.
Ссылка на информацию фото
Но во взрослой жизни очень сложно находить друзей. А вот в дошколятах заложить желание и навыки дружбы довольно легко.
До трех с половиной – четырех лет дети играют и дружат в основном с взрослыми
Но уже к пяти-шести годам они переключаются на сверстников, с которыми играть интересно, они же и становятся первыми друзьями детей.
В этот момент очень важна поддержка родителей. Нужно начинать рассказывать крохе о дружбе.
Ссылка на источник фото
Как научить ребенка дружить: 4 правила
Прежде всего, взрослый должен быть рядом с малышом. Хотя бы иногда играть вместе с ним.
Важно показать ребенку, что окружающий мир добр и безопасен, в нем есть много добрых людей
Следующее условие: воспитывать такие качества, как самостоятельность и ответственность
Постараться остаться другом и для уже подросшего ребенка
Книги, песни, игры, фильмы – помощники родителей в воспитании дружеских чувств.
Можно собрать коллекцию сказок и мультфильмов для дошкольников – они окажут большую помощь в формировании отношения к миру вообще и к людям, а также к сверстникам.
Важно сохранять доверие у ребенка, а для этого нужно интересоваться его жизнью, чем он увлекается, какие отношения между сверстниками.
Ссылка на источник фото
Кроме того, желательно поддерживать хорошие отношения с друзьями ребенка. Воспринимать их как его друзей, одобрять их общение.
Родители не должны отказывать крохе, если у него возникла идея пригласить в гости кого-то из детского сада
Ничто не может помешать взрослым быть гостеприимным и постараться сделать так, чтобы встреча прошла на позитиве и у ребенка остались приятные чувства.
Что еще развивает у дошкольника умение дружить
Пример взрослых
Родители – главные учителя!
Дети учатся общаться с миром через подражание взрослым.
Они копируют поведение – как мама и папа общаются с друзьями, какие между ними отношения, помогают ли они друг другу, как разрешают конфликты.
Общение ребенка со сверстниками
Для детей старше четырех лет общение с ровесниками крайне необходимо.
Родители должны позаботиться об удовлетворении этой потребности. Психологи утверждают, что из-за недостатка общения, у детей может случиться «дополнительный» кризис.
Ссылка на источник фото
Многие современные дети-дошкольники сильно загружены: спортивные секции, английский язык, подготовка к школе.
А для детской дружбы времени нет.
У каких детей много шансов иметь друзей?
У тех, чьи родители
– сами умеют дружить
– дают ребенку правильную информацию
– дружат со своими детьми, участвуют в их жизни
– помогают малышу дружить, т.е. принимают его друзей
Задача взрослого – дать первые знания о дружбе, помочь ребенку начать дружить, поддержать малыша в приобретении такого опыта.
Ссылка на источник фото
Если родители научат ребенка правильно дружить, он пронесет это умение через всю свою жизнь!
Спасибо за подписку, репост и лайк
Всего Вам доброго и будьте счастливы!
Источник
Категория:
- Дети
- Отменить
Этот пост плавно вытек из моего предыдущего вопроса про гуляния.
Дочке через неделю 3 года. Мы, в общем-то, изначально понимали, что у нас ребенок не из тех, кто около года радостно улыбается случайным прохожим в ответ на их улыбку или другим каким образом жаждет взаимодействия с другими взрослыми или детьми. Она даже с бабушками (нечастые гости) играть начала ближе к 2 годам, чего уж там) Общения с другими детьми избегает чаще всего, они к ней подходят, она не хочет общаться чаще всего, уходит в другое место. Но прогресс есть, он заметен нам, поэтому я не беспокоюсь по вопросу “а будет ли она когда-нибудь?” Конечно, будет, просто не так быстро, как некоторые другие. Хотя просто истории из разряда “у кого такое было” тоже приветствуются, всегда интересно.
Прогресс, например, такой, что этим летом пару раз получилось с одной девочкой поиграть вместе на площадке, но во все другие разы она уже не хотела с ней играть. С сильно старшей дочкой знакомых тоже очень хорошо и радостно играла. Тех, кто младше, не признает совсем, пытается пинуть, толкнуть, да и старших тоже как-то задеть норовит. А раньше я гордилась тем, что моя никогда так не делала))) В ролевых играх ее игрушки тоже предпочитают быть одни, ни с кем не делиться игрушечной едой и т.п. Говорит, что всегда будет с мамой и папой только, дружиться никогда ни с кем не будет, как будто она предчувствует какое-то взросление и отделение что ли, не знаю.
Волнует меня, нужно ли мне что-то делать или дальше плыть по течению просто. Дело в том, что мы со всех сторон как будто ограничены в этом общении) Во-первых, у нас нет своего двора, поэтому изначально мы всегда шатались и шатаемся по округе по разным площадкам и паркам в пределах 5-15 минут ходьбы, она этот стиль давно приняла, каждое гуляние это смена локаций в основном. Поэтому о постоянных детях говорить не приходится. Во-вторых, так получилось, что ни мы не горим желанием пойти в садик, ни система не горит желанием нас в него принять, в этом учебном году, видимо, точно ничего не будет. В-третьих, мы сами не особо любящие гостей люди. В-четвертых, любое новое волнующее место и дочка ужасно долго укладывается, мало спит, постоянно просыпается, то есть тот же поход к кому-то в гости для меня испытание. В-пятых, у нас очень ранний режим по сравнению с другими, поэтому с утра мы гуляем всегда одни, после обеда подтягиваются люди, но все равно не очень много, хотя ей много и не надо, ей совсем никого не надо) Может, еще что-то забыла, но суть передала, думаю.
Резюме: “у кого так было, чем закончилось” и поболтать на тему – оставить ли все, как есть, или где-то направлять ситуацию в какое-то русло, искать общения?
UPD Вот только написала пост, как через пару дней что-то щелкнуло и все стало иначе) Завтра как раз 3 года исполняется. Гуляет с девочками знакомыми и знакомится, бегает за ними, общается, делится потихоньку. Видимо, как-то придется искать общения, хотя все по садикам будут…
Порекомендуйте риэлтора по загородной недвижимости
Покупаем дачку (бюджетный вариант, снт), интересующий вариант идет в комплекте с двумя собственниками-наследниками преклонных лет и агентам они не…
ученики и Л.Н.Толстой
Лев Николаевич Толстой! Ты всё это написал чтобы мучить бедных школьников…? …воскликнула, в сердцах, однажды моя дочь. Подожди, ты ещё с…
Справка 057 на консультацию к нейрохирургу
Мамы, из танка, нагуглить пока не успела. Есть кипа бумаг, результаты рентгенографии, МРТ поясничного отдела позвоночника. Из разных клиник по ДМС. И…
Порекомендуйте риэлтора по загородной недвижимости
Покупаем дачку (бюджетный вариант, снт), интересующий вариант идет в комплекте с двумя собственниками-наследниками преклонных лет и агентам они не…
ученики и Л.Н.Толстой
Лев Николаевич Толстой! Ты всё это написал чтобы мучить бедных школьников…? …воскликнула, в сердцах, однажды моя дочь. Подожди, ты ещё с…
Справка 057 на консультацию к нейрохирургу
Мамы, из танка, нагуглить пока не успела. Есть кипа бумаг, результаты рентгенографии, МРТ поясничного отдела позвоночника. Из разных клиник по ДМС. И…
Источник
Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно – не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности. Ребенок остро реагирует не только на ваше эмоциональное состояние, но и на неудачи, т.е. весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи. Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время – сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое? Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу кричит. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание? Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка – не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться. Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: “Ваня, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…” А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо. Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться. Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода разъяснения поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: “Мама устала, мама хочет полежать”. Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе». Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг замечают, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает “угроза” его благополучию, ни в какую не желает делиться игрушками, а при попытке другого ребенка завладеть ими, реагирует агрессивно или плачет. Для 2-3-летнего малыша это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм, договориться о взаимоприемлемых условиях игры. В этом возрасте контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в свое, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней. Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон “очередности” и отдавая на время свое “сокровище” товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, но ближе к концу 3 лет. Действительно ли сверстники так важны? Не могут ли родители или близкие взрослые заменить ребенку дефицит общения со сверстниками? Единого мнения по этому поводу нет. Одни считают, что взрослый способен дать ребенку все, если включится в детскую игру как полноценный партнер. Другие не согласны с этим: взрослый просто не в состоянии уделять ребенку столько времени, сколько необходимо для игры, а умение, пусть даже на время, “впадать в детство” разрушает его родительский авторитет и сбивает с толку ребенка. Взрослый и сверстник играют каждый свою неповторимую роль. В любом случае расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими – важная часть его общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и обретает способность к познанию своего Я с новых сторон, что, безусловно, ему как личности очень важно. Он как бы обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого. В сверстнике ребенок видит словно свое отражение, общение крайне интуитивно и очень зависит от конкретной обстановки. Так, к примеру, привлекательная игрушка может быстро отвлечь внимание и разрушить дружную игру малышей. Борьба за привлекательный предмет – отличительная особенность данной возрастной группы. При этом отстаивание прав на обладание игрушкой нередко порождает споры, ведь никто не желает делиться, да и отдать «свое» в таком возрасте очень трудно. И нередко дети двух-трехлетнего могут и укусить. Таким образом, ребенок старается ответить на обиды ровесникам – он не просто дерется, он царапается и кусается; или же привлечь к себе внимание взрослых. Кусая же взрослых, ребенок привлекает к себе внимание – в таком возрасте ему еще все равно, привлекать ли положительные или отрицательные эмоции родителей, ему просто необходимо быть в центре внимания. Это не означает, что у ребенка имеется некий дефект развития – к поступлению в садик большинство деток уже учатся выражать свои чувства более признанными в обществе способами. Иногда в привычке ребенка кусаться косвенно виноваты взрослые. Во время игры, с малышом аккуратно покусывая его пальчики, пяточки, вы показываете ему, что укус – это средство выразить свою любовь, и в последствии он будет кусать вас и других детей, испытывая даже положительные эмоции. Если ваш ребенок начал кусаться, постарайтесь уделить ему больше внимания, и спокойно расскажите ему, как вам больно, неприятно и обидно от его укусов.
Используемая литература:
|
Источник
Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.
Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.
Правильно организованное общение:
- обогащает детей впечатлениями;
- является источником разнообразных эмоций;
- учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;
- помогает преодолеть робость;
- способствует становлению личности;
- формирует представление о другом человеке – ровеснике;
- начинает развивать способность пониматьдругих людей;
- подготавливает к последующему общению со сверстниками.
Общение со сверстниками также имеет свой онтогенез. М. И. Лисиной выделены несколько его этапов.
- Эмоционально-практическое общение (2-4 года) основано на подражании, совместной деятельности, ярких эмоциях. Основные средства общения на этом этапе – локомоции и экспрессивные движения. В сверстнике дети этого возраста обычно видят самих себя, а его индивидуальных особенностей не замечают. Наблюдения за 12-месячными младенцами показывают, что никто из них практически не обращает внимания на других детей. В 18 месяцев эпизоды сотрудничества случайны, но уже есть, а в два года практически все дети способны к сотрудничеству.
- Ситуативно-деловое общение (4-6 лет). В этот период наблюдается расцвет ролевой игры, и внимание ребенка начинают привлекать сверстники. Главное содержание общения – деловое сотрудничество, начинают проявляться конкурентное начало и соревновательность.
- Внеситуативно-деловое (6-7лет). На этом этапе становится возможным «чистое» общение, когда дети могут разговаривать без действий. Начинают проявляться сопереживание, бескорыстная помощь, которая знаменует собой начало появления дружбы.
В школьном возрасте социальная ситуация развития ребенка вращается вокруг учебной деятельности, поэтому круг значимых взрослых расширяется за счет включения в него учителей. Дружба со сверстниками во многом определена отношением со стороны учителя.
В подростковом возрасте ситуация радикально меняется: резко возрастает авторитет группы ровесников, а мнение старших надолго отходит на второй план.
Зрелое общение взрослых людей характеризуется децентрацией (способностью принять позицию другого, не сливаясь с ней), ответственностью,личностным отношением к собеседнику и уважением его индивидуальности. Зрелое общение свободно от объектных манипулятивных тенденций и является условием и проявлением способности человека к личному росту и самоактуализации (Э. Фромм). Возрастные трансформации характера общения детей между собой, его особенности представлены ниже (табл. 7.3).
Таблица 7.3
Изменение общения детей со сверстниками с возрастом
Возраст ребенка | Характеристика общения |
К 1 году | 1. Малыши предпочитают разглядывать картинки, где изображены люди, и особенно дети. 2. Проявляется интерес к сверстнику как к интересному объекту исследования, в связи с чем он может: – толкнуть другого; – сесть верхом на другого; – с любопытством разглядывать упавшего ребенка; – дергать его за волосы и т. д.; – какое-либо действие с игрушки перенести на сверстника. 3. Сверстник выступает для ребенка: – как интересная игрушка; – как некое подобие его самого |
До 1,5 лет | 1. Малыши могут спокойно заниматься каждый своим делом (своей игрушкой), например играть в одной песочнице, изредка поглядывая друг на друга. При этом они смотрят обычно на руки сверстника, наблюдают, как он играет. 2. Присутствие поблизости сверстника активизирует ребенка. 3. Сверстники могут обмениваться игрушками, правда, они с радостью берут чужие и с трудом отдают свои |
До 2 лет | 1. Интерес к сверстнику ярко выражен. Увидев ровесника, малыш прыгает, кричит, визжит, причем такое «баловство» носит всеобщий характер. 2. Хотя малыши получают большое удовольствие от совместных игр, но появившаяся в поле зрения игрушка или подошедший взрослый отвлекают детей друг от друга |
2-3 года | Общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни детей (рис. 7.5). Это связано с тем, что формируется представление о другом человеке – ровеснике |
Рис. 7.5. Содержательное общение со сверстниками (к 3 годам)
Общаясь на равных, дети:
- стремятся заинтересовать собой;
- изобретают разные способы привлечения к себе внимания;
- демонстрируют друг другу свои умения;
- чутко отзываются на любое действие сверстника;
- стремятся сравнить действия другого со своими – сверстник в этом смысле выступает как своеобразное зеркало, в котором малыш видит свое отражение.
Поэтому общение является мощным средством развития самосознания и формирования правильного представления о себе.
-155-
Ситуация. Аня, увидев у подружки колготки с яркой заплаткой в виде яблока, разорвала свои и попросила маму зашить их так же.
Что же произошло?
Решение. Эта ситуация характеризует то, как малыши стремятся проявить интерес к другому ребенку и как хотят вызвать у него интерес своей персоной.
С какого момента надо учить детей общаться?
Это надо делать тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает (рис. 7.6).
Рис. 7.6. Роль взрослого в организации и обучении общению
-156-
Вопрос. Как влияет развитие речи ребенка на характер общения со сверстниками?
Ответ. Правильно говорящий, умеющий играть малыш обычно хорошо понимает своего ровесника и быстрее вступает с ним в контакт.
-157-
Задание. Понаблюдайте за процессом адаптации ребенка к новым условиям в группе. Обратите внимание:
- на действия малыша с игрушкой, на их длительность, разнообразие, на сосредоточенность ребенка на игре;
- на реакцию его после предложения взрослого поиграть, на характер этой реакции;
- исследует ли он новые игрушки и как проявляется при этом его интерес;
- обращается ли за помощью к кому-либо при неудаче.
-158-
Задание. Понаблюдайте, испытывает ли малыш потребность в общении со сверстниками. Проанализируйте особенности его поведения по плану.
- Внимание и интерес к сверстнику, как он рассматривает сверстника, его лицо, фигуру, действия и т. д.
- Эмоциональное отношение к сверстнику, отмечается ли проявление удовольствия от встречи и контакта, насколько глубоко ребенок сосредоточен на том, что делает сверстник.
- Желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия, чувствительность к инициативе сверстника.
-159-
Задание. Понаблюдайте за поведением детей в ситуации ссоры:
- из-за игрушек;
- из-за желания сесть ближе к воспитательнице;
- из-за чего-то другого.
-160-
Вопрос. С какого момента надо учить детей общаться? Какая роль в этом процессе принадлежит взрослому?
Ответ. Детей нужно учить общаться с тех пор, как начнет проявляться интерес друг к другу. Внимание ребенка к другим детям обычно совмещается с отношением его к сверстникам как к интересным объектам. Главная роль в этом процессе принадлежит взрослому.
-161-
Ситуация. Два малыша 3 лет радостно общаются друг с другом. Как могут повести себя дети, если взрослый поместит между ними игрушку (например, машинку)?
Дайте психологическое обоснование своему ответу.
Решение. Общение в данной ситуации прекратится, поскольку игрушка выступит в роли яблока раздора, нарушит гармонию взаимоотношений. Появление игрушки провоцирует ситуацию борьбы между детьми за привлекательную вещь.
-162-
Ситуация. В исследованиях Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой детям 1,5 лет показывали разные изображения. В первом случае на экране появлялась улыбающаяся женщина, потом – игрушки, животные, а в заключение – лицо смеющегося маленького ребенка.
Спрогнозируйте реакцию детей на эти три группы картинок. Какие изображения будут для ребенка предпочтительными?
Решение. На все картинки дети живо реагируют. Они радостно улыбаются, смеются, называют то, что видят. Это неудивительно, ведь взрослый человек является центральной фигурой в жизни ребенка, да и игрушки всегда вызывают у него живой интерес.
Дети в возрасте 1-3 лет предпочитают разглядывать людей, а среди людей особое внимание вызывает сверстник. Такая притягательность объясняется тем, что малыш видит в нем самого себя: разглядывая лицо, мимику, одежду ровесника, малыш как бы видит себя со стороны. Даже годовалые малыши, еще не умея выразить словами свое отношение к сверстнику, внимательно разглядывают его изображение.
-163-
Ситуация. Дети 2-3 лет, общаясь друг с другом, часто ссорятся, жалуются друг на друга.
Каковы возможные причины ссор?
Определите предполагаемую тактику поведения взрослого.
Решение. Детские ссоры могут возникать в связи с тем, что:
- дети в данном возрасте еще не знают правил общения друг с другом;
- они не умеют выразить свое состояние словами;
- они не могут ждать, когда другой ребенок удовлетворит свои потребности.
Чтобы свести к минимуму риск возникновения спорных ситуаций, должно быть достаточное количество одинаковых игрушек. Расположить эти игрушки необходимо так, чтобы дети смогли их видеть. Также желательно, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Важно приучать ребенка выражать свои мысли словами, показывать ему примеры совместных действий. Если кто-то из малышей плачет, то следует привлечь к нему внимание всех детей, выразить сочувствие на словах и действиями, успокоить малыша легким поглаживанием, пошептать ему на ушко ласковые слова, привлечь его внимание к другим игрушкам.
-164-
Ситуация. Иногда в группе бывают дети, которые кусаются, бьют других, то есть явно выражают агрессивность. Подобное поведение проявляется в отношении как взрослых, так и детей, игрушек.
Объясните возможные причины подобного поведения, дополнив причины, указанные в решении предыдущей ситуации.
Решение. Помимо указанных в ответе на предыдущую задачу причин, необходимо обратить особое внимание на то, что агрессивность ребенка может быть связана и с фрустрирующими моментами, и как результат подражания агрессивным действиям своих родителей или его старших братьев, сестер.
-165-
Ситуация. Многие родители считают, что недостатки детского произношения исправляются практикой и заставляют детей по 100 раз в день твердить: «Наташа – каша» или распевать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку!».
Правильны ли действия родителей?
Решение. «Это абсолютно неправильно!» – предостерегает логопед Л. Г. Киктенко. Она считает, что родители могут сами помочь ребенку:
- если малыш одни согласные звуки меняет на другие (допустим, вместо «Ш» у него получается «С», вместо «Л» – «В»);
- когда правильный звук в речи ребенка изредка все-таки появляется, но пропадает в сочетании с другими согласными;
- если он путает твердые и мягкие согласные, например смягчает согласные «Л», «Т» там, где это не требуется, либо, наоборот, не умеет произносить их мягко;
- если тот заменяет звонкие согласные на глухие («Д» на «Т», «Б» на «П», «В» на «Ф»).
Следует обратиться к логопеду, если малыш:
- высовывает язык во время речи, говорит «смазанно», спотыкаясь;
- неправильно произносит многие звуки.
Если ваш малыш не справляется со свистящими звуками «С», «З», «Ц», то можно воспользоваться уроком логопеда Л. Г. Киктенко, опубликованном в журнале «Здоровье»1.
1 Киктенко Л. Г. Обучение в игре с помощью логопедической сказки // Здоровье, 1999. – № 10. – С. 75.
Вернуться к оглавлению
Источник