Общение и развитие познавательной деятельности ребенка
Юлия Бывшева
Развитие познавательной деятельности ребенка
Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведет он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое, например любимой кукле надели другое платье или повязали новый бант. Малыш тянется к этой игрушке, хочет взять ее в руки, рассмотреть. Иногда новизна пугает его; он внимательно вглядывается в изображение сказочного персонажа, подолгу рассматривает мордочку игрушки-зверюшки, прежде чем захочет протянуть к ней руку. Все это говорит о том, что у ребенка уже на первом году жизни возникают усиленные ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности. Малыш собирает информацию о предмете доступными для него средствами. Как правило, он не проявляет особой робости при виде незнакомого предмета, взяв его в руки,действует решительно: стучит, переворачивает, ударяет ладонью по поверхности предмета, тянет в рот.
Когда у ребенка еще недостаточно развита речь, невелик активный словарь для высказывания своих желаний, настроений, познавательных побуждений, он пользуется выразительными I жестами, вопросительными взглядами, мимикой, стремится вступить в контакт со взрослым, указывая жестом на заинтересовавший его предмет или явление. Он исключительно чуток к эмоциональным проявлениям взрослых. Не зная многого, малыш начинает понимать ситуацию, как бы «считывая» информацию через эмоциональные мимические реакции на лице взрослого человека. Во взглядах малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее.
Значительно облегчают ориентировку имеющиеся у малыша элементарные знания, поэтому он обращается к своему, пока еще «большому, опыту. Способность оценивать происходящее на основе личного опыта, находить общее, различное и особенное в создавшейся ситуации указывает на качественное совершенствование его умственной деятельности, на формирование элементов анализа и синтеза в познании наблюдаемых явлений.
Основополагающую роль в познании окружающей среды играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Характерно, что первые действия легкие, пробующие, страхующие, когда малыш еще не знает всех свойств незнакомого предмета и готов даже отказаться от него, если новизна вызывает неприятные эмоции. Если первичное обследование прошло успешно и у малыша не возникает отрицательной реакции, то он переходит к более активным действиям уже познавательного характера.
Реакция отстранения от нового предмета чаще возникает у детей после года. Малыш реагирует так в основном на сюжетные игрушки (образы животных, сказочные персонажи, имеющие яркую,эмоционально-выразительную внешность: оскаленная пасть волка, выпученные глаза совы и т. п.).
Выявляя какие-либо свойства нового предмета или игрушки в процессе самостоятельного поиска информации, малыши применяют определенную тактику, стремясь всесторонне изучить познаваемый предмет в процессе действия.
Постепенно в исследовательском поведении ребенка начинает появляться целенаправленность, устойчивость действий и избирательность реагирования на предмет или явление, что говорит о развитии способности к освоению окружающего мира. При этом предпочтение одних предметов другим (например, появление любимой игрушки) связано не так с их новизной, как с возможностью разнообразно действовать. Новизна объекта способна стимулировать активность лишь на начальном этапе возникновения ориентировочно-исследовательской деятельности. Далее же малыша увлекают игрушки, богатые по запасу игровых свойств, так как для него важное значение приобретает проблемность действия с ними, решение каких-то конкретных игровых задач. Если игрушка не обладает необходимыми качествами, если ребенок не может открыть для себя ее особенности и возможности использования, он не играет с ней. Вот почему знакомые игрушки дети часто предпочитают новым.
Таким образом, развитие познавательной активности ребенка раннего возраста во многом зависит от рационального подбора игрушек, стимулирующих самостоятельный поиск информации о предмете и его свойствах и вызывающих его эмоциональный отклик. Информация, получаемая в результате обследования и преобразования предмета, используется для развития последующих игровых действий с ним.
На втором и особенно на третьем году у ребенка совершенствуется познавательная деятельность: развивается мотивация поиска, все чаще проявляются элементы, составляющие активную ориентировку (ожидание, поиск, оправдавшееся предположение, целенаправленное достижение результатов). Этот процесс достигает своего наивысшего подъема к 3 г. У детей в большинстве случаев наблюдаются преднамеренный поиск информации, стремление использовать ее в процессе обследования, высокая избирательность реагирования, зачатки планирования и прогнозирования, умение относительно быстро разбираться в ситуации и оценивать отдельные моменты, настойчиво искать решения.
К концу первой половины второго года жизни нарастает устой-чивость и целенаправленность поисковой деятельности малыша. Это свидетельствует о возрастающей способности удерживать в уме замысел, понимать основную задачу, отвлекаться от незначительных для данной деятельности ситуаций. Именно в этом возрасте отчетливее выражены специфические исследовательские действия руки, усиливается речевое общение со взрослым, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности детей,они задают вопросы: кто там? что там? и др. Малыши действуют более уверенно в незнакомой для них ситуации.
Теперь их начинает интересовать не только внешняя, видимая сторона предметов и явлений. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе они усваивают объективные связи и зависимости, что обнаруживается прежде всего в стремлении войти в контакт с людьми.
В процессе общения со взрослыми ребенок перенимает их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой – обучается человеческому видению мира. Поэтому родители, педагоги ответственны за то, насколько гармонично развивается ребенок.Для этого они создают соответствующие условия: организуют окружающую среду, показывают пример отношения к предметам и явлениям, руководят поведением, чувствами, эмоциями, проявлениями самостоятельности малыша правильно выбирая методы воспитания с учетом своеобразия детского периода.
Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка раннего возраста не является только забавой, это — труд, который дает основу первых знаний, а сам малыш — не пассивный созерцатель, он — творец, потому что прикладывает активные, хотя и элементарные усилия к освоению действительности.
Источник
Александра Дедова
Развитие познавательной деятельности дошкольника
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому
дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных
возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный
процесс, предполагал, прежде всего, достижение определенных результатов,
получения знаний и навыков. При этом образовательные программы, как правило, не учитывали темпов развития детей, индивидуальных особенностей, интересов. Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете, явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной
образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать
вопросы познавательного развития дошкольников.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Наш мозг устроен так, что каждую минуту человек принимает какую-то информацию, обрабатывает ее, что-то оставляя, что-то игнорируя, а от чего – то просто избавляясь.
Особенно такой «отсев» ярко выражен у детей до 7 лет. В этом возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, взрослые должны направлять его.
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности,заключающейся:
– в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
– намечать план действий;
– отбирать способы решения поставленной задачи;
– добиваться результата и анализировать его.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д., связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.
Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания- Игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.
Одними из основных форм организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.
Очень важна самостоятельная познавательная деятельность детей, в процессе которой развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.
Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости и развитии креативности и, в конечном итоге, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.Благодаря которому:
– у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;
– развиваются представления о физических свойствах окружающего мира;
– проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей;
– совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы. Доказывают и защищают свои идеи;
– формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;
– развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей;
– обнаруживается готовность к решению проблемных задач;
– проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.
Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.
У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным. Он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление не цель,а непроизвольный продукт активности ребенка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.
Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.
Источник
ольга беляева
Рекомендации по формированию познавательного общения у дошкольников
Рекомендации по формированию познавательного общения дошкольников
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».
6. По возможности много путешествуйте с ребёнком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребёнком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
Уважаемые родители!
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?».Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о не понятном, высказать предложение.Например: металлические предметы тонут,но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут поразмышлять над этим вопросом. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.
Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.
Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельность со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.
В группе мы увлекаем детей в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Мы ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Источник