Общение и развитие особого ребенка
ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ
Часто родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, чрезмерно застенчив. Он стал ранимым, впечатлительным или безучастным ко всему, плаксивым, конфликтным, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, занятиям, учебе, затруднено общение и т.д. Как правило, такие состояния возникают у детей и подростков при наличии внутреннего психологического дискомфорта, проявляющегося в нарушении эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для данного возрастного периода, – детского или подросткового невроза. Большинство неврозов, которые человек приносит с собой во взрослую жизнь, являются прямым результатом психологического неблагополучия в детстве или подростковом периоде.
Система взаимодействия родителей и детей “Особые дети – особое общение” дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю сторону общения. Каждая рекомендация основана на реализации определенного закона психологического развития ребенка.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА – доброжелательное, приветливое, теплое, нераздраженное. ТОН ГОЛОСА в разговоре с ребенком – доброжелательный, приветливый в любых ситуациях.
В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ:
- всех частиц НЕ. Нужную фразу можно построить не используя их;
- приказных фраз;
- повелительного наклонения (например, возьми, скажи, сделай);
- глаголов “должен”, “обязан”, “нужно”.
ЖЕЛАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ сослагательное наклонение; местоимение МЫ (вместо Я и ТЫ).
НЕ НАДО:
- вставать на сторону людей, обвиняющих Вашего ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить);
- хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример.
ПОМНИТЕ:
- телевизор, видео – не нянька, т.е. нужно вместе с ребенком смотреть передачи. Это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком (объяснить непонятное, побеседовать, задать вопросы);
- если Вы огорчены чем-то, постарайтесь объяснить ребенку, что это связано не с ним, что находясь рядом с Вашим ребенком, будете в лучшем настроении, так как Ваш сын или дочь – это радость;
- от Вас ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
СТАРАЙТЕСЬ:
Не говорить с иронией или насмешкой;
Не делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
Не ругаться и не кричать на ребенка (вместо этого можно сказать, что именно Вас рассердило или обидело в его поведении);
Всегда быть с ребенком вежливым, теплым;
Не торопить и не подгонять ребенка;
Как можно чаще высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное принятие Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;
Как можно чаще подтверждать свою любовь к нему: ведь это Ваш ребенок;
Не говорите ребенку, что не любите его;
Не давать ребенку чувствовать себя плохим (плохими могут быть его поступки, но не он сам).
От неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка отвлекать, предлагая не менее 2-3 вариантов деятельности или занятий.
НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ВЫСКАЗАТЬ ОДОБРЕНИЕ:
Молодец!
Правильно!
У тебя это здорово получилось!
Ты сегодня хорошо потрудился!
Я знала, что ты справишься!
Неплохо!
Отлично!
Ты быстро научился!
Это то, что надо!
С каждым днем у тебя получается лучше!
ЛЮБИТЕ РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. НЕ ЖДИТЕ ОТ НЕГО НЕВОЗМОЖНОГО.
(Рекомендации врача-психиатра С.Ю. Бениловой.)
Источник
Часто поведение чужих детей вызывает у нас раздражение, а реакция их родителей – недоумение. Но непослушание и плач – не всегда признаки плохого воспитания. Возможно, перед вами особый ребенок. Как вести себя, если по соседству с вами оказался малыш с аутизмом или синдромом Дауна?
К сожалению, детей с теми или иными особенностями развития рождается все больше. К счастью, от них перестают отказываться родители, их все меньше прячут в специальных учреждениях и все чаще вспоминают об их интересах. И разговоры о том, что им нет места среди нас, остаются в прошлом.
Мы можем встретиться на детской площадке, в больнице, в очередях, в путешествиях, в доме своих друзей, а порой они рождаются в наших семьях. Проблема в том, что мы слишком мало знаем об этих людях и действительно не умеем с ними общаться.
Особый этикет
Есть некоторые правила для общения с необычными собеседниками:
- Если вы встретились взглядами, улыбнитесь ребенку и его родителям. Не отводите взгляд виновато. Будьте естественны, это такие же люди, как и вы.
- Соблюдайте дистанцию. Не нужно с ходу обниматься и брать чужого малыша на руки. Если сам ребенок не пытается наладить с вами тактильный контакт, не проявляйте инициативу.
- Будьте спокойны, говорите ровно, не повышая голоса и избегая чрезмерной жестикуляции. Используйте простые, понятные, короткие предложения с четким смыслом.
- Не говорите с «грудничковой интонацией», не сюсюкайте. Вы можете недооценить уровень развития и обидеть маленького собеседника.
- Если вы хотите помочь, спросите у родителей разрешения. Ваши безобидные, на первый взгляд, действия могут напугать или расстроить малыша.
- Если ребенок шумит, не может усидеть на месте, громко плачет, не запугивайте и не стыдите. Родители лучше знают, как успокоить свое чадо.
- Будьте терпеливы. Ваше раздражение дети заметят еще раньше, чем вы его осознаете. И это только усложнит взаимопонимание.
Эти правила подойдут и для самых обыкновенных детишек. Но если перед вами дети с ограниченными возможностями или нарушениями развития, крайне важно вести себя корректно.
Особый подход
Распознать деток с синдромом Дауна довольно просто из-за их узнаваемой внешности. Если вы не встречались с ними прежде, вас наверняка удивит их непосредственность. Они могут обнять вас, взять за руку и пойти с вами дальше, будто вы старые друзья. Такие дети очень общительны, любят малышей и животных.
Они сканируют наши эмоции лучше Пола Экмана и любят внимание и общение. Спросите их о делах, настроении, любимых занятиях и друзьях – они с удовольствием расскажут вам о своей жизни.
Дети с аутизмом не имеют каких-то особенных черт лица, но их отстраненность бывает заметна невооруженным глазом. Проблемы с речью, избегание контактов, повторяющиеся движения – все это присуще людям с расстройствами аутистического спектра. Ребенок словно заперт внутри себя, он живет в собственном мире.
Такие дети очень чувствительны и ранимы. Это тот случай, когда не только протянутая рука, но и ваш пристальный взгляд могут вызвать у ребенка испуг, дискомфорт и бурный протест. Если вы видите, что малыш, сидящий напротив, отворачивается – не нужно продолжать разглядывать его. Будьте готовы к прямолинейности и неудобным замечаниям. Они не хотят вас обидеть – они просто не умеют врать и всегда говорят то, что думают.
Дети с ограниченными физическими возможностями, с ДЦП с сохранным интеллектом чаще всего отличаются ранимостью из-за своего недуга, но их умственные способности не хуже средних, а иногда и выше. Самое главное – не разглядывайте их, но и не отворачивайтесь. А еще старайтесь, чтобы при разговоре ваши глаза были на одном уровне. Присядьте перед коляской, а не нависайте над собеседником.
Часто внимание посторонних привлекают и детки с гиперактивностью. Веселые, смышленые, но слишком неудобные и громкие для общественных мест. На вид они обычные хулиганы, а на деле таким детям очень сложно контролировать себя и долго сидеть на месте. Если вы начнете ругать их, они не порадуют вас послушанием, скорее разойдутся еще сильнее. А вот отвлечь их от пробежки по вагону интересной историей, смешным фокусом или более спокойной, но увлекательной игрой можно. Опять же с одобрения мамы и папы.
Особые родители
Нужно понимать, что в нашей стране воспитание «других» детей связано с большими трудностями. Наше общество все еще не толерантно. Пока человек лично не столкнулся с подобной проблемой, кажется, в том, что ребенок «не такой», виновны исключительно пьянки или прочие «грехи» родителей. А ведь это не так. И несмотря на раннюю диагностику, многие узнают о каких-либо аномалиях в развитии ребенка уже после его рождения.
Семьям с такими детишками действительно сложно. Их жизнь связана с большими физическими, эмоциональными и финансовыми затратами. Хотя некоторые родители чувствуют себя счастливее тех, у кого здоровые дети. Жизненные сложности помогают открывать в себе новые ресурсы и отделять важное от незначительного. В любом случае при общении с родителями требуется деликатность.
- Не нужно жалеть и сочувствовать. Они любят своего ребенка не меньше, чем вы любите своего. И они рады, что он с ними.
- Не спешите давать советы, если вы не профессионал в этом направлении. Каждый родитель хочет лучшего для своего дитяти и делает все, что в его силах, чтобы развивать его и заботиться о его здоровье.
- В тоже время вы можете предложить помощь с коляской, багажом, занять чем-то внимание ребенка (если родители одобрят это), а иногда и успокоить окружающих, ведущих себя недоброжелательно.
- Было бы невежественно желать выздоровления таким деткам. Это не простуда, поддающаяся полному излечению. В таких случаях предполагается только коррекция. Так что будьте внимательнее к своим словам, даже если таким образом вы хотите поддержать.
- Если родители ребенка запрещают вам что-либо делать (совершенно безобидное, на ваш взгляд), немедленно перестаньте. И не спорьте! Не нужно протягивать угощения, настойчиво знакомиться и гладить по голове! Только папа и мама знают, что хорошо и что плохо. Ваше неумелое поведение может обернуться большой проблемой для ребенка и для того, кто его сопровождает.
«Мам, а почему он в коляске?»
Постарайтесь доступным языком объяснить своему ребенку, что все мы разные. Есть дети со светлыми волосами, есть с темными, большие и маленькие, тихие и шумные, некоторые из них неразговорчивые, а другие слишком болтливые, некоторые не могут ходить, кто-то не видит или выглядит не совсем обычно. Эти дети такие же добрые и хорошие, с ними тоже можно дружить, и ни в коем случае нельзя обижать их только потому, что они не похожи на нас.
Можно привести такой пример: «Представь, что ты оказался в Африке, и вокруг только темнокожие кудрявые детки. Никто не хочет дружить с тобой, и все обзывают “белой вороной”, а то и палками поколотить пытаются. Как бы ты чувствовал себя? Так и этот ребенок. Он чувствует то же, что и ты. Не забывай этого».
Регулярные занятия с родителями, реабилитологами, педагогами, а также доброжелательное отношение окружающих могут принести хорошие результаты. В этой особенной среде встречаются очень талантливые люди. Пусть для ребенка поход в общественное место или поездка в транспорте станет не очередным стрессом, а площадкой для общения и развития.
Источник
Рассуждения о том, почему ребенок не идет на контакт, как наладить контакт с ребенком в том или ином возрасте часто можно встретить в различных статьях печатных изданий и на просторах интернета. В статьях описываются довольно четко структурированные действия в соответствии с возрастными особенностями, типом темперамента и, даже, есть рекомендации, написанные в контексте ряда заболеваний и особенностей развития. Казалось бы, возник у родителя вопрос, открыл он (родитель) книгу или страницу в интернете, прочитал инструкцию, сделал как написано и – все счастливы, контакт налажен, все друг друга понимают. Однако, не все так просто. Анализ множества различных источников показывает, что все эти разнообразные и действительно эффективные инструкции (рекомендации) рассчитаны исключительно на детей, обладающих хотя бы мало-мальски развитым восприятием, сознанием, пониманием, мышлением, речью.
Как же быть с ОСОБЫМИ пациентами?
Под ОСОБЫМИ подразумеваются дети – пациенты с ДЦП (детский церебральный паралич), эпилепсией, тяжелыми органическими поражениями ЦНС, различными последствиями неблагоприятного течения беременности и родовой травмы. Важно отметить, что речь идет не о заболеваниях с классическим книжным течением заболевания, а о сложных сочетаниях различных нарушений, оказывающих усугубляющее воздействие друг на друга. Каждый ребенок с таким заболеванием уникален. Корень всех этих нарушений кроется в незрелости структур головного мозга и нейронных связей. А на поверхности мы получаем нарушение мозговой организации поведения человека во всем его многообразии.
Но мы не будем здесь говорить о симптомах, о том, как сложно дифференцировать одно заболевание от другого, выяснять, что первично, а что вторично, на что воздействовать в первую очередь, а что можно оставить на потом.
В данной статье ответы на вопросы о том:
1. Возможен ли вообще контакт с ребенком, который не фиксирует взгляд, не понимает или частично понимает обращенную к нему речь, не откликается на имя, не говорит, эмоционально отстранен; не осознает себя как целое, в пространстве; имеет двигательные нарушения различной степени тяжести; не проявляет интерес к развивающим играм, увлечен аутостимуляцией; тревожен, испытывает страх; постоянно громко кричит или плачет и прочее?
2. Как понять, с какого момента этот контакт начинается?
3. Что делать, чтобы наладить коммуникацию с таким ребенком (или может быть все оставить, как есть)?
Итак, будем разбираться.
В первую очередь, важно понимать, что, несмотря на обширный диапазон нарушений у таких детей, они, тем не менее, остаются живыми людьми. Да, у них нарушено зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Да, у них нарушена система пространственных представлений, моторные функции. Да, у них нарушено воображение, способность мыслить и понимать. Но. У них работает, пусть искаженная, но своя система координат.
Важно понимать, что, в отличие от детей, все функции у которых развиваются соответственно возрасту, у НАШИХ детей развитие всех функций рассогласовано. Так, например, у ребенка 9 лет развитие слухового и зрительного восприятия может быть на уровне полугодовалого ребенка, речевое развитие – на уровне годовалого ребенка, эмоциональное развитие – на уровне 3-хлетнего, физическое – на уровне 5 лет и т. д. Они как инопланетяне в незнакомой системе координат; как иностранцы, попавшие в иную культуру, в среду, отличную от их понимания. Поэтому, несмотря на фактический возраст, взаимодействие с таким ребенком необходимо выстраивать соответственно особенностям. Наладить контакт возможно, но первый шаг, конечно, должен делать сознательный взрослый.
Ошибочно думать, что раз ребенок не реагирует на вас, не смотрит и прочее, то контакта нет. Как только вы входите в комнату с ребенком, подходите, смотрите на него, уже начинается контакт. Контакт начинается сразу, как только вы попадаете в зону личного пространства ребенка (до 120 см), возможно даже в зоне социального пространства (примерно, 3,5 метра). Кроме того, контакт – процесс взаимный. Он точно вас воспринимает, но может не иметь ресурса, чтобы верно обработать полученную информацию и, тем более, адекватно отразить. А возможно, вы просто «говорите на разных языках» друг с другом.
Вероятность того, заговорите ли вы с ребенком на одном языке, зависит от сознательного взрослого. Очень важно понимать, что у такого ребенка не сформированы навыки. Никакие или многие. Самостоятельно он приобрести навык не может. Для этого требуются зрелые функции (восприятие, воображение, способность к повторению, логическому мышлению, зрелая мотивация и прочее). Поэтому главной задачей родителя дать своему ребенку эти навыки. То есть, показать, как; повторить много-много раз одно и то же действие; научить повторять, затем использовать навык самостоятельно и т. д.
Важно отметить, что положительная динамика в развитии ОСОБЫХ детей, в той или иной степени, зависит от длительности и интенсивности реабилитационных занятий, а также от степени нарушений (в данном случае мы не касаемся вопросов медицинского вмешательства). Для родителя становится особенно актуальным вопрос о том, как сохранить положительную динамику, «не откатиться» назад. Наиболее важно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Будьте внимательны к своему ребенку. Наблюдайте за ним. Только так вы сможете отследить малейшие изменения. Не только плохие, но и хорошие. Ведь вы стремитесь именно к этому.
2. Не отвергайте своего ребенка. Наши дети не так много могут делать, но очень тонко чувствуют.
3. Будьте готовы к тому, что изменения будут наступать не так быстро и не так явно, как хотелось бы. Не спешите. Наберитесь терпения. Помните, что для того, чтобы научиться хорошо говорить, здоровому ребенку требуется несколько лет. Чтобы научиться читать, от месяца до года. Чтобы получить среднее образование, мы учимся 11 лет. Чтобы получить профессию, требуется от нескольких месяцев до нескольких лет. А в случае, когда есть нарушение, прежде чем приобрести навык, требуется еще время на то, чтобы исправить это нарушение и адаптироваться к новым условиям.
4. Объясняйте то, чему вы хотите научить ребенка, не только на словах, но и руками. Например, если ваш ребенок не умеет играть в мяч (не умеет его ловить, бросать, не понимает вообще, зачем все это), надо дать ему возможность не только понять, как это делать, но и почувствовать. То есть, начните с имитации игры. Встаньте напротив ребенка, чтобы быть в поле зрения. Вложите мяч ему в руки, зафиксируйте (подержите), проговорите «лови мяч». Затем сделайте его руками бросковое движение, разожмите его руки, бросьте его руками мяч, произнесите «бросай». Хорошо делать это под музыку. И так повторите столько, сколько необходимо. Через некоторое время (несколько дней) ваш ребенок обязательно попытается сначала сам держать мяч, затем наступит момент, когда он сможет его поймать, а спустя еще некоторое время и бросить. И обязательно наступит момент, когда вы увидите, что это ему начинает нравиться, он улыбается, начинает демонстрировать свои эмоции.
5. Показывайте разные эмоции. Проявлять эмоции – это тоже навык. НАШИМ детям особенно важно показать, как и когда можно сердиться, когда плакать, когда смеяться, когда проявить ласку и пожалеть.
6. Говорите с ребенком. Вступайте в любой диалог (пусть он даже будет на первых порах монологом). Через некоторое время ребенок вам обязательно ответит. Может быть сначала не словом, а взглядом или интонацией.
7. Трогайте ребенка. Важно показать ему, что тактильный контакт не всегда бывает опасным.
8. Развивайте у ребенка спонтанность, экспрессию. И ДА! Это тоже надо показать. Например, вы идете по улице, гуляете или с иной целью. Возможно, есть некий привычный темп, с которым вы двигаетесь. Или вы всегда держитесь за одну и ту же руку. Или вы всегда ходите строго по одному и тому же пути. Прекрасно. Возьмите и неожиданно смените темп на более медленный или более быстрый (не надо долго, кардинально, всего несколько шагов). Смените руку. «Сбейтесь с пути», хотя бы на несколько секунд. И ДА! Возможно, ребенок будет сначала протестовать, кричать и плакать. Но, поверьте, постепенно он примет новые правила игры. Все то же самое можно делать и дома. Например, доползти или дотанцевать в ванную, чтобы почистить зубы.
9. Играйте с ребенком. Бо́льшая часть навыков легче приобретается и закрепляется через игру.Вовлекайте ребенка по мере возможностей в элементарную бытовую деятельность.
Игровая деятельность – универсальное средство для формирования и укрепления взаимопонимания в коммуникации, а также для достижения результатов и сохранения стабильной положительной динамики в реабилитации.
Источник