Общее развитие ребенка во 2 классе

Общее развитие ребенка во 2 классе thumbnail

2-ой класс (7,8 лет):

Познавательные процессы:

Во 2-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов:

восприятия,

внимания,

памяти,

воображения,

мышления,

речи.

У второклассников, как и у первоклассника, над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинается развитие словесно-логического и образного мышления.

Рекомендация: объясняйте ваши мысли наглядно, на конкретных примерах. Например, ученик быстрее поймет задачу, если будет решать ее с помощью вкусных яблок.

Необходимо развивать словесно-логическое мышление – сделать это можно с помощью дополнительных вопросов “почему?”, “зачем?” и т.д.

Ведущий вид деятельности:

До второго класса основным механизмом познания окружающего мира у ребенка была игра. Во втором классе таким механизмом становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит развивающие игры.

Рекомендация: наблюдая за тем, когда ученик играет с детьми или с вами, вы можете определить уровень его личностного развития.

Социальная ситуация развития:

Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними.

Рекомендация: хвалите ученика почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого ребенок должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.

Мотивация:

Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе.

Мотивация к школе бывает:

· Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.

· Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

· Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Новообразование:

У второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.

Рекомендация: обсуждая прошедший день, подведите итоги вопросом: «Ты доволен собой?»

Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.

Если ученик себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите его.

Так он научится правильно себя оценивать.

Общение:

Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.

Рекомендация: не говорите при ученик негативно о его одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.

Подведем итоги:

  • В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, т.е. развивать познавательную рефлексию. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю).» Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи.
  • Следует иметь ввиду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу.
  • В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные внимание и память. Но для длительно концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Внимание зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после заболеваний.
  • Учитель продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более личностное отношение к нему – стремление к общению с ним на переменах, прогулках.
  • Появляется способность дифференцировать личностные качества сверстников.
  • У некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество.
  • Начинает развиваться способность к сотрудничеству. В играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. Но это им еще трудно делать.
  • Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.

Источник

Советы для родителей… Что должен знать ребёнок во 2 классе. Если вы обладаете информацией, что должен знать и уметь ваш ребёнок, вам легче будет ему помогать, его контролировать и получать необходимый результат…

Математика

  • знать последовательность чисел от 0 до 1000
  • уметь называть последующее и предыдущее число (например, «Назови предыдущее число числа 25». «Какое число пропущено между числами 37 и 39». «Назови последующее число для числа 12»)
  • иметь понятие о числах

Наименьшее однозначное число 1, наибольшее однозначное число 9, наименьшее двузначное число 10, наибольшее двузначное число 99. Наименьшее трехзначное число 100, наибольшее число -999.

Числа состоят из разрядов: единицы, десятки, сотни

  • уметь записывать сумму разрядных слагаемых, например, 365 = 300 + 60 + 5
  • уметь прибавлять и вычитать в пределах 100 с переходом через десяток (например, 56+36, 72-15) Интернет-урок по математике «Сложение и вычитание с переходом через разряд»
  • знать названия компонентов сложения и вычитания

Сумма: Слагаемое + слагаемое = значение суммы.

Разность: Уменьшаемое – вычитаемое = значение разности.

  • знать переместительный закон сложения

От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется, например, 5+3=8 и 3+5=8

  • знать таблицу умножения! Таблица умножения: тренажёр
  • знать названия компонентов умножения и деления
  • Произведение: Множитель x множитель = значение произведения.

    Частное: Делимое : делитель = значение частного.

  • знать переместительный закон умножения

От перестановки мест множителей произведение не изменяется, например, 5х2= 10 и 2х5 = 10

  • уметь решать простые уравнения (например, 5 – х = 2, х – 8 = 1, х + 5 = 10, 24 : х = 6, 5 х Х = 35, Х : 6 = 8)
  • уметь сравнивать и записывать числа, знать, что такое знаки « < », « > », « = »
  • понимать, что такое точка, прямая, кривая и ломаная линия, отрезок, геометрическая фигура
  • знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр. Например, 1 дм 5 см = 15 см., 18 см = 1 дм 8см, 20 см = 2 дм.

1 см = 10 мм

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм = 100 см

  • знать понятия «периметр» и «площадь«:

Периметр – это сумма всех сторон

Площадь – это величина, которая показывает сколько места занимает фигура.

  • уметь находить периметр. Например, У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его периметр. «P = 5 + 5 + 3 + 3 = 16 cм ИЛИ P = ( 5 + 3) x 2 = 16 см»

Чтобы найти периметр, надо сложить все стороны ИЛИ сложить длину и ширину и всё это умножить на 2.

P = (a + b) x 2, где a – это длина, а b – это ширина.

  • уметь находить площадь прямоугольника. Например, У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его площадь. (S = 5 х 3 = 15 кв. см)

Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину.

S = a x b, где a – это длина, а b – это ширина.

  • уметь решать простые задачи на нахождение суммы (например, «На одной клумбе росло 2 цветка, а на другой 3. Сколько всего цветов росло на клумбе?»);
  • уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого (например, «В букете было 17 красных и белых роз. Красных роз было 5. Сколько белых роз в букете?»);
  • уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (например, «У Саши было 22 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?»);
  • уметь решать задачи на нахождение остатка (например, «На стоянке стояло 14 машины. 5 машина уехали. Сколько машин осталось?»);
  • уметь решать задачи на разностное сравнение (например, «На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?»);

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

  • уметь различать и решать задачи подобного типа: «В одной коробке 10 цветных карандашей, в другой на 6 больше. Сколько цветных карандашей во второй коробке?» (10 + 6 = 16) И «В одной коробке 10 цветных карандашей, это на 6 больше, чем во второй коробке. Сколько цветных карандашей во второй коробке?» ( 10 – 6 = 4)
  • уметь решать составные задачи в два действия на основе простых задач (например, «В магазине Маша заплатила за альбом 20 рублей, за карандаши на 15 рублей больше. Сколько рублей потратила Маша за покупку?»).
  • уметь решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (например, «Кате 5 лет, а ее мама в 6 раз старше. Сколько лет маме Кати?»);
  • уметь решать задачи на кратное сравнение (например, «На экскурсию поехали 9 детей и 18 взрослых. Во сколько раз детей было меньше, чем взрослых?»)

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Русский язык

  • знать все буквы и звуки алфавита, их названия и основные отличия

Звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем

  • знать какие бывают гласные звуки и буквы

Гласные звуки и буквы бывают ударные и безударные

е,ё,ю,я – это только БУКВЫ, которые обозначают ДВА звука:

е- [й][э], ё-[й] [о], ю- [й][у], я[й] [а], НО после согласного звука ОДИН звук, например, [й`ама], но [м`ата]

  • знать какие бывают согласные звуки и буквы

Согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [мост] [м`ир]

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш] , [ц]

Всегда мягкие звуки: [й], [ч] , [щ`]

Согласные звуки бывают звонкие и глухие

  • уметь соотносить количество звуков и букв в словах (например, в слове ЛОСЬ – 4 буквы и 3 звука, в слове ЯМА – 3 буквы и 4 звука)
  • уметь делить слова на слоги, определять количество слогов (например, в слове МОРЕ 2 слога мо-ре, в слове ОСЕНЬ два слога о-сень, в слове ДОМ -один слог дом)
  • уметь определять ударение в слове (например, карандАш, шкОла). Кстати, Ё всегда ударная! (весЁлый, свЁкла, Ёжик)
  • знать правила переноса слов

Чтобы перенести слово, делим слово на слоги. НЕЛЬЗЯ оставлять на строчке или переносить одну букву! Слова с ь и с й делятся по правилу: зай-ка, прось-ба, чай-ка, ма-лень-кий.

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком

На письме мягкость согласных звуков обозначает МЯГКИМ ЗНАКОМ, например солЬ или гласными буквами, например, лЮстра.

  • уметь находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы
  • уметь писать большую букву в именах собственных: именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных
  • уметь писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу
  • уметь писать слова с сочетаниями чк, чн, сн, нч, зн (например, руЧКа, реЧКа, пеСНя, птеНЧик, жиЗНь)
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (например, глаз, так как глаза, ряд – ряды, гриб – грибы, дождь- нет дождя, мягкий – мягок)
  • уметь писать слова с безударными гласными в простых словах (например, мячи -мЯч, река-рЕки, окно -Окна)
  • уметь писать слова с непроизносимыми согласными (например, звёздный – звезДа, капустный – капуста)
  • различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?
  • писать раздельно предлоги со словами (например, у дома, за другом, возле магазина)
  • знать части речи: существительное, глагол, прилагательное, предлог.

Имя существительное – это часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?. (например, кукла, радость, весна, стол, кошка)

Имя прилагательное – это часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? и другие. (например, у красивая, белая, пушистая, весёлый)

Глагол – это часть речи, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает? и другие. (например, бежать, прыгать, учить, нарисовать)

Предлог – это служебная часть речи, которая связывает слова. (например, у дома, за подругой)

  • уметь подбирать однокоренные слова (например, лист – листва, листик, листопад, лиственница)

Однокоренные слова – это слова, у которых общий корень и общий смысл.

  • знать и разбирать слово по составу: окончание и основа: корень, приставка, суффикс. (например, подсказка, где а – окончание, подсказк – основа. сказ – корень, под – приставка, к – суффикс.

Корень – это общая часть всех родственных слов.

Окончание – это изменяемая часть слова, или часть слова, которая изменяется. Например, подруга, нет подруги, думаю о подруге, гожусь подругой.

Основа – это всё, кроме окончания.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем.

Суффикс – это часть слова. которая стоит после корня.

Все правила повторяем вместе с детьми здесь Смотрим

Источник

Говорят, что снова обновляемый ФГОС станет лучше. Он учтет то, что не учли предыдущие версии. Общественность пока еще может повлиять на окончательный вид документа, сейчас проекты опубликованы для обсуждения. Окончательные варианты мы тоже посмотрим и вам расскажем, если будут изменения, а пока давайте поглядим, с какими знаниями должны уйти на каникулы второклассники после второго года обучения в школе, согласно планируемым обновлениям. Речь только об основных предметах (музыку, ИЗО, технологию и физкультуру мы рассмотрим отдельно).

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во втором классе предполагается хорошее владение монологической речью. Ребенок должен уметь строить монологическое высказывание в объеме 2-4 предложений. Иными словами, ребенок должен уметь изъясняться на тему, заданную взрослым, на темы, вызванные собственным интересом или наблюдениями. Разумеется, он должен уметь читать вслух и читать выразительно, с соблюдением интонационных правил. А также при работе с текстом ученик должен уметь:

  • Определять тему прочитанного текста и озаглавливать его.
  • Составлять целостный текст из разрозненных предложений.
  • Различать слова, сочетание слов и предложение.
  • Составлять предложения, устанавливая связь слов по вопросам.
  • Сравнивать предложения по цели высказывания и интонации, но терминологией пользоваться необязательно. (Предложения по цели бывают повествовательные, побудительные, вопросительные и по интонации – восклицательные и невосклицательные).
  • Правильно списывать слова и предложения, текст объемом не более 40 слов.
  • Писать подробное изложение по вопросам, объемом до 30 слов.
  • Писать под диктовку тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил.

Что касается фонетики, то здесь второклассники уже должны уметь делать фонетический (или звуко-буквенный) разбор слов:

  • Определять согласные по звонкости/глухости, мягкости/твердости.
  • Различать согласный Й и гласный И.
  • Соотносить количество букв с количеством звуков в слове, учитывая роль йотированных гласных.
  • Правильно употреблять мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова и в середине.
  • Различать шипящие согласные и давать им характеристику «всегда твердый» – Ж, Ш, «всегда мягкий» – Ч, Щ.
  • Уметь делить слово на слоги уже с учетом стечения согласных.

В орфоэпии:

  • Правильно произносить звуки и сочетания звуков.
  • Правильно ставить ударение в словах.
  • В случае незнания орфоэпической нормы, уметь пользоваться орфоэпическим словарем.

Знания грамматики, морфемики и синтаксиса конкретизируются:

  • Оформлять предложение на письме согласно правилам.
  • Знать правила переноса слова со строки на строку (без учета морфемного членения слова).
  • Знать правила правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт.
  • Понимать значение корня слова.
  • Уметь находить однокоренные слова, объединять слова с одним корнем в группы.
  • Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
  • Выделять окончание в слове.
  • Правильно писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
  • Правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
  • Правильно писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова, то есть, все словарные слова, данные в орфографическом словаре учебника).
  • Понимать значения многозначных слов.
  • Понимать случаи употребления синонимов и антонимов, без называния терминов.
  • Распознавать наиболее распространенные предлоги (в, на, из, без, над, до, у, о, об).
  • Раздельно писать предлоги с именами существительными.

Само оперирование понятием «имя существительное», а вместе с ним и «имя прилагательное», «глагол» в обновляемом ФГОСе в компетенции второклассников не включены. Вместо этого есть навык распознавания слов, отвечающих на вопросы «кто? что?», «какой? какая? какие?» и «что делать? что сделать? (и т.п.)» и определять их роль в речи. Понятия существительного, прилагательного и глагола включены, согласно обновляемому проекту, в компетенции третьеклассников.

Кроме того, ученик должен уметь составлять небольшие списки слов в алфавитном порядке по первой букве, пользоваться орфографическим, орфоэпическим, толковым словарями.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Предметными результатами освоения курса литературы за второй класс считаются:

  • Чтение целыми словами в темпе не менее 40 слов в минуту с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
  • Уметь читать про себя.
  • Понимать смысл прослушанного или прочитанного текста.
  • Различать жанры фольклора: пословицы, загадки, небылицы, народные песни. Отличать бытовые сказки от волшебных.
  • Различать жанры художественной литературы: рассказы, басни, литературные сказки, стихотворения.
  • Определять тему и главную мысль произведения.
  • Воспроизводить последовательность событий в произведении, то есть, производить устный и мысленный пересказ.
  • В отношении героев уметь описывать их характер, давать оценку их поступкам, находить в тексте описание внешности героев, сравнивать героев между собой внутри одного произведения по заданным критериям.
  • Называть ритм и рифму в качестве особенностей стихотворного произведения.
  • При анализе произведения применять изученные литературные понятия.
  • Составлять высказывание по содержанию произведения в объеме не менее 4 предложений.
  • Задавать вопросы к произведению и отвечать на вопросы по содержанию, приводить в ответе примеры из текста.
  • Устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.
  • Участвовать в коллективном обсуждении произведения.
  • Уметь подробно и выборочно пересказывать содержание.
  • Сочинять аналогичные прочитанному тексты (загадки, сказки, рассказы).
  • Инсценировать произведение (чтение по ролям, выбор соответствующего голоса, представление образа).
  • Уметь интерпретировать значение незнакомого слова в зависимости от контекста, либо использовать справочную литературу и словари.

МАТЕМАТИКА

Математика по обновляемому стандарту вызывает у родителей и педагогов вопросы по некоторым моментам. Например, пока непонятно, следует ли второклассникам учить всю таблицу умножения наизусть или все-таки до 5, как это было в старом ФГОСе. Момент с иллюстрированием переместительного свойства умножения на клетчатой бумаге выглядит избыточным. Во втором классе в качестве предметного результата, выносимого на аттестацию, появляется навык работы со столбчатыми диаграммами, что кажется преждевременным навыком для второклассников. Вот полный список результатов, выносимых на промежуточную аттестацию:

  • Оперировать числами в пределах 100: уметь записывать, читать, сравнивать, упорядочивать, считать.
  • Находить числа, «большие или меньшие на столько-то» и «большие или меньшие во столько-то раз».
  • Соблюдать порядок действий в примерах со скобками и без на сложение и вычитание в пределах 100.
  • Операции сложения и вычитания в пределах 100 выполнять устно и письменно.
  • Операции умножения и деления в пределах 100 выполнять с использованием таблицы умножения.
  • Уметь выполнять проверку результатов вычисления по всем арифметическим действиям.
  • Называть и различать компоненты умножения.
  • Называть и различать компоненты деления.
  • Понимать взаимосвязь компонентов деления и умножения.
  • Понимать переместительное свойство умножения, иллюстрировать его на клетчатой бумаге.
  • Использовать переместительное свойство сложения при вычислениях.
  • Находить неизвестный компонент сложения и вычитания.
  • Знать единицы длины, массы, времени, стоимости. Уметь соотносить и переводить единицы друг в друга (километры в метры, килограммы в граммы).
  • Уметь пользоваться измерительными приборами – линейкой для определения длины, часами – для определения времени.
  • Решать текстовые задачи в 1-2 действия, моделировать задачу с помощью рисунка, представлять задачу графически (уметь составлять краткую запись, схему, таблицу), планировать и оформлять в виде действий ход решения, записывать и проверять ответ.

По геометрии:

  • Различать и называть следующие фигуры: прямой угол, ломанная, прямоугольник (в группе четырехугольников выделять прямоугольники и квадраты).
  • Используя линейку, уметь построить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник с заданными параметрами.
  • Уметь находить длину ломаной, состоящей из 2-3 звеньев, периметр многоугольников.

А также:

  • Распознавать и составлять истинные и ложные утверждения со словами «все», «каждый», проводить логические рассуждения в 1-2 шага и делать выводы.
  • Распределять объекты по заданному признаку.
  • Используя математическую терминологию, находить и объяснять закономерности в ряду объектов повседневной жизни, чисел и фигур.
  • Извлекать информацию, представленную в простых таблицах и столбчатых диаграммах.
  • Дополнять информацию по заданной форме: текст задачи – числами; строки/столбцы таблицы, схемы, построения – недостающими числовыми данными.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Знакомство с окружающим миром расширяется и углубляется. Вот каких знаний будут ждать на аттестации от второклассника:

  • Знать государственные символы РФ: гимн, флаг, герб.
  • Находить Россию на карте мира, а на карте России – столицу страны, свой регион проживания, его столицу.
  • Показывать на карте и на глобусе материки и океаны.
  • Приводить примеры традиций, праздников, обычаев народов, проживающих на территории родного края. Знать важные события прошлого своего края. Знать хозяйственную деятельность жителей края, соотносить ее с профессиями.
  • Называть народы, населяющие Россию.
  • На основе предложенного плана описывать культурные объекты, памятники, достопримечательности родного края.
  • Распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам, фотографиям, в действительности.
  • Различать деревья, кустарники, травы; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей, земноводных, пресмыкающихся.
  • Знать названия океанов и материков.
  • Знать названия некоторых созвездий и планет.
  • Описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные объекты и явления природы.
  • Группировать и сравнивать объекты живой и неживой природы по предложенным признакам.
  • Приводить примеры взаимосвязей в природе (фенологические изменения).
  • Приводить примеры, демонстрирующие важность природы для жизни и деятельности человека.
  • Ориентироваться на местности по компасу, по Солнцу, по природным признакам.
  • Приводить примеры охраны природы.
  • Знать некоторых животных и некоторые растения, которые занесены в Красную книгу России.
  • Понимать, для чего существуют заповедники и природные парки, называть некоторые из них.
  • Уметь использовать небольшие тексты о природе для ответов на вопросы.
  • С помощью памятки уметь сформулировать свои развернутые высказывания о природе и обществе.
  • Знать правила безопасного использования мессенджеров в интернете.
  • Использовать ресурсы электронного дневника.
  • Соблюдать правила безопасного поведения в школе
  • Знать безопасные маршруты передвижения.
  • Знать правила безопасного поведения пассажира общественного транспорта.

Если вы пропустили разбор нового ФГОСа для первоклассников, он у нас находится здесь. А вообще, подписывайтесь, и ничего не пропустите: в ближайшие дни проведем разбор требований к третьему и четвертому классам.

ФГОС разбирала Оля Иванова

Источник