Общее развитие и кругозор ребенка

Воспитание детей – это самая древняя профессия и не каждый взрослый успевает “квалифицироваться” в ней. Многим из нас приходится осваивать родительство параллельно с другими обязательствами в обществе, что сопрягается с эмоциональными и физическими нагрузками.

Общее напряжение сопровождается “выгоранием” в той или иной сфере, а ведь можно использовать простые,

проверенные способы для реализации задач по воспитанию или обучению детей без потерь ресурсного состояния. Когда я начинала свою деятельность в семейном Центре “Интернатива”, где мы обучаем детей и родителей использовать IT в учебе и делах, то я отмечала, что широкий кругозор ученика, является основой успешной работы с IT-проектами.

Целевые группы были разные от 9 до 14 лет и мы с командой преподавателей, психологов, исследователей решили

разработать программу по расширению кругозора у самых маленьких. С 2011 года в детских садах страны практиковались игротехники, когда дети в 3-5 лет самостоятельно создавали мультфильмы и “окунались” в миропознание.

После трех лет педагогической практики, мы убедились, что данная технология очень эффективна и может активно применяться в домашнем обучении, при этом любой родитель способен курировать процесс.

В чем сила метода “Юный мультипликатор”

Дошкольники – “почемучки” и это знает каждый родитель. На разные вопросы ребенка можно передавать ответы

через креативную работу в мультстудии. Поговорив с ребенком на новую тему и раскрыв ему понятие простыми словами, пусть он расскажет историю, выдав свою версию в виде мультфильмов, которые малыш создает сам.

Например, представлю опыт работы молодой воспитательницы с дошкольниками. Посмотрите, как малыши осваивают навык приготовления винегрета.

На креативной сессии за 15-25 минут, ученик выбирает сцену для мультфильмов, героя, запоминает новые английские слова, формирует мыслеформы о том, что нужно для приготовления винегрета, описывает образы, логически связывает понятия и пр.


Главное условие этого подхода – естественное ведение беседы с интеграцией создания визуальных образов и английского языка. Сторителлинг и брифинг должны проходить в непринужденной обстановке. Через 2-3 недели создания мультфильмов по 1-2 минуте родитель и дошкольник получает невероятный результат развития.

Ребенок в 3-5 лет запоминает 12-15 новых понятий и пять видов мышления активируются на такой уровень, что родители удивлялись, как изменился их наследник: стал усидчивее, рассудительнее, дисциплинированнее, креативнее или добрее!
Прошло немало времени с 2011 года, подросла моя старшая дочка, став интеллект-тренером и преподавателем этой технологии. Вторая наследница – малышка София с 2-х лет “окунается” в миропонимание, создавая свои мультфильмы. Помогают весело расти нашей трехлетке программа Toontastic 3D, а также беседы с мамой, папой и сестрой. Повторите это, дальновидный родитель!

Через творчество будьте ближе со своими детьми (в любом возрасте). Для собственного вдохновения и расширения детского кругозора

используйте метод – “юный мультипликатор”. В сотрудничестве с нашей командой из Центра “Интернатива”, осознанное родительство может долгосрочно реализовываться с радостью. До встречи на вершинах творческого интернета и – всех Вам благ!

от Марченко Веры (эксперт социалномики, разработчик дистанционной модели обучения цифровым навыкам)

Источник

Общий уровень кругозора дошкольника

Ю.А.Сыромяникова, педагог-психолог,

Е.С. Малкова, воспитатель

Интеллектуальная готовность к школьному обучению дошкольника прежде всего складывается из уровня развития познавательных процессов, т.е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Уровень кругозора дошкольника – это объем знаний, представлений ребенка об окружающей его действительности, способность разбираться в различных сферах жизни человека.

Сферы, в которых должен разбираться дошкольник на этапе завершения дошкольного возраста:

1. Общество и взаимоотношения (я, семья, коллектив, Родина, быт, традиции, праздники, инфраструктура, мир профессий и т.п.).

2. Живая природа (мир животных, растений).

3. Неживая природа (предметный мир, свойства предметов, явлений, взаимосвязь времен года, части суток, космическое пространство).

4. Культура (литература, музыка, художественное творчество).

Родители в свою очередь должны поддерживать интерес ребенка, активно вовлекать его в различную деятельность, постоянно «давать» новую информацию для размышлений ребенка.

Ежедневно беседуйте с ребенком о том, как прошел его день? Что нового он узнал? что бы он хотел еще узнать? и т.п.

Для приобретения знаний ребенка используйте различные источники информации: энциклопедии, справочники, словари, сеть «Интернет».

Игры для развития кругозора у детей старшего дошкольного возраста:

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире. Развивает логическое мышление.

Материалы: Набор картинок связанных одним общим признаком.

Ход игры: Показать ребенку карточку и сказать: «Посмотри, здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?»

Например:

1. Яблоко, груша, апельсин, огурец.

2. Собака, корова, лошадь, белка.

3. Стул, стол, диван, тарелка.

Дидактическая игра «Времена года»

Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Материал: Сюжетные картинки, связанные с различными временами года

1-я серия картинок. Сезонные изменения в природе.

2-я серия картинок. Животные, птицы.

3-я серия картинок. Люди, работы в саду и в поле.

4-я серия картинок. Развлечения детей.

Игровое задание.

Выбери из предложенных картинок, те которые относятся к зиме (весне, лету, осени), расскажи, почему ты выбрал именно эти картинки?

Дидактическая игра “Аналогии”

Развитие словесно – логического мышления, кругозора ребенка.

Игровая задача. Подобрать слово-аналог.

Правила игры. К перечисленным словам подбирать слово – аналог.

Ход игры.

Необходимо диктовать слова. Дети подбирают слово-аналог.

Корова- молоко, курица- :…

Книга – читать, радио – :…

Рыба – река, волк – :..

Пылесос – уборка, стиральная машина – :…

Яблоко – сад, огурец – :

Курица – цыпленок, медведь – :…

Игла – шить, пила- :…

Автобус – водитель, самолет – :…

Волк- волчонок, лиса-:

Девочка – мама, мальчик – :…

Дидактическая игра “Части суток”

Развивает быстроту мышления, закрепляет знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Игровые правила. Надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают люди в определенное время суток.

Ход игры.

Ребята, давайте теперь с вами поиграем. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово “утро”. Что вы назовете?

Дети вспоминают:

– Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся.

Необходимо назвать разные части суток, дети отвечают.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Дидактическая задача. Развитие мыслительных операций.

Игровое действие. Продолжить начало предложения.

Ход игры.

Педагог проговаривает начало предложения, а дети завершают.

1. Если человек добрый, то он … .

2. Если человек злой, то он … .

3. Люди строят дома, чтобы … .

4. Дети ходят в детский сад, чтобы … .

5. Милиционер остановил машину, потому что … .

6. Мальчик смеется, потому что … .

7. Если помогать маме и папе, то … .

8. В дом пришли гости, друзья, потому что … .

9.Дети могут ссориться, потому что … .

10. Если долго смотреть телевизор, то … .

Источник

Мария Агутина
Игры, развивающие речь, мышление, кругозор дошкольников

1. “Змейка”, или “Закончи слово”

Цель: Развитие внимания, речи, кругозора

6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога, и в свою очередь называет свой слог — задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

2. “Что может быть зеленым, острым, горячим?”

Цель: мышления, речи, кругозора.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

3. “Сравнение предметов”

Цель: развитие речи, словарного запаса, логического мышления, внимания, умения сравнивать и обобщать предметы.

Детям по очереди предлагается для сравнения следующие пары слов:

1) МУХА И БАБОЧКА

2) ДОМ И ИЗБУШКА

3) СТОЛ И СТУЛЬЯ

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать.Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?” После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить.Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?”

Остальные участники добавляют свои варианты

4. “Укрась слово”

Цель: развитие мышления, речи, обогащение словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Яблоко (Какое) Лиса (Какая) Шарф (Какой) Береза (Какая)

5. “Цепочка слов”

Цель: развитие речи, творческого мышления

Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода, ведро). Дети должны составить своеобразный “поезд” из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

Например, исходное слово “кошка”.

– Кошка бывает какая?

– Пушистая, ласковая, разноцветная…

– Что ещё бывает разноцветным?

– Радуга, платье, телевизор…

– Каким ещё может быть платье?

– Шелковым, новым, прямым…

– Что ещё может быть прямым?

– Линия, дорога, взгляд… и т. д.

6. “Назови слова, относящиеся к спорту”

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый просит детей назвать все слова, которые относятся к спорту. Побеждает ребенок назвавший большее количество слов.

7. Животные и их детеныши

Цель: развитие речи: словарного запаса, грамматического строя.

Взрослый кидает мячик детям по очереди и спрашивает название детеныша животных или птиц. Ребенок, ответив, возвращает мячик взрослому.

ОВЦА – ЯГНЕНОК КОРОВА – ТЕЛЕНОК

КОЗА – КОЗЛЕНОК ЗАЯЦ – ЗАЙЧОНОК

КРОЛИК – КРОЛЬЧОНОК СВИНЬЯ – ПОРОСЕНОК

8. Один – много

Цель: развитие речи.

Взрослый кидает детям по очереди мяч и называет слово в единственном числе. Дети, возвращая мяч, называют это слово во множественном числе.

Варианты слов:

ТЕЛЕНОК – ТЕЛЯТА, МНОГО ТЕЛЯТ

ПОРОСЕНОК – ПОРОСЯТА… ЖЕРЕБЕНОК – ЖЕРЕБЯТА…

ЯГНЕНОК – ЯГНЯТА… ЩЕНОК – ЩЕНКИ…

ЦЫПЛЕНОК – ЦЫПЛЯТА… ГУСЕНОК – ГУСЯТА…

9. “Мячик-соединитель”

Цель: речи, развитие внимания

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова,например: “собака, гулять”. Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз — в зависимости от ситуации, числа участников игры и состояния детей.

Варианты несогласованных слов:

“СОБАКА, ГУЛЯТЬ” “ДЕРЕВО, РАСТИ” “ДОЖДЬ, ЛИТЬ” “СОЛНЦЕ, СВЕТИТЬ” “КОШКА, ЦАРАПАТЬ” “НОЖ, РЕЗАТЬ” “ДОМ, СТРОИТЬ” “ПОРТНОЙ, ШИТЬ” “ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ” “ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ” “УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ” “ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ” “ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ” “ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ” “ТРАВА, ЗЕЛЕНЕТЬ” “КНИГА, ЧИТАТЬ” “ПАРИКМАХЕР, СТРИЧЬ’ “ГОЛОВА, БОЛЕТЬ” “СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ” “МЫШКА, ШУРШАТЬ” “КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ” “КРАСКИ, РИСОВАТЬ” “ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ” “МЯЧ, УРОНИТЬ”

10. “Кто где живет”

Цель: расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый кидает детям мяч и задает вопрос, где живет животное. Ребенок отвечает и отдает мяч ведущему.

Муравей в муравейнике

Медведь в берлоге

11. “Подбор объектов к действию”

Цель: развитие словарного запаса.

Ребятам предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, “Кто и что плавает?”

“Кто и что греет?” “Кто и что летает?” “Кто и что блестит?”

12. Животные

Цель: развитие памяти, расширение кругозора.

Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, рассказывает о нем, называет его, бросает мяч другому ребенку и т. д.

13. “Часть – целое”

Цель: развитие мышления и речи.

Ведущий называет часть какого-либо предмета, животного, а ребенок должен назвать целый предмет

Панцирь – черепаха Хобот – слон

Стержень – ручка Страница – книга, тетрадь

Клешня – рак, краб Копыто – лошадь, корова

14. Упражнение на развитие гибкости ума

Цель: развивать мышление, расширять кругозор и словарный запас.

Детям по очереди предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина.).

2) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

3) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

4) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

5) Назови слова, относящиеся к искусству.

6) Назови слова, обозначающие овощи.

7) Назови слова, обозначающие фрукты.

15. “Определи понятие”

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2. Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: “Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово “велосипед”. Как бы вы объяснили это?”

16. “Говори наоборот”

Цель: развитие логического мышления, словарного запаса.

Предложите ребенку игру: “Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот,например: большой – маленький”.Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ

БЫСТРЫЙ

КРАСИВЫЙ

ПУСТОЙ

ХУДОЙ

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

17.”Ответь на вопросы”

Цель: развитие речи, словарного запаса, кругозора, словесно-логического мышления.

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Какое животное больше – лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают, а вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава …

5. Черешня, слива, груши, яблоки… – это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Самара?

8. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это…

9. А маленькая овечка – это…

10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

19. Ответь на вопросы

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый по очереди задает детям вопросы:

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. С какого месяца начинается год?

4. Назови последний месяц года.

5. Назови зимние месяцы.

6. Назови весенние месяцы.

7. Назови летние месяцы.

8. Назови осенние месяцы.

9. Перечисли дни недели.

10. Сколько дней в неделе?

20. “Что из чего сделано?”

Цель: развитие грамматического строя речи, словарного запаса.

Взрослый просит детей образовать имена прилагательные от существительных,задавая вопросы: стул из дерева – какой? – деревянный.

1. Дом из камня – …

2. Дом из кирпича -…

3. Шляпа из соломы – …

21. “Укрась слово”

Цель: развитие мышления, словарного запаса.

Взрослый задает детям слово и просит по очереди ответить на вопрос: Какое? это слово бывает.

Солнце (Какое) Кошка (Какая) Стол (Какой) Дорога (Какая)

22. “Кто что делает?”

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Взрослый задает детям вопросы по специальностям людей:

1. Кто учит детей? (учитель)

2. Кто лечит больных? (врач)

3. Кто красит стены? (маляр)

4. Кто делает прически? (парикмахер)

5. Кто строит дома? (строитель)

6. Кто лечит животных? (ветеринар)

7. Кто работает в саду? (садовник)

8. Кто пишет книги? (писатель)

9. Кто управляет оркестром? (дирижер)

10. Кто разносит письма, газеты? (почтальон)

23. “Определи понятие”

Цель: развитие понятийного мышления, речи, словарного запаса.

Детям предлагаются следующие наборы слов:

1. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

2. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять.

3. Поезд, нож, зонт, подушка, гвоздь, осел, алмаз, соединять, лезвие, меч, храбрый, чепуха, микроскоп.

Взрослый просит представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов.Далее вы говорите: “Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово “велосипед”. Как бы вы объяснили это?”

24. Что может быть круглым, мягким, прочным?

Цель: развитие речи, кругозора, мышления.

Взрослый просит детей перечислить все предметы, имеющие заданный признак. Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

25. Ответь на вопросы.

Цель: развитие речи, расширение кругозора и словарного запаса.

Взрослый задает детям вопросы по явлениям погоды, требуя полного ответа на вопрос.

1. В какое время года бывает снегопад?

2. В какое время года бывает листопад?

3. В какое время года идет дождь?

1. В какое время года бывает иней?

2. В какое время года появляются подснежники?

3. В какое время года можно увидеть росу?

4. В какое время года бегут ручьи?

5. В какое время года птицы вьют гнезда?

6. В какое время года появляются комары?

7. В какое время года река покрывается льдом?

8. В какое время года птицы улетают на юг?

9. В какое время года собирают ягоды?

10. В какое время года бывает гроза?

26.”Скажи наоборот”

Цель: развитие речи, словарного запаса.

Взрослый предлагает подобрать противоположные признаки, предметы, явления (антонимы).

зима – лето

свет – тьма

день – ночь

27. “Узнай предмет по признакам”

Цель: развитие речи, кругозора, внимания, словесно-логического мышления.

Взрослый предлагает детям узнать предмет по заданным признакам.

1. Белый, сладкий, твердый (сахар).

2. Через речку лег, пробежать помог (лед)

3. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы)

4. Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

5. Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки (кот)

6. Гладкое, стеклянное, в него смотрятся (зеркало).

7. Желтый, кислый, кладут в чай (лимон)

8. Белая, соленая, кладут в суп (соль)

9. Холодное, сладкое, на палочке (мороженое)

10. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).

28. “Укрась слово”

Цель: развитие речи, расширение словарного запаса.

Взрослый просит детей описать предмет.

Какой бывает арбуз? Книга? Медведь? Роза?

Какой бывает дом? апельсин? человек? ромашка? груша?

29. “Что в чем?”

Цель: развитие речи, словарного запаса, мышления.

Детям называют знакомые предметы и спрашивают, что есть у каждого предмета, из чего он состоит? Например, у стула есть ножки, сиденье, спинка.

Дом, собака, дерево, цветок, книга, слон.

Источник

Малень­кие дети, едва начи­ная заме­чать окру­жа­ю­щий мир, про­яв­ляют к нему самый настой­чи­вый инте­рес. Все хочется рас­смот­реть, потро­гать, изу­чить, а то и попро­бо­вать на вкус! Задача роди­те­лей — поз­во­лить ребенку удо­вле­тво­рить свое любо­пыт­ство, разу­ме­ется, под их стро­гим кон­тро­лем. Дать потро­гать кусо­чек ваты, мака­ро­нину, кошечку, каму­шек. Пусть ребе­нок запо­ми­нает свои ощу­ще­ния от при­кос­но­ве­ния, учится раз­ли­чать пред­меты и мате­ри­алы по их каче­ствам: камень холод­ный, а вода мок­рая, крупа рас­сып­ча­тая, а стекло глад­кое. А как только дитя нач­нет пони­мать вашу речь, необ­хо­димо раз­го­ва­ри­вать с ним об окру­жа­ю­щей его при­роде, о том, что он видит, о том, как можно исполь­зо­вать свой­ства пред­ме­тов. Подоб­ные заня­тия про­буж­дают в ребенке чув­ство пре­крас­ного, раз­ви­вают интел­лект, вни­ма­ние, наблю­да­тель­ность, инте­рес к окру­жа­ю­щему миру.

Самое под­хо­дя­щее место для таких упраж­не­ний — улица. Выходя на про­гулку во двор или сквер, не берите на себя роль мол­ча­ли­вого охран­ника, сводя свои функ­ции исклю­чи­тельно к наблю­де­нию за ребен­ком, будьте активны, будьте веду­щим и заво­ди­лой, чтобы малышу было инте­ресно гулять.

Зима

Снег — неис­чер­па­е­мый источ­ник для наблю­де­ний, игр, раз­мыш­ле­ний. Пока­жите ребенку раз­ли­чие между влаж­ным и сухим сне­гом, между льдом и сне­жин­ками, обра­тите его вни­ма­ние, как идет сне­го­пад: хло­пьями или отдель­ными сне­жин­ками. Пока­жите, как из снега лепить снежки и играть в них, ска­тайте снеж­ную бабу. Обра­тите вни­ма­ние ребенка на то, как дере­вья и кусты заку­та­лись, как в покры­вало, в снег. Пой­майте несколько сне­жи­нок и рас­смот­рите их вме­сте с малы­шом. Попутно уже можно вво­дить в сло­варь ребенка новые слова: кри­сталл, шести­гран­ник. Пусть пока он их не может повто­рить, но как они зву­чат и что озна­чают, он уже будет знать.

Зимой легче уви­деть самых раз­ных птиц, кото­рые летом обычно пря­чутся в листве дере­вьев. Воро­бьи, сне­гири, галки, вороны, сороки, голуби, синицы, а кому пове­зет, то и дятел. В сквере можно покор­мить пти­чек семеч­ками, и пока они будут насы­щаться, можно рас­ска­зать о том, что боль­шин­ство пти­чек уле­тели на юг и вер­нутся к нам только вес­ной. Обра­тите вни­ма­ние малышка на то, как бле­стят на сол­нышке перышки, на то, как птички раз­ли­ча­ются по окрасу, какие у них клювы и как они берут ими зер­нышки, какие у них лапки и коготки, как они машут кры­лыш­ками, когда летят.

На горке пока­жите малышу лед и рас­ска­жите, чем он отли­ча­ется от снега. Какой он? Глад­кий, скольз­кий, про­зрач­ный, твер­дый, холод­ный. А еще его ни в коем слу­чае нельзя лизать.

Какое небо зимой? Серое, низ­кое. Сол­нышко — белое, све­тит слабо и совсем не греет. А что слу­чи­лось с реч­кой или пру­дом? Они замерзли, рыбки ушли на дно и спят, вода холод­ная, купаться нельзя.

Весна

На весен­них про­гул­ках сле­дует обра­щать вни­ма­ние на те изме­не­ния, кото­рые про­ис­хо­дят в при­роде. На мно­го­чис­лен­ные ручейки и лужицы, на весе­лую капель — зима пла­чет, потому что ей при­шла пора ухо­дить, а в каж­дой капельке отра­жа­ется солнце. Небо стало голу­бым, про­зрач­ным, высо­ким, воз­дух све­жий, пах­нет вес­ной. Птички пове­се­лели и уже поют свои пер­вые песни, раду­ются насту­па­ю­щей весне. Вспом­ните свое дет­ство — сде­лайте бумаж­ные кораб­лики и отпу­стите их в пла­ва­ние по бли­жай­шему ручью, это пода­рит неза­бы­ва­е­мые впе­чат­ле­ния ребенку.

Вес­ной изме­не­ния про­ис­хо­дят стре­ми­тельно, при­рода каж­дую неделю обнов­ля­ется, и это — пре­крас­ный повод вести наблю­де­ние за тем, как рас­тет травка, появ­ля­ются листики на дере­вьях, как они уве­ли­чи­ва­ются с каж­дым днем, как пах­нут моло­дые листочки, как появ­ля­ются бутоны и пер­вые цветы. А сле­дом — и пер­вые бабочки и пчелки. Можно и даже нужно пока­зы­вать раз­ные рас­те­ния и гово­рить, как они называются.

Весна — время появ­ле­ния потом­ства у мно­гих живот­ных. Если радом с вами есть чет­ве­ро­но­гое семей­ство — можно пока­зать его ребенку, рас­ска­зать, как назы­вают дете­ны­шей у раз­ных живот­ных. Обра­тить вни­ма­ние на то, что боль­шое живот­ное это мама, а малень­кие — детки. Если вы живете в городе, то можно пока­зать открытки или фото­гра­фии из жур­на­лов и интер­нета с изоб­ра­же­нием мед­ве­дицы с мед­ве­жа­тами, кошки с котя­тами, собаки со щен­ками и т.д. Обя­за­тельно надо гово­рить о том, что дети живот­ных, как все дети, нуж­да­ются в защите и помощи. Что мама забо­тится о них, как умеет, а люди не должны при­чи­нять им зла.

Лето

Это время года весьма пло­до­творно для малень­ких непо­сед — ведь летом мно­гие отправ­ля­ются на отдых к морю. Смена кли­мата и окру­жа­ю­щей при­роды пред­став­ляет боль­шой инте­рес не только для детей, но и для самих взрос­лых. У вас есть воз­мож­ность срав­нить речку, пруд и море — что больше? Какого цвета вода в море? А в речке? Сол­нышко на юге све­тит жарче, потому что он тут ближе к земле. Чем отли­ча­ется эта мест­ность от той, где вы живете посто­янно? Ракушки, мор­ские камни, рыбки, ящерки, дель­фины, пальмы — все то, чего нет дома, будет очень инте­ресно для ребенка. Если же вы оста­е­тесь дома, то и тут есть чем заняться. Напри­мер, наблю­дать за тем, как на яблоне фор­ми­ру­ются плоды, рас­тут, нали­ва­ются соком и вку­сом. Можно даже выбрать одно яблочко или грушу, и пусть этот плод будет “при­над­ле­жать” вашему сыну или дочке. Можно даже при­кле­ить на него первую букву имени ребенка, выре­зан­ную из бумаги — когда плод созреет, это “пер­со­наль­ное” яблоко с отпе­ча­тав­шейся бук­вой будет особо вкус­ным для ребенка.

Купа­ние в реке или море — огром­ное поле для иссле­до­ва­ний. Пере­ли­вайте вме­сте с ребен­ком воду из одной посу­дины в дру­гую, про­пус­кайте между паль­чи­ков, пусть он попро­бует пой­мать водичку. Напом­ните ему, что зимой водичка замер­зает и пре­вра­ща­ется в снег и лед. Играя с пес­ком, не забудьте про ста­рые доб­рые забавы: фор­мочки для песка. Стройте с ребен­ком город, делайте фигурки, лепите пес­ча­ных колоб­ков, копайте тон­нели и ямы, про­кла­ды­вайте дороги для игру­шеч­ных автомобилей.

В саду или в лесу рас­тут ягоды, начи­нает созре­вать зем­ля­ника, чер­ника, смо­ро­дина, вишня, малинка. Пока­зы­вайте раз­ные ягоды, давайте их про­бо­вать, срав­ните вкус (слад­кая, кис­лит), срав­ните форму (круг­лая, вытя­ну­тая, похожа на сер­дечко), цвет (крас­ная, синяя, зеле­ная, жел­тая), раз­мер, чем спе­лая ягодка отли­ча­ется от незре­лой. Если у вас есть ого­род, то пока­жите малышу, как рас­тут раз­ные овощи — кар­то­фель, поми­доры, морковка.

Если начался дождь, то надо пояс­нить, что это капельки воды, кото­рые падают с неба из тучки. А зимой дож­дик замер­зает и ста­но­вится снегом.

Не забы­вайте о листве и траве. Что про­изо­шло с ними летом? Они уже выросли, вме­сте цве­тов появи­лись коро­бочки с семе­нами, это детки у травки и цве­точ­ков. Они упа­дут на землю, и из них вырас­тет новая трава, новые цветы. А в листи­ках живут раз­ные насе­ко­мые, жучки, паучки, букашки, бабочки.

Осень

Осе­нью при­рода гото­вится к зиме — это основ­ная тема ваших заня­тий. Осе­нью окру­жа­ю­щий мир тоже очень быстро меня­ется. Трава и листва ста­но­вятся яркими, раз­но­цвет­ными, листики с веток начи­нают падать на землю — дере­вья гото­вятся к зим­нему сну. У зве­рю­шек и пти­чек выросли дети, стали само­сто­я­тель­ными. Погода ста­но­вится холод­нее, сол­нышко не такое жар­кое, тем­неет раньше, а рас­све­тает позже. Мы тоже гото­вимся к зиме, наде­ваем теп­лую одежду, теп­лые боти­ночки, уби­раем велосипеды.

Во время про­гулки по саду или по парку, набе­рите раз­но­цвет­ных листьев — их можно исполь­зо­вать для аппли­ка­ции. Дайте ребенку подер­жать шишку, желудь, “носик” клена, оре­шек — пусть срав­нит их, срав­нит свои ощущения.

Осе­нью ребе­нок может при­ни­мать посиль­ное уча­стие в уборке уро­жая. Не забудьте про “имен­ное” яблочко! Малышу можно пору­чить сры­вать яблоки и груши с низ­ко­рас­ту­щих веток и скла­ды­вать их в общую кор­зину. Пусть собе­рет палочки с земли и отне­сет в мусор. Если вам посчаст­ли­вится уви­деть косяк пере­лет­ных птиц, обя­за­тельно пока­жите их малышу.

Для того, чтобы рас­ши­рить кру­го­зор ребенка, не нужно обла­дать какими-то спе­ци­аль­ными зна­ни­ями и обра­зо­ва­нием. Про­сто рас­ска­зы­вайте ему все, что зна­ете о мире, что он в состо­я­нии понять. Обра­щайте его вни­ма­ние на все: на звезды и про­ле­тев­ший само­лет, на яркие качели в саду и на пада­ю­щий листик. Эти семена взой­дут потом обиль­ными всхо­дами, раду­ю­щими и вас, и окружающих.

Азбука вос­пи­та­ния

Источник