Общее физическое развитие ребенка с умственной отсталостью

Общее физическое развитие ребенка с умственной отсталостью thumbnail

Физическое развитие и двигательные

способности детей с умственной отсталостью

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

 Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

 У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына Л.М., 2002). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других – повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений (Бобошко В.В., Сермеев А.Р., 1991).

 Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей-олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (1989, 1991, 2002).

Нарушения физического развития: 

– отставания в массе тела;

– отставания в длине тела;

– нарушения осанки;

– нарушения в развитии стопы;

– нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности;

– парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей;

– отставания в показателях объема жизненной емкости легких;

– деформации черепа;

– дисплазии;

– аномалии лицевого скелета. 

Нарушения в развитии двигательных способностей:

– нарушение координационных способностей – точности движений в пространстве;

– координации движений;

– ритма движений;

– дифференцировки мышечных усилий;

– пространственной ориентировки;

– точности движений во времени;

– равновесия;

– отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств – силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;

– быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%;

– выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.

Нарушения основных движений:

– неточность движений в пространстве и времени;

– грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;

– отсутствие ловкости и плавности движений;

– излишняя скованность и напряженность;

– ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

 Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе. Такой комплексный подход к системе физического воспитания определен необходимостью всесторонней помощи лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

Состав учащихся в конкретной учебной группе разнороден по своим психофизическим особенностям. В настоящее время в коррекционной школе могут обучаться дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Дети с нарушением интеллектуальной деятельности конкретной клинической градации могут иметь различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики связаны с поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речи двигательных.

Таким образом, можно сделать вывод:

  • двигательный анализатор играет важную роль в развитии функций мозга, он имеет связи со всеми структурами центральной нервной системы;
  • существуют определенные принципы и закономерности развития моторики;
  • моторика детей с нарушениями интеллектуального развития в онтогенезе осуществляется по тем же принципам и закономерностям, что и у здоровых детей, но значительно медленнее;
  • нарушения моторики неблагоприятны для психического развития ребенка с нарушениями интеллектуального развития;
  • нарушения моторики следует корректировать, используя сохранные, не пострадавшие движения или менее выраженные нарушения двигательной сферы.

Физическое развитие – это процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в процессе жизни и деятельности и индивидуальных особенностей человека.

Установка на развитие личности умственно отсталого ребенка предполагает:

– включение школьника в доступные виды деятельности, в том числе и занятия физическими упражнениями;

– крепкое здоровье, хорошее физическое развитие;

– оптимальный уровень двигательных возможностей;

– физическое совершенство;

-потребность в движении, ориентировке и участие в спортивных (доступных) соревнованиях;

– коррекция выявленных нарушений моторики и физического развития.

Источник

Физическое состояние данной категории детей (диагноз: умственная отсталость) обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие её органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте.

У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, т.е. они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервнозность.

Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета.

При относительно хорошей сформированности основных локомоторно-статических функций и самостоятельного передвижения многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии (от греч. Hemi-половина, plegio-поражаю, т.е. паралич (вертикальный или горизонтальный) одной половины туловища).

В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация, носовой оттенок речи, специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии парциальных двигательных нарушений.

Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм, добавочные дыхательные движения – придыхания. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей.

Читайте также:  Центр развития и оздоровления детей центр развития ребенка

Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его лабильность (неустойчивость), гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость.

Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.

Таким образом, характеристика физического развития детей с умственной отсталостью свидетельствует о своеобразии их отдельных систем и внутренних органов, что является следствием проявления органического поражения центральных и периферических отделов коры головного мозга.

Под физическим развитием подразумевается комплекс мер, которые направлены на повышение общей реактивности организма ребенка, а также на стимуляцию его способностей к физическому труду. Повышение уровня физических показателей организма ребенка и взрослого является основной целью, которая достигается многими способами, методиками, предложенными мировыми специалистами. [12]

Физическое развитие детей – это комплекс многоэтапных мероприятий, которые проводятся в различных учреждениях. После рождения дети не проявляют выраженной физической активности, потому как природой запрограммировано, что они лишь набирают вес, развиваются системы органов, которые не полностью завершили свой цикл в утробе. Мышечная активность в данном возрастном промежутке чрезвычайно низка, а нейромышечные синапсы, а также мотонейроны, не могут работать систематизированно, позволяя реализовывать сложные двигательные акты. Развитие получают только самые простейшие рефлексы, направленные на удовлетворение голода: сосательный рефлекс, рефлекс орального автоматизма и др. умственный отсталость интеллект

Одним из эффективных приемов способствующих физическому развитию детей с умственной отсталостью является подвижные игры в воде.

Источник

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

У детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев (Шипицына JI.M, 2001). Страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других  повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений.

Нарушения физического развития у детей с интеллектуальными нарушениями:

  • отставания в массе тела;
  • отставания в длине тела;
  • нарушения осанки;
  • нарушения в развитии стопы;
  • нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности;
  • парезы верхних конечностей;
  • парезы нижних конечностей;
  • отставания в показателях объема жизненной емкости легких;
  • деформации черепа;
  • дисплазии;
  • аномалии лицевого скелета.

Нарушения в развитии двигательных способностей:

1) нарушение координационных способностей:

  • точности движений в пространстве;
  • координации движений;
  • ритма движений;
  • дифференцировки мышечных усилий;
  • пространственной ориентировки;
  • точности движений во времени;
  • равновесия;

2) отставание от здоровых сверстников в развитии физических качеств:

  • силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;
  • быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%;
  • выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%;
  • скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%;
  • гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.

Нарушения основных движений:

  • неточность движений в пространстве и времени;
  • грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;
  • отсутствие ловкости и плавности движений;
  • излишняя скованность и напряженность;
  • ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Отставания в физическом развитии у детей с интеллектуальными нарушениями, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии.

Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца.

Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность. Специалисты отмечают характерные для детей с интеллектуальными нарушениями быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость.

У многих детей встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты. Среди сопутствующих нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифосколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея.

Несмотря на то, что интеллектуальные нарушения – явление необратимое, это не значит, что они не будут развиваться, в том числе и в двигательной сфере. Постепенность и доступность при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. По данным ученых, 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от сверстников.

Занятия по физическому развитию с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо начинать с раннего возраста, заниматься регулярно и непрерывно в соответствии с возрастом и особенностями развития ребенка. Содержание занятий при этом практически не будет отличаться от занятий со здоровыми детьми. Необходимо понимать, что основной формой помощи таким детям будет постоянный показ упражнения, физическая поддержка при выполнении, многократный повтор. Такие дети быстро утомляются, поэтому в работе с ними рекомендуется игровой характер упражнений с опорой на понятные детям образы: походи как мишка, попрыгай как зайчик, ходим как гуси и т.д.

Дети с интеллектуальными нарушениями могут успешно заниматься многими видами адаптивного спорта: плаванием, легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, велоспортом, конным спортом, футболом, теннисом, настольным теннисом, горнолыжным и лыжным спортом. Для людей с интеллектуальными нарушениями проводится Специальная олимпиада (состязания по плаванию, легкой атлетике, настольному теннису, академической гребле).

Источник

Обухов Сергей Александрович
Физическое воспитание умственно отсталых учащихся с интеллектуальными нарушениями

«Физическое воспитание умственно отсталых

учащихся интеллектуальными нарушениями)»

Подготовили:

С. А. Обухов, педагог-наставник,

учитель физической культуры,

Иваненко Е. В., учитель адаптивной

физической культуры

Умственно-отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. У умственно-отсталых детей наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию: со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики. Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стёртыми двигательными нарушениями, которые к школьному возрасту скомпенсировались, но проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке. Выявление возможностей умственно отсталого ребёнка и коррекция дефектов его развития требует специальных методических приёмов. Физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.

Читайте также:  Как грудное молоко влияет на развитие мозга ребенка в первые годы его жизни

Опыт показывает, что умственно-отсталые дети способны адаптироваться в бли-жайшем для них окружении, что, безусловно, является показателем и результатом их общего психического развития, в том числе и интеллектуального.

Физическая культура является составной частью образовательного процесса учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением, и занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории учащихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует их социальной интеграции.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Основные задачи изучения предмета:

– коррекция нарушений физического развития;

– формирование двигательных умений и навыков;

– развитие двигательных способностей в процессе обучения;

– укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

– раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребёнка для освоения до-ступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

– формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упраж-нений;

– формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений;

воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

воспитание нравственных, морально-волевых качеств (смелости, настойчивости). навыков культурного поведения.

Коррекция недостатков психического и физического развития с учётом возрастных особенностей обучающихся предусматривает:

– коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

– формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной дея-тельности.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физи-ческого развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствова-ние психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклоне-ний. Коррекционно-развивающие и образовательные задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. для образовательных задач характерна высокая сте-пень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обуче-ния. Коррекционно-развивающим задачам свойственно постоянство, так как они решаются на каждом занятии. Физическая культура для детей с умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) является одной из эффективных форм их социализации, представ-ляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррек-ции нарушений их развития.

Программа по физической культуре и адаптивной физической культуре составлены с учётом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности умственно-отсталых детей интел-лектуальными нарушениями). Материал программы даёт возможность оказывать как избира-тельное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовывать более сложные движения. Про-грамма учитывает особенности познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.Содержание программ отражено в разделах: «Гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.

Программой предусмотрены следующие виды работ.

– беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоро-вья и коррекции нарушенных функций;

– выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

– выполнение физических упражнений под словесную инструкцию учителя;

– самостоятельное выполнение упражнений;

– занятия в тренирующем режиме;

– развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, лёгкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.

Знания о физической культуре

Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека.Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Фи-зические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупрежде-ние травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания.Понятия: физическая культура, физическое воспитание.

Гимнастика

Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимна-стических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики.Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.

Практический материал.

Построения и перестроения.

Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): ос-новные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого поя-са; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования пра-вильной осанки; укрепления мышц туловища.

Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обруча-ми; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг); упражнения на равнове-сие; лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной диффе-ренцировки и точности движений; переноска грузов и передача предметов; прыжки.

Легкая атлетика

Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомле-ние учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с пра-вильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.

Практический материал:

Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости.Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями;со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.

Бег. Перебежки группами и по одному 15 – 20 м. Медленный бег с сохранением пра-вильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с вы-соким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на ско-рость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт.Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.

Читайте также:  Развитие ребенка до года уфа

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания. Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».

Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Про-извольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Ме-тание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Метание мяча с места в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг) различными способами двумя руками.

Подвижные игры

Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во вре-мя игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу)

Практический материал:

– Подвижные игры;

– Коррекционные игры;

–Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лаза-нием; метанием и ловлей мяча, построениями и перестроениями;

Спортивные игры

• Баскетбол.

Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом.

Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.

Практический материал.

Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Останов-ка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя рука-ми на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя рука-ми в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача. Подвижные игры на основе баскетбо-ла. Эстафеты с ведением мяча.

• Волейбол.

Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, пре-дупреждение травматизма при игре в волейбол.

Практический материал.

Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.

Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.

• Настольный теннис.

Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр.

Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева, справа, прямые с вращением мяча. Одиночные игры.

Основной формой работы по физическому воспитанию в школе является урок.Каж-дый урок планируется в соответствии с основными требованиями: постепенное повышение нагрузки в упражнениях и переход к концу урока к успокоительным упражнениям; чередо-вание различных видов упражнений (гимнастических, легкоатлетических, игровых); подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.

Урок состоит из четырёх этапов: вводный, подготовительный, основной, заключи-тельный. Этапы урока методически должны быть связаны между собой. К каждому тапу подбираются упражнения и сочетаются в таких пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воздействие на учащихся. Достижение названных целей и задач, решение проблем во время занятий происходит за счёт правильного выбора структуры лечебно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих технологий, как совокупности приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Структура занятий строится с учётом методических положений с использованием со-временных методов обучения: словесного инструктирования, совместного действия ребёнка и педагога, движения в игровой форме под музыкальное сопровождение с осуществлением индивидуального подхода. Цель уроков – содействовать развитию у учащихся внимания, памяти, мышления, пространственных и временных ориентировок, воспитывать чувство товарищества, навыки культурного поведения, дисциплину.

На уроке применяются специальные педагогические приёмы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей: обучить названию движений и исходных положений, предлагать запоминать комбинации упражнений, различение движений по темпу, объёму, плавности. Широко применяются упражнения, которые требуют чёткой дозировки силовых,временных и пространственных компонентов движений: метание в цель, подбрасывание мяча, бросание мяча об пол, о стену так, чтобы он отлетел на заданное расстояние, перебрасывание мяча в шеренгах, прыжки на точность приземления, упражнения в равновесии; игры, требующие точности движений. Внедрение в практику физического воспитания указанных средств и приёмов содействуют не только коррекции недочётов двигательной сферы, но и интеллектуальной деятельности.

Необходимо учитывать проведение занятий на свежем воздухе. Помещение, отведён-ное для занятий, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, оборудовано современным спортивным инвентарём, пособиями, аптечкой первой помощи.

Физическое воспитание, кроме уроков физической культуры, включает мероприятия по соблюдению режима дня, внеклассную, внешкольную физкультурную работу. Внекласс-ная работа – это одна из форм педагогического процесса, которая способствует выявлению одарённых учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нару-шениями). Организация внеклассной работы (спортивные праздники, «Весёлые старты», соревнования различного уровня, Специальная олимпиада) позволяет развить спортивные способности детей с учётом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаний, стремлению работать, развивать свою одарённость. Ни одна из форм работы не даёт таких широких возможностей для проявления способностей, так как сочетает тематическую спортивную олимпиаду и соревнование, беседу и диалог, индивидуальные задания и работу в группе, где формируются коммуникативные навыки.

Возможность сочетания различных методов, способов, приёмов и форм при проведе-нии мероприятий способствует повышению эффективности обучения и воспитания.

Технологии коррекционно-развивающего образования, здоровьесберегающие, игро-вые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяются при организации образовательного процесса на уроках физической и адаптивной культуры, внеклассной работы. При системно-деятельностном подходе учитель должен владеть технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. У учащихся формируется контрольно-оценочная деятельность (они сами оценивают свою деятельность на уроке, умение находить причины затруднений, определять, что ещё не усвоено на уроке, задачи и тему урока определяют сами учащиеся при помощи учителя, задающего при этом наводящие вопросы и задания.

Результативность усвоения программного