Образовательные области развития ребенка по фгос

Ольга Смирнова
Образовательные области ФГОС
1.Физическое развитие:
– развитие физических качеств
– правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
– правильное выполнение основных движений
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
– овладение подвижными играми с правилами
– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
– физическая культура
2.Художественно – эстетическое развитие:
– развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы
– становление эстетического отношения к окружающему миру
– формирование элементарных представлений о видах искусства
– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
– реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.)
– приобщение к искусству
– изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
– конструктивно – модельная деятельность
– музыкальная деятельность
3.Речевое развитие:
-владение речью как средством общения
– обогащение активного словаря
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
– развитие речевого творчества
– развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
-формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
– речевое развитие
– приобщение к художественной литературе
4.Познавательное развитие:
– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
– формирование познавательных действий становление сознания
– развития воображения и творческой активности
– формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран народов мира
– развитие познавательно – исследовательской деятельности
– приобщение к социокультурным ценностям
– формирование элементарных математических представлений
– ознакомление с миром природы
5. Социально –коммуникативное развитие:
– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
– формирования готовности к совместной деятельности
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчестве
– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
– социализация, развитие общения, нравственное воспитание
– ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
– самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
– формирование основ безопасности
Источник
В данном материале изложены задачи в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательные области по ФГОС ДО
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).
1. Социально-коммуникативное развитие
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательное развитие
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3. Речевое развитие
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4. Художественно-эстетическое развитие
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
5. Физическое развитие
- приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
- развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные области по ФГОС ДО
В свете перехода на новый образовательный стандарт многие педагоги испытывают трудности с количеством образовательных облатей и тем багажом учебного материала из предыдущих 9-ти, который теперь спрята…
Образовательные области по ФГОС
Образовательные области по ФГОСФедеральный государственный стандарт дошкольного образованияразработан впервые в российской истории в соответствии с требованиямифедерального закона «Об образовании в Ро…
- Мне нравится
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ:
«Образовательные области по ФГОС ДО»
Подготовила:
воспитатель Вовченко Е.А.
2016 г.
Содержание любой программы должно охватывать определенные направления развития детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже знакомы. Это пять образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественное – эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Если вспомнить, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, и опять видим преемственность этих документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было направлено на решение задач по четырем направлениям развития ребенка
- физическое развитие,
- социально- личностное,
- познавательное – речевое,
- художественно – эстетическое развитие.
Тут видна преемственность пяти образовательных областей нового стандарта. Обратите внимание на таблицу:
Образовательные области нового стандарта | Согласно ФГТ |
Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие. | |
социально- коммуникативное развитие | социально – личностное развитие |
Познавательно – речевое развитие разделено на две самостоятельные области: | |
познавательное развитие и речевое развитие. | Познавательно – речевое развитие |
соответственно остаются, как и прежде: | |
Художественно – эстетическое развитие | Художественно – эстетическое развитие |
физическое развитие | физическое развитие |
Естественно стоит заметить, что работа по образовательным областям продолжает строиться на принципах интеграции. Что же получается с личностным развитием? Дело в том, что разработчики стандартов решили, что нет смысла выносить личностное развитие в какую – то отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.
Далее стандарт прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.
Социально – коммуникативное:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта.
- Формирование готовности к совместной деятельности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
- Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие.
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие.
- Приобретение опыта в двигательной деятельности…
- Развитие физических качеств…
- Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
- Правильное выполнение основных движений
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
- Овладение подвижными играми с правилами
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).
В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных НОД достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.
Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
– непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
– совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
– совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра
Источник
Предварительный просмотр:
Содержание воспитательно-образовательной работы
по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО
(памятка для педагогов ДОО).
№ п/п | Образовательная область согласно ФГОС ДО | Система работы по образовательной области | Образовательная область согласно ФГТ |
1. | Социально-коммуникативное развитие |
| «Социализация» |
«Безопасность» | |||
«Труд» | |||
2. | Познавательное развитие |
| «Познание» (ФЦКМ) |
«Познание» (ФЭМП) | |||
3. | Речевое развитие |
| «Коммуникация» |
«Чтение художественной литературы» | |||
4. | Художественно-эстетическое развитие. |
| «Художественное творчество» |
«Музыка» | |||
5. | Физическое развитие |
| «Физическая культура» |
«Здоровье» |
Условные обозначения направлений
непосредственно образовательной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие | СКР (ИГ) | Социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность) |
СКР (ПВ) | Социально-коммуникативное развитие (патриотическое воспитание) | |
СКР (ДНВ) | Социально-коммуникативное развитие (духовно-нравственное воспитание) | |
СКР (ОБЖ) | Социально-коммуникативное развитие (основы безопасности жизнедеятельности) | |
СКР (Т) | Социально-коммуникативное развитие (трудовое воспитание) | |
Познавательное развитие | ПР (ОЭД) | Познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) |
ПР (ФЭМП) | Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) | |
ПР (ОЗОМ) | Познавательное развитие (ознакомление с миром природы и социальным окружением) | |
Речевое развитие | РР (КН) | Речевое развитие (коммуникативные навыки) |
РР (ОХЛ) | Речевое развитие (ознакомление с художественной литературой) | |
Художественно-эстетическое развитие | ХЭР (В) | Художественно-эстетическое развитие (восприятие произведений искусства) |
ХЭР (Р) | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | |
ХЭР (Л) | Художественно-эстетическое развитие (лепка) | |
ХЭР (А) | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) | |
ХЭР (К) | Художественно-эстетическое развитие (конструирование) | |
ХЭР (М) | Художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание) | |
Физическое развитие | ФР (ФЗ) | Физическое развитие (физкультурные занятия) |
ФР (ЗТ) | Физическое развитие (здоровьесберегающие технологии) | |
ФР (ДР) | Физическое развитие (двигательный режим) |
Условные обозначения направлений
образовательной деятельности по ПООП «От рождения до школы»
(под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Социально-коммуникативное развитие | СКР (СОН) | Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание) |
СКР (ССП) | Социально-коммуникативное развитие (ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание) | |
СКР (ССТ) | Социально-коммуникативное развитие (самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание) | |
СКР (ОБ) | Социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасности) | |
Познавательное развитие | ПР (ПИД) | Познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности) |
ПР (СКЦ) | Познавательное развитие (приобщение к социокультурным ценностям) | |
ПР (ФЭМП) | Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) | |
ПР (ОМП) | Познавательное развитие (ознакомление с миром природы) | |
Речевое развитие | РР (РР) | Речевое развитие (развитие речи) |
РР (ХЛ) | Речевое развитие (художественная литература) | |
Художественно-эстетическое развитие | ХЭР (В) | Художественно-эстетическое развитие (восприятие произведений искусства) |
ХЭР (Р) | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | |
ХЭР (Л) | Художественно-эстетическое развитие (лепка) | |
ХЭР (А) | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) | |
Физическое развитие | ФР (ЗОЖ) | Физическое развитие (формирование представлений о здоровом образе жизни) |
ФР (ФК) | Физическое развитие (физическая культура) |
Условные обозначения направлений
образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Образовательная область | Условное обозначение | Содержание образовательной деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | СКР (СОН) | Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание) |
СКР (ССП) | Социально-коммуникативное развитие (ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание) | |
СКР (ССТ) | Социально-коммуникативное развитие (самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание) | |
СКР (ОБЖ) | Социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасности жизнедеятельности) | |
Познавательное развитие | ПР (ПИД) | Познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности) |
ПР (ОЗОМ) | Познавательное развитие (ознакомление с миром природы и социальным окружением) | |
ПР (ФЭМП) | Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) | |
Речевое развитие | РР (РР) | Речевое развитие (развитие речи) |
РР (ХЛ) | Речевое развитие (художественная литература) | |
Художественно-эстетическое развитие | ХЭР (В) | Художественно-эстетическое развитие (восприятие произведений искусства) |
ХЭР (Р) | Художественно-эстетическое развитие (рисование) | |
ХЭР (Л) | Художественно-эстетическое развитие (лепка) | |
ХЭР (А) | Художественно-эстетическое развитие (аппликация) | |
ХЭР (К) | Художественно-эстетическое развитие (конструирование) | |
ХЭР (М) | Художественно-эстетическое развитие (музыкально-художественная деятельность) | |
Физическое развитие | ФР (ФК) | Физическое развитие (физическая культура) |
ФР (ЗОЖ) | Физическое развитие (формирование представлений о здоровом образе жизни) |
Источник