Образовательная среда как ресурс развития успешной личности ребенка
Образовательная среда как фактор развития личности
ФГОС определяет понятие «образовательная среда» как совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.
Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:
– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;
– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);
– содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь.
Принципы формирования образовательной среды:
- деятельность-образование-личность;
- открытость, целостность, системность, взаимосвязь;
и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу;
- избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности
- функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности;
- самоидентификация личности;
Одним из важнейших компонентов образовательной среды является комплекс учебного оборудования
Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:
- общешкольное оснащение
- оснащение предметных кабинетов
- оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Кабинет для внеурочной деятельности открыт в гимназии в этом учебном году. Несмотря на большую заполненность школы, администрация нашла возможность выделить самый просторный кабинет для этой цели.
Было продумано внешнее оформление, оборудование, наполняемость. Мы решили, что было бы неразумным распылять это огромное количество пособий и игр по кабинетам и решили собрать все в одном месте. В кабинете решили выделить несколько зон – для подвижных игр, для групповых занятий, для информационно-коммуникативного центра.
Таким образом, наш кабинет преследует несколько целей –
- Это информационный и мультимедийный центр начальной школы.
- Этот кабинет может использоваться в качестве сенсорной комнаты и комнаты психологической разгрузки.
- Игровая комната.
Наш кабинет оборудован комплектом нетбуков с выходом в интернет, постепенно пополняется программное обеспечение – устанавливаются разнообразные тренажеры, системы тестирования, обучающие программы. Есть мультимедийный комплекс, позволяющий проводить разнообразные занятия. Есть цифровые микроскопы, электронный шагомер и другие современные приспособления, позволяющие детям разнообразить их познавательную деятельность. Интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. С помощью ПервоЛого 4.0 дети учатся писать, читать и считать, развивают свою речь и художественные способности, и, конечно, осваивают современные компьютерные технологии. В урочной деятельности ребята также активно осваивают ИКТ-технологии, работают с интерактивными комплексами и мобильными компьютерными классами
Подобранное оборудование развивает чувственное восприятие детей, помогает расслабиться в играх с песком, в подвижных играх. Дети через занятия с разнообразными пособиями развивают моторику, глазомер, координацию движений. Эти все задачи позволяет решать комплекс «Пертра», разработанный Марианной Фростиг. Этот комплекс позволяет проводить коррекционную работу с отстающими детьми, развивает творческие способности. Дети могут строить лабиринты, развивая пространственное мышление, координируя движения глаз и рук. Сортируя фигуры и бусины – учатся классифицировать предметы, выделять общие признаки и многое другое. Тактильные доски развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию. Наборы для рисования на песке, тренажеры для физических разминок,
Дети и педагоги часто используют этот кабинет и для обучающих игр. Здесь собрано большое количество обучающих и развивающих игр, которые помогают усвоить и закрепить вычислительные навыки, расширить словарный запас и кругозор. Это знаменитые кубики Никитина, которые развивают логику, умение прогнозировать и планировать результаты своей деятельности, в комплектацию кабинета входят всевозможные детские игры, мозаики, конструкторы.
Игра СЕНСИНО: На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в которые проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки – “норки”. Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке.
Наборы рукоделия. Есть кукольный театр. Для всех модулей, по которым организуется внеурочная деятельность с учащимися 1-3 классов, в этом кабинете достаточно оборудования
Источник
Влияние образовательной среды на развитие
личности ребенка дошкольника.
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появился стандарт, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
(Слайд 2) Правильно организованная образовательная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
(Слайд 3) В образовательной среде можно выделить 3 компонента:
-социальный (социальное окружение),
-предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),
-психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы)
(Слайд 4) Мощным обогащающим фактор детского развития является социокультурное окружение. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, влияние культурной ауры микрорайона, города, детского сада, природных и парковых ландшафтов. Все эти среды – могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.
(Слайд 5)Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначением, характера деятельности людей достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром, способствовать более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также помогать адекватно воспринимать себя и других людей, овладевать конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
(Слайд 6-7) В соответствии со Стандартом ДО, еще одним из аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста является предметно-пространственная развивающая среда. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Активность ребенка в условиях такой среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
(Слайд 8) Над созданием такой среды мы задумались с приходом новых малышей. Нам захотелось так организовать пространство, чтобы детки быстрее адаптировались, привыкли спокойно и непринуждённо расставаться с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом. Мы поставили перед собой цель – создать условия для развития гармоничной личности: любознательной, коммуникативной, способной овладеть разными видами деятельности, здоровой физически и психически.
Соблюдая принципы, которые включены в стандарт, начали организовывать развивающую предметно-пространственную среду в своей группе. Все оборудование и материалы распределили в пространстве группы, не перегружая её. Теперь каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает ребенка. Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, распределили материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда оставалась неизменной. Центры периодически объединялись (театральный+книжный), взаимозаменялись (центр отдыха – центр уединения) и дополнялись (патриотический центр, центр по изучению ПДД). Мебель и оборудование в группе расположены так, чтобы осталось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имели возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки дети могут свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.
Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.
(Слайд 9) День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик по предметной картинке, которую они сами выбирали. По этой же картинке проводим мини-беседу во время одевания на прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания: сегодня говорим про цвет, завтра уточняем форму, в другой раз определяем назначение предмета и т.д., таким образом, расширяем познания детей о предмете. Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещаются объявления, консультации и советы родителям.
(Слайд 10) Для более тесного сотрудничества с родителями и коллегами, вовлечение их в жизнь нашей группы мы создали персональный сайт группы, с которым приняли участие в городском конкурсе «Авторский интерактивный сайт» в номинации «Сайт группы ДОО» и заняли 2 место.
(Слайд 11) Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде “Умелые ручки ” и на творческой лесенке, к которому имеется свободный доступ. Ребенок выставляет свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и значимость.
(Слайд 12) Видеомагнитофоном, телевизором и компьютером оснащён аудиовизуальный центр. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы, после ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм, что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Данные приемы с использованием ТСО, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах, создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.
(Слайд 13-14) Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, малыши производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. В центре есть предметно-дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с прищепками. Можно поупражняться со шнурками: продевать через отверстия, делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве, складывать в корзину разные овощи и фрукты. Игры меняются, расширяя чувственный опыт ребятишек, стимулируя тонкие движения руки. Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у детей аналитического восприятия.
(Слайд 15-16) Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.
Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.
(Слайд 17) Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты, звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие, особенно музыкально-двигательная импровизация! Особый восторг вызывает у детей утренняя музыкально-ритмическая гимнастика: весёлые курочки, задорные петушки, зеленый кузнечик– вот такая карусель эмоций, движений и звуков. А самое главное ‒ у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.
(Слайд 19-20) Детям нравятся театрализованные игры. Почему? Да потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, плачут над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к ним на помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность. Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой, речью. Рядом расположен уголок ряженья, где развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Здесь возможно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
(Слайд 21) Один из любимых центров детей –книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках! Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе, также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.
(Слайд 22) Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой центрс играми-забавами, яркими игрушками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. В игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам. Атрибуты к профессиям и общественным местам находятся в коробках с характерными значками.
В младшем возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту, игре. Поэтому игра начиналась, как только малыш переступал порог группы. Дети быстро научились занимать себя делом. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать. Основной целью этого центра является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям. Мальчики и девочки играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь мальчики играют роль папы, а девочки – мамы.
(Слайд 23-24) Создавая центр строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными материалами девочек и мальчиков. В этом центре собрано большое количестворазного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала, мягкого модуля, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу.Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
(Слайд 25-26) Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, аквариум с разными рыбками, за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал. Так постепенно формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным. Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.
(Слайд 27-28) Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре физического развития подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяем в проведении утренних гимнасти,подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей. У наших детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного сна,активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.
Третий компонент – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности. Вся образовательная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности дошкольника на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.
Источник