Образование родителей в профессиональном развитии ребенка

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР РЕБЕНКА
У каждого подростка рано или поздно возникает проблема – проблема выбора его будущей профессии. Это очень ответственный и сложный шаг в его жизни. Получится ли у молодого человека реализовать свои возможности, найти своё место в жизни, зависит именно от того, правильно ли он выберет свою будущую профессию.
Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор. На сегодняшний день молодёжь больше всего привлекают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, а учиться на рабочую профессию идут с нежеланием, хотя уже давно существует проблема перенасыщения рынка труда специалистами этих специальностей. В силу своей неопытности молодые люди не понимают, что сейчас иметь хорошую рабочую профессию намного надежнее, чем быть выпускником вуза. И, что немаловажно, в средние специальные учебные заведения поступить во многих случаях проще, чем в вузы. Поэтому необходимо правильно сориентировать выпускника школы и объяснить, что выбор рабочей профессии – удачный старт для профессионального и карьерного роста. Ведь зачастую успешные руководители в сфере промышленности начинали свою карьеру с освоения рабочей профессии.
Самоопределение в своей будущей профессии начинается в раннем детстве, когда ребёнок играет, и постепенно доходит до своего завершения в подростковом возрасте. Младший школьник подражает значимым взрослым: родителям, учителям. Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной и трудовой деятельности. Подростковый возраст – возраст быстро нарастающего логического мышления, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из книг, телепередач и т.п. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Уходя из школы после 11 или 9 классов, подростку необходимо создать жизненный план – решить вопросы кем быть и каким быть. Он должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.
Многие подростки оказываются в стрессовой ситуации, особенно если они собираются уйти из школы после 9 класса. Это происходит от того, что, с одной стороны, подростку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. И вот именно в этот период необходимо помочь ребёнку, чтобы он не совершил ошибку, и у него не возникло чувство разочарования.
Я провела анкету среди студентов 1 курса, чтобы узнать, почему ребята выбрали ту или иную профессию, осознанный ли был выбор, кто повлиял на окончательное решение? Результаты показали, что во всех школах проводились классные часы по профориентации, но только в одной школе были экскурсии на предприятия города. Практически все ребята пришли к нам по совету родственников или родителей. Очень порадовало, что большинство ребят окончательное решение принимали совместно с родителями, или ребёнок сделал выбор самостоятельно. Но очень печально, что всё же есть ребята, которые пришли в наш колледж за компанию с друзьями или поступить сюда их заставили родители. Через некоторое время такие ребята могут столкнуться с определёнными трудностями: учиться неинтересно, скучно, трудно. И тогда у них может возникнуть чувство разочарования и непонимания: зачем они здесь, для чего.
Анкетирование показало, что в школе ведётся определённая работа по профориентации. Но в отличие от западных стран, где профориентационный процесс является государственным делом и оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся в выборе профессии включено в учебные планы средней общеобразовательной школы, в нашей стране в этой области есть ещё много нерешённых проблем. Поэтому выбор будущей профессии – дело семейное, и кто как не родители помогут своему ребёнку справиться с этой нелёгкой задачей. Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.
Влияние родителей на профессиональный выбор ребенка очень велико. Оно может выражаться не только в качестве указания или какого-то совета. Это может быть и высказанное при случае мнение, и взаимоотношения с людьми как представителями определённых профессий, и личный профессиональный пример, и многое другое.
Важно понимание родителями, что необходимо обращать внимание не только на то, как учится их ребёнок, но и на его интересы, его способности и на моральные качества. Родители должны воспитывать в своих детях положительное отношение к общественному долгу, способствовать и всячески содействовать реализации склонностей и способностей ребенка, а так же приучать их к труду. «Прививать трудолюбие ребёнку нужно, как только он встал на собственные ноги и сделал первые, неуверенные шаги по земле. В отчем доме в заботе о близких, в освоении повседневных дел воспитывается труженик. Семье по силам научить ребёнка и сочетать личные интересы с общественными, и испытывать потребность в труде, и трудиться умело и весело, и многому другому, что входит в ёмкое понятие «трудолюбие» [4, с.159]. Постоянно занимая ребёнка каким-то полезным делом, родители тем самым приучают его к труду и развивают в нём такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду. А впоследствии эти качества будут способствовать появлению умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.
Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей жизни. «Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния» [3, с. 223].
Как уже говорилось выше, родители оказывают огромное влияние на выбор своих детей. В связи с этим их «… можно условно разделить на группы: 1) активно влияющие на своих детей в вопросах выбора профессии, дающие им квалифицированный совет; 2) пассивно относящиеся к этому вопросу; 3) представляющие детям самим решать свою судьбу; 4) навязывающие свою волю детям» [1, с.207].
К первой группе принадлежат родители, которые занимают наиболее правильную позицию в данном вопросе. Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить его способности и наклонности, разобраться в его стремлениях, влечениях и мотивах. Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества.
Вторую и третью группы составляют родители с позицией невмешательства. Это родители, которые боятся дать неквалифицированный совет, или равнодушные родители, чаще всего из неблагополучных семей. Причинами такой позиции являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются.
К четвёртой группе относятся активные родители с авторитарным стилем воспитания. Они подавляют инициативу ребёнка, считая, что он в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос и выбор профессии это только их прерогатива. В большинстве случаев такие родители настроены только на получении высшего образования, не обращая внимание на способности и возможности своего ребёнка.
Так как роль родителей в выборе профессии очень велика, работу по профориентации в школе следует вести не только с детьми, но и с их родителями. В настоящее время «существенно уменьшились возможности для детей наблюдать за трудовой деятельностью родителей, за их личным примером в труде. Сейчас и в городских, и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не всегда знают, в чём он заключается» [2, с. 39.]. Поэтому родителей нужно не только готовить к оказанию помощи детям при выборе будущей профессии, но и привлекать их как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях и в организации экскурсий на их производство.
Также родителей необходимо информировать о том, что в последние годы профессия рабочего становится всё более востребованной и государство изо всех сил старается поднять её престиж. Условия и оплата труда становятся все более достойными. В частности, сейчас молодому сварщику платят в разы больше, чем начинающему юристу. В университетах образовательный процесс целиком базируется на теории, а обучение в колледже подразумевает 50% времени на практическую работу. Необходимо «убедить родителей, … что для любого молодого человека, кем бы он ни собирался в будущем стать, начало жизненного пути с рабочей профессии не закрывает возможностей роста и совершенствования, получения среднего специального и высшего образования» [1, с. 206]. И такое обучение будет более эффективным, поскольку он знает свою специальность на практике. Кроме того, зная свое дело, выпускник может работать на себя: организовать собственное предприятие или же заняться выполнением заказов физических лиц.
Всем родителям хочется обеспечить благополучие своим детям, чтобы они получили надежную, уважаемую высокооплачиваемую профессию. Но очень важно адекватно оценить способности и возможности своего ребёнка, его интеллектуальный потенциал. Хочется так же предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если вариант родителей идет вразрез с его желаниями.
Иногда ребёнок выбирает профессию своих родителей, но важно, чтобы выбор был осознанным, а не просто выполнением их воли. Привить любовь к своей профессии можно только личным примером, когда ребёнок видит хорошее отношение родителей к своей работе, их удовлетворённость своей профессией. В нашем колледже есть немало примеров, когда бывшие студенты нашего учебного заведения приводят к нам учиться своих детей. Это очень отрадно, когда дети продолжают семейные традиции, так как знают выбранную профессию с детства, а родители могут передать им своё мастерство и опыт.
И в заключении хочется сказать, что выбор будущей профессии должен быть осознанным и основываться на изучении своих интересов, способностей и на учете ситуации на рынке труда. Если ребёнок сильно сомневается в выборе профессии, то, скорее всего, это не его. Когда находится своя стезя – сомнений не бывает, остаётся абсолютная уверенность и воодушевление. Не нужно зацикливаться на прибыльности. Конечно, необходимо оценивать перспективы, но если человек будет заниматься «своим» делом, то без денег он точно не останется.
Литература
1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
2. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М.: Юрид. лит.,1989.-448 с.
3. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.
4. Разумихина Г. П. Мир семьи: книга для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986. – 208с.
Источник
Педагогическое образование родителей
Реализация первого направления в настоящее время очень актуальна по причине частого отказа родителей от воспитательных функций, низким уровнем их осведомленности в вопросах воспитания детей, высокой степенью трудовой занятости. Это направление широко разработано в педагогической литературе, но на практике со времен существования советской воспитательной системы «кануло в лету». Однако ни один социальный институт не имеет такого влияния на ребенка как семья, особенно в сельской местности, где семейные устои и традиции почитания родителей, уважительного отношения к ним в большей степени сохранились, несмотря на заметные трансформации в общественном сознании.
Поэтому в нашей практической части мы решили рассмотреть такое направление деятельности классного руководителя, как педагогическое образование родителей.
Цель – повышение педагогической компетентности родителей.
Задачи:
повышение воспитательного потенциала семей;
содействие полноценному выполнению воспитательных функций;
содействие созданию положительного психологического климата в семье, улучшению характера взаимоотношений между родителями, родителями и детьми;
формирование у родителей потребности в самообразовании.
Способ достижения – реализация системы работы по педагогическому образованию родителей на основе:
1. Систематического разностороннего педагогического просвещения родителей, т.е. ознакомления их как с основами теоретических знаний, так и с практикой взаимоотношений с детьми.
2. Привлечения родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
3. Использования активных методов и разнообразных форм работы с родителями.
Система работы по педагогическому образованию родителей включает четыре модуля.
Диагностический модуль.
Его назначение – определить направления в просвещении родителей, степень их участия в учебно-воспитательном процессе, определиться с выбором методов и форм работы с родителями.
Содержание модуля
Направления диагностики – изучение:
– типичных и единичных проблем взаимоотношений детей и родителей;
– уровня психолого-педагогического образования родителей: уровня их элементарных знаний возрастной психологии, особенностей детей разного возраста, особенностей общения, поведения, взаимоотношений; форм и методов взаимодействия, общения;
– способов поведения дома, общения с ребенком,
– форм семейного воспитания,
– типа семейного воспитания;
– проблем в воспитании детей.
Методы изучения: анкетирование, беседы, посещение семьи, проективные методики (н-р, рисунок семьи), наблюдение, мониторинг.
Одним из ведущих методов изучения особенностей и проблем семейного воспитания является социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Сущность состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.).
При этом важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение классного руководителя систематизировать сбор информации и полученные результаты.
Теоретический модуль.
Назначение – создание теоретической базы для работы с родителями по их педагогическому образованию.
Содержание модуля:
Под родительским образование понимают обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитанием, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и в обществе.
Цель работы классного руководителя – влияние на знания, установки и умения родителей в воспитании детей для создание благоприятных условий личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Классный руководитель выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и семьей в целом.
Классный руководитель в работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советчик – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
В теоретическом модуле представлены:
– тематические подборки;
– копилки форм и методов работы (проблемные ситуации, игры педагогической тематики, интерактивные методы, тесты для родителей, афоризмы, тематика для дискуссий и бесед, лекций).
В работе с родителями классный руководитель должен пройти этапы развития субъектной позиции родителей:
Первый этап направлен на развитие у родителей способности познания своего ребенка и себя как родителя, раскрытие возможностей развития ребенка, возможностей и способов своего педагогического образования.
Второй этап нацелен на развитие у родителей умений проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития своего ребенка;
Третий этап развивает организационно-деятельностные способности в процессе реализации образовательных программ детей и индивидуальных образовательных маршрутов родителей;
Четвертый этап направлен на: а) развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста; б) определение ими новых задач развития ребенка и своего развития.
Практический модуль
Назначение – реализация идей педагогического образования родителей с целью повышения их педагогической компетентности.
Содержание модуля включает три основных направления педагогической деятельности:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
стимулирование самообразования родителей.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; тренинги и т.п.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; родительское общественное патрулирование; шефская помощь.
Источник