Обоснуйте роль родного языка в развитии личности ребенка

Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»

Роль родного языка в развитии личности дошкольника.

Кушнерук Т. Н., воспитатель

МДОУ Детский сад №3

г. о. Власиха Московской области

Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева – это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С. Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.

В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.

В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».

Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:

-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста

– приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания

-выделение связующего звена в разделах речевой работы

-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе

-раскрытие характерных особенностей овладения языком

-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников

Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.

Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).

Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:

-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.

-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.

-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы

-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.

-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.

Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.

Литература:

1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.

2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ ýòàïîâ ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ïåðèîäû ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ â ðå÷è äåòåé ñèíòàêñè÷åñêîãî ñòðîÿ ïðåäëîæåíèÿ, åãî âûðàçèòåëüíîñòè è èíòîíàöèè, ìîðôîëîãè÷åñêîé îôîðìëåííîñòè ñëîâ. Ïðàâèëà è çíà÷åíèå ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ðåáåíêà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Мы растем все о развитии ребенка

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

ââåäåíèå

Óñâàèâàÿ ðîäíîé ÿçûê, ðåá¸íîê óñâàèâàåò íå îäíè òîëüêî ñëîâà, íî è áåñêîíå÷íîå ìíîæåñòâî ïîíÿòèé, âîççðåíèé íà ïðåäìåòû, ìíîæåñòâî ìûñëåé, ÷óâñòâ, õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ, ëîãèêó è ôèëîñîôèþ ÿçûêà; è óñâàèâàåò ëåãêî è ñêîðî; â äâà-òðè ãîäà ñòîëüêî, ÷òî è ïîëîâèíû òîãî íå ìîæåò óñâîèòü ÷åëîâåê â 20 ëåò ïðèëåæíîãî è ìåòîäè÷åñêîãî ó÷åíèÿ. Òàêîâ ýòîò âåëèêèé íàðîäíûé ïåäàãîã – ðîäíîå ñëîâî!

Ê. Ä. Óøèíñêèé

ßçûê ÿâëÿåòñÿ ïåðâåéøåé ïðåäïîñûëêîé ñóùåñòâîâàíèÿ ëþáîé íàöèè, âàæíåéøèì êîìïîíåíòîì è íîñèòåëåì äóõîâíîé êóëüòóðû, îñíîâíîé ôîðìîé ïðîÿâëåíèÿ íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ.

Ïðè ïîìîùè ðå÷åâîãî îáùåíèÿ ÷åëîâåêîì óñâàèâàþòñÿ äóõîâíûå, êóëüòóðíûå, ìîðàëüíî-ýòè÷åñêèå ïðèíöèïû ñâîåé ñåìüè, ñâîåãî íàðîäà. Ýòîò ïðîöåññ íà÷èíàåòñÿ â ðàííåì äåòñòâå è ïðîäîëæàåòñÿ âñþ æèçíü. Óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, ó ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïðèçíàêè âòîðîé ñèãíàëüíîé ñèñòåìû, à ýòî íåîáõîäèìûé ýòàï ðàçâèòèÿ åãî ìûøëåíèÿ, ò. ê. ÷åëîâåê ìûñëèò ñëîâàìè, êîòîðûå ïðîèçíîñèò âñëóõ èëè ïðîãîâàðèâàåò ïðî ñåáÿ, ò. å. ìûøëåíèå ïðîèñõîäèò â ðå÷åâîé ôîðìå.

Òàê ðàçâèâàåòñÿ ëþáîé ðåá¸íîê, ó÷àùèéñÿ ãîâîðèòü.

Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà

Ðàçâèòèåì íàçûâàþò ïðîöåññ èçìåíåíèé, ïðåäñòàâëÿþùèõ ñîáîé ïåðåõîäû îò ïðîñòîãî êî âñå áîëåå ñëîæíîìó, îò íèçøåãî ê âûñøåìó, ïðîöåññ, â êîòîðîì ïîñòåïåííîå íàêîïëåíèå êîëè÷åñòâåííûõ èçìåíåíèé ïðèâîäèò ê êà÷åñòâåííûì èçìåíåíèÿì. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. – Ì.: Ëîãîñ, 1993.

Ðàçâèòèå ÷åëîâåêà ïðîõîäèò ñëåäóþùèå âîçðàñòíûå ñòóïåíè:

– ìëàäåí÷åñêèé âîçðàñò;

– ðàííèé äåòñêèé âîçðàñò;

– äîøêîëüíûé âîçðàñò;

– ìëàäøèé øêîëüíûé âîçðàñò;

– ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò;

– þíîøåñêèé âîçðàñò;

– çðåëîñòü. Êóðåí¸â Î. Â. Êóëüòóðà ðå÷åâîãî ýòèêåòà. – Ì.: Ãåðäà, 2001.

Íà êàæäîé ñòóïåíè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ îðãàíèçì ÷åëîâåêà îòëè÷àåòñÿ îïðåäåëåííûìè ôèçè÷åñêèìè ðàçìåðàìè è ñòðîåíèåì (êîëè÷åñòâåííî) è îïðåäåëåííûìè âîçìîæíîñòÿìè ïñèõèêè (êà÷åñòâåííî).

Ðàçâèòèå ïñèõèêè îò îäíîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè ê äðóãîé ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîâåðøåíñòâîâàíèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ðå÷è, à òàêæå ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû (÷óâñòâ, âîëè).

Íàëè÷èå èíòåëëåêòà, ò. å. ñïîñîáíîñòè ïîçíàâàòü âíåøíèé ìèð ñ ïîìîùüþ ïàìÿòè, ïðåäñòàâëåíèÿ, âîîáðàæåíèÿ, ìûøëåíèÿ, à òàêæå ðå÷ü – ýòî âàæíåéøèå îòëè÷èÿ ÷åëîâåêà îò æèâîòíîãî. È èíòåëëåêò, è ðå÷ü ó ÷åëîâåêà ïîÿâëÿþòñÿ íà ñòóïåíè ðàííåãî äåòñêîãî âîçðàñòà è èíòåíñèâíî ñîâåðøåíñòâóþòñÿ â äîøêîëüíîì, ìëàäøåì øêîëüíîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå.

Íî èíòåëëåêò ïîÿâëÿåòñÿ ó ðåáåíêà è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ó ïîäðîñòêà è þíîøè íå ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî åãî îðãàíèçì ðàñòåò, à ëèøü ïðè íåïðåìåííîì óñëîâèè îâëàäåíèÿ ýòèì ÷åëîâåêîì ðå÷üþ.

Åñëè âçðîñëûå, îêðóæàþùèå ðåáåíêà, íà÷èíàþò ïðàâèëüíî ó÷èòü åãî ãîâîðèòü óæå ñ ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà, òî òàêîé ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ íîðìàëüíî: ó íåãî ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ïðåäñòàâëÿòü, çàòåì è ìûñëèòü, è âîîáðàæàòü; ñ êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíüþ ýòè ñïîñîáíîñòè ñîâåðøåíñòâóþòñÿ. Ïàðàëëåëüíî ñ ðàçâèòèåì èíòåëëåêòà ðàçâèâàåòñÿ è ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ýìîöèîíàëüíî-âîëåâàÿ ñôåðà ðåáåíêà.

Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî äîêàçàòåëüñòâ òîãî, ÷òî áåç ðå÷åâîãî îáùåíèÿ, ò. å. áåç ñîöèàëüíîé (îáùåñòâåííîé) ñðåäû, ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî íå ìîæåò ñòàòü ïîëíîöåííûì ÷åëîâåêîì. Èñòîðèè èçâåñòíû ñëó÷àè, êîãäà â ñèëó êàêèõ-òî òðàãè÷åñêèõ îáñòîÿòåëüñòâ äåòè ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà ïîïàäàëè â ëîãîâî æèâîòíûõ (âîëêîâ, ïàíòåðû, ñîáàê) è áûëè èìè âñêîðìëåíû. Êîãäà ëþäè îáíàðóæèâàëè ýòèõ äåòåé â âîçðàñòå ïîñëå òðåõ ëåò è âîçâðàùàëè èõ â ÷åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî, òî âñåãäà îêàçûâàëîñü, ÷òî îíè èìåþò ïîâàäêè âñêîðìèâøåãî èõ æèâîòíîãî è ñîâåðøåííî íå îáëàäàþò òåìè ýëåìåíòàìè ïñèõèêè, êîòîðûå îòëè÷àþò ÷åëîâåêà îò æèâîòíîãî: ó íèõ íå áûë ñôîðìèðîâàí ìûñëèòåëüíûé àïïàðàò, íå áûëî âûñøèõ ýìîöèé, èõ íåâîçìîæíî áûëî íàó÷èòü ðå÷è.

Èçâåñòíû ìíîãî÷èñëåííûå ñëó÷àè, ìåíåå òðàãè÷åñêèå, íî ñòîëü æå ïå÷àëüíûå, ïðîèñøåäøèå ïî íåâåæåñòâó âçðîñëûõ: äåòè îêàçûâàëèñü ïñèõè÷åñêè íåäîðàçâèòûìè, ïëîõî óñâàèâàëè ðå÷ü (ñ òðóäîì ó÷èëèñü â øêîëå), ïîòîìó ÷òî ðîäèòåëè íå çàíèìàëèñü èõ ðå÷åâûì ðàçâèòèåì, êîãäà îíè áûëè â ìëàäåí÷åñêîì, ðàííåì äåòñêîì è â äîøêîëüíîì âîçðàñòå.

Íàïðèìåð, îäèí ó÷åíèê øêîëû, ðîäèâøèéñÿ â ñåìüå æåëåçíîäîðîæíèêà, æèâøåãî íà æåëåçíîäîðîæíîì ðàçúåçäå è âîñïèòûâàâøèéñÿ â äîøêîëüíûå ãîäû áàáóøêîé, ñîâåðøåííî ãëóõîé æåíùèíîé, êîòîðàÿ â ñèëó ñâîåãî íåäóãà íå ìîãëà ðåàãèðîâàòü íà ðå÷åâûå äåéñòâèÿ âíóêà, îêàçàëñÿ ïî÷òè íåìûì. Óñèëèÿ ó÷èòåëüíèöû íà÷àëüíûõ êëàññîâ ðàçâèòü åãî ðå÷ü íå äàëè ðåçóëüòàòà, íåëüçÿ áûëî îáó÷èòü åãî è ãðàìîòå. Õîòÿ ýòîò ìàëü÷èê ðîäèëñÿ ñ ïðåäïîñûëêàìè äëÿ íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, íî îòñóòñòâèå ðå÷åâîãî îáùåíèÿ îêàçàëîñü ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî èíòåëëåêò ðåáåíêà íå ðàçâèëñÿ. Àáðàøèòîâà Ô. Ã. Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â áóäóùåé æèçíè ó÷åíèêà. – Ì.: Ðîññìåí, 2003.

Âîñïèòàòåëü îáÿçàí ïîìíèòü, ÷òî ðå÷ü – èíñòðóìåíò ðàçâèòèÿ âûñøèõ îòäåëîâ ïñèõèêè ðàñòóùåãî ÷åëîâåêà. Îáó÷àÿ ðåáåíêà ðîäíîé ðå÷è, îäíîâðåìåííî ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ åãî èíòåëëåêòà è âûñøèõ ýìîöèé, ãîòîâÿò ïî÷âó äëÿ óñïåøíîãî åãî ó÷åíèÿ â øêîëå, äëÿ òâîð÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ åãî â òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè. Çàäåðæêà ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ íà ïåðâûõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ íå ìîæåò áûòü êîìïåíñèðîâàíà âïîñëåäñòâèè.

Ñâîåâðåìåííîå è ïîëíîöåííîå îâëàäåíèå ðå÷üþ ÿâëÿåòñÿ ïåðâûì âàæíåéøèì óñëîâèåì ñòàíîâëåíèÿ (ïîÿâëåíèÿ) ó ðåáåíêà ïîëíîöåííîé ïñèõèêè è äàëüíåéøåãî ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ åå. Ñâîåâðåìåííîå – çíà÷èò íà÷àòîå ñ ïåðâûõ æå äíåé ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà; ïîëíîöåííîå – çíà÷èò äîñòàòî÷íîå ïî îáúåìó ÿçûêîâîãî ìàòåðèàëà è ïîáóæäàþùåå ðåáåíêà ê îâëàäåíèþ ðå÷üþ â ïîëíóþ ìåðó åãî âîçìîæíîñòåé íà êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. – Ì.: Ëîãîñ, 1993.

Âíèìàíèå ê ðàçâèòèþ ðå÷è ðåáåíêà íà ïåðâûõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ îñîáåííî âàæíî ïîòîìó, ÷òî â ýòî âðåìÿ èíòåíñèâíî ðàñòåò ìîçã ðåáåíêà è ôîðìèðóþòñÿ åãî ôóíêöèè. Ôèçèîëîãàì èçâåñòíî, ÷òî ôóíêöèè öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû èìåííî â ïåðèîä èõ åñòåñòâåííîãî ôîðìèðîâàíèÿ ëåãêî ïîääàþòñÿ òðåíèðîâêå. Áåç òðåíèðîâêè ðàçâèòèå ýòèõ ôóíêöèé çàäåðæèâàåòñÿ è äàæå ìîæåò îñòàíîâèòüñÿ íàâñåãäà.

Читайте также:  Самое важное в развитии ребенка раннего возраста

Äëÿ ðå÷è òàêèì «êðèòè÷åñêèì» ïåðèîäîì ðàçâèòèÿ ÿâëÿþòñÿ ïåðâûå òðè ãîäà æèçíè ðåáåíêà: ê ýòîìó ñðîêó â îñíîâíîì çàêàí÷èâàåòñÿ àíàòîìè÷åñêîå ñîçðåâàíèå ðå÷åâûõ îáëàñòåé ìîçãà, ðåáåíîê îâëàäåâàåò ãëàâíûìè ãðàììàòè÷åñêèìè ôîðìàìè ðîäíîãî ÿçûêà, íàêàïëèâàåò áîëüøîé çàïàñ ñëîâ. Åñëè æå â ïåðâûå òðè ãîäà ðå÷è ìàëûøà íå áûëî óäåëåíî äîëæíîãî âíèìàíèÿ, òî â äàëüíåéøåì ïîòðåáóåòñÿ ìàññà óñèëèé, ÷òîáû íàâåðñòàòü óïóùåííîå. Òðóáíèêîâà Î. Ê. Î ðîëè ðîäíîãî è ãîñóäàðñòâåííîãî ÿçûêîâ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. – Ì. Ìûñëü, 2004.

Îáúåì ðå÷åâûõ íàâûêîâ ó äåòåé ðàçíûõ âîçðàñòîâ

 äîðå÷åâîé ïåðèîä ñâîåãî ðàçâèòèÿ ìàëûø êðèêîì è òàê íàçûâàåìûìè ïðåäðå÷åâûìè ãîëîñîâûìè ðåàêöèÿìè âûðàæàåò ðàçëè÷íûå æåëàíèÿ: «Õî÷ó åñòü», «Íå õî÷ó ëåæàòü â ìîêðîì» è ò. ä. Ðàçíîîáðàçíûå èíòîíàöèè ñâîéñòâåííû êðèêó ðåáåíêà óæå â ïåðâûå íåäåëè æèçíè; ñ ðîñòîì ðåáåíêà îíè ñòàíîâÿòñÿ âñå âûðàçèòåëüíåå è ñìûñë èõ íà÷èíàþò ïîíèìàòü íå òîëüêî ìàòü, íî è äðóãèå, ñâÿçàííûå ñ ðåáåíêîì ëèöà. Ñëåäîâàòåëüíî, êðèê ðåáåíêà âûïîëíÿåò îïðåäåëåííóþ êîììóíèêàòèâíóþ ôóíêöèþ (ôóíêöèþ îáùåíèÿ).

Ñ ïîëóòîðàìåñÿ÷íîãî âîçðàñòà ìàëûø ïûòàåòñÿ àðòèêóëèðîâàòü çâóêè ðå÷è. Êîíå÷íî, âíà÷àëå ýòî åùå òîëüêî ïðåäðå÷åâûå ãîëîñîâûå ðåàêöèè: ãóëåíèå, ñâèðåëü, ëåïåò, ìîäóëèðîâàííûé ëåïåò.

Ñóùåñòâóåò îïðåäåëåííàÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü â ðàçâèòèè ïðåäðå÷åâûõ ðåàêöèé.

Ïðîöåññ ýìîöèîíàëüíîãî îáùåíèÿ ñ ðåáåíêîì â ýòîò ïåðèîä íîñèò õàðàêòåð èãðû: âçðîñëûé è ðåáåíîê ïîïåðåìåííî ïîâòîðÿþò äðóã äðóãà, ïîäðàæàþò äðóã äðóãó – åñëè âçðîñëûé óëûáàåòñÿ, ðåáåíîê òîæå óëûáàåòñÿ.

Íî âîò íàñòóïàåò âðåìÿ (ìåæäó 10-12 ìåñÿöàìè), êîãäà ðåáåíîê, ìîäóëèðóÿ ñëîã, íå ïðîñòî èãðàåò, à âêëàäûâàåò â íåãî îïðåäåëåííûé ñìûñë. Ýòîò ñëîã ïðèíàäëåæèò êàêîìó-ëèáî ñëîâó:

– Êè… – ãîâîðèò îí, óêàçûâàÿ íà êîøêó, è ñìîòðèò â ëèöî âçðîñëîãî, îæèäàÿ ïîäòâåðæäåíèÿ.

– Êèñà, – îòêëèêàåòñÿ âçðîñëûé. – È ðåáåíîê óäîâëåòâîðåííî ïîâòîðÿåò:

– Êè.

Ðåáåíîê çàãîâîðèë. Åãî ïåðâûå «ñëîâà» – ýòî óäàðíûå ñëîãè çíàêîìûõ åìó ñëîâ: «êà» (êàøà), «òîëü» (ñòîë), «ïà» (ïëàòüå), íî îáîçíà÷àþò ýòè ñëîãè äàæå íå ñëîâà, à öåëûå ïðåäëîæåíèÿ («êà» – ýòî è «Òîëÿ åñò êàøó», è «êàøà â áóòûëî÷êå», è «áàáóøêà âàðèò êàøó»).

 ðàçâèòèè ðå÷è îò ãîäà äî ñåìè ëåò íàáëþäàþòñÿ òàêèå ïåðèîäû: Ôåäîðåíêî Ë. Ï., Ôîìè÷¸âà Ã. À., Ëîòàðåâ Ê. À. Ìåòîäèêà ðàçâèòèÿ ðå÷è äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. – Ì., 1977.

I. Ïåðâûé ïåðèîä – ïåðèîä ïðåäëîæåíèé, ñîñòîÿùèõ èç àìîðôíûõ ñëîâ-êîðíåé:

– 1 ãîä 3 ìåñ. – 1 ãîä 8 ìåñ. Ïðîèçíîñÿòñÿ îäíîñëîâíûå ïðåäëîæåíèÿ-ñëîãè,

– 1 ãîä 8 ìåñ. – 1 ãîä 10 ìåñ. Ïðîèçíîñÿòñÿ ïðåäëîæåíèÿ èç íåñêîëüêèõ ñëîâ-ñëîãîâ;

II. Âòîðîé ïåðèîä – ïåðèîä óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñòðóêòóðû ïðåäëîæåíèÿ:

– 1 ãîä 10 ìåñ. – 2 ãîäà 1 ìåñ.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ ïîëíûå ñëîâà, íî áåç îêîí÷àíèé èëè ñ íåïðàâèëüíûìè îêîí÷àíèÿìè,

– 2 ãîäà 1 ìåñ. – 2 ãîäà 3 ìåñ.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ îôîðìëåííûå ñëîâà: óñâàèâàþòñÿ ïàäåæíûå îêîí÷àíèÿ ñóùåñòâèòåëüíûõ, ïðèëàãàòåëüíûõ, ëè÷íûå îêîí÷àíèÿ ãëàãîëîâ,

– 2 ãîäà 3 ìåñ. – 3 ãîäà.  ïðåäëîæåíèÿõ óïîòðåáëÿþòñÿ ñëóæåáíûå ñëîâà äëÿ âûðàæåíèÿ ñèíòàêñè÷åñêèõ îòíîøåíèé;

III. Òðåòèé ïåðèîä – ïåðèîä óñâîåíèÿ ãðàììàòè÷åñêîé ñèñòåìû ðóññêîãî ÿçûêà:

– 3 ãîäà – 7 ëåò. Ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ãðàììàòè÷åñêàÿ ñòðóêòóðà è çâóêîâàÿ ñòîðîíà ðå÷è, ñîçäàþòñÿ ïðåäïîñûëêè äëÿ îáîãàùåíèÿ ñëîâàðÿ.

 ðå÷è ðåáåíêà ïîñëåäîâàòåëüíî ñîâåðøåíñòâóþòñÿ:

1) ñèíòàêñè÷åñêèé ñòðîé ïðåäëîæåíèÿ (à òàêæå âûðàçèòåëüíîñòü åãî èíòîíàöèè);

2) ìîðôîëîãè÷åñêàÿ îôîðìëåííîñòü ñëîâ;

3) çâóêîâîé ñîñòàâ ñëîâ.

 ïåðèîä ìåæäó òðåìÿ è ñåìüþ ãîäàìè ðå÷ü ðåáåíêà áûñòðî îáîãàùàåòñÿ ãðàììàòè÷åñêèìè ôîðìàìè, è ïðè äîñòàòî÷íîì ðàçâèâàþùåì ïîòåíöèàëå ðå÷åâîé ñðåäû ðåáåíîê ìîæåò â ñîâåðøåíñòâå óñâîèòü ãðàììàòè÷åñêèé ñòðîé ðîäíîãî ÿçûêà è åãî ôîíåòè÷åñêóþ ñèñòåìó, ÷òî äåëàåò âîçìîæíûì áûñòðîå îáîãàùåíèå ñëîâàðÿ.

Êîãäà äëÿ ðåáåíêà ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíûì óñâîåíèå ÿçûêà â åãî ðåãóëèðóþùåé ôóíêöèè, ýòî çíà÷èò, ÷òî ðîäíîé ÿçûê ñòàë îðóäèåì íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. Ñ ýòîãî âðåìåíè âçðîñëûå äîëæíû áûòü îñîáåííî âíèìàòåëüíû ê ñâîèì ñëîâàì, ê ñâîåìó ïîâåäåíèþ.

Êàê óêàçàíî âûøå, ïåðâûå ðåãóëèðóþùèå ïîâåäåíèå ñëîâà, êîòîðûå äîëæåí óñâîèòü ðåáåíîê, ýòî ñëîâà íåëüçÿ, ìîæíî, íàäî, ñ èõ ïîìîùüþ îí óñâàèâàåò è ïîíÿòèÿ «õîðîøî», «ïëîõî».

Ñëîâî ìîæíî ðàçðåøàåò õîðîøèå, äîáðûå ïîñòóïêè íà ïîëüçó ëþäÿì, æèâîòíûì, ðàñòåíèÿì. Ñ ïîìîùüþ ñëîâà íàäî òðåíèðóåòñÿ âîëÿ, âîñïèòûâàåòñÿ äåéñòâåííîå îòíîøåíèå ðåáåíêà ê ñâîåìó äîëãó: íàäî ñäåëàòü òî, ÷òî äåëàòü ñîâñåì íå õî÷åòñÿ, íàäî ïîäêàðìëèâàòü ïòèö çèìîþ, íàäî çàáîòèòüñÿ î ðàñòåíèÿõ, íàäî ïîìîãàòü áàáóøêå â äîìàøíåé ðàáîòå, íàäî çàùèòèòü ñëàáîãî îò íåñïðàâåäëèâîñòè.

Îñâàèâàÿ ðîäíîé ÿçûê, ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò è ñâîéñòâåííûå åìó ñèíòàêñè÷åñêèå êîíñòðóêöèè, â êàêîé-òî ìåðå ïðîãðàììèðóþùèå åãî ïîâåäåíèå. Òàê, ïîíÿâ èçìåíåíèå ãëàãîëîâ ïî ëèöàì, ðåáåíîê óñâîèò ôîðìó âåæëèâîñòè (íàïðèìåð, â îáðàùåíèè ê âîñïèòàòåëüíèöå: «×òî âû ïî÷èòàåòå íàì?», «Íå ìîæåòå ëè âû ïî÷èòàòü íàì?» (âìåñòî êàïðèçíîãî «Íó, ÷èòàé!»).

Êîãäà ðåáåíîê ïîéìåò òàêèå ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà, êàê äîáðîòà, äîáðîæåëàòåëüíîñòü, îòçûâ÷èâîñòü, çàáîòëèâîñòü, ïðàâäèâîñòü, òðóäîëþáèå, ÷åñòíîñòü, ñêðîìíîñòü, âåðíîñòü, îíè äîëæíû áóäóò ñòàòü ïðîãðàììîé ôîðìèðîâàíèÿ åãî íðàâñòâåííûõ ïðèíöèïîâ.

Ðåáåíîê âïèòàåò â ñåáÿ èõ ñîäåðæàíèå, ò. å. íàó÷èòñÿ ïîñòóïàòü â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðàâèëàìè, ñîñòàâëÿþùèìè ñìûñë ýòèõ ñëîâ, îí ñìîæåò ïðîòèâîïîñòàâèòü èì ñìûñë ñëîâ-àíòîíèìîâ: áåññåðäå÷èå, çàâèñòëèâîñòü, ÷åðñòâîñòü, íåâíèìàòåëüíîñòü, ëæèâîñòü, ëåíü, áåñ÷åñòíîñòü, õâàñòëèâîñòü, íåâåðíîñòü.

Êîíå÷íî, íà ðàííèõ âîçðàñòíûõ ñòóïåíÿõ ìàëûø íå áóäåò ïðîèçíîñèòü ýòèõ ñëîâ, îí áóäåò ñíà÷àëà ñëóøàòü ïîòåøêè, ñêàçêè, ðàññêàçû, ñòèõè, â êîòîðûõ ãåðîè ñâîèì ïîâåäåíèåì ïîêàçûâàþò ïðèìåðû ÷åñòíîñòè, âåðíîñòè, òðóäîëþáèÿ, ñëóæåíèÿ äîëãó; ðåáåíîê çàõî÷åò ñëåäîâàòü õîðîøèì ïîñòóïêàì è îñìûñëåííî óñâîèò ñëîâà, îáîçíà÷àþùèå ñîîòâåòñòâóþùèå íðàâñòâåííûå ïîíÿòèÿ.

Ðîäíîé ÿçûê äàåò ðåáåíêó è ïåðâûå óðîêè ýñòåòèêè.

– Ìîé öâåòî÷åê! Ìîå ñîëíûøêî! – ãîâîðèò ìàìà, ëàñêàÿ ñûíèøêó èëè äî÷êó. – Ëàñòî÷êà ìîÿ! Ðûáêà ìîÿ çîëîòàÿ! – Ñíà÷àëà ðåáåíîê ïîíèìàåò òîëüêî èíòîíàöèþ. (Î÷åâèäíî, ñïîñîáíîñòü ïîíèìàòü èíòîíàöèþ – âðîæäåííàÿ ñïîñîáíîñòü, ýòîìó ó÷èòü íå íóæíî.) Ïîçæå îí íà÷èíàåò ïîíèìàòü, ñ ÷åì åãî ñðàâíèâàþò, è ýòî ñðàâíåíèå âûçûâàåò â íåì ðàäîñòíîå ÷óâñòâî ñâîåé ïðè÷àñòíîñòè ê ÷åìó-òî õîðîøåìó, êðàñèâîìó.

Читайте также:  Развитие ребенка дома алфавит

Ðåáåíêó ïîþò ïåñåíêè, òåøàò åãî ïîòåøêàìè, ïðèáàóòêàìè, ÷èòàþò åìó ñòèõè, ðàññêàçûâàþò ñêàçêè, è â íåì ðîæäàåòñÿ ÷óâñòâî ïðèîáùåíèÿ ê ïðåêðàñíîìó, êðàñîòà è ñ÷àñòüå ñòàíîâÿòñÿ äëÿ íåãî ñèíîíèìàìè. È âñå ýòî äàåò ðîäíîé ÿçûê!

Ñèëà ðîäíîãî ÿçûêà êàê ôàêòîðà, ðàçâèâàþùåãî èíòåëëåêò è âîñïèòûâàþùåãî ýìîöèè è âîëþ, çàêëþ÷åíà â ñàìîé ïðèðîäå ÿçûêà: â åãî ñâîéñòâå áûòü ñðåäñòâîì ñâÿçè ìåæäó ÷åëîâåêîì è îêðóæàþùèì åãî ìèðîì, èëè, êàê ãîâîðÿò ÿçûêîâåäû, âíåÿçûêîâîé ðåàëüíîñòüþ. Ñâîéñòâî ýòî îáúÿñíÿåòñÿ çíàêîâîé ñóùíîñòüþ ÿçûêà.

Äëÿ óäîáñòâà óñâîåíèÿ ÿçûê öåëåñîîáðàçíî ðàññìàòðèâàòü êàê çíàêîâóþ ñèñòåìó, êîäèðóþùóþ (øèôðóþùóþ) îêðóæàþùóþ ÷åëîâåêà äåéñòâèòåëüíîñòü (âíåÿçûêîâóþ ðåàëüíîñòü). Çíàêè ÿçûêà – ýòî ìîðôåìû, ñëîâà, ñëîâîñî÷åòàíèÿ, ïðåäëîæåíèÿ. Ìàðêîâ À. À. Êóëüòóðà ðå÷è è ñòèëèñòèêà: Ó÷åáíèê. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1999.

Óñâîèòü ÿçûêîâîé çíàê – ýòî:

1) çàïîìíèòü åãî ìàòåðèàëüíóþ îáîëî÷êó, ò. å. çàïîìíèòü åãî çâó÷àíèå è ñîîòâåòñòâóþùèå åìó ìûøå÷íûå äâèæåíèÿ îðãàíîâ ðå÷è;

2) ïîíÿòü, êàêîìó ïðåäìåòó èëè ÿâëåíèþ âíåÿçûêîâîé ðåàëüíîñòè îí ñîîòâåòñòâóåò, ÷òî îí êîäèðóåò, ò. å. ïîíÿòü åãî ñìûñë. Áåçðóêîâà Î. À. Ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà. – Ì.: Ýêñìî, 2005.

Ìàòåðèàëüíàÿ îáîëî÷êà ÿçûêîâûõ çíàêîâ, èëè «ìàòåðèÿ ÿçûêà», â óñòíîé ðå÷è – ýòî çâóêè, ò. å. ôîíåìû è ïðîñîäåìû (ýëåìåíòû èíòîíàöèè – ñèëà çâóêà, âûñîòà òîíà, òåìáð ãîëîñà, òåìï ðå÷è), â ïèñüìåííîé ðå÷è — ãðàôåìû, ò. å. áóêâû è íåáóêâåííûå ãðàôè÷åñêèå çíàêè (ïðîáåëû ìåæäó ñëîâàìè, çíàêè óäàðåíèÿ, çíàêè ïðåïèíàíèÿ è ò. ä.).

Ïðàâèëà ðîäíîãî ÿçûêà

Ðóññêèé ÿçûê, êàê è ëþáîé äðóãîé, æèâåò ïî ñâîèì ïðàâèëàì. Íàì íå âñåãäà óäàåòñÿ èõ ñôîðìóëèðîâàòü, à ïîðîé äàæå è îñîçíàòü. Áóäó÷è âçðîñëûìè, ìû óæå íå çàäóìûâàåìñÿ íàä òåì, ïî÷åìó ñëîâî «òàáóí» óïîòðåáëÿåòñÿ òîëüêî âìåñòå ñî ñëîâîì «ëîøàäåé», äåòåíûø îëåíÿ íàçûâàåòñÿ «îëåí¸íîê», ëüâà – «ëüâåíîê», à äåòåíûø êîðîâû – íå «êîðîâåíîê», à «òåëåíîê». Ìû ïîíèìàåì, ÷òî âûðàæåíèå «äâóõ÷àñîâîé ñïåêòàêëü» ãîâîðèò î òîì, ÷òî äåéñòâèå ñïåêòàêëÿ äëèòñÿ äâà ÷àñà, à «äâóõ÷àñîâîé ïîåçä» – ýòî ïîåçä, êîòîðûé îòïðàâëÿåòñÿ â äâà ÷àñà. Çíàíèå âñåõ ýòèõ âåùåé ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì íàøåãî îïûòà èñïîëüçîâàíèÿ ÿçûêà â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.

Îäíàêî äëÿ ðåá¸íêà, òîëüêî íà÷èíàþùåãî îñâàèâàòü ðîäíîé ÿçûê, ÷àñòî áûâàåò íåïîíÿòíûì, ïî÷åìó åñòü «áðþ÷íûé êîñòþì», íî íåò «þáî÷íîãî», ïî÷åìó ìîæíî ñêàçàòü «óòåíîê», «ëèñåíîê», «ãàë÷îíîê», íî íåëüçÿ ãîâîðèòü «âîðîáüåíîê» èëè «êóðåíîê». Óñâîèâ íà ïîäñîçíàòåëüíîì óðîâíå ïðàâèëî, íà îñíîâàíèè êîòîðîãî êàæäûé ïðåäìåò íàçûâàåòñÿ îïðåäåëåííûì ñëîâîì, ðåáåíîê èñïûòûâàåò çàìåøàòåëüñòâî, êîãäà ñòàëêèâàåòñÿ ñ òàêèìè ÿâëåíèÿìè â ÿçûêå, êàê îìîíèìèÿ èëè àíòîíèìèÿ.

Ìàëûøó íå ñðàçó óäàåòñÿ ïîíÿòü, ÷òî ñëîâîì «ïëèòà» ìîæíî íàçâàòü è êóõîííóþ ïëèòó, è ïëèòó íà ñòðîéêå, à ñëîâîì «íîðêà» – è æèâîòíîå, è æèëèùå æèâîòíîãî. Ðåáåíîê íå ìîæåò ñðàçó óñâîèòü âñå îòòåíêè â çíà÷åíèÿõ ñëîâ è ïîýòîìó íå âñåãäà ïðàâèëüíî ïîäáèðàåò íóæíîå äëÿ êîíòåêñòà ñëîâî: «ñòàðàÿ ãàçåòà» – «ìîëîäàÿ ãàçåòà» (ïî àíàëîãèè «ñòàðàÿ æåíùèíà» – «ìîëîäàÿ æåíùèíà»).

Íî, òåì íå ìåíåå, ðåáåíîê ïî ìåðå ñâîåãî ðå÷åâîãî è èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïîñòåïåííî óñâàèâàåò âñå ýòè ïðàâèëà ñàìîñòîÿòåëüíî. Ïîìîùü âçðîñëîãî çàêëþ÷àåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â òîì, ÷òîáû äàâàòü åìó îáðàçåö òîé ïðàâèëüíîé ðå÷è, èç êîòîðîé ðåáåíîê ñìîæåò «äîáûâàòü» íåîáõîäèìóþ äëÿ íåãî ÿçûêîâóþ èíôîðìàöèþ. Îäíàêî íå âñå äåòè ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâèòüñÿ ñ ýòîé ðàáîòîé. Çäåñü òðåáóåòñÿ ïîìîùü ïåäàãîãîâ èëè ðîäèòåëåé. Îíà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ïðèâëå÷ü âíèìàíèå ðåáåíêà ê òåì ñêðûòûì ïðîöåññàì, êîòîðûå ïðîòåêàþò â ÿçûêå è íàõîäÿò ñâîå âûðàæåíèå â ðå÷è, íà ïðàêòè÷åñêîì óðîâíå ïîêàçàòü åìó äåéñòâèå ýòèõ ïðàâèë.

çàêëþ÷åíèå

ÿçûê ðå÷ü èíòîíàöèÿ ñèíòàêñè÷åñêèé

Ñ ðîñòîì ðåáåíêà ïðîáëåìà ôîðìèðîâàíèÿ åãî ðå÷è ñòàíîâèòñÿ, ïîæàëóé, îäíîé èç íàèáîëåå âàæíûõ äëÿ ðîäèòåëåé. Ñåé÷àñ óæå íèêòî íå ñîìíåâàåòñÿ, ÷òî ðàçâèòèå è îáó÷åíèå íóæíî íà÷èíàòü ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà, íèêòî íå îñïàðèâàåò ôàêò âçàèìîñâÿçè ðå÷è è ìûøëåíèÿ: ìàëûø ïîçíàåò ìèð, â òîì ÷èñëå, è ñ ïîìîùüþ ðå÷è, à ðå÷ü îêàçûâàåò çàìåòíîå âëèÿíèå íà åãî óìñòâåííîå ðàçâèòèå.

Êàæäûé ðåáåíîê ïîñòèãàåò ðîäíîé ÿçûê ñîáñòâåííûì ïóòåì, íî ó âñåõ äåòåé ñóùåñòâóþò ñâîè îñîáåííîñòè â åãî óñâîåíèè, ïðîÿâëÿåìûå â ðå÷è. Ó îäíèõ ñëîâà â ëåêñèêîíå íàêàïëèâàþòñÿ ðàâíîìåðíî, ïîñòåïåííî îáúåäèíÿÿñü â íåñëîæíûå ïî ñâîåé ñòðóêòóðå ôðàçû. Äðóãèå æå, äîâîëüñòâóÿñü â òå÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîãî âðåìåíè íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì ñëîâ, ìîãóò ïåðåæèòü ðåçêèé ñêà÷îê â ðàçâèòèè ðå÷è, èõ ñëîâàðíûé çàïàñ áûñòðî ïîïîëíÿåòñÿ, ïîÿâëÿþòñÿ äîâîëüíî ñëîæíûå ôðàçû è íîâûå ôîðìû ñëîâ.

ñïèñîêëèòåðàòóðû

1. Àáðàøèòîâà Ô. Ã. Ðîëü ðîäíîãî ÿçûêà â áóäóùåé æèçíè ó÷åíèêà. – Ì.: Ðîññìåí, 2003.

2. Áåçðóêîâà Î. À. Ñëîâà ðîäíîãî ÿçûêà. – Ì.: Ýêñìî, 2005.

3. Âûãîòñêèé Ë. Ñ. Ìûøëåíèå è ðå÷ü. – Ì., 1982.

4. Ãàëüïåðèí Ï. ß. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. – Ì.: Ëîãîñ, 1993.

5. Êîøåëåâà À. Ä. Ýìîöèîíàëüíîå ðàçâèòèå äîøêîëüíèêà. – Ì., Ïðîñâåùåíèå, 1985.

6. Êóðåí¸â Î. Â. Êóëüòóðà ðå÷åâîãî ýòèêåòà. – Ì.: Ãåðäà, 2001.

7. Ëóðèÿ À. Ð., Þäîâè÷ Ô. À. Ðå÷ü è ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ ðåáåíêà. – Ì., 1956.

8. Ìàðêîâ À. À. Êóëüòóðà ðå÷è è ñòèëèñòèêà: Ó÷åáíèê. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1999.

9. Òðóáíèêîâà Î. Ê. Î ðîëè ðîäíîãî è ãîñóäàðñòâåííîãî ÿçûêîâ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. – Ì. Ìûñëü, 2004.

10. Ôåäîðåíêî Ë. Ï., Ôîìè÷¸âà Ã. À., Ëîòàðåâ Ê. À. Ìåòîäèêà ðàçâèòèÿ ðå÷è äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. – Ì., 1977.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник