Оборудование для физического развития ребенка
перечень необходимого физкультурного оборудования (традиционного и не традиционного) для развития физической активности детей младшего и старшего дошкольного возраста.
ФГОС ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной. Принципиальным показателем высокого качества среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.
Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и физкультурного зала и спортивного участка; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды физкультурного зала предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Физкультурно-оздоровительная или спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторикидетей, так и задач их гармоничного развития.
Примерный набор физкультурного оборудования
для второй младшей группы
Наименование
Размеры, масса
Кол-во
Для ходьбы, бега и равновесия
Доска с ребристой поверхностью
Длина 200 см Ширина 20 см Высота 4 cм
1
Модуль “Змейка”
Длина 100 см Высота 15 см
1
Коврик, дорожка массажная со следочками
3
Куб деревянный
Ребро 20 см
1
Обруч большой
Диаметр 95-100 см
1
Для прыжков
Куб деревянный
Ребро 20 см
1
Мяч-попрыгунчик
Диаметр 50 см
2
Обруч малый
Диаметр 50-55 см
5
Шнур короткий
Длина 75 см
5
Для катания, бросания, ловли
Кегли (набор)
1
Мешочек с грузом малый
Масса 150-200 г
5
Мяч резиновый
Диаметр 10 см
4
Шар цветной
Диаметр 20-25 см
2
Для ползанья и лазанья
Обруч на подставке
2
Для общеразвивающих упражнений
Кубики
20
Лента цветная (короткая)
Длина 50 см
10
Мяч массажный
Диаметр 8-10 см
5
Палка гимнастическая короткая
Длина 75-80 см
5
Примерный набор физкультурного оборудования
для средней группы
Наименование
Размеры, масса
Кол-во
Для ходьбы, бега, равновесия
Дорожка массажная
2
Шнур длинный
Длина 150-см, диаметр 2 см
1
Для прыжков
Куб деревянный
Ребро 20 см
1
Мяч-попрыгунчик
Диаметр 50 см
2
Палка гимнастическая короткая
Длина 75-80 см
5
Скакалка короткая
Длина 120-150 см
5
Для катания, бросания, ловли
Кегли (набор)
1
Кольцеброс (набор)
1
Мешочек с грузом большой
Масса 400 г
2
Обруч большой
Диаметр 75 см
2
Серсо (набор)
2
Для ползания и лазанья
Обруч на подставке
2
Для общеразвивающих упраж нений
Мешочек с грузом малый
Масса 150-200 г
2
Мяч
Диаметр 10-12 см
5
Мяч
Диаметр 20 см
5
Обруч малый
Диаметр 55-65 см
5
Кубики
20
Ленточки разноцветные
15
Султанчики
10
Шнур короткий
Длина 75 см
5
Примерный набор физкультурного оборудования
для старшей и подготовительной групп
Наименование
Размеры, масса
Кол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесия
Балансир
1
Коврик массажный
2
Для прыжков
Обруч малый
Диаметр 55-65 см
5
Скакалка короткая
Длина 100-120 см
5
Для катания, бросания, ловли
Кегли (набор)
2
Кольцеброс (набор)
2
Мешочек малый с грузом
Масса 150-200 г
4
Мяч большой
Диаметр 18-20 см
5
Мешочек с грузом большой
Масса 400 г
2
Мяч для мини-баскетбола
Масса 0,5 кг
1
Мяч утяжеленный (набивной)
Масса 500 г, 1 кг
1
Мяч – массажер
5
Обруч большой
Диаметр 75 см
5
Серсо (набор)
2
Для ползания и лазанья
Обруч на подставке
2
Для общеразвивающих упражнений
Гантели детские
6
Лента короткая
Длина 50-60 см
5
Мяч средний
Диаметр 10-12 см
5
Палка гимнастическая короткая
Длина 80 см
5
Примерный набор оборудования для физкультурного зала
Тип
оборудования
Наименование
Размеры, масса
Кол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесия
Балансиры разного типа
2
Бревно гимнастическое напольное
Длина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см
2
Доска гладкая с зацепами
Длина 250 см Ширина 20см Высота 3 см
2
Доска с ребристой поверхностью
Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см
Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная)
Длина 23 см Ширина 33 см Диаметр реек 5 см
1
Дорожка-змейка (канат)
Длина 200 см Диаметр 6 см
2
Коврик массажный
75 х 70 см
5
Куб деревянный малый
Ребро 20 см
5
Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов)
1
Скамейка гимнастическая
Длина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см
3
Ходули – ведра
7
Для прыжков
Батут детский
Диаметр 100-120 см
1
Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы
2
Конус с отверстиями
10
Мат гимнастический
Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см
3
Скакалка короткая
Длина 120-150 см
20
Для катания, бросания, ловли
Кегли (набор)
2
Кольцеброс (набор)
3
Мешочек с грузом малый
Масса 150-200 г
5
Мишень навесная
Длина 60 см Ширина 60 см Толщина 1,5 см
2
Мяч средний
10-12 см
15
Мяч утяжеленный (набивной)
Масса 0,5 кг, 1,0 кг
по 2
Мяч для мини-баскетбола
18-20 см
3
Мяч для массажа
Диаметр 6-7 см, 10 см
по 15
Сетка волейбольная с мячом
2
Баскетбольные щиты с кольцами
4
Для ползания и лазанья
Дуга большая
Высота 50 см, Ширина 50 см
2
Дуга малая
Высота 30-40 см, Ширина 50 см
2
Канат гладкий
270-300 см
1
Лестница деревянная с зацепами
Длина 240 см,Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см Расст. между перекл. 22-25 см
1
Лестница веревочная
Длина 270-300 см Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см
2
Стенка гимнастическая деревянная
Высота 270 см Ширина пролета 75, 80, 90 см
4
Для общеразвивающих упражнений
Гантели
30
Лента короткая
Длина 50-60 см
30
Мячи-массажеры
15
Мяч малый
6-8 см
17
Мяч средний
12 см
17
Мяч большой
25 см
17
Обруч малый
Диаметр 54-60 см
10
Палка гимнастическая
Длина 75-80 см
20
Тренажёры
10
Использование нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки дошкольников, способствует повышению интереса к занятиям спортом. Упражнения с использованием нестандартного оборудования направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей.
Цель использования:
Создание условий для повышения эффективности физкультурного образования дошкольников посредством организации коммуникативно-ориентированной предметной среды с использованием нестандартного оборудования.
С 3 лет – перешагивание.
С 4 лет – + прыжки на двух ногах.
С 5 лет – + прыжки на одной ноге, боком, бег.
С 6 лет – + ходьба и прыжки на двух ногах назад.
2
«Квадратная дорожка»
С 3-х лет
Улучшение координации движений. Укрепление мышц ног, стопы, туловища. Знание правой, левой ноги. Закреплять счёт. Развитие внимания, ловкости, соревновательных качеств, положительных эмоций.
С 3 лет – ходьба по квадратикам по прямой.
С 4 лет – + прыжки на двух ногах по квадратикам, через квадратики, по кривой и по кругу.
С 5 лет – + прыжки на одной ноге, использование в эстафетах.
С 6 лет – + ходьба и прыжки на двух ногах назад.
3
«Сороконожка»
С 3-х лет
Развивать умение двигаться парами. Улучшение координации движений Укрепление мышц ног, рук, туловища. Знание правой, левой ноги, руки. Развитие внимания, ловкости, положительных эмоций.
С 3 лет – ходить рядом друг с другом и друг за другом.
С 4 лет – ходить парами по прямой, по кругу.
С 5 лет – + разный темп ходьбы и бега.
С 6 лет – + вперёд и назад.
4
«Цветная дорожка»
С 3-х лет
Улучшение координации движения, ходьбы и бега по ограниченной площади. Массаж стоп, профилактика плоскостопия, закаливание, формирование правильной осанки.
С 3 лет – ходить по дорожке по одному по гладкой стороне.
С 4 лет – ходить друг за другом по гладкой стороне босиком.
С 5 лет – + по неровной стороне, на носках и пятках по гладкой, перепрыгивание боком через дорожку.
5
«Следочки – ладошки»
С 4 лет
Улучшение координации движений. Укрепление мышц ног и стопы, туловища. Профилактика плоскостопия, закаливание. Знание правой, левой ноги, руки. Развитие внимания, ловкости, соревновательных качеств, положительных эмоций.
С 4 лет – ходьба по следам босиком.
С 5 лет – + и ладошкам.
C 6 лет – + прыжки на двух, одной нужной ноге, использование в эстафетах.
6
«Массажные тапочки»
С 4 лет
Укрепление защитных функций организма, массажа стоп. Профилактика плоскостопия, закаливание. Развитие внимания, выносливости, соревновательных качеств.
С 4 лет – сидение на скамейке и вставание босиком на несколько секунд, ходьба в одной, затем в двух тапочках по залу.
С 5 лет – ходьба с ускорением.
C 6 лет – + использование в эстафетах.
7
«Плетенные веревочки, султанчики, ленточки»
С 3-х лет
Совершенствование у детей координации движений, укрепление всех групп мышц
тела. Развитие внимания, терпения, выносливости, умения слышать взрослого; соревновательных качеств
С 3 лет – ходьба с перешагиванием, потягивание – достань ленточку.
С 4 лет – + прыжки на двух ногах, ОРУ.
С 5 лет – + на одной ноге прыжки, использование в эстафетах, п/и.
C 6 лет – + ходьба и прыжки на двух ногах назад.
8
«Мягкое боевнышко»
С 3-х лет
Развивать у детей координацию движений, моторику рук и кистей, ног, глазомер, соревновательные качества, ориентировку в пространстве.
Умения выполнять команды взрослого.
С 3 лет – катание двумя руками и одной.
С 4 лет – + перешагивание, перепрыгивание на двух ногах через лежащее брёвнышко, «кто дальше прокатит».
С 5 лет – + перепрыгивание на одной ноге, ч/з стоящее – на двух.
C 6 лет – + прыжки с зажатым между ног, использование в эстафетах.
9
«Снежинки»
С 4 лет
Развивать координацию движений, укрепление всех групп мышц тела,
внимание, терпение, выносливость, умение слышать взрослого, соревновательные качества.
С 4 лет – ОРУ, «сдуй снежинку с ладошки»
С 5 лет – + «пронеси снежинку на голове», использование в эстафетах.
10
«Легкие снежки»
С 3-х лет
Развивать глазомер, меткость, силу плечевого пояса. Ловкость, выносливость при прыжках
на 2-х ногах с зажатым снежком между колен. Координацию движений, сохранения устойчивого равновесия при ходьбе, ползании по ограниченной площади с снежком на голове, и на спине.
С 3 лет – ОРУ, «брось снежок собачке…»
С 4 лет – + метание вдаль.
С 5 лет – + метание в цель, прыжки на двух ногах, с зажатым снежком между ног.
C 6 лет – + использование в эстафетах.
11
«Вкусные морковки»
С 3-х лет
Развивать у детей координацию движений, моторику рук и кистей, ног, глазомер, соревновательные качества. Ориентировку в пространстве. Координацию движений, сохранения устойчивого равновесия при ходьбе по ограниченной площади.
С 3 лет – ОРУ, «перенеси, принеси, отнеси морковку»
С 4 лет – + бег до морковки по доске, обратно с ней, прыжки на двух ногах через морковку.
С 5 лет – + «посади» и собери морковки, использование в эстафетах.
12
«сапоги – скороходы»
С 4 лет
Совершенствовать у детей координацию движений, укрепление всех групп мышц
тела. Развитие внимания, терпения, выносливости, умения работать в команде, соревновательные качества, и положительные эмоции.
С 4 лет – ходить по прямой
С 5 лет – + быстрая ходьба с поворотами, по доске, положенной на пол.
C 6 лет – + использование в эстафетах.
13
«Ступа Бабы Яги»
С 4 лет
Совершенствовать у детей координацию движений, укрепление всех групп мышц
тела. Развитие внимания, терпения, собранности, выносливости, умения работать в команде, соревновательные качества, и положительные эмоции.
С 4 лет – залазить в ступу и ходить в ней, держа её за бока края верха.
С 5 лет – + быстро передвигаться в ступе, держа ступу и метлу, использование в эстафетах
14
«Шапка – невидимка»
С 5 лет
Совершенствовать координацию движений,
ориентировку в пространстве. Развивать умение двигаться в замкнутом пространстве, ловкость, смелость, действие в парах, соревновательные качества.
С 5 лет – ходить с шапкой на голове, двигаться на звук.
C 6 лет – + двигаться в паре: партнёр ведёт быстро за руку, использование в эстафетах.
15
«Млечный путь»
С 4 лет
Упражнять в ходьбе по ограниченному пространству, Развивать координацию движений, ловкость, мобильность, соревновательные качества.
С 4 лет – ходьба с звезды на звезду.
С 5 лет – + прыжки на двух ногах, использование в эстафетах.
16
«Веселый мухолов»
С 4 лет
Развивать глазомер, меткость, силу плечевого пояса, мелкую моторику кистей, ориентировку в пространстве,
ловкость, соревновательные и командные качества, и положительные эмоции.
С 4 лет – метание с близкого расстояния.
С 5 лет – + увеличение расстояния метания.
C 6 лет – + использование в эстафетах.
17
«Быстрые мотальщики»
С 4 лет
Развивать мелкую моторику кистей, силу рук, ловкость, координацию движений, умение работать в паре, желание выигрывать у партнёра.
С 4 лет – «кто быстрее намотает ленточку до бантика» (длина 1,5м)
С 5 лет – + работа в парах (длина увеличивается)
18
«Массажер – орешки»
С 4 лет
Развивать у детей внимание, координацию движений,
профилактика осанки (при выполнении ОРУ, основных движений) и плоскостопия (катание шариков по стопе ног), ловкость. Желание заботиться о своём здоровье.
С 4 лет – ходьба с перешагиванием, перепрыгивание на двух ногах.
С 5 лет – + ОРУ, перепрыгивание правым, левым боком, перешагивание, высоко поднимая ногу, массаж спины.
19
«Слепые очки»
С 4 лет
Развивать у детей координацию движений с закрытыми глазами, умение действовать не спеша, не боятся темноты, смелость, ловкость, соревновательные качества.
С 4 лет – игра «Узнай, кто позвал?»
С 5 лет – + «Жмурки» и др., использование в эстафетах.
20
«Кепки- ловишки»
С 5 лет
Развивать мелкую моторику кистей, силу рук, ловкость, координацию движений, умение рассчитывать силу броска, умение работать в паре, соревновательные качества. Положительные эмоции.
С 5 лет – спортивное упражнение «Точно в цель», «Забрось воланчик»
С 6 лет – + работа в парах, использование в эстафетах.
21
«Носилки»
С 4 лет
Упражнять в ходьбе в паре, координировать движения рук и ног, работать в паре. Развивать желание помогать попавшим в беду.
С 4 лет – ходить в паре, держаться за носилки, переносить небольшие предметы (платочки, кубики и др).
С 5 лет – + перенести бережно, не уронив куклу, животного.
С 6 лет – использование в эстафетах.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеобразовательного вида №24 «Радуга»
муниципальное образование Туапсинский район
г. Туапсе
Доклад
на тему: « Физкультурное
и спортивно – игровое
оборудование. »
Автор составитель
Инструктор по ФК: Киреева И.П.
– 2012 год –
Тема: « Физкультурное и спортивно – игровое
оборудование. »
Содержание:
- Введение.
- Значение физкультурного и спортивно-игрового оборудования для всестороннего развития детей.
- Типы спортивно- игрового оборудования.
- Краткие рекомендации по отбору оборудования.
- Рациональное размещение физкультурного оборудования.
6. Нестандартное пособия и оборудование своими руками.
7. Измерительные приборы и приспособления.
8. Используемая литература.
9. Приложение 1 – Примерный перечень игрового оборудования
для учебно-материального обеспечения
дошкольных образовательных учреждений
для всех возрастных групп
Департамента общего образования Минобрнауки
России;
2 – Презентация « Нестандартные пособия и
оборудование своими руками».
Введение.
В развитии двигательной сферы маленьких детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, соответствующей определенному этапу развития ребенка. Как известно, на начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации деятельности детей во время бодрствования. Для этой цели широко используются пока еще не физкультурные пособия, а разнообразные яркие, красочные игрушки. С их помощью привлекается внимание малышей, игрушки являются стимулом к выполнению ими разнообразных движений. Дети тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние, чтобы достать его, а затем пытаются действовать с ним. Через действия с предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное совершенствование движений расширяет возможности ребенка в познании им окружающего мира.
Значение физкультурного и спортивно-игрового оборудования для
всестороннего развития детей.
Двигательное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста связано с решением все более сложных задач, выбором новых способов действий, требующих осознания, анализа, планирования физических усилий, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов. Физическая активность по достижению цели действия, например с мячом, на гимнастической скамейке, при езде на велосипеде, ходьбе на лыжах или любая другая определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Большое значение для развития движений детей имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного ( физического напряжения, предметных препятствий и т. д.) и субъективного характера (нерешительности, боязни и т. п.) стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий. Все это способствует обогащению двигательного опыта детей, приумножению их физических сил.
Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в играх и упражнениях дошкольников для восприятия пространства и времени, для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Упражняясь и играя, ребенок непременно действует в каком-то определенном пространстве, конкретном поле деятельности. Оно может быть разным по величине и форме, предметному насыщению.
Типы спортивно- игрового оборудования для дошкольных
образовательных учреждений:
- по соотнесению с разными видами физических упражнений и игр: для занятий гимнастикой и развития основных движений; подвижные игры и их оборудование; оборудование для спортивных игр; оборудование для спортивных упражнений; игрушки-забавы, атрибуты, аттракционы; тренажерные устройства (преимущественно тренировочно-оздоровительного назначения); настольные спортивные игры;
- по степени заданности и распространенности: традиционное, стандартное; нетрадиционное, нестандартное;
- по конструктивным особенностям: целостные конструкции; сборно-разборные, состояние из трансформирующихся элементов, деталей;
- по функциональным свойствам: простое, действующее на основе мышечных и интеллектуальных усилий; техническое – на механической, гидравлической, пневматической, электронной (компьютерной) основах, на основе ветровой энергии и др.; наборы оборудования, связанного между собой по назначению или функциональному признаку (для развития мышц кисти, профилактики плоскостопия, полосы препятствия и т. п.); домашние стадионы, спортивные уголки; сигнальные средства; защитные, страховочные средства; контрольно-измерительная и информационная аппаратура;
- по виду применяемого сырья: деревянное и из древесных материалов; металлическое; резиновое; из пеньковой веревки, каната; из современных синтетических материалов; из водоотталкивающих тканей; из бумаги и картона; комбинированное; из разных бросовых материалов;
- по месту использования: в помещении – в зале, групповой комнате, рекреации; на участке, на физкультурной и других площадках; в бассейне; на катке; на лыжне; в природных условиях; в домашних условиях;
- по типу размещения: стационарное (пристенное, напольное, подвесное), переносное;
- по размерам: мелкое, крупногабаритное. Всегда соразмерно росто-весовым показателям детей;
- по возрасту детей: для раннего возраста; для младшего дошкольного возраста; для старшего дошкольного возраста;
- для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья: для лечебной физкультуры при отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата.
Краткие рекомендации по отбору оборудования.
Обязательным при отборе физкультурного оборудования является его соответствие педагогическим, гигиеническим и эргономическим требованиям.
Использование имеющегося в дошкольном учреждении оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера: развития движений и совершенствования двигательных функций; достижения необходимой для определенного возраста физической подготовленности; предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата; воспитания положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности; создания благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы), их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время. Наличие многообразных видов оборудования позволит наиболее продуктивно применять его в различных формах работы по физической культуре, создавая все новые варианты занятий, комплексов утренней гимнастики, усложнять задания в подвижных и спортивных играх и упражнениях.
Важно, чтобы размеры оборудования соответствовали антропометрическим показателям детей: длине тела в положениях стоя и сидя, длине рук, ног, объему грудной клетки, головы. Только в этом случае может быть достигнута комфортность двигательных действий в спортивно- игровой среде. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.
Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации: рейки лестниц – достаточной толщины и прочности; узлы соединений разных деталей – надежны, без острых углов и резко выступающих частей; пособия, изготовленные из дерева, – хорошо зачищены, отполированы. В комплектах оборудования отдельные предметы должны иметь удобные, несложные приспособления для их соединения и быть сомасштабными между собой. Обязательно должна быть обеспечена надежность и устойчивость крупных пособий (гимнастических лестниц, трибунок, рукоходов, перекладин и других предметов оборудования, по которым дети лазают). С целью обеспечения страховки,предотвращения травматизма в физкультурных залах необходимо иметь набор больших и малых матов.
Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольников изготавливается из разных материалов. Важно, чтобы эти материалы имели гигиенический сертификат, не обладали бы вредными воздействиями на организм детей.
Например,не порождали бы электростатических полей, электромагнитных излучений, не являлись бы источниками вредных химических соединений, аэрозольных выделений. Все материалы должны быть экологически чистыми, прочными, достаточно упругими, эластичными, не подверженными деформации, коррозии, разломам. Следует отметить, что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева.
Цветовое решение спортивно-игровых комплектов и отдельных предметов должно соответствовать гигиеническим нормам и правилам, а также способствовать решению задач эстетического оформления предметно-пространственной среды, воспитания художественного вкуса детей. Нежелательно использование слишком ярких, резко контрастных тонов для окраски спортивных снарядов, предназначенных для упражнений на них детей. Для окраски спортивно-игрового оборудования более всего приемлемы цвета мягких пастельных гармонично сочетающихся тонов.
Рациональное размещение физкультурного оборудования.
Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находится в физкультурных залах. Для занятий с тренажерами сложного устройства желательно иметь тренажерный зал (это может быть свободная комната, коридор).
Расстановка пособий зависит от их предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стационарно (крепится к стене). Канаты, веревочные лестницы, шесты укрепляются с помощью специальных приспособлений на потолке. Вдоль стен зала рационально разместить гимнастические скамейки, кубы, лесенки-стремянки.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи разных размеров, обручи, мешочки с грузом, кубики, кегли и др.) желательно разместить в секционных шкафах. На стенах в разных местах зала можно повесить обручи, скакалки, шнуры.
Для игр в баскетбол, футбол, бадминтон и пр. натягиваются сетки, шнуры, которые крепятся на крючках.
С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей и поддержания их интереса к разным пособиям (гимнастические маты, модули, батуты и др.) важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях (отдельная комната, кладовка).
Располагать оборудование следует таким образом, чтобы дети могли свободно подойти к нему и самостоятельно пользоваться им. Середина зала должна быть свободной, чтобы на ней можно было разместить разнообразные предметы, построить полосу препятствий.
Физкультурное оборудование необходимо содержать в чистоте. Следует предусмотреть ограждение окон разными решетками, сетками. При оборудовании физкультурного зала нужно помнить и об эстетическом оформлении.
В старших возрастных группах физкультурное оборудование и пособия можно расположить не только в физкультурных залах, но и в групповых комнатах. Это могут быть комплекты предметов для организации подвижных и спортивных игр – бадминтон, баскетбол, настольный теннис, кегли, летающая тарелка, серсо, кольцеброс, городки и др. Предлагаемые пособия можно ежедневно выносить и использовать во время прогулки для самостоятельной деятельности детей.
Огромное значение для оздоровления и развития детей имеет оснащение территории дошкольного учреждения спортивно-игровым оборудованием. На территории дошкольного учреждения может быть выделено несколько спортивно-игровых зон:
– полоса препятствий,
– беговая дорожка (40-50 м),
– яма для прыжков,
– площадки для игр с элементами спорта и зона для изучения правил дорожного
движения.
Эти зоны можно расположить на физкультурной площадке или часть из них разместить в любом другом удобном месте.
Центр физкультурной площадки должен оставаться свободным.
Все оборудование (гимнастическая стенка, бревна разных размеров, рукоходы, «козел», мишени для метания и др.) размещается по периметру. В торцах площадки устанавливаются стационарные стойки со щитами для баскетбола.
Пособия для игр с элементами спорта и подвижных игр выносятся на участок из групп. Вокруг физкультурной площадки следует оборудовать беговую дорожку (ширина не менее 1,5 м, длина 40 м). На ней можно проводить упражнения в беге и диагностику физической подготовленности. По всей длине физкультурной площадки желательно расположить полосу препятствий. Для старших дошкольников она состоит из бревен разной высоты, дуг для пролезания, качающихся балансиров, рукоходов, грибков для чехарды, гимнастической стенки для лазания. При устройстве полосы препятствий можно использовать шины разного размера, по ним дети ходят, прыгают, переползают, пробегают и т.д.
Наряду с оснащением физкультурной площадки важно позаботиться о рациональном использовании оборудования для групповых площадок. Стационарно можно установить крупное оборудование, такое как вертикальные лестницы, горизонтальные наклонные бревна, пеньки разной высоты, разнообразные щиты для метания, качели. Оборудование нужно устанавливать по периметру площадки, с тем чтобы середина по возможности оставалась свободной. Для старших дошкольников на групповых площадках размещаются пособия как для организованной, так и для самостоятельной деятельности.
На групповую площадку выносятся мелкие физкультурные пособия, способствующие активизации двигательной активности детей, а также стимулирующие их детское творчество. Старшие дошкольники могут широко использовать оборудование, расположенное на физкультурной площадке. Подбор пособий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от сезона года и условий погоды.
Приемы повышения эффективности использования физкультурного оборудования:
- Создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования, внесения новых пособий.
- Размещение (подвешивание, прикрепление и т.д.) на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий, таких как доски, ленты, мишени для метания и пр.
- Объединение разных пособий в определенные комплексы, такие как полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т.д.
Перестановка пособий, различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование.
Создание разных игровых зон для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем, с мелкими геометрическими формами, для упражнений с простейшими тренажерами и тренажерами сложного устройства.
Нестандартное оборудование своими руками.
Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках или в спортивных залах может быть нестандартное оборудование, которое позволяет:
1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.
2) Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
3) Развивать чувство формы и цвета.
4) Способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
Хочется вам предложить нестандартные пособия и оборудование, которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений, общеразвивающих упражнений и занятий на свежем воздухе:
– «Весёлые мешочки»
– Стойка
– Платочки
– Ходули
– Повязки на глаза
– «Аэроглистеры»
– Ленточки на палочке
– «Быстрые лошадки»
– «Лапы утконоса»
– Цветы
– Платочек «Огонёк»
– «Загадочный мешочек»
– « Боевые квадраты»
– «Ловушки»
– Резиночка
– Носилки
– Мини – эспандер
– Весёлый кубик “Зарик”
( см. Приложение 2 – презентация « Нестандартные пособия и оборудование своими руками ».
Измерительные приборы и приспособления.
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Динамометр кистевой (детский) | 2 |
2 | Динамометр становой (детский) | 1 |
3 | Дистанциометр (для измерения величины дистанции бега, ходьбы на лыжах и т. п.) | 1 |
4 | Компас | 2 |
5 | Рулетка | 2 |
6 | Сантиметровая лента | 2 |
7 | Секундомер | 2 |
8 | Спирометр | 1 |
9 | Тонометр | 1 |
10 | Устройство «Спар-9» – для характеристики состояния осанки (в комплект входит плантограф) | 1 |
11 | Устройство «Степ-тест» – для определения физической работоспособности детей | 1 |
12 | Фонендоскоп | 1 |
13 | Шагомер | 15 |
14 | Цели с наглядной информацией (движений, цвет, звук) | 2 |
Красочное, необычное, удобно расположенное физкультурное оборудование в зале и других помещениях привлекает внимание детей, радует их глаз, вызывает желание заниматься, пользоваться этими красивыми предметами.
Движения, выполняемые детьми с такими пособиями, доставляют им удовольствие, радость, создают приподнятое настроение и в немалой мере способствуют их эстетическому воспитанию.
Используемая литература:
1.Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. Физкультурное и спортивно- игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. – М., Мозаика-Синтез, 1999.
2. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста:
Пособие для родителей и воспитателей. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для
Педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2000.
4. Дошкольное воспитание № 4, 2012.
Источник