Обогащение развития ребенка специфика дошкольного образования
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования и направлено на становление основ личности.
Дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.
Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.
Именно это обстоятельство, по мнению В.А.Ситарова, дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики.
В отечественной дидактике сложились две противоположные точки зрения относительно содержания дошкольного образования.
Сторонники первой утверждали, что ребенок-дошкольник может усвоить только представления об отдельных предметах окружающей действительности, но не их взаимосвязь.
Так называемый «объективный», или «предметный», принцип явился основой построения «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» в 1938 г.
Вторая точка зрения была связана с исследованиями Л.С.Выготского (1896-1934), который выявил способность детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи и овладевать системными знаниями.
Логическим развитием его взглядов является современное направление в дошкольной дидактике – формирование системности знаний у дошкольников (В.И.Логинова, П.Г.Саморукова).
Данная концептуальная позиция легла в основу создания единых, типовых государственных образовательных программ, предусматривающих овладение детьми двумя категориями знаний и умений:
1) знаниями, приобретаемыми в ходе повседневного общения с окружающим миром;
2) знаниями, приобретаемыми в процессе специально организованного процесса обучения на занятиях.
В современном дошкольном образовании его содержание ориентируется на освоение детьми различных знаний об окружающей действительности в их взаимосвязи и взаимопроникновении, что способствует переходу ребенка из «зоны ближайшего развития» на «уровень актуального развития» (Л.С.Выготский).
Согласно современным исследованиям Т.И.Бабаевой, М.В.Крулехт, В.И.Логиновой, З.И.Михайловой, содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока): мир природы, мир людей, мир предметов.
Наиболее сложным и менее разработанным является вопрос – о приобщении ребенка к социальному миру в связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе.
В процессе ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром предполагается решение следующих задач:
– обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний и развитие на этой основе интереса;
– развитие мышления ребенка – осознания себя и своего места в мире природы и людей;
– развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, а также культуру общения в разных условиях.
В результате решения этих задач ребенок приобретает ценностные установки, влияющие на становление личности и формирование его отношения к познанию и средствам познания как ценности и важному личному достоянию.
Условием решения этих задач является организация комплекса тех видов деятельности, которые характерны для дошкольного возраста.
Одним из наиболее перспективных направлений в дошкольной дидактике в настоящее время признается установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности – познавательной, учебной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой.
При этом подчеркивается настоятельная потребность в организации процесса обучения дошкольников на основе целостности его познавательной деятельности.
В современном российском дошкольном образовании осуществляется создание различных образовательных программ для дошкольных учреждений, право на самостоятельный их выбор из рекомендованных органами управления образованием.
Данные программы определяют содержательную характеристику целостного педагогического процесса в учреждениях.
Основу составляют определенный взгляд на ребенка, особенности и закономерности его развития, создание условий, способствующих становлению личности в единстве ее индивидуальных и социальных качеств.
Т.И.Ерофеева предлагает классификацию современных программ дошкольного образования:
– вариативные и альтернативные (по их филосовско-концептуальным основам);
– комплексные и парциальные (по объему и направлениям их содержания);
– базовые, федеральные, региональные, муниципальные (по степени их территориального распространения).
Разработчики программ предлагают различные подходы к реализации принципа личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми посредством обеспечения:
– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
– эмоционального благополучия каждого ребенка;
– интеллектуального развития ребенка;
– условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
– приобщения детей к общечеловеческим ценностям;
– взаимодействия с семьей.
Современные программы дошкольного образования предусматривают организацию педагогического процесса, как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности в свободное время на основе оптимального сочетания их индивидуальных и коллективных форм.
Программа становится ведущим и необходимым документом для учреждений. Он определяет общие принципы, конкретные направления их функционирования, а также особенности содержательной характеристики педагогического процесса с указанием возможностей использования вариативных технологий их практической реализации.
В настоящее время в качестве комплексных образовательных программ, представленных крупными педагогическими коллективами и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, являются – «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и др.
Кроме этого, в современном отечественном дошкольном образовании широкое распространение получили комплексные программы – «Детский сад – дом радости» (Н.М.Крылова), «Одаренный ребенок» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко) и парциальные программы – «ТРИЗ», «Юный эколог», «Мы» (Н.Н.Кондратьева), «Росток» и т.д.
ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Особенности обучения детей дошкольного возраста
Так как дошкольные учреждения теперь еще называются и образовательными, то и внимание к обучению дошкольников носит позитивный характер. Если обучение в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук, то в дошкольном образовательном учреждении дети лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться и слышать педагогов и воспитателей, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу.
На занятиях у дошкольников формируются не только знания и умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.
Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное обучение, целый ряд дидактических игр и обязательно систематически возвращаться к пройденному учебному материалу. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и способам его выполнения.
Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
126
В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит воспитатель или педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая детям лишь самое основное.
Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребёнка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры.
Педагог должен создавать обстановку доброжелательности, уважение к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности.
Характеризуя специфику познания ребенком окружающего мира, К.Д. Ушинский подчеркивал, что дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Это определяет еще одну особенность процесса обучения – оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников обязательно должно быть наглядным.
Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах.
Основной формой организации обучения детей в детском саду является занятие. Оно организуется и проводится воспитателем, а в последнее время и педагогом-специалистом, которые определяют в соответствии с избранными программами воспитания и обучения детей содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.
В режиме дня дошкольного учреждения для каждой возрастной группы определяется время проведения занятий, как правило, это утренние часы.
На занятиях дети систематически усваивают знания, формируют умения и навыки, а самое главное – в процессе занятий развивается творчество детей. У воспитанников формируется отношение к людям, к миру. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности.
На любом занятии с дошкольниками можно выделить три основных части:
Первая часть – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части воспитанники настраиваются на выполнение определенной работы или ее части.
Вторая часть занятия – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка. В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети, все ли идет верно, у кого возникают трудности, кто нуждается в помощи, в напоминании, в дополнительной помощи, просто в поддержке или в поощрениию.
Третья часть занятия, заключительная – анализ выполнения задания и его оценка. В этой части также следует активизировать детей. Во-первых, оценивать надо результат, а не поведение детей, во-вторых, оценивать всю группу, а не отдельных детей, в-третьих, сначала следует оценивать все положительное и только после этого фиксировать, что не удалось выполнить. Делать это надо тактично, чтобы не подорвать уверенность ребенка в своих возможностях, не подорвать его интерес к познавательной деятельности.
Источник
На чтение 9 мин.
Дошкольный возраст – это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.
Подготовка к школе – главная задачи дошкольного возраста
Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен
Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.
До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.
Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.
В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:
- основы индивидуальных психологических особенностей ребенка;
- формируется фундамент социально-нравственного развития личности.
Основные периоды дошкольного возраста
Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:
- главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
- значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
- дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.
Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.
К дошкольникам нужен особый педагогический подход
Важная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья – это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.
Основные направления дошкольного воспитания
Процесс воспитания детей-дошкольников условно делится на две части:
- первая – это процесс подготовки к школе,
- вторая представляет процесс, развивающий определенные личностные качества детей.
С уверенностью можно констатировать, что те детки, которые посещают детские дошкольные учреждения и осваивают образовательные программы, получают более полное образование на этом этапе обучения.
Особенности воспитания дошкольника в семье
В процессе воспитания детей дошкольного возраста, родителям следует ознакомиться с простыми правилами и действовать в соответствии с ними.
Воспитание своих детей основывается на личном примере – об этом ни в коем случае нельзя забывать. Ссоры в семье, грубость, невнимание близких людей друг к другу, неопрятность, дурные привычки, – ребенок впитает в себя весь этот негатив и отобразит, как в зеркале.
Воспитание в семье – главное в дошкольном возрасте
Старайтесь чаще обнимать своего любимого ребенка. В ваших объятиях он чувствует любовь и защиту. Детям такого возраста нужны тактильные контакты. Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день – не менее восьми.
Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними – ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование.
Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт.
Позитивное настроение – важное условие гармоничного развития
С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать вас, уметь высказать свои проблемы.
Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ваш карапуз с самого раннего возраста должен научиться Вам доверять. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог.
Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье.
Как учить? Только своим собственным примером. Папа помогает маме накрывать на стол, а потом моет посуду. Пусть сынишка вместе с папой приберет на кухне, а маму мужчины отправят отдохнуть, поблагодарив за ужин. Банальный пример, но мальчуган будет знать, что мужчина отвечает за женщин, что он сильнее. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.
Надо воспитывать ответственность у детей
Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового.
Самое главное – надо любить своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. В конечном итоге эксперименты могут детскую расстроить психику.
Чем должны руководствоваться родители в воспитании и образовании будущего школьника
Что нужно принять к сведению родителям, чтобы воспитание было разумным? Существуют разные программы помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Родителям будет совершенно не лишним почитать специальную литературу.
Какие качества следует воспитывать в ребенке?
- дети должны вырабатывать усидчивость – это важно для дальнейшего обучения в школе;
- у детей нужно стимулировать процесс познания, поощрять его любопытство и помогать в решении разных заданий. Школьные программы довольно серьезны, не имею интереса к познанию, учиться ребенку будет трудно;
- логическое мышление, умение делать заключения и выводы – эти качества так же очень важны, старайтесь приучить ребенка не только логически мыслить, но и уметь делать выводы.
Логическое мышление формируется с помощью развивающих игр
Есть замечательное высказывание: чем будешь удобрять, то и прорастет. Возможно, оно несколько грубовато, но суть его верна в корне. В ребенка надо вкладывать любовь, заботу и внимание, тогда в ответ родители получат то же самое.
Образование и воспитание детей в детских учреждениях
Программы дошкольного образование предполагают, что процесс обучения осуществляется в форме занятий. Во время занятий педагоги-воспитатели взаимодействуют с малышами. У детишек формируются трудовые и спортивные навыки, ведется их умственное и эстетическое развитие.
Занятия в детских учреждениях проводятся согласно методических планов
Каждым педагогом в процессе занятий используются определенные методы обучения. Дошкольное образование классифицирует такие методы следующим образом:
- Словесные предполагают применение словесных объяснений, ведение диалогов с детьми, ответы на вопросы. Деткам дошкольного возраста свойственно быстро впитывать себя новое, развиваться, поэтому процесс обучения постепенно усложняется.
- Наглядные предполагают, что на занятиях используются предметы и картинки, иллюстрации и дидактические наглядные материалы.
- Практические – это возможность использовать полученные навыки в реальной жизни, в общении с другими детьми и взрослыми. Для совершенствования практических навыков, учебные программы рекомендуют специальные упражнения.
- Игровые – имитация и проигрывание жизненных ситуаций через игры.
Роль игры в развитие различных качеств
Для дошкольников свойственно играть. Через игры детки познают реальный мир. Программы обучения включают в себя много игровых элементов. Воспитание детей, включающее игровые элементы, самое эффективное. Дошкольное образование, чаще всего, использует обучающие игры, которые очень важны во всем обучающем процессе. Часто занятия проводят в виде игр дидактического типа. Особенностью таких обучающих занятий являются разные варианты, предлагаемые для принятия решений. Наличие нескольких вариантов дает возможность детям развивать логику, просчитывать последствия того или иного выбора.
Наиболее популярные программы и методики развития детей дошкольного возраста
Имеется много различных методик развития и воспитания детей дошкольного возраста. Популярны такие программы, как, «Детство», «Радуга». Каждое детское дошкольное образовательное учреждение вправе выбирать программы, которые будут основными. Все эти программы соответствую государственным стандартам дошкольного обучения. Обычно, детские сады выбранные программы используют пять лет. Это период, когда малыши поступают в детсад и до выпуска. Администрация и педагоги работают в тесном сотрудничестве с родителями. Они рассказывают папам и мамам, что это за программы, какой результат поучают и насколько они эффективны.
Патриотическое воспитание с младшего возраста – важный этап
Итак, в плане формирования умений и навыков, воспитания и обучения малышей-дошкольников, большая роль отводится детским садам и школам или группам раннего развития.
Существуют специальные методики, программы, которые способствуют тому, что у детей развивается логика, стимулируется тяга к познанию мира, мышление, прививается любовь к знаниям.
Конечно, программы имеют плюсы и минусы, поскольку направлены на речевое развитие, либо на математическое обучение. Есть эстетические направления и художественные. Но самым главным является то, что все программы предполагают не только общее групповое обучение, но и индивидуальный подход.
Занятия с психологом в детском саду
Родители должны изучать литературу, материалы по программам дошкольного обучения и воспитания. Детские психологи есть практически в любом детском саду. Родителям не надо стесняться подходить и обсуждать свои проблемы и просто беседовать по вопросам эффективного воспитания детей.
Важно знать, что никакие программы не заменят живое общение. Родители должны уделять своим малышам как можно больше внимания, играть с ними, гулять, беседовать, больше проводить времени на отдыхе.
Только при поддержке и участии в воспитании в дошкольном возрасте со стороны взрослых, ребенок может получить достойное образование в будущем.
Оставить комментарий
Источник