Обязательным условием развития мышления ребенка является личный опыт

Обязательным условием развития мышления ребенка является личный опыт thumbnail

Тест по педагогике

  1. Какие из мотивов не относятся к познавательным:
  • мотивы самообразования;
  • учебно-познавательные;
  • социального сотрудничества
  1. Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
  • развитию сенсорной сферы;
  • моторной сферы;
  • познавательной сферы.
  1. Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
  • этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
  • этапу усвоения новых знаний;
  • этапу закрепления новых знаний
  1. Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
  • урок повторения;
  • урок освоения новых знаний;
  • комбинированный урок;
  • систематизации и обобщения нового материала
  1. Обязательным условием развития мышления ребенка является:
  • личный опыт ребенка
  • получение знаний
  • умение читать
  • все ответы неверны
  1. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
  • общая психология
  • возрастная психология
  • педагогическая психология
  • все ответы верны
  1. С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
  • Иоганна Фридриха Гербарта;
  • Яна Амоса Коменского;
  • Константина Дмитриевича Ушинского;
  • Джона Дьюи
  1. Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
  • И.П. Подласый;
  • Ю.К. Бабанский;
  • А.М. Моисеев;
  • М.М. Поташник
  1. Назовите главную функцию учителя?
  • оценочная;
  • целеполагание;
  • планирование;
  • управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
  1. Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
  • Ян Амос Коменский;
  • Дени Дидро;
  • Сократ;
  • Платон
  1. Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
  • Н.Г. Чернышевскому;
  • К. Гельвецию;
  • Ж.Ж. Руссо;
  • К.Д. Ушинскому
  1. Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
  • Л.П. Блонскому;
  • Л.Н. Толстому;
  • В.Ф. Шаталову;
  • И. П. Подласому
  1. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
  • Л.С.Выготскому;
  • С.Л.Рубинштейну;
  • А.Дистервегу;
  • Гельвецию
  1. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
  • тифлопедагогика;
  • сурдопедагогика;
  • олигофренопедагогика;
  • педагогика
  1. Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?
  • неотомизм;
  • неопозитивизм;
  • бихевиоризм;
  • экзистенциализм
  1. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
  • рассказ
  • объяснение
  • лекция
  • беседа
  1. В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
  • в Англии
  • во Франции
  • в России
  • в Японии
  1. Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
  • запоминание
  • осмысление
  • восприятие
  • ощущение
  1. Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?
  • природосообразности
  • целесообразности
  • доступности
  • гуманности
  1. Восприятие часто принято называть:
  • осязанием
  • апперцепцией
  • перцепцией
  • наблюдательностью
  1. Динамика реакций и переживаний личности это:
  • характер
  • темперамент
  • способности
  • все ответы верны
  1. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
  • абстрактно-логическое
  • наглядно-образное
  • наглядно-действенное
  • теоретически-образное
  1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
  • ощущения
  • восприятие
  • эмоции
  • все ответы верны
  1. Преодоление внутренних и внешних трудностей – необходимый компонент:
  • восприятия
  • внимания
  • воли
  • воображения
  1. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
  • темперамент
  • способности
  • характер
  • задатки
  1. Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
  • психодиагностики
  • психокоррекции
  • психологического консультирования
  • психопрофилактики
  1. Основное требование к коррекционным программам это:
  • занимательность
  • универсальность
  • соответствие выявленным нарушениям
  • все ответы верны
  1. Основными условиями развития личности ребенка являются:
  • формирование мотивов поведения
  • развитие чувств
  • развитие воли
  • все ответы верны

29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

– Воспитание, обучение подрастающего поколения.

– Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

– Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.

– Исследование человеческой природы.

30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:

– Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

– Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

– Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.

– Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

– Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.

31. Развитие – это (выберите правильный ответ)

– Накопление количественных изменений в организме человека.

– Уничтожение старого и возникновение нового.

– Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.

– Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.

– Процесс активной деятельности личности.

– Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.

– Ускорение индивидуального развития человека.

– Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.

33. В чем заключается целостность педагогического процесса?

– В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели – формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

– В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.

– В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.

– В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.

34. Что такое педагогические инновации?

– Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.

– Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.

– Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.

– Все ответы правильные.

35. Гуманистическая педагогика…

– Стремится изменить воспитанника.

– Исходит из приоритетности знаний педагога.

– Принимает воспитанника таким, каким он есть.

– Не требует от учителя переориентации внутренних установок.

36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:

– Значительные инвестиции.

– Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.

– Согласие учителей и родителей.

– Административный нажим.

37. Какая функция педагога является главной?

– Оценочная.

– Организаторская.

– Планирование

– Управления.

38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.

– Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности.

– Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.

– Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

– Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.

39. Что такое соревнование?

– Соревнование – это игра, в которой определяется победитель.

– Соревнование – это путь, к закреплению достигнутых результатов.

– Соревнование – метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.

– Соревнование – это стремление к приоритету любыми путями.

40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.

– Наказание – метод воспитания, проявляющийся в форме требования.

– Наказание – это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.

– Наказание – способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

41. Общественное воспитание – это (выберите ответ)

– Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе “человек – человеку”.

– Государственная система общественного просвещения.

– Семейное воспитание.

– Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.

42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:

– Снижение уровня жизни.

– Упадок морали.

– Обострение конфликта поколений.

– Все ответы правильные.

43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?

– Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.

– Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

– Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.

– Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.

– Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.

– Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

– Учебный процесс – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

– Сущность учебного процесса состоят в организации учения.

– Главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся.

45. Что представляет собой учебная программа?

– Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.

– В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.

– Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.

1.2. Тест по основам педагогической психологии

1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

– различные названия одной и той же области знания

– различные области знания

– экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии

– педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики

2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

– наблюдение

– формирующий эксперимент

– лабораторный эксперимент

– метод анализа продуктов деятельности

3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

– физиологии

– социологии

– биологии

– психологии

– педагогике

4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

– функциональной психологии

– бихевиоризме

– гештальтпсихологии

– когнитивной психологии

5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:

– ориентировочными

– исполнительскими

– контрольными

– оценочными

6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

– ее вид

– ее уровень

– этап ее реализации

– форма ее проявления

7. Мотивы самообразования – это:

– форма проявления учебных мотивов

– этап усвоения учебных мотивов

– уровень познавательных мотивов

– качественная характеристика учебных мотивов

8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:

– глубина знаний

– гибкость знаний

– системность знаний

– осознанность

9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

– навык

– умение

– операция

– деятельность

10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:

– осмысление

– осознание

– автоматизация

– высокая автоматизация

11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:

– импринтинге

– условно-рефлекторном научении

– оперантном научении

– вербальном научении

– викарном научении

12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:

– становление

– формирование

– социализация

– воспитание

13. Понятие “задатки” характеризует:

– индивидуальные свойства

– субъектные свойства

– личностные свойства

– свойства индивидуальности

14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:

– единство процессов обучения и воспитания

– воспитание как единство “частных” воспитательных дел

– характер взаимодействия педагогов и учащихся

– деятельность педагога

15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:

– эффекта ореола

– эффекта последовательности

– эффекта инерционности

Источник

1. Из чего состоит учебная деятельность?

а) учебной задачи и учебных действий;

б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов; +

в) работы познавательных процессов;

г) действий внутреннего контроля и оценки.

2. Что не относится к познавательным мотивам?

а) мотивы самообразования;

б) учебно-познавательные;

в) социального сотрудничества+

3. К какой сфере относится развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов ?

а) развитию сенсорной сферы; +

б) моторной сферы;

в) познавательной сферы.

4. Что является целью развивающего обучения?

а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности; +

б) достижение высокого уровня обученности учащихся;

в) формирование умственных действий и понятий;

г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

5. Внимательно прочитайте и определите этап урока.

«Организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизация нового учебного материала».

а) этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала; +

б) этапу усвоения новых знаний;

в) этапу закрепления новых знаний.

6. Что является обязательным условием развития мышления ребенка?

а) личный опыт ребенка

б) получение знаний+

в) умение читать

г) все ответы неверны

7. Что является недостатком программированного обучения?

а) отсутствие четких критериев контроля знаний;

б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.+

8. Как называется наука, которая изучает психологические закономерности обучения и воспитания?

а) общая психология

б) возрастная психология

в) педагогическая психология +

г) все ответы верны

9. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, на что нужно опираться при организации процесса обучения?

а) материальное действие;

б) создание ориентировочной основы действия; +

в) речевую форму выполнения действия;

г) внутреннюю речь.

10. Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?

а) И.П. Подласый;

б) Ю.К. Бабанский;+

в) А.М. Моисеев;

г) М.М. Поташник

11. Какова главная функция учителя?

а) оценочная;

б) целеполагание;

в) планирование;

г) управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности+

12. Автор «Великой дидактики»?

а) Ян Амос Коменский;+

б) Дени Дидро;

в) Сократ;

г) Платон

13. Автор работы «Человек как предмет воспитания»?

а) Н.Г. Чернышевскому;

б) К. Гельвецию;

в) Ж.Ж. Руссо;

г) К.Д. Ушинскому+

14. Что является главной психологической проблемой традиционного подхода к обучению?

а) низкий уровень знаний;

б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;

в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения. +

15. Что является основным показателем готовности ребенка к обучению в школе ?

а) овладение основными навыками чтения и счета;

б) развитие у ребенка мелкой моторики;

в) желание ребенка ходить в школу;

г) зрелость психических функций и саморегуляция; +

д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей

Источник

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

  1. Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

Этапы развития мышления у детей

  1. С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

  2. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Сравнение

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Обобщение

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Анализ

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Синтез

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок – «маленький» («веселый» – «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» – «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Выводы

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Малышева Евгения

Источник