Обязательным условием развития мышления ребенка является личный опыт
Тест по педагогике
- Какие из мотивов не относятся к познавательным:
- мотивы самообразования;
- учебно-познавательные;
- социального сотрудничества
- Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
- развитию сенсорной сферы;
- моторной сферы;
- познавательной сферы.
- Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
- этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
- этапу усвоения новых знаний;
- этапу закрепления новых знаний
- Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
- урок повторения;
- урок освоения новых знаний;
- комбинированный урок;
- систематизации и обобщения нового материала
- Обязательным условием развития мышления ребенка является:
- личный опыт ребенка
- получение знаний
- умение читать
- все ответы неверны
- Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
- общая психология
- возрастная психология
- педагогическая психология
- все ответы верны
- С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
- Иоганна Фридриха Гербарта;
- Яна Амоса Коменского;
- Константина Дмитриевича Ушинского;
- Джона Дьюи
- Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
- И.П. Подласый;
- Ю.К. Бабанский;
- А.М. Моисеев;
- М.М. Поташник
- Назовите главную функцию учителя?
- оценочная;
- целеполагание;
- планирование;
- управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
- Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
- Ян Амос Коменский;
- Дени Дидро;
- Сократ;
- Платон
- Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
- Н.Г. Чернышевскому;
- К. Гельвецию;
- Ж.Ж. Руссо;
- К.Д. Ушинскому
- Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
- Л.П. Блонскому;
- Л.Н. Толстому;
- В.Ф. Шаталову;
- И. П. Подласому
- Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
- Л.С.Выготскому;
- С.Л.Рубинштейну;
- А.Дистервегу;
- Гельвецию
- Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
- тифлопедагогика;
- сурдопедагогика;
- олигофренопедагогика;
- педагогика
- Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?
- неотомизм;
- неопозитивизм;
- бихевиоризм;
- экзистенциализм
- Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
- рассказ
- объяснение
- лекция
- беседа
- В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
- в Англии
- во Франции
- в России
- в Японии
- Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
- запоминание
- осмысление
- восприятие
- ощущение
- Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?
- природосообразности
- целесообразности
- доступности
- гуманности
- Восприятие часто принято называть:
- осязанием
- апперцепцией
- перцепцией
- наблюдательностью
- Динамика реакций и переживаний личности это:
- характер
- темперамент
- способности
- все ответы верны
- Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
- абстрактно-логическое
- наглядно-образное
- наглядно-действенное
- теоретически-образное
- Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
- ощущения
- восприятие
- эмоции
- все ответы верны
- Преодоление внутренних и внешних трудностей – необходимый компонент:
- восприятия
- внимания
- воли
- воображения
- Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
- темперамент
- способности
- характер
- задатки
- Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
- психодиагностики
- психокоррекции
- психологического консультирования
- психопрофилактики
- Основное требование к коррекционным программам это:
- занимательность
- универсальность
- соответствие выявленным нарушениям
- все ответы верны
- Основными условиями развития личности ребенка являются:
- формирование мотивов поведения
- развитие чувств
- развитие воли
- все ответы верны
29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
– Воспитание, обучение подрастающего поколения.
– Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
– Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.
– Исследование человеческой природы.
30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:
– Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
– Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
– Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
– Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
– Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.
31. Развитие – это (выберите правильный ответ)
– Накопление количественных изменений в организме человека.
– Уничтожение старого и возникновение нового.
– Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.
– Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.
– Процесс активной деятельности личности.
– Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.
– Ускорение индивидуального развития человека.
– Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.
33. В чем заключается целостность педагогического процесса?
– В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели – формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
– В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.
– В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.
– В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.
34. Что такое педагогические инновации?
– Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.
– Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.
– Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.
– Все ответы правильные.
35. Гуманистическая педагогика…
– Стремится изменить воспитанника.
– Исходит из приоритетности знаний педагога.
– Принимает воспитанника таким, каким он есть.
– Не требует от учителя переориентации внутренних установок.
36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:
– Значительные инвестиции.
– Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.
– Согласие учителей и родителей.
– Административный нажим.
37. Какая функция педагога является главной?
– Оценочная.
– Организаторская.
– Планирование
– Управления.
38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.
– Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности.
– Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.
– Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
– Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
39. Что такое соревнование?
– Соревнование – это игра, в которой определяется победитель.
– Соревнование – это путь, к закреплению достигнутых результатов.
– Соревнование – метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.
– Соревнование – это стремление к приоритету любыми путями.
40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.
– Наказание – метод воспитания, проявляющийся в форме требования.
– Наказание – это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.
– Наказание – способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.
41. Общественное воспитание – это (выберите ответ)
– Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе “человек – человеку”.
– Государственная система общественного просвещения.
– Семейное воспитание.
– Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.
42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:
– Снижение уровня жизни.
– Упадок морали.
– Обострение конфликта поколений.
– Все ответы правильные.
43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?
– Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.
– Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.
– Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.
– Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.
44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.
– Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.
– Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.
– Учебный процесс – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.
– Сущность учебного процесса состоят в организации учения.
– Главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся.
45. Что представляет собой учебная программа?
– Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.
– В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.
– Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.
1.2. Тест по основам педагогической психологии
1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:
– различные названия одной и той же области знания
– различные области знания
– экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии
– педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики
2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
– наблюдение
– формирующий эксперимент
– лабораторный эксперимент
– метод анализа продуктов деятельности
3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
– физиологии
– социологии
– биологии
– психологии
– педагогике
4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
– функциональной психологии
– бихевиоризме
– гештальтпсихологии
– когнитивной психологии
5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:
– ориентировочными
– исполнительскими
– контрольными
– оценочными
6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
– ее вид
– ее уровень
– этап ее реализации
– форма ее проявления
7. Мотивы самообразования – это:
– форма проявления учебных мотивов
– этап усвоения учебных мотивов
– уровень познавательных мотивов
– качественная характеристика учебных мотивов
8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:
– глубина знаний
– гибкость знаний
– системность знаний
– осознанность
9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
– навык
– умение
– операция
– деятельность
10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:
– осмысление
– осознание
– автоматизация
– высокая автоматизация
11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:
– импринтинге
– условно-рефлекторном научении
– оперантном научении
– вербальном научении
– викарном научении
12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:
– становление
– формирование
– социализация
– воспитание
13. Понятие “задатки” характеризует:
– индивидуальные свойства
– субъектные свойства
– личностные свойства
– свойства индивидуальности
14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:
– единство процессов обучения и воспитания
– воспитание как единство “частных” воспитательных дел
– характер взаимодействия педагогов и учащихся
– деятельность педагога
15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:
– эффекта ореола
– эффекта последовательности
– эффекта инерционности
Источник
1. Из чего состоит учебная деятельность?
а) учебной задачи и учебных действий;
б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов; +
в) работы познавательных процессов;
г) действий внутреннего контроля и оценки.
2. Что не относится к познавательным мотивам?
а) мотивы самообразования;
б) учебно-познавательные;
в) социального сотрудничества+
3. К какой сфере относится развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов ?
а) развитию сенсорной сферы; +
б) моторной сферы;
в) познавательной сферы.
4. Что является целью развивающего обучения?
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности; +
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
5. Внимательно прочитайте и определите этап урока.
«Организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизация нового учебного материала».
а) этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала; +
б) этапу усвоения новых знаний;
в) этапу закрепления новых знаний.
6. Что является обязательным условием развития мышления ребенка?
а) личный опыт ребенка
б) получение знаний+
в) умение читать
г) все ответы неверны
7. Что является недостатком программированного обучения?
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.+
8. Как называется наука, которая изучает психологические закономерности обучения и воспитания?
а) общая психология
б) возрастная психология
в) педагогическая психология +
г) все ответы верны
9. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, на что нужно опираться при организации процесса обучения?
а) материальное действие;
б) создание ориентировочной основы действия; +
в) речевую форму выполнения действия;
г) внутреннюю речь.
10. Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
а) И.П. Подласый;
б) Ю.К. Бабанский;+
в) А.М. Моисеев;
г) М.М. Поташник
11. Какова главная функция учителя?
а) оценочная;
б) целеполагание;
в) планирование;
г) управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности+
12. Автор «Великой дидактики»?
а) Ян Амос Коменский;+
б) Дени Дидро;
в) Сократ;
г) Платон
13. Автор работы «Человек как предмет воспитания»?
а) Н.Г. Чернышевскому;
б) К. Гельвецию;
в) Ж.Ж. Руссо;
г) К.Д. Ушинскому+
14. Что является главной психологической проблемой традиционного подхода к обучению?
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения. +
15. Что является основным показателем готовности ребенка к обучению в школе ?
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция; +
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей
Источник
Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.
Этапы развития мышления у детей
Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:
Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).
Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.
С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.
Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.
Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.
Мыслительная операция | Сущность | Пример |
Сравнение | Умение находить общее в различном и различное в похожем. | Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые. Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером. |
Обобщение | Объединение ряда предметов по общим существенным признакам. | Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда. |
Анализ | Выделение свойств или частей предметов и явления. | Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок. |
Синтез | Объединение частей или свойств предмета в одно целое. | Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка». |
Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.
Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
- «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
- «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
- «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
- «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
- «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
- «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
- «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
- «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.
Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.
- «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок – «маленький» («веселый» – «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» – «медленный» и так далее).
- «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:
Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.
Выводы
Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.
Заключение
Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Источник