Объем пищи ребенка в 3 года

Объем пищи ребенка в 3 года thumbnail

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1-3 ЛЕТ

Возрастной период от 1 года до 3 лет жизни – ответственный этап перехода к взрослому типу питания, имеющий определенные особенности. В питание ребенка все активнее включаются продукты и блюда домашнего приготовления, но при этом их ассортимент, консистенция, степень измельчения и технология приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых.

При составлении рациона важно придерживаться основных принципов:

• питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и микронутриентах;

• необходимо соблюдать разумное разнообразие рациона;

• необходимо ежедневно включать в рацион ребенка все группы продуктов – овощи и фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительные масла;

•следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные особенности.

Суточное количество пищи для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет должно составлять 1000-1200 г, от 1,5 до 3 лет – 1200-1500 г. Средний объем одного кормления не должен превышать физиологический объем желудка ребенка: в 1 год – 250 мл, в 3 года – 350 мл.

Для детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5-6 приемами пищи, из которых 3 основных и 2-3 дополнительных кормления. Дополнительный прием пищи – полдник; также возможны молочный напиток перед сном и/или 2-й завтрак перед прогулкой. Соблюдение режима питания для ребенка раннего возраста имеет принципиальное значение. Это способствует выработке условного пищевого рефлекса на определенное время приема пищи, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, своевременную и достаточную секрецию пищеварительных соков, хорошее переваривание и усвоение пищи и в конечном итоге стимулирует аппетит. Предпочтительно, чтобы часы приема пищи оставались постоянными. Отклонения от установленного времени не должны превышать 30 минут. Возможны индивидуальные колебания в объеме потребляемой пищи и в режиме питания. Некоторые дети предпочитают более частые приемы пищи: их следует правильно организовать, избегая стихийных перекусов (нежелательно использование в промежутках между кормлениями соков, булочек, сладостей). Это приводит к снижению аппетита, вытеснению из рациона ребенка важных продуктов питания, способствует развитию кариеса и избыточной массы тела. При построении режима питания ребенка важно следить за правильным распределением продуктов и блюд в течение суток. Оптимальным является, когда завтрак составляет 25% общей энергетической плотности рациона, обед – 30-35%, полдник – 15-20%, ужин – 20%.

Принципы составления индивидуального рациона

При составлении индивидуального рациона питания ребенка необходимо ориентироваться на следующие принципы:

• рекомендуется сохранить 3 основных кормления (завтрак, обед, ужин) и 2 дополнительных (второй завтрак/полдник и кисломолочный продукт или 3-я формула перед сном), объем одного кормления -не более 250-300 мл;

• объем пищи (без учета воды) в сутки – 1000-1200 мл для второго года жизни и 1200-1500 мл – для третьего;

• до 25% суточной калорийности должен составлять завтрак, 30-35% – обед, 20% – ужин; полдник и молочные продукты перед сном – по 10%;

• овощи и/или фрукты должны присутствовать 4 раза в день;

• молочные продукты – 3 раза в день (включая молоко для приготовления каши, йогурты, кисломолочные напитки, творог, детские молочные смеси);

• злаковые продукты – каши, гарниры – 1 раз в день;

• хлеб – 2-3 раза в день;

• мясные блюда и/или птица – 1-2 раза в день;

• рыбные блюда – 2-3 раза в неделю;

• яйцо – 2-3 штуки в неделю;

•целесообразно использовать в питании детей данной возрастной группы специализированные продукты, обогащенные витаминами и минеральными

веществами. Часть молочного рациона рекомендуется заменить на специализированую молочную смесь (3-4-я формулы);

• важно соблюдать питьевой режим и для утоления жажды использовать воду, а не сладкие напитки;

• консистенция блюд должна соответствовать физиологическим особенностям ребенка;

• при приготовлении блюд следует использовать минимальное количество соли и сахара. В продукты промышленного выпуска не добавлять соль и сахар;

• если масса тела ребенка, индекс массы тела к возрасту находятся в диапазоне 25-75-го перцентиля, т. е. соответствуют возрастным параметрам, то рацион малыша должен соответствовать физиологическим потребностям.

В питании детей первых лет жизни не используются:

• грибы;

• закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;

• консервированные продукты домашнего приготовления;

• консервированные продукты в томатном соусе;

• сухие концентраты для приготовления гарниров;

• острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, майонез;

• натуральный кофе;

• соки и напитки в виде сухих концентратов;

• сладкие газированные напитки;

• продукты, содержащие пищевые добавки (аромати-

заторы, красители искусственного происхождения,

в том числе жевательная резинка);

• комбинированные жиры;

• торты и пирожные.

Важно помнить, что детям этого возраста не следует давать слишком острую и пряную пищу.

Источники

www.pediatr-russia.ru

Шейкина Нина

Сотрудник Академии Специалистов Индустрии Здоровья, научный сотрудник НМИЦ СХХ А.Н. Бакулева

Источник

Постепенно, начиная с трех лет, дети все больше потребляют пищи с общего стола, наравне с родителями. Но это не значит, что в их питании должны быть абсолютно те же блюда, что и на взрослом столе. Детское пищеварение отличается от взрослого, и не все продукты, которые едят родители, могут быть полноценно приняты пищеварением ребенка и полноценно усвоены. Для полноценного роста и развития нужен животный белок, который в питании должен быть постоянно, а также все остальные нутриенты, чтобы обеспечить все потребности растущего организма. Что же особенного в питании у малышей после 3 лет?

Ребенок после трех лет

В три года ребенок вполне может сидеть за столом с родителями, и потреблять пищу с общего стола, за некоторыми исключениями. Это позволяет полноценное формирование жевательного аппарата ребенка, позволяющего ему откусывать и жевать пищу, обрабатывая ее слюной и переваривая в желудке и кишечнике. Родители должны уделять большое внимание жеванию плотной жесткой пищи и тем продуктам, которые можно грызть. Подобные пищевые нагрузки приводят к адекватной тренировке челюстей и жевательной мускулатуры, что помогает в развитии правильного прикуса, в том числе и затем, когда зубки начнут меняться на постоянные.

Если ребенок жует плотную пищу, это активизирует рефлекс выделения слюны, которая полноценно смачивает пищевой комок и начинает обработку сложных углеводов, а также активизирует выработку ферментов в пищеварительном тракте. Особенно активно начинают работать поджелудочная железа с печенью, производя соки для двенадцатиперстной кишки. Не менее важно ребенку есть первые блюда и вторые, а также употреблять десерты. Горячее питание в рационе детей должно быть всегда!

Завтрак малыша: советы родителям

Важно, чтобы родители понимали важность завтрака для пищеварения детей, поэтому заменять его перекусами или отказываться от этого приема пищи нельзя. Традиционно для завтрака готовят каши. Хотя вполне можно заменить ее на блюда, содержащие белки – омлет, котлеты с гарниром, а также овощи, блины. Самым неподходящим вариантом завтрака станут в этом возрасте бутерброды, хотя если есть выбор между ними и отказом от завтрака совсем, лучше предпочесть такое питание. Но в идеале родители должны заботиться о том, чтобы завтрак у детей всегда был горячим, состоял из плотного блюда и напитка. Причем последний тоже должен быть горячим – это какао, чай или компот, молоко. Подойдут для завтраков детей такие блюда как запеканки, молочные супы, рагу из овощей с рыбой или курицей, творожные блюда. Готовить их родителям стоит прямо перед употреблением, но если это невозможно, то с вечера, чтобы пища длительно не стояла.

Перекусы для детей

Если промежуток между обедом и завтраком достаточно большой, дети вполне могут проголодаться, и тогда необходимы правильные перекусы. Либо же нужно планировать второй завтрак, который включает в себя углеводы или белки: йогурты или творожок, соки с печеньем, какао или чай. Не стоит в период перекусов предлагать детям сладости, в которых много легких углеводов (сахара), они могут приводить к сильным колебаниям глюкозы крови, что провоцирует затем нарушение аппетита к обеду. Все перекусы или второй завтрак должны приходиться на одно и то же время, не позднее 1,5 часов до обеда.

Читайте также:  Творческие занятия для ребенка в 3 года

Рациона для обеда: полноценные белки

В обеденный прием пищи дети должны получать первые блюда и вторые, в питании обязательно должны быть белки, наряду с животными жирами и сложными углеводами. Всегда на первое должны быть супы или щи, борщи, приготовленные по обычным рецептурам, но без избытка соли и специй. До пяти лет стоит исключить из рациона бульон с пережаркой и грибные супы, сало в борще и фасоль. Необходимо чередование мясных бульонов с овощными и рыбными, за счет экстрактивных веществ, которые попадают в бульон при варке, стимулирует пищеварение и отделение соков, что помогает в усвоении белков. Одного супа для полноценного обеда у детей, даже если употреблять его с хлебом, слишком мало – он низкокалорийный и не насытит полноценно тело ребенка питательными веществами и энергией до вечера.

За счет вторых блюд в организм детей поступают полноценные белки и основной объем энергии. Поэтому вторые блюда в обед обязательны в ежедневном рационе ребенка. Они могут быть овощными и мясными, рыбными или из птицы, доля животных белков должна преобладать над растительными. К мясному или рыбному блюду необходим гарнир в виде крупяного или овощного блюда, смешанного варианта. Нужен и напиток, и десерт, это могут быть компот или сок с булочкой, пастилой, зефиром, пирожным. Не стоит давать на обед фрукты, они нарушат пищеварение, стоит выделить для них отдельное время на полдник или в перекус.

Ужин ребенка также должен быть плотным не менее, чем за два часа до сна, и стоит в его составе отдавать предпочтение жирам с углеводами. Белки длительно перевариваются, и могут полноценно не усвоиться до сна.

Питание как лекарство

Стоит помнить, что для многих детей правильное питание может быть своего рода лекарством при многих проблемах со здоровьем. Так, наиболее активно питание влияет на фекалии и его регулярность и консистенцию, за счет изменений в рационе можно как послабить, так закрепить стул крохи. Многим семьям знакома проблема детских запоров, и основную роль в их устранении играет именно правильное и полноценное питание. Важно, чтобы в рационе ребенка было в сутки не менее 400 граммов овощей в любом виде, как в свежем, так и обработанном. Это позволяет получить необходимый объем клетчатки, чтобы можно было формировать каловые массы мягкой консистенции, что препятствует запорам. Важное замечание, картофель, хотя и относится к овощам, но в объем объеме из 400 г должен не превышать 20-30%, все остальное – это другие овощи.

Помимо овощей для регуляции стула необходимо потребление достаточного объема воды, в дополнение ко всем тем напиткам, что пьет ребенок. Не стоит заменять детям воду для питья на иные напитки, они не так полезны для моторики кишки, а некоторые из них (в частности соки и газировки), даже вредят пищеварению.

На стул также влияют кисломолочные напитки, но кефир, если он более одних суток с момента изготовления, не слабит, а крепит стул из-за высокой кислотности. Поэтому при запорах его давать не рекомендовано, стоит отдать предпочтение йогуртам без добавок.

Источник

Питание детей от 1 года до 3 лет

Период от 1 года до 3 лет жизни – ответственный этап перехода к взрослому типу питания, имеющий определенные особенности. Для того чтобы обеспечить поступление в организм ребенка всех необходимых нутриентов и одновременно не допустить избытка отдельных пищевых веществ, питание должно быть сбалансированным и разнообразным.

Суточный объем пищи для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет должен составлять 1000-1200 г., от 1,5 до 3 лет – 1200-1500 г., объем пищи в одно кормление не должен превышать 300-350 мл. Режим питания состоит из трех основных приемов пищи в день и двух перекусов. Оптимальным считается, когда завтрак составляет 25% общей энергетической плотности рациона, обед – 30-35%, ужин – 20%, дополнительные приемы пищи около 10%. В целом ребенок может есть ту же пищу, что и остальные члены семьи.

В питании ребенка 1-3 лет жизни ежедневно должны присутствовать: мясо животных или птицы, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты, хлеб, крупы, растительное и сливочное масла; рыбу и яйца включают в рацион 2-3 раза в неделю.

· Злаковые продукты: хлеб – 2-3 порции в день, каши и гарниры -1 раз в день

· Фрукты и/или овощи: не менее 5 раз в день

· Молочные продукты: не менее 3 порций в день (включая те, что используются для приготовления каши, йогурты, кисломолочные напитки, творог, детские молочные смеси или грудное молоко).

Отечественные педиатры рекомендуют при составлении рациона питания для детей в возрасте 1-3 лет предпочтение отдавать специализированным детским молочным продуктам промышленного производства, отвечающим высоким требованиям качества и показателям безопасности для данного возраста. Большинство детских молочных продуктов дополнительно обогащены витаминами и/или минеральными веществами и другими биологически активными компонентами с учетом физиологических потребностей детей данного возраста. В тоже время в иностранных рекомендациях детям старше 1 года предлагается постепенное введение цельного коровьего молока, которое богато жирами, необходимыми для правильного роста и развития, усвояемости витаминов А и D, развития мозга и нервной системы ребенка.

· Мясные блюда: 2-3 раза в день

· Рыбные блюда: 2-3 порции в неделю

· Яйца: 2-3 штуки в неделю

· Пищевые жиры: 3-4 ч. ложки сливочного масла и/или растительного масла в день

При приготовлении блюд следует использовать минимальное количество соли и сахара, а в продукты промышленного производства не добавлять их.

Предлагайте своему ребенку разнообразные продукты питания и предоставляйте возможность самому выбирать их. Дети любят есть самостоятельно, поэтому, по возможности, предлагайте еду, которую ребенок сможет кушать руками.

Важно помнить, что малыш может подавиться кусочками еды, поэтому всё, что вы даете ребенку, должно быть измельчено или нарезано на маленькие кусочки, которые можно легко прожевать.

Не давайте маленькому ребенку: орехи, цельный виноград, помидоры черри (если они не порезаны на четверти), целую морковь, семена (например, тыквы или подсолнечника), круглые конфеты, бобовые, изюм, по причине того, что ребенок может ими подавиться.

Также в рационе детей первых 3-х лет жизни не должны присутствовать:

· Грибы; закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты

· Консервированные продукты домашнего приготовления

· Сухие концентраты для приготовления гарниров

· Острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, майонез

· Натуральный кофе

· Соки и напитки в виде сухих концентратов; сладкие газированные напитки

· Продукты, содержащие пищевые добавки (ароматизаторы, красители искусственного происхождения, в том числе жевательная резинка), попкорн

· Комбинированные жиры; торты и пирожные

Важно помнить, что детям этого возраста не следует давать слишком острую и пряную пищу.

Источник

Питание детей в возрасте 1-3 лет

Возрастной период от 1 года до 3 лет жизни – ответственный этап перехода к взрослому типу питания, имеющий определенные особенности. В питание ребенка все активнее включаются продукты и блюда домашнего приготовления, но при этом их ассортимент, консистенция, степень измельчения и технология приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых.

Читайте также:  Куда можно отдать ребенка в 3 года воронеже

При составлении рациона важно придерживаться следующих основных принципов:*

  • питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и микронутриентах;
  • необходимо соблюдать разумное разнообразие рациона;
  • важно ежедневно включать в рацион ребенка основные группы продуктов: овощи и фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительные масла;
  • следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные особенности, не отступая тем не менее от принципов рационального питания.

Суточное количество пищи для детей в возрасте от 1 до 1,5 года должно составлять 1000-1200 гг., от 1,5 года до 3 лет – 1200-1500 гг. Средний объем желудка определить сложно, поскольку он может значительно варьировать в зависимости от тонуса и количества поступающей пищи и жидкости. Однако объем пищи в одно кормление не должен превышать 300-350 мл.

Режим питания

Для детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5 приемами пищи, из которых 3 основных и 2 дополнительных кормления. Дополнительный прием пищи – полдник; также возможны молочный напиток перед сном и/или 2-й завтрак перед прогулкой. При желании мать может прикладывать ребенка к груди 1-2 раза в сутки до 2-летнего возраста.

Соблюдение режима питания для ребенка раннего возраста имеет принципиальное значение. Это способствует выработке условного пищевого рефлекса на определенное время приема пищи, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, своевременную и достаточную секрецию пищеварительных соков, хорошее переваривание и усвоение пищи и в конечном итоге стимулирует аппетит. Предпочтительно, чтобы часы приема пищи оставались постоянными. Отклонения от установленного времени не должны превышать 30 минут.

Возможны индивидуальные колебания в объеме потребляемой пищи и в режиме питания. Некоторые дети предпочитают более частые приемы пищи: их следует правильно организовать, избегая стихийных перекусов (нежелательно использование в промежутках между кормлениями соков, булочек, сладостей). Это приводит к снижению аппетита, вытеснению из рациона ребенка важных продуктов питания, способствует развитию кариеса и избыточной массы тела.

При построении режима питания ребенка важно следить за правильным распределением продуктов и блюд в течение суток. Оптимальным является, когда завтрак составляет 25% общей энергетической плотности рациона, обед – 30-35%, ужин – 20%, дополнительные приемы пищи около 10%.

Консистенция пищи и виды кулинарной обработки

С развитием у ребенка навыка жевания консистенция блюд должна постепенно меняться – от жидкой и пюреобразной к более плотной. Если ребенка в этом возрасте не приучить есть плотную пищу, требующую пережевывания, не укреплять жевательную мускулатуру, не совершенствовать умение произвольно управлять движениями органов артикуляции (языком, челюстью, губами), то в дальнейшем сформировать эти навыки будет очень сложно. Также будет проблематично устранить привычку малыша принимать только жидкую и хорошо знакомую пищу, что, в свою очередь, станет препятствием для расширения пищевого рациона.

Для детей раннего возраста важно соблюдать правила кулинарной обработки при приготовлении пищи. Технология приготовления пищи предусматривает использование наиболее щадящих методов. Для детей до 1,5 года сохраняется еще относительно высокая степень механической обработки продуктов, блюда (супы, каши, салаты, пюре) протираются или измельчаются, овощи хорошо развариваются. Сырые овощи и фрукты натирают на мелкой терке. Мясо и рыбу готовят в виде суфле, тефтелей, паровых котлет. Рекомендуется отваривание, запекание, тушение, приготовление на пару.

Для детей старше 1,5 года постепенно уменьшают степень механической кулинарной обработки пищи. Пюрированные блюда вытесняют более плотными, которые требует активного жевания. Каши хорошо разваривают, но не протирают. В питании детей можно использовать различные крупяные и овощные запеканки, а вареные и тушеные овощи нарезать мелкими кусочками. Салаты готовят из нашинкованных и мелко нарезанных сырых и вареных овощей, заправляют растительным маслом.

В рацион вводят мелко нарезанные кусочки рагу из мяса или птицы (курица, индейка). Рыбу, предварительно освобожденную от костей, дают в отварном виде или в виде котлет. Свежие фрукты следует очищать от косточек и нарезать кусочками.

Целью приготовления пищи наряду с достижением высоких вкусовых качеств должно стать сохранение максимального количества полезных веществ. Потери витаминов происходят в процессе переработки продовольственного сырья и на этапе приготовления пищевых продуктов. Так, значительная часть витаминов разрушается при нагревании (за несколько минут кипения овощей теряется до 50-80% витамина С), а также вследствие воздействия влаги и воздуха. Именно поэтому для обеспечения сохранности витаминов в процессе кулинарной обработки овощи, подлежащие отвариванию в очищенном виде, чистят непосредственно перед варкой. Овощи закладывают в кипящую воду, поддерживая равномерное кипение до полной готовности пищи, варят пищу в посуде, заполненной доверху, с закрытой крышкой. Для сохранения минеральных веществ овощи (кроме свеклы) необходимо варить в подсоленной воде. Сырые капусту и картофель закладывают в первые блюда не ранее чем за 10-15 минут до конца варки.

Мясо опускают в холодную воду и варят до готовности. Рыбу же, напротив, заливают горячей водой. Солить пищу целесообразно в несколько этапов, маленькими порциями до нужного вкуса. При этом на вкус взрослого человека блюда для маленьких детей должны казаться недосоленными.

Формирование правильного пищевого поведения.

Как свидетельствует педиатрический опыт, в конце 1-го и на 2-м году жизни у ребенка нередко возникают проблемы с питанием. В это время несколько уменьшается скорость роста и сокращается потребность в энергии в пересчете на 1 кг массы тела. В то же время ребенок становится более активным и временами настолько устает, что может отказываться от еды. Следует отметить, что попытки родителей заставить детей доесть до конца порцию пищи могут негативно сказаться на способности детей к регуляции процесса насыщения, а также привести в дальнейшем к отказу от употребления тех или иных продуктов.

Распространенная проблема, с которой встречаются родители, – это негативное отношение ребенка к новым продуктам – неофобия. Известно, что чаще отказ от новой пищи отмечается в раннем возрасте, особенно в период введения прикорма, когда ребенок знакомится с продуктами, существенно отличающимися по составу от грудного молока. В дальнейшем неофобия становится значимой проблемой как для родителей, так и для педиатров, поскольку часто приводит к невозможности введения в рацион питания необходимых продуктов.

Исследования, проведенные с участием пар близнецов, убедительно показали, что в отношении вкусовых предпочтений у детей важную роль играет генетическая предрасположенность. Помимо этого, на формирование вкусовых привычек определенное влияние оказывает питание беременной и кормящей женщины. Чем более разнообразным является ее рацион, тем проще в дальнейшем ввести ребенку те или иные продукты. Именно поэтому питание беременной и кормящей женщины должно включать все группы продуктов, а ограничения рациона с целью профилактики возможных аллергических реакций у ребенка не всегда являются обоснованными.

Говоря о факторах, влияющих на формирование вкусовых предпочтений у ребенка, которые подчас трудно изменить, следует все же заметить, что основы пищевого поведения закладываются в семье под влиянием родителей и близких родственников, которые при правильном подходе могут приучить питаться рационально даже самого привередливого в еде малыша.

Важно учитывать и национальные традиции в питании, поэтому рацион ребенка раннего возраста должен формироваться из тех продуктов, которые являются характерными для его среды обитания.

Для ребенка старше 1 года большое значение приобретает внешний вид пищи – красиво оформленные блюда, которые должны обладать приятным ароматом. Суточный рацион питания должен быть максимально разнообразным и обязательно включать любимые блюда. Новые продукты могут быть предложены ребенку в начале приема пищи, когда он еще голоден: при отказе от нового продукта не стоит на нем настаивать. Продукт, приготовленный в другом виде или добавленный в любимые блюда, можно предложить в следующий раз.

Начиная с одного года, дети должны постепенно приучаться принимать пищу за обеденным столом совместно со взрослыми, что способствует обретению определенных навыков питания, улучшению аппетита и стимулирует ребенка пробовать новые продукты, когда он видит, что остальные члены семьи едят их с удовольствием.

Читайте также:  Ребенку 3 года 3 месяца все понимает но не говорит

Формирование пищевого поведения начинается с первых дней жизни ребенка, однако на втором и третьем году жизни оно становится все более социально обусловленным. Именно поэтому ранее детство считается платформой общего развития ребенка, идеальным периодом для начала формирования многих социальных действий, навыков и привычек. При формировании у ребенка культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение взрослого как примера для подражания.

На протяжении второго – третьего годов жизни у детей расширяется рацион питания, за счет накопления разнообразного чувственного опыта появляется эстетическое восприятие пищи. Поэтому необходимо красиво сервировать стол, использовать удобную и яркую посуду.

Ухаживающий взрослый определяет пищевой рацион ребенка, режим кормления, внешние условия и ритуалы приема пищи, правила поведения за столом. Ребенок постепенно усваивает и соблюдает такие нормы поведения, связанные с приемом пищи, как мытье рук, спокойное поведение, слова благодарности, использование столовых приборов и салфеток, полоскание рта после еды.

Для успешного формирования навыков и привычек у ребенка со стороны взрослого требуются обучающие действия, многократное повторение которых приводит к постепенному самостоятельному освоению их ребенком, формированию у него нового умения, перерастающего в привычку.

Материнские установки к кормлению ребенка определяются знаниями мамы в области детского рационального питания, состоянием здоровья ребенка, культурными и национальными традициями приема пищи в семье, социальной и семейной ситуацией, а также личностными особенностями женщины. Большое значение имеет выбор источника информации об организации питания ребенка. Безусловно, наибольшую пользу приносят объективные сведения, получаемые из медицинских источников. Рекомендации врача по питанию малыша помогают матери подобрать для него оптимальный пищевой рацион и режим питания, лучше сориентироваться в широком ассортименте продуктов, в том числе промышленного производства, представленных на рынке. В этом смысле доктор опосредованно через мать прививает ребенку основы здорового питания.

Низкая компетентность родителей в вопросах формирования здорового пищевого поведения у детей требует массовой пропаганды и профессионального их обучения навыкам рационального кормления ребенка, популяризации знаний о психических и физических нормативах развития ребенка, о роли социального фактора (образцов поведения, эмоционального общения, воспитания и обучения) в формировании детской психики.

Принципы составления индивидуального рациона

При составлении индивидуального рациона питания ребенка необходимо ориентироваться на следующие принципы:

  • рекомендуется сохранить 3 основных кормления (завтрак, обед, ужин) и 2 дополнительных (второй завтрак / полдник и кисломолочный продукт или 3-я формула перед сном), объем одного кормления – не более 300-350 мл;
  • объем пищи (без учета воды) в сутки – 1000-1200 мл для второго года жизни и 1200-1500 мл – для третьего;
  • до 25% суточной калорийности должен составлять завтрак, 30-35% – обед, 20% – ужин; полдник / второй завтрак и молочные продукты перед сном – по 10%;
  • овощи и/или фрукты должны присутствовать 4 раза в день;
  • молочные продукты – 3 раза в день (включая молоко для приготовления каши, йогурты, кисломолочные напитки, творог, детские молочные смеси или грудное молоко);
  • злаковые продукты – каши и гарниры – по 1 разу в день;
  • хлеб – 2-3 раза в день;
  • мясные блюда и/или птица – 2 раза в день;
  • рыбные блюда – 2-3 раза в неделю;
  • яйцо – 2-3 штуки в неделю;
  • целесообразно использовать в питании детей данной возрастной группы специализированные продукты, обогащенные витаминами и минеральными веществами. В состав молочного рациона рекомендуется включать специализированную молочную смесь (3-4-я формулы);
  • важно соблюдать питьевой режим и для утоления жажды использовать воду, а не сладкие напитки;
  • консистенция блюд должна соответствовать физиологическим особенностям ребенка;
  • при приготовлении блюд следует использовать минимальное количество соли и сахара. В продукты промышленного выпуска не добавлять соль и сахар;
  • если масса тела ребенка и индекс массы тела к возрасту находятся в пределах возрастных параметров, то рацион малыша должен соответствовать физиологическим потребностям. Детям с отставанием в физическом развитии рацион составляется индивидуально с учетом состояния здоровья.

Примеры рационов питания

Примерное трехдневное меню для здоровых детей

Прием пищиМенюОбъем
Для детей 12-18 месяцев жизни
1-й день
ЗавтракКаша молочная Фрукты Фруктовый чай180 мл 30 г 100 мл
ОбедСуп-пюре овощной Мясное суфле Детская вермишель Компот120 мл 50 г

80 г 100 мл

ПолдникКисломолочный напиток Творог Фруктовое пюре120 мл 50 г 100 г
УжинОвощное рагу Куриная котлета паровая Травяной чай150 г 70 г 100 мл
Перед сномДетская молочная смесь или грудное молоко200 мл
2-й день
ЗавтракКаша молочная Фрукты Сок180 мл 30 мл 100 мл
ОбедСуп картофельный с цветной капустой Мясные тефтели Рис отварной Морс ягодный120 мл 50 г

80 г 100 мл

ПолдникКисломолочный напиток Крекеры Фрукты180 мл 20 г 100 г
УжинКартофельное пюре Котлета из индейки паровая Травяной чай150 г 70 г 100 мл
Перед сномДетская молочная смесь или грудное молоко200 мл
3-й день
ЗавтракОмлет Хлеб пшеничный / масло сливочное Какао на молоке80 г 30/5 г 120 мл
ОбедСуп рисовый с морковью Рыбное суфле Овощное рагу Кисель120 мл 50 г

80 г 100 мл

ПолдникКисломолочный напиток Печенье детское Фруктовое пюре120 мл 15 г 100 г
УжинГречка-продел отварная с маслом Мясная котлета паровая Огурец свежий с растительным маслом Компот120 г 70 г 30 г 100 мл
Перед сномДетская молочная смесь или грудное молоко200 мл
Для детей 18-36 месяцев жизни
1-й день
ЗавтракКаша молочная Фрукты Фруктовый чай200 мл 40 г 100 мл
ОбедСалат овощной с зеленью и растительным маслом Суп овощной Мясное суфле Картофель отварной со сливочным маслом Компот50 г 120 мл 60 г

80 г 80 мл

ПолдникКисломолочный напиток Крекеры Фрукты200 мл 20 г 100 г
УжинОвощное рагу с рисом Куриная котлета Травяной чай150 г 70 г 100 мл
Перед сномДетская молочная смесь200 мл
2-й день
ЗавтракЗапеканка творожная Фрукты Кисель100 г 70 г 120 мл
ОбедМорковь тертая со сметаной Борщ вегетарианский Мясные тефтели Рис отварной со сливочным маслом Сок40 г 120 мл 60 г

80 г 80 мл

ПолдникКисломолочный напиток Печенье Фрукты200 мл 20 г 100 г
УжинВермишель Куриная котлета Салат с помидором и растительным маслом Травяной чай150 г 70 г

30 г 100 мл

Перед сномДетская молочная смесь200 мл
3-й день
ЗавтракОмлет с сыром Хлеб пшеничный/масло сливочное Фрукты Какао на молоке100 г 30/5 г

100 г 100 мл

ОбедПомидоры с растительным маслом Суп рисовый с морковью Отварная рыба Овощное рагу Морс40 г 120 мл 60 г

80 г 80 мл

ПолдникКисломолочный напиток Пирог с яблоком Фрукты200 мл 50 г 100 г
УжинГречка отварная с маслом Мясная котлета Огурец свежий с растительным маслом Фруктовый чай120 г 70 г

30 г 100 мл

Перед сномДетская молочная смесь200 мл

* Материал подготовлен на основании Национальной программы оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в РФ / Союз педиатров России [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ПедиатрЪ, 2016. – 36 с.

Источник