Объективный осмотр ребенка 2 года

Объективный осмотр ребенка 2 года thumbnail

Схема общего осмотра ребенка. Внешний осмотр больного ребенка

Схема проведения общего осмотра представлена ниже в виде традиционного ппана клинического обследования ребенка.

Кожа и слизистые оболочки. Окраска кожных покровов может быть описана как бледно-розовая, красная, бледная, цианотичная (указать места наиболее выраженного цианоза), желтушная – степень выраженности жептухи и ее оттенок (зеленоватый, красноватый, истинно желтый, отметить прокрашивание кожи ладоней и стол).

Патологическая пигментация – общая или местная с указанием места ненормальной пигментации. Депигментация с указанием локализации

Наличие сыпи, кровоизлияний, расчесов, рубцов, ксантоппазм, шелушений, сосудистых звездочек, ангиом с указанием места и подробным описанием пос~ педних.

Влажность кожных покровов – нормальная, сухая, выраженная потливость (гипергидроз): локальная или общая

Сальность кожных покровов. Наличие угревой сыпи, ее выраженность.

Дермографизм – белый, красный, смешанный, разлитой

Эластичность кожи – хорошая (нормальная), повышенная, пониженная.

осмотр ребенка

Ногти – без изменений, ломкие, в форме “часовых стекол”, наличие исчер-ченности, пятен и других патологических образований.

Окраска видимых слизистых оболочек – нормальная, бледная, желтушная, цианотичная, красная (гиперемия слизистых оболочек) Наличие патологических образований на поверхности слизистых оболочек.

Подкожно-жировая клетчатка. Степень развития – умеренная, слабая, чрезмерная Толщина кожной складки. Равномерность развития подкожно-жирового слоя. Жировики и другие подкожные образования (размер» форма, локализация)

Отеки – общие, местные Локализация отеков. Степень выраженности отеков (пастозность, анасарка и др.).

Лимфатическая система. Исследование лимфатических узлов производят сверху вниз околоушные, затылочные, подчелюстные, над и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые, подколенные. При положительном результате ощупывания определяется их величина (размер в мм), консистенция, болезненность, подвижность, спаянность с другими тканями и (или) между собой, а также с кожей

Мышечная система. Общее развитие мышечной системы – хорошее, умеренное, слабое. Тонус мышц – нормальный, пониженный, повышенный Сила мышц оценивается в баллах Местная гипертрофия, атрофии, указать локализацию выявленных изменений.

Костно-суставная система. Исследование костей черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей: искривления, утолщения, периоститы, узуры, болезненность при пальпации и перкуссии Изменение конфигурации суставов припухлость, утолщения, состояние кожных покровов над суставами. Объем активных и пассивных движений Как показывает опыт, в большинстве случаев у больных с заболеваниями пищеварительного тракта удается выявить следующие клинические проявления синдрома хронической интоксикации и синдрома полигиповитаминоза, обложенное языка, заеды трещины каймы губ, гингивит и кровоточивость десен, сухость слизистых оболочек, фолликулярный гилеркератоз, сухость кожи, ломкость и исчерченность ногтей» шелушение кожи, экхимозы, общую слабость, раздражительность, боли в икроножных мышцах, утомляемость.

– Также рекомендуем “Обследование органов пищеварения для ребенка. Оценка губ, полости рта у детей”

Оглавление темы “Объективное обследование ребенка”:

1. Схема общего осмотра ребенка. Внешний осмотр больного ребенка

2. Обследование органов пищеварения для ребенка. Оценка губ, полости рта у детей

3. Оценка зубов, глотки ребенка. Оценка живота у детей

4. Пальпация живота ребенка. Глубокая пальпация живота детей

5. Болевые синдромы живота у ребенка. Симптомы болезни желчного пузыря

6. Перкуссия селезенки у детей. Обследование анальной области у ребенка

7. Кислотно-перфузионный тест – тест Бернштейна. Ниточковая проба

8. Соскоб с языка для анализа на желчные кислоты. Эзофагоскопия у детей

9. Подготовка к зондированию желудка у ребенка. Фракционное зондирование желудка у детей

10. Оценка ферментообразующей функции желудка. Методы определения ферментообразуюшей функции

Источник

1. Анамнез болезни После общего расспроса о ребенке переходят к собиранию анамнеза заболевания. При этом нужно иметь в виду, что признаки заболевания не всегда выявляются сразу, чаще они устанавливаются постепенно, в течение нескольких часов, дней. Надо уметь установить ранние признаки заболевания и выделить из них главные, ведущие. Нужно выяснить, когда и как началось заболевание, что предшествовало ему, какая была температура тела и как она изменялась в дальнейшем, не было ли сыпи, какие домашние, медикаментозные и немедикаментозные средства применялись для лечения. Необходимо обратить внимание на жалобы родителей, уточнить каждую жалобу путем дополнительных вопросов. Уточняют время, когда появились жалобы, обстоятельства, при которых они возникли, как протекало заболевание с момента его начала. Дополнительно расспрашивают о возможной патологии со стороны всех органов и систем. Интересуются, какие именно общие проявления заболевания отмечались (температура, озноб, нарушение сна, аппетита, изменения настроения). При проведении обследования ребенка необходимо соблюдать определенные условия, способствующие более полному получению информации и одновременно наименее травмирующие ребенка. Помещение, где проводится исследование, должно быть теплым, без сквозняков, с естественным освещением. Важным является отсутствие шумов. Осмотр проводится в присутствии родителей. Врачу-педиатру необходимо найти контакт с родителями и ребенком. Руки врача должны быть теплыми. Недопустимо надевать яркие украшения и использовать косметику со стойкими запахами.
2. Объективный осмотр ребенка. Общее состояние Объективный осмотр ребенка начинается с определения его общего состояния, которое может быть легким, среднетяжелым, тяжелым, крайне тяжелым. Об удовлетворительном состоянии говорится тогда, когда признаков интоксикации нет или они незначительны, отсутствуют функциональные нарушения организма. При этом у ребенка ясное сознание и активное поведение. Состояние средней тяжести характеризуется отчетливыми признаками интоксикации, наличием функциональных нарушений систем организма. При тяжелом состоянии выявляются различные стадии нарушения сознания, синдром интоксикации, декомпенсация физиологических систем организма. Крайне тяжелое состояние характеризуется появлением признаков, угрожающих жизни ребенка. Кроме этого, отмечается самочувствие ребенка, которое является его субъективным ощущением, настроение (ровное, спокойное, возбужденное, неустойчивое), реакция на осмотр – адекватная, неадекватная. Первое, о чем не должен забывать врач, приступая к объективному обследованию, – это правильно подойти к ребенку, успокоить его. Крик, беспокойство ребенка затрудняют и могут даже сделать невозможным исследование. Поэтому, если врач застает ребенка спящим, он не должен будить его, а расспросить мать, постараться во время сна получить путем осмотра возможно больше данных.
3. Положение ребенка Прежде всего надо обратить внимание на положение ребенка. Здоровый грудной ребенок во время сна лежит на спине, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, пальцы сжаты в кулачки. Дети, вышедшие из грудного возраста, никакого определенного положения во время сна не принимают. Только при некоторых заболеваниях дети принимают характерное для данной болезни положение. Так, при менингите ребенок обычно лежит на боку, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу, при большом выпоте в полость плевры он лежит на больном боку. Различают активное положение ребенка, при котором он занимает непринужденное положение. При пассивном положении ребенок не может изменить положение без посторонней помощи. Вынужденным положением является положение, которое занимает ребенок для облегчения состояния.
4. Состояние сознания Важно оценить состояние сознания. Оно может быть ясным, сомнолентным, сопорозным.
При ясном сознании ребенок ориентируется во времени и пространстве.
При сомнолентном сознании понижена реакция на окружающее. На сильное раздражение ребенок реагирует плачем, на вопросы отвечает вяло.
При сопорозном состоянии реакции на окружающее нет, но сохранена реакция на болевые раздражения.
При значительной степени угнетения коры головного мозга наступает потеря сознания – кома.
Различают 3 степени комы:
1) I степень – легкая. Отсутствуют сознание и произвольные движения, роговичные и корнеальные рефлексы сохранены;
2) II степень характеризуется отсутствием сознания, арефлексией (сохранены рефлексы зрачков), часто наблюдается расстройство дыхания;
3) при III степени наблюдаются отсутствие всех рефлексов, глубокие расстройства ритма дыхания.
Если сознание утрачено, то необходимо обратить внимание на ширину зрачков и наличие реакции на свет. Широкие зрачки, не реагирующие на свет, – один из симптомов глубокого угнетения центральной нервной системы. У таких больных обязательно надо проверить болевую реакцию и рефлексы с гортани и глотки, которые позволяют определить глубину комы.

Источник

Содержание статьи

  • Каких специалистов нужно пройти в 2 года
  • Анализы при плановом осмотре в 2 года

За здоровьем ребенка важно следить с самого рождения. Это позволит предотвратить множество серьезных проблем со здоровьем и выявить возможные отклонения в развитии на раннем этапе, когда все можно скорректировать. Сегодня нашей стране практикуется система профилактических осмотров детей с первых лет жизни. За здоровьем малыша следит не только педиатр, но и врачи других специальностей, что позволяет разработать для каждого ребенка индивидуальную программу профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Когда малыш достигает двухлетия, ему предстоит плановый осмотр ребенка в 2 года, включающий целый ряд мероприятий.  Источник:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н “О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями)

Каких специалистов нужно пройти в 2 года

В этот период крайне важно следить за здоровьем, укреплять иммунитет, выявлять возможные проблемы в самом начале и лечить их. Профилактический осмотр в два года подразумевает не только ставший привычным визит к педиатру, но и ряд лабораторных исследований (анализов) и осмотры специалистов. Особенно это важно, если родители планируют посещение детского сада.

Педиатр. Это врач, который оценивает физическое развитие ребенка – измеряет рост и вес, прибавки за контрольный период. Он дает направления на анализы, к специалистам, при необходимости назначает дополнительные обследования (ЭКГ, УЗИ, рентген и т. д.). Анализирует после завершения консультаций и получения результатов анализов все данные, дает рекомендации по питанию, уходу за малышом, развитию и профилактике болезней.

Детский невролог. Нервная система малышей еще очень уязвима, серьезные стрессы могут повлиять на нее крайне негативно. Поэтому важно следить за нервно-психическим развитием малыша, тонусом мышц, становлением речи, координацией движений и множеством других неврологических функций. При необходимости врач порекомендует лекарства, массажи или комплексы ЛФК, развивающие игры.

Хирург-ортопед. Скелет ребенка и его мышечная система развивается очень быстро. Важно не припустить какие-либо отклонения – деформации позвоночника, нарушения осанки, следить за правильным формированием свода стопы, оценивать развитие суставов. Важно вовремя исключать развитие аномалий половых органов (особенно у мальчиков), развитие грыжи, проводить профилактику травм. Врач оценит состояние скелета и мягких тканей, развитие органов и даст рекомендации по уровню физической нагрузки, подбору обуви, профилактике сколиоза.

Офтальмолог. Глазной анализатор ребенка активно развивается, нагрузка на зрение высока. Поэтому важно регулярно проверять у офтальмолога не только остроту зрения, но и состояние хрусталика, роговицы, стекловидного тела и глазного дна. Особенно это важно тем детям, чьи родители носят очки или имеют различные заболевания глаз.

Стоматолог. Врач проведет осмотр полости рта и профессиональную гигиену, даст рекомендации по чистке, уходу за молочными зубами. Если есть нарушения сроков прорезывания, кариозные поражения, он назначит курс лечения. Кроме того, при необходимости стоматолог порекомендует курсы укрепления эмали и коррекцию питания для того, чтобы зубки ребенка получали все необходимые минералы.

Анализы при плановом осмотре в 2 года

Если у малыша нет никаких проблем со здоровьем, он полноценно растет и развивается, родители не предъявляют жалоб на самочувствие малыша, педиатр назначает стандартные анализы, которые позволяют оценить метаболизм и работу системы кроветворения, общее состояние организма. К ним относятся:

  • Общий анализ крови. Врач оценивает уровень гемоглобина и количество красных клеток, уровень лейкоцитов и тромбоцитов.
  • Общий анализ мочи. Педиатр оценивает физические показатели (цвет, плотность, рН) и отсутствие осадка солей, лейкоцитов, эпителия.
  • Кал на яйца паразитов и соскоб на энтеробиоз. Помогает исключить наличие паразитарных болезней.

При необходимости могут быть назначены дополнительные анализы и исследования – биохимический анализ, кровь на сахар, УЗИ брюшной полости, ЭКГ.

Источник:

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н “О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних” (с изменениями и дополнениями).

Записаться на прием

Принимаю

Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения работоспособности сервиса, улучшения навигации и повышения удобства работы с сайтом. При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie. Если вы не согласны с этим, то можете поменять соответствующим образом настройки вашего браузера или отказаться от использования данного сайта.

Источник

Пропедевтика детских болезней Содержание
Лекция 1. Методика исследования больного ребенка. Анамнез жизни
1. Особенности методики исследования ребенка
2. Этапы исследования ребенка
3. Анамнез жизни
Лекция 2. Анамнез болезни. Объективный осмотр ребенка
1. Анамнез болезни
2. Объективный осмотр ребенка. Общее состояние
3. Положение ребенка
4. Состояние сознания
Лекция 3. Особенности общего осмотра. Объективные методы исследования
1. Отклонения от нормального анатомического строения
2. Описание стигм
3. Особенности осмотра
4. Объективные методы исследования
Лекция 4. Дополнительные методы обследования. Диагностика
1. Лабораторные и инструментальные методы обследования
2. Постановка диагноза
3. Классификация диагнозов
4. Прогноз
Лекция 5. Основные методы генетического анализа человека
1. Генеалогический метод
2. Популяционно-генетический метод
3. Цитогенетический метод
4. Онтогенетический метод
Лекция 6. Рост детей
1. Рост как биологический процесс
2. Периоды роста
3. Факторы роста
4. Рост в различные периоды детства
Лекция 7. Формирование и развитие плода: 1-10-я неделя
1. 1-4-я неделя
2. 5-10-я неделя
Лекция 8. Формирование и развитие плода: 11-19-я неделя
1. 11-14 неделя развития плода
2. 14-19 неделя развития плода
Лекция 9. Формирование и развитие плода: 20-34-я неделя
1. 20-27-я неделя развития плода
2. 28-34-я неделя развития плода
Лекция 10. Формирование и развитие плода: 35-40-я неделя
1. 35-37-я недели развития плода
2. 38-40-я недели развития плода Лекция 11. Периоды жизни ребенка. Антропометрические исследования
1. Показатели зрелости новорожденного
2. Грудной период роста
3. Ранний детский и дошкольный возраст
4. Пубертатный возраст
5. Антропометрические исследования
Лекция 12. Методы расчета и анализ антропометрических данных
1. Формулы расчета антропологических данных у детей первого года жизни
2. Формулы для расчета антропометрических данных у детей старше 1 года
3. Оценка методом индексов физического развития
4. Оценка параметрическим методом (сигнальный метод)
5. Оценка антропометрических данных центильным методом
Лекция 13. Психика ребенка в различные периоды его жизни
1. Этапы формирования психики ребенка
2. Психика ребенка первого полугодия жизни
Лекция 14. Психика ребенка со второго полугодия жизни до 12 лет
1. Ребенок во 2-м полугодии жизни
2. Ребенок 2-го года жизни
3. Ребенок на 3-6-м году жизни
4. Ребенок в 7-10 лет
5. Ребенок в 11-12 лет
Лекция 15. Пценка психомоторного развития ребенка. Нервно-психическое развитие на 1-м году жизни
1. Уровни и методы оценки психомоторного развития
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни
Лекция 16. Показатели психомоторного развития детей 2-7 года жизни
1. Психомоторное развитие детей в 2 года
2. Психомоторное развитие детей в 3 года
3. Психомоторное развитие детей в 4 года
4. Психомоторное развитие детей в 5 лет
5. Психомоторное развитие детей в 6 лет
6. Психомоторное развитие детей в 7 лет
Лекция 17. Формирование познавательной функции ребенка
1. Данные о формировании познавательной функции ребенка
2. Оценка психомоторного развития по таблицам
3. Оценка психомоторного развития центильным методом
Лекция 18. Режим дня для детей различных возрастов
1. Понятие суточного режима
2. Основные компоненты режима
Лекция 19. Биологический ритм
1. Колебания биологического ритма
2. Создание у детей положительной эмоциональной настроенности
Лекция 20. Исследование сердечно-сосудистой системы: объективное обследование
1. Методы исследования сердечно-сосудистой системы
2. Осмотр
3. Пальпация
4. Перкуссия. Определение границ относительной тупости сердца
Лекция 21. Границы абсолютной тупости сердца. Аускультация сердца
1. Определение границ абсолютной тупости сердца
2. Поперечник сердца
3. Аускультация сердца
Лекция 22. Исследование пульса и артериального давления
1. Методика исследования пульса
2. Свойства пульса
3. Измерение артериального давления
Лекция 23. Клиническое исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей
1. Пробы
2. Необходимые студентам практические навыки и умения
Лекция 24. Строение и функции кожи ребенка
1. Развитие кожи и особенности ее строения у детей
2. Функции кожи
3. Подкожная жировая клетчатка
4. Особенности кожи у детей новорожденных и детей грудного возраста
Лекция 25. Исследования кожи и наиболее важных ее поражений. Цианоз
1. Осмотр
2. Методы оценки состояния кожи
3. Цианоз кожи
Лекция 26. Желтушное окрашивание кожи. Гиперемия кожи. Элементы сыпи
1. Желтушное окрашивание кожи
2. Гиперемия кожи
3. Характер сыпи
4. Первичные элементы сыпи: пятно
Лекция 27. Первичные морфологические элементы: узелок, бугорок, узел, пузырек, пузырь, гнойничок, волдырь. Вторичные морфологические элементы
1. Узелок, бугорок, узел
2. Пузырек, пузырь
3. Гнойничок, волдырь
4. Вторичные морфологические элементы
Лекция 28. Методика исследования кожи
1. Правила при описании элементов кожи
2. Пальпация кожи
3. Методика исследования подкожно-жирового слоя и его особенности у детей
Лекция 29. Особенности ногтей и волос у детей
1. Особенности ногтей, изменения ногтей при различных заболеваниях
2. Возрастные особенности волос у детей различных возрастов
Лекция 30. Основные методы исследования
1. Объективное исследование
2. Основные и дополнительные диагностические методы
3. Основные принципы общего осмотра
4. Сознание больного
Лекция 31. Положение и конституция больного. Осмотр головы
1. Положение больного
2. Конституция больного
3. Осмотр головы
Лекция 32. “Маски” лица. Осмотр полости рта, шеи, грудной клетки
1. “Маски” лица
2. Осмотр полости рта
3. Осмотр шеи
4. Осмотр грудной клетки
5. Нарушения дыхательных движений
Лекция 33. Осмотр грудной клетки и живота. Одышка, видимая пульсация. Исследование кожи и подкожно-жировой клетчатки
1. Одышка
2. Признаки сердцебиения и пульсации периферических сосудов
3. Осмотр живота
4. Исследование кожи и подкожно-жировой клетчатки
Лекция 34. Воспалительное поражение кожи. Патологические процессы в подкожной основе. Отеки. Осмотр лимфоузлов
1. Воспалительное поражение кожи
2. Патологические процессы в подкожной основе
3. Отеки
4. Осмотр лимфатических узлов
Лекция 35. Осмотр костно-мышечной системы
1. Формы спины
2. Сколиоз
3. Патология конечностей
Лекция 36. Антропометрия
1. Понятие антропометрии
2. Методика проведения антропометрических измерений
3. Оценка пропорциональности телосложения
Лекция 37. Термометрия
1. Общие правила измерения температуры тела
2. Нормальная температура тела
3. Понятие о лихорадке
Лекция 38. Виды и типы лихорадок
1. Виды лихорадок
2. Типы лихорадок
Лекция 39. Течение и причины лихорадки. Гипотермия
1. Течение лихорадки
2. Причины лихорадки
3. Гипотермия
Лекция 40. Инструментально-функциональные методы исследования
1. Группы инструментально-функциональных методов исследования
2. Общие принципы электрокардиографии
Лекция 41. Характеристика зубцов и интервалов ЭКГ
1. Зубец Р
2. Интервал PQ
3. Интервал S-T
4. Интервал QRST
5. Зубец U. Электрическая диастола сердца. Продолжительность сердечного цикла
Лекция 42. Анализ ЭКГ
1. Методика проведения анализа ЭКГ
2. Зубец Р
3. Зубцы Q, R, S, T, U
4. Интервалы PQ, ST
Лекция 43. Электрическая ось сердца и диагностическое значение ЭКГ
1. Электрическая ось сердца
2. Диагностическое значение ЭКГ
Лекция 44. Фонокардиография
1. Общие принципы ФКГ, анализ ФКГ
2. Диагностическое значение ФКГ
Лекция 45. Рентгенологическое исследование
1. Бесконтрастное исследование
2. Применение метода контрастирования
Лекция 46. Особенности рентгенологического исследования биллиарной, мочевыделительной и дыхательной систем
1. Рентгенологическое исследование билиарной системы
2. Рентгенологическое исследование мочевыделительной системы
3. Рентгенологическое исследование сердца и магистральных сосудов
4. Бронхография
Лекция 47. Методы контрастирования. Томография. Флюорография
1. Методы контрастирования
2. Томография
3. Флюорография
Лекция 48. Современные рентгенологические методы исследования. Микционная цистоуретрография. Рентгенокимография. Электрокимография. Рентгенокинематография. Рентгенотелевидение
1. Микционная цистоуретрография
2. Рентгенокимография
3. Электрокимография
4. Рентгенокинематография
5. Рентгенотелевидение
Лекция 49. Радиоизотопные методы исследования
1. Сканирование
2. Ультразвуковое исследование (УЗИ)
Лекция 50. Характеристики дыхательной системы детей
1. Центральная регуляция
2. Грудная клетка
3. Нос и носовая полость
4. Носоглотка
5. Гортань
6. Трахея и бронхи
7. Легкие
Лекция 51. Исследование дыхательной системы методом перкуссии
1. Виды перкуссии
2. Определение границ легких
3. Состояние внутригрудных лимфатических узлов
Лекция 52. Аускультация легких. Тяжесть состояния детей при поражении органов дыхания. Семиотика поражения органов дыхания
1. Аускультация легких
2. Тяжесть состояния детей при поражении органов дыхания
3. Семиотика поражения верхних дыхательных путей: синдром ринита, синдром крупа, бронхит
Лекция 53. Семиотика острой очаговой пневмонии и экссудативного плеврита
1. Семиотика острой очаговой пневмонии
2. Семиотика экссудативного плеврита
Лекция 54. Дыхательная недостаточность
1. Причины дыхательной недостаточности
2. Клиническая характеристика дыхательной недостаточности
Лекция 55. Актуальность проблемы ухода за больными с заболеваниями органов дыхания
1. Причины подъема заболеваемости дыхательной системы
2. Наиболее часто встречающиеся заболевания дыхательной системы и методы их диагностики
Лекция 56. Уход за больными с заболеваниями органов дыхания
1. Мероприятия по уходу
2. Уход за больными с кашлем
3. Уход за больными с отделением мокроты
Лекция 57. Кровохарканье и легочное кровотечение. Боли в грудной клетке
1. Этиология и дифференциальная диагностика кровохарканья и легочного кровотечения
2. Уход за больными с кровохарканьем и легочным кровотечением
3. Уход за больными с болями в грудной клетке
4. Уход за больными с лихорадкой
Лекция 58. Специфика работы персонала пульмонологического отделения
1. Профилактики вспышки внутрибольничной инфекции
2. Сбор мокроты
3. Подготовка к бронхоскопии
4. Плевральная пункция
5. Ингаляция лекарственных веществ
Лекция 59. Одышка. Оксигенотерапия
1. Виды одышки
2. Уход за больными с одышкой
3. Оксигенотерапия
Лекция 60. Характеристика пищеварительной системы детей
1. Ротовая полость
2. Пищевод
3. Желудок
4. Поджелудочная железа
5. Печень
6. Желчный пузырь
Лекция 61. Обследование желудочно-кишечного тракта. Сбор анамнеза. Осмотр
1. Методы обследования желудочно-кишечного тракта
2. Сбор анамнеза
3. Осмотр
Лекция 62. Пальпация живота
1. Отделы брюшной полости
2. Методика проведения пальпации. Пальпация желудка и кишечника
Лекция 63. Пальпация поджелудочной железы, печени, желчного пузыря, селезенки
1. Пальпация поджелудочной железы
2. Пальпация печени
3. Болезненные точки и зоны при патологии желчного пузыря
4. Пальпация селезенки
Лекция 64. Перкуссия и аускультация в исследовании органов пищеварения
1. Применение перкуссии
2. Определение свободной жидкости в брюшной полости
3. Определение границ печени
4. Определение границ селезенки
5. Аускультация
Лекция 65. Больные с заболеваниями органов кровообращения. Исследование пульса
1. Распространенность и диагностика заболеваний органов кровообращения
2. Исследование пульса
Лекция 66. Артериальное давление
1. Определение артериального давления
2. Артериальная гипертензия
3. Уход за больным при гипертоническом кризе
Лекция 67. Боли в области сердца
1. Происхождение болей в области сердца
2. Приступы стенокардии
3. Инфаркт миокарда
Лекция 68. Наблюдение и уход за больными с недостаточностью кровообращения
1. Причины и виды недостаточности кровообращения
2. Острая левожелудочковая недостаточность
3. Хроническая сердечная недостаточность
4. Острая сосудистая недостаточность
Лекция 69. Исследование мышечной системы
1. Методы и методика исследования мышечной системы
2. Степень развития мышечной системы
3. Тонус мышц
4. Сила мышц
Лекция 70. Исследование костной системы
1. Методика объективного исследования костной системы. Осмотр головы
2. Осмотр позвоночника
3. Осмотр грудной клетки
4. Осмотр верхних конечностей
5. Осмотр нижних конечностей
Лекция 71. Обследование суставов. Сроки окостенения скелета. Стигмы дисэмбриогенеза костно-мышечной системы
1. Обследование суставов
2. Сроки окостенения скелета
3. Основные стигмы дисэмбриогенеза костно-мышечной системы
Лекция 72. Особенности костно-мышечной системы у детей
1. Основные особенности костно-мышечной системы у детей
2. Время прорезывания молочных зубов
3. Время прорезывания постоянных зубов
Лекция 73. Понятие обмена веществ
1. Виды обмена веществ
2. Процессы обмена веществ в организме
3. Цикл Кребса
Лекция 74. Обмен веществ в организме ребенка. Потребление и расход энергии
1. Обмен веществ в организме ребенка
2. Расчет потребляемой и расходуемой энергии
Лекция 75. Основной обмен у детей
1. Основной обмен у детей разных возрастов
2. Самообновление
3. Суточный основной обмен
4. Расходы и распределение энергии
Лекция 76. Водно-солевой обмен. Вода в организме
1. Регуляция водно-солевого обмена
2. Вода в организме
3. Признаки дегидратации
Лекция 77. Солевой обмен
1. Натрий
2. Калий
3. Кальций
4. Магний
5. Фосфор
6. Хлор
Лекция 78. Иммунология. Особенности иммунной системы
1. Иммунология как наука
2. Особенности иммунной системы
Лекция 79. Единый орган иммунитета. Органы иммунной системы. Вилочковая железа, лимфатические узлы, селезенка, миндалины
1. Понятие единого органа иммунитета
2. Вилочковая железа
3. Лимфатические узлы
4. Селезенка
5. Миндалины
Лекция 80. Костный мозг. Становление иммунитета
1. Костный мозг как орган иммунной системы
2. Становление иммунитета ребенка
Лекция 81. Иммунный ответ
1. Схема иммунного ответа
2. Уровни регуляции иммунной системы
Лекция 82. Заболевания с повреждениями иммунной системы
1. Группы заболеваний с повреждениями иммунной системы
2. Признаки проявления иммунной недостаточности
3. Проявления иммунодефицитов
Лекция 83. Иммунодефицит швейцарского типа. Синдром Вискотта-Олдрича. Методы оценки иммунной системы
1. Иммунодефицит швейцарского типа
2. Синдром Вискотта-Олдрича
3. Методы оценки иммунной системы
Лекция 84. Обеспечение грудного вскармливания
1. Меры по обеспечению грудного вскармливания
2. Регуляция выработки грудного молока
Лекция 85. Особенности строения молочной железы. Техника прикладывания ребенка к груди
1. Особенности строения молочной железы
2. Техника прикладывания ребенка к груди
Лекция 86. Оценка кормления грудью. Положение ребенка у груди
1. Оценка кормления грудью
2. Положение ребенка у груди
Лекция 87. Отказ от груди
1. Проявления отказа ребенка от груди
2. Причины отказа ребенка от груди
3. Алгоритм оказания помощи матери при отказе ребенка от груди
Лекция 88. Сцеживание грудного молока
1. Показания для сцеживания молока
2. Техника сцеживания молока
3. Кормление сцеженным молоком
Лекция 89. Недостаточное получение ребенком материнского молока
1. Признаки неадекватного питания ребенка
2. Причины недостаточного получения ребенком молока
Лекция 90. Способы увеличения количества молока. Кормление низковесных и больных детей
1. Способы увеличения количества молока
2. Кормление низковесных и больных детей
Лекция 91. Противопоказания к кормлению грудью
1. Состояния, не являющиеся противопоказанием к кормлению грудью
2. Противопоказания к грудному кормлению
Лекция 92. Рациональное питание детей. Обмен белков и жиров
1. Принципы рационального питания
2. Обмен белков
3. Обмен жиров
Лекция 93. Обмен углеводов и минеральных веществ
1. Обмен углеводов
2. Обмен минеральных веществ
Лекция 94. Потребность в витаминах. Принцип формирования суточных рационов
1. Потребность в витаминах
2. Принцип формирования суточных рационов
Лекция 95. Недостаточность питания
1. Клинические признаки эйтрофии
2. Клинические признаки недостаточности питания
Лекция 96. Проблема сбалансированного питания
1. Актуальность проблемы сбалансированного питания
2. Пути решения проблемы сбалансированного питания
Лекция 97. Питание больных детей
1. Белковый компонент рациона
2. Жировой компонент рациона
3. Содержание углеводов в рационе больных детей
4. Содержание витаминов в рационе больных детей
5. Минеральный состав рациона больных детей
Лекция 98. Потребности детей в питательных веществах. Принципы физиологического питания детей
1. Потребности детей в питательных веществах
2. Принципы физиологического питания детей
Лекция 99. Формирование пола. Клинические признаки врожденной патологии полового развития
1. Формирование пола
2. Клинические признаки врожденной патологии полового развития
Лекция 100. Методика исследования половой системы
1. Осмотр. Соматическое обследование
2. Генетическое и рентгенологическое обследование
3. Гормональное обследование. Гистологическое исследование гонад
Лекция 101. Преждевременное половое развитие
1. Группы заболеваний, сопровождающихся ППР
2. Клинические проявления ППР
3. Половое развитие в норме
Лекция 102. Развитие органов эндокринной системы. Щитовидные и паращитовидные железы, тимус, поджелудочная железа
1. Развитие органов эндокринной системы
2. Щитовидная железа
3. Паращитовидные железы
4. Вилочковая железа (тимус)
5. Поджелудочная железа
Лекция 103. Гормоны надпочечников, гипофиза, эпифиза
1. Надпочечники
2. Гипофиз
3. Эпифиз (шишковидное тело)
Лекция 104. Гормоны яичек и яичников. Оценка нервно-психического развития. Исследование щитовидной железы и половых желез
1. Яички
2. Яичники
3. Оценка нервно-психического развития и состояния нервной системы
4. Исследование щитовидной железы и половых желез
Лекция 105. Дополнительные методы исследования эндокринных желез
1. Рентгенологические методы исследования
2. Инструментальные методы исследования
3. Радиоизотопные методы исследования
4. Лабораторные методы исследования
Лекция 106. Особенности обследования детей с эндокринной патологией. Сбор анамнеза
1. Выяснение особенностей родословной
2. Данные о развитии ребенка
Лекция 107. Осмотр ребенка
1. Телосложение, волосы, ногти, зубы
2. Осмотр кожных покровов
3. Экзофтальм. Осмотр шеи. Осмотр половых органов
Лекция 108. Сахарный диабет
1. Этиология и патогенез
2. Клиника
Лекция 109. Диффузный токсический зоб: клиническая картина
1. Особенности ДТЗ у детей
2. Клиника ДТЗ
Лекция 110. Диагностика диффузного токсического зоба
1. Значение клинической симптоматики. Определение уровня гормонов щитовидной железы
2. Определение времени ахиллова рефлекса. Кардиоинтервалография. Антитиреоидные антитела. Ультразвуковое исследование
3. Изменения на ЭКГ и ЭЭГ
Лекция 111. Гипотиреоз
1. Актуальность проблемы гипотиреоза
2. Неонатальный скрининг на врожденный гипотиреоз
3. Шкала Апгар при подозрении на врожденный гипотиреоз
Лекция 112. Особенности клиники гипотиреоза
1. Особенности симптомов тиреоидной недостаточности
2. Поздняя форма врожденного гипотиреоза

Источник

Читайте также:  Симптомы ларингита у ребенка 2 года