О чем мечтает ребенок в 4 года

- 8 Сентября, 2018
- Детская психология
- Анна Смирнова
Детские мечты – это то, что заставляет взрослого человека совершать невозможное. Один человек развивается в творческом плане, исполняя личные детские желания. Другой помогает детям, исполняя их мечты. Самые светлые и трогательные воспоминания детства каждого взрослого связаны с ними.
О чем мечтают дети?
У нас мечта одна:
Пусть будет на планете
Мир добрый, как весна!
Это отрывок из песни “О чем мечтают дети на планете”. Дети наивны и чисты, от этого незамысловатые фантазии для взрослого человека кажутся смешными и не серьезными. Родителям и менее близким родственникам не надо забывать, что у мечты глубокая психологическая подоплека. Все дети любят мечтать. По желаниям психологи распознают их внутреннее моральное состояние.
Есть интересная аллегория, что ребенок мечтает стать мобильным телефоном мамы. Чтобы первое, до чего она дотрагивалась с утра – это его теплое тельце у подушки. За завтраком не отводила от него взгляда. В поездках не отрываясь играла с ним.
Куда приводят мечты?
Часто состоявшиеся, обеспеченные люди достигают благополучного положения, исполняя детские мечты. Эти абстрактные желания имеют мотивирующую силу. Чтобы понять внутренний мир малыша, родителям необходимо вспомнить о чем они сами мечтали в детстве. Как взрослые реагировали на фантазии и что в результате случилось с этими желаниями.
Так мама или папа лучше поймут, как относиться к детским мечтам. Основная ошибка родителей в том, что они навязывают взрослые намерения своему ребенку. Не может семилетка грезить о поступлении в институт на экономический факультет и окончить его с красным дипломом. Засыпая, думать как пойдет на «хорошую работу», с 9 до 18 выполнять поручения любимого начальника. Такие фантазии навязаны родителями и не искренни. Не зря есть поговорка: «Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя». Малыши повторяют за взрослыми. Учитесь придумывать будущее и они научатся это делать вместе с вами.
Научить мечтать
Жизнь маленького человека только начинается. И как она продолжится, с каким настроением, что отложится в подсознании, зависит в главной степени от родителей. Дайте ему самостоятельно выбрать себе мечту. Читайте развивающие добрые чувства книги, путешествуйте, вместе изучайте природу и интересные профессии. Грамотно построенная мотивация сформирует высокую личную мечту.
Так, один обеспеченный гражданин решил уехать в путешествие с семьей за границу на полгода. Предварительно с детьми обсудили, в какие страны они поедут, обычаи, образ жизни местных жителей. Дети загорелись этой поездкой. Каждый день перед сном они обсуждали детали путешествия с родителями и готовились к нему. Для этого им надо вовремя сдать экзамены в школе, подучить язык, собрать вещи. Ребятам поставили конкретную цель. Мотивация для них интересна и ведет к долгожданному путешествию.
Результат: уроки выучены, экзамены сдали на положительные оценки, научились разговаривать на английском языке. И все ради конечной интересной правильной цели.
Для чего детям мечты
Желания маленького человека смелые и оригинальные. То, о чем мечтают дети, указывает родителям на их предназначение. От этих фантазий нельзя отмахиваться. Согласно социологическим исследованиям 98% взрослых не помнят детские мечты. Происходит это потому, что большая часть из них обесценивается родителями или бабушками. В результате получаем неудовлетворенного своей жизнью взрослого. Вроде бы все есть, но чего-то не хватает.
Мечта вдохновляет, дает стимул для свершения намеченных целей. Путь к исполнению фантазии наполняет внутренней энергией.
Самый ценный ресурс на планете – это время. Следуя за желаемым, человек не растрачивает отведенное ему время. Формируя конечную цель человек смотрит внутрь себя. Принимает решение и определяет степень его важности. Появляется цель в жизни. Человек преодолевает любые трудности на своем пути, наполняется позитивом и верой в светлое будущее. Поэтому дети должны мечтать.
Какие бывают желания
У детей, как правило, мечты схожи. Их делят на несколько типов. Градация позволяет психологам определить степень зрелости морального состояния ребенка. Существует психологическая игра «Семицветик». На разноцветных лепестках из бумаги, как в советском мультфильме, пишут семь своих самых сокровенных желаний. Изучая их, врач – психолог может понять внутреннюю мотивацию малыша, что движет его поступками и как следует вести себя родителям. Методика дает объяснение почему дети мечтают.
Здоровье, безопасность
Например: чтобы родители не болели, чтоб никто не умирал, чтобы не было войны, чтобы бабушка и дедушка долго жили.
Подобные желания абсолютно нормальны, это то, о чем мечтает каждый ребенок. Они рождаются в связи с естественной внутренней тревогой. Если в лепестках Семицветика такое желание попадается три раза и чаще, значит это не просто тревога, а страх. Малыша нужно ненавязчиво успокоить, объясняя что с родителями все хорошо, они здоровы, сам он в безопасности и его опасения напрасны.
Неограниченная власть
Мечты о том, чтобы стать феей (колдуном), волшебную палочку, чтобы все подчинялись и боялись, стать королем или королевой (уточните зачем). Желание чтоб все слушались.
Подобные стремления, повторяющиеся более трех раз должны насторожить родителей. Обычно властолюбие идет из внутрисемейных отношений. Приглядитесь друг к другу или к своим родственникам. В доме, где живет малыш, есть тиран, привыкший командовать остальными. Особенно плохо, если это бабушка. Необходимо контролировать ее поведение, во избежание потери авторитета родителей.
Если маленькая девочка хочет стать королевой чтобы помогать людям в королевстве – это “правильная” мечта. Она любит людей и открыта миру.
Материальные ценности
К ним относятся, например, IPhone, 3D ручка, самокат за 15000 рублей, чтобы не задавали уроков, дорогую породу собаки (не как друга, а как предмет хвастовства перед одноклассниками).
Для маленького человека желать получить что-то быстро и без усилий – нормально. Взрослым тоже иногда хочется, чтобы на них свалился чемодан с деньгами. С возрастом у маленького человека материальных стремлений становится меньше, он начинает понимать: чтобы что-то получить – надо приложить усилия. В школе устанавливается новая для него система оценок его стараний. Постепенно материальные желания заменяются другими.
Желание достигнуть успеха
К таким желаниям относятся, например, выучить английский или быстро бегать, учиться на пятерки или стать блогером, моделью, артистом, набрать 1000000 подписчиков и т. д.
Научиться свистеть. И свистеть весь день. И даже ночью проснуться и немного посвистеть.
Выясните, зачем малышу хочется стать лидером, что он вкладывает в это понятие. Для чего это ему нужно. С точки зрения детских психологов, “правильные” желания успеха – это осознанные желания. Ребенок предполагает, что достижения приблизят его к конкретной цели, например путешествие или помогать родителям. Подобные желания – ступень роста ребенка. Он понимает, чтобы достичь успеха в жизни приходится трудиться. В негативном ключе подобное желание указывает на дефицит внимания.
Содействуйте стремлению осуществить желание. Помогая ребенку, фантазируя вместе, вы проводите с ним свободное время. Это компенсирует нехватку внимания.
Если желание успеха осознанно – это ключ к выявлению способностей у ребенка. В будущем это сориентирует в выборе профессии. Обратите внимание, что ни в коем случае нельзя смеяться над стремлением получить навыки профессии (стать балериной или боксером, или великим шахматистом).
Часто родители не принимают желаний малыша. Считают глупыми и относятся равнодушно. Помните, это просто желания. Ребенок наверняка перерастет их. Не убивайте его самооценку и доверие к жизни.
Отношения в семье, принятие
К подобным желаниям относятся, например, дружить с N или чтобы родители не ругались. Еще чтобы папа перестал пить, не ругали за двойки и тройки, чтобы папа вернулся, убежать, новая учительница.
Чтобы папа разрешил брать его удочку. Я бы не рыбачил, просто в руках ее держал и улыбался…
Эти желания самые важные. Ребенок прямым текстом просит помощи. В его понимании наступить эти события могут, только если произойдет чудо. Родителям надо помочь малышу преодолеть эти трудности. Стоит быть рядом в трудную минуту, даже если проблема нерешаема. Появление этого желания на лепестке говорит об отчаянии, малыш не верит что справится с ситуацией самостоятельно.
Зацикленность на собственной жизни и переживаниях играет злую шутку с родителями. Помните, что 15 минут качественно проведенные с ребенком заменят часы, которые взрослые сидят повернувшись спиной к нему. При появлении фантазий, относящихся к межличностным отношениям, отбросьте эмоции и присмотритесь что полезного можно сделать для малыша. Не поддельное участие в глазах мамы или папы, время проведенное вместе, интересное занятие или поход куда – либо способны вылечить детскую душу.
В заключение
Детские мечты говорят за ребенка в каждой возрастной категории. До трех лет малыш хочет постоянно видеть маму рядом. В подростковом возрасте лидируют материальные ценности и достижения. В период 8-10 лет ребенок много общается со сверстниками, постигает собственное «Я». На каждом этапе развития ребенку положено мечтать. Мудрый и понимающий взрослый способен помочь сформировать осознанную, глубокую мечту. Задача родителей – замотивировать ребенка на достижения. Не запрещайте детям мечтать. Удачной мотивации способствует конкретная интересная для него цель, не навязанная извне. Не забывайте помогать исполнять мечты. Так у малыша сформируется чувство безопасности и нужности. Это чувство он сохранит и во взрослой жизни.
Источник
Возраст 4 года – самый интересный в дошкольном детстве. Малыш находится на этапе перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. Эти дети активно стремятся к самостоятельности, начинают понимать и принимать этические нормы, проявлять творческие способности и наклонности, любознательность. Возраст от 4 до 5 лет называют «возрастом почемучек».
1. Физическое развитие
У большинства детей прибавка в весе ежегодно составляет около 2 кг, рост увеличивается на 5 – 8 см. При этом у разных детей показатели роста и веса могут значительно отличаться.
Таблица 1. Сравнительная таблица. Рост и вес детей в возрасте 4 года
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
низкий – 94,9 | низкий – 94,1 |
средний – 103,3 | средний – 102,7 |
высокий – 115,9 | высокий – 115,7 |
Вес (кг) | |
низкий – 12,7 | низкий – 12,3 |
средний – 16,3 | средний – 16,1 |
высокий – 24,2 | высокий – 25,2 |
1.1. Моторное развитие
К основным моторным навыкам относятся ходьба, бег, прыжки и другие движения. К 4-м годам малыш осваивает:
- ходьбу на носочках, на пяточках, на внутренней и внешней стороне стопы, приставные и широкие шаги, шаги с высоким подниманием колена; ходьбу по лестнице переменным и приставным шагом; ходьбу задом наперед с поворотом головы;
- уверенное удерживание равновесия тела при ходьбе по наклонной поверхности или бордюру и при выполнении стойки на одной ноге;
- бег с различной скоростью, с изменением направления и темпа движения на ходу;
- прыжки на одной или двух ногах, на месте, вперед, в стороны, перепрыгивание препятствий, спрыгивание с небольшой высоты;
- лазание по вертикальной лестнице, по «лиане», вис на перекладине на высоте чуть большей собственного роста.
1.2. Основные навыки самообслуживания
К 4-м годам ребенок должен уметь:
- умываться и мыть руки;
- чистить зубы;
- принимать гигиенический душ;
- полоскать рот;
- использовать по назначению носовой платок;
- расчесывать волосы;
- во время приема пищи пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой;
- расстегивать пуговицы и застежки;
- одеваться и раздеваться самостоятельно (платье, шорты, колготки);
- обуваться и снимать обувь.
При этом малыш должен выполнять эти навыки по собственной инициативе.
2. Гендерные различия в развитии детей – дошкольников
Различия в развитии мальчиков и девочек к четырем годам становятся наиболее заметными.
В сфере интересов девочек лежит человек, взаимоотношения между людьми, организация быта, красивые предметы обихода. Мальчики же стараются преобразовывать существующий порядок.
В отношении к вещам девочки быстрее начинают понимать их утилитарное значение. Мальчиков интересует устройство каждого предмета, возможность использовать его не по прямому назначению. Как правило, многие мальчики не особенно бережливо относятся к вещам.
При включении в деятельность девочки делают это активно. Мальчики же подготавливаются. Девочки задают вопросы во время игры с желанием пообщаться, а мальчики – чтобы получить необходимую им информацию. Девочки больше любят игры, связанные с опекой, желанием помогать, с обучающей функцией. Любимые игры мальчишек – подвижные, без опоры на правила.
Конструирование. Девочки обычно действуют по образцу в отличие от мальчишек, которые постоянно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.
В речи девочки чаще используют существительные и прилагательные, а мальчики – глаголы и междометия.
Изучая особенности мышления детей, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении головного мозга. У девочек более развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчиков – правое, отвечающее за пространственно-временные представления. Для развития девочек характерно преобладание наглядно – образного мышления, для мальчиков – абстрактного. Память девочек долговременна, тогда как у мальчиков превалирует кратковременная память.
3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.
Что должен знать и уметь четырехлетний малыш и чему его можно обучать в дальнейшем?
3.1. В области ознакомления с окружающим миром
Четырехлетний малыш должен знать и уметь следующее:
- свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, свой город;
- ориентироваться в помещениях своего жилища;
- рассматривать иллюстрированные детские книги;
- определять диких и домашних животных, некоторые деревья, предметы одежды, мебели, посуды.
Занятия по ознакомлению с окружающим помогают малышу развиваться. Это знакомство с изменениями в природе, с работой транспорта, за трудом людей, экскурсии и другое. За всем, что интересует ребенка, можно наблюдать и обсуждать. На сотни «почему» надо найти исчерпывающие ответы.
Интересно проводить простейшие опыты. Например, опыт «Почему вода в ведерке замерзла на морозе».
Начиная с 4-х лет, следует обучать группировать знакомые предметы по назначению (чашка, тарелка, блюдце – это посуда), т. е. делать обобщения.
3.2. В области элементарной математики
Малыш уже умеет:
- сравнивать число предметов в группах в количестве до 3 на основе счёта, приложением, наложением;
- группировать предметы по цвету, размеру и форме;
- отличать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
- понимать выражения: «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на», «над – под»;
- отличать и называть день, ночь, утро и вечер, а также времена года и их признаки.
Поскольку понятия «один» и «много» уже сформированы, следует переходить к новым понятиям «по одному» и «ни одного», а также осваивать счет до 5.
Пора учить малыша понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, используя предложения: «Я на каждый листик положил ягодку. Листиков больше, а ягодок меньше» или «Листиков столько же, сколько ягодок».
Представления о величине не должны сводиться только к понятиям «большой – маленький». Надо знакомить малыша с понятиями «широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий».
Новые геометрические формы, с которыми следует познакомить ребенка – это прямоугольник и треугольник. Надо научить их различать, называть не обязательно.
3.3. В области развития речи
Четырехлетка может:
- использовать в разговоре все части речи, простые предложения из 6 – 8 слов;
- согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- четко произносить все гласные звуки;
- поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;
- кратко рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью вопросов и подсказок взрослого;
- повторять описание знакомой игрушки;
- коротко пересказывать сюжет сказки;
- заучивать короткое стихотворение.
Речь этих малышей удивительна и забавна. Четырехлетки способны без конца выдумывать новые слова.
Занятия по развитию речи многообразны. Это чтение книг с обсуждением содержания, заучивание стихов. Наряду с известными сказками («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробьишко» М. Горького, сказки Г. Х. Андерсена) можно начинать читать отрывки из «толстых» книг («Винни Пух и все-все-все» А. Милна). Не следует ограничиваться только чтением. Надо начинать осваивать пересказ. Сначала по вопросам, а потом и самостоятельно. При этом следует обращать внимание на грамматически правильное построение предложений.
Значительно расширяют кругозор беседы на различные темы, описание доступных пониманию ребенка картин известных художников.
4. Социализация
Постепенно усваивая этические нормы, четырехлетки стараются соблюдать правила поведения в обществе. При этом они должны уметь следующее:
- оценивать поступки сверстников (хорошо – плохо);
- понимать значение слов, обозначающих эмоции (радость, грусть);
- брать на себя какую-либо роль в игре;
- соблюдать правила игры;
- иметь представление о некоторых профессиях, изображая их представителя в сюжетно – ролевой игре.
5. Изобразительная деятельность
К четырем годам дети освоили навык владения карандашом, фломастерами и кистью. Они умеют изображать форму предмета (круглая, квадратная), подбирать цвет. Малыши могут изображать несколько предметов, объединенных единым сюжетом (неваляшки танцуют, заснеженные деревья в лесу). На изображенных предметах появляются детали. При этом формируется и понятие о композиции: что главное и второстепенное в рисунке.
В дальнейшем перед юным художником встанут новые задачи: научиться изображать фигуры в движении (птичка подняла крылья, лиса бежит за зайцем, Снегурочка танцует).
Раскрашивая картинки, ребенок этого возраста должен не заходить за края контура рисунка.
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Замысел рисунка может измениться в ходе творческой деятельности малыша. Подчас фантазия юного живописца заходит так далеко, что лучше своевременно предложить завершить процесс и отправить творение на вернисаж.
Любят дети заниматься аппликацией из готовых форм: «Украсим елочку шарами и флажками», «Засолим в банке огурцы», «Украсим кукле платье».
На занятиях лепкой малыши могут раскатывать шары и колбаски, соединять детали друг с другом, получая целостное изображение (снеговики, морковки). Они способны производить прищипывание и вытягивание деталей (ушки у котенка, клюв у курочки), а также сглаживать вылепленные поверхности. Используется для лепки соленое тесто, глина, пластилин.
6. Конструирование
Четырехлетки способны самостоятельно задумать и осуществить постройку из строительного материала, бумаги, природного материала. Следует начинать проводить занятия с безопасными ножницами по вырезанию фигурок, различных деталей для поделок.
7. Музыкальное творчество
Четырехлетние малыши обычно проявляют интерес к музыке, желание слушать и исполнять. Они узнают знакомые мелодии и называют их. При прослушивании музыки они могут определить, грустная она или веселая, громкая или тихая, быстрая или медленная.
Они с удовольствием поют детские песенки. С большим энтузиазмом танцуют под музыку или пение взрослого, выполняя движения по тексту песни. Очень любят отбивать ритм музыки на шумовых музыкальных инструментах: ксилофоне, барабане, маракасах.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поскольку для дошкольников основной деятельностью является игровая, начиная занятие, нельзя говорить малышу: «Давай позанимаемся»! Надо говорить: «Давай поиграем». Обучение происходит в процессе игры.
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Если вы заметили, что малыш отстает в развитии от других детей – это серьезный повод обратиться к педиатру или детскому неврологу. Тянуть нельзя. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше вероятность, что малыш догонит своих сверстников.
8. Игры
Игры дошколят подразделяются на:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические;
- подвижные;
- театрализации.
В сюжетно-ролевых играх каждый берет на себя определенную социальную роль. Это игры на бытовые темы: «Семья», «День рождения куклы», «Наша любимая сказка» и другие. Подражая взрослым, ребята копируют жизнь общества и обучаются этическим нормам. Дети могут заиграться. Продолжительность игры достигает 40 – 50 минут.
Дидактические игры развивают память, внимание, интеллект, аналитические способности. К дидактическим играм относятся различные сортировщики предметов по цвету, размеру и форме; пазлы, парные картинки, «Танграм», «Узнай, что в мешочке», «Кто что слышит», «Чего не хватает» и множество других. Выбирая дидактическую игру, следует обращать внимание, для какого возраста она рекомендована.
Подвижные игры развивают такие качества, как ловкость, смелость, быстрота реакции, умение следовать правилам. Для четырехлеток это игры «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и лиса», «У медведя во бору», ловишки, прятки и другие.
Театрализация – это обыгрывание сюжетов любимых сказок, мультфильмов. Они развивают творческие способности ребенка.
9. Режим дня
Ребенок, достигший возраста 4 лет, имеет более сбалансированную нервную систему, чем младший дошкольник. Ему достаточно двух часов дневного сна.
Целый час можно посвятить развивающим занятиям в утреннее время (2 занятия по 20 минут с перерывом). Не стоит уделять занятиям длительное время, иначе мозг ребенка может переключиться на режим торможения, и малыш мало что усвоит из такого «урока». В течение дня следует совмещать сложные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и элементарной математике с занятиями творческой деятельностью. Это требование связано с необходимостью не перенапрягать мозг ребенка.
7.30 | пробуждение, гигиенические процедуры |
8.00 | утренняя зарядка |
8.30 | завтрак |
9.00 | развивающие занятия |
10.00 | прогулка |
11.15 | свободные игры, подготовка к обеду |
12.00 | обед |
12.30 | подготовка к дневному сну |
12.45 | сон |
14.45 | просмотр мультфильмов, игры, общение с взрослыми |
15.30 | полдник |
16.00 | прогулка |
18.30 | игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме |
19.00 | ужин |
19.30 | общение с взрослыми, чтение книг, игры |
20.30 | водные процедуры, подготовка ко сну |
21.00 | ночной сон |
10. Питание
Режим питания остается четырехразовым.
I вариант: завтрак, обед, полдник, ужин.
II вариант: завтрак, второй завтрак, обед, ужин.
Первый прием пищи – примерно через час после подъема. Последний – за час до отхода к ночному сну.
По-прежнему в рационе малышей первое место занимает молоко. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные продукты. Мясные бульоны готовятся на второй воде.
Общий объем съедаемой пищи за сутки не должен превышать 1500 – 1800 г.
Таблица 2. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 4 года с указанием массы порции в граммах
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Понедельник | каша пшенная молочная – 200; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. | салат из овощей – 50; суп овощной – 200; рыба отварная- 60; картофельное пюре с зеленым горошком – 60/20; компот – 150; хлеб ржаной – 50. | молоко с кукурузными хлопьями – 150/30. | рагу овощное – 200; кефир -150; хлеб пшеничный с творожком – 30/40; ягоды (фрукты) – 100. |
Вторник | каша геркулесовая молочная – 200; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. | щи мясные – 200; тефтели мясные с подливой – 120/20; салат из свеклы -50; фрукты свежие – 100; хлеб ржаной – 50. | морковь тертая со сметаной – 70/10; кефир – 150; булка с повидлом – 50/20. | голубцы (кабачки фаршированные) – 100; молоко – 150; булка с маслом и медом – 30/5/10. |
Среда | сосиски детские – 50 тушеная капуста – 100; напиток – 200; булка с маслом и джемом – 30/5/10. | салат из свежих огурцов – 50; суп фасолевый (гороховый) на мясном бульоне – 200; курица отварная – 60; каша гречневая – 60; кисель клюквенный – 150; хлеб ржаной – 50. | ватрушка (пирог) – 80; молоко – 150. | запеканка картофельная с яйцом – 120; кефир – 200; хлеб пшеничный с маслом – 30/5; яблоко – 100. |
Четверг | каша «Дружба» молочная – 200; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10. | суп молочный с лапшой – 200; шницель рубленый – 70; овощи тушеные – 80; морс – 150; хлеб ржаной – 50. | молоко – 150; булочка – 50. | запеканка творожно-манная со сладкой подливой – 100/35; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом – 30/5; фрукты – 100. |
Пятница | омлет с зеленым горошком – 12050; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом – 30/5. | салат из свежих овощей – 50; рассольник на мясном бульоне – 200; котлетка рыбная паровая – 70; макароны – 80; сок фруктовый – 100; хлеб ржаной – 50. | молоко – 150; пирожок (булочка) – 50. | вареники ленивые со сметаной – 120/20; чай с молоком – 200; булка с маслом – 30/5; мусс ягодный – 100. |
Суббота | яйцо – 1 шт.; гречневая каша молочная – 150; напиток – 200; хлеб пшеничный с маслом и повидлом – 30/5/10. | салат из моркови и яблок – 50; суп перловый на мясном бульоне – 200; картофель, тушеный с мясом, – 150; компот – 150; хлеб ржаной – 50. | молоко – 150; булочка – 50. | рисовые биточки с повидлом – 15040; чай – 200; хлеб пшеничный – 30; яблоко печеное – 100. |
Воскресенье | каша кукурузная молочная – 200; напиток – 200; булка с маслом и сыром – 30/5/10. | цветная капуста отварная – 50; борщ с мясом – 200; рулет картофельный с мясом – 140; свежие фрукты – 100; хлеб ржаной – 50. | кефир – 200; печенье – 30. | салат овощной – 50; омлет – 120; напиток – 200; булка с маслом – 30/5. |
Загрузка…
Источник