Нужны ли ребенку центры развития
На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года
Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще “ходить” в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?
Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.
Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно “заниматься”. И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.
В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :
6 месяцев ????
Я спросила администратора: “А не рано ли?” Мне ответили: “Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите”.
Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:
3 месяца ????
Вот скриншот:
Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?
Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.
Самый лучший возраст для посещения клуба – после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.
Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: “А вы ходите на развивашки?” И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом “покрасоваться” перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:
- Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
- Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
- Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети “пресытились” знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
- Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
- Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.
Какой вывод я делаю для себя:
До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.
Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.
Источник
Есть история о двух монахах, которые решили вырастить по деревцу. Они посадили семечки, ухаживали, дождались всходов. Один монах продолжал ухаживать за ростком, как обычно, а второй не только ухаживал, но и подтягивал росток руками, чтобы росло быстрее. Думаю, чем закончился эксперимент, все догадались. Нечто подобное сейчас происходит и с желанием родителей заниматься ранним развитием своего ребенка. Для начала определимся, что понимается под этим словосочетанием.
Обычно в это словосочетание вкладывают идею о том, что ребенка нужно развивать, чем раньше, тем лучше. Что мозг ребенка нужно максимально стимулировать, а память максимально «забить» информацией.
Все это надо успеть сделать до школы, а еще лучше до 3 лет, иначе будет поздно, и наверстать что-то будет сложнее или невозможно. Тем более, завораживают обещания различных методик сделать ребенка гением. Но лично у меня от фразы: “Читать раньше, чем ходить” становится не по себе. Я все же за гармоничность и последовательность развития. Если человечество, столько, сколько оно себя помнит, сначала начинало ходить, а уж потом читать, то, видимо, в этом была своя логика. И, в самом деле, все чаще и больше появляется материала о том, как применение несвоевременных занятий может неоднозначно сказаться на развитии ребенка. Все чаще это отрицательные примеры. Примеры самые разнообразные, начиная с того, что ребенок просто перевозбуждается от обилия информации, и, заканчивая тем, что нарушается нормальный ход развития ребенка в целом. Например, ребенок научился “читать” (а я бы сказала, что угадывать и узнавать слова), а развитие речи задерживается. Конечно, не все родители сильны в познаниях анатомии и психофизиологии, чтобы знать, когда и как нужно развивать ребенка, чтобы не навредить ему. Но для этого достаточно сделать шаг “вперед в прошлое”.
Человечество в очередной раз убедилось, что опыт прошлых поколений, не только в уходе, но и в развитии и воспитании, был верным и не имел столько побочных эффектов, как нынешние идеи. Вспомните, в чем заключалось раньше развитие ребенка. Присутствие ребенка во всех делах матери. Не мир вокруг ребенка, а ребенок в мире. Ребенок являлся простым наблюдателем предметов, действий, событий, традиций. Просто нося ребенка с собой, можно уже развивать его. Благодаря этому можно сэкономить на мобиле и развивающем коврике.Они нужны, если ребенок все время в кровати или манеже. Ребенок, находясь на матери, развивается не только интеллектуально, но и физически. У него развивается вестибулярный аппарат, крепнет мускулатура, в позе лягушки идет хорошая растяжка. Прекрасный вариант сэкономить на ходунках, которые, кстати, тоже имеют неоднозначную репутацию. Далее, потешки, пестушки, пальчиковые игры (ладушки), слушание сказок. Тренируется память, внимание, усидчивость. Кстати, раньше сказки воспринимались исключительно на слух, никаких картинок и уж тем более мультиков. Ребенку важно научиться понимать и воспринимать речь на слух, раньше, чем он начнет учить, что звук может иметь символ. Не потому ли у многих детей сейчас проблема просто слушать речь без использования визуальных “костылей” в виде картинок, анимации и прочего? Конечно, картинки и мультики могут быть, но после того как ребенок научится понимать и концентрировать внимание исключительно на речи.
Для полноценного развития мышления важно хорошее развитие воображения. А развитие воображения происходит именно в игре, а не в обучающей игровой ситуации. Что лучше? Или ребенок выучит предложенную манипуляцию с предметами или же будет уметь нестандартно решать поставленные задачи? Если хочется последнего, то важно давать ребенку играть природными материалами и замещающими объектами. Ребенок дойдет до этого сам, схватив веник или пластиковый контейнер, ваша задача просто не отбирать. Важно, чтобы у ребенка было время играть и придумывать себе занятие.
В раннем детстве важно также развивать эмоциональную сферу ребенка. Учите его обозначать и проговаривать чувства, эмоции. Замечать, как реагируют другие. Опять же читать, рассказывать истории, самим восхищаться природой, музыкой.
И самое главное: формирование моральных качеств. Про это вообще, кажется, все забыли. Но что проку от семи пядей во лбу при скверном характере? Поэтому хорошая воскресная школа, лично для меня, важнее самого крутого центра развития. Кстати, такие школы часто бесплатны, в отличие от центров, а вклад от них неоценимо больше.
Чтобы ребенок был готов к школе, у него должна быть хорошо развита речь, он должен уметь пересказывать текст или сказанное, анализировать ситуации (например, на картинке), иметь хорошую память, устойчивое произвольное внимание, силу воли (самостоятельно настраиваться на работу, концентрироваться на ней, даже если не все понятно или скучно). Уметь сравнивать, классифицировать, находить отличия. Уметь выполнять поручения, копировать рисунки, а следовательно уметь держать ручку, рисовать фигуры. Иметь хороший познавательный интерес. Он может чего-то не знать, но уметь искать информацию, рассуждать, любить читать и узнавать новое. При нормальном развитии ребенка всего этого можно достичь такими обыкновенными играми как мозаики, лото, конструктор, рисование, лепка, “диктант по клеточкам”. И, конечно, чтение, ответы взрослых на бесконечные “Почему?”, стремление заинтересовать ребенка окружающим миром, показать, как он интересен. На самом деле, ничего сложного.
Может, я кого-то утешу, может, наоборот, расстрою, но я говорю совершенно серьезно: все методики раннего развития однобоки и нуждаются в других дополнительных занятиях. Более того, вы ничего не потеряете, если не воспользуетесь вообще ни одной из известных методик. Идти ли в центр развития? Если сильно засиделись дома и очень хочется в коллектив, то сходите. Но настройтесь тогда на процесс общения и нахождения в группе, а не на достижение результата. Ищите центры более творческие, музыкальные, танцевальные, центры народного творчества.
Источник
мы ходили с 2,3 до 2,8
в саду были такие занятия.
нам очень нравилось.
там были занятия вгруппе (ну там лепили из пластилина. делали аппликации. раскрашивали и так далее)
в той же группе они вначале просто играли минут 10.
потом танцы. дочка прям фанатела по ним.
потом дома все заставляла танцевать))
потом физ-ра была. на ней просто играли. стоял батут. тунели. детский тренажёр и прочее-прочее
ну и 1 раз в неделю бассейн.
мамы в детьми. бассейн детский. мамы просто ходят. а детки плавают.
не знаю был ли какой-то конкретный результат. но дочке нравился процесс
но были там дети, которым это не надо. они просто носились сами по себе… явно пользы мало….
ОтветитьНравится
Мы в центры не ходим, дома сами в процессе игр занимаемся. Милана хорошо и понятно разговаривает, знает цвета, пока не все, считает, иногда по порядку, иногда как попало, изучаем форму предметов. Я не стремлюсь к тому, чтобы забить ребенку мозг. Хотим занимаемся, хотим-нет. Я считаю центры, это пустая трата денег.
ОтветитьНравится
ОльгаУ вас старший ребенок не ходил?..
ОтветитьНравится
Когда у нас появился Даниил таких центров не было., он пошел в сад в два года, проблем с адаптацией вообще не было, не было ни криков, ни истерик, на 3 день воспитатель сказала можно приводить на целый день. Разговаривать понятно он начал рано, года в полтора. Нужды в них не было.
ОтветитьНравится
да можно конечно обойтись, но тут по-моему весь вопрос в общении со сверстниками и приучении к определенным правилам, социальным ролям. В принципе в садик пойдете там тоже все это будет, но мы вот в ЦИПР ходили в том году, щас в садике проблем нет..
ОтветитьНравится
Ася-мамасяВ ЦИПР лучше у нас есть, но мы туда не попали(((группы переполнены… В ЦИПРе малыши занимаются без мам, а в центрах с мамами, не учит самому главному самостоятельности…
ОтветитьНравится
мы в ЦИПР вместе ходили. Это ГКП без мам. Ну подождите, может попадете еще, возраст то у вас как раз.
ОтветитьНравится
а самомстоятельность не главное, главное — знакомство с коллективом и ощущение безопасности
ОтветитьНравится
Ася-мамасяА у нас ЦИПР без мам а ГКП нет вроде вообще на районе… не не попадем, там набор был с лета и группы сформированы… так жалко я так расстроилась… А в ГКП со скольких лет?
ОтветитьНравится
Эх, жаль… ГКП с 2-х
ОтветитьНравится
это нужно не детям, а скорее мамам) развлечься, потусоваться, выйти в люди, познакомиться с себе подобными, завести новых подруг)
ОтветитьНравится
Катеринаи убедится что твой ребенок ничем не хуже других… я вот и не разберусь, мне сейчас это не надо, выхожу в люди в магазин, на площадке куча новых знакомых и хватает тусовки и мне и ребенку, если для общения…
ОтветитьНравится
да) а так я и не собиралась ребенка отдавать в раннем возрасте в развивашки… ну не испытывает ребенок потребности в общении со сверстниками лет до 3-4. а развивашки были одно слово — учились прыгать, свечки задувать, в ладоши хлопали, хоровод водили — надо оно мне за 1000р/занятие, если дома все это же и бесплатно)
ОтветитьНравится
мы в годик ходили… нам очень понравилось. летом перестали. сейчас переедем и возобновим в своем районе новом в др центре развивающем .
ОтветитьНравится
мои дети ходили — считаю потерей времени)
все что так делают, можно совершенно спокойно и бесплатно делать дома.
по-этому дочку на такие мероприятия уже отправлять не буду.
ОтветитьНравится
МартаА долго ходили? Заметно ли различие между ребенком который ходил и не ходил? как вы считаете?
ОтветитьНравится
старший сын только перед школой занимался, а младшего я с 2х лет везде водила, потому что он очень усидчивый и прилежный рождения.
но смысла во всем этом нет никакого! оба ребенка пришли в школу бегло читая и хорошо считая. а этого достаточно. и этому научили их не на развивашках, а я дома к 4 годам.
ОтветитьНравится
МартаА развивашки чему нибудь научили?
ОтветитьНравится
сидеть за партой, поднимать руку, слушать учителя)
все то же что и в садике)
старший сын учится средне, второй отличник. все зависит от способностей, а не от развивашек. дома самые лучшие развивашки)
а отдавать надо на плаванье, на рисование, на музыку, на шахматы и т.д
попозже, разумеется.
ОтветитьНравится
МартаСпасибо большое за разъяснение…
ОтветитьНравится
планирую отдать но больше ради общения… в качестве подготовки к садику… а заниматься полноценно можно и дома… главное желание мамы.
ОтветитьНравится
главное, чтоб к школе не пропал интерес к получению знаний…
ОтветитьНравится
дина
это смотря как относится к раннему развитию — или долбить буквы с рождения счет и прочее- тут конечно все желание отбить можно… или рисовать-творить креативными техниками, петь на иностранных языках ,, развивать воображение и прочее..
ОтветитьНравится
мы ходим, сыну нравится, но мы уже большие по сравнению с вами
ОтветитьНравится
ИринаА сколько ходите? с каких лет начали?.. Есть отличие от детей которые не ходят?
ОтветитьНравится
мы только начали ходить с сентября, но у нас в группе есть которые не первый год ходят.улучшения есть я вижу по своему ребенку, но опять же клуб клубу рознь
ОтветитьНравится
Ну там интересно будет ребенку
ОтветитьНравится
крошка сьюТАк и с мамой не скучно, я больше думаю о пользе… и не могу решить…
ОтветитьНравится
Ну там же другие детки, мама иногда одна надоедает
ОтветитьНравится
Раньше никаких центров не было, и дети как то развивались в семье! Главное чтобы у мамы было время на ребенка!!!
ОтветитьНравится
Да, нужен. Легче прошла адаптация в саду, чем у других деток
ОтветитьНравится
ОльгаА занятие были мама малыш или он занимался без вас?
ОтветитьНравится
Со мной, но все равно был преподаватель — прообраз воспитателя, которого надо слушаться, выполнять задания. Детки общаются между собой в группе, а мамы стараются меньше участвовать в процессе.
ОтветитьНравится
мой ребенок со мной не занимается, а в центре да
ОтветитьНравится
Валерия+1 в компании других детей заниматься интересней
ОтветитьНравится
ВалерияА не мешает эта же компания, детки то разные кого-то что-то расстроило он рыдает, другой бесится хочет… так и получается что компания не в то русло ведет…
ОтветитьНравится
ищите центр по системе Монтессори
ОтветитьНравится
Валерия
Конкретно по Монтесори, почти все берут из Монесори элементы, как бы смешанная программа…
ОтветитьНравится
элементы это не то. Сама атмосфера центра отличная от других развивашек
ОтветитьНравится
Источник
Почему я почти никогда не советую родителям водить детей до 4х лет в различные студии и центры раннего развития? Потому что половине детей они не нужны, а другой половине – вредны. Есть лишь небольшая группа детей, которым “развивашки” действительно полезны. О них я расскажу в конце статьи.
Ребенку без отклонений (то есть неврологически здоровому и развитому по возрасту) не нужны никакие дополнительные занятия.
Ему вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни. Конечно, мы сейчас говорим не о неблагополучных семьях (но они и не водят детей в центры и студии), а о тех, где мама, бабушка или какой-то другой значимый взрослый с ребенком гуляет, играет, читает книги, смотрит и обсуждает мультфильмы, водит на праздники, в цирк, на выставку и т.д. А если родители очень заняты на работе и у них нет времени всем этим заниматься? – спросите вы. В таком случае ребёнок ходит в детский сад или ясли, где в программу обучения и воспитания входят все необходимые ребенку активности.
И вот когда нормально, полноценно развивающегося ребенка начинают перегружать различными знаниями и занятиями – это, вопреки ожиданиям, не идёт ему на пользу. Прежде всего потому, что переутомление информацией отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Кроме того, если на “развивашки” водить начали слишком рано, и ребёнок ещё не готов к таким видам деятельности как писать, читать, сидеть за столом долгое время – то он может сформировать негативный настрой к обучению на долгие годы вперед. И потом, когда действительно придёт время учиться (например, в школе), такого ребенка будет очень тяжело усадить за парту.
Советую прочитать: Развитие речи без занятий и логопедов. Это возможно? Да!
Развитие или коррекция?
Что касается детей с каким-либо нарушением развития – им, как ни странно эти развивающие клубы также не полезны. Дело в том, что есть большая разница между развитием и коррекцией. Развитие – это движение вперёд: быстрее, выше, сильнее и далее по списку. А коррекция – это исправление того, что работает неправильно. Наверное, вы уже догадались что ребенку с отклонениями нужна прежде всего коррекция, а не развитие.
Типичный случай из практики: Родители замечают, что с ребенком что то не так и вместо того, чтобы начать коррекционную работу со специалистом нужного профиля (с логопедом, дефектологом, психологом и т.д.), отдают ребенка на “развивашки” где его учат всему подряд: чтению, письму, ментальной арифметике, английскому, скорочтению и т.д….
И что же происходит? Проблемы ребенка не решаются – вместо этого идет нагрузка ненужными в данный момент для него занятиями. Как следствие, получаем то же переутомление и негативное отношение к образовательному процессу, и, самое главное – упущенное время!!!
Важный вопрос – качество занятий.
Хороших, действительно развивающих (а не выкачивающих деньги) центров очень-очень мало. Об этом (и о том, как я 8 лет назад чуть было не устроилась на работу в один из таких центров) я рассказываю в этой статье.
Еще советую прочитать статью о том, где еще, кроме развивашек, можно найти логопедов и других детских специалистов (и часто, более квалифицированных!)
В каком случае я всё-таки рекомендую ходить на развивающие занятия в раннем возрасте?
В случае, если ребенок не ходит в детский садясли и не особо активно общается со сверстниками (родственники, друзья, соседи…). Тогда ему нужно где-то учиться вести себя в коллективе, находить друзей и т.д. Пожалуй, это единственная задача, с которой “развивашки” справляются на “ура”.
Подводя итог, скажу что нормально развивающемуся ребенку не нужны никакие центры и студии, а ребёнку с нарушениями или особенностями развития нужны не они, а коррекционная работа с квалифицированными специалистами. При этом “развивашки” имеют место быть тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок просто пообщался.
Согласны со мной?
Больше полезных статей о детском развитии – на моем канале
Источник
ОтветитьНравится
СережкинаЯУ нас ЦИПР без мамы час, но мы туда не успели группы уже сформированы…
ОтветитьНравится