Нужно ли водить ребенка на развивающие занятия в 2 года
Почему я почти никогда не советую родителям водить детей до 4х лет в различные студии и центры раннего развития? Потому что половине детей они не нужны, а другой половине – вредны. Есть лишь небольшая группа детей, которым “развивашки” действительно полезны. О них я расскажу в конце статьи.
Ребенку без отклонений (то есть неврологически здоровому и развитому по возрасту) не нужны никакие дополнительные занятия.
Ему вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни. Конечно, мы сейчас говорим не о неблагополучных семьях (но они и не водят детей в центры и студии), а о тех, где мама, бабушка или какой-то другой значимый взрослый с ребенком гуляет, играет, читает книги, смотрит и обсуждает мультфильмы, водит на праздники, в цирк, на выставку и т.д. А если родители очень заняты на работе и у них нет времени всем этим заниматься? – спросите вы. В таком случае ребёнок ходит в детский сад или ясли, где в программу обучения и воспитания входят все необходимые ребенку активности.
И вот когда нормально, полноценно развивающегося ребенка начинают перегружать различными знаниями и занятиями – это, вопреки ожиданиям, не идёт ему на пользу. Прежде всего потому, что переутомление информацией отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Кроме того, если на “развивашки” водить начали слишком рано, и ребёнок ещё не готов к таким видам деятельности как писать, читать, сидеть за столом долгое время – то он может сформировать негативный настрой к обучению на долгие годы вперед. И потом, когда действительно придёт время учиться (например, в школе), такого ребенка будет очень тяжело усадить за парту.
Советую прочитать: Развитие речи без занятий и логопедов. Это возможно? Да!
Развитие или коррекция?
Что касается детей с каким-либо нарушением развития – им, как ни странно эти развивающие клубы также не полезны. Дело в том, что есть большая разница между развитием и коррекцией. Развитие – это движение вперёд: быстрее, выше, сильнее и далее по списку. А коррекция – это исправление того, что работает неправильно. Наверное, вы уже догадались что ребенку с отклонениями нужна прежде всего коррекция, а не развитие.
Типичный случай из практики: Родители замечают, что с ребенком что то не так и вместо того, чтобы начать коррекционную работу со специалистом нужного профиля (с логопедом, дефектологом, психологом и т.д.), отдают ребенка на “развивашки” где его учат всему подряд: чтению, письму, ментальной арифметике, английскому, скорочтению и т.д….
И что же происходит? Проблемы ребенка не решаются – вместо этого идет нагрузка ненужными в данный момент для него занятиями. Как следствие, получаем то же переутомление и негативное отношение к образовательному процессу, и, самое главное – упущенное время!!!
Важный вопрос – качество занятий.
Хороших, действительно развивающих (а не выкачивающих деньги) центров очень-очень мало. Об этом (и о том, как я 8 лет назад чуть было не устроилась на работу в один из таких центров) я рассказываю в этой статье.
Еще советую прочитать статью о том, где еще, кроме развивашек, можно найти логопедов и других детских специалистов (и часто, более квалифицированных!)
В каком случае я всё-таки рекомендую ходить на развивающие занятия в раннем возрасте?
В случае, если ребенок не ходит в детский садясли и не особо активно общается со сверстниками (родственники, друзья, соседи…). Тогда ему нужно где-то учиться вести себя в коллективе, находить друзей и т.д. Пожалуй, это единственная задача, с которой “развивашки” справляются на “ура”.
Подводя итог, скажу что нормально развивающемуся ребенку не нужны никакие центры и студии, а ребёнку с нарушениями или особенностями развития нужны не они, а коррекционная работа с квалифицированными специалистами. При этом “развивашки” имеют место быть тогда, когда вам хочется, чтобы ребёнок просто пообщался.
Согласны со мной?
Больше полезных статей о детском развитии – на моем канале
Источник
Многие заботливые мамы стремятся к тому, чтобы их дети практически с пеленок познавали новое. Однако отдают право обучения крохи в иные руки — записывают малыша на различные развивающие занятия.
Выбор многообразен: детские центры ждут маленьких посетителей практически с годовалого возраста. Чему учат: рисованию, лепке, танцам, занимаются с детьми гимнастикой, развивают речь…
Под силу ли это любой маме? Да! Об этом рассказывает известный психолог Людмила Петрановская, мнению которой доверяют многие родители:
С года до трех ребенок осваивает материальный мир. Что ему для этого нужно? Возможности. Когда ребенка сажают в манеж, он начинает отставать в развитии, ему будет сложнее владеть своим телом, он позже пойдет — его тело должно быть в его распоряжении, он должен иметь возможность залезать, слезать, бегать и прыгать. И у него должен быть материальный мир — предметы, с помощью которых он будет действовать. Будет ли это кухонная утварь и кубики или развивающий набор за много тысяч денег — никакой разницы. Второе — вы с ним разговариваете. Чтобы ребенок освоил речь, с ним нужно просто разговаривать. Если вы не привязываете ребенка к батарее, а позволяете ему трогать все предметы, кроме опасных, да еще показываете, а не бросаетесь с криками, ничего больше ему не нужно.
Эксперт отвечает и на вопрос, который волнует многих мам — стоит ли ходить с маленькими детьми на развивающие занятия.
Стоит, если это нравится родителям, — поясняет Людмила Петрановская. — От ребенка не убудет, если с ним споют потешки. Но это тусовка для родителей, относитесь к этому так.
Подводя итог теме, психолог отмечает:
Если ребенок живет в обычной семье, общается с несколькими взрослыми, вы гуляете, читаете детские стишки, рассматриваете обычные книжки с картинками — он все для своего развития получает.
Мамочки-пользовательницы Сети поделились своим мнением по поводу посещения развивающих центров в раннем возрасте и рассказали, как они помогают малышам изучать окружающий мир.
Ребенку полезно видеть не только маму и свой дом. На развивашках новые игрушки, игры, детки. Ребенку все это нравится. Никто не говорит, что с года нужно учить математику или алфавит. Но развивашки — это полезно.
Не водила дочь на развивашки! Дома сами и общались, и читали, с карточками играли, рисовали и прочее. И все с удовольствием!
Достаточно приобщать к быту, петь на ночь песенки и читать книги.
Лучшие развивашки —пачка макарон, упаковка салфеток, тесто и возможность играть с мамой рядом: рисовать на стенах, и гулять) На четырех детях проверено, эффективно 100%.
Подруга-логопед говорит, сейчас очень большая проблема, что родители не говорят с детками, родился и лежит как кабачок, сам себе растет под звуки телевизора…Это ее слова. Со своей дочкой все время говорила. Стишки, песни или просто рассказывала, куда мы идем, что видим, что я делаю. В 1,3 года дочь начала короткими предложениями говорить.
А как вы относитесь к посещению детьми развивающих центров в раннем возрасте?
Читайте также:
- Совет дня: как провести первое развивающее занятие ребенка без капризов
- Исповедь мамы: «В развивающем центре сказали, что мой ребенок “неудобный”»
- Совет от Татьяны Черниговской: научите ребенка учиться
Все фото: Depositphotos
Источник
На фото фрагмент занятия в центре раннего развития с моим сыночком 1,5 года
Для меня стал актуальным вопрос о раннем развитии моей дочки, которой сейчас всего 8 месяцев. Детский клуб рядом с моим домом открывает свои двери для занятий с детьми как раз с 8 месяцев. Я задумалась: а не рано ли? Зачем малышу туда вообще “ходить” в таком возрасте? Есть дети, которые еще не сидят в 8 месяцев и не ползают. Каким образом тогда будут проходить занятия?
Своего старшего сына я отдала в центр раннего развития в 1,5 года. Просто туда ранее и не пускали. И я не видела смысла водить его туда в год и раньше. Сама педагог и сама с ним занималась. А в центр мы пошли с целью подготовки к детскому саду и к обществу.
Это было несколько лет назад. Сейчас же детские центры снизили свою планку по возрасту. И я считаю, что это сделалось лишь в целях заработка. Сама работаю с детьми много лет и имею своих двоих, поэтому знаю, что чем младше малыш, тем сложнее с ним именно “заниматься”. И дело не в том, что дети в этом возрасте воспринимают только игрушки и игры, а дело в их неусидчивости, капризности, зависимости от мамы, незрелости организма в целом, режима дня, наконец.
В процессе подготовки к написанию этой статьи, я прошлась по ближайшим районам своего города, чтобы посмотреть на условия и программы всех детских клубов, центров, домов культуры, которые только там есть. Самый ранний возраст для занятий в одном из них мне встретился :
6 месяцев ????
Я спросила администратора: “А не рано ли?” Мне ответили: “Если ваш ребенок уже умеет сидеть, приходите”.
Посмотрела в интернете. Самый ранний возраст для занятий в одном из клубов моего города:
3 месяца ????
Вот скриншот:
Безусловно, заниматься с ребенком нужно с рождения. Не надо быть педагогом или психологом, чтобы это понимать. Но делать это вполне может сама мама. Потешки, пальчиковые игры, массажик, песенки. Если мама не может, то няня, бабушка. Неужели есть мамы, которые приносят своих лялек в три месяца в детский клуб?
Я не представляю развивалочки в центре и для моей 8-месячной дочки. У нее плавающий режим дня, а приходить нужно в определенное время. Что если в это время нам нужно кушать или спать? Что если дочка раскричится во время занятия, ей нужно будет поменять подгузник, она будет не в настроении воспринимать что-либо, сидеть по указке даже пару минут не станет, да и вообще не станет играть или делать что-то по принуждению, а деньги за клуб будут уплачены. Нет, это не для малышей до года. И это моё личное мнение.
Самый лучший возраст для посещения клуба – после одного года. Занятия должны нравятся ребенку и развивать его. Без этих двух составляющих времяпрепровождение в детском клубе теряет свою значимость.
Когда гуляла на детской площадке со своим годовалым сыном, часто слышала от мамочек вопрос: “А вы ходите на развивашки?” И встречала их непонимание, когда я отвечала, что не ходим. Не понимаю, почему и зачем из раннего развития сделали какой-то культ? И сейчас, несколько лет спустя, мамочки стараются как можно раньше отдать своего малыша в детский клуб, чтобы потом “покрасоваться” перед другими мамами. А ведь в раннем развитии есть и определенный вред для ребенка:
- Нагрузка на центральную нервную систему ребенка
- Раннее обучение чтению, счету, письму, знаниям из окружающего мира в ущерб раннему развитию детей. Многие путают раннее развитие и раннее обучение, и не развивают, а пичкают знаниями.
- Отсутствие желания учиться, нет мотивации в школе. Дети “пресытились” знаниями еще в дошкольном возрасте и в школе им скучно.
- Нет креативного и творческого мышления. Если с детьми и занимались рисованием и лепкой, то исключительно в ограниченное по часам время, часто не давая выразить себя,а только работа по определенному заданию.
- Часто родители ставят превыше свои собственные интересы и стремления. Отдавая своего ребенка в центр раннего развития, они чувствуют себя счастливыми, полноценными родителями, выполняющими свой долг по воспитанию и развитию. Но нужно ли это самому ребенку? Именно ребенку, а не родителям.
Какой вывод я делаю для себя:
До 1,5 лет водить дочку в клуб не буду, позанимаюсь с ней сама.
Ставьте ????, подписывайтесь. Впереди еще много полезных статей о детях и статей из моей жизни.
Источник
Первое. Видели ли вы исследования, выводы которых гласят, что все это помогает ребенку сформироваться как личности? Нет. То есть массово насаждаемое нам утверждение как минимум не доказано. Как максимум есть авторитетные исследования, подтверждающие, что ранние перегрузки ведут к невротизации, к ослабеванию или полному исчезновению мотивации, любопытства. Перегрузка — это освоение больших объемов информации без понимания, зачем это нужно.
Второе. Уверенность, что каждый обязан в одно и то же время демонстрировать один и тот же набор знаний — это тяжелое наследие массовой школы. Один ребенок не похож на другого, и если у соседей отпрыск в 3 года начал читать, это вообще ничего не значит. Вместо того чтобы бросаться обучать свое чадо, чтобы оно догнало и перегнало, обратите внимание на его сильные стороны. А рынок «услуг раннего развития» активно навязывает нам сентенции в духе «каждый ребенок должен к такому-то возрасту то и то».
Третье. Искажение самого понятия «развитие» и намеренное создание путаницы в головах родителей. Развитие — это не подготовка дрессированной собачки, которая может весь вечер радовать гостей стихами на память. Это сложный нелинейный процесс, направленный на формирование полноценной, физически и духовно развитой, свободной и активной личности. Это поощрение познавательной активности, а не насилие над ней. Это много вовлеченного и искреннего общения с близкими людьми, которое закладывает понятие безопасности, поддержки, взаимопомощи, открытости, делает ребенка полноправным членом команды. А когда мы одной рукой протаскиваем ошалевшего ребенка по десятку кружков, а другой отстраняем его от активного участия в делах семьи и затыкаем ему рот, потому что он еще не дорос до собственного мнения — это не про развитие.
Четвертое. Активно навязывая миф о необходимости раннего развития, рынок никак не заботится о нашей осведомленности в этой области. Масса требований к тому, каким должен быть хороший родитель, вводит нас в состояние перманентного стресса, не давая послаблений в виде внятных объяснений, в чем на самом деле заключается тот или иной педагогический подход. Это удобно — чувствуя постоянное давление в такой щепетильной области, как счастье собственных детей, родитель готов отдать последнее, чтобы соответствовать. И рынок с удовольствием берет. Деликатно не упоминая, что свободным творчеством можно заниматься дома по цене красок и бумаги, а свободной игрой в безопасной и насыщенной среде — по цене тех вещей, которые вы и так уже приобрели и готовы предоставить во временное пользование ребенку. А заодно без напряжения, не ставя никаких рекордов и временных рамок, в родном месте и с родными людьми обучиться чтению, счету, узнать об устройстве мира и привычках животных — да мало ли что еще. Доказано моим сыном. Мы не ходим на развивашки
Источник
В вопросах раннего развития, как и во многих других ситуациях, родители четко делятся на два лагеря. Одни уверенны, что водить в развивашки детей нужно с тех пор, как только они научатся ходить. Другие являются приверженцами домашнего воспитания и образования, чаще всего их дети даже не посещают детский сад. Здесь было бы уместно процитировать Парацельса, который утверждает, что «все есть лекарство, и все есть яд – все дело в дозе». Для того чтобы у вас сложилось объективное мнение о том, надо ли готовить ребенка к школе в развивающих центрах, мы разработали для вас материал, в котором рассмотрим необходимость дошкольного обучения со всех позиций.
Допустим, вы решили всерьез заняться развитием малыша, и готовы доверить это профессионалам. Перед вами откроются двери многочисленных развивающих центров столицы, которые удивят разнообразием курсов и методик развития для детей любого возраста. Но давайте разберем все плюсы и минусы их посещения:
Плюсы развивающих центров:
- большое разнообразие игрушек и пособий для игр;
- возможность маме отдохнуть от забот;
- занятия ребенка с профессионалами;
- общение со сверстниками;
- обучение усидчивости, самостоятельности.
Минусы, отмечаемые родителями:
- высокие цены (развивашка с хорошей репутацией обойдется не меньше, чем 100 леев/занятие);
- большое количество детей в группе, следовательно, вероятность того, что ваш малыш заболеет выше, чем если бы вы занимались дома.
Как видите, плюсов, все же больше, но их перевешивает лишь одно – ничто не заменит ребенку общения с мамой. С ней и информация усваивается лучше, и играть интереснее, и объясняет она понятнее. Прежде чем вы решите водить ли вашего кроху в развивающий центр, выслушайте мнение людей, которые, так или иначе, владеют информацией «изнутри».
Когда ребенок идет в школу, он переживает эмоциональный и психологический стресс, который может помешать дальнейшему развитию. Ничто так не пугает человека, а особенно малыша, как все новое. Эта проблема легко решается с помощью подготовки к школе. Хочу обратить ваше внимание, что речь идет в первую очередь о психологической подготовке. Многие родители, приводя детей к нам в лицей, хвалятся тем, что он умеет считать десятками, читает по слогам и пишет под диктовку. Это все, конечно, замечательно, но очень часто выясняется, что малыш абсолютно не приспособлен к общению с незнакомыми людьми. Школьные «подготовишки», обеспечивают, в первую очередь, социализацию вашего чада. А это гораздо важнее, чем умение бегло читать в 6 лет. Наши занятия длятся не больше 35 минут и направлены на развитие навыков общения и умению излагать свои мысли. Я считаю, что такая подготовка к школе – не излишество, а необходимость.
Занятия ребенка в «подготовишках» перед школой необходимы в следующих случаях: если ребенок не посещает детский сад, если язык преподавания в детском дошкольном учреждении и предполагаемой школой отличается (билингвальность обладает как рядом достоинств, так возможными трудностями для развивающихся детей 6-7 лет), если ребенок страдает различными хроническими заболеваниями. Преимущества посещения «подготовишки» в учебном заведении, которое будут посещать будущие первоклассники, позволит ребенку легче освоиться в школе, быстрее и эффективнее адаптироваться к требованиям учителя, познакомиться с будущими одноклассниками, освоиться на новой для них школьной территории. Участие в занятиях такого рода поможет ребенку быть подготовленным к школьному обучению, развить память, внимание, умение действовать по инструкции, закрепить знания освоения окружающего мира в системе и структуре принятой системой образования. В то же время хочется предупредить родителей о негативных последствиях перегрузки детей 6-7 лет. Важно учитывать индивидуальные возможности ребенка, учитывать, что готовность к обучению дошкольника в школе включает в себя не только интеллектуальную подготовку, то есть умение читать, писать и считать, но и личностную готовность, физическую готовность, социальную подготовленность к взаимодействию вне рамок семьи и детского сада.
Алена, дочь 1 год и 2 месяца
Я считаю, что заниматься можно и дома. В наше время очень много различной литературы, там все доходчиво написано, что нужно для развития в любом возрасте. Многие скажут, что там детишки общаются, играют. А разве на улице детишки не играют и не общаются? В гости ни вы, ни к вам никто с детьми не приходит? Всякому общению должно быть ограничение, ребенок должен уметь играть и самостоятельно. Я думаю, причина в том, что в развивашках веселее мамам, которые привели детей и попросту устали сидеть дома. Моей дочурке 1 год и 2 месяца, ни в какие группы мы не ходили и не собираемся. Знаем многих животных, кто какие звуки издает. У ребенка много книг, мы ежедневно их читаем. Не чувствую необходимости в развивашках. Не ленитесь, занимайтесь с ребенком дома, больше разговаривайте как со взрослым, играйте с ним. А на эти деньги лучше купите развивающую игрушку малышу, либо что-то вкусненькое на десерт.
Юлия, дочь 6 лет
Дети в дошкольном возрасте впитывают все, как губка, они познают мир и получают новые знания ежедневно. Я считаю себя очень ответственной мамой, и уделяю немалое количество времени образованию своего ребенка. С каждым годом школьная программа меняется. Выходит, как бы я не старалась, я все равно не смогу дать всех необходимых для школы знаний своей дочери. Для полноценного развития мне просто необходима помощь опытных педагогов. Поэтому, я считаю, что детей не просто можно, а даже нужно водить в развивающие центры. Это так приятно, гордиться успехами своей дочурки!
Итак, дорогие родители, делайте выводы. И помните, не важно, будет ли ваш ребенок посещать развивающие центры или нет – главное, чтобы он рос счастливым!
Подготовила Екатерина Задворная
Источник