Нравственные законы развития ребенка

Нравственные законы развития ребенка thumbnail

В ран­нем воз­расте у детей начи­на­ется про­цесс нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти, кото­рое вклю­чает три аспекта:

  • когни­тив­ный (инфор­ма­ци­он­ный) аспект – зна­ния и пред­став­ле­ния о нрав­ствен­ных поня­тиях, эта­ло­нах, нор­мах, пра­ви­лах, лич­ност­ных нрав­ствен­ных качествах;
  • эмо­ци­о­нально-моти­ва­ци­он­ный аспект – нрав­ствен­ные чув­ства, соци­ально-нрав­ствен­ные эмо­ции, мораль­ные мотивы и пред­по­чте­ния, нрав­ствен­ная оценка и самооценка;
  • пове­ден­че­ский аспект – мораль­ные дей­ствия и поступки, нрав­ствен­ные при­вычки, т.е. реа­ли­за­ция нрав­ствен­ных норм и требований.

Вза­и­мо­связь когни­тив­ного, аффек­тив­ного и пове­ден­че­ского ком­по­нен­тов в лич­ност­ной сфере обу­слов­ли­вает един­ство нрав­ствен­ного созна­ния и пове­де­ния. Дан­ные ком­по­ненты только начи­нают фор­ми­ро­ваться в ран­нем воз­расте. Этому спо­соб­ствуют стрем­ле­ние детей к сов­мест­ной дея­тель­но­сти со взрос­лыми, их высо­кая подражательность.

В ран­нем дет­стве ребе­нок начи­нает пони­мать опре­де­лен­ные нрав­ствен­ные пра­вила пове­де­ния. Такое пони­ма­ние огра­ни­чено кон­крет­ной ситу­а­цией, рам­ками наглядно-дей­ствен­ного мыш­ле­ния ребенка. Пони­ма­ние пра­вил и норм пове­де­ния осно­вано на соб­ствен­ном опыте ребенка, когда он осо­знает нега­тив­ные послед­ствия при нару­ше­нии пра­вил и пози­тив­ные – при соблю­де­нии. В связи с этим уже с ран­него воз­раста ребенка взрос­лый дол­жен обос­но­вы­вать выдви­га­е­мые тре­бо­ва­ния, опи­ра­ясь на кон­крет­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции и на соб­ствен­ный опыт ребенка. В актив­ном сло­варе детей мало слов, обо­зна­ча­ю­щих нрав­ствен­ные кате­го­рии, исполь­зу­ется оценка, эти­че­ские поня­тия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Поня­тия “плохо” и “хорошо” пер­во­на­чально выра­жают отно­ше­ние взрос­лого, а ребе­нок только вспо­ми­нает и повто­ряет их в подоб­ных ситу­а­циях. Содер­жа­ние моти­ва­ци­он­ной направ­лен­но­сти с пози­ции нрав­ствен­ной вос­пи­тан­но­сти еще слабо развито.

Раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного ком­по­нента нрав­ствен­но­сти ребенка свя­зано с фор­ми­ро­ва­нием интел­лекта, его мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, системы зна­ний о поощ­ря­е­мых и пори­ца­е­мых образ­цах пове­де­ния. Посред­ством этого у ребенка посте­пенно появ­ля­ется воз­мож­ность оце­ни­вать свое пове­де­ние, под­го­то­виться к вос­при­я­тию пред­сто­я­щей оценки своей дея­тель­но­сти со сто­роны взрос­лых. Нрав­ствен­ные эмо­ции ребенка про­яв­ля­ются и укреп­ля­ются в про­цессе наблю­де­ний за кон­крет­ными дей­стви­ями и поступ­ками чело­века. Для нрав­ствен­ного раз­ви­тия ребенка необ­хо­дима орга­ни­че­ская связь зна­ний (мораль­ных поня­тий) и мораль­ных оце­нок пове­де­ния (хорошо – плохо). Фор­ми­ро­ва­ние только зна­ний о мораль­ных каче­ствах людей не может обес­пе­чить воз­ник­но­ве­ние у ребенка соот­вет­ству­ю­щих нрав­ствен­ных чувств и эмо­ций, они появ­ля­ются у него как выра­же­ние соб­ствен­ного отно­ше­ния к опре­де­лен­ному поступку чело­века, на основе име­ю­щихся потреб­но­стей, сово­куп­но­сти зна­ний и пере­жи­ва­ний. Роль взрос­лого в нрав­ствен­ном раз­ви­тии детей заклю­ча­ется в том, что он учит ребенка оце­ни­вать поступки и вызы­вает у него соот­вет­ству­ю­щее эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к тому, что в дан­ный момент про­ис­хо­дит в кон­крет­ной ситу­а­ции. Закреп­ля­ясь в созна­нии ребенка, такие оценки начи­нают выра­жать его поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к себе и поступ­кам других.

Услож­не­ние дея­тель­но­сти ребенка и его воз­рас­та­ю­щая само­сто­я­тель­ность при­во­дят к необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния более слож­ных нрав­ствен­ных пра­вил пове­де­ния. Под­чи­ня­ясь этим пра­ви­лам, ребе­нок учится регу­ли­ро­вать свои дей­ствия. Выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм и пра­вил имеет для детей не само­сто­я­тель­ное зна­че­ние, а явля­ется сред­ством под­дер­жа­ния поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым и полу­че­ния поло­жи­тель­ной оценки взрос­лого. Потреб­ность в пози­тив­ной оценке взрос­лого сти­му­ли­рует ребенка посту­пать в соот­вет­ствии с правилами.

Ран­ний воз­раст соот­вет­ствует домо­раль­ному уровню раз­ви­тия мораль­ного созна­ния ребенка по кон­цеп­ции Л. Кол­берга. Домо­раль­ному уровню соот­вет­ствуют стадии:

  • послу­ша­ние ребенка для избе­га­ния наказания;
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков эго­и­сти­че­скими сооб­ра­же­ни­ями вза­им­ной выгоды (послу­ша­ние в обмен на полу­че­ние каких-то кон­крет­ных благ и поощрений);
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков жела­нием одоб­ре­ния со сто­роны “зна­чи­мых дру­гих” и сты­дом перед их осуждением.

Это не зна­чит, что ребе­нок под вли­я­нием этих моти­ви­ру­ю­щих фак­то­ров систе­ма­ти­че­ски кон­тро­ли­рует свое пове­де­ние. Детям ран­него воз­раста очень сложно удер­жаться от немед­лен­ного удо­вле­тво­ре­ния сию­ми­нут­ного жела­ния и еще слож­нее выпол­нить непри­вле­ка­тель­ное дей­ствие по пред­ло­же­нию взрос­лого. При выпол­не­нии неин­те­рес­ных зада­ний взрос­лого, дети либо изме­няют их, либо отвле­ка­ются и не дово­дят дела до конца.

Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек и поступ­ков фор­ми­ру­ется посте­пенно, если взрос­лый созна­тельно выдви­гает систе­ма­ти­че­ские, непро­ти­во­ре­чи­вые и моти­ви­ро­ван­ные тре­бо­ва­ния, про­ве­ряет их выпол­не­ние, то выпол­не­ние таких пра­вил ста­но­вится при­выч­ным для ребенка. Ребе­нок быстро реа­ги­рует на при­выч­ные пра­вила. Посте­пенно фор­ми­ру­ются дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, орга­ни­зо­ван­ность, потреб­ность выпол­нять пра­вила, что спо­соб­ствует усво­е­нию более слож­ных пра­вил пове­де­ния и ста­нов­ле­нию нрав­ствен­ных качеств лич­но­сти. Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек в ран­нем дет­стве про­ис­хо­дит в повсе­днев­ной дея­тель­но­сти, когда взрос­лый пока­зы­вает модель-обра­зец пове­де­ния и тре­бует от ребенка сле­до­вать дан­ному образцу сна­чала в сов­мест­ной с ним дея­тель­но­сти, а затем в самостоятельной.

Прак­ти­че­ский пример

Мак­сим М., 2 года 8 меся­цев. Его мама ста­ра­ется, чтобы сын видел про­яв­ле­ния сочув­ствия и заботы чле­нов семьи по отно­ше­нию друг к другу. “Не шуми, папа устал, он спит. Не раз­буди папу”, – гово­рит мама шепо­том. Мак­сим, под­ра­жая ей, начи­нает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрос­лых слу­чайно забу­дется, он сам напом­нит: “Незя, папа пит”.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка младшего школьного возраста

В целом для ребенка ран­него воз­раста харак­терна сти­хий­ная нрав­ствен­ность. Поло­жи­тель­ные поступки ребе­нок совер­шает по просьбе взрос­лого и чаще всего не выде­ляет их как тако­вые. Без кон­троля и оце­нок со сто­роны взрос­лого ребе­нок дей­ствует ситу­а­тивно и импуль­сивно, поэтому часто пра­вила нару­шает. Нрав­ствен­ное пове­де­ние детей ран­него воз­раста тесно свя­зано с поло­жи­тель­ным эмо­ци­о­наль­ным отно­ше­нием к объ­екту, на кото­рый оно направ­лено. Ребе­нок ско­рее совер­шит хоро­ший посту­пок по отно­ше­нию к тому взрос­лому или ребенку, к кото­рому хорошо отно­сится. Пози­тив­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, сим­па­тия и доб­ро­же­ла­тель­ность по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим людям и живот­ным явля­ются осно­вой для нрав­ствен­ных проявлений.

Таким обра­зом, нрав­ствен­ное раз­ви­тие ребенка ран­него воз­раста про­ис­хо­дит на основе предъ­яв­ле­ния взрос­лым системы тре­бо­ва­ний и при­уче­ния к их выпол­не­нию. Этому спо­соб­ствует стрем­ле­ние детей к уста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым. На основе под­ра­жа­ния оцен­кам взрос­лых фор­ми­ру­ются пер­вые оце­ноч­ные суж­де­ния, кото­рые затем транс­фор­ми­ру­ются в соб­ствен­ное отно­ше­ние ребенка к себе и дру­гим людям. Однако ситу­а­тив­ность и импуль­сив­ность пове­де­ния часто при­во­дит к нару­ше­нию тре­бо­ва­ний и запре­тов. Нрав­ствен­ные про­яв­ле­ния ребенка зави­сят от эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния к объ­екту и воз­ни­кают сти­хийно, неосо­знанно при побуж­де­нии взрос­лого или в кон­крет­ной ситуации.

Источник

Нравственное развитие детей

Нравственное развитие детей держится на трех китах:

  1. Моральное развитие (когнитивное и поведенческое)
  2. Развитие альтруизма
  3. Развитие агрессии

В этой публикации мы подводим итог всего того, о чем разговаривали в нескольких последних статьях из цикла Детская и Педагогическая психология. Социальная интеграция нравственных убеждений и поведения является одной из основных задач во всех культурах. Теоретики, изучавшие тему нравственного развития детей, рассматривали вопрос нравственности с различных сторон. Психоаналитические теоретики больше внимания уделяли эмоциональным компонентам морали. Например, развитию чувства вины и раскаяния. Теоретики социального обучения фокусировались на моральном поведении. Когнитивных теоретиков больше интересовали моральные суждения индивида.

Когнитивные теории морального развития

  • Жан Пиаже и Лоуренс Колберг предложили две теории, включающие инвариантные последовательности этапов нравственного развития, связанные с развитием когнитивных навыков ребенка.
  • Пиаже предложил двухэтапный подход: этап морального реализма, за которым следует этап автономной морали. Этап морального реализма характеризуется моральным абсолютизмом, верой в имманентную справедливость и объективную ответственность (наступающей независимо от вины правонарушителя). По мере развития стадии автономной морали, дети начинают признавать произвольный характер социальных правил и преднамеренность в своих моральных суждениях. Несмотря на исследовательскую поддержку общей последовательности развития, последние исследования показывают, что Пиаже недооценивал когнитивные способности детей. Ключевой особенностью развития моральных суждений по Пиаже является способность различать намерения. Однако, последующие исследования показали, что на суждения детей влияют также многие другие факторы.
  • Колберг предложил свою теорию развития морального суждения детей, которая состоит уже не из 2-х, а из 6-ти стадий. Порядок развития является фиксированным и инвариантным, и движение обычно направлено на более высокие стадии. Моральные суждения могут развиваться всю жизнь, но немногие люди достигают самых продвинутых уровней (этапы 5 и 6).
  • Критики Колберга настаивали на возможных половых и культурных отличиях. Например, Гиллиган предположил, что женщины обладают природной предрасположенностью к заботе об окружающих и поэтому их моральное развитие отличается от мужского.
  • Пиаже и Колберг особо подчеркивали роль сверстников в процессе развития моральных суждений. Они оба сводили к минимуму влияние родителей на развитие нравственных суждений их детей. Существуют доказательства того, что последовательная дисциплина, включающая в себя рассуждения, объяснения, а также заботу о чувствах других, приводит не только к более зрелым моральным суждениям, но и к большему самообладанию.
  • Социальные соглашения, такие как правила поведения за столом и формы обращения, отличаются от моральных правил и следуют другому курсу развития. Теоретик Туриэль рассматривал условные договоренности как произвольные и относительные, а также как кросс-культурные.

Поведенческая сторона нравственного развития: возникновение самоконтроля

  • Самоконтроль и способность вести себя в соответствии с социальными или моральными правилами проходит через три этапа: 1) внешний контроль, 2) самоконтроль, 3) саморегулирование.
  • Самоконтроль и моральное поведение сильно зависят от ситуационных факторов. Более последовательная форма морального поведения формируется по мере обнаружения сходств, в жизненных ситуациях и типах поведения. Индивидуальные различия в самоконтроле также очевидны. Ранняя способность к самоконтролю связана с более поздними социальными и когнитивными способностями.
Читайте также:  Развитие самостоятельности ребенка в школе

Развитие альтруизма

  • Вопреки прежним убеждениям, было обнаружено, что альтруистическое поведение начинается очень рано. Ребенок в возрасте 1-2 лет уже демонстрирует: помощь, обмен и проявление эмоциональных реакций на страдания окружающих
  • Изменения в развитии происходят в способах выражения просоциальных действий и в определённых сигналах, которые выявляют альтруистическое поведение.
  • Рассуждения о просоциальных ситуациях весьма скромно связаны с развитием морального суждения.
  • Родители влияют на возникновение альтруистического поведения демонстрируя модели поведения в «бедственных» ситуациях и организуя возможности вести себя просоциальным образом.
  • Возможности для принятия ответственности, по-видимому, ведут к усилению альтруистического поведения. Аналогичным образом, ролевые игры и эмпатия способствуют развитию альтруизма и помогают развитию желательного поведения.

Развитие агрессии

  • Агрессия – это поведение, которое преднамеренно причиняет вред или травму другому человеку.
  • Агрессия претерпевает важные сдвиги в развитии: дети младшего возраста проявляют скорее инструментальную агрессию, а дети старшего возраста проявляют более враждебную личностную агрессию. Способность детей правильно понимать намерения других людей может частично объяснить эти изменения. Проактивная агрессия, которая используется для доминирования над другим человеком, уменьшается по мере развития больше, чем реактивная агрессия, которая возникает в ответ на нападение.
  • Явные половые различия в агрессии очевидны: мальчики чаще, чем девочки провоцируют и мстят. Агрессия по мере взросления проявляет умеренную стабильность.
  • Некоторые дисциплинарные взыскания со стороны родителей способствуют повышению уровня агрессии у детей. Особенно неэффективны физические наказания. Отсутствие родительского контроля за детьми также является фактором повышенной агрессии у детей.
  • С точки зрения биологии агрессия включает в себя: генетические и гормональные факторы, а также особенности темперамента.
  • Теория катарсиса (убеждение в том, что агрессия может быть уменьшена путем агрессивного поведения против безопасной цели) была серьезно оспорена научными данными. Поощрение альтернативного просоциального поведения, представление юмористического материала и повышение осведомленности ребенка о вредных последствиях агрессии являются более эффективными методами контроля.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: воспитание детей, психологические эксперименты, развитие ребенка, агрессия у детей, альтруизм у детей, развитие морали у детей, самоконтроль у детей, теория Жана Пиаже, теория Лоуренса Колберга

Источник

Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства

Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

– нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);

– нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);

– нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

Нравственное развитие в раннем детстве.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

– нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому;

– выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми;

– выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;

– требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности;

– нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

– у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;

– нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;

-формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;

-создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Нравственное развитие в дошкольном возрасте.

Период дошкольного детства является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3 до 6 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Читайте также:  Что такое развитие речи ребенка с 3 до 6 лет

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т.д. то есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает . Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной). При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что он по-другому не может. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:

– в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;

– первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

Таким образом, особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте выражаются в следующих суждениях:

– у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

– возрастает действенность нравственных представлений;

– возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой .

Источник