Нравственные ориентиры физического развития ребенка
Целевые ориентиры образовательной области “Физическое развитие” | |||
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Физическое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Промежуточные планируемые результаты
1 – 3 года:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– хорошо спит, активен во время бодрствования
– имеет хороший аппетит, регулярный стул.
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
– умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать;
– умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой;
– употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
– имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.);
– при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации):
– прыгает на месте и с продвижением вперед;
– может бежать непрерывно в течение 30–40 с;
– влезает на 2–3 перекладины гимнастической стенки (любым способом);
– берёт, держит, переносит, бросает и катает мяч.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
– легко ходит в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см);
– бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой;
– может пробежать к указанной цели;
– воспроизводит простые движения по показу взрослого.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
– охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым;
– получает удовольствие от участия в двигательной деятельности.
3 – 4 года:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– легко и быстро засыпает, спокойно спит, с аппетитом ест;
– редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
– приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
– владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;
– охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
– имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
– владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
– умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
– умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
– знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
– соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
– энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;
– проявляет ловкость в челночном беге;
– умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
– сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
– может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
– умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
– может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
– принимает участие в совместных играх и физических упражнениях;
– проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
– проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;
– проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
– проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
4 – 5 лет:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
– редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
– проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
– имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья;
– сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
– знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой;
– имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище;
– знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение;
– сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья;
– умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия;
– имеет представление о составляющих здорового образа жизни.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
-прыгает в длину с места не менее 70 см;
-может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;
-бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;
-уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;
-умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;
-в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге;
-ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его;
-бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;
-чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
-активен, с интересом участвует в подвижных играх;
-инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях;
-умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр.
5 – 6 лет:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
– редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
– умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
– имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
– сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
– владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
– имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
– знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
– имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
– имеет представление о правилах ухода за больным.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
-может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
-умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
-умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
-выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
-умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
-ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;
-умеет кататься на самокате;
-умеет плавать (произвольно);
-участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
-участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
-проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
-умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
-проявляет интерес к разным видам спорта.
6 – 7 лет:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
– редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
– усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;
– правильно пользуется носовым платком и расческой;
– следит за своим внешним видом;
– быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);
– мягко приземляться;
– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);
– с разбега (180 см);
– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);
– бросать предметы в цель из разных исходных положений;
– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;
– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;
– метать предметы в движущуюся цель;
– ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;
– плавает произвольно на расстояние 15 м;
– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
-выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
-умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,
шеренги после расчета на первый-второй;
-соблюдать интервалы во время передвижения;
-выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
-следит за правильной осанкой.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
-участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
-умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
-проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
-проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
Тема: «Развитие нравственных ориентиров – как одного из факторов формирования психологически здорового ребенка в ДОУ»
Автор проекта: Деменкова Светлана Ивановна
старший воспитатель ГБДОУ № 29 Курортного р-на.
г. Санкт-Петербург
2020 г.
Чтобы нравственный идеал
стал реальностью,
надо учить человека
правильно жить,
правильно поступать,
правильно относится к людям
и к самому себе.
В.А. Сухомлинский
Здоровье – одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Если бы людей судили за преступление к собственному здоровью, многие получили бы высшую меру наказания. На сегодняшний день тема “сохранение здоровья” – очень важная и злободневная. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам.
Что же это такое здоровье ?
Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Более подробно хотелось бы остановится на нравственном здоровье воспитанников. Нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка нравственных убеждений. Одно из них — отзывчивость. Она заключается в понимании потребностей и состояния другого человека. Отзывчивость — это сопереживание, желание помочь, что делает ребенка чутким к чужим проблемам. Воспитание отзывчивости в семье заключается в привитии маленькому человеку навыка заботы о близких и уважения их желаний и чувств.
Ещё в раннем детстве нужно сформировать у ребенка установку на добро. Важно объяснить ему, как хорошо приносить людям пользу. При этом необходимо донести и то, что важны поступки, а не разговоры.
Для достижения цели сформировать в детях нравственные ориентиры, мною были подготовлены и апробированы следующие мероприятия проходящие во второй половине дня при содействии родителей и сторонних организаций ближайшего окружения.
Мероприятие | Название | Описание и место проведения |
Досуг к дню инвалида | «Все мы разные, но все мы вместе» | Работа с презентацией (см.Пр.№1) в интерактивном кабинете ДОУ |
Досуг к дню пожилого человека | «От сердца к сердцу» | Беседы в группе, подготовка стихов, театрализованного представления и открыток. Совместный выезд с родителями и детьми в Социальный дом с поздравлениями. |
Новый год и Рождество | «Твори Добро» | Участие в акции «Твори добро», изготовление открыток и подарков для детей с онкозаболеваниями в больнице им. Петрова. Поздравление детей только с родителями. |
Изготовление открыток и сбор подарков для пожилых людей проживающих в Социальном доме |
Хотелось бы сразу сказать, почему именно эти мероприятия , решила показать в данной разработке. Как говорилось выше воспитание нравственности в детях должно идти на конкретных примерах. Для детей, помощь сверстникам, родителям становится обыденным, и рассматривается как само собой разумеющееся. В группе проводятся, и игры на сплочение, на создание благополучного комфорта среди друзей, но когда ребенок сделал доброе дело для совершенно чужого человека, это его самого поднимает в своих глазах. И дети с радостью, желают участвовать в данных мероприятиях. Иногда родители, из за загруженности, не могут посвятить время данному мероприятию, но ребенок, их на это сподвигает, своим рвением, и это нас как воспитателей не может не радовать.
Теперь поподробнее о каждом из проектов реализуемых мною с детьми и родителями, главной целью которых является воспитание нравственности в детях на конкретных примерах.
«Все мы разные, но все мы вместе» – данная презентация, может использоваться и другими педагогами в преддверии Дня инвалида – 3 декабря.
Первые 3 слайда предназначены для педагога, название, цели и задачи, и основные определения по данной тематике.
В зависимости от уровня развития воспитанников, воспитатель уже своими словами говорит об инвалидности – как о некоем состоянии при котором у человека нарушена одна или несколько функций его организма, а сам человек будет называться инвалидом. Беседую с детьми о видах инвалидности, мы можем опираться на слайд № 4, где дети с легкостью скажут что обозначает каждый символ, отсюда мы узнает, какой уровень знаний у детей сформирован по данной проблематике. Ведя различные беседы с детьми, мы всегда должны проводить параллели с социумом, обращая внимание на слайд № 5, спрашиваем детей, встречали ли они такой знак, что он значит, а выполняют ли родители данное правило. (обязательно создаем проблемную ситуацию, например место занял мужчина, который куда то спешил, а следом подъезжает человек, который очень плохо ходит, ему не остается ничего иного как поставить машину далеко, и уже от туда идти к магазину. Выслушиваются суждения детей). Вот здесь мы уже вводим слово «инвалид» и переходим к определению этого понятия. Обязательно надо сказать, что инвалид бывает по рождению, человек с этим родился, и инвалидом можно стать не выполняя правил безопасности, есть и исключения это различные катастрофы (выслушиваются суждения детей после услышанного).
Когда дети узнали кто такие инвалиды, то уже приступаем непосредственно к разновидностям этого недуга. Детям предлагается закрыть глаза, слайд № 7, попробовать достать до носа рукой, притронуться к другу, сделать шаг вперед, и указать на то, что это достаточно проблематично, детям обязательно нужно прочувствовать, что нужна поддержка друга при закрытых глазах. Когда дети открыли глаза сказать что бывают такие люди которые ничего не видят, но они не сидят дома, а так же как и мы гуляют, учатся, играют,читают, и у этих людей есть помощники слайд №8 – №11. Но есть люди которые видят, но очень плохо у них тоже есть помощники слайд №12., и мы с вами должны беречь свои глаза.
Рассматривая инвалидность по слуху, обращаем внимание детей на поговорку «Когда я ем, я глух и нем», слайд № 12, выслушиваем ответы детей, что она означает и подводим итог, что бывают глухие и немые люди, а также встречаются и глухонемые (не слышат и не говорят), и эти люди так же живут среди нас и у них есть свои помощники слайд №13-14, также есть помощники которые помогают в улучшении слуха. слайд №15.
После всего рассказать, что есть люди у которых нет каких то частей тела, рук или ног, но и у них есть помощники, слайд № 16 это инвалидные коляски, протезы (Переходя к следующим слайдам №17-22 , обязательно нужно предварительно спросить согласие родителей на беседы и показ данных слайдов, чтобы и они побеседовали с ребенком дома, это делается для того чтобы не нарушить психику ребенка). Показывая слайды, обращаем внимание детей, что они занимаются такими же делами как и мы, играют, танцуют, смотрят представления, гуляют и т.п. и т.д.
Обязательно упомянуть про олимпиаду, в которой участвуют инвалиды отстаивая интересы страны – параолимпийские игры.
По завершении с детьми подводим итог, как не легко приходится людям инвалидам. Даже здоровый человек со временем, когда становится стареньким- ослабевает. У него слабеет зрение, он хуже говорит, руки становятся не такими сильными и крепкими, порой им даже тяжело держать чашку с чаем.
Мы должны стараться помогать своим бабушкам и дедушкам, и если вы видите человека который нуждается в помощи то обязательно помогите ему, может донести сумку до двери, или перевести через дорогу когда уже станете большими.
И обязательно относиться с добротой и пониманием к таким людям, они такие же как и мы с вами, только им чуточку тяжелее.
«От сердца к сердцу» – данный проект проводится к Дню пожилого человека – 1 октября. В группе совместно с детьми, мы готовим театрализованную сценку, предварительно раздав стихи и опросив родителей, кто будет участвовать в данном мероприятии, так как детей в социальный дом для поздравления пожилых людей родители везут самостоятельно .
В первую очередь большая благодарность родителям, что они ведут детей по этой дороге, без них наша работа была бы не такой плодотворной. Наши дети должны знать, что такое старость, и научиться уважать более старшее поколение. Ведь они прожили не мало, это хорошо, что наши бабушки дедушки живут рядом с нами, но есть и те, кто живет совершенно один, или как “наши” бабушки и дедушки в социальном доме, в котором не так часто слышен детский голос и смех. Ведь дети – это цветы жизни, и я надеюсь, что наши детки, все таки подарили эти минутки счастливой жизни для них.
«Твори Добро» – данный проект говорит сам за себя, дети и родители в преддверии новогодних и рождественских праздников становятся волшебниками и дарят радость, тем кому одиноко в этот семейный праздник. Мы совместно с районной библиотекой являемся активными участниками и организаторами акции «Твори добро» помощь детям с онкозаболеваниями лежащих на отделении больницы им. Петрова, уже третий год в преддверии Рождества мы отвозим подарки деткам на отделение с веселым представлением от Деда Мороза и Снегурочки. На кануне обязательно разговариваем с детками, говорим зачем мы это делаем, почему им нужны игрушки с малой подвижностью, побольшей мере наборы для творчества и игры в дорогу, так как детки находятся в больнице и не на короткое время, им предстоит долгое лечение, они чем то должны себя занять в палате, они не могут выйти на улицу как мы с вами, им тяжело. Очень было радостно маленьким пациентам читать открытки подписанные ребятами.
Вроде и темы такие о которых не всякий родитель будет говорить, но никто от этого не застрахован, поэтому мы должны говорить детям и привлекать даже к таким мероприятиям, но оговорюсь с разрешения родителей. Почему мною выбрана данная тематика, объясняется ещё и тем, что в нашем посёлке большой медицинский городок (три огромных центра) специализирующийся на онкозаболеваниях, дети должны знать где они живут и что их окружает, даже если эта правда такая горькая.
Подарки мы дарим не только маленьким пациентам, но и пожилым людям живущих в социальном доме поселка Песочный.
Мы видим, что дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников сохранения и укрепления здоровья приводят к положительным результатам.
При реализации данных проектов, а веду я их уже третий год, огромную роль сыграли родители. Для меня как для педагога было очень отрадно, когда дети которые выпустились из детского сада и в этом году пошли в школу, до сих пор участвуют в наших проектах с радостью и неподдельным интересом. Сами дети , когда мы готовимся к большим праздникам, спрашивают, а что мы подарим бабушкам и дедушкам, для нас уже пожилые люди проживающие в социальном доме стали «нашими».
Виден большой результат у детей формируется способность к сочувствию, сопереживанию – как одному из факторов психологически здорового ребёнка, а это именно то чего мы и добиваемся реализуя данные проекты..
Источник