Нравственное воспитание основа развития личности ребенка
Тема: Нравственное воспитание – приоритетное
направление в формировании личности.
Нравственное воспитание является одной из важнейших задач формирования личности, его приоритетным направлением.
В.А. Сухомлинский писал: «Нравственный облик человека, в огромной мере, зависит от того, что приносит ему слезы и что приносит смех в годы детства.
Пусть будут слезы сострадания, но не слезы жадности и зависти!»
Многие дети, живущие в детских домах – агрессивны, конфликтны. Они
не умеют прощать обид, слушать, понимать друг друга. Многие подростки не умеют анализировать жизненные ситуации, принимать правильные решения, отличать добро от зла, противостоять отрицательному влиянию извне. У них
нет чувства уверенности в себе, в своих действиях, они не испытывают чувства ответственности за свои дела и поступки, не способны к сознательному выбору своей судьбы.
Никто не сможет уберечь детей от растления, если нет иной цели в жизни, кроме наслаждения, доставляемого любыми способами. При таком жизненном кредо бессильны рассуждения о том, почему «… вы, дети должны быть хорошие!»
Нужна серьезная, целенаправленная работа по формированию нравственного сознания личности, которая включает в себя нравственные убеждения, нравственные чувства и соответствующие формы поведения. Поэтому считаю, что при планировании воспитательной работы (и не только в детских домах, а и в других воспитательных учреждениях) необходимо нравственному воспитанию отводить одно из центральных мест.
В работе по нравственному воспитанию очень важно учитывать возрастные особенности ребят. Для детей 5 – 6 классов беседы (встречи) должны быть ориентированы, прежде всего, на эмоциональное восприятие детей, учитывать конкретность их мышления, тяготение к образованности. Нельзя увлекаться назиданиями, поучениями, призывать и убеждать ребенка быть хорошим. Лучше, если это будет проходить через игру, инсценирование, творческие задания, которые показывают ребятам, что моральные нормы необходимы в человеческом общении, что следовать им не сложно и приятно. Результат радостен, как для самого человека, так и для окружающих. В связи с этим ваша беседа (встреча) превращается в живой и увлекательный для ребенка процесс, включения его в совместные действия, диалог с педагогом, ребятами, сказочными и вымышленными героями.
Подростки 7-8 классов в большей мере подготовлены к восприятию этических категорий, серьезных этических проблем жизни. Поэтому беседы по нравственному воспитанию усложняются. Они предполагают глубинное проникновение во внутренний мир подростка, призваны помочь им в самоопределении, выборе жизненных позиций, осознании своих отношений с окружающим миром. Беседы могут быть в форме дискуссий, диалога между педагогами и детьми, педагогом и отдельным подростком, между подростками. В процессе общения подростки могут «увидеть», «открыть» не осознававшие ранее процессы своего «я», определить пути к нравственному взрослению и осмыслению самого себя как личности. В ходе диалога-общения вкрапляются педагогические ситуации и задачи, решения которые помогают осмыслению своего «я», игровые приемы; способствующие правильному нравственному выбору подростка; психологические тесты, углубляющие познание внутреннего мира; творческие приемы, помогающие подростку определиться в различных жизненных ситуациях.
Подростки лучше усваивают нравственные принципы и нормы в том случае, если сами решают ту или иную нравственную задачу, сами анализируют, оценивают проблемные моральные ситуации. Очень хорошо использовать такие методы, как анализ ситуаций, художественный текст и решение педагогических задач.
Одна из особенностей подросткового периода – повышение интереса к мнению сверстников, а не взрослых. Поэтому рассуждения других ребят делают содержание разговора более убедительным. Очень важно, чтобы подростки смогли понять и почувствовать другого человека, его проблемы, попытаться помочь их решить, обогащая при этом свой нравственный опыт. Дети учатся наблюдать за настроением, душевным состоянием своих товарищей, приобретают навыки рефлексии. В детском коллективе накапливается опыт нравственных взаимоотношений. У ребят формируется привычка оценивать собственные поступки с позиции доброжелательности и уважение к другому. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений человека к человеку, обществу, труду, природе, Отечеству, самому себе.
Резюме: Вместо бесед о нравственности — используйте различные игровые формы на ту же тему, да и результат значительно выше. Дети очень любят играть, т.к. в игре ребенок формируется, как личность, он опробует свое видение жизни, приобретает дополнительный жизненный опыт.
Игры по нравственному воспитанию.
Все игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьезное обсуждение. В игре ребенок чувствует себя комфортно. Предлагаемые игры помогают детям задуматься над проблемами повседневной жизни, окружающего мира, почувствовать себя индивидуальной личностью, учат анализировать и ставить цели.
1.Игра « Коснуться счастья».
Цель – помочь детям обратить внимание к самому себе,
оценить себя, развить эмпатию к себе и другим людям.
На доске крупными буквами написать слово СЧАСТЬЕ и попросить детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, теплым, веселым. Затем включить спокойную музыку и представить, что все могут прикоснуться к «счастью». Предложить детям описать свои ощущения от этого чувства, сочинить небольшую сказку. Из рисунков и описаний сделать стенд «Я коснулся счастья». Таким же образом можно провести игры о любви, радости и других понятиях.
Итог – обсуждение:
– Трудно ли вам было сочинить сказку?
-Что вызвало трудности, а что помогло?
2. Игра « Ледяной осколок».
Цель – развитие эмпатии и рефлексии к себе и
окружающим, развитие нравственных норм.
Дети делятся на группы. Каждая группа должна придумать добрые слова, которые растопили бы ледяной осколок Кая. Слова записать.
Итог – обсуждение:
– Трудно ли было подобрать добрые слова?
– Часто ли вы произносите добрые слова?
3. Игра « Я хороший»
Цель – научить детей красиво говорить комплименты,
формировать понятие о нравственных нормах.
Один ребенок выходит из комнаты. Сидящие в комнате, по кругу, говорят в адрес вышедшего какой-либо комплимент. Все комплименты записываются. Зовем ребенка, и все записанное читаем ему. Посредством игры можно дать почувствовать детям важность для каждого человека приятных слов, возможность приучить детей говорить друг другу хорошее.
Итог – обсуждение:
– Приятно ли было услышать о себе хорошее?
– Что легче говорить или принимать комплименты?
– Какие комплименты новые вы запомнили?
Использованная литература:
1. «Игры: обучение, тренинг, досуг п/р Р.В. Петрусинского, М. 2005г.
2. Никитин А.Ф. «Граждановедение», М.2007г.
3. Петрова В. «Азбука нравственного образования», М.2009г.
4. «Творческие игры, задание и тесты» п/р Дудко В.И., Донецк 2005г.
5. Турнер Д. «Ролевые игры», Питер:2008г.
6. Тылашенко О.А. «Твое совершенство», «Либерия», 2007г.
7. Яковлев С.А. «Проектирование педагогом культурной среды как фактор воспитания персональной системы ценностей» «Смоленск» 2006г.
Источник
«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».
Виссарион Григорьевич Белинский
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.
Я начала работать по данному вопросу с детьми с первой младшей группы. Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, – и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.
В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:
- обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
- создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
- формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
- приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
- учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
- приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.
Для реализации поставленных задач используются различные формы и методы.
Во-первых, это организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить морковку для зайчика, нарисовать ягодки рябины для птиц, т.к. им зимой нечего есть, после прочтения произведений, чтобы бабушка и дедушка из сказки «Курочка ряба» не плакали, дети вылепить яйца, построить теремок для животных, которые остались без дома.
Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, при помощи нашей куклы Любознайки. Например, к нам в гости пришла Любознайка Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как кукла Катя и Любознайка играли» (Любознайка играет с мячом, подбегает кукла Катя, вырывает у нее мяч. Любознайка плачет, а Катя веселится, играет с мячом. Я спрашиваю у детей: Почему Любознайка плачет? Как нужно поступить Кате? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».
В-третьих, с детьми проводятся различные беседы:
1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Игнат уступил игрушку Мише, Лиза поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Матвей отнял игрушку у Тимоши, Захар ударил Давида и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;
2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;
3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка», литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»
4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).
Следующая форма работы – игра. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Строители», «Семья». Во время игр я учу детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.
Наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к трудовой деятельности (собирать игрушки, протирать листочки у цветов, поливать цветы, дежурство по группе) также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.
Также ведется ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.
Проводится работа с родителями: различные беседы, рекомендации, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых родители познакомились с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме.
В родительском уголке родителям предлагались консультации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».
Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Таким образом, духовно-нравственное развитие воспитанников – это основа гармоничного развития личности ребенка»
Источник
Наталия Полякова
Нравственное воспитание детей
Нравственное воспитание – это основной стержень общей системы всестороннего развития личности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества ; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека. Формирует облик его личности,определяет его систему ценностей характер сторон процесса формирования личности ребенка. В дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания. Основные задачи воспитания – формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, формирование чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других наций, к сверстникам, их родителям и другим людям. У ребенка в дошкольном возрасте появляется способность анализировать свои поступки, и оценивать поступки других детей. Так у ребенка появляются предпосылки рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления – это воспитание у ребенка умение чувствовать сердцем другого ребенка. Нужно научить ребёнка ставить себя на место других людей, уметь радоваться чужим успехам, научиться переживать свои неудачи.
У ребенка-дошкольника значительно увеличиваются требования предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовывать свое поведение. Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.
В дошкольном возрасте приобретается сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя. личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменения внешних обстоятельств.
В результате нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Одна из серьёзных проблем нашего времени недостаток духовности, творить добро считается слабостью. Поэтому необходимо с дошкольного возраста развивать у детей понимание культурного наследия.
Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальных культур, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Особую роль в приобщении к народной культуре играют народные праздники как средство национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов, объединенных совместными действиями. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В нашем дошкольном учреждении осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.
Все моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир,впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в итоге овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе. Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом- формирование определенного набора нравственных качеств,а именно:
-гуманности; -трудолюбие ; -патриотизма; -гражданственности; -коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания – воспитание счастливого человека.
Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. в ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «об образовании»ст. 18п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса. Родители- это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитании, меры по укреплению здоровья детей, воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей. В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводить планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом : «Создание единого образовательного пространства «детский сад-семья». В работе с родителями решаются следующие,выделенные нами как приоритетные задачи: 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей и педагогов, объединенных совместными действиями. Оптимальным для нравственного воспитанияв нашем детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников : осенью-«Праздник осени»; «Веселая карусель». Зимой – «Новый год», «Новогодний серпантин», «Защитники Отечества», «Ай да масленица». Весной- «Наши любимые», «Встреча весны- Сороки», «Перелетные птицы», «Никто не забыт и ничто не забыто». Дети со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе. Основные формы приобщения детейк культурному наследию: -познавательные беседы; – творческая продуктивная и игровая деятельность детей; -экскурсия в библиотеку, целевые прогулки по улицам нашего города.
В результате совместных действий педагогов и родителей ребенок начинает овладевать различными формами выражения, собственных переживаний, устанавливается гуманные отношения между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства.Данный процесс рассматривают с разных точек зрения: нормы поведения в разных ситуациях (в транспорте, обществе, за столом); моральные нормы по отношению к людям; духовная составляющая; патриотические чувства; личностные качества. Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.
Источник