Нравственное развитие ребенка по водовозовой

Содержание

Введение

Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) – ученица
и последовательница К.Д. Ушинского. Педагогическая
деятельность Е.Н. Водовозовой, основные
произведения. Е.Н. Водовозовой были направлены
на рассмотрение вопросов о цели воспитания,
о подготовке детей к школьному обучению,
о народности воспитания, о средствах
физического воспитания, о взаимосвязи
умственного и нравственного воспитания,
об организации трудового воспитания
детей, об организации занятий с детьми,
об эстетическом воспитании. Основным
ее трудом считается написанная в 1913 году
статья «Умственное и нравственное воспитание
детей от первого проявления сознания
до школьного возраста»

Определяя содержание воспитания,
Е.Н. Водовозова обращает внимание на то,
что воспитание должно идти от структуры
личности, психологических и физиологических особенностей
ее развития и должно быть направлено
на здоровье, интеллект и нравственность воспитанников,
их ценностное сознание, развитие чувств
и личных качеств ребенка, в которых сочетаются
общечеловеческие и индивидуально-личностные
воспитательные ценности, такие как: гражданственность,
любовь, доброта, милосердие, честность,
трудолюбие, воля, самодисциплина, толерантность,
справедливость, любознательность, великодушие,
стойкость.

Ребенок представлял 
для нее цельную личность, у которой физические, духовные
и нравственные качества должны развиваться
во взаимной связи. Детство рассматривается
как самоценность. Е.Н. Водовозова проявила
себя как хороший знаток детской физиологии,
психологии. Ей принадлежат идеи о необходимости
изучения ребенка, его психофизических
особенностей и потенциальных возможностей,
устранение психотравмирующих воздействий,
препятствующих формированию социально-ценных
свойств личности.

Эти идеи перекликаются 
с современными требованиями личностно-ориентированного подхода к воспитанию, который
обусловлен возрастающим интересом к
личности, индивидуальности, и человеку
как субъекту социальных процессов, постоянно
стимулирует поиски возможностей индивидуализации
воспитания, разработки содержания воспитания,
обращенного к личности, а не идущего только
от общественных требований к человеку.

1. Умственное развитие детей

Еще в 1913 году Водовозова
Е.Н. обращала большое внимание на умственное
развитие детей. Одна из глав основного сочинения Е.Н.
Водовозовой называется «Воспитание ума».
Под умственным воспитанием дошкольников
автор понимал «умение понимать… материал,
пригодный для разнообразных занятий
ребенка, для игр, упражнений и усовершенствования
органов внешних чувств, а также для развития
его наблюдательности над окружающей
природой».

Она писала, что «идеал воспитания
– создать здорового человека с твердою
волею, с сильным и великодушным характером,
умственно и нравственно развитого. Для
этого необходимо развивать здоровые
способности, задерживать болезненные
и вредные наследственные склонности,
пробуждать живой интерес к окружающему,
стремление к личному самоусовершенствованию,
к постоянному расширению умственного
кругозора и внедрить в душу воспитываемого
неутомимую жажду деятельности на пользу
ближнего. Самое неотразимое влияние воспитание
оказывает на развитие и направление привычек,
обусловливающих весь склад характера
человека, на его деятельность, здоровье,
нравственность, состояние его умственных
способностей, наконец, даже на душевное
настроение».

Самобытностью отличаются идеи Е.Н. Водовозовой
об умственном развитии и воспитании ребенка
через организацию всей его жизнедеятельности.
Е.Н. Водовозова тщательно разработала
методику воспитания органов чувств. Сенсорное
воспитание рассматривалось ею как органически
связанное развитие органов внешних чувств
и познавательных процессов, как формирование
восприятий в единстве с развитием памяти,
мышления и речи, как совершенствование
системы чувственного познания мира в
процессе осмысленной интеллектуальной
и практической деятельности ребенка.
Ценностными основами умственного воспитания
она считала развитие памяти, внимания,
наблюдательности, любознательности и
речи.

Для умственного развития
детей Е.Н. Водовозова дает обширную
программу наблюдений за явлениями 
природы. Уделяя много внимания ознакомлению
с природой как средству умственного развития,
она включила в его содержание знакомство 
с окружающей жизнью, с трудом и бытом
народа. В своем труде «Умственное и нравственное
воспитание детей от первого проявления
сознания до школьного возраста» Е. Н.
Водовозова раскрывает роль наблюдения
как наиболее доступного средства ознакомления
маленьких детей с предметами и явлениями
окружающей природы. По ее мнению, наблюдения
дают богатую пищу для развития детского
ума и эстетических чувств. Впервые в русской
педагогике Е.Н. Водовозова определила
круг явлений и предметов природы, с которыми
следует знакомить ребенка при наблюдении
во время прогулок и экскурсий. Она разработала
программу ознакомления дошкольников
с природой и разделила материал по возрастам.

«При развитии ребенка в первом
возрасте мы больше всего останавливаем 
его внимание на животных, так в 
это время ребенка особенно занимает
все живое и движущееся».

Знакомство с животным миром, по
мнению педагога, должно проводиться наглядным
путем, сопровождаться оживленным разговором,
беседой или кратким рассказом о том, что
ребенок видит. Все наблюдения необходимо
пояснять, их назначение в том, чтобы помочь
ребенку осознать видимое, уточнить его
представления, развить речь, обогатить
его словарь, а также приучить детей с
раннего возраста быть внимательными
к животным.

Е.Н. Водовозова предупреждала, что 
детям необходимо показывать живые,
характерные стороны предмета, искусно 
закрывая в то же время то, что 
понять им не под силу. Она считала огромной
ошибкой со стороны воспитателя указывать
младшему дошкольнику на детали предмета
или рассказывать о том из жизни животных
или птиц, чего в данную минуту нет перед
глазами.

Читайте также:  Коммуникативное развитие ребенка в под гр

Е.Н. Водовозова указывала, что ребенку 
надо дать живой конкретный видимый образ
или ему останется чуждой та жизнь природы,
при наблюдении которой мало-помалу развивались
бы в нем ум, находчивость, сочувствие
к окружающему его миру. «Вам следует сначала
все показать ему в той живой, занимательной
картине, которую представляет действительность,
чтобы потом он на самом деле приобрел
основательные знания».

По мере развития ребенка, его внимание
нужно привлекать к более широкому
кругу природных явлений: деревья,
растения, цветы, бабочки, птицы; бывать
в саду, в поле, в лесу. Рассматривая
деревья – показать лиственные и хвойные,
сравнить листья и хвою; посмотреть эти
деревья зимой. Е.Н. Водовозова считала
полезным для развития ребенка держать
(в зимнее время) в доме двух-трех животных
(кошку, собаку, морскую свинку, ежа, черепаху,
рыбку). Детей нужно привлекать к уходу
за ними и бороться с проявлениями жестокости
по отношению к животным.

Круг представлений о растениях 
и животных должен определяться местными
природными условиями. Необходимо знакомить 
детей только с самыми известными
породами деревьев и растений, наиболее
известными животными, «находящимися
на русской почве».

Богатейшие возможности для 
старших детей (6-7 лет) дает сад, луг,
река, лес. «Тут и различные деревья,
кустарники, папоротники, мхи, грибы, ягоды,
цветы, трава, насекомые, муравьиные кучи.
Тут и конца нет для бесед». По мнению Е.Н.
Водовозовой, пусть ребенок осматривает
гнезда птиц, замечает их форму, материал,
из которого они сделаны, где они свиты
и какой птицей. Пусть прислушивается
к писку птенчиков, смотрит, как мать кормит
их. Необходимо воспитывать заботливое
отношение к каждой птичке, зайчику, белке,
кролику, а также и к домашним животным,
показать, как нужно приручать животных.

Желательно посещать скотный двор,
птичник, рыбную ловлю… на берегу реки,
озера или моря ребенок должен наблюдать
течение воды, ее цвет, волны, собирать
камешки, ракушки. Детей следует познакомить
с тем, что растет в поле, на лугу, посмотреть
сельскохозяйственные работы. Наблюдения
в природе следует проводить в разное
время года и обращать внимание на происходящие
сезонные изменения.

Е.Н. Водовозова показывала детям явления 
природы в статике и динамике:
знакомила с развитием насекомых,
земноводных, растений. Она рекомендовала 
педагогам осуществлять это наглядным 
путем в естественных и специально
созданных условиях.

Е.Н. Водовозова рекомендовала устроить
для детей 6-7 лет «маленький естественноисторический 
кабинет» (в современном понимании 
– уголок природы). Он должен служить 
местом для разнообразных систематических 
наблюдений и опытов. В нем следует сосредоточить
все необходимое и ценное в воспитательном
отношении: растения, цветы, посадки, распускающиеся
ветки с почками и листьями, банки с водяными
животными, садки с насекомыми, ежа, рыбку
и др. Ребенку можно разрешить собирать
в свой «кабинет» все интересующие его
природные объекты и приучать его их охранять.
Е.Н. Водовозова большое место отводила
опытам и наблюдениям в уголке природы.
«Пусть ребенок сам вырастит цветок, который
потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь
насекомое или другое животное, чтобы
подмечать его свойства».

Таким образом, дети самостоятельно и 
естественно познакомятся с характерными
признаками предметов; позднее в 
школе они смогут сделать выводы
из накопленных наблюдений, а не
только заучивать обобщающее правило.

Особая ценность взглядов
Е.Н. Водовозовой проявилась в разработанной 
ею программе и методике использования 
произведений народного творчества
в умственном и нравственном воспитании,
в обосновании игры как важного 
воспитательного средства развития творческой активности, раскрытие
педагогических возможностей игры.

В своей педагогической
системе Е. Н. Водовозова последовательно
проводила принцип народности, сформулированный 
К. Д. Ушинским. Подбор игр и планирование
занятий она осуществляла так, чтобы жизнь
детей была интересной и содержательной,
строилась в духе русских традиций, пробуждала
и удовлетворяла интерес к окружающему.
Этой цели служили рекомендованные ею
программы прогулок, экскурсий, наблюдений
творческой деятельности, физических
упражнений, подвижных народных игр, посильного
труда детей. Причем все занятия были расположены
в постепенно усложняющейся системе.

Е.Н. Водовозова рекомендовала 
следующие методы и формы ознакомления
дошкольников с природой: наблюдения,
экскурсии, прогулки, организацию живых уголков, детский
огород и цветник, беседы, художественный
рассказ педагога, использование картин
художников, календаря природы. Из них
она справедливо отдавала предпочтение
непосредственному общению ребенка с
природой. Ею были верно учтены при выборе
этого пути особенности мышления ребенка,
его стремление к активности.

Очень высоко Е.Н. Водовозова
ценила в воспитательном отношении 
труд детей в природе. «Это должно
быть, — писала она, — чуть ли не
главной задачей воспитания». Вот 
почему она требовала, чтобы ребенок ни минуты
не был без дела и чтобы «даже в раннем
детстве наслаждался отдыхом только после
труда».

Читайте также:  Развитие самостоятельности и ответственности ребенка

Воспитание трудолюбия
должно начинаться с приучения детей 
к самообслуживанию, привлечения 
к огородным работам (выращивание 
овощей и цветов), по уходу за животными.

Она рекомендовала обращать
внимание ребенка во время прогулок
на яркие, живописные картины природы:
красивый пейзаж, блеск солнца, его 
закат, вид безбрежного моря, его 
могучие волны, игра в них солнечных 
лучей; «…не пропускайте без внимания ни дерево, ни
кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки,
ни красивой божьей коровки, ни протекающего
ручейка, ни капли дождя на листьях, когда
они дрожат, как алмазы, и переливаются
множеством цветов».

Умственное развитие
Водовозова Е.Н. тесно связывает с нравственным,
физическим, трудовым воспитанием, здоровьем,
вкусами, склонностями, привычками и волей
ребенка и отмечает, что «не только для
здоровья, но и для умственного развития
ребенка вредно, если его вкусы, склонности
и привычки исключительно направлены
к труду в сфере умственной. Такое одностороннее
развитие рано или поздно дает себя чувствовать.
Воспитание можно назвать разумным только
тогда, когда оно направлено сообразно
с природою человека, то есть когда физические,
моральные и интеллектуальные силы ребенка
развиваются равномерно…».

«Физический труд есть не
только лучшее средство для физического 
развития ребенка, но столь же необходим 
он для развития умственного и 
нравственного. Дух и тело связаны 
между собой самым неразрывным образом…»

2. Нравственное воспитание 
детей

Е.Н. Водовозовой принадлежит 
идея о том, что воспитание нравственности
является самой важной задачей в 
процессе становления личности. Цель
воспитания Е.Н. Водовозова видела в гармонично
развитой личности, поэтому в ее педагогических взглядах
четко прослеживается отношение к содержанию
воспитания как деятельности по укреплению
здоровья, развитию умственных способностей,
развитию и укреплению нравственности, трудолюбия,
гражданственности, развитию волевых
качеств личности и эстетических чувств.
Е.Н. Водовозова, отстаивая вслед за К.Д. Ушинским принцип
народности, выдвигает идеал воспитания
человека-гражданина – здорового человека
с твердой волей, с сильным и великодушным
характером, умственно и нравственно развитого,
стремящегося к самосовершенствованию.
Смысл жизни она видит в служении народу.

«Воспитатель должен
употреблять все усилия, чтобы внушить
ребенку веру в свои силы, надежду на то,
что он все поймет, все сделает, если только
захочет, добросовестно отнесется к предпринятому
труду и усидчиво поработает над ним. Эта
вера в свои силы делает человека настойчивым
в достижении своей цели, одушевляет энергию
к труду и укрепляет .его волю…»

Источник

Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста

VIII, 365 с., 24 л. табл.

Количество страниц

Санкт-Петербург

Место издания

О произведении

Ответственность

Соч. Е.Н. Водовозовой

Общее примечание

Загл. в 1-3 изд.: Умственное развитие детей от первого проявления сознания до восьмилетнего возраста

Еще

Библиотека

Российская государственная библиотека (РГБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», автора Водовозова Е.Н. Книга была издана в 1913 году. Содержит VIII, 365 с., 24 л. табл.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Источник

Развитие понятий. Общие требования при обучении. Человеческая речь

В нашем познавании окружающих предметов мы различаем следующие ступени: 1) отдельные впечатления и представления (пол, стена, потолок), 2) общее представление (комната только как соединение известных частей: пола, стен, потолка), 3) понятие (отличие комнаты как жилья человека). Мы здесь брали пол, потолок, стены как отдельные представления по отношению к комнате; но сами по себе пол, стена, потолок есть также общие представления: в полу, например, ребенок ощущал твердость дерева, его ровное положение, известный цвет, то, что по нем ходят, известный звук при хождении, и проч. – все это соединялось вместе в общее представление о поле. То же самое можно сказать о стенах, о потолке. Но если взять, например, твердость деревянного пола, то это уже наверно будет отдельное представление? Опять мы можем сказать, что ребенок, ходя по полу, ощущал твердость его в одном, в другом, в третьем месте: значит, и здесь соединялось много отдельных, хотя и сходных, представлений. Мы хотим этим выяснить, что наши чувства, хорошо усваивая предмет, лишь по самым мелким частям воспринимают от него впечатления. Когда мы взглянем на зеленый луг, нам кажется, что мы получили одно отдельное впечатление и представление о зеленом луге. Но это только так кажется: глаз по привычке быстро пробегал по всем частям луга, и много отдельных впечатлений и представлений быстро соединилось вместе. Однако это общее представление очень неясное, если мы видели луг в первый раз: мы должны обойти его и подробно осмотреть, чтобы получить о нем ясное общее представление. Мы уже видели, как сама природа учит ребенка лишь очень медленно и постепенно распознавать предметы. Если строго доходить до того, где начинается отдельное представление, то, может, нужно бы взять в пример малейшую искорку, на мгновение мелькнувшую перед глазом. Как бы то ни было, но эти все отдельные и общие представления с развитием ребенка переходят в понятия. Ребенок видел не одну стену, а много разных стен, и каменных, и деревянных: сравнивая их, он составил понятие о стене, как об известной части в постройке. Он знает свой круглый мячик, но знает и другие круглые предметы; он говорит: «тарелка круглая, голова круглая», хотя тарелка и голова ни в чем другом не похожи на мячик. Но, составив понятие о круглоте, он смело соединяет два таких различных представления, как тарелка и мячик. Вы говорите ему, что пришел дядя; он спрашивает: какой дядя? Этим он дает понять, что умеет различать людей и может не называть дядею всякого чужого человека. Так представления, переходя в понятия,понятия, все более выясняются. С возрастом эта работа идет скорее, потому что тогда человек приобретает уже большой запас представлений; но и взрослому необходимо рассмотреть незнакомый предмет по частям, составить о нем общее представление, чтобы получить потом и ясное понятие. Мы заметили, что и общие представления могут быть более или менее сложными: в представление о двери входит более отдельных представлений, чем в представление о доске, составляющей часть этой двери, в представление о целой стене с дверью еще более и т. д. Те же ступени мы должны различать и в понятиях. Понятия могут до бесконечности расширяться, наполняться, разъясняться. Пожалуй, и в жизнь не узнаешь всего, что можно узнать о доме, о комнате как о жилье человека. Ребенок различал части комнаты и судил о том, к чему она назначена. Но эти его наблюдения и суждения еще очень ограничены и имеют тесную связь с доступными ему впечатлениями. Постепенно ему случится наблюдать бедную хату, жилье более достаточного крестьянина, комнаты городского жителя, комнаты богача и притом устройство и убранство комнат в более или менее образованном кругу общества. Тут придется замечать, какие удобства или неудобства в том и другом жилье, насколько каждое из них приспособлено к нуждам человека и насколько служит к удовлетворению вкуса, роскоши и проч. Тут представляется бесчисленное множество предметов для сравнения, начиная с простой, неокрашенной скамьи до великолепного, бархатного дивана на пружинах, с курной избы до громадной залы, сажен в 15 длиною, с мраморными колоннами, с золочеными карнизами. Ребенок и здесь составляет понятие о различного рода жилье сначала лишь по немногим общим представлениям: он сравнивает два, три, четыре бедных и более богатых жилища, да и в тех не совсем понимает, зачем придумано то или другое: зачем, например, камин в комнате, когда отлично может согревать печка. Но с течением времени понятие об удобствах и роскоши жилья у него все более расширяется, по мере того, как ему удается видеть новые жилища. Далее он может видеть, как комнаты со всею их обстановкой соответствуют не только большему или меньшему достатку человека, но и его положению, его занятиям, привычкам, характеру. Он различает, например, комнаты купца, живописца, ученого, комнаты одиночного и семейного человека, и т. д. Здесь опять понятие о жилье расширяется множеством новых представлений, которые могут наполнять его только постепенно. Далее мы можем наблюдать и сравнивать гнездо птицы, берлогу зверя,

Читайте также:  Период перинатального развития ребенка

Источник