Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

Нравственное развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Человек рождается, как чистый лист. И от того, как он будет воспитан, зависит, каким будет человек. Его нравственность определяется как генетическим фактором, группой сверстников в которой состоит дошкольник, так и семьей, в которой ребенок растет. Нравственное развитие дошкольников – наша тема сегодня.

В дошкольном возрасте много перемен происходит во внутреннем мире ребенка. Физическое развитие, интенсивный рост, обучение самостоятельным навыкам, творческое и интеллектуальное развитие – это не весь перечень процессов, которые происходят в жизни дошкольника.

Дошкольный возраст также является наиболее благоприятным временем для развития нравственности ребенка. Именно сейчас деятельность малыша приобретает другие формы, расширяется взаимодействие с другими людьми – взрослыми и сверстниками, появляются новые задачи и интересы.

Все это является благоприятной почвой и создает идеальные условия для нравственного развития дошкольников.

Нравственное развитие дошкольников Малыш в дошкольном возрасте активно изучает сферу человеческих взаимоотношений, учится взаимодействовать с людьми на разных уровнях, стремиться узнать, как построен этот мир, и основным во всем этом является пример взрослых.

В дошкольном возрасте очень важно наличие достойных примеров, которые чадо сможет воспринимать как идеал, к которому необходимо стремится. Рассмотрим необходимые условия для нравственного развития дошкольников.

Дисциплина для развития нравственности дошкольников

Очень важным элементом формирования нравственных понятий у деток введение дисциплины. Благодаря ей, маленький человек получает чувство безопасности и имеет возможность жить в соответствии со стандартами, принятыми его социальной группой.

Именно за счет дисциплины детки могут развить совесть, которая руководит ими при контроле своего поведения. Период дошкольного возраста – это время начала формирования нравственных понятий у детей.

В то же время это очень важный этап, который представляет собой ступеньку для дальнейшего формирования нравственности у детей.

Нравственное развитие дошкольников по этапам

Моральные нормы в различном возрасте принимаются и выполняются дошкольниками по-разному. Поэтому, психологи выделяют условные этапы нравственного развития детей. Рассмотрим, о чем идет речь.

  1. Самый ранний период детства характеризуется полным отсутствием понимания нравственных норм, а также со сложностями в их исполнении. Маленькие детки не в состоянии подчинятся системе сложных правил, тем более понимать их смысл. Поэтому, на данном уровне развитие нравственности, как таковое, не наблюдается. Но, этот период является фундаментальным в плане подготовки к следующему, именно он дает начало моральности ребенка. Примерно с одного года жизни крохе уже нужны некоторые дисциплинарные ограничения, которые подготовят к введению остальных правил, ведущих к пониманию нравственных норм.
  2. На следующем этапе нравственного развития, примерно в возрасте 2-3 лет кроха уже легко подчиняет свою волю и поступки введенным родителями нравственным ограничениям и правилам. Но он это делает еще не осознанно, не имея понимания о истинном смысле существования моральных норм и понятий. Единственным мотивом, который может толкать ребенка на данном этапе к выполнению установленных родителями правил – понимание последствий негативных поступков. Плохим или хорошим малыши считают кого-то не потому, что у них уже сформировалось оценочное суждение, а потому что так говорят родители.
  3. Третий этап нравственного развития дошкольников – это пиковая фаза, которая приходится на возраст 3-6 лет. На данном этапе у ребенка уже начинает формироваться оценочное суждение, дошкольник начинает осознавать необходимость следовать нравственным нормам не только потому, что ему так сказали родители, но он сам понимает смысл своего поведения. Чадо учиться расценивать свои поступки и слова, на основании чего у него может появляться чувство вины, если его поведение не соответствовало нравственным нормам, которые приняты в том обществе, которое его окружает.

В старшем дошкольном возрасте чадо имеет знания о том, что является хорошим, а что плохим, и в то же время он рассуждает о том, что плохо поступать нельзя. У крохи на смену эгоцентрическому пониманию мира приходит гуманистическое.

Дошкольник способен на такие чувства как сострадание, сопереживание, дружеская поддержка и верность. В старшем дошкольном возрасте впервые чадо познает чувство справедливости, начинает ставить себя на место других людей.

Сюжетно-ролевые игры для нравственного развития дошкольников

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – это игра. Игры могут быть различными – коллективными, одиночными с участием игрушек или других атрибутов или без них. Именно поэтому игры используются для всестороннего развития детей, в том числе и нравственного.

Читайте также:  Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати

В старшем дошкольном возрасте малышами часто практикуются сюжетно-ролевые игры, в которых они копируют увиденные в жизни взрослых поведенческие модели.

Роль взрослых состоит в том, чтобы всячески способствовать инициативе несмышленышей и самим быть инициаторами сюжетно-ролевых игр.

Роль семьи в нравственном развитии дошкольника

Семья играет решающую роль в формировании нравственных норм и их понимания ребенком. Семья начинает влиять на будущую духовность, моральность и нравственность ребенка еще задолго до того момента, когда он скажет свое первое слово.

Подсознательная память младенцев содержит немало информации о том, как поступали их родители, и при определенных условиях все эти сведения начнут проявлять себя в поступках. Семья на всех этапах развития малыша оказывает огромное, решающее влияние!

Моральные нормы и поведенческие модели устанавливаются в семье. Именно родители и их взаимоотношения формируют будущее поведение ребенка и восприятие мира. Семейные взаимоотношения оказывают влияние на взаимоотношения ребенка с окружающими детьми.

Негативный пример в семье также может отложить отпечаток на нравственности ребенка. Но, проблема в том, что многие родители, стремясь оградить свое чадо от негативного влияния, позволяют себе нравственно неприемлемые поступки втайне от дошкольника.

Естественно, рано или поздно чадо становится свидетелем такого поведения, и в результате родители рискуют пошатнуть свой авторитет в глазах ребенка. Несоответствие слов родителей и их действий – это ошибка, которая может иметь крайне негативные последствия.

Поэтому, важно чтобы родительские нравственные требования и правила в отношении дошкольников, в первую очередь выполнялись ими – только так вы сможете научить ребенка.

Какие нравственные уроки могут преподнести родители дошкольнику?

Давайте рассмотрим краткий список вещей, которым можно научить ребенка в дошкольном возрасте. Все это способствует формированию морального облика личности.

  • Покажите на своем личном примере, что нужно любить животных, задействуйте малыша в уходе за питомцем и учите его тому, что у него есть такие же чувства, как и у вас. Любовь ко всем живым существам – это основа гуманистического восприятия мира.
  • Покажите своему сыну или дочке на собственном опыте, что быть щедрым – это приятно и интересно, а жадность- осудите.
  • Научите малыша говорить во всех случаях правду, поиграйте в игры с соответствующим сюжетом. Обратите внимание дочки или сыночка на героев мультфильмов, которые лгали, и ни к чему хорошему это не привело.
  • Показывайте своему крохе правила хорошего тона – здоровайтесь, благодарите, уступайте место в общественном транспорте.
  • Всегда внимательно слушайте своего непоседу и смотрите ему в глаза – это поможет вам научить его не перебивать и не вмешиваться в чужой разговор.
  • Если помимо дошкольника у вас есть младшие детки, научите ребенка защищать их и заботиться о них.
  • Будьте осторожны в своих оценочных суждениях – вы являетесь эталоном для дошкольника, который впитывает всю информацию, как губка.
  • Не стоит скрывать от сыночка или доченьки свои эмоции – наоборот, научите дошкольника справляться с негативными чувствами на собственном примере.

Нравственное развитие дошкольников – это очень важный этап в формировании личности ребенка. Важно чтобы родители и педагоги со всей ответственностью подошли к этому вопросу.

Для полноценного развития нравственности необходим комплекс мероприятий, ориентированных на это. Личный пример родителей и самое главное – благоприятная и здоровая эмоциональная атмосфера в семье.

Удачи!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Источник

Статья.Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства

Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития в дошкольном детстве. Она предполагает формирование в единстве и взаимосвязи:

– нравственного сознания (нравственных представлений и понятий, знаний норм и правил поведения);

– нравственного поведения (готовности к поступку, действию в соответствии с нравственными нормами и правилами);

– нравственных чувств и отношений (переживаний чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного поступка).

Нравственное развитие в раннем детстве.

Особенности нравственного развития ребенка в раннем детстве:

– нравственное развитие малыша происходит на фоне положительного отношения к взрослому;

– выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения направлено на установление положительных контактов с взрослыми;

– выдвижение взрослым системы требований и приучение ребенка к их выполнению создают основу для нравственного развития малыша;

Читайте также:  Негативное влияние сми на развитие ребенка исследовательская работа

– требования и запреты взрослых нередко нарушаются вследствие объективных особенностей поведения малыша – ситуативности и импульсивности;

– нравственные проявления ребенка тесно связаны с эмоциональным отношением к объекту, на который они направлены;

– у малыша складываются оценочные суждения («хороший», «плохой») сначала как подражание оценкам взрослых, а затем как выражение отношения ребенка к себе и другим;

– нравственное поведение возникает стихийно, по побуждению взрослого или под влиянием ситуации и не осознается малышом как таковое;

-формируются первые нравственные привычки и качества, прежде всего в бытовой и предметной деятельности;

-создаются возможности для того, чтобы подвести малыша к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые он включен.

Нравственное развитие в дошкольном возрасте.

Период дошкольного детства является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных норм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от 3 до 6 лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок преимущественно осваивает сферу нравственных норм, принятых в человеческом обществе. Моделирование взаимоотношений между людьми в сюжетно-ролевой игре предполагает объединение детей, в котором они в целях успешного осуществления совместной деятельности контактируют на основе нравственных норм. В отношениях по поводу игры у детей преимущественно формируется реальный уровень выполнения нравственных норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т.д. то есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает . Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной). При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что он по-другому не может. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.

Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:

Читайте также:  Влияние сми на развитие личности ребенка

– в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;

– первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, т. е. нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

Таким образом, особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте выражаются в следующих суждениях:

– у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

– возрастает действенность нравственных представлений;

– возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой .

Источник

3
4
14
214
3,23
30
32

, .

, , , .

, , ., ., ., ., .. (38,39,40), .. (10,11), .. , .. (27-33) .

.

:

1. , .

2. .

3. , .

:

: .

1.

1.1 .

. , , . , , .

[9, . 38].

-. , , , . . , . , , .

, (.. ) .

, , , , .

– . , , , . . . . , .. . , , , .

, , . , , .

.. . , , . . , , , , , .

, : , ? – . , . , , . , . : , , . , , , , . , . , [39, . 46-49].

, . . .

, – , .

-. , , , , , .

. , . , . , , , . , ( , ) .

– . , , – , .

.

( 4 10 ). , . : , . , .

( 10 13 ). , . , . 12-13 , .

( 13 ). , . , , [19].

, .

. (1896-1980) . . . . , , .

. . , , . , , .

, , , .

. , , ..

. . 4-7 – : – , , , . , (), “” – [6, .43-49].

, , .

. – . – , (. . , ), , , .

, , . , , – , . , , , , , [27],[31]. , . , , ( , , ). , , , ( ); . , [30].

. , ( ). ( , ).

( ), . , [27] ( ) ( ), ( , , , – ). , , .

, , . , , ( ), , , [31]. – ; , , , . , .

, . , . , (. [31]). , . , ( , ); () , ( ) ( ) , . , , ( ).

, . . .

.. (1824-1871), , .

.. , , , , , . – , , , .

.. , , , – , .

30- . . , , .. (1896-1934), .. (1902-1977) .. (1903-1979), – .

, , . , . , .

. , , . , , , .

, “”, , , ” “, ; , , , , .

” , , , , , . , . , , , , , .

2 : 1) 2) ?

, , – , ” , . . , , “.

.. , , . (.. , .. , .. , .. , .. .).

1.2.

2 . , . 7 , . , , , , . , . , . , , , . , , , . , – , , .

. . , , , .

, , . , , . , . . , . , , , , , . . , .

, , , , , : , . , , , .

, , , . , . , – . . , – , [35, . 83].

, , . ; , , , , . , .

; . , ( , – 6-7 ) .

, . , , .

, – . ( , , , ), , , .

, , , , .

– (, ) (). , : , . . , , .

, . -, , – , , , . .

-, .

-, .

-, . , . . . , , , , , , .

, , . , , .

, , , .

. – . , .

, , , . , [17, . 71].

, , . , , . . , . . – , . , , , , .

?

. , . , , , – . , . , , , ( , ), : , , .

, , , , – . , . . , .

, . , – , – .

, -, – – . , , .

, . ( , , ) . , . – – .

, , , . , , , . , , . , . . , , – . , , [14, . 39].

, ” – “, () ( ), ( ) , . , . , , . , 6-7 ( ” “, ” ” ..). , . ” “, ” ” .. – , , : , , .

6-7 ( ). , , , ( “” ” “; ; , ).

: , , 2 , , 1 .

, , . 7 , , . ( ) (, ..), , , – .

: ” ? – – ? – …”

(, , ) – 8-10 . .

, ; . , , ( , – 6-7 ) . , “” 7 , . , , , : , ; , ; [1, 216].

, ( , ), . , , , ( – , ; ; ; ..).

1.3. ,

. , .

:

)

)

)

) ..

. “” .

, , . . .

. . , . , , . , . . , , , , .

, . ( , ), : , , , ..

. , , . , . , , . , , , .

, . , , . , , . , , . . , , . . .

, , – . . . , .

. , , , . . , . , , .

, , , , , , .

, . , , , . , .

, , , . , – , .

, , , .

. , , , , , , . , , .

, (, , , , , ..).

(, -, ) , , , :

( , , ),

( , ),

(- ),

( , ),

( ).

-, , . , , , (, ..). . , , . “”, , , .

-, – , , , , , .

-, , , , .

” ” . . , , , – – , , – . . , , .

, , , . , , .. – . , .

, , , .

.

, . , . .

, , . , , .

. , .

– , , . , , . , , , , , .

, – . ¾ , .

. : , , .

– , , , . , – .

– , , , – . , , , , . (, , , , ), . , : .

, , , . .

.

.

1. . . . ., 2004.

2. .. // . 1984. 4.

3. . . . ., 1968.

4. .., .. // . 1975. 1.

5. .. . .: , 2005.

6. . . . . / .. , – : , 2005.

7. .. . ., 1997.

8. . . . ., 2003.

9. .., .. . ., 2002.

10. .., .. . ., 1986.

11. .., .., 6-7 // . 14. . 1988. 2.

12. .. . .: , 2006.

13. .. . . .: , 2002.

14. .. : – . .: , 2007.

15. .. : , , . .: , 2003.

16. .. // . ., 1968.

17. . . . . . . .: , 2005.

18. .. : (. . -) / . … .: , 1989.

19. .. : . ., 2001.

20. . / . .., .. . – ., 2002.

21. : / . .. . .: , 2006.

22. / . .. … ., 1965.

23. .. . ., 2001.

24. . ., . . ., 2000.

25. .. JI.C. .. // . 1996. 5.

26. . .// . 1999. 10.

27. . . . . . 14. , 1978, 3, . 1325. 8

28. . . ( ). ., 1984.

29. . . . , 1978, 2, . 8190. 9

30. . . . ., 1976. 144 . 7

31. . . . , 1979, 3, . 4755. 10

32. . . . . 14. , 1979, 2, . 3647. 11

33. .. . // . 1983. – 4. . 29-38.

34. .. // . 1980. – 10. . 32-34.

35. .. : . . . . 4- ., . .: , 1999.

36. .., .. // . 1988. – 4. . 17-19.

37. . ., . . . .: / . . . . ., 1977, . 59108. 17

38. .. . ., 1984.

39. .. , , , // . 1988. 1.

40. .., ., ., . 5 7 // . 1999. – 4 . 15 19.

Источник