Нравственная сфера личности ребенка ее развитие

Ольга Романова
Развитие нравственной сферы личности дошкольника

Личность – это понятие, которое отображает устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры.

Нравственное развитие включает в себя два значимых понятий нравственность и мораль.

Мораль подразумевает под собой сложившиеся ценности, устои и нормы поведения, которые задаются обществом. Эти правила внушаются человеку с его детства.

Нравственность – это важная составляющая личности, предполагающая добровольное принятие норм и устоев в обществе. Нравственность проявляется в отношении к обществу, определённым людям, труду и Родине. Она формируется с детства и показывает процесс усвоения и принятия общественных понятий.

Под нравственным развитием дошкольника принято считать процесс усвоения правил поведения, заданных обществом. В будущем эти правила поведения служат для него регуляторами в правильности выбора его поступка.

Главной составляющей развития нравственной сферы следует считать семью. Она является первым социальным институтом. Именно она призвана воспринимать, воспитывать, обучать и поддерживать всех её членов.

Семья выступает начальным источником формирования личности человека, передачи необходимой информации, памяти и традиций. Именно родители являются главными воспитателями, помогающими ориентироваться ребёнку в дальнейшей жизни.

На собственном примере родители могут объяснить правильность выбора собственных поступков, а также показать, например, что нужно заботиться и помогать тем, кто слабее нас. Легче всего это можно сделать на примере общения с домашними животными, с помощью правил ухода за ними. Это позволит привить дошкольнику чувство гуманности и ответственности.

Существует ряд способов, с помощью которых можно грамотно развить нравственную сферу дошкольника.Этому могут способствовать художественные средства: литература, живопись либо кино. Читая книги, просматривая видео- и мультфильмы дошкольник познаёт мир вокруг себя и переживает совместно с главными героями большое количество эмоций. Также художественная литература благоприятно влияет на развитие кругозора, мышления, памяти и воображения.

К третьей группе средств относится групповая деятельность. Она может быть представлена игрой, трудовой или умственной деятельностью. Главное – это чувство коллективизма. У ребёнка формируется чувство ответственности за своё поведение и его друзей.

Следует выделить такое средство развития нравственной сферы, как атмосферу. Окружающим людям следует проявлять и показывать своими действиями гуманность, доброжелательность и отзывчивость. Поведение ребёнка в будущем, в основном, складывается из увиденных ранее примеров.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С помощью неё можно скорректировать деятельность ребёнка, показать как следует себя вести в определённой ситуации с помощью правил, которые следует соблюдать, а также обучить его различным умениями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным периодом в развитии человека считается дошкольный возраст.

Познавая окружающий мир и взаимодействуя с ним, у ребенка, несомненно, происходит процесс развития нравственной сферы и освоения социально значимых качеств. В этот момент очень важно благоприятно воздействовать на ребёнка для усвоения им правил, принятых в обществе и стремления к идеалу.

Источник

Особенности нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста

«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», – определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нравственными нормами, моральными представлениями  и правилами поведения, взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе.

Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. 

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является по мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.»

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Можно назвать следующие общечеловеческие ценности, формируемые у детей дошкольного возраста: доброта, чуткость, забота, милосердие, отзывчивость, сопереживание, сочувствие.

Читайте также:  Развитие ребенка в месячного возраста

Показателем нравственных представлений человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.

 Нравственное представление – это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру. Важным условием развития нравственных представлений является образовательная среда, в которой закладывается адекватная иерархия целей и ценностей жизни человека .

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Таким образом, овладев моральными представлениями, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. У ребенка складываются морально одобряемые и морально-ценностные  отношения к другим людям, в сфере морально ценных переживаний. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например сочувствие чужим бедам и радостям, внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, а также переживание вины при нарушении норм. Характерно для всех нравственных норм то, что они укрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Взрослых нельзя обманывать», «Нельзя обижать слабых», «Нельзя слушать громкую музыку» и т.д. Дети дают оценку того, что можно делать, а что нельзя. Если дошкольник, который объясняет, почему необходимо соблюдать норму, тогда можно говорить о его сформированности понимания нравственной нормы.

Нравственные нормы – общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.

Моральные представления -система принципов, норм и правил должного поведения в обществе.

Степень осознанности поведения способствует формированию более высокого, по сравнению со средним дошкольным возрастом, активного умственного развития старшего дошкольника. Начиная, с 6-7 лет, дети понимают смысл нравственных правил и требований, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение дошкольника становится более сознательным и целенаправленным. У детей формируется ответственность за свое поведение, элементы организованности, самоконтроля. Свой первый опыт нравственного поведения, дети накапливают, в дошкольном возрасте, у них формируются первые навыки дисциплинированного и организационного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя полезной и интересной деятельностью, поддерживать чистоту и порядок окружающей обстановке.

Большую роль для старшего дошкольника начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, плохой, злой, честный, ябеда и пр.), но объединяет их из собственного опыта с конкретной ситуацией, что объясняется конкретной образностью детского мышления. Легче понять наглядно дошкольнику содержание нормы и отнести к себе, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она осознается, если видеть последствия соблюдения или нарушения нормы. Не случайно, у дошкольника одним из самых отрицательных качеств считается жадность, ведь главная причина конфликтов между детьми состоит в том, что каждый хочет получить привлекательный предмет.  Если игрушка оказалась недоступна, тогда дошкольник переживает сильные отрицательные эмоции. Ребенок не только узнает и понимает норму, но и относит ее к определенной категории: «хорошо» или «плохо». Он старается дать ей оценку. Развитие моральных оценок, в старшем дошкольном возрасте, неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Во время бесед с родителями и воспитателями инициатором становится старший дошкольник, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».

Сознательная нравственность преобладает над стихийной у дошкольников в возрасте 5-7 лет. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.Чтобы коллективная деятельность была успешной, старший дошкольник понимает, норму необходимо соблюдать. За соблюдением нормы во внешнем контроле со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в старшем дошкольном возрасте являются :

 ∙ у детей формируются первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;

 ∙ расширяется действенность нравственных представлений;

 ∙ проявляется сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает соответствовать нравственной норме.

 Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя.

Читайте также:  Центр развития ребенка ижевск ленинский район

Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых – «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, старший дошкольник подходит к реальной самооценке .

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие нравственные представления, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким).

Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Источник

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а’ что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

Дети 3-4 лет не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший».

В 3-4 года ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности.

У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное – создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

Читайте также:  Сны по 40 минут у ребенка скачок развития

Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
– у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
– возрастает действенность нравственных представлений;
– возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

29.Роль семейного воспитания в становлении морально-нравственных норм ребенка.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и подростков. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам

Проблема воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

Именно в подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Сущность нравственного воспитания: воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.; нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.



Источник