Нпр ребенка в 3 года
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Подготовил
педагог-психолог МБДОУ
детский сад «Солнышко»
Щербинина Анастасия Викторовна
с.Каратузское
2017 г.
Диагностика нервно-психического развития детей 3-4 лет
Линия развития ребенка (возраст 4 года) | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие |
Понимает содержание рассказов, сказок. Понимает содержание картинок со скрытым смыслом | При рассматривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуется многословными придаточными предложениями. | Классифицирует 2 группы предметов, каждая из которых состоит из 4 карточек (4 лишняя). Называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). | Складывает разрезную картинку из 3-4 частей, играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их. | Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. | При одевании самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки, ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой. | Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами | Изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) | В деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия |
Методика определения нервно-психического развития ребенка (К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина)
- Понимание речи.
- Ребенок понимает содержание сказок и рассказ о событиях, которые сам не видел, но с отдельными элементами знаком. (возраст 3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог читает сказку «Курочка Ряба».
Ожидаемый результат: ребенок с интересом слушает педагога, отвечает на его вопросы о содержании сказки (если ребенок на вопросы не может ответить (не разговаривает), педагог задает наводящие вопросы и просит показать объект или ситуацию на картинках книги).
- Ребенок понимает содержание картинок со скрытым смыслом. (возраст 4 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог показывает ребенку сюжетные картинки и просит рассказать, что произошло на этой картинке.
Ожидаемый результат: ребенок с интересом рассматривает картинку, рассказывает, что произошло на картинке (описывает действие). (Если ребенок не может описать словами действие на картинке, то делает это с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. Педагог оказывает направляющую помощь).
- Активная речь
- Ребенок начинает употреблять сложные предложения. Задает вопросы «Почему?», «Когда?» (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог беседует с ребенком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ребенка с помощью картинки.
Ожидаемый результат: хотя бы раз в своей речи ребенок использует сложное предложение, либо отвечает на вопрос педагога. Ребенок задает вопросы «Почему?», «Когда?»
- Ребенок при рассматривании картинок отвечает на вопросы педагога, использует многословные предложения. (4 года)
Методика обследования: педагог предлагает ребенку рассмотреть сюжетные картинки и рассказать, что увидел на картинках.
Ожидаемый результат: ребенок рассказывает, что видит на картинках, используя многословные предложения.
- Сенсорное развитие
- Ребенок в своей деятельности использует фигуры путем соединения.
Материал: напольная мозаика, изображение несложных предметов (цветок, облако, бабочка). (3 года)
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку мозаику, образец и предлагает выполнить соответствующие рисунки.
Ожидаемый результат: ребенок правильно составляет рисунок из мозаики по образцу.
- Ребенок называет 4 основные цвета (3 года)
Материал: 8 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 4 основных цвета.
- Ребенок классифицирует 2 группы предметов.
Материал: 4 картинки с изображением фруктов, 4 картинки с изображением цветов, 2 плоскостные бумажные корзинки.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку разложить фрукты и цветы в корзинки таким образом, чтобы в одной корзинке были только фрукты, а в другой только цветы.
Ожидаемый результат: ребенок классифицирует группы предметов, верно раскладывает фрукты и цветы в корзинки.
- Ребенок называет 6 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый). (4 года)
Материал: 12 однотонно окрашенных предметов (по 2 одинакового цвета), разной формы.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: «Какого цвета кубик?». Цвета чередуются. (если ребенок не может произнести название цвета, педагог просит: «Покажи красный кубик»)
Ожидаемый результат: ребенок правильно называет (показывает) хотя бы по одному разу 6 цветов.
- Игра и действия с предметами
- У ребенка появляются элементы ролевой игры . (3 года)
Материал: руль для шофера, элементы ряженья (фуражка для шофера).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. В игровом уголке подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Педагог предлагает ребенку поиграть с этими атрибутами.
Ожидаемый результат: ребенок отображает какой-либо сюжет, выполняет роль, которую определяет словом, при этом использует предметы -заместители и воображаемые предметы.
2.Методика обследования: провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?»
Ожидаемый результат: ребенок на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
- Ребенок играет в ролевые игры с двумя-тремя детьми, распределяя роли и выполняя их.
Методика обследования: наблюдение за игрой ребенка в условиях группы, есть ли у ребенка партнеры по игре, берет ли ребенок на себя роль и исполняет ее в соответствии с ситуацией.
Ожидаемый результат: ребенок играет в ролевые игры с детьми, выполняет определенную роль в соответствии с ситуацией.
- Ребенок складывает разрезную картинку из 3-4 частей. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку собрать разрезную картинку из 3-4 частей.
Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезную картинку из 3-4 частей самостоятельно.
- Движения
- Ребенок перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см. (3 года)
Материал: палка длиной 70 см – 1 м или веревка.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Н стене или ножке стула, стола сделать отметки необходимой высоты (10 см) для палки. Палку или веревку можно закреплять на этой высоте или держать в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.
Ожидаемый результат: ребенок перешагивает через палку без поддержки.
- Ребенок умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед. (4 года)
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку, прыгая по дорожке на двух ногах (ограниченной двумя шнурами), допрыгать до кегли.
Ожидаемый результат: ребенок прыгает на двух ногах с продвижением вперед.
- Навыки
- Ребенок самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. (3 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговиц или завязывании шнурков.
- Ребенок пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания. (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация (во время кормления).
Ожидаемый результат: если лицо или руки загрязнились, ребенок сам пользуется салфеткой.
- Ребенок самостоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки; (4 года)
Методика обследования: ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает завязать шнурки.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при завязывании шнурков.
- Ребенок ест из мелкой посуды, пользуется вилкой. (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация (во время приема пищи).
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно ест из мелкой посуды, пользуется вилкой.
- Конструктивная деятельность
- Ребенок делает сложные постройки («гараж», «дом с трубой и дверью», «диван»)
(3 года).
Материал: 4 кирпичика, 1 кубик, 1 призма, 1 цилиндр, сюжетная игрушка, машинка.
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить «дом с трубой», «гараж», «диван».
Ожидаемый результат: ребенок делает сложные сюжетные постройки (гараж, дом, диван), называет их и обыгрывает.
- Ребенок планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами (4 года)
Материал: сюжетные игрушки (кукла, собачка, слоник), машинка, различный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы, цилиндры).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку построить всем игрушкам свои домики.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно делает сложные сюжетные постройки, каждому строит свой домик, соответствующий размерам игрушек. Обыгрывает свои постройки, сам строит гараж для машинки.
- Изобразительная деятельность
Рисование.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает простые предметы и называет их.(3 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «солнышко», «мячик», «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью карандаша или красок изображает предметы, состоящие из нескольких частей (дом, машина, поезд) и называет их.(4 года)
Материал: лист бумаги, карандаш или краски (гуашь).
Методика обследования: провоцирующая ситуация. Педагог предлагает ребенку нарисовать «домик», «машину», «поезд».
Ожидаемый результат: ребенок изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Рисунок должен иметь сходство с названным предметом.
Лепка.
- Ребенок с помощью пластилина изображает простые предметы и называет их.(3 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «колобка», «морковку» или «грибок».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Ребенок с помощью пластилина изображает предметы, состоящие из нескольких частей, и называет их.(4 года).
Материал: кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4-6 см, диаметром 1,5-2 см.
Методика обследования: специально подготовленная ситуация. Педагог дает ребенку кусок пластилина в виде цилиндра и предлагает вылепить «птичку», «гусеницу» или «снеговика».
Ожидаемый результат: ребенок лепит из пластилина какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей, и обязательно называет его, при этом изделие должно иметь сходство с названным предметом.
- Социальное развитие
- Ребенок проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам». (3 года)
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог поддерживает самостоятельность ребенка, его инициативность, дает положительные оценки его «творческой деятельности».
Ожидаемый результат: ребенок проявляет самостоятельность.
- Ребенок в деятельности начинает ставить цель, сопоставляя между собой отдельные мотивы действия (4 года).
Методика обследования: естественная ситуация. Педагог наблюдает, какие цели ставит перед собой ребенок и какими способами добивается этой цели.
Ожидаемый результат: ребенок ставит перед собой цели.
Литература:
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика детей раннего возраста. Развивающие игры и занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Психоречевая диагностика детей 3-7 лет/ авт.-сост Е.П.Кольцова, О.А.Романович. – Волгоград: Учитель, 2012.
Источник
Статья:
По мнению психологов, три года – это самый удивительный возраст, который характеризуется для ребенка главным достижением: он уже не только слушает, но и слышит взрослых! Очень часто взрослые не в состоянии оценить возможности детей в возрасте трех лет, считая, что развивать их в этот период еще слишком рано.
Существует мнение, что активно развивать малыша следует начинать только за год до школы. И это мнение ошибочно. Слишком напористое обучение старшего дошкольника в стремлении идеально подготовить его к школе приведет к переутомлению ребенка и к исчезновению у него желания учиться. Так что развивать малыша нужно еще с трех лет, постепенно и размеренно.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
В три года малыш растет, но уже не так быстро, как в первые годы после рождения. Вес девочек в этом возрасте составляет от 13 до 16 килограммов, мальчиков – от 13,7 до 16 килограммов. Нет повода для беспокойства, если ребенок по весу не соответствует норме. Если малыш весит немного больше или меньше, то это можно списать на индивидуальные особенности его развития. То же касается и роста. В среднем ребенок в возрасте 3 лет должен достигать 1 метра в высоту. При этом мальчики, как правило, немного выше девочек в этом возрасте.
А вот если кроха начинает неравномерно расти, существенно прибавляя в росте и поправляясь в один месяц и резко худея в другой, то необходимо срочно обратиться в эндокринологу.
Развитие речи ребенка 3 лет
Если малыш в этом возрасте не проявляет интереса к общению, то нужно набраться терпения и подождать хотя бы несколько месяцев. В три года у ребенка наступает пик развития речи, поэтому, даже если в начале этого периода кроха не говорит, к концу третьего года он обязательно постарается наверстать упущенное. В возрасте от трех до четырех лет малыш должен уметь:
- называть собственную фамилию, имя, адрес;
- пользоваться более чем 250 словами;
- давать ответы на вопросы;
- правильно строить простые и сложные предложения;
- сочинять и пересказывать сказки и истории.
Как развиваются мыслительные процессы у трехлеток?
Трехлетний возраст детей многие родители запоминают по бесконечным вопросам чад, которые хотят знать все на свете. Они спрашивают о том, почему солнце светит и греет, почему летают птицы и лают собаки. Родители должны быть готовыми к тому, чтобы давать простые, понятные и вместе с тем правдивые и исчерпывающие ответы на вопросы маленьких почемучек.
Если мыслительные процессы проходят нормально, то в три года малыш должен уметь:
- отличать основные цвета;
- фантазировать во время игр и рассказов;
- выполнять сразу несколько простых команд;
- запоминать несложные песенки и стишки, воспроизводить их по желанию;
- знать простые числа;
- считать до пяти;
- группировать предметы по цветовым и геометрическим признакам;
- находить ответы на загадки, соответствующие возрасту;
- запоминать и узнавать родственников и друзей по фото.
Развитие двигательных навыков у детей трех лет
Если ребенок физически развивается в соответствии с возрастом, то с трех до четырех лет он будет должен уметь:
- Преодолевать препятствия в виде лестниц
- Играть с мячом как ногами, так и руками
- Удерживать равновесие во время движения на одной ноге
- Кататься на простом трехколесном велосипеде
- Двигаться вперед и назад одинаково быстро и уверенно
- Низко наклоняться, не теряя равновесия.
Развитие моторики в три года
В три года ребенок по-прежнему гибкий и пластичный, а его мелкая моторика становится более совершенной. В это время младший дошкольник умеет:
- играть карточками с картинками, книжками с твердыми страницами;
- делать аппликации с помощью детских ножниц и цветной бумаги;
- рисовать простые геометрические фигуры и силуэты людей;
- писать простые печатные буквы;
- строить башни из многочисленных кубиков;
- самостоятельно одеваться или раздеваться;
- открывать крышки на бутылках и банках;
- использовать несколько цветов красок или карандашей для рисования.
Эмоциональное развитие ребенка трех лет
Трехлетний дошкольник становится развитым не только физически, но и эмоционально. Он уже более адекватен в общении, может контролировать собственные эмоции, в том числе и негативные, например в детском саду.
Более того, трехлетние малыши более коммуникабельны, чем двухлетние. Они уже способны находить общий язык со сверстниками, искать простые и эффективные решения для возникающих в процессе общения проблем.
Развитие считается нормальным, если в три года малыш умеет:
- повторять за родителями и друзьями;
- демонстрировать симпатии;
- понимать значение слов вроде «мое» или «его»;
- уметь проявлять и контролировать эмоции.
В этом же возрасте можно увидеть, как развивается воображение малыша. Ребенок с удовольствием фантазирует, чем иногда повергает родителей в шок. На самом деле фантазии – это совсем не плохо, главное – направить их в позитивное русло, стараясь обходить с малышом опасные темы, вызывающие у него страхи и напряжение.
Как мыслят и анализируют информацию трехлетние дети?
Развитие трехлетних малышей уже позволяет им строить причинно-следственные связи. Дошкольники способны выявлять отличия на картинках или в предметах, различать цвета, геометрические формы, действия. Ребенок в этот период особенно любопытен, он с удовольствием изучает окружающий мир, привлекая к процессу знакомства старших и задавая им бесконечные вопросы.
Задача родителей в это время – проявить терпение и постараться ответить на все интересующие малыша вопросы. Если ответа нет, то можно воспользоваться Интернетом или самой простой детской энциклопедией.
Трехлетний малыш уже умеет многое, что способно упростить ему жизнь. Кроха способен строить логические связи, одновременно удерживать в поле зрения несколько предметов, запоминать простые песенки и стихи, собирать пазлы и конструктор «Лего».
Детки в этом возрасте способны считать до пяти или даже до десяти, творчески мыслить, рисовать и чертить. Они наблюдательны и склонны к анализу всего, что происходит вокруг них. Родители должны помогать ребенку развивать творческое начало, вместе с ним решать поставленные задачи, усложняя их по мере развития малыша.
С ребенком в этом возрасте нужно заниматься в творческом направлении, много гулять, разговаривать, знакомя его с окружающим миром. Стимулировать развитие дошкольника будут развивающие настольные игры, книжки и картинки, краски, пластилин и разбирающиеся игрушки.
О развитии бытовых навыков
Ребенок после трех лет довольно независимый и самостоятельный. Ему уже не так важно, чтобы родители постоянно были с ним рядом. Малыш знает, где лежат его вещи и как их использовать по назначению. В этом возрасте малышу уже можно выделить собственную зубную щетку, полотенце и мыло, полку в шкафу и место для обуви в коридоре. Большинство деток в этом возрасте умеют:
- без помощи взрослых одеваться и раздеваться;
- застегивать и расстегивать пуговицы;
- складывать одежду;
- чистить зубы;
- ставить на место обувь;
- самостоятельно есть;
- мыть руки перед едой;
- правильно пользоваться столовыми приборами и пр.
На этом этапе очень важно, чтобы родители помогли малышу освоить как можно больше навыков, способных упростить ему жизнь и ускорить развитие. Это важно также и потому, что малышу рано или поздно нужно будет поступать в детский сад, где воспитатели не смогут ему уделять столько внимания, сколько уделяют родители. Научите кроху следить за вещами, помогать по дому, собирать за собой игрушки – и воспитатели в детском саду будут очень благодарны вам за проделанную работу.
Знакомство с окружающим миром
Малыш трех лет, развитие которого происходит по запланированному графику, должен уметь:
- узнавать и называть основных животных, причем как диких, так и домашних;
- знать названия основных птиц и насекомых;
- узнавать и называть основные растения (цветы, деревья);
- называть фрукты, ягоды, грибы;
- называть материалы, из которых были изготовлены знакомые ему предметы;
- различать времена суток;
- знать об основных явлениях природы.
Знакомство с миром музыки
Развивать музыкальные способности ребенка можно с трехлетнего возраста. Одни детки более музыкальны, другие – менее, но каждый из них в этом возрасте уже должен уметь:
- двигаться в ритм под музыку;
- воспроизводить звуки;
- регулировать громкость звука.
Кроме того, ребенок в этом возрасте должен иметь представление о звуках окружающего мира, различать пение птиц и рокот зверей, шелест деревьев и шум дождя.
Особенности развития внимания и памяти ребенка
Трехлетний малыш должен за несколько минут выполнять следующие задания:
- группировать парные предметы;
- выбирать из группы предметов лишний;
- анализировать свойства предметов и группировать их по признакам.
О гармоничном развитии памяти малыша 3 лет будут свидетельствовать следующие умения:
- запоминать сразу несколько картинок;
- запоминать слова и фразы, повторяемые несколько раз;
- воспроизводить движения, несколько раз показанные взрослыми;
- запоминать отдельные признаки предметов.
В возрасте трех лет можно начинать развивать математические способности ребенка. Нормально развивающийся дошкольник должен уметь:
- Считать до трех или до пяти, используя пальчики на руке;
- Различать понятия «широкий-узкий», «большой-маленький», «высокий-низкий» и пр.;
- Знать основные цвета и геометрические фигуры (их малыш уже сможет начертить на бумаге);
- Сравнивать и группировать предметы по схожим признакам;
- Сравнивать число предметов.
Когда время бить тревогу?
Развитие детей в три года происходит в каждом отдельном случае по-разному. Если один малыш развивается быстрее, радуя родителей, то другой может развиваться медленнее, и это не всегда является поводом для беспокойства.
Между тем, понимая, что ребенок развивается по индивидуальной схеме, важно не пропустить момент, чтобы вовремя выявить возможные признаки задержки развития и начать их корректировку. Итак, вам необходимо обратиться к детскому врачу, если у вашего трехлетнего малыша наблюдаются следующие признаки:
- Неумение играть с мячом или ездить на трехколесном велосипеде.
- Излишне частые падения и сложности во время спуска или подъема по ступенькам.
- Неумение пользоваться карандашом или фломастером одном рукой, неспособность начертить простую геометрическую фигуру.
- Неумение строить сложные предложения с использованием местоимений и наречий.
- Обильное слюновыделение.
- Неспособность сложить башню из более чем четырех кубиков.
- Нежелание оставаться в обществе взрослых или детей без родителей.
- Нежелание принимать участие в играх, отсутствие фантазии.
- Апатия по отношению к детям или членам семьи.
- Неспособность контролировать собственные эмоции.
- Непонимание требований взрослых.
- Неспособность к зрительному контакту.
- Нежелание и неспособность обслуживать себя.
Если малыш в возрасте трех лет не способен делать то, что с легкостью делал еще несколько месяцев назад, то, скорее всего, это один из признаков нарушения развития. Чтобы не допустить осложнений, нужно будет срочно обратиться за консультацией к педиатру.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник