Нпр ребенка 5 лет
Ребенку исполнилось 5 лет.
Как будет развиваться его психика в этот период? Как родители могут помочь этому?
В какие игры рекомендуется играть с пятилетним ребенком?
Что такое “кризис 5 лет”?
Эти вопросы раскрываются в этой статье.
Содержание:
- Развитие психики в 5-6 лет
- Интеллектуальная сфера
- Речевая сфера
- Эмоционально-волевая сфера
- Игровая деятельность
- Подотовка к учебной деятельности
- Коммуникативная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психики детей в 5-6 лет
Возраст 5-6 лет называют старшим дошкольным возрастом.
Ребенок постепенно приобретает те знания и навыки, которые будут ему нужны для обучения в школе.
Кроме этого, он активно познает мир и социализируется в обществе.
Он учится выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.
Пятилетний ребенок начинает постигать нравственные категории. Например, добро и зло, чуткость и безразличие и т.п.
Он начинает контролировать свои поведение и эмоции, а также рассуждать и высказывать свое мнение.
Интеллектуальная сфера
Пятилетний ребенок начинает осознавать нормы и правила поведения. Теперь он понимает, что есть дела, которые необходимо выполнять. Поэтому он учится регулировать свое поведение. Например, ребенок старается доводить до конца нужную работу, не отвлекаясь на более интересные дела. Допустим, наводить порядок в игрушках, а не играть с ними.
В 5-6 лет возникает учебная мотивация. Ребенок хочет научится чему-либо, чтобы выглядеть знающим и умеющим перед сверстниками. А обучается он этому в процессе игры.
Также, пятилетний ребенок начинает понимать, какими качествами личности он хочет обладать К примеру, на какого сказочного героя или знакомого человека он хотел бы походить.
Еще он теперь представляет, какими качествами, внешностью и поведением должны обладать женщина и мужчина.
Растет и кругозор ребенка. Он интересуется необычными явлениями и фактами, с удовольствие слушают истории из жизни. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить услышанную информацию.
Внимание
Внимание становится намного устойчивее, чем раньше.
Теперь ребенок может удерживать в поле своего зрения 5-6 объектов одновременно. Также он умеет распределять свое внимание и переключаться на нужный предмет или действие.
А еще пятилетка может выполнять сложные инструкции, переходя от одного вида деятельности к другому, при этом помня про цель.
Память
В этот период продолжает формироваться произвольная память.
Ребенок уже умеет своим усилием запомнить 5-6 предметов. Запоминание может быть как зрительным, так и на слух.
Как и прежде, он хорошо запоминает те события, с которыми связаны сильные эмоции (восторг, испуг, удивление и т.д.).
Мышление
Совершенствуется образное мышление. Пятилетние дети способны решать свои задачи, не только опираясь на предмет, но и в уме.
Также они учатся обобщать, а это — снова словесно-логического мышления школьника. Так появляется способность рассуждать, анализировать и делать выводы.
Восприятие
В 5-6 лет продолжают совершенствоваться такие понятия, как форма, цвет, величина, время, положение в пространстве и т.д. Эти знания начинают выстраиваться в систему.
Ребенок теперь умеет различать оттенки цвета. А также может расставить около 10 предметов по убыванию или возрастанию.
В 5 лет понятие времени пока еще слабо развито. Поэтому дети могут путаться во временах года и днях недели.
Воображение
Воображение настолько хорошо развито, что в процессе игры ребенок начинает фантазировать, то есть придумывать нечто абсолютно новое. Например, сказочного героя или место его обитания.
Также ребята с удовольствием сочиняют сказочные истории.
Речевая сфера
Речь также быстро развивается. В 5-6 лет дети уже умеют произносить самые сложные звуки — например, Р, Л, Щ, Ж, Ш, С.
Они учатся фонематическому слуху, что позволяет им распознавать все звуки и понимать их местонахождение в слове.
В своей речи дети уже используют все части речи. Им нравится придумывать новые слова.
Они учатся пересказывать текст с помощью картинки, уделяя внимание деталям.
А еще ребята активно пользуются интонацией при чтении стихов или в процессе игры.
Эмоционально-волевая сфера
Дети пока слабо могут управлять своими эмоциями. Но все же ребята постепенно учатся регулировать и их, и свое поведение. Они начинают стремиться довести работу до конца, ведь у них зарождается чувство долга.
Пятилетние дети учатся контролировать свои импульсивные чувства и желания.
Для них теперь важна не только положительная оценка родителей. Они радуются хорошему настроению окружающих и тому, что предвидят хороший результат своей деятельности.
Дети учатся выражать свои эмоции мимикой и интонацией, а также сопереживать другим людям. У них развиваются эстетические чувства.
В целом, в 5 лет дети очень любознательны и открыты новым знаниям.
Игровая деятельность
В 5-6 лет дети любят играть в сюжетно-ролевые игры.
В игре они уже не просто выполняют определенный набор действий. Теперь в ней есть сюжет, содержание и роли для каждого участника. При этом ребята учатся согласовывать свои действия с действиями других детей, чтобы выполнять свою игровую роль. А в процессе игры они начинают “вставать на место” сверстников и принимать их точку зрения.
В своих играх дети активно используют предметы-заместители.
Игры с детьми 5-6 лет
Игры и игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит ему гармонично и своевременно развиваться.
Вот какие игры и игрушки подходят пятилетнему ребенку:
- настольно-печатные игры — лабиринты, квесты;
- игрушки для развития мелкой моторики — конструкторы, лего, паззлы, мозаики, наборы для моделирования и т.д.;
- для творчества — аппликации, работа с ножницами, карандаши, краски, мольберт, раскраски по номерам и т.п.;
- для сюжетно-ролевых игр — наборы парикмахера, продавца, повара, полицейского и т.д.;
- для крупной моторики — подвижные игры на улице, с мячами, скакалками и т.п.;
- чтение детской литературы — с обсуждением качеств героев, их поступков и т.д. Можно предложить ребенку придумать окончание сказки или создать сказку на новый лад;
- компьютерные игры, но не больше 10-15 минут в день.
Подготовка к учебной деятельности
В возрасте 5-6 лет психика ребенка начинает созревать для учебной деятельности. Он уже может удерживать внимание достаточно долгое время, хорошо владеет речью и обладает довольно широким кругозором.
Ребенок учится доделывать полученное задание до конца, не отвлекаясь на более интересные занятия.
Кроме этого, начинает формироваться физическая и социальная готовность к школе.
Для этого ребенку предстоит освоить такие навыки:
- понимать и выполнять различные по сложности инструкции взрослого;
- делать задание по образцу;
- соблюдать установленные правила;
- самому искать информацию, находить решение проблемы;
- уметь преодолевать трудности.
Важно знать, что специалисты не рекомендуют начинать обучение в школе раньше 7 лет.
Чтобы подготовить ребенка к будущей учебной деятельности, можно заниматься кратковременными занятиями в развивающих группах и кружках.
Коммуникативная сфера
В этом возрасте сверстники очень важны для ребенка, также как и его место среди них. В группе детей уже можно распознать “звезд” и, наоборот, малозаметных детей.
Ребята стремятся завоевать уважение других детей, для них важна их оценка. При этом, к поступкам сверстников они очень категорично настроены, но к себе столь жестких требований не предъявляют.
Пятилетние дети начинают осознанно выбирать себе партнеров по играм по своим критериям. Например, стремятся общаться с мальчиком, с которым интересно играть, или с доброй, симпатичной девочкой.
В 5-6 лет дети начинают разговаривать друг с другом не только о том, что происходит здесь и сейчас в игре. Теперь они делятся с товарищами воспоминаниями о том, что они видели, где были и т.д. Собеседники начинают внимательно слушать друг друга и эмоционально сопереживать.
Дети учатся самостоятельно организовывать игру. Они заранее, а потом и по ходу действия, вместе обсуждают правила, придумывают, как должен вести себя тот или иной персонаж в игре. Также они сами выстраивают ход действия, сюжет, подыскивают нужное пространство и т.д.
Пятилетним ребятам очень интересно общаться со взрослыми людьми. Они стараются привлечь внимание старших, вовлечь их в разговор.
Ребенку важно, чтобы родители общались с ним на равных, по душам. Ему хочется делиться со взрослыми своими мыслями и рассуждениями, а также узнавать от них новую и интересную информацию.
Трудности возраста
В этом возрасте человечек вступает в период, который психологи называют кризисом 5 лет.
Вот его признаки:
- ребенок стал менее разговорчивым, он замкнулся в себе, перестал делиться с родителями своими радостями и успехами;
- он начал бояться нового, стал неуверенным в себе;
- ребенок начал раздражаться по пустякам и грубить окружающим;
- он стал часто капризничать или закатывать истерики;
- пятилетка начал копировать и передразнивать окружающих;
- он стремится к самостоятельности и яро ее отстаивает.
Этим проявлениям психологи дают такие объяснения.
В 5 лет ребенок уже многое умеет, и поэтому кажется себе взрослым. При этом, он отдает себе отчет в том, что он еще не во всем может быть самостоятельным. А взрослые, в свою очередь, далеко не всегда воспринимают его всерьез. Это и порождает конфликт.
Также ребенок хочет активно общаться с другими детьми. Но иногда это общение разочаровывает ребенка. Ведь зачастую у каждого из сверстников — свои представления о том, как должно происходить это общение.
Родители могут заметить, что ребенок стал холодным и отчужденным. Это происходит потому, что он не обладает нужным запасом слов и понятий. Ему сложно объяснить взрослому, что он чувствует и о чем думает.
Пять лет — время, когда начинает проявляться характер личности. В то же время родительский авторитет немного начинает падать. Дети перестают быть безусловно послушными и начинают отстаивать свое мнение.
При всем этом, нервная система пятилетнего ребенка часто подвергается стрессовым ситуациям. Поэтому в этом возрасте у многих детей возникают страхи. Они начинают бояться одиночества, темноты, им страшно разочаровать родителей и т.п.
Благоприятное развитие: советы для родителей
Чтобы сгладить проявления возрастного кризиса, необходимо давать ребенку больше самостоятельности. Нужно позволить ему самому справляться с поставленными задачами.
Ребенку важно получать теперь чуть больше свободы, а также личной ответственности. Он должен четко знать границы дозволенного.
Стоит поручать ребенку посильную помощь по дому, которая будет лежать только на его плечах. Например, заботиться о комнатных растениях. При этом нужно обязательно благодарить ребенка за помощь, подчеркивать важность того, чем он занимается.
Родителям рекомендуется беседовать с сыном или дочерью по душам, обсуждать эмоции, чувства, мотивы и последствия поведения людей.
Чтобы ребенок не замкнулся в себе, надо, чтобы отношения с родителями были доверительными. Ему очень важно знать, что взрослым важны его интересы и успехи.
Нельзя прилюдно критиковать и наказывать ребенка. Если его ругают, он должен четко понимать, за что и почему.
Нужно отмечать успехи ребенка и его стремление к новому.
Чтобы снизить нагрузку с нервной сиситемы, стоит включить в режим дня не только активные игры днем, но и спокойные прогулки перед сном.
Нужно как можно меньше позволять ребенку смотреть телевизор и играть в компьютерные игры.
Стоит помнить, что период кризиса — не время для серьезных умственных нагрузок.
Надо давать ребенку задания умеренной сложности. Такие, с которыми он самостоятельно сможет справиться.
Важно учить ребенка доводить дело до конца.
В 5-6 лет психика созревает настолько, что ребенок готов осваивать умения и навыки, которые пригодятся в школе. Кроме этого, активно формируется эмоциональная и коммуникативная сфера его деятельности.
Также 5 лет — это возраст, когда возникает очередной кризис психического развития. Ребенок стремится опровергнуть родительский авторитет и получить больше личной свободы. Родителям важно поддерживать ребенка в этот непростой период, и проявлять терпение и понимание.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Психические функции и социальное поведение
Показатели развития
Соответствуют норме
С отклонениями
4 года
1. Мышление и речь. Специальные задания
Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.
Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету.
2. Моторика.
Специальные задания
Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки.
Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.
3. Внимание и память.
Специальные задания
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.
Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
5. Психическое здоровье (опрос)
Без отклонений.
Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.
5 лет
1. Мышление и речь. Специальные задания
Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета.
2. Моторика.
Специальные задания
Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.
Не умеет прыгать на месте на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.
3. Внимание и память.
Специальные задания
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.
Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
5. Психическое здоровье (опрос)
Без отклонений.
Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.
6 лет
1. Мышление и речь. Специальные задания
Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.
При рассказе не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится.
2. Моторика.
Специальные задания
Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с.
Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с.
3. Внимание и память.
Специальные задания
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многократных повторений, но в целом успешно.
Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи.
4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос.
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избегает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
5. Психическое здоровье (опрос)
Без отклонений.
Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера.
Источник
Возраст годы | Функции, поведение | Показатели развития. |
4 года | Моторика | Подпрыгивает на двух ногах на месте и продвигаясь вперед. Спускается по лестнице, ставя ноги через ступеньку. Ловит брошенный мяч. Расстегивает пуговицы, завязывает шнурки, умеет пользоваться карандашом, зубной щеткой. |
Мышление и речь | Умеет группировать предметы по классам (одежда, посуда, животные и др.). Использует прошедшее время глаголов, наречия. | |
Внимание и память | Внимателен. Запоминает стихи, соответствующие возрасту. | |
Социальные контакты | Кооперируется в играх с другими детьми, соблюдая правила и не ссорясь. | |
5 лет | Моторика | Умеет прыгать на одной ноге на месте и продвигаясь вперед, ходить на носках. Ловит предметы кистями рук, бросает движением кисти и ротацией туловища. |
Мышление и речь | Умеет составлять рассказ по картинке. Отличает сказки от реальных историй. Речь плавная, разборчивая {у части детей сохраняется неправильная артикуляция некоторых звуков). Знает название улицы, номер дома, указывает свою фамилию, имя, возраст. | |
Внимание и память | Рисует человека из 5-6 деталей. Считает до пяти. | |
Социальные контакты | Активно играет с другими детьми. | |
6 лет | Моторика | Может ездить на двухколесном велосипеде. |
Мышление и речь | Овладевает грамматическим строем. | |
Социальные контакты | У большинства детей имеется готовность к коллективному обучению. |
Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
Зубы | Возраст | |||||||
Резцы сред- ние | Резцы боко-вые | Клыки | Премо-ляры первые | Премоляры вторые | Моляры первые | Моляры вторые | Зубы мудро-сти | |
Молочные: | ||||||||
– нижние | 6-8 мес. | 10-12 мес. | 18-20 мес. | 13-15 мес. | 22-24 мес. | – | – | – |
– верхние | 8-9 мес. | 9-11 мес. | 17-19 мес. | 12-14 мес. | 21-23 мес. | – | – | – |
Постоянные: | ||||||||
– нижние | 5,5-8 лет | 9-12,5 лет | 9,5-15 лет | 9-12,5 лет | 9,5-15 лет | 5-7,5 лет | 10-14 лет | 18-25 лет |
– верхние | 6-10 лет | 8,5-14 лет- | 9-14 лет | 10-14 лет | 9-14 лет’ | 5-8 лет | 10,5-14,5 лет | 18-25 лет |
Формула исчисления количества молочных зубов: n – 4, где n – число месяцев жизни ребенка.
*****
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Особенности развития детей от 1 года до 3 лет
• Сохраняется высокая скорость роста.
• Происходит дальнейшее развитие речи, познавательных функций, внимания.
• Формируется костно-мышечная, эндокринная, пищеварительная и нервная система.
• Закладываются типологические особенности обменных процессов.
• Осваиваются новые навыки – ходьба, удержание тела в вертикальном положении, ори-
ентация в пространстве, активизация и совершенствование движения.
Особенности пищеварительной системы у детей от 1 года до 3 лет
• Активизация соковыделительной деятельности ЖКТ, желчеобразования и
желчевыделения.
• Формируется жевательный аппарат.
• Увеличивается емкость желудка с 250 мл до 300-400 мл к 3 годам.
• Развиваются и совершенствуются вкусовые ощущения.
• Вырабатывается ритм питания.
• Прививаются гигиенические навыки питания.
• Расширение ассортимента используемых продуктов и блюд.
Особенности питания детей от 1 года до 3 лет
• К этому возрасту прорезывается достаточно зубов, чтобы измельчать пищу тщательнее,
чем раньше.
• Дети начинают предъявлять требования к внешнему виду пищи: она должна быть аппе-
титной, привлекательной и разнообразной.
• Тарелки, чашки, миски лучше не наполнять доверху едой или питьем, чтобы было
удобнее для ребенка.
• Ребенок 2-го года пытается имитировать действия взрослых, он хочет самостоятельно
управляться с чашкой, ложкой, вилкой. Это желание надо поощрять.
Домашнее приготовление пищи
• Если на 1-м году жизни рекомендовано широко использовать готовые продукты
промышленного приготовления (растворимые каши, овощные и фруктовые пюре), то на
2-м году следует постепенно переходить на домашнее приготовление.
• Каши и овощи надо тщательно разваривать на слабом огне 25-30 мин.
• Нельзя давать блюда, приготовленные накануне.
Молочные продукты
по-прежнему составляют важную часть суточного рациона
ребенка, поскольку являются важным источником белка, жиров, кальция, микроэлементов и витаминов.
Рекомендованное суточное потребление молочных продуктов:
– дети 9 -12 мес. – 500 мл в сутки ;
– дети 1-3 лет – 180 мл 2-3- раза в сутки
Молоко в натуральном виде лучше всего давать в виде кисломолочных продуктов
(кефир, биокефир, ацидофилин, йогурты). Ребенок должен получать молоко в составе
различных блюд – молочных каш, запеканок, кофейного напитка и др.
Из молочных продуктов необходим творог.Лучше давать творог для детского питания – творог Тема, творог Агуша. Суточное количество творога в среднем должно составлять 50-55 г.
Можно использовать нежирные, неострые сорта сыра.Сыр лучше давать в натертом виде. Среднесуточное количество сыра 5 гр.
Сметану следует давать только в составе других блюд и после термической обработки. Среднесуточное количество 5-10 гр.
Творог, сыр, сметану рационально использовать 2-4 раза в неделю.
Как основной белковый компонент
включается мясо,в меньшем количестве – рыба.
Среднесуточное количество мяса – 80-90г, рыбы – 30г.
Сорта мяса: говядина, телятина, нежирная свинина, кролик, индейка, различные суб-продукты.
Детям старше 1,5 лет можно вводить колбасные изделия – колбаса типа Докторской, сосиски – 1-2 раза в неделю.
Пригодны многие сорта морской и речной рыбы. Изредка можно включать жирные сорта рыб (лосось, семга).
Нежелательны копченые виды рыб и рыбные консервы (кроме специализированных для детского питания).
Яйца: на смену яичному желтку, сваренному вкрутую, приходят сначала омлет паровой, при-готовленный из желтков, затем – омлет из цельного яйца(к 1,5 годам), яйца вареные вкрутую или «в мешочек» – с 2-х лет. В день полагается ½ яйца или 1 яйцо через день.
Как основной жировой продукт
выступает масло: сливочное масло – 15-20 г в сутки, растительное масло – 5-10 г.
Сливочное масло дается в натуральном виде с бутербродами или добавлять в готовые блюда – каши, овощи, салаты, винегреты.
Готовить блюда следует на растительном масле.
Не рекомендуется применять маргарин и животные жиры из-за низкой пищевой ценности.
Потребность в углеводах
удовлетворяется за счет: различных круп, хлеба, сахара, кондитерских
изделий, овощей, фруктов.
Крупыявляются источниками растительного белка, минералов. Особенно полезны гречневая и овсяная. Суточная норма круп 25-30 г, макаронных изделий – 5 г.
Хлеб– до 1,5 лет дают белый, детям старше 1,5 лет следует включать ржаной.
Суточная норма: до 1,5 лет – пшеничный 40 г, ржаной до 20 г; с 1,5 до 3 лет 60 г и 40 г соответственно.
Когда дают сушки, баранки, сухарики, количество хлеба соответственно надо уменьшать.
Сахар – суточная норма: 1-1,5 года – 30-40 г; 1,5-3 года – 50-60 г.
Из кондитерских изделий можно включать пастилу, зефир, мармелад, варенье.
Суточное количество овощейв рационе детей раннего возраста составляет 300-350 г, из них картофеля не более 120-150 г.
Суточное количество фруктов и ягод должно составлять около 200 г. Их ассортимент: яблоки, груши, сливы; черная смородина, крыжовник, облепиха, черника, брусника. Полезно включать разнообразные соки, настой шиповника в качестве питья или третьего
блюда.
Примерный рацион питания
Распределение продуктов в течение дня:
I половина дня – завтрак, обед: продукты богатые белком и жиром – мясо, рыба, яйцо;
ужин: молочно-растительная пища.
Суточное количество пищи:
1 – 1,5 года – 1000 – 1200 г;
1,5 – 3 года – 1300 – 1500 г;
питье в данный объем не включается.
Режим питания
У детей раннего возраста желудок освобождается от принятой пищи через 3,5-4 часа, при приеме жирной пищи – через 4,5 часа.
Режим питания у детей от 1 года до 3 лет – 4-х-разовый с интервалом между кормле-ниями в 3,5 – 4 часа.
Некоторым детям до 1,5 лет можно оставлять еще 5-е кормление на ночь.
*****
Подготовка к поступлению в детский сад
1. За 2-3 месяца до поступления в ДДУ проводится углубленный медицинский осмотр с
участием специалистов:
– хирурга
– ортопеда
– отоларинголога
– офтальмолога
– невролога
– дерматолога
– логопеда (с 3-х лет)
– психолога, по показаниям – и другие специалисты
2. Проводятся исследования: общий анализ крови, мочи, кал на наличие глистов, соскобы
на яйца остриц (трехратно).
3. Оформляется заключение в медицинскую карту 026/у
Противопоказания для направления в детские дошкольные учреждения
(ДДУ)
• Все болезни в остром периоде.
• Хронические болезни в периоде обострения.
• Бациллоносительство (кишечные, дифтерия).
• Недостаточность кровообращения любой степени.
• Любые формы туберкулеза легких и др. органов.
• Злокачественная анемия, лейкемия, опухоли.
• Частые судорожные приступы, эпилепсия.
• Психоневрозы, психопатии.
• Эндокринные заболевания, требующие специального ухода и лечения (сахарный диабет).
• Сифилис в заразном периоде, гонорея в периоде лечения.
Мероприятия для облегчения адаптации к ДДУ:
1. Направлять в ДДУ перенесшего острое заболевание ребенка не ранее, чем через 2
недели.
2. Вакцинация ребенку может производиться не позже, чем за 2 мес.до поступления в
ДДУ и только через месяц после окончания периода адаптации.
3. Назначается укороченный день пребывания в ДДУ.
4. В первые дни организовать деятельность ребенка в стороне от детей, пока он сам не
проявит желание играть с ними.
5. Все занятия с новым ребенком проводить индивидуально, в групповые занятия
вовлекать постепенно.
6. В первые дни держать нового ребенка поближе к воспитателю, чаще общаться с ним
взглядом.
7. Поведение нового ребенка отмечать в листе адаптации.
Подготовка ребенка к поступлению в школу
1. Прием в школу детей производится при достижении ими к 1 сентября возраста не
менее 6 лет 6 мес.
2. Прием детей в школу осуществляется на основании заключения психолого-медико-
педагогической комиссии (ПМПК).
3. В возрасте 3 лет, 5 лет, за год и в год поступления в школу проводятся углубленные
медицинские осмотры с привлечением специалистов.
4. Определение готовности детей к обучению в школе проводится по медицинским и
психофизиологическим критериям.
Медицинские критерии:
1. Уровень биологического развития (определяют по зубной формуле)
2. Состояние здоровья в момент осмотра
3. Острая заболеваемость за предшествующий год
У детей от 5 до 10 лет информативным показателем уровня биологического развития является количество постоянных зубов.
Для ориентировочной оценки количества постоянных зубов можно использовать формулу:
Х (число постоянных зубов) = 4 n – 20, где n – число лет ребенка.
При отклонении числа зубов в меньшую сторону определяется отставание биологичес-кого возраста от паспортного, при отклонении в большую сторону – опережение.
Психофизиологические критерии (тесно связаны с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья в 1 классе):
1. Мотометрический тест
2. Качество звукопроизношения (наличие дефектов)
3. Тест Керна Иерасека (3 задания)
1. Мотометрический тест заключается в том, что ребенку предлагают вырезать из бумаги за 1 минуту круг диаметром 7 см.
Результат считается положительным, если ребенок вырезает за 1 минуту 7/8 круга.
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если
• Биологический возраст соответствует или опережает паспортный
• Получил в сумме 3-5 баллов за тест Керна-Иерасека
• Имеет положительный результат за выполнение мотометрического теста.
Не готовы к обучению дети
• Имеющие отклонения в состоянии здоровья
• Отстающие в биологическом развитии
• Не выполнившие тест Керна-Иерасека (9-15 баллов)
• Имеющие дефекты звукопроизношения
Организованные дети, не готовые к школьному обучению по психофизиологическим критериям, временно не допускаются в школу.
Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отставанием биологического развития:
– рост ниже среднего, ниже 10 центиля по местным стандартам физического развития;
– прибавка в росте за последний год менее 4 см;
– полное отсутствие постоянных зубов.
• Организованные дети остаются в подготовительной группе на следующий год, неорганизованных следует определить в подготовительную группу детского сада.
Источник