Нпр ребенка 1 года жизни

Нпр ребенка 1 года жизни thumbnail

92% родителей обращаются

к нам повторно

1357 доступных

исследований

Каждый ребенок индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы, а другие, наоборот, отставать. Родители, помните, что отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.

10 дней

  • удерживает в поле зрения движущийся предмет,
  • вздрагивает и моргает при резком звуке.

1 месяцНпр ребенка 1 года жизни

  • сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете,
  • начинает плавно прослеживать движущийся предмет,
  • прислушивается к звуку, голосу взрослого,
  • первая улыбка в ответ на разговор взрослого,
  • лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову,
  • издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

  • длительно сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете или на лице взрослого,
  • длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым,
  • поворачивает голову при длительном звуке,
  • лежа на животе, приподнимается и удерживает голову,
  • произносит отдельные звуки.

3 месяца

  • сосредотачивает взгляд в вертикальном положении на лице говорящего с ним (взрослого или игрушке),
  • комплекс оживления при общении с ним,
  • несколько минут лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову,
  • удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого.

4 месяца

  • узнает мать, радуется ей,
  • находит глазами невидимый источник звука,
  • громко смеется в ответ на обращение,
  • захватывает висящую игрушку,
  • придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления,
  • активно гулит.

5 месяцев

  • отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует),
  • узнает голос матери,различает строгую и ласковую интонацию, обращенной к нему,
  • четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке,
  • переворачивается со спины на живот, передвигается, переставляя руки и немного ползая,
  • ровно и устойчиво стоит при поддержке под мышки,
  • подолгу певуче гулит,
  • ест с ложки полугустую пищу.

6 месяцевНпр ребенка 1 года жизни

  • по-разному реагирует на свое и чужое имя,
  • свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею,
  • перекладывая из одной руки в другую,
  • ползает, сидит,
  • произносит отдельные слоги (начало лепета),
  • хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

7 месяцев

  • игрушкой стучит, размахивает, бросает,
  • на вопрос «Где?» находит глазами предмет, находящийся постоянно в определенном месте,
  • сам садится, хорошо ползает,
  • подолгу лепечет,
  • пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

  • игрушками занимается долго и разнообразно, подражает действиям взрослого,
  • сам садится и ложится, встает, переступает, держась за барьер, стоит и опускается,
  • на вопрос «Где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах,
  • по просьбе взрослого выполняет разученные раннее действия («Ладушки»),
  • громко, четко и повторно произносит отдельные слоги,
  • ест корочку хлеба, держа ее в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

  • повторяет плясовые движения на мелодию (если дома поют и пляшут с ним),
  • выполняет различные действия с предметами в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и.т.д.),
  • переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за ними руками,
  • на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения,
  • знает свое имя,
  • подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации,
  • пьет из чашки, слегка придерживая ее руками,
  • спокойно относится к высаживанию на горшок.

10 месяцев

  • самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: (вкладывает, открывает, закрывает и др.,)
  • идет вперед с поддержкой за обе руки,
  • по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы,
  • подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги.

11 мес яцев

  • овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень,
  • стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги,
  • первые обобщения в понимаемой речи (дает все машины, все часы, куклы),
  • появляются первые слова, обозначения («дай», «мама», «би-би», «ав» и др.).

12 месяцевНпр ребенка 1 года жизни

  • узнает на фотографии знакомого взрослого,
  • выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, возит и пр.),
  • переносит действия, разученные с одним предметом на другой (всех кормит, всех водит, всех баюкает и пр.),
  • ходит самостоятельно без опоры,
  • знает имена взрослых,
  • выполняет поручения: «принеси», «найди», «отдай»,
  • понимает слово «нельзя»,
  • произносит 10 облегченных слов,
  • самостоятельно пьет из чашки.

Врач – детский невролог ДМЦ «ПЛЮС» Лигунова Диана Михайловна.

Записаться на прием

Перезвоним

и запишем

вас на прием

Нам очень важно Ваше мнение

Как вы относитесь к интернет-консультациям с врачом?

Источник

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.

Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Таблица 1. От нуля до шести месяцев

Показатель

Возраст в месяцах

1

2

3

4

5

6

Зрительно-

ориентировочные реакции

Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.

Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой

Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении

Узнает мать

Отличает чужих от близких

Слуховые

ориентировочные реакции

Вздрагивает при резком звуке и мигает

Прислушивается

Отчетливое слуховое сосредоточение

Поворачивает голову на звук

Различает тон, с которым к нему обращаются

Эмоции

Первая улыбка

Улыбается в ответ на речь взрослого

В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек

Громко смеется

Движения общие

Пытается держать голову лежа на животе

Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении

Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.

Поворачивается со спины на живот

Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот

Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.

Движения руки и действия с предметами

Захватывает подвешенную игрушку

Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка

Свободно берет игрушки из разных положений

Подготовительные этапы развития речи

Понимание речи

Начинает гулить

Продолжительно гулит

Продолжает долго гулить

Произносит слоги “ма”, “ба”. Начало лепета

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Читайте также:  Лекарства против аллергии для ребенка 1 год

Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев

Показатели

Возраст в месяцах

7

8

9

10

11

12

Движения общие

Хорошо ползает

Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее

Ходит при поддержке за обе руки

Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.

Самостоятельно стоит без опоры

Самостоятельно ходит

Движения руки с предметами действия

Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую

Долго занимается игрушками

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой

Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки

Подготовительные этапы развития речи

Произносит слоги многократно (лепечет)

Громко, повторно произносит различные слоги

Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете

Подражает разным слогам взрослого

Произносит первые слова обозначения:

“мама”, “ав-ав”, “кис-кис”

Произносит 8-10 слов

Понимание речи

На вопрос “где” находит предмет, лежащий в определенном месте

По просьбе взрослого делает “Ладушки”, “До свидания”

Знает свое имя. На вопрос “Где?” находит предмет и достает его из множества игрушек

Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого

Выполняет элементарные требования взрослых

Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов

Навыки и умения в процессах

Пьет из чашки, которую держит взрослый

Сам держит сухарик или корочку хлеба

Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.

Пьет из чашки

Пьет из чашки

Сам берет чашку и пьет из нее

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.

Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.

Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений – это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека – он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции “комплексом оживления”.

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция – малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент – бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека – это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Общие движения

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

Читайте также:  Что делать когда ребенок ночью плачет 1 год

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки – “а-а-а”, ” а-бы-ы”, ” е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями – хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб – дай, покажи, закрой. Понимает слова -?” надо” и “нельзя”.

Советы родителям

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик – это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев – в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать – так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.

В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно “поощрять” у ребенка лепет, почаще вступать в “переговоры”, вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру ” Ладушки”, “Сорока” и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу – ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Ваша любовь и ласка – основа гармоничного развития малыша!

Источник

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения. Согласно изданию “Lancet”, в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении. Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

Нервная система и ее роль в развитии ребенка

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша. Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

Что такое раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии. В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики. Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.

Читайте также:  Какие валенки лучше ребенку 1 год

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.

Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста

Множество факторов влияет на раннее обучение детей:

  • Наследственность.
  • Экологическая обстановка.
  • Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
  • Течение беременности и родов у матери.
  • Вскармливание и режим дня.
  • Заболевания.
  • Культура воспитания.
  • Уход за ребенком и др.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса.

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Моторно – статическое:

  • Держит голову (2 мес.);
  • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
  • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
  • Сидит (6 мес.);
  • Ползает (7-8 мес.);
  • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
  • Стоит сам (10-11 мес.);
  • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
  • Ходит сам (12 мес.).

Целенаправленная моторная деятельность:

  • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
  • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
  • Примитивно играет (9-10 мес.);
  • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

Зрительный анализатор:

  • Фиксирует взгляд (2 недели);
  • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
  • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
  • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
  • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
  • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

Слуховой анализатор:

  • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
  • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
  • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
  • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).

Речь:

  • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
  • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
  • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
  • Произношение слов (9-10 мес.);
  • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
  • Многословные фразы (3 года);
  • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра. При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра. Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

  1. В течении первого года жизни ежемесячно.
  2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
  3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
  4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.

Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста

Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.

Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития”. Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание. Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс”. Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.

Задержка развития ребенка

Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда. Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.

Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии. В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.

Стоит отметить, что малыш не обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения. Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития». В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка. Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка. Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды. Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.

Источник