Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребенка

Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребенка thumbnail

Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребенка

Шустерман М.Н.Шустерман Михаил Наумович – мастер ТРИЗ, разработчик и автор множества книг в области ТРИЗ-образования.

Книги (5)

Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребенкаНовейшие приключения Колобка. Часть 1

Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 1.

Соавтор: Шустерман З.Г.

Каждый ребенок знает сказку о Колобке с трагичным финалом: Лиса съедает сбежавшего от бабки с дедкой героя. А если вообразить, что румяный душистый весельчак жив? Да еще и отправился навстречу приключениям? Легко! Это будет поистине увлекательнейшее путешествие!

Вместе с Колобком маленький читатель познакомится с ребятами из детского сада, будет решать с ними занимательные задачки, отправится в зоопарк, придумает скучающим слонам новую игру, измерит длину кобры, смастерит коляску для малышки Лильки и многое другое! А поможет ему наука диалектика и методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Таким образом, книга станет настоящим руководством для развития мышления и фантазии ребенка, его умений преодолевать шаблонные ответы и видеть задачу с многих сторон. Кроме того, это сделает его полноправным соавтором книги!

Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребенкаНовейшие приключения Колобка. Часть 2

Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 2.

Соавтор: Шустерман З.Г.

Благодаря ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) ребенок развивает творческое мышление, учится решать сложные задачи и находить нестандартные решения, овладевает навыками изобретательства, мыслит креативно, новаторски, уходит от шаблонного мышления.

Итак, приключения румяного весельчака и его друзей продолжаются! Еще бы, ведь им предстоит решить столько необычных задач: ненадолго превратить Колобка в ежика, упаковать гору подарков в маленький рюкзак, превратить врагов в друзей, попасть в заброшенную крепость, не выходя из двора, и многое другое!

Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребенкаДумаем, изобретаем, открываем мир

Соавтор: Шустерман З.Г.

Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия можно и нужно развивать у каждого ребенка. И в этом вам поможет книга.

Попадая вместе с персонажами книги в различные ситуации, самостоятельно принимая решения, ребенок узнает о закономерностях развития окружающего мира, приобретет навыки диалектического подхода к проблемам, а взрослый повысит общий уровень культуры мышления.

Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребенкаКолобок и все-все-все, или как раскрыть в ребенке творца

Соавтор: Шустерман З.Г.

Авторы книги – ученики и последователи школы Г.С. Альтшуллера, изучающей методы развития творческих способностей.

Книга в увлекательной форме учит ребенка решению стоящих перед ним задач. Герои книги побуждают ребенка делать открытия, указывая ему пути к достижению цели. Каждая из глав книги состоит из материала, адресованного детям и подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых. Эта книга – прекрасный путеводитель для развития мышления и фантазии ребенка, его умений преодолевать шаблонные ответы и увидеть задачу со многих сторон.

Новые приключения колобка или развитие талантливого мышления ребенкаНовые приключения Колобка

Книга “Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка” – вторая часть дилогии о Колобке.

Она вводит читателя в волшебный мир детских фантазий, знакомит с методами работы с ребенком, основывающимися на естественном стремлении детей к познанию мира и позволяющими формировать у них творческое воображение и, главное, основы диалектического мышления.

Добавить отзыв

Источник

М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман

Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 2

Разговор с родителями

Книга «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» знакомит детей с элементами диалектики и их практическим применением. Перед вами вторая часть трилогии о Колобке.

Возможно, взрослый читатель подумает: «А нужна ли такая книга малышам?» Но приглядитесь к своим детям. Уже в первые годы жизни они активно познают мир, сами выявляют некоторые закономерности его развития, осваивая язык и поведение в обществе. В полном же объеме эти закономерности изучает наука диалектика.

В основу книги положен материал, полученный в процессе обучения детей 4–6 лет элементам диалектики. Ответы, приведенные на страницах книги, не выдуманы. Так рассуждают и фантазируют наши дети. Поэтому наша цель – не развивать фантазию детей (с этим у них все в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием существующих закономерностей.

Чтобы спасти Колобка, ваш ребенок должен думать, решать поставленные перед героями книги задачи. В этом ему помогут элементы диалектики. И потому наша сказка – о движении мысли малыша.

Что касается формы изложения материала, то автор исходил из убеждения, что дети с удовольствием читают, слушают и лучше усваивают те произведения, в которых они имеют возможность активно участвовать вместе с героями.

В книге ребенку задаются различные вопросы. Малыш должен ответить на них. Для его ответов в книге предусмотрены специальные поля. Так появляются собственные решения и точка зрения ребенка. Это делает его полноправным соавтором книги. Правда, ответы малыша могут не совпадать с контрольными, указанными в книге, или с решениями взрослого читателя, так как на поставленные вопросы часто не может быть однозначных ответов.

Важно, чтобы ребенок обосновал и объяснил свой ответ. Задача взрослого – дать ему возможность утвердиться в своей позиции.

Каждая из глав (тем) этой книги состоит из материала, адресованного детям, подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых. Особого внимания в книге заслуживают рисунки. Это не иллюстрация рассказанного, а художественный образ темы, лаконичное изложение цели и задачи данной главы.

Родителям же предлагается познакомиться с отдельными элементами отечественной Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ, в которой практически используются законы диалектики. Ее автор – Генрих Саулович Альтшуллер, он же – писатель-фантаст Генрих Альтов. Данная же книга написана по материалам авторского курса Михаила Наумовича Шустермана «Развитие творческих способностей детей от 4 до 10 лет с применением элементов Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ».

Авторы будут благодарны всем, кто найдет возможность сообщить свои впечатления о книге, мысли о том, насколько она получилась интересной и нужной, предложения по ее улучшению. Успехов вам, дорогие читатели!

Здравствуй, мой маленький попутчик!

Нет, нет! Я не оговорился!

Именно попутчик!

Ведь ты решил прочесть эту книгу, пусть даже с помощью мамы или папы. А эта книжка от первой до последней странички – путешествие! Путешествие в страну Диалектика.

Диалектика – это наука о том, как устроен мир, по каким правилам живет и изменяется природа, ты, я, наши друзья и соседи, одним словом, люди – часть всего живого, часть природы.

Выходит, что эти правила и о нас. Занимаясь любым делом, человек должен следовать им, чтобы не навредить, не поломать, не разрушить красоту и жизнь на Земле. Потому-то эти правила называются законами диалектики. С некоторыми из них ты познакомишься в этой книге.

Но вернемся к нашему путешествию. Сразу же предупреждаю: легким оно не будет. На пути тебе встретится много препятствий и преград, которые придется преодолеть. А иногда, чтобы выручить друга, прежде чем сделать первый шаг, тебе придется хорошенько подумать. И всякий раз, когда будет очень тяжело, тебе на помощь придет мудрая наука диалектика. Давая ответ, принимая решение, ты вместе со мною будешь писать книгу, а с нашим уважаемым художником – рисовать. Вот поэтому ты можешь считать себя нашим соавтором. Итак, эта книга – твоя!

Ай-ай-ай! Я так увлекся сборами в дорогу и так обрадовался, что ты, мой дружок, идешь вместе со мной, что совсем забыл о нашем главном герое. О Колобке! Конечно, ты можешь посмеяться надо мной! Маленькие дети и те знают, что Колобка съела Лиса. Это факт! Но румяный душистый весельчак жив! Сейчас я тебе о нем расскажу. Садись поудобнее, ведь перед дальней дорогой путнику по старинному обычаю положено присесть. Теперь слушай.

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии и общество

…Ваня гостил у бабушки с дедушкой. Изба, в которой жили старики, стояла на самой опушке леса. Было лето. Мальчик целыми днями гулял в лесу, купался в реке. Слушал пение птиц и шелест трав. Здесь он никогда не скучал. Но больше всего ему нравились сказки, которые вечерами рассказывала бабушка.

А однажды к избушке подъехала машина. Из нее вышла Ванина мама. Это означало, что мальчику пора было возвращаться домой, в город. Только ехать туда ему не хотелось. Братьев и сестер у Вани не было. Сказки, правда, ему читали, но не часто. Да разве можно сравнить сказку, которую читают, со сказкой, которую рассказывает бабушка? Ваня загрустил. Заметив это, бабушка сказала:

– Давай, внучек, я тебе веселую сказку расскажу! Называется она «Колобок».

– Я знаю ее, только она совсем не веселая. Колобка съела Лиса! Что в этом хорошего?

– Колобок-то и был испечен для того, чтобы его дед съел. Удался он на славу: душистый, румяный. Прямо сам в рот просился.

– Но он песню пел, что сумел уйти от Зайца, Волка, Медведя! – Ваня защищал Колобка.

– А рыжая плутовка перехитрила его – и вкусно пообедала! – улыбнулась бабушка. Ваня же готов был расплакаться.

– Жаль, меня рядом не было. Я бы защитил Колобка! Потом мы бы подружились, а друга я никому не дам в обиду!

Но тут мама сказала, что пора собираться в дорогу.

Ваня взял свой рюкзак. Бабушка поцеловала внука и шепнула ему на ухо:

– Не горюй, милый! У тебя обязательно будет друг!

Машина, громко фыркнув, выехала со двора. Ваня ехал домой. Неторопливый разговор деревьев и цветов сменялся шумом большого города.

Глава 12

О том, что имеет Колобок, чтоб спасти румяный бок

За окнами все еще не прекращался дождь. Его мелкая, почти незаметная сетка затянула на дворе все сверху донизу. Дети играли дома. Колобок играл вместе с ними. С одной стороны, он радовался дождю – нельзя выходить из дома, значит, и в дорогу нельзя отправляться. Но можно еще побыть с ребятами, и это хорошо!

С другой стороны, пора идти дальше, а дождь его задерживает. Это плохо! Но появилось время еще поразмыслить, как ему в дороге уберечься от неприятностей, – это хорошо!

Утро следующего дня не раздвинуло занавеску из туч. Это уже был не дождь, а какая-то мокрая пелена, которая всех: и людей, и животных – загоняла под крышу. Ребята с утра бродили грустные. Колобок, расплющив нос на оконном стекле, внимательно изучал двор. Там красовались огромные лужи. Было хорошо видно, как в них сыпался дождь. Казалось, будто лужи кто-то часто-часто пощипывает или они озябли и покрылись «гусиной» кожей. Колобок посмотрел на стекло. По нему ползли капли. Сверху, извиваясь, как гусеницы, они передвигались медленно. Встречая на пути таких же маленьких ползущих подружек, они сливались в большие капли и быстро скатывались вниз. Колобок надеялся хоть как-то развлечь малышей и рассказал ребятам о своем наблюдении.

Источник

М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман

Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 1

Иллюстрации М. В. Андриановой

Разговор с родителями

Книга «Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких» знакомит детей с элементами диалектики и их практическим применением. Перед вами первая часть трилогии о Колобке.

Возможно, взрослый читатель подумает: «А нужна ли такая книга малышам?» Но приглядитесь к своим детям. Уже в первые годы жизни они активно познают мир, сами выявляют некоторые закономерности его развития, осваивая язык и поведение в обществе. В полном же объеме эти закономерности изучает наука диалектика.

В основу книги положен материал, полученный в процессе обучения детей 4–6 лет элементам диалектики. Ответы, приведенные на страницах книги, не выдуманы. Так рассуждают и фантазируют наши дети. Поэтому наша цель – не развивать фантазию детей (с этим у них все в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием существующих закономерностей.

Чтобы спасти Колобка, ваш ребенок должен думать, решать поставленные перед героями книги задачи. В этом ему помогут элементы диалектики. И потому наша сказка – о движении мысли малыша.

Что касается формы изложения материала, то автор исходил из убеждения, что дети с удовольствием читают, слушают и лучше усваивают те произведения, в которых они имеют возможность активно участвовать вместе с героями.

В книге ребенку задаются различные вопросы. Малыш должен ответить на них. Для его ответов в книге предусмотрены специальные поля. Так появляются собственные решения и точка зрения ребенка. Это делает его полноправным соавтором книги. Правда, ответы малыша могут не совпадать с контрольными, указанными в книге, или с решениями взрослого читателя, так как на поставленные вопросы часто не может быть однозначных ответов.

Важно, чтобы ребенок обосновал и объяснил свой ответ. Задача взрослого – дать ему возможность утвердиться в своей позиции.

Каждая из глав (тем) этой книги состоит из материала, адресованного детям, подаваемого в игровой или сказочной форме, и заданий для взрослых. Особого внимания в книге заслуживают рисунки. Это не иллюстрация рассказанного, а художественный образ темы, лаконичное изложение цели и задачи данной главы.

Родителям же предлагается познакомиться с отдельными элементами отечественной Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ, в которой практически используются законы диалектики. Ее автор – Генрих Саулович Альтшуллер, он же – писатель-фантаст Генрих Альтов. Данная же книга написана по материалам авторского курса Михаила Наумовича Шустермана «Развитие творческих способностей детей от 4 до 10 лет с применением элементов Теории решения изобретательских задач – ТРИЗ».

Авторы будут благодарны всем, кто найдет возможность сообщить свои впечатления о книге, мысли о том, насколько она получилась интересной и нужной, предложения по ее улучшению. Успехов вам, дорогие читатели!

Здравствуй, мой маленький попутчик!

Нет, нет! Я не оговорился!

Именно попутчик!

Ведь ты решил прочесть эту книгу, пусть даже с помощью мамы или папы. А эта книжка от первой до последней странички – путешествие! Путешествие в страну Диалектика.

Диалектика – это наука о том, как устроен мир, по каким правилам живет и изменяется природа, ты, я, наши друзья и соседи, одним словом, люди – часть всего живого, часть природы.

Выходит, что эти правила и о нас. Занимаясь любым делом, человек должен следовать им, чтобы не навредить, не поломать, не разрушить красоту и жизнь на Земле. Потому-то эти правила называются законами диалектики. С некоторыми из них ты познакомишься в этой книге.

Но вернемся к нашему путешествию. Сразу же предупреждаю: легким оно не будет. На пути тебе встретится много препятствий и преград, которые придется преодолеть. А иногда, чтобы выручить друга, прежде чем сделать первый шаг, тебе придется хорошенько подумать. И всякий раз, когда будет очень тяжело, тебе на помощь придет мудрая наука диалектика. Давая ответ, принимая решение, ты вместе со мною будешь писать книгу, а с нашим уважаемым художником – рисовать. Вот поэтому ты можешь считать себя нашим соавтором. Итак, эта книга – твоя!

Читайте также:  Развитие ребенка 6 месяцев курсы

Ай-ай-ай! Я так увлекся сборами в дорогу и так обрадовался, что ты, мой дружок, идешь вместе со мной, что совсем забыл о нашем главном герое. О Колобке! Конечно, ты можешь посмеяться надо мной! Маленькие дети и те знают, что Колобка съела Лиса. Это факт! Но румяный душистый весельчак жив! Сейчас я тебе о нем расскажу. Садись поудобнее, ведь перед дальней дорогой путнику по старинному обычаю положено присесть. Теперь слушай.

…Ваня гостил у бабушки с дедушкой. Изба, в которой жили старики, стояла на самой опушке леса. Было лето. Мальчик целыми днями гулял в лесу, купался в реке. Слушал пение птиц и шелест трав. Здесь он никогда не скучал. Но больше всего ему нравились сказки, которые вечерами рассказывала бабушка.

А однажды к избушке подъехала машина. Из нее вышла Ванина мама. Это означало, что мальчику пора было возвращаться домой, в город. Только ехать туда ему не хотелось. Братьев и сестер у Вани не было. Сказки, правда, ему читали, но не часто. Да разве можно сравнить сказку, которую читают, со сказкой, которую рассказывает бабушка? Ваня загрустил. Заметив это, бабушка сказала:

– Давай, внучек, я тебе веселую сказку расскажу! Называется она «Колобок».

– Я знаю ее, только она совсем не веселая. Колобка съела Лиса! Что в этом хорошего?

– Колобок-то и был испечен для того, чтобы его дед съел. Удался он на славу: душистый, румяный. Прямо сам в рот просился.

– Но он песню пел, что сумел уйти от Зайца, Волка, Медведя! – Ваня защищал Колобка.

– А рыжая плутовка перехитрила его – и вкусно пообедала! – улыбнулась бабушка. Ваня же готов был расплакаться.

– Жаль, меня рядом не было. Я бы защитил Колобка! Потом мы бы подружились, а друга я никому не дам в обиду!

Но тут мама сказала, что пора собираться в дорогу.

Ваня взял свой рюкзак. Бабушка поцеловала внука и шепнула ему на ухо:

– Не горюй, милый! У тебя обязательно будет друг!

Машина, громко фыркнув, выехала со двора. Ваня ехал домой. Неторопливый разговор деревьев и цветов сменялся шумом большого города.

Глава 1, в которой бабушка делает так, чтобы лиса не съела Колобка, и что из этого вышло

Бабушка тем временем замесила тесто на сметане, скатала из него шарик и поставила в печь.

– Что за хлеб такой душистый поспевает? – спросил дедушка.

– Пеку Колобок для Вани.

– Но Ваня-то уехал, – старик удивленно посмотрел на старуху.

– Ничего! Колобок сам отыщет нашего внука. А по дороге обязательно встретит добрых людей, которые помогут ему в трудную минуту. Ване с таким другом некогда будет грустить.

– Это хорошо, если встретятся добрые люди, а если Лиса? – забеспокоился дедушка.

– А мы расскажем ему сказку о Колобке, его старшем братце. Тогда наш Колобок будет знать, кого остерегаться.

Источник

А вот еще один вариант этой сказки, который рассказывают сибирские сказители.

“КОЛОБОК” ( по-сибирски)

Шанежок

Жировали бабай и бабайка. Бабай докучат: “Пеки ме, бабайка, шанежок”. – “Из чо печти? Замута нету” “А ты по туесу скребай, из стайки выметай: можа хватит замута”.

Бабайка айдат, туес скребьот, стайку метьот, и стало замута пара горстев. Замела со сметаной, замарила в мае, и поклала на вокно востужать.

Шанежок лежал-лежал и вдолге завировался – с вокна на беседу, с беседы на пол, по полу к ишеку, жахнул через порог в сенки, из сенок на крыльцо, с крыльца на двор, с двора за створки, сгоношил дальше и дальше.

Вируется шанежок по юлу, однако ивстреч во ушкан: “Шанежок, шанежок! Я тя позобам!”. – “Не зобай мя, ушканчик, я те песню пропевам”, – лекочет шанежок и певат:

Я по туесу скребьон,
По стайке метьон,
На сметане мешон,
Да в мае замарьон,
На вокошке востужон;
Я от дедоньки уйдал,
Я от бабоньки уйдал,
От тя, ушкан, однако тоже сгоношу!

И повировался дальше: токо во ушкан и зырил! Вируетса шанежок, однако ивстреч во бирюк: “Шанежок, шанежок, я тя позобам!” “Не зобай мя, бусой бирюк! Я те песню пропевам”:

Я по туесу скребьон,
По стайке метьон,
На сметане мешон,
Да в мае замарьон,
На вокошке востужон;
Я от дедоньки уйдал,
Я от бабоньки уйдал,
Я от ушкана уйдал
От тя, бирюк, однако тоже сгоношу!

И повировался дальше: токо во бирюк и зырил! Вируетса шанежок, однако ивстреч во айов: “Шанежок, шанежок, я тя позобам!” “Не зобай мя, косоногой айов! Я те песню пропевам”:

Я по туесу скребьон,
По стайке метьон,
На сметане мешон,
Да в мае замарьон,
На вокошке востужон;
Я от дедоньки уйдал,
Я от бабоньки уйдал,
Я от ушкана уйдал
Я от бирюка уйдал
От тя, айов, однако тоже сгоношу!

И повировался дальше: токо во айов и зырил! Вируетса шанежок, однако ивстреч во тюлька: “Здорово, шанежок! Какой ты басенькой!” Однако шанежок запеват:

Я по туесу скребьон,
По стайке метьон,
На сметане мешон,
Да в мае замарьон,
На вокошке востужон;
Я от дедоньки уйдал,
Я от бабоньки уйдал,
Я от ушкана уйдал
Я от бирюка уйдал
Я от айова уйдал,
От тя, тюлька, однако тоже сгоношу!

Тюлька лекочет: “Кака дородненька песенка! Однако я, шанежок, теперича стара стала, азойно слышу: седай на мойу мордоньку, да певай зыче”. Шанежок скачет тюльке на мордоньку и запеват ту жа песню. “Кака дородненька песенка! Ишшо хочу йо слушать! седай-ка на мой язычок, да певай ишшо разок!” Шанежок по дури скок йе на язык, однако тюлька ам во! – и позобала шанежка.

А вот какие поэтические варианты сказки могли бы написать известные русские поэты (литературные пародии):

А. Галич

Ох, любили ж его дедка, да бабка,

Называли его Бобом и Колей,

Посыпали его пудрою сладкой,

Внутрь пихали марципан в алкоголе.

Украшали его сладкою вишней

И в углу держали красном под ликом.

А в печи – ну, ни минуточки лишней,

И мальчишек отгоняли прикриком.

Так бы жизнь они свою коротали

Идиллично – я скажу вам,- и дале.

Но случилось как-то: вышла ошибка –

То ли сглазили ее, то ли сдуру,

Но на двор помчалась бабка так шибко,

Словно ей сдавать зачет, физкультуру.

Ну а дед как раз смотрел в телевизер

Как там битва с урожаем в Рязани,

Как девчата вяжут нитками бисер,

И цунами где-то там в Пакистане.

Тут судьба их, так сказать, и прижала…

Прям, как в сердце острием от кинжала.

Сделав вид, что это он понарошку,

Подышать, мол, только хочет немножко,

Подкатился Колобок наш к окошку

И потом как сиганет из окошка!

Громкий вопль раздался бабкин из будки,

Дед забился, как в припадке падучей…

Вот идут уже которые сутки,

Как исчез наш Колобок, потрох сучий.

Так что в жизни может всяко случиться…

Ходит слух, что он влюбился в Лисицу.

Читайте также:  Основные дефекты развития ребенка

Александр Блок ( версия колобковая) :

Я помню длительные муки:

Ночь догорала за окном;

Твои, мукОй обсыпанные руки

Бока мне мяли,следом за шлепком…

Вся жизнь,ненужно изжитая,

Пытала, унижала, жгла

Ты хитрая Лиса! Меня сожрать желая,

Зачем на плаху голову клала?

И под окошком участились

Зверюшек тихие шаги

И в серых лужах расходились

От моего прыжка -круги…

***

Песня

Крутится-вертится желтый клубок,

Это веселый мучной Колобок.

Катится, катится круглый вперед

И на весь лес свою песню орет:

“Каждый попробовать хочет на вкус,

Но я орешек покрепче, чем Брюс.

Нет, не достанусь на ужин врагу,

Всех обману и от всех убегу.”

Но усмехнулся Создатель в усы:

“Дурень не знает уловок лисы.

Пусть допоет, подберу я потом

Хитрому шарику нечто с винтом.”

В.Высоцкий о Колобке

Был он проглочен,

Только покинув свой дом.

Кто эту песню

Людям споет потом?.

Лисы лесные

Многих сожрали уже.

Надо быстрее

На вираже!

Парня!

Сожрали парня!

Стая! стая! стая!

Даже сбежавши,

Можешь не встретить врага.

Если катиться,

То не нужна нога.

Звери лесные

Лают и воют, но не поют.

Вы не такие?

Здесь вас не ждут!

Парня!

Сожрали парня!

Стая! стая! стая!

Многие лета –

Тем, кто поет во сне?

Спел Колобок,

А теперь он где?

Лисий желудок

Опустошился уже.

Песни поете?

Пойте в душе!

Парня!

Сожрали парня!

Стая! стая! стая!

Калевала. Колобковая руна

Старый верный Вяйнямёйнен

Колобка хотел отведать,

Закусить румяной коркой.

Он узнал, что если кто-то

Колобка проглотит разом,

То, каким бы умным не был,

Он ещё мудрее станет…

Лоухи, Похъёлы хозяйка

По заказу старца Вяйнё

Колобок испечь собралась,

За мукой полезла в Сампо,

Крышку пёструю подняла,

Но с мукою было туго –

По углам пришлось мести ей….

В три угла она залезла,

И в четвёртый не забыла –

Намела муки немного,

И пошла скрести сусеки…

А сметаны удалось ей

В подполе собрать немного.

Замесила тесто Лоухи,

Злая Похъёлы хозяйка,

Колобок она скатала,

В печь поставила скорее,

Чтобы вышел он румяным,

Чтоб испёкся всем на славу,

Старцу Вяйнё – для забавы.

Вот уже готовый вылез

Колобок из печки Лоухи.

Вышел всем на загляденье –

Старцу Вяйнё для забавы.

Только очень уж горячим

Показался он старухе,

И лежать пока остался

Остывать он на окошке –

Слушать руны песнопевца,

Старика по кличке Вяйнё…

Три часа лежал и слушал,

Наступает час четвёртый –

Звонкий каннель песнопевца

Всё поёт, не умолкает….

Колобок устал от пенья,

И в раскрытое окошко

Прыгнул, и сбежал от старца.

Старый верный Вяйнямёйнен

Поглядел в окно сурово,

Струны каннеля он тронул,

И сказал слова такие:

” Не к добру сбежал ты, малый,

И не к радости, румяный,

Суждено тебе погибнуть

В том лесу, куда сбежал ты!”

Колобок же покатился

По лесной дорожке длинной,

Той, что в путь его манила,

Не давая слушать песни….

Глядь, а на тропинке Заяц

Уши длинные топорщит,

Говорит ему:”Послушай,

Ты такой откуда взялся?

К нам откуда прикатился?”

Колобок на эти речи

Отвечал: ” Ушёл от деда,

Что у нас зовётся Вяйнё,

И от Лоухи, старухи,

Убежал, оставил избу,

Но ты очень не надейся

Съесть меня, ведь и тебя же

Я, Косой, оставлю с носом!”

С этой речью покатился

Колобок по лесу дальше.

Встретил он в лесу и Волка,

На вопрос ему ответил,

И ему не дался в лапы,

Убежал скорей подальше….

Вот Медведь его встречает,

Говорит ему: “Послушай,

Ты куда спешишь приятель,

Дай поговорить с тобою!”

Колобок ответил громко

Так, что уши у медведя

Заложило, и надолго :

“Я ушёл от Деда с Бабой,

И от Зайца ускакал я,

Даже Волк меня не тронул-

Видно очень испугался!

Так что ты скорее тоже

Уходи с моей дороги,

Я ведь бегаю быстрее,

И меня ты не догонишь!”

Так сказал, и покатился,

А Медведь стоял и думал,

Что же он сейчас услышал –

Может, просто, показалось?

Колобок по лесу скачет,

Весело ему, привольно,

Вдруг, Лиса ему навстречу:

” Эй, приятель, что такое?

Ты прохожих с ног сшибаешь,

Как тебя зовут, невежа?

Мы устроим состязанье –

Ты свою споёшь мне песню,

Я тебе свою – и после

Мы решим, кто победитель,

Кто из нас с тобой мудрее,

Кто кому дорогу должен

Уступать при нашей встрече!”

Согласился круглый малый

На такое предложенье.

Он решил, что он умнее,

Так, что никакие Лисы

И в подмётки не годятся

Колобкам из дома Лоухи!

“Только вот какое дело, –

Говорит Лиса, – приятель,

Я немного глуховата,

Так что ты залезь повыше –

Например на нос мой острый,

Пой оттуда свою песню!”

Колобок и тут не спорил,

Согласился он с Лисою,

И скорей на нос забрался…

Только рот открыл пошире,

Чтобы спеть о том, что знает,

Как проглочен был сейчас же

Той коварною Лисицей….

Вот с тех пор все Лисы стали

Очень мудрыми зверями,

И пророческое слово,

Что пропел старик в окошко,

Старый верный Вяйнямёйнен

Так сбылось на самом деле…..

Аполлон Григорьев

Две гитары, зазвенев,

Жалобно заныли…

С детства памятный напев.

Милый друг мой, ты ли?!

Как тебя мне не узнать?

На тебе лежит печать

Буйного похмелья,

Горького веселья!

Ноты катят колобком

За ключом скрипичным.

Дед себе построил дом

Некогда кирпичный.

Мы же нынче с бабкой в нем

По сусекам поскребем,

Чтобы без стыдобы

Испечь к столу сдобы.

Получился колобок,

Колобок — румяный бок…

Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка!

С голубыми глазами, моя душечка!

И пошла гулять строка

Томною венгеркой,

И пошла строчить рука

Песнь про недомерка.

Где медведь, а где тут волк,

Не возьмет читатель в толк.

Словно табор целый —

Бок неподгорелый

Шуму произвел в лесу,

Только встретил он лису,

Рыжую, как пламя.

Песню напоследок спел

И расстался, как сумел,

Он навеки с нами.

Колобок, колобок, колобошечка…

Толстощекое мое ты сокровище!

А меня пусть люди судят,

Меня Бог простит!

Ария Мистер Икс

Снова туда, где много зверей,

Снова туда с тоскою моей,

Окна избушки светят мне вслед,

Дома остались бабка и дед….

Со смертью играю – смел и дерзок мой трюк,

Всё замирает, всё смолкает вокруг,

Слушая песню, звери лапой махнут,

Вслед мне промолвив:”Вот ведь шут!”

Да я шут, круглый шут, так что же?

Я ещё поживу, быть может….

Лапы их от меня далеко-далеко…

Я от них убежал легко!

И пусть не думают, что песенка допета,

Мне солнце светит, поют мне птицы,

Лечу по лесу я со скоростью ракеты,

Но вот – опушка, и гаснет свет….

И кроме лиса никого здесь нет….

Роняю слёзы я в горячий песок,

Пою лисице, как я был одинок…

Ушёл от зайца, и от волка ушёл,

Медведя тоже вокруг пальца обвёл….

Устал скитаться по тропинке лесной,

Но, может статься, что вернусь я домой…

Я жил без ласки, я хотел видеть свет……

Но жизнь – не сказка, а я….. – обед!

Источник